Толкучий рынок.
**
В Ярославле Толкучий рынок появился в 1813 году благодаря стараниям городского головы Степана Петровича Матвеевского. Располагался рынок в центре города, у Сретенского храма, находящегося в современном Депутатском переулке. Границы Толкучего рынка представляли собой трапецию, образованную следующими улицами и переулками (современные названия): улица Кирова от пересечения с Депутатским переулком и до пересечения с улицей Андропова; улица Андропова от пересечения с улицей Кирова и до пересечения с Депутатской улицей; улица Депутатская от пересечения с улицей Андропова и до пересечения с Депутатским переулком; весь Депутатский переулок. Кстати, Депутатская улица тогда называлась Сретенской, в связи с расположенным рядом Сретенским храмом.
Ещё при наместнике генерал-губернаторе Алексее Петровиче Мельгунове, который занимался в Ярославле реализацией градостроительной реформы Екатерины Второй, на месте Толкучего рынка (название "Толкучий" происходит от глагола "толкаться") располагался парк с липами, в народе это место именовалось - "под липками", как об этом сообщает известный краевед И. А. Тихомиров в книге 1909 года "Ярославское Поволжье". Там проходили гуляния и располагался воксал - специальное помещения для праздничных мероприятий, проведения увеселительных вечеров. В 1811 году воксал был демонтирован, а липы из парка были пересажены при губернаторе Александре Михайловиче Безобразове на бульвар, образуя липовые аллеи на участке от Волги до Власьевской (Знаменской) башни.
Сохранившаяся на сегодняшний день архитектура лавок Толкучего рынка относится к 19-му столетию. Не следует путать Толкучий рынок с Мытным рынком, построенным рядом в 1820-х годах по проекту архитектора П. Я. Панькова. На одном из приведённых снимков - здание Новообщественного ряда Толкучего рынка, объект культурного наследия, 1873 года постройки, ранее здесь располагался лопатный ряд. После повреждений, полученных в ходе боевых действий в июле 1918 года, здание было отремонтировано в 1928 году, в дальнейшем использовалось по различному назначению.
Рынок есть рынок, на нём можно было купить или продать самые разные вещи. Так, ярославская газета "Северный край" в 1903 году приводит на своих полях интересный факт: "На толкучем рынке 29-го апреля, между прочим, сбывались за бесценок различные журналы старых годов, книги и брошюры вплоть до сказок и приложений к "Родине", которая сбывается на вес малярам. Попадаются какие-то литографированные, некогда весьма ценные лекции и рукописи неизвестных авторов. Целый ворох книг, за ненадобностью, как разрозненных или имеющихся во многих экземплярах, продан из Некрасовской библиотеки".
Толкучий рынок был и источником криминальной активности, о чём нередко сообщали ярославские средства массовой информации разных годов. Газета "Голос" в 1913 году писала: "Не довольствуясь Толкучкой, где обыкновенно разные тёмные личности ловят простачков, продавая "золотые", "серебряные" часы и другие вещи "за бесценок", но в действительности всегда много дороже их стоимости, за последнее время эти тёмные личности стали заглядывать в квартиры, лавки, трактиры, где и ищут, как они выражаются, "дураков", которым можно сбыть разный хлам втридорога. Один из таких, высокий здоровый мужик, предлагает всем купить у него "финляндские часы", которые, по его словам, стоят 20 рублей, но так как ему деньги нужны на дорогу, то он отдаёт их только за 5 рублей. Эти "финляндские часы" - обыкновенные базарные, и красная цена им рубль-полтора".
О методах торговли красноречиво рассказывает "Северная газета" в 1914 году: "Почти ежедневно на Толкучем рынке можно встретить особого рода торговцев, известных под названием "пушкарей" или "поддатчиков". "Пушкарь" ходит по Толкучке среди покупающей публики и предлагает купить какую-либо вещь, в большинстве случаев карманные часы, золотые кольца и тому подобное. Его товарищи - "поддатчики" следуют за ним в отдалении. Если какой-нибудь простодушный обываетль заинтересуется продаваемой "пушкарём" вещью и вступит с ним в торг, "поддатчики" подходят и тоже со своей стороны начинают торговать у своего товарища продаваемую вещь, набавляя постепенно цену сверх предложенной обывателем. Покупатель увлекается и назначает цену за вещь выше её действительной стоимости, "пушкарь" соглашается и, получив деньги, быстро скрывается, скрываются за ним и "поддатчики", и где-нибудь в укромном месте делят между собой барыши".
В плане соблюдения санитарных норм Толкучий рынок, как сообщала местная пресса, ничем не отличался от Мытного двора: "Здесь так же, как и на Мытном дворе, находится отхожее место, от которого идёт зловоние на далёкое пространство. Толстые слои несколотого и сколотого, но не убранного грязного льда; текут вонючие ручьи, валяются разный мусор, отбросы, тряпки, бумага, опорки...Особенно грязно от заднего выхода трактира "Столбы" до магазина Масленикова. У самого угла этого магазина красуется такая ужасная куча, что и сказать нельзя. В течение продолжительного времени здесь скопилось всё, чем богата Толкучка. Всё это гниёт и преет. Видимо, здесь и собаки брезгуют порыться" ("Голос", 1914 год).
Уже в период советской власти на Толкучем рынке торговали червонцами, о чём сообщала газета "Северный рабочий" в 1924 году: "Десятки спекулянтов перекупают и продают червонцы. И за день торгаши наживаются исправно. Попутно они торгуют облигациями золотого и хлебного займов".
Источник-История Ярославии.
Сообщение отредактировал Ирина Ярославна: 01 October 2025 - 22:45