Перейти к содержимому

Участникам Форума: если Вы утратили пароль или логин, напишите, пожалуйста, на почту voroninee@yandex.ru
Гостям, кто регистрируется: в поле антиспама стоит вводить цифры, а не пытаться скопировать текст.

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится ориентировочно 20 декабря. Место и время будут известны ближе к событию. Обсудить >>>

Сбой работы Форума 24 ноября. Обсудить >>>

26.10.2025. Обновление Фамильного навигатора: добавлено 28 пунктов. Общий список - 8075 >>>

Метрические книги (общая тема)

метрические книги документы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 712

#666 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 26 September 2024 - 14:09

Просмотр сообщенияЕгорычев Виктор Михайлович (26 September 2024 - 13:33) писал:

По приходу ц.с. Чуфарова попадалась запись о рождении тойни, но при крещении даны разные имена.
На счет тройни не отслеживал, но двойняшки умирали, в основном, вскорости после рождения "от младенческой слабости".
Проводите исследования в этом направлении ?
Или ваш иной интерес ?

Прочитал статью и стало интересно.

Ведомость Шуйского уездного суда от 27 февраля 1782 года сообщается, что Фёдор Васильев родился в Введенском селе. Принадлежал Николаевскому монастырю а затем перешёл под экономическое ведомство Шуйского уезда. 75-летний крестьянин Фёдор Васильев, имевший от своей первой жены 16 пар близнецов, семь троен и четыре четверни, а от второй — шесть пар близнецов и две тройни.

#667 ciandr

ciandr

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 6470 сообщений

Отправлено 26 September 2024 - 23:05

Просмотр сообщенияdimrus2204 (26 September 2024 - 12:22) писал:

Просмотр сообщенияАндрей Рыбаков (25 September 2024 - 22:05) писал:

Просмотр сообщенияdimrus2204 (25 September 2024 - 14:57) писал:

Читал статьи про крестьянок рекордсменок, которые за один раз рожали и тройню и четверню и не по одному разу, но сколько не просматриваю метрические книги, ни разу не видел, чтобы родилась тройня. Максимум двойня да и то раз в 10 лет на одном приходе.
Мне попадалась запись о крещении тройни. Всех девочек крестили Матренами.

Вот уж путаница в генеалогии у них впоследствии возникнет. :smile-30: :smile-30: :smile-30:
Мне вчера тоже встретилась запись о тройне, всех девочек назвали Афанасиями.
А что касается двойни, то попадались случаи, когда записи были несколько раз в течении года и даже на одной странице в МК.

Сообщение отредактировал ciandr: 26 September 2024 - 23:08


#668 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 11 January 2025 - 21:41

Получается, что в одном (небольшом) селе две крестьянские семьи с полными тезками как мужей, так и жен? Это село Абрамово, Кимрской волости, Корчевского уезда, Тверской губернии.
Прикрепленный файл  1902 МК р. Евфимий.jpg   354.85К   28 Количество загрузок:

#669 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 11 January 2025 - 21:42

Думаю, что должно быть какое-то другое объяснение.
Прикрепленный файл  1903 МК р. Трофим.jpg   248.3К   31 Количество загрузок:

#670 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 6972 сообщений

Отправлено 11 January 2025 - 21:53

Думаю, что это просто ошибка. Месяц зимний - декабрь, морозы. Вполне возможно, что крестили ребенка на дому, а не носили в церковь. И при внесении записи в метрическую книгу из записной книжки церковнослужитель ошибся и продублировал родителей из другой записи. Такое случалось..
А в апреле наоборот - таяние снегов, дороги размыты. Трудно сказать, в какой записи ошибка.

#671 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 10 February 2025 - 21:31

Форумчане подскажите. Не очень знаком с метрическими книгами сел, которые принадлежали разным помещикам.
В метрических книгах идут крестьяне, дворовые сразу всех помещиков? Нет такого, как в ревизиях разделения?

#672 Сергей Верещагин

Сергей Верещагин

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 54 сообщений

Отправлено 11 February 2025 - 01:11

В метрических книгах простой хронологический порядок. Не только принадлежность к разным помещикам, но и принадлежность к разным сословиям его не нарушают. Другой вопрос, что знание помещика сильно облегчает поиск, т.к. записи начинаются, к примеру, "Вотчины г. Сверчковой деревни Пуслищева крестьянин Иов Тимофеев" и т.п.

