****
В 1942 году вдобавок к Императорскому мосту поразительно быстрыми темпами построили в паре километров выше по реке мост-дублёр. О стратегической важности этого сооружения говорить не приходится. Уже в самом начале войны Ярославль стал прифронтовым городом – до 1943 года соседняя Калининская область почти целиком находилась в руках оккупантов. Так что лететь до города немецкой авиации было всего ничего. И враг не оставлял в покое небо Ярославля чуть ли не до конца войны. Развитая промышленность региона, вставшая на оборонные рельсы, была желанной добычей, как и разветвлённая железнодорожная сеть.
Впервые появление немецких самолётов над Ярославской областью было зафиксировано в августе 1941 года, когда они начали целенаправленно охотиться за поездами. Близ станции Козьмино фашисты разбомбили санитарный состав, а в районе деревень Игнатово и Сосковец – ещё один состав с эвакуированными. Стал целью немцев и пассажирский поезд, подходивший к станции Пантелеево под Даниловом, где о случившейся трагедии до сих пор напоминают братские могилы. Наносили также удары по вокзалам в районных центрах и близлежащим жилым массивам. За первые месяцы войны вражеская авиация появлялась над Ярославской областью около 100 раз. В целом за годы войны на объекты железной дороги в области было совершено 240 налётов, разрушено 3 паровозных депо, 69 станций, уничтожено 15,5 км пути, два моста, 31 паровоз, 12 пунктов водоснабжения, 1 252 вагона.
Особо старались немцы уничтожить два объекта. Первым был Ярославский резинокомбинат, ныне Ярославский шинный завод. Он считался крупнейшим предприятием этого профиля в Европе и весьма оперативно наладил производство 20 наименований шин для авиации и всех моделей военных автомобилей, включая американские «Студебеккеры US-6» и «Паккарды», а также катков для советских танков и бронемашин. Пожалуй, даже с большим упорством враг пытался уничтожить железнодорожный мост через Волгу, единственную нить, которая связывала фронт с портами Мурманска и Архангельска, откуда шли поставки по ленд-лизу, и северными угольными шахтами.
Поэтому было принято решение о сооружении близ посёлка Павловское моста-дублёра. Проектировали его специалисты расположенных на станции Филино мастерских Центральной мостовой базы Наркомата путей сообщения, перед войной переименованных в Завод № 50. Сооружали мост заводчане и бойцы железнодорожного полка, дислоцированного в посёлке Шевелюха.
Были спроектированы наиболее ответственные опоры под пролётное строение длиной 109,2 м весом 600 т. В цехах завода срочно изготовили более десятка малых пролётных строений разной длины. Верх пролётного строения (ферма «Гау») был клёпаный, а опоры сделали деревянными. Не хватало рабочих рук, металла, строителям моста приходилось работать под налётами вражеской авиации. Осенняя непогода, грязь, дожди, бездорожье задерживали подвоз строительных материалов и продовольствия. Вскоре начались сильные морозы, образовались снежные заносы, сложно было справляться с глубоко промёрзшей землёй. Но мост был построен в рекордно короткие сроки, обкатан и испытан на поездные нагрузки.
Врагу так и не удалось поразить основной мост, а дублёр, простоявший до конца войны, был разобран в 1948 году, хотя, по мнению специалистов, мог исправно служить ещё минимум 25 лет. И память о нём, увы, практически канула в Лету.
https://gudok.ru/...
***
Архив завода № 50.
Про мост в районе пос. Павловское: Толчком к появлению первых сообщений в СМИ о таинственном мосте послужили несколько фотографий. Их сохранил в альбоме бывший директор завода N 50 Федор Ефимович Козлянский. В течение двух десятков лет, с 1957 по 1977 год, он руководил этим предприятием, известным также как завод мостовых ферм.
Сохранив уникальнейший фотоальбом, Козлянский, надо признать, очень рисковал. Помнится, даже в 1980-е цензура, известная журналистам старшего поколения как обллит, не разрешала сообщать о сходе вагонов с рельсов, произошедшем в далекую гражданскую войну. А тут — фотоснимки гораздо меньшей давности, которые убедительнее любых слов.
Мост -дублер в год Вов. Ярославль..jpeg 147.45К
11 Количество загрузок:









