Цитата
Так по ссылке Ирины Леонидовны получается, что малолетних детишек было несколько в семействе с "дурной болезнью", а остальные как? А если говорить о бытовом заболевании, то все семейство регулярно причащалось в церкви? Значит, могли распространять и дальше сифилис.
1. На этот случай есть хорошее крылатое выражение, актуальное даже сегодня, а тем более в условиях медицины 19 века: не бывает здоровых людей, бывают недообследованные.
2. Мы не располагаем архивными материалами о судьбе этих детей, поэтому рассуждения, болели они или нет, бессмысленны.
3. Практически любое инфекционное заболевание (даже ВИЧ и гепатит) не передаётся в 100 % случаев, даже при половом контакте. Всегда есть фактор "повезло / не повезло", связанный с банальной удачей, спецификой иммунитета и проч. Процент счастливчиков мал, но он существует. Хотя, если говорить о сифилисе, то факторы постоянно близкого взаимодействия родственников (пользование общими предметами гигиены, бельём, одеждой, поцелуи и т.д.) и их непросвещённости делают этот процент ничтожным. Что, собственно, и было в условиях малообразованной и религиозной деревни той эпохи.
Кстати, в определённый период церковь дошла до понимания, что во время повальных эпидемий (холера, чума, тиф и проч.) надежда на молитву лишь усугубляет ситуацию. Принимались меры, не допускающие в лихую годину лобызания предметов культа и массовые скопления людей, даже на большие праздники, даже у почитаемых святынь.
Наиболее яркий пример, который смог вспомнить, - Чумной бунт 1771 года. В России второй год свирепствовала чума, и московский архиепископ Амвросий попытался ввести подобные меры: ограничить собрания люда у иконы Боголюбской Богоматери, запечатать короб для подношений и убрать саму икону. Ответ последовал незамедлительно: рассвирепевшие паломники взяли штурмом и разгромили Чудов и Донской монастыри, убили Амвросия и смели карантинные заставы. Восстание, разумеется, подавили, но сделали выводы и в последующем выработали административные противоэпидемические меры, в частности, екатерининский указ "О мерах к прекращению эпидемий и устройству кладбищ". Он регламентировал как светские, так и церковные мероприятия. В частности, захоронение инфицированных трупов не на приходских кладбищах, а в специально созданных за чертой поселения могильниках. Хотя так поступали в некоторых городах и ранее.
Поискал в сети. Немного об этом написано здесь -
http://www.it-med.ru/...:
"... Как видно из Новгородской летописи, в 1572 г. в Новгороде было запрещено хоронить людей, умерших от заразной или повальной болезни около церквей, а велено хоронить их далеко за городом. На улицах были устроены заставы, а дворы, где умер человек от повальной болезни, велено было запирать, не выпуская их них оставшихся в живых, которым приставленные ко двору сторожа подавали пищу с улицы не входя во двор; священникам запрещено было посещать заразных больных; за ослушание виновных сжигали вместе с больными. ..."
Цитата
Когда нам читала курс медицины преподаватель, которая прошла Великую Отечественную, говорила об этом и о том, что принято называть не "сифилис", а "люэс", сейчас уже не помню, почему, но как-то она объясняла нам причину.
Это связано с профессиональной этикой. Врачи часто, например, в присутствии пациента и его родственников, обсуждают те или иные проблемы (особенно деликатного или фатального характера), используя профессиональную и жаргонную терминологию, малознакомую обывателю, чтоб не ставить пациента в неловкое положение в первом случае и не тревожить понапрасну во втором. Например, подойдя к постели пациента Н., врач обсуждает его состояние с коллегами, постоянно используя незнакомое и нейтральное словцо "потатор" (лат. potator), на которое страждущий никак не отреагирует. А это ни что иное, как "пьяница". Или, желая обратить внимание коллег на необчный внешний облик пациента, можно использовать ещё одно заковыристое словечко - "габитус" (лат. habitus).
Перечитал, что написал, и подумал - не перегнул ли палку с медициной? Хотя, как мне кажется, тема эпидемий и причин смерти весьма актуальна в родословии. Возьмём хотя бы моровые язвы, которые по своей значимости на историю как отдельной семьи, так и страны в целом, идут вровень с войнами на истребление (даже такими, как Великая Отечественная). Только подумайте, какая невероятная удача появления вашего предка на свет и его выживание в условиях, когда смертность от эпидемии односельчан, а уж тем более новорождённых, достигает катастрофических цифр. Когда выживают единицы, и ими оказались наши прадеды.
В заключение хочется процитировать финальную фразу из
фильма Стивена Спилберга "Война Миров", снятого по бессмертному одноимённому
произведению Герберта Уэлса:
"С тех пор, как завоеватели ступили на нашу планету, вдохнули наш воздух, вкусили пищи и глотнули воды, они были обречены. Враг, против которого оказались бессильными орудие и машины, был сокрушен, уничтожен крошечными существами, коих Господь поселил на нашей земле. Заплатив миллиардами жизней, человек заслужил право жить, получил иммунитет против бесчисленных организмов, населяющих планету. Человек отстоял это право. Ведь люди не живут и не умирают просто так".