#673 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 11 February 2025 - 07:13

Понял,  спасибо зза пояснение.

#674 сарач

сарач

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 24 сообщений

Отправлено 21 February 2025 - 13:44

Здравствуйте, скажите пожалуйста есть ли метрические книги Преображенской церкви после 1900 года-никак не могу найти.

#675 Наташа

Наташа

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 3413 сообщений

Отправлено 21 February 2025 - 13:53

Здравствуйте! Преображенской церкви какого села? И где это село располагалось (волость, уезд, губерния)?

#676 сарач

сарач

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 24 сообщений

Отправлено 21 February 2025 - 13:56

Огромное спасибо-я спрашивала про Преображенскую церковь города ростова, но вот я нашла уже-спасибо

#677 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 23639 сообщений

Отправлено 21 February 2025 - 14:05

Цитата

я нашла уже
Татьяна, можете привести реквизиты дел/дела и за какие годы МК, для тех, кто тоже будет искать?

#678 Дмитрий Ярунов

Дмитрий Ярунов

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 255 сообщений

Отправлено 21 April 2025 - 18:26

Просматривая МК Спасо-Преображенской церкви посада Большие Соли Костромского уезда столкнулся с любопытной ситуацией.
Начиная с 1877 года и далее по 1916 год включительно, за большинство лет из этого временного промежутка сохранились МК с разным архивным шифром за один и тот же год, что в большинстве случаях было бы понятно (один экземпляр церковный, а второй консисторский, при этом информация в этих книгах идентичная). В данной Спасо-Преображенской церкви метрические записи за один и тот же год совершенно разные, подписаны одним и тем же священником и церковнослужителями данного причта. Получается, что в данной церкви одновременно велись за каждый год две разные МК.
Спасо-Преображенская церковь, как и все остальные церкви посада, находилась в составе Костромской епархии, 7-го Костромского благочиннического округа, а территориально она находится на левом берегу реки Солоницы. Прихожанами данной церкви были люди разных сословий как Ярославского так и Костромского уездов (формально они жили в разных губерниях). Вот по этому принципу и происходило деление людей, при этом они записывались в две разные метрические книги.

#679 ТимурФ

ТимурФ

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 354 сообщений

Отправлено 21 April 2025 - 19:28

Просмотр сообщенияДмитрий Ярунов (21 April 2025 - 18:26) писал:

Просматривая МК Спасо-Преображенской церкви посада Большие Соли Костромского уезда столкнулся с любопытной ситуацией.
Возможно церковь была многопрестольной.

#680 Дмитрий Ярунов

Дмитрий Ярунов

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 255 сообщений

Отправлено 21 April 2025 - 20:04

Возможно.

Только сейчас посмотрел первые листы двух МК за 1877 год.

ГАЯО 230-11-2138, Л.1.

Метрическая книга данная из Костромской Духовной Консистории Священноцерковнослужителям Спасо-Преображенской церкви посада Большие Соли  для записи родившихся, браком сочетавшихся и умерших на 1877 год
По Костромскому уезду.


ГАЯО 230-10-117, Л.365.

Метрическая книга .....
...................на 1877 год
По Ярославскому уезду.

Больше склоняюсь к версии, что разделение по уездам.

Сообщение отредактировал Дмитрий Ярунов: 21 April 2025 - 20:04


#681 Наталия Доронина

Наталия Доронина

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 8941 сообщений

Отправлено 21 April 2025 - 20:11

Точнее по губерниям.
У меня была такая же ситуация по селу Астраганец Тверской губернии, в приходе которого была и часть Московской губ. В ЦГА Москвы есть дела по селу Астраганец, но содержать записи только по Московской губернии. Тверская часть в ГАТО.

#682 Дмитрий Ярунов

Дмитрий Ярунов

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 255 сообщений

Отправлено 21 April 2025 - 20:13

Да, Наталия Вы правы.

#683 Наташа

Наташа

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 3413 сообщений

Отправлено 23 April 2025 - 12:52

Информация ниже не о Ярославской губернии, а о Курской, но думаю, ради интереса можно привести ее и на нашем форуме. С такой формулировкой встретилась впервые.
В графе о восприемниках указано: "желающие быть восприемниками, того же села собственники-крестьяне: Яков Никифоров Кислюков(?), не знающий православной веры не может быть и рукоприкладчиком, восприемница Фекла Васильевна Калашникова ... может быть восприемницею" (метрическая книга церкви села Белый Колодезь Корочанского уезда Курской губернии за 1882 год- ГАБО. Ф.137. Оп.1. Д.20. Лл122об-123)
Прикрепленный файл  20250423_121315.jpg   140.43К   10 Количество загрузок:

#684 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 23 April 2025 - 18:55

Добрый день, Наташа!
Как вы понимаете эту запись? Письменный отказ Якову в желании быть восприемником? Или он признан восприемником с ограничением в правах (не может рукоприкладствовать за крестника)?

#685 Наташа

Наташа

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 3413 сообщений

Отправлено 23 April 2025 - 20:10

Здравствуйте, Святослав! Если честно, я не знаю, как правильно трактовать эту запись. Если Яков Никифоров "не знал православной веры", то он, наверное, не мог и восприемником быть. Но, вероятно, другого крестного не нашлось?

#686 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 23 April 2025 - 20:21

В моем случае, скорее всего, католической веры баварская подданная тем не менее была записана восприемницей при крещении в православной церкви её внучки http://forum.yar-gen...ndpost&p=368109 . Но думаю, что ещё многое зависело от убеждений конкретных священников.

#687 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 21 May 2025 - 22:22

Форумчане впервые встретил запись в разделе о родившихся. Гако 56-12-63-79об-80.
"Отставного унтер офицера Фёдора Николаева Тарелкина жена Мария Николаева Тарелкина обратилась из Католичества в Православие.

#688 ТимурФ

ТимурФ

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 354 сообщений

Отправлено 21 May 2025 - 22:43

Прошу прощения, случайно "минус" поставил, а как убрать не знаю )
А запись вполне обычная. Это же не рождения фиксировались, а крещения. Вот, Марию Николаевну как раз и покрестили православным обрядом.

#689 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 22 May 2025 - 06:37

Спасибо за ответ

#690 Лена_Алена

Лена_Алена

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 15 сообщений

Отправлено 13 July 2025 - 13:56

Просмотр сообщенияDarya V (18 October 2007 - 01:25) писал:


Дарья, добрый день!
Подскажите, пожалуйста, информацию по д. Лесниково Нерехтского уезда (мне написали, что приходом была церковь д. Березники) за 1905 г.

#691 Егорычев Виктор Михайлович

Егорычев Виктор Михайлович

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1826 сообщений

Отправлено 13 July 2025 - 14:32

Просмотр сообщенияЛена_Алена (13 July 2025 - 13:56) писал:


ГАИО Метрические книги по Нерехтскому уезду Костромской губернии
с.Березники - Богородская (Соборо-Богородицкая) церковь
1800-1875 - ГАИО Ф.219. Оп.1.Д.1-4 - оцифрованы
1887, 1897, 1899-1903, 1905-1907, 1909-1912 - ГАИО Ф.1158.Оп.1.Д.5, 30, 58, 77, 94, 106, 124, 174, 180, 212, 231, 242, 261, 284 - оцифрованы
1890-1917 - ГАИО Ф.1158.Оп.7.Д.1-8 - оцифрованы
1896, 1900-1907 - ГАИО Ф.1158.Оп.9.Д.2 - оцифровано
1910-1914 - ГАИО Ф.1158.Оп.9.Д.3 - оцифровано

с.Березники - Архангельская церковь
1875-1895, 1897-1899 - ГАИО Ф.1158.Оп.6.Д.3, 4 - оцифрованы
1896, 1898, 1899-1904, 1906-1907, 1910-1914 - ГАИО Ф.1158.Оп.1.Д.16, 41, 42, 54, 69, 89, 115, 131, 155, 184, 195, 255, 267, 283, 308, 317 - оцифрованы
1908-1909, 1915-1918 - ГАИО Ф.1158.Оп.6.Д.5 - оцифровано

#692 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 13 July 2025 - 14:47

Просмотр сообщенияЕгорычев Виктор Михайлович (13 July 2025 - 14:32) писал:


Только ГАИО 1158-9-2 это МК Архангельской церкви https://af.ivarh.ru/...
Поэтому за 1905 год есть метрические книги по обоим приходам.

#693 uystas

uystas

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 927 сообщений

Отправлено 26 July 2025 - 22:39

Не помню где, не помню кто, но искали метрики Фанагорийского полка.
Искали в Ярославле и Санкт-Петербурге, а они вот где есть
ЦГА Москвы фонд 1639 опись 1 дело 203
МЕТРИЧЕСКАЯ КНИГА ЗА 1909-1911 ГГ. - ПОЛКОВОЙ ЦЕРКВИ В Г. ЯРОСЛАВЛЕ; 1911-1915 ГГ. - ПОЛКОВОЙ ЦЕРКВИ В Г. МОСКВЕ; ИЮЛЬ-1915-ОКТЯБРЬ 1917 ГГ. ЧЧ.
https://cgamos.ru/...

#694 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 10 August 2025 - 11:38

Известно, что незаконнорожденные дети часто в дальнейшем получали отчество по имени крестного отца. А если при крещении была только восприемница, причем замужняя женщина? Имя её мужа или отца имело какое-то значение для получения отчества ее крестником? Речь идет о первой четверти 19 века.

#695 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 10 August 2025 - 18:39

У меня было пару раз  в период 1830 годов, что была восприемница только, а в дальнейшем дети получали отчество священника. Склоняюсь к имени священника, т.к. ни у кого из родственников не было имени Григорий.

#696 vladimirovich_67

vladimirovich_67

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 98 сообщений

Отправлено 10 August 2025 - 20:00

1860-е годы. Солдатка, живет в семье родного отца (Григория), муж служит, рождает незаконнорожденную дочь, восприемницей была только жена крестьянина (крестьянина зовут Харитон). В исповедных росписях незаконнорожденная записывается – Григорьева, с отчеством по деду (дедичеством). В дальнейшем солдатка вступает в другой брак (за Спиридона), но дочь какое то время пишется  Григорьева, а позже отчество записывается по отчиму – Спиридонова. Отчество Спиридонова сохранилось и при вступлении в брак, и при рождении детей, и при записи о смерти.

#697 Святослав Ш

Святослав Ш

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1391 сообщений

Отправлено 10 August 2025 - 20:19

Спасибо за примеры. В общем, могут быть варианты. И глава семьи, в которой живет мать, один из них. Семья восприемницы. видимо, не играет роли.

#698 dimrus2204

dimrus2204

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1056 сообщений

Отправлено 13 August 2025 - 20:39

Форумчане кто как думает. Просматривал много государственных сел и там браки в основном были январь, февраль, март первая половина. Сейчас смотрю помещичьи деревни, а там браки апрель, май, июнь . Это получается, что государственные крестьяне бракосочетались когда им было удобно(зимой особо делать нечего), а помещики сами назначали, когда крестьянам бракосочетаться?

#699 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 6972 сообщений

Отправлено 13 August 2025 - 22:07

Вы подгоняли свою статистику под произвольно выбранный признак различения - государственные или помещичьи крестьяне, даже не пытаясь обеспечить достоверность выборок. Именно из-за такого подхода и родился известный сатирический афоризм: "Есть просто ложь, ложь злостная и статистика".

А теперь постарайтесь посмотреть на жизнь крестьян, да и любого сословия, с исторической точки зрения, учитывая реальные требования и обстоятельства их жизни. В церковной жизни были длинные посты - рождественский (всегда в определенные даты), Великий пост, сроки которого определялись ежегодно и могли сильно различаться от года к году, Успенский пост. Работая с архивными документами, нужно очень внимательно относиться к реалиям православной  церковной жизни. Браки не заключались во время поста. И пытаясь собрать и истолковать статистику, нужно смотреть в ежегодные календари или в другие документы, где в начале обязательно приводился ежегодный церковный календарь..

#700 vladimirovich_67

vladimirovich_67

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 98 сообщений

Отправлено 14 August 2025 - 22:20

Кроме реалий православной церковной жизни, о которых очень точно подметила Елена Дмитриевна, на время бракосочетаний могли влиять и другие факторы (в частности хозяйственно-экономические). Например, в тех же помещичьих деревнях крестьяне были на оброке, и помимо земледелия источником их доходов являлись отхожие промыслы. В случае моих предков им являлся плотничий промысел. Как раз к Пасхе крестьяне возвращались с промыслов, чтобы провести весенние полевые работы, заработав при этом некоторую сумму денег, часть которых могла пойти на выкуп невесты из вотчины другого помещика. Да и сама свадьба требовала материальных затрат. Вот Вам и одна из причин свадеб в промежуток между Великим постом и Петровым.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования