Снимок1.JPG 35.78К
0 Количество загрузок:
Снимок.JPG 31.19К
0 Количество загрузок:
1 - Церковь Рождества Христова
1900-1910, Россия, