Перейти к содержимому

Участникам Форума: если Вы утратили пароль или логин, напишите, пожалуйста, на почту voroninee@yandex.ru
Гостям, кто регистрируется: в поле антиспама стоит вводить цифры, а не пытаться скопировать текст.

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится ориентировочно 20 декабря. Место и время будут известны ближе к событию. Обсудить >>>

Сбой работы Форума 24 ноября. Обсудить >>>

26.10.2025. Обновление Фамильного навигатора: добавлено 28 пунктов. Общий список - 8075 >>>

Дублирующий мост у Ярославля (1941—1944 гг.)

мосты Ярославль

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 16 July 2025 - 19:23

В Ярославле, в годы войны, существовало два железнодорожных моста через Волгу.
****
В 1942 году вдобавок к Императорскому мосту поразительно быстрыми темпами построили в паре километров выше по реке мост-дублёр. О стратегической важности этого сооружения говорить не приходится. Уже в самом начале войны Ярославль стал прифронтовым городом – до 1943 года соседняя Калининская область почти целиком находилась в руках оккупантов. Так что лететь до города немецкой авиации было всего ничего. И враг не оставлял в покое небо Ярославля чуть ли не до конца войны. Развитая промышленность региона, вставшая на оборонные рельсы, была желанной добычей, как и разветвлённая железнодорожная сеть.
Впервые появление немецких самолётов над Ярославской областью было зафиксировано в августе 1941 года, когда они начали целенаправленно охотиться за поездами. Близ станции Козьмино фашисты разбомбили санитарный состав, а в районе деревень Игнатово и Сосковец – ещё один состав с эвакуированными. Стал целью немцев и пассажирский поезд, подходивший к станции Пантелеево под Даниловом, где о случившейся трагедии до сих пор напоминают братские могилы. Наносили также удары по вокзалам в районных центрах и близлежащим жилым массивам. За первые месяцы войны вражеская авиация появлялась над Ярославской областью около 100 раз. В целом за годы войны на объекты железной дороги в области было совершено 240 налётов, разрушено 3 паровозных депо, 69 станций, уничтожено 15,5 км пути, два моста, 31 паровоз, 12 пунктов водоснабжения, 1 252 вагона.
Особо старались немцы уничтожить два объекта. Первым был Ярославский резинокомбинат, ныне Ярославский шинный завод. Он считался крупнейшим предприятием этого профиля в Европе и весьма оперативно наладил производство 20 наименований шин для авиации и всех моделей военных автомобилей, включая американские «Студебеккеры US-6» и «Паккарды», а также катков для советских танков и бронемашин. Пожалуй, даже с большим упорством враг пытался уничтожить железнодорожный мост через Волгу, единственную нить, которая связывала фронт с портами Мурманска и Архангельска, откуда шли поставки по ленд-лизу, и северными угольными шахтами.
Поэтому было принято решение о сооружении близ посёлка Павловское моста-дублёра. Проектировали его специалисты расположенных на станции Филино мастерских Центральной мостовой базы Наркомата путей сообщения, перед войной переименованных в Завод № 50. Сооружали мост заводчане и бойцы железнодорожного полка, дислоцированного в посёлке Шевелюха.
Были спроектированы наиболее ответственные опоры под пролётное строение длиной 109,2 м весом 600 т. В цехах завода срочно изготовили более десятка малых пролётных строений разной длины. Верх пролётного строения (ферма «Гау») был клёпаный, а опоры сделали деревянными. Не хватало рабочих рук, металла, строителям моста приходилось работать под налётами вражеской авиации. Осенняя непогода, грязь, дожди, бездорожье задерживали подвоз строительных материалов и продовольствия. Вскоре начались сильные морозы, образовались снежные заносы, сложно было справляться с глубоко промёрзшей землёй. Но мост был построен в рекордно короткие сроки, обкатан и испытан на поездные нагрузки.
Врагу так и не удалось поразить основной мост, а дублёр, простоявший до конца войны, был разобран в 1948 году, хотя, по мнению специалистов, мог исправно служить ещё минимум 25 лет. И память о нём, увы, практически канула в Лету.
https://gudok.ru/...
***
Архив завода № 50.
Про мост в районе пос. Павловское: Толчком к появлению первых сообщений в СМИ о таинственном мосте послужили несколько фотографий. Их сохранил в альбоме бывший директор завода N 50 Федор Ефимович Козлянский. В течение двух десятков лет, с 1957 по 1977 год, он руководил этим предприятием, известным также как завод мостовых ферм.
Сохранив уникальнейший фотоальбом, Козлянский, надо признать, очень рисковал. Помнится, даже в 1980-е цензура, известная журналистам старшего поколения как обллит, не разрешала сообщать о сходе вагонов с рельсов, произошедшем в далекую гражданскую войну. А тут — фотоснимки гораздо меньшей давности, которые убедительнее любых слов.

Прикрепленный файл  Мост -дублер в год Вов. Ярославль..jpeg   147.45К   11 Количество загрузок:

#2 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 16 July 2025 - 19:26

ИСТОМИН Александр Алексеевич — публицист, лауреат Всероссийского литературного конкурса имени генералиссимуса А.В. Суворова в номинации «Публицистика».

«…УКАЗАННАЯ СТРОЙКА ОТНОСИТСЯ К РАЗРЯДУ ОБОРОННЫХ УДАРНОГО ПОРЯДКА»
Прикрепленный файл  схема расположения моста дублера в годы ВОВ..jpg   87.61К   2 Количество загрузок:

Дублирующий мост у Ярославля (1941—1944 гг.)

История моста через Волгу у Ярославля уникальна, и предсказать исход его строительства до начала работ было просто невозможно. Подобных объектов ни до этого, ни после больше не возводили. Просуществовал он всего менее полутора лет(!), и это — железнодорожный мост с самой короткой жизнью. В мороз и под бомбёжками его возводили гражданские и военные строители, лес для постройки свозили из ближайших девяти районов Ярославской области, его деревянные опоры были рассчитаны на проход тяжёлых воинских эшелонов, прошедших по нему не один раз.

«Мост-дублёр» — так окрестили его в печати уже нашего времени, что полностью соответствует сути этого сооружения. Изначально задуманный как капитальный двухпутный, он в итоге стал временным однопутным и выполнял функции резервного. В некоторых документах военных лет он так и назывался — «Дублирующий мост у Ярославля» и стоял в 7,5 км выше по течению от существовавшего железнодорожного моста.

В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 858 от 13 мая 1936 года и приказом НКПС (Наркомат путей сообщения) № 62/Ц от 14 мая 1936 года Северные железные дороги, до этого являвшиеся единым целым, были разделены на Северную железную дорогу (с управлением в Вологде) и Ярославскую (с управлением в Ярославле).

К тому времени значительно увеличился общий грузопоток, что привело к ещё большей загруженности Ярославской железной дороги, особенно в направлении  Ярославль — Данилов и дальше на Вологду, а также в восточные области страны. Остро встал вопрос о строительстве нового железнодорожного моста через Волгу в Ярославле.
Далее, читать по ссылке-
https://history.milportal.ru/...

#3 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 16 July 2025 - 22:31

ГАЯО. Ф. Р-2512. Оп. 1. Д.123. Годовой отчет строительства моста через Волгу за 1941 г. 1941 — 1941 ГКУ ЯО ГАЯО.

ГАЯО. Ф. Р-3335. Оп. 1. Д.95. Документы о переселении граждан и переносе строений д.Жеребково, Пазушинского сельсовета, Ярославского района в связи со строительством железнодорожного моста через реку Волгу 1941 — 1941 ГКУ ЯО ГАЯО.

Дела не оцифрованы.

#4 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 17 July 2025 - 19:24

Историческая справка

Завод № 50 был организован в г. Ярославле на базе мастерских Центральной мостовой базы согласно приказа Наркомата путей сообщения от 9 мая 1941 года № с/51цз. Начало организации мостобазы относится к 1928 году, но первоначальное ее наименование установить не удалось из-за отсутствия документации.

До Великой Отечественной войны завод выпускал пролетные строения пакетного типа, металлические конструкции погрузо-разгрузочных платформ, сборочное мостовое оборудование.
За время войны он выпускал мостовые конструкции и сборочное оборудование для военно-восстановительных работ на железнодорожном транспорте. Был освоен выпуск новых образцов продукции: многораскосные фермы, фермоподьемник грузоподъемностью 200 тонн, консольные краны.

За годы войны из полукустарного предприятия вырос завод, выпускающий мосты пролетами до 55 м и самое различное и новейшее по конструкции мостовое сборочное оборудование. За успехи в выполнении производственного плана и освоение нового оборудования заводу в годы войны неоднократно присуждалось переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата путей сообщения.

В послевоенное время мощность завода составляла 3500 тонн в год мостовых металлических конструкций и 300 тонн разных металлических изделий.

По состоянию на 1970 год производственная мощность завода определяется в 5500 тонн металлоконструкций в год.

Основная деятельность завода в данный период заключалась в изготовлении следующей продукции:
- мостовых металлоконструкций для строящихся железнодорожных и автодорожных мостов;
- специальных кранов и крановых конструкций для нужд транспортного строительства;
- опытных металлоконструкций - мостовых и транспортно-подъемных - для нужд транспортного строительства;
- прочих металлоконструкций для нужд строительства.

https://af.yar-archives.ru/...

#5 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 17 July 2025 - 19:57

История завода 50.

Своему рождению завод обязан был реализации планов «сталинской индустриализации». Еще в годы первой пятилетки Наркомат путей сообщения (НКПС) принял решение о создании крупного по тому времени мостового предприятия — Центральной базы НКПС. В это время планировалось восстановление и начало реконструкции железных дорог Урала, Донбасса, Кузбасса, а также новое строительство в восточных и северных районах страны железнодорожных магистралей.
База была призвана изготовлять специальное оборудование и металлоконструкции для строительства и реконструкции мостов. Для реализации этого проекта руководство Северной железной дороги получило большой земельный участок близ ст. Филино в двух километрах от Волги.

Первыми строились бараки для рабочих, располагавшиеся около бывшего филинского песчаного карьера. Сначала здесь не было даже подъездной дороги. Строители (из Ярославля их доставляли поездом, из Заволжья — шли пешком) к назначенному месту пробирались по узкой тропинке, через непролазный чапыжник, мимо мощных сосен. Руководство строительством мостовой базы НКПС доверили молодому инженеру Платову Б.П.

Накануне войны, в 1938 году, произошло дальнейшее углубление специализации предприятия — изготовление комплектных мостовых конструкций, а затем — стационарных платформ для обустройства погрузочно-разгрузочных площадок на железных дорогах страны (именно они были наиболее востребованы в годы войны). 9 мая 1941 года приказом НКПС филинская Центральная база была переименована в Завод 50.

22 июня враг напал на нашу землю. В этих условиях значительно возросла угроза налетов на Ярославль фашистской авиации. Возникли трудности и пропуска непрерывного потока грузов на фронт, и движущегося на восток эвакуированного населения, и имущества предприятий по однопутному мосту через Волгу. Все это вызывало настоятельную необходимость сооружения моста-дублера. Решено было строить его у поселка Павловское — выше по течению Волги.
В это время завод обладал уже опытными инженерно-конструкторскими кадрами. В начале войны сюда прибыли специалисты с расформированных мостопоездов, строивших перед войной мосты в западных районах страны. Таким образом, создался мощный «мозговой центр».

Активно участвовал в проектировании и строительстве моста инженер Ф. Е. Козлянский (в то время начальник производственно-технического отдела, будущий директор завода). Были спроектированы и изготовлены нетиповые, разных конструктивных решений пролетные строения. В частности, самые ответственные опоры под пролетные строения длиной 109,2 м (для прохода судов), весом более 600 тонн судоходного моста-дублера были выполнены по проекту Ф. Е. Козлянского.

В цехах завода срочно изготовили более десятка малых пролетных строений разной длины, клепаные элементы опорных раскосов судоходного пролетного строения длиной более 109 м. Кстати, большую часть работ, в том числе наиболее ответственных, инженеры и рабочие завода были вынуждены в сверх кратчайшие сроки выполнять самостоятельно, так как планировавшиеся к прибытию из эвакуации оборудование и комплектующие опоздали. В сжатые сроки временный мост-дублер был сооружен силами строителей Мостотреста и железнодорожного мостового полка, дислоцированных в Ярославле. Он был испытан и обкатан поездными нагрузками на обходном железнодорожном пути и всю войну являлся резервным сооружением на случай разрушения постоянного моста через Волгу в Ярославле.
Уникальные разработки Завода 50 широко использовались в годы Великой Отечественной войны. Именно они дали возможность специализированным проектным организациям запроектировать новые типы много решетчатых пролетных строений, которые начали выпускаться заводом и другими предприятиями металлоконструкций. С 1943 года они в массовом количестве использовались для временного восстановления почти всех разрушенных мостов в период победного выступления нашей армии. Заводские монтажники оказывали непосредственную помощь фронтовым мостостроителям.

Ярославское изобретение — «продольная накатка форм с последующим опусканием ферм на опоры паровыми кранами» — с успехом использовалось при восстановлении разрушенных мостов через р. Онегу и ст. Вонгуда Кировской железной дороги, р. Оку у города Белеева, р. Угру у ст. Тихонова Пустынь Московско-Киевской железной дороги, р. Оку у города Алексин и через Москву-реку у города Яхрома и т. д.

Коллектив Завода 50 в годы войны изготовлял металлические фермы железнодорожных мостов. За это время было выпущено 12506 разборных мостов малых и средних пролетов, отправлено на фронт 4757 вагонов различных конструкций мостовых ферм, 28032 погонных метра мостов. Из ферм и комплектующих, произведенных Заводом 50, были восстановлены железнодорожные мосты через Дон, Северный Донец, Сож, Западную Двину у Риги, пять мостов через Днепр (возле Смоленска, под Киевом, у Черкасс, Кременчуга, Могилева) и др. Заводом было подготовлено большое количество спец формирований для НКПС и железнодорожных частей Красной Армии.
Вскоре после войны мост-дублер разобрали, а его пролеты и опоры использовали для реконструкции и строительства новых мостов.
***
Источник - Архив завода 50.
Фото моста, годы ВОВ.

Прикрепленный файл  Мост -дублер(3)..jpg   13.66К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  мост -дублер(4).jpg   11.47К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  мост- дублер 5..jpg   10.84К   2 Количество загрузок:




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования