Перейти к содержимому

Участникам Форума: если Вы утратили пароль или логин, напишите, пожалуйста, на почту voroninee@yandex.ru
Гостям, кто регистрируется: в поле антиспама стоит вводить цифры, а не пытаться скопировать текст.

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится ориентировочно 20 декабря. Место и время будут известны ближе к событию. Обсудить >>>

Сбой работы Форума 24 ноября. Обсудить >>>

26.10.2025. Обновление Фамильного навигатора: добавлено 28 пунктов. Общий список - 8075 >>>

с. Погорелое на Ухтоме и деревни прихода, Пошехонский у./с. Погорелово, Первомайский р-н


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 15 August 2024 - 10:45

СЕЛО ПОГОРЕЛОЕ НА УХТОМЕ (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА), ПОШЕХОНСКОГО УЕЗДА,
НЫНЕ СЕЛО ПОГОРЕЛОВО, ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА.
(Тема о духовенстве здесь )

* * *

Прикрепленный файл  Покровская церковь в селе Погорелово Первомайского района Ярославской области. Фот. Стряпцев В.Ю..jpg   173.55К   0 Количество загрузок:

Источник: сайт "Храмы России"

Покровская церковь в селе Погорелово Первомайского района Ярославской области.

11 ноября 2012 года. Фот. Стряпцев В. Ю.


* * *

РГБ. Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, 1908 г.
С. 424

Погорелое на Ухтоме.


Прикрепленный файл  Погорелое на Ухтоме, Пошехонский у. - С. 424.jpg   142.33К   4 Количество загрузок:


Церковь Покрова Божией Матери, каменная, приходская, прочная, о трех престолах: главный, в летнем отделении храма, Покровский, придельный в честь Илии пророка и в трапезе в честь Св. Модеста, Арх. Иерусалимск. (18 дек.). Местн. праз. 19 мая в честь преп. Карнилия, игум. Камельского, вологод. чуд., к монастырю которого в древности приписано было с. Погорелое. В селе было 2 деревянных храма, но один по ветхости в 1833 г. разобран и устроена деревянная часовня. Церковь устроена (теплое отделение) в 1819 г., холодная в 1827 году - прихожанами. Церковной земли 36 дес. Церковный дом: для жительства священника, деревянный, ветхий. Церк. капиталов билет. 383 руб. Прихожан в приходе: м.п. 995, ж.п. 1144, в селе 39 м., 34 ж., в деревнях: Ивановском 21 м., 37 ж., расстояние от села в 1 в.;  Зогзине 77 м., 90 ж., в 2 в.; Холму 48 муж., 52 ж., в 4 в.; Ломках 14 м., 23 ж., в 5 в.; Тимове 53 муж., 47 ж., в 5 в.; Ескине 49 м., 49 ж., в 4 в.; Терехове 50 м., 55 ж., в 3 в.; Хохракове 33 м., 38 ж., в 4 в.; Барышке 91 м., 114 ж., в 3 в.; Берестенике 33 м., 33 ж., в 1 1/4 в.; Шипове 5 м., 6 ж., в 2 в.; Плясунке 14 м., 14 ж., в 3 в.; Вязовке 54 м., 53 ж., в 6 в.; Александрице 31 м., 40 ж., в 5 в.; Оносове (Черногузке тож) 39 м., 44 ж., в 6 в.; Больших Балуйках 21 м., 22 ж., в 6 в.; Малых Балуйках 14 м., 18 ж., в 6 в.; Починке 27 м., 28 жен., в 5 в.; Звягине 7 муж., 11 ж., в 4 в.; Парфеньеве 4 м., 3 ж., в 1 в.; Кузмищеве 4 м., 7 ж., в 5 в.; и по Катринской волости: в Обухове 34 м., 29 ж., в 4 в.; Тарасове 13 м., 20 ж., в 3 в.; Екимове 19 м., 29 ж., в 6 в.; Сурине 32 м., 25 ж., в 5 в.; Саулове 6 м., 3 ж., в 5 в.; Кривцове 20 м., 27 ж.,  в 5 в.; Белавине 14 м., 15 ж., в 8 в.; Омеланском 36 м., 36 ж., в 6 в.; Павловском 9 м., 4 ж, в 5 в.; Новинке 1 м., в 6 в.; Воронове 14 м., 17 ж., в 5 в.; Алексине 5 м., 9 ж., в 3 в. В приходе 3 школы: 2 церк.-приходские и 3-я школа грамоты. По штату положено быть священнику, диакону и псаломщику. Казенного жалования причту: священнику 300 р., диакону 150 р. и псаломщику 100 р. Причтового капитала в проц. Билетах 753 р. 20 к.

* * *

* * *

КЛАДР РФ
https://kladr-rf.ru/76/011/000/228/
Адрес: Ярославская область, Первомайский район, Погорелово село.

#2 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 15 August 2024 - 12:22

РГБ. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего синода. Т. 3. 1723 г. С.-Петербург. 1878 г.


Ведомость
Ростовской епархии приходским и ружным церквам, которые построены издревле, и что при тех церквах содержащихся по прежнему древнему определению и по данному окладу и полоняничным деньгам попов и дьяконов и при них служителей, также что по преставлении Адриана патриарха вновь построенных церквей и, сверх древнего определения, к тем приходским и новостроенным церквам посвященных попов и дьяконов и к ним определенных служителей, и прочим прошениям и кем посвящены, и в каком году и чем к пропитанию довольствуются, о том значится ниже сего порознь статьями.
(Представлена в Святейший Синод Георгием, еп. Ростовским 13 марта 1723 г.).

Стр. CDXLV  
Церкви в Пошехонском уезде:
Стр. CDLIV
69. Ухтомской волости в селе Погорелове 2 церкви: во имя пророка Илии и Покрова пресв. Богородицы.
Число причта: 2 попа, дьячек и пономарь.
Приходских 130 дворов. Пашни по 7 четвертей в поле; покосов 10 коп. Дани 1 р. 23 алт. 2 д., полоняничных с одного двора.

#3 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 15 August 2024 - 12:44

Интернет-портал архивной службы Ярославской области.
Ф.230 Оп.1 т.5 Д.10128 Дело об освящении новой каменной церкви в с.Погорелое на Ухтоме Пошехонского уезда 1827 — 1827 ГКУ ЯО ГАЯО Оцифровано

* * *
ЯЕВ № 6 от 7 февраля 1880 г. Ч. неофиц. С. 44-47

Исторические материалы. Освящение храма в селе Погорелове в 1827 году.1)


Менчаково, 28 июня, вторник.
Пан2) возвратился из пустыни3), и чрез несколько часов уехал в Пошехонье4), куда прибыл губернатор5). Возвратившись из пустыни, успел рассказать, что он в 26 число приехал в пустыню с Николаем Пр. Окуловым, приехал туда до обедни и пред обеднею встречен там был Вологодский Преосвященный со всяким приличием, но без звону и стоял в церкве обедню, а Ярославского Авраама еще не было. Под конец обедни поднялся звон, и по окончании оной тревога и беганье с восклицаниями: «Едет! Едет!» Кто же едет? Догадаетесь сами. Свидание двух Архипастырей может описать вам самовидец Федор Иванович. А я боюсь, чтоб не ошибиться в чем-нибудь. Слышал еще, что пан мой при столе монастырском был хозяином и угощателем дорогих гостей, и заметил довольство на лицах их. Описал смирение Онисифора и противуположность Авраама, и кончил тем, что, оставив гостей в пустыне, намеревающихся отправиться к Окулову, сам поехал в Пошехонье, чтобы встретить губернатора и защитить в случае нужды Пошехонское убожество пред Его Превосходительством.

У нас затихло к вечеру 27. А по утру в 28 опять зашевелились, засуетились и пр. Хозяин в Пошехонье, хозяйка6) в спальне: жестокие спазмы мучат ее. Вот следствия заботы и ожидания гостей. Полдень прошел. После обеда выбегаем попеременно на балкон и прислушиваемся: нет ли стуку экмпажей? Нет еще. Бьет 6 часов по полудни. 7-й на проходе. Мы на балконе. Слышим звон при церкви: думали, что Преосвященный проехал мимо и у церкви, но ошиблись. Волнуясь сими мыслями, вдруг видим, что со стороны Владычнева (усадьба Окулова) скачет телега парою, останавливается пред воротами, проворно соскакивает с нее небольшого росту толстой и одутловатой мужчина в черном фраке, за ним другой высокой и это был из пустыни послушник. Первый вбегает в переднюю; узнаем, что это Пошехонский заседатель. С разгорелым лицом, с выпуклыми глазами, с реющимся духом и прерывающимся голосом на вопрос мой: «Что изволите сказать»? отвечал он: «Преосвященный едет очень близко, так прикажут или нет просить его сюда»? – «Просите, просите, непременно просите»! закричало несколько голосов. У нас готовились к усердному принятию его. я побежал к хозяйке дома, и она начала готовиться встретить Владыку, пересилив свои спазмы. Заседатель убежал, но чрез минуту возвращается с вестию, что Преосвященный не изволит, но едет к церкви. Тотчас смекнули, что политического зова заседателя было недостаточно. Нужно было, чтобы кто-нибудь из домашних попросил Преосвященного. Посему побежал было я с старшим сыном7), но дочь пана перебила, и я остался спокойным зрителем. Сама хозяйка выходит на распутие и кланяется Владыке, спокойно сидящему в своей карете. Шестерка поворотила к воротам, мы опрометью бросаемся с балкона к подъезду, и карета останавливается у входа. Сквозь дверцы кареты успел я проникнуть и вижу три монашеские образа, но узнал в седобородом старце Архиерея. Дверцы отворяются, я подскочил подслужиться и поддержать за шуйцу вылезающего старца, но не успел крепко прикоснуться и подхватить, как он, опершись на жезл свой, очутился на земле. Хозяйка пред ним, я по сторону, дети позади, а все семейники во входе. Он оборачивается спиною, надевает рукав рясы (ибо ехал без оной), и оборотившись благословляет хозяйку и, занося руку, говорит твердым голосом: «Я было не хотел беспокоить вас, услышав, что хозяина нет дома» (ибо пан точно был в Пошехонье). Во время их разговора, я успел облобызать десницу его и все прочие тоже. Он пошел вверх, а я смотрю на вылезающих за ним из кареты: какого-то высокого и гибкого архимандрита и с ним игумена из Адрианова монастыря8). Знакомой строитель(9) пустыни волочился позади всех. И я поволокся к ним, заведши разговор с любопытством обо всем. Преосвященный принят в гостиную, остался ночевать, и послал с известием к церкви, чтобы приходили служить в доме всенощную. Напились чаю и начали приготовляться ко всенощной: вдруг приезжает пан из Пошехонья. Увидевшись с Преосвященным как со знакомым своим, он спрашивает о Вологодском Онисифоре; отвечают, что он остался во Владычном у Окулова, и согласились, чтобы послать за ним с прошением, дабы 29 числа пожаловал на освящение храма, а вместе и на именины. Не забудьте, что Ярославский Архиерей зван был на освящение храма к Погореловской церкви, верстах в 3-х от меня. Писанное ему письмо от имени моего пана, помещу после. Теперь оно где-то засунуто и не могу отыскать чернового. Но дело в том, что певчие, протодиакон, два поддиакона и проч. были в Погорелове, и по гласу Владыки тотчас являются два поддиакона, из коих один голосом подобен старинному архиерейскому бяшке, Вологодскому поддиакону, т.е. тому, который шел из Прилуков и умер на дороге; а другой молодой, заскорузлый, еще не оброс волосами, из студентов, голос его подобен Ламанскому, любезному моему, племянничку; с ними шадровитый тенор, но не в пример любезной моей горлинке А.И. Чуркину, довольно хуже. Служить начал приходский священник-благочинный, прежде бывший регент Ярославского хора архиерейского. Началась службы: бяшка диаконом и говорил эктении, а бас и тенор начали покачивать – славно! Но так, что не хуже бы пропел и бывалой Рукин(10). Архиерей в клобучке и ряске, с четками в руке, начал править левым клиросом и теноро-бас его мне понравился, особенно с тенором-благочинным подпевали хорошо. Жалею, что я не достоял и половины всенощной (впрочем, заметил, что манера пения довольно отлична от Вологодской, ибо при шестопсалмии отозвал меня пан мой, и отрядил ехать с старшим его сыном во Владычное, просить Вологодского епископа к себе в гости. Повинуясь гласу его, мы садимся в колясочку и очутились во Владычном, около 9 верст расстоянием. Являемся лицу Архипастыря и предлагаем причину нашего прибытия. Но просьба наша не действительна была, и Владыка отказался. Тут имел я сладкое удовольствие видеть и прижать к сердцу любезного Федора Ивановича, которому прошу свидетельствовать мое истинное почтение. Я обещал ему писать, но лучше покажите ему сие письмо. Отправившись оттуда, на дороге сличал я прежнего моего Архипастыря с Ярославским и вышло по моему мнению так: Ярославской есть бранной воевода11), а Вологодской истинно смиренный епископ в сравнении с ним. Приезжаю домой и нахожу, что служба кончена и архиепископ почивает. В глубокой тишине ждут губернатора из Пошехонья. Отдавши отчет об экспедиции, удалился и я в ожидании не столько дорогого гостя, сколько в полудремотном ожидании спокойного сна. Бьет 12-ть, и вдруг вдали гудит колокольчик. «Верно он, верно он», повторяли все в волнении и, вставая со стулья из-за ужина, за который только было сели. «Да, думал я, еще не все». Подъезжают несколько экипажей к подъезду,, шум удвоился, хозяин и хозяйка бегут на встречу, а я смиренно в уголку приготовился увидеть превосходительство в превосходной степени. И что же? Вижу: идет в переднюю седой старичок с (батожком) палочкой, небольшого роста, прямой, в поношенном виц-мундире. Это-то губернатор? думал я и решил, что он по наружности не стоит Н.П. Брусилова (а после слышал, что и духом не выше). За ним тащатся: секретарь его гладколицой и дородной Е. Ильинский, губернский архитектор, в зеленом виц-мундире, небольшой, толстенькой, набитой добром, Петр Яковл. Паньков, еще исправник,(12) заседатель(13) и проч. и пр. и пр. С ними приказной Донской, и мы скоро составили компанию. Дело кончено, т.е. напились чаю, побеседовали и сели за ужин и проч., а я спокойно уснул. На другой день, т.е. 29-го, все мои мысли заняты были Архиереем, певчими и протодиаконом, коему фамилия Суслонов. Я видел его прежде, и довольно разглядел, что статура и осанка его хуже Якубова.

В 8 часов Архиепископ отправился к церкви, и все последовали за ним. По окончании действия освящения, когда принялись за обедню, я посмотрел на сидящего на амвоне архиепископа, приметил, как он скромно сердился на неумеющих сельских церковнослужителей и казался почти дремлющим. Потом обратил внимание на Суслонова. Манера и размашки его оборотливее Якубова, ибо и манера Преосвященного требует оборотливости, даже до опрометчивости. Голос протодиакона чище и, да не оскорбит самолюбие Якубова, ежели скажу, что лучше несколько, нежели его голос. Впрочем, нет той горделивой осанки, той непринужденной степенности и горделивой выступки, того орлиного взгляда, той важной мины и вообще той манеры, величавой и даже величественной, какая примена в Вологодском протодиаконе. Суслонов понур, Суслонов нахмур, брови понависли и рыльцо стаканчиком, особенно при служении. Вообще служение не показалось величественнее Вологодского. Пастырь говорил слово своего сочинения, обыкновенно хорошо и сочинено, и говорено. Смотрю: Преосвященный выходит на амвон, перед ним диакон с книгою; в книге слово; Преосвященный в левой руке с жезлом, на которой оперся, а правою вынял очки, надел, а диакон тем временем развернул книгу, и служил вместо налоя, держа оную. В половине проповеди Преосвященный остановился, снял очки, протер платком глаза, надел очки и таким образом докончил свое слово. Впрочем, успел сделать окрик какому-то молодцу, который с дамою теснился выйти из церкви. Он так поразил его Архипастырским своим гласом, что тот поприсел несколько, чтобы скрыться за народ.

По окончании обедни, Преосвященный заезжал по пути к Николоухтомской церкви нашего прихода, где поп Григорий Преображенский вел его за руку, а я служил певчим, возгудая входное «достойно». Были на перепутье у благочинного, отсюда пастырь пошел к попу Григорью в дом, а я с паном, на четверочке лихих, поехал домой. Да! Да! Да!

Чуть не забыл певчих; их приезжало человек 12. По три голоса. Басы отличны, но не огромны. Одутловатый молодец, в малиновом сертуке, рыжеватой, похожий на свата моего Крупнова, но глаже и полнее его, понравился мне и видом, похожим на бочку, и голосом, как из бочки льющимся шумно, плавно, громко, высоко, чисто – славно! Другой диакон, отменной, огромнее Ламанского, но тонее Саваитова, голосом, впрочем, а не телом, поет и пьет отлично! Третий молодой поддиакон – отменной солист! Чистой, водкой, собой видной, ну, словом, молодец, а чувствую, что я затер бы этого в старые мои годы. Теноры не заслуживают внимания, впрочем, нельзя назвать плохими, и лучший-то из них не лучше Владимира Ивановского, на коего он много и походит; другой мелкотравчатой, из семинаристов. Альты изрядны, а неболее, но не найти в них не только Раменского или Россова, с горем и Алексея Якубова. Довольно взрослой, рыжой, заскорузлый и в парике дискант, обратил мое внимание, потому что о чудесности и редкости его протренчали мне уши еще прежде сего. Смотрю, он поет и машет рукой, следовательно, он управляет хором, следовательно, он твердо поет, думал я. И действительно! Мне пришел в голову Николай Россов, его рост, а лицо и волосы Петра Воскресенского, и вспомнил обоих. Но этот Покровский точно прекрасно поет, так прекрасно, что заглушает басов. Никакого чуда нет, думал я, мудрено ли хорошо и твердо петь, когда за образование его плачено какому-то артисту несколько сот рублей. Впрочем, надо отдать справедливость, что подлинно отличной голос и самое мастерское употребление оного и точно можно бы почесть редкостию, ежели бы прибросить к нему несколько лотов пленяющей нежности и резво-тонко-проницающей живости. Может быть от дороги, либо от лет, либо от чего другого, только приметна какая-то несколько шипящая сиповатость. Другие дисканты, кои выходили петь …, не заслуживают особенного внимания. Впрочем, как уверяют, состав всего хора отлично образован и всю манеру пения занял от придворных, и я начинаю думать, что он лучше Вологодского. Но из того, что слышал сам, заключаю, что не много превосходства. Концерт пели: Обновляйся Сионе! Вообще же скажу о хоре, который я слышал, что и Вологодские не хуже бы прокричали все. Правда, манера пения очень хороша, не тиха и не громка, приемы легкие, ходкие, оборотливые; можно сказать три четверти форте, и одна четверть пиано во всем пении. И все служение, сравнив точнейшим образом с Вологодским, и лица с лицами, и манеру с манерою, думаю, что не много выиграет, а именно одним Архипастырем, которой увешан орденами: Александра Невского, Анны 1 степени и Владимира 2 степени.

Я успел прочитать наскоро проповедь Авраама, писанную собственною его рукою: без темы, и начинается словами: «Вышний не в рукотворенных храмах живет. Владычество Его беспредельно» и пр., говорит о важности храмов, о хождении в оные, о почтении к ним и пр.

Мы приехали домой. Богатой стол ожидал гостей, коих многолюдство и пестрота, разнообразие и этикетство не казались мне дивом. Вокальная музыка архиерейского хора подслащала стол, и гости питали вместе с желудком и души свои. – Преосвященный после обеда отправился в Пошехонье со всею свитою. Губернатор остался еще на ночь, и шум не уменьшился с отъездом Преосвященного, но более увеличился. Ибо известно, что светские более сжимаются при духовных. Мне дал Бог человека другого из Ярославцев, с коим познакомилмя по-приятельски, так что ежели буду в Ярославле, то есть, к кому зайти пообедать.

Сообщил В.И. Лествицын.


-----
1) Из записок Ивана Федоровича Рукина, старого студента Вологодской духовной семинарии, который в 1827 г. был учителем детей Ярославского губернского предводителя дворянства подполковника Павла Аполлоновича Соколова, жительствовавшего в сельце Менчакове, в Николоухтомском приходе, Пошехонского уезда, и вел в этом году записки (906 страниц), которые находятся теперь в моей библиотеке. О последующей судьбе Рукина известно мне то, что, по основании в Ярославле губернских ведомостей в 1831 г., Рукин был первым редактором этих ведомостей, после оставления этой должности, он вскоре выехал из губернии, куда – осталось здесь неизвестным.
2) Так автор постоянно называет своего хозяина, как большого барина.
3) Разумеется Исакова пустынь, находящаяся почти на самой границе нашей губернии с Вологодскою (54 версты от Пошехонья).
4) Менчаково в 30 верстах от Пошехонья.
5) Действительный статский советник Михаил Иванович Бравин управлял нашею губерниею с 25 ноября 1826 г. по 28 ноября 1830 г. Переведен отсюда в сенат.
6) Александра Яковлевна, дочь кн. Козловского.
7) Семейство предводителя в 1827 г. составляли: сыновья – Михаил 18 л., находившийся в военной службе, Виктор 11, Николай 9, Леонид 6, Дмитрий 4 и дочери – Александра 20 и Анна 2 л.
С. 45
8) Игумен Константин управлял Адриановым монастырем с 1816 по 1828 г.
9) Стр. Игнатий управлял Исаковой пустыней с 1818 по 1845 г.
10) Автор, очевидно, говорит о себе самом.
11) Это, кажется, несколько преувеличено: архиепископ Авраам неизвестен у нас особенною горячностью и энергичностию, хотя по сравнению с еп. Онисифором, конечно, был поживее и посмелее. Ненадобно забывать, что первый был хозяин и владыка в местности свидания, а последний лишь гость, и что посему на церковном собрании, в присутствии губернатора и губернского предводителя, Ярославскому владыке естественно принадлежала первунствующая роль.
12) Поручик Помпей Александрович Ахматов.
13) Дворянских заседателей было двое: губ. секретарь Николай Иванов. Бялопольский и поручик Михайло Андреев. Аксенов. Один сопровождал архиепископа, а другой губернатора.

#4 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 15 August 2024 - 13:04

ЯЕВ № 37 от 10 сентября 1880 г. Ч. неофиц. С. 289-294
Еще из записок И.Ф. Рукина.
Содержание: Праздник Пасхи. – Пожар в Погорелове. – Ночлег в Исаковой пустыне. – Клад. Средство сделаться благоразумным. – Николин день. – Белое – село. – Священники. – Колокола. – Преосвященный.

С. 290, 291
С. Менчаково. 1 августа.

Пожар в Погорелове.


Около 17 июля, почти с неделю, стояли жары, так что вся природа изнемогла, кажется, от зноя и томилась сильною жаждою бездождия. Экономные помещики и трудолюбивые поселяне беспокоились о жатве и сенокосе. Собрался весь околоток и вознесли свои молитвы к небесам. Чрез несколько дней после сего явилось страшное и величественное позорище. Мрачные облака, грозные тучи, чреватые дождем и громом, похитили у нас свет солнца среди самого полудня. Угрюмое молчание распространилось повсюду. Люди, животные – все скрылось. Везде полное затишье, а боязливое ожидание содержало всех в сомнении. Предшественник бури, страшный вихрь с порывистым визгом, пробежал по мрачному небу. Вдали раздался глухой удар грома. Я, овладев естественным чувством страха, вышел на балкон, чтобы удивляться величеству природы и последовать за постепенными переменами картины. После нескольких слабых ударов, потрясавших и колебавших атмосферу, грянул и раздался сильный удар грома, молния блеснула и еще глухой отголосок катился с грохотом по своду небес, как увидели дым на верху каменной колокольни. «Пожар! Пожар», заговорили в доме. «Церковь горит», кричал запыхавшийся посланный гонец, подъезжая к балкону. Голодный желудок ожидал было сытного обеда, но лошади поданы: «гони к церкви»! Между тем сильный дождь пролился и покрыл жаждущую землю. Громы раздавались редко и медленно, молнии каждое мгновение рассекали тучи и ослепляли зрение сверканием. Тьма, глубокая тьма легла на землю, вихрь разносил по воздуху безобразные и беспорядочные тоны колоколов. Маковки и купол, обитые жестью, почернели от дыму и пламя изрешетило деревянные переклады. Искры сыпались, народ суетился в смятении и не смел подняться выше колоколов. Но все было спасено великодушным и решительным поступком друга моего, почтенного священника о. Григория Преображенского. Он прибегает на колокольню, видит робкую нерешимость слабодушных зрителей и в минуту взбирается вверх по поставленной лестнице, лезет в дыму и пламени, задыхается и обжигается, по ободрившись отбивает изнутри железные листы купола. Пламя и дым устремляются в открытые места, и внизу над колоколами нет уже дыму. Священник в утомлении упадает на пол и криком ободряет, чтоб другие следовали его примеру. В минуту была разломана крыша и пламя, заливаемое водою, потеряло силу свою, начало слабеть, слабеть и вот тем кончился пожар. Колокольня вверху почернела и по сю пору стоит как сетующая вдова, в белом платье и в черной на голове повязке.

#5 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 15 August 2024 - 16:30

Село Погорелое, Пошехонского уезда.

Прикрепленный файл  c. Погорелое на Ухтоме, Пошехонский у. - карта Менде, фрагмент листа Ярос-NOF-1.jpg   478.12К   4 Количество загрузок:

Из атласа Менде, 1850-ые годы, лист Ярос-NOF-1 (фрагмент).



#6 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 16 August 2024 - 06:25

РГБ. Историко-статистический обзор Ростовской-Ярославской епархии. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Аполлинарий Крылов. - Ярославль, 1861.

С. 690-692
Церковь села Погорелого, что на Ухтоме. Существует с 1818 года. Престолов в ней три: 1) Покрова Пресвятой Богородицы, 2) Святого Пророка Илии и 3) Святителя Модеста, архиепископа Иерусалимского.
Земли 36 десятин.

Прикрепленный файл  с. Погорелое, что на Ухтоме, Пошехонский у. - С. 690-691.jpg   132.42К   2 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  с. Погорелое, что на Ухтоме, Пошехонский у. - С. 692.jpg   10.54К   1 Количество загрузок:

Прихожане жительствуют в 37-ми селениях, они суть:  Погорелое, Ивановское, Зызино*, Князищево, Медведево, Холм, Ломки, Тимово, Яскино, Терехово, Хахраково, Берестеник, Шипово, Плясунка, Барышка, Зязовка*, Александрица, Оносово, Большие Балуйки, Балуйки Малые, Починок, Звягино, Федорино, Парфентьево, Космищево, Обухово, Тарасово, Екимово, Сурино, Саулово, Кривцево, Балавино, Омелинское, Павловское, Вороново, Кокуйка, Алексино.
Всего домов 290; душ: муж. 817, жен. 1033.

-----
*Видимо, опечатки. Должны быть Зогзино и Вязовка.

#7 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 23 August 2024 - 15:30

Интернет-портал архивной службы Ярославской области.
Ф.80 Оп.1 т.2 Д.2409 Дело по отношению 3-го делопроизводства губернского правления о разрешении постройки старообрядческой церкви при Никольской старообрядческой общине в деревне Балуйки Тарасовской волости Пошехонского уезда 1910 — 1910 ГКУ ЯО ГАЯО Кол-во листов 12. Дело не оцифровано.
Ф.80 Оп.1 т.2 Д.2802 Дело по прошению совета Никольской старообрядческой общины о разрешении постройки церковной сторожки при деревне Балуйка Малая Тарасовской волости Пошехонского уезда 1914 — 1914 ГКУ ЯО ГАЯО Кол-во листов 5. Дело не оцифровано.

Оцифрованы:
Ф.230 Оп.11 т.17 Д.3005 Книги записей о родившихся Никольской старообрядческой общины дер.Балуйки Тарасовской волости Пошехонского уезда за 1910, 1911 годы 1910 — 1911 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф.230 Оп.11 т.17 Д.3017 Книги записей о родившихся Никольской старообрядческой общины при церкви дер.Балуйки Тарасовской волости Пошехонского уезда за 1912, 1913 годы 1912 — 1913 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф.230 Оп.11 т.17 Д.3026 Книга записей о родившихся Никольской старообрядческой общины дер.Балуйки Тарасовской волости Пошехонского уезда за 1915 год 1915 — 1915 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф.230 Оп.11 т.17 Д.3028 Книга записей о родившихся Никольской старообрядческой общины дер.Балуйки Тарасовской волости Пошехонского уезда за 1916 год 1916 — 1916 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф.230 Оп.1 т.4 Д.6612 Метрическая книга Никольской старообрядческой церкви дер. Малые Балуйки Пошехонского уезда за 1917 год 1917 — 1917 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф.230 Оп.11 т.17 Д.3022 Книги записей о родившихся церкви дер.Балуйка Тарасовской волости Пошехонского уезда за 1914, 1917-1919 годы 1914 — 1919 ГКУ ЯО ГАЯО

Ф.Р-514 Оп.1 Д.566 Балуевской (старообрядческой) в деревне Малые Балуйки 1924 — 1927 ГКУ ЯО ГАЯО Дело не оцифровано.
Кол-во листов: 0
Даты документов: 08 октября 1924-20 июля 1927
Раздел описи: Пошехоно-Володарский уезд — Пролетарская волость

Просмотр сообщенияananars (23 August 2024 - 14:46) писал:

... может кто знает, где могут быть записи о старообрядцах данной общины за более ранние года?


#8 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23659 сообщений

Отправлено 28 July 2025 - 06:26

Интернет-портал архивной службы Ярославской области.
Ф.80 Оп.1 т.2 Д.2753 Дело о постройке деревянной церкви в деревне Оносово Тарасовской волости Пошехонского уезда 1913 — 1913 ГКУ ЯО ГАЯО

* * *
ЯЕВ № 3-4, 22-29 января 1917 г. Ч. неофиц. С. 35-38

Освящение новоустроенного миссионерского храма при деревне Оносове, Пошехонского уезда, Тарасовской волости.


Необходимость устройства храма при деревне Оносове была сознана епархиальным начальством давно. В 1895 г. было испрошено разрешение на устройство  при деревне Оносове церкви школы. Отпущена была из средств Св. Синода 1000 руб., половина которой была употреблена на заготовку кирпича, извести и камня, а другая половина была выдана подрядчику по постройке церкви в виде задатка, но тотчас же взята была обратно от него в качестве залога(1). Более средств Св. Синод не отпустил, казенного лесу почему-то не было дано, иных денежных источников не имелось, поэтому Строительная Комиссия прекратила свои действия.

Но Господу Богу угодно было, чтобы на сем месте (при д. Оносове) прославлялось Его Св. Имя. Прошло с того времени 15 лет, явились обстоятельства, сильно побуждающие осуществить то дело, которое началось ранее, а именно в данной местности стал сильнее развиваться раскол и даже настолько сильно, что при деревне Балуйках в 2-х верстах от Оносова в 1911 году был построен деревянный австрийский храм. Преосвященный Корнилий, бывший в то время епархиальным миссионером, обращал особое внимание на означенную местность и не один раз предпринимал свои миссионерские путешествия в сей дальный захолустный уголок Пошехонского уезда, чтобы ослабить пропаганду раскола, и заводил речи с народом о необходимости построения храма. В 1911 году священники церквей Погореловской и Никольской на Ухтоме, к которым принадлежит деревня Оносово, в своих донесениях местному благочинному о состоянии раскола в их приходах сообщили, что с устройством австрийской Балуевской церкви очень много прихожан Никольской и Погорелосвской церкви перешло в Балуевскую церковь (до 100 чел.).

Местный благочинный свящ. Мизеров подробным рапортом от 30-го июня 1911 года за № 251 донес Ого Высокопреосвященству, Высокопреосвященнейшему Тихону, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, что в означенной местности сильно ведется пропаганда австрийского раскола и является настоятельная необходимость в устройстве православной церкви и именно при деревне Оносове в 2-х верстах от Балуевского раскольнического храма, в ограждении православных от влияния австрийского раскола, Миссионерский Отдел Братства Св. Димитрия в свою очередь также энергично ходатайствовал о построении в дер. Оносове храма. Высокопреосвященный Тихон положил резолюцию: «приступить к постройке дерев. храма при деревне Оносове, для сего образоватьСтроительную Комиссию». Согласно распоряжения Епархиального Начальства Строительную Комиссию составили: местный благочинный свящ. Павел Мизеров, ц. с. Никольского свящ. (ныне протоиерей) Димитрий Никольский, ц. с. Погорелова свящ. Василий Розов, старосты той и другой церквей и крестьяне деревни Оносова Федор Никифорович Козлов и Иван Петров Польков, который и был главным исполнителем постановлений Строительной Комиссии. Комиссией испрошен казенный лес, но денежных местных средств у Комиссии не было никаких. Вот в этот трудный для Комиссии момент является на помощь епархиальный миссионер-иеромонах Корнилий.

Потекли средства из Братства Св. Димитрия, которые, как оказалось, приобретались личными трудами Преосвященного Корнилия путем крестных ходов его по епархии  с иконою Благоверной княгини Анны Кашинской. Итак, на средства из вышеозначенного источника, при пособии от Монарших щедрот 1500 р., и при пособии от церквей и духовенства епархии приблизительно около 1000 р. и от Оносовских прихожан (100) р.  ныне воздвигнут храм Оносовский стоимостью до 1000 руб.

Оносовский храм строился сравнительно короткое время: закладка его совершена 22 октября 1912 года, а в июне 1915 года постройка храма была уже совсем покончена.
Присутствовавшие при закладке храма крестьяне дер. Оносова и ближайших деревень плакали от радости, что в их местности среди Оносовского поля строится храм и молили Бога, чтобы он привел им видеть благоустроенный храм и молиться в нем.
И настало это желанное время: с разрешения Его Высокопреосвященства Агафангела, архиепископа Ярославского и Ростовского, Преосвященным Корнилием назначается освящение Оносовского храма 22 сент. 1916 г.
С особым радостным настроением Оносовцы ждут этого дня, оповестив о предстоящем торжестве жителей соседних приходов и пригласив их разделить духовную радость.

Вот и 21 сентября, когда должен прибыть святитель храма Преосвященный Корнилий с иконою Святой Покровительницы постройки храма Благоверной княгини Анны Кашинской.
С полудня работы полевые все прикончены, деревня Оносово принимает праздничный вид. Оносовцы собираются на улице кучками и толкуют о приближающемся торжестве и прибытии Владыки. Собирается духовенство, назначенное к участию в торжестве, певчие и богомольцы из разных приходов.
Лицо неба после продолжительного ненастья просияло: к 4 ч. пополудни установилась чудесная ясная погода, как-будто и вся природа разделяет радость Оносовцев.
Взоры Оносовцев и прибывших богомольцев часто обращаются в ту сторону, откуда должен прибыть Владыка.
4 часа … «ударил наш колокол»! осеняя себя крестным знамением, заговорили Оносовцы и прибывшие богомольцы, кто в храм спешит, кто на улице деревни Оносова к толпе присоединяется. Владыка едет … пронеслось в толпе, уже трезвонят, значит близко.
С радостию в душе и низким поклоном все встретили Владыку и стали ждать начала всенощного бдения.
С 6 ч. вечера началось всенощное бдение;  к тому времени прибыл крестный ход со станции Бакланка с иконою Благоверной княгини Анны Кашинской и крестные ходы Никольской на Ухтоме и Погореловской церквей. Храм, вмещающий до 700 человек, полон молящихся и горит огнями трудовых свечей. На литию и полиелей Владыка выходил со всем духовенством. Перед полиелеем между кажд. Преосвященный сказал слово о жизни и подвигах Св. Благ. Анны Кашинской и о подражании ей. Всенощное бдение кончилось в 10 ½ час. вечера, но все богомольцы не чувствовали усталости, созерцая торжественное Архиерейское служение.

22 сентября в 8 час. утра начался благовест к водосвятному молебну и освящению храма. Не смотря на дождливую погоду, богомольцев собралось множество. Свершилось то, чего с нетерпением ожидали Оносовские прихожане. Храм освящен во имя Воздвижения Креста Господня.
Началась Божественная литургия: слышится первый возглас «Благословенно царство»… Так и не верится, что среди Оносовского поля в новоустроенном храме совершается литургия Архиерейским служением: слезы радости и умиления невольно льются у богомольцев при совершении бескровной жертвы в первый раз в сем храме. После заамвонной молитвы Преосвященный Корнилий сказал прекрасное поучение о значении православного храма для верующих в деле спасения и о безблагодатности австрийскаого священства, таинств и богослужения совершаемых австрийским священством. Рассказывали потом богомольцы, что старообрядцам, бывшим в храме, очень, очень пришлось не по вкусу слово Владыки Корнилия, зато православные ликовали.
В заключение слова Владыкою было сказано, что главною строительницею  этого храма была Благоверная княгиня Анна Кашинская, так как поступивший от крестных ходов с Ея Иконою доход употреблялся на постройку сего храма. После проповеди Владыки местный благочинный выразил благодарность Преосвященному Корнилию от лица Оносовских прихожан за его покровительство и содействие скорейшему устройству храма, и все прихожане земно поклонились Владыке.
На всех богослужениях весьма прилично пел хор из о.о. диаконов и псаломщиков, при участии учительниц ближайших школ, под управлением псаломщика Владыченской церкви Ивана Панфилова.
При Архиерейских служениях участвовали: ц. села Никольского на Ухтоме протоиерей Димитрий Никольский, благочинный священник Павел Мизеров, ц. с. Васильевского священник Александр Георгиевский, ц. с. Инжевер священ. Илия Лапин и ц. с. Погорелова на Ухтоме свящ. Федор Поройков, за протодиакона служил иеродиакон Афанасьевского монастыря Анатолий, два иподиакона и диаконы: с. Никольского на Ухтоме Василей Смирнов и с. Кукобоя Анатолий Белоусов.

Остается пожелать, чтобы скорее к новому храму был назначен собственный причт, иначе миссионерская цель построения храма не будет достигнута, и благоустроенный храм без священника и службы запустеет.

Благочинный свящ. П. Мизеров.

-----
(1)Примеч. Залог 500 руб. хранится при Никольской на Ухтоме церкви, а в 1914 году с разрешения Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Тихона, этот залог был передан Пошехон. Отделению Епарх. Уч. Совета на устройство Оносовской церковно-приходской школы.

-----
Размещала здесь в 2017 г.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования