Уголовное дело о разбое 1872-73 годов.
Григорий и Иван Родионовичи Богдановы. Ершники, Ростовский уезд.
Продолжение мятежной судьбы Родиона Васильева. И хотя, на этот раз история связана с его сыновьями, сам Родион принимал деятельное участие в процессе над ними.
Родион Васильев, родной брат моего менее примечательного прямого предка, привлекался к суду 9 раз и даже содержался в Ростовской тюрьме. Почти все обвинения были связаны с кражей лошадей, но ни одно не было полностью доказано и всякий раз его либо освобождали от ответственности, либо отпускали в весьма сильном подозрении. Его сыновья приходились моим прямым предкам племянниками и, соответственно, двоюродными братьями. Очевидно, они переняли авантюристские наклонности отца, но не ум. Старший сын Григорий был осужден за кражу в 1865, а затем, он же с братом Иваном стали участниками разбойного нападения в 1872 году. Дело невероятно интересно с точки зрения того, как проходил процесс, какие были задействованы процедуры. Оно содержит
https://vk.com/...
Итак, краткое содержание:
30 июля 1872 года, в 10 часов вечера причетник Александр Ефимович Волков возвращался из Ростова Великого в село Рославлево с товарами - чаем, сахаром и хлебом. Когда он проезжал овраг к нему подбежал крестьянин в белой рубахе и попросил подсадить на телегу, не успел Волков ему отказать, как подбежал еще один неизвестный в красной рубахе и достал нож, завязалась борьба в ходе которой Волков схватился за нож, поранился, но отклонил удар. В этот момент появился третий человек, который вскочил на телегу и уехал по направлению в деревню Ершники (деревня Родиона Васильева Богданова). Пострадавший Волков вместе со знакомым причетником отправился в дер. Новую-Покровку, но пьяные крестьяне этой деревни отказали им в помощи. Очевидно, недолюбливали крестьяне причетников. Тогда они обратились к старосте волости Орлову.
Орлов вместе с заявителем отправился в деревню Ершники и там встретили братьев Григория и Ивана Богдановых, в которых Волков признал нападавших. Те, однако, не признались в нападении. Но за их двором обнаружили следы лошади и мешок с товарами в стоге сена. При опросе свидетелей разошлись мнения по поводу цвета рубашек. Родион не помнил, какие на сыновьях были рубахи, мать с братом Родиона, Иваном (моим прямым предком) упоминали белые и розовые. Соседи видели братьев проходящими по деревне в красной и белой рубахах, так же они свидетельствовали, что накануне видели братьев с пойманным зайцем, и в руках у них был складной нож.
Когда обвиняемые были приведены к следователю, то на рубашке Григория заметили пятна крови. Сначала Григорий утверждал что кровь произошла от раны на пальце полученной 10 дней назад, а позже, что из-за раздавленного клопа.
Григория подвергли медицинскому освидетельствованию, которое показало, что у него действительно имеется порез на пальце, который мог быть нанесен острым ножом не более 3-х дней назад. Прошел медицинское освидетельствование и потерпевший Волков. Следы удушения и глубокий порез ладони ножом были признаны насилием, которое подвергло его жизнь опасности.
Выяснилось, что Григорий Родионов уже был судим за кражу, в связи с этим был лишен всех особых прав, и наказан полутора годичным заключением в арестантские роты гражданского ведомства.
Согласно статьям 1627 и 201 уложения наказания братья Григорий 26-ти лет и Иван 19-ти лет подлежали суду с участием присяжных заседателей.
Далее в деле следует информация о том, что 3-й брат Илья Родионов мог быть так же привлечен к суду, так как по показаниям Волкова был еще и 3-й участник нападения, который угнал лошадь с телегой. Однако, по показаниям свидетелей и из-за того, что потерпевший не смог узнать в Илье грабителя, тот был освобожден от надзора и дальнейших обвинений.
Далее следуют документы о процедурах предстоящего процесса, о том, что обвиняемые ознакомлены с деталями дела и имеют право выбрать защитника и предложить свидетелей со своей стороны. Представлены копии всех повесток для свидетелей явиться в суд 10 января 1873 года. Среди свидетелей были потерпевший, староста, который участвовал в опросе Богдановых на утро после преступления, отец и мать и брат обвиняемых, несколько крестьян из деревни Ершники и соседних. Пример повестки можно посмотреть в прикрепленных изображениях. Уточняется, что родители обвиняемых и пострадавший допускаются к даче показаний без присяги, все остальные под присягой.
Вообще, все нюансы судебного процесса описываются очень подробно. Предоставляется список 12 присяжных заседателей, и несколько запасных человек. Описывается процесс отведения присяжных в специальное помещение для принятия решения и наблюдения “чтобы между ними не было стачки”.

Следующими идут подробные вопросы к присяжным заседателям и ответы на них, написанные на листах разделенных пополам. Краткое содержание:
1) Виновен ли старший брат? Ответ:
Да, виновен
2) Виновен ли младший? Ответ:
Да, виновен
3) Если младший виновен, то был ли он вовлечен другим лицом? Ответ:
Нет, не был вовлечен
4) Какому наказанию подлежит Григорий и Иван Богдановы? Ответ: лишению всех прав, состояния и ссылке на каторжные работы в крепостях на 10.5 и 7 лет соответственно.
Судья полностью подтвердил этот приговор и возложил путевые издержки свидетелей в суд на осужденных - 12 руб. 36 коп.
После вынесения приговора Родион Васильев, подал кассационную жалобу в правительствующий сенат, в которой просил снять часть обвинений с младшего сына, так как в момент нападения нож был у старшего, соответственно, младший виновен только в грабеже, но не в разбое. К жалобе прилагается расписка Григория и Ивана о том, что они проинформированы о подаче их отцом Родионом жалобы и о праве присоединиться к ней. Часто за крестьян расписывался кто-то другой, потому что многие из них были безграмотны. В данном случае, этой оговорки в расписке нет, вероятно имена написаны их рукой.
На эту жалобу сенат ответил: Но, но, но… , "если было нападающих несколько лиц, то для признания деяния их разбоем не требуется, чтобы они все были вооружены и что наказанию они должны подвергаться одинаковому все, т е. как тот или те, которые были вооружены, так и те которые участвовали с ними в нападении представлявшем лицу подвергнувшемуся оному явную опасность для его жизни, здоровья или свободы."
1873 года июня 19 дня при товарище прокурора Г.И. Хрущеве и помощнике секретаря в 10 часов утра на Сенной площади города Ярославля братьям был объявлен приговор Ярославского окружного суда, а 18 октября они были отправлены в Москву. Дальнейшая их судьба неизвестна. В статьях про каторгу того времени пишут, что даже после окончания срока бывшие каторжники должны были оставаться на поселении рядом с местами заключения.
3-й брат Илья, которому удалось избежать обвинения был отдан в рекруты. Но он присутствует в переписи 1897 года, значит он вернулся после службы в эту же деревню.
Путевые издержки в конечном итоге возложили на Родиона и он дал расписку в том, что доволен расчетом и обязуется выплатить 12 р.36 к.
Это кажется невероятным, но есть и другие дела связанные как с Родионом, так и с моим прямым предком, но уже не криминального характера.