О значении фамилии Медиокритский
Среди русских фамилий особое место занимает корпус фамилий лиц духовного звания. Никакое другое сословие не может похвастаться таким языковым разнообразием и богатством форм. Обусловлено это прежде всего способом их образования, а точнее — местом. Фамилии присваивались воспитанникам духовных училищ и семинарий. Поэтому процесс массового появления фамилии у духовенства исследователи неразрывно связывают с процессом развития сети духовных образовательных учреждений в середине XVIII – начале XIX века. Наиболее необычные, а порой и загадочные образцы таких семинарских фамилий возникли под влиянием латинского и греческого языков и указывают на какое-либо качество, черту характера или иную особенность ученика. Именно к таким фамилиям относится замечательный пример — Медиокритский.
Первый и до сих пор единственный фундаментальный труд в области ономастики фамилий русского духовенства — это «Фамильные прозвища великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях» В.В. Шереметевского [1]. Автор сего бесценного издания историк, краевед и сотрудник Московского архива министерства юстиции, более известен отечественным генеалогам как автор-составитель «Русского провинциального некрополя». Достаточно сказать, что в своей работе он приводит 3866 фамилий духовенства в противовес около 520 аналогичным примерам в «Русских фамилиях» всем известного Унбегауна, где Медиокритские, отметим между делом, отсутствуют. «Фамильные прозвища» оказались еще и единственной работой, в которой есть попытка объяснить значение фамилии Медиокритский. Остается только гадать, почему до сих пор на этот фрагмент не было дано ни единой ссылки, учитывая, что фамилия представляет интерес для нескольких исследователей, изыскания которых начались не позднее 2008 г.
Шереметевский выделяет фамилии, указывающие на умственные или нравственные качества учеников, их прилежание, успехи, поведение или способности. В этой группе Шереметевский привел больше сотни только латинских фамилий. Как будет указано ниже, Медиокритский содержит именно латинский корень. Поэтому внимание обращать следует прежде всего на фамилии латинского происхождения. Приведем здесь только наиболее характерные и не вызывающие сомнений в принадлежности именно к этой тематической группе латинские варианты:
Лавдовский, Ляудинский, Лявданский от laudare – хвалить
Люминарский от lumen – светоч
Просперов от prosper – успешный
Сперанский от spero (надеюсь), то есть подающий надежды
Суперанский от superare – превосходить
Делекторский, т.е. избранный (delectus)
Рарский, т.е. редкий (rarus)
Асценсов, т.е. высокостоящий (ascendo – восхожу)
Эминентов, т.е. выдающийся (eminere)
Мировый, Премировый и Мирандов от mirus, praemirus и mirandus (удивительный и достойный удивления)
Прудентов и Пруденский от prudens – благоразумный
Капацинский от capax – способный
Соллертинский и Соллертовский от sollers – умелый
Сагакский, Сагацкий и Сагацинский от sagax – сообразительный
Фацетов от facetus – остроумный
Когновицкий от cognoscere – знать
Альтаментов от altus (высокий) и mens (мысль)
Астутин от astutus – хитрый
Перитский от peritus – опытный
Рекордатов от recordari – помнить
Меморский от memor – помнящий
Промовендов — ученик, по успехам достойный перевода в высшее отделение
Доктов и Доктусов от doctus – узнал
Эрудитов от eruditus – узнал
Лаборинский и Ляборинскій от labor – труд
Студентов и Студенский от studere – учиться
Индустриев от industria – трудолюбие
Аккуратов от accuratus – рачительный
Феноменов, Гениев, Прогрессов, Элеганский
При этом однозначных аналогов с отрицательным значением единицы. Например, указывающая на леность учеников Пигров от piger (ленивый). Отсутствие знаний обозначают фамилии Игноратов и Игнорацкий от ignorare (не знать). На отрицательные свойства ума указывают фамилии Трунцевский от truncus (пень, болван) и Мальдонатов от male (дурно) и donatus (одаренный). Именно к этой подгруппе Шереметевский отнес и Медиокритских: «Ученики, еще подлежавшие испытанию, назывались Экспериандовыми (90, 145), правильнее Экспериендовыми и Экспериментовыми (Вл., 327), посредственные Медиокрицкими (Сзд., 188) от mediocris, дурные — Плоховыми (Сар. 2, 611), Правитскими (Новг. 4, 904) от pravus (дурной) и, может быть, Малицкими (Нж. 4, 241) от malus (дурной)». В примечании в сноске Шереметевский приводит другие варианты образования фамилии Малицких: или от прилагательного малый, или от лат. malus (яблоня). Он также приводит в качестве примера Николаевский Малицкий монастырь Тверской епархии. Однако эта версия не так однозначна, как может показаться на первый взгляд.
Для начала давайте разберемся с источниками, на которые ссылается автор. Следует отметить, что каждая приведенная им фамилия снабжена ссылкой на источник, в котором встречается фамилия. В большинстве случаев источник содержит лишь упоминание приведенной фамилии, а не доказательство сформулированного ее значения. Шереметевский не поясняет, входило ли в его замысел приводить источник именно первого документального упоминания фамилии, но в случае с Медиокритскими это именно так. «Сзд., 188» означает «История Суздальской духовной семинарии» Н.В. Малицкого [2]. Примечательно, что хоть и с оговоркой, но фамилия Малицкий стоит в ряду с Медиокритским по версии Шереметевского. Малицкий не дает никакого значения фамилии Медиокрицкий в своей книге. Он приводит списки учеников Суздальской духовной семинарии с краткими справками. Среди них Алексей Федоров Медиокритский, который был взят в семинарию в 1762 г., а в 1769 г. обучался в классе философии. На сегодняшний день это исторически самый первый документально подтвержденный носитель фамилии.
Если верить в версию указания на посредственность в смысле успеваемости, то возникает справедливый вопрос: а где же тысячи Медиокритских? Ведь очевидно, что троечников во все времена было подавляющее большинство. Отличников и дурных — сравнительно небольшая доля. И если Медиокритский это именно троечник, то носителей этой фамилии должно быть внушительное количество. Всевозможные списки и перечни лиц духовного ведомства должны быть переполнены Медиокритскими. Мы, однако, имеем лишь шесть известных корней, включая отмеченного выше суздальца.
Попробуем разобраться с самим корнем. У прилагательного «mediocris» есть несколько значений. И значение «посредственный» далеко не на первом месте. Например, в Латинско-русском словаре Н.Х. Дворецкого 1976 г. [3] находим следующее определение: mediocris – 1) средний, умеренный; удовлетворительный, приемлемый; второстепенный; посредственный, незначительный, заурядный; 2) незнатный, простого звания; 3) скромный, довольствующийся малым; 4) обоюдный (в грамматике). Как видно, первыми значениями приводятся средний и умеренный, удовлетворительный и приемлемый. Значения посредственный, незначительный и заурядный поставлены в конце перечисления.
Быть может, в словарях начала XX века, которые были в распоряжении Шереметевского, была иная картина? Обратимся к Латинско-русскому словарю О. Петрученко 1914 г. [4]: mediocris — I) посредственный, незначительный, небольшой; II) обыкновенный a) низкого состояния;

посредственный, заурядный, не особенный; c) малым довольный, скромный. Видим, что значение не единственное, но иерархия несколько иная. Вероятно, это повлияло на решение автора «Фамильных прозвищ» определить Медиокритских посредственными.
Предположим, в основе фамилии все же лежало русское слово «посредственный». Но и в русском языке у этого слова существует неоднозначное толкование. Иногда — прямо противоположное. У Достоевского читаем: «Во-первых, в доме у нас, на чистом входе, лестницы весьма посредственные; особливо парадная ― чистая, светлая, широкая, все чугун да красное дерево» (Ф. М. Достоевский, «Бедные люди», 1846 г.). Такое употребление считается устаревшим. И это вполне уместно, потому что нам то как раз и нужно искать значения времени, которое ближе ко времени, когда фамилия создавалась в середине XVIII века. И поэтому хорошо бы опираться на источники именно XVIII века.
Возьмем Латинско-русский словарь начала XVIII века (Собрание рукописей РГБ, ф. 173.I, д. 343): Mediocris — посредний, кроткий, верный. Хоть на первом месте и стоит близкое к «посредственный», но общая картина совсем иная. Примеры употребления «посредний»:
Остров, называемой Петровской, лежит пониже Санктпетербургского, а напротив Васильевскаго Острова, величиною посредний, но весма продолговатый, отделяется от Санктпетербургскаго неболшою речкою.
[А. И. Богданов. Описание Санктпетербурга (1751)]
Блажен, кто только в посредних делах оболган.
[М. В. Ломоносов. Похождение Телемаково сына Улиссова (перевод) (1747)]
Так как фамилии изобрателись переводом на латинский и греческий (реже — на французский и немецкий) языки какого-либо качества ученика, то лучше всего иллюстрацию прояснил бы именно русско-латинский словарь. Благо, у нас и такая возможность имеется. Открываем Лексикон треязычный, сиречь речений славянских, эллино-греческих и латинских сокровищ из различных древних и новых книг собранное и по славянскому алфавиту в чин расположенное [5]. И что же мы видим? Оказывается, «посредственный» определяется совершенно другими словами: medianus и medius. А вот mediocris закреплено за словом «мерный», что гораздо ближе к «умеренный» и «приемлемый», чем к «заурядный».
Предлагаю посмотреть внимательно на клировую ведомость церкви Рождества Христова с. Юркина Загородской десятины Московского уезда за 1776 г. [6]. Мы могли бы обратиться и к другим клировым ведомостям, но в этой церкви с 1765 по 1784 г. служил дьячок Самсон Андреев. Его сын Андрей обучался в Саввинской семинарии, где получил фамилию Медиокритский. В ведомости имеется графа «Каков в чтении и пении и был ли в школах». У священника Федора Евсеева читаем: «во тчтении и пении средственен; в школах не обучался». У Самсона Андреева: «во тчтении и пении посредственен». Как будто бы гипотеза подтверждается. Однако, заглянем в соседнюю графу «Какаго состояния, женат, вдов или холост». У Федора Евсеева: «женат; не худаго состояния». У Самсона Андреева: «женат; средственнаго состояния». Итак, помимо успехов в чтении и пении посредственным свободно обозначалось материальное состояние. И действительно, в корпусе русского языка находим:
Посредственного состояния люди, видя в лавках знатных людей, из учтивости проходят мимо и не покупают нужного для своего употребления.
[Н. И. Новиков. Живописец. Третье издание 1775 г. Часть II]
Пролетев все это, влетел я, наконец, в самый театр, где, принявши вид человека посредственного состояния, успел еще занять выгодное для себя место.
[И. А. Крылов. Почта Духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами (1789)]
Между тем доходит до отца Софьи известие из города, что одна знатная девица, влюбленная в человека посредственного состояния, невзирая на его недостаток, на увещания, на самые грозы родителей, решилась вручить себя в руки обожаемого ею предмета.
[А. И. Клушин. Несчастный М-в (1793)]
Что же об этой категории есть у Шереметевсего? Оказывается, вовсе не мало: «Как и следует ожидать, большинство фамилий на бедность учеников, как Беднов (3, 357), Бодняков (96, 315), Голов (Пeнз. 71, 273), может быть, Гимнов (4, 19) от γυμνός (голый), Бобылев (Сн. 80 г., 417), Погорелов (94, 199), латинские Мизеров и Мизеровский (6, 238), Мизерецкий (75, № 26, 1) и Мизерин (78, 137) от miser и miseria, Павперов (92, 156) и Павпертов (6, 245) от раuреr и paupertus, Дезертинский (Каз. Оп. 197) от desertus (покинутый), Инопин (94, 210) от inops (скудный), греческая Птохов (Вол. 97, 241) от πτόχος (нищий); редко встречаются фамилии в роде Богатиков (5, 102) и также, вероятно, указывающая на состоятельность ученика фамилия Финансов (Сар. 3, 352)». Налицо приличные разнообразие и представленность различных форм, описывающих именно на материальное состояние. Большинство из них указывает на скудость, что вполне соответствует реальному положению дел в то время. В данном ряду фамилий Медиокритский смотрелся бы вполне органично.
Весьма многочисленную группу составляют фамилии, указывающие на облик учеников. Маркировался рост (Парвов, Парвицкий и Парвулюсов, Гумилин и Гумилевский, Магнусов и Магницкий, Альтов и Альтовский, Грандов, Грандицкий и Грандилевский, Цельсов и Эксцельзов, Процеров), телосложение (Солидов, Пингвицкй, Крассов, Гальбанский, Мацеровский, Грацилевский; Салюбрицкий, Сальвинский и Фортификантов, Егротов, Тенеровский, Фатигров), физическая сила (Робустов, Робустовский, Роборовскій, Солидов, Валидов, Вегементов, Виолентов, Виртуозов, Атлетов и Титанов), быстрота и живость (Алякров и Алякринский, Промитов, Агентов, Оператов, Рапидов, Целерицкий, Фестинатов, Вигилев и Вигилянский; Тардов, Лентовский, Реморов, Дремяцкий и Сегницкий), наружность (Пульхеров и Пульхритудов, Беллюсов и Беллицкий, Венустов и Формозов). Медиокритский вполне уверенно смотрелся бы и здесь.
Особую группу образуют фамилии, указывающие на смирение и кротость. Хотя мужество и считается в числе основных христианских добродетелей, тем не менее в выше всего на практике ценилось смирение и послушание, и сравнительно не часто встречаются фамилии, указывающие на противоположные качества. Шереметевскому удалось замечательно проиллюстрировать изобретательность Духовной школы в изощрении и комбинировании русских и иноязычных синонимов, обозначающих эти драгоценные для нее качества. Одной из самых любимых фамилий была Смирнов и однокоренные (Смирницкий, Смиренский, Смирягин, Смиренин, Смиренномудров и Смиренномудренский). Н.А. Маркова [7] на материале массива фамилий выпускников Московской, Вифанской, Рязанской, Костромской и Воронежской духовных семинарий, а также базы данных по коломенскому духовенству, сделала вывод, что Смирнов — наиболее распространенная фамилия у духовенства.
Шереметевский продолжает: то же значение имеют фамилии Кротков, Тихов, Тиховидов, Тихобразов, Тихонравов, Покоев, Молчанов, Нешумов, Немолвин, Неговоров, Безъязычнов, Скромнов, Чиннов, Немешаев, Покорский, Почитаев, Ублажаев, Страхов и Трепетов. От перевода вышеупомянутых фамилий на древние языки получились многочисленных фамилии, указывающие на скромность и кротость: Модестов от modestus, Мансветов от mansuetus, Ленский от lenis, Арканов от arcanus (тайный, тихий), Плацидевский от placidus, на кротость с оттенком услужливости – Моригеровский от morigerus, Коммодов от commodus (полезный, услужливый); ученики, отличавшиеся хорошим поведением, получали фамилии Бономорский, т.е. обладающий хорошим поведением – moribus bonis, и Коммендандов, в искажении Комендантов, т.е. обладающий одобрительным поведением – moribus commendandis; Доцилевский от docilis – послушный; о послушании говорят фамилии Обтемперанский от obtemperare и Обедиенский от obediens (послушный), о почтительности Верекундов от прил. verecundus и Реверский от гл. revereri, о спасительном страхе – Тимидовский от timidus, о терпении – Толеров от tolerare, о спокойствии – Квиетинский от quietus, Транквиллицкий, Транквилевский и Транквиллитатин от прил. tranquillus и сущ. tranquillitas, Пакатов и Пакатский от pacatus, Суспенский от suspensus (нерешительный), о молчаливости – Силецкий от silere, Тацентов от tacere, Тацитурнов от taciturnus, об умеренности вообще – Модератов от moderatus и Темперов, Темперанский и Темпераментов от гл. temperare и сущ. temperamentum. Если определять фамилию Медиокритский как указывающую на умеренность, для чего есть все основания, то наиболее органично она вписывается именно в ряд со Смирновыми и Модератовыми.
***
Источники:
1) Шереметевский В. В. Фамильные прозвища великорусского духовенства в XVIII и XIX столетиях // Русский архив. 1908 г. Кн. 1. С. 75-97, 251-273; кн. 2. С. 209-232; кн. 3. С.46-66, 269-290.
2) Малицкий Н. В. История Суздальской духовной семинарии: (1723-88 гг.) — Владимир: Тип. губ. правления, 1905. — 220 с.
3) Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь: Около 50 000 слов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1976. — 1096 с.
4) Петрученко О. Латинско-русский словарь — 9-е изд., исправленное. — М.: В. В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых, 1914. — 810 с.
5) Поликарпов Ф. П. Лексикон треязычный, сиречь речений славенских, еллиногреческих и латинских сокровищ из различных древних и новых книг собранное и по славенскому алфавиту в чин расположенное. — М.: Тип. царская, 1704. — 403 л.
6) ЦГАМ, ф. 203, оп. 744, д. 1511 — Клировые ведомости Московского и Звенигородского уездов. 1776 г.
7) Маркова Н. А. Фамилии православного духовенства Московской епархии. б/д. — 20 с.
Сообщение отредактировал Витус Медиа: 18 November 2024 - 19:00