Елена Дмитриевна (10 June 2014 - 08:57) писал:
... хотя сам монастырь был не тронут.
Многоуважаемая Елена Дмитриевна!
Разрешите уточнить историю Борисоглебского монастыря в Смутное время (в основном со слов борисоглебского краеведа С.А. Лапшиной с добавками из литературных источников).
Осенью 1608 г. после жесточайшего разгрома Ростова тушинский отряд двинулся в сторону Углича и вышел к Борисоглебскому монастырю. Обитель покорилась приверженцам «государя» Лжедмитрия II и была разорена, о чем свидетельствует Царская жалованная грамота 1614 г., выданная братии.
«Приходили в Борисоглебский монастырь литовские люди, и те де литовские люди монастырь разорили, образы окладные ободрали, и казну всякую поймали, и отцев и слуг многих посекли, и прежних государей царей и великих князей всея Русии жалованные грамоты у них поимали, и тое жалованную несудимую грамоту у них взяли» (
Царские грамоты, жалованные Ростовскому Борисоглебскому монастырю // Ярославские епархиальные ведомости. 1893. Ч. неофиц. С. 578. По публикации: А.Г. Мельник. Судьба архивов Ростовского архиерейского дома и Ростовских монастырей в эпоху Смуты. // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов. 1994. С. 91-92. http://www.rostmuseu.../Publication/63 )
Только в следующем 1609 г. ясновельможный литовский авантюрист Ян-Петр Сапега посетил монастырь, застав его, по всей видимости, в запустении. Бичом для обители стал постой тушинских отрядов. Расквартированные при монастыре татары
«что было в селех и деревнех крестьян пограбили и посекли многих, и села и деревни пожгли. А татаровя стоят в наших кельях, а мы, царские твои богомольцы, скитаемся в черных службах и по монастырю а из келий посыланы вон... А рать государева стоит в Борисоглебском монастыре от Велика дни и по ся места. А ныне, государь, корму твоего государева имать не на ком, потому, что стало пусто», - сетовала братия Сапеге (
Челобитная монахов Борисоглебского монастыря Я. Сапеге в мае 1609 г. // Riksarkivet. Skoklostersamlingen. E. 8610 (1). №23/91. По публикации: И.О. Тюменцева, Н.Е. Тюменцев. Жители Ростовского уезда и «воры» в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Яна Сапеги. // История и культура Ростовской земли. Ростов, 2000. С. 53-73
http://www.rostmuseu...Publication/805 ).
Скорее всего, Сапега прибыл в монастырь не столько с целью грабежа, сколько для поисков католического монаха Николая де-Мелло. При Борисе Годунове за пропаганду католичества, запрещенную в Московском государстве, де-Мелло был сослан на Соловки. При Лжедмитрии I он был освобожден и выехал в Москву: новый двор пожелал возложить на него особую дипломатическую миссию. Но пока отец Николай добирался до столицы, здесь произошла новая смена власти и на царский престол взошел Василий Шуйский. В результате католический монах был вновь отправлен под надзор, на этот раз в места не столь отдаленные, а как раз в Борисоглебский монастырь (
П. Пирлинг. Николай де-Мелло «гушпанские земли» чернец (из Смутного времени). // Русская старина. Т. 110. Кн. 5. Май 1902. С. 303-312). Сапега не нашел здесь того, кого искал (братия сумела спрятать монаха в более отдаленный монастырь, приписанный к Борисоглебской обители), зато встретил преподобного Иринарха.
Об этой встрече написано много. По всей видимости, преподобный продолжал жить в разоренном монастыре в своей затворнической келье, куда и пришел сам Ян Сапега. «Поляки «любопытствовали.., как старец верует, и допрашивали… почему не молится за Дмитрия [Тушинского]? «В русской земле я родился и крестился, за русского царя и молюсь, за Василия [Шуйского],— без боязни ответил старец, - другого царя не знаю. Воротись-ка и ты в свою землю, полно тебе воевать на Россию, не выйдешь ты из нее живой» (
И.Е. Забелин. Минин и Пожарский. «Прямые» и «кривые» в Смутное время. 2005. СПб: «Русская симфония». Серия «Книжные памятники из фондов Библиотеки академии наук». 272 с. По изданию 1901 г.). «Велика правда в этом батьке, - признал в итоге Сапега, - в какой земле жить, тому и царю служить» (
там же). По преданию Сапега расстался с затворником очень любезно. Прислал в милостыню пять рублей, именно тогда запретил войскам трогать монастырь и оставил в обители «охранное знамя» - православный хоругвь, который, видимо, был украден войсками самопровозглашенного гетмана в одном из разоренных храмов или монастырей.
Ян-Петр Сапега являл яркий пример иноземных «добровольцев», которые собрались в начале XVII века в России на смуту как мухи на падаль. Близкий родственник литовского канцлера, ученик лучших полководцев своей страны, он отличался авантюрным характером, подогретом беспредельно-вздорным «шляхетским» воспитанием. Был недисциплинированным и «свободолюбивым», по-своему одаренным и влиятельным, в гордыне не искал поддержки товарищей по оружию и не спешил оказывать таковую даже королю (или товарищи, в том числе король, сами спешили избавиться от его присутствия). По пророчеству прп. Иринарха князь Михаил Скопин-Шуйский разбил Сапегу у Калязина в августе 1609 г. и освободил позднее Москву от тушинской угрозы. После безуспешной 16-месячной осады Троице-Сергиевой лавры Сапега оказался не нужен Сигизмунду III при осаде Смоленска в сентябре1609 - июне1611 гг. (
К. Валишевский. 1993. Смутное время. М: СП «Квадрат». 314 с.) Как условие возвращения в королевскую армию гетман потребовал выплатить денежное довольствие, «заработанное» на службе у Лжедмитрия II (
Полевой П.Н. Ясновельможный пан Ян Сапега. (Опыт исторической характеристики) // Исторический вестник, 1892. Т. 49. № 7. С. 148, 149). Осенью 1610 г. после смерти самозванца от услуг Сапеги отказалась Марина Мнишек, сама олицетворявшая беспредельный авантюризм ясновельможной польской аристократии. Чтобы не проиграть в двойной игре, Ян-Петр предложил свои услуги русскому ополчению в лице Ляпунова, калужских бояр и воевод (
Полевой П.Н. Ясновельможный пан Ян Сапега. (Опыт исторической характеристики) // Исторический вестник, 1892. Т. 49. № 7. С. 148, 149). После долгих колебаний приняв сторону короля, он оказался в осажденном московском Кремле, но гетман Гонсевский под благовидным предлогом сбора продовольствия выслал его из Москвы (
там же, с. 149). Выйдя из столицы в начале июля 1611 г. Сапега разорил Александровскую слободу и навел ужас на жителей Переславского и Ростовского уездов (
там же; И.О. Тюменцева, Н.Е. Тюменцев, Жители Ростовского уезда и «воры» в 1608-1611 гг. По материалам русского архива Яна Сапеги. // История и культура Ростовской земли. Ростов, 2000. С. 53-73). Пророчество старца в отношении ляхского гетмана свершилось в полной мере. Сапега умер в сентябре 1611 г. в 40 с небольшим лет, найдя в Московии то, что он искал, прикрываясь поиском богатства и славы.
А прп. Иринарх после предательской гибели молодого героя Скопина-Шуйского благословил на освобождение Москвы нижегородское ополчение 1612 г., вручив крест Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому. Считается, что предводители второго ополчения лично ездили за благословением к преподобному, который стал олицетворять в глазах народа духовную власть российской государственности, а в условиях бесцарствия Смутного времени и само российское государство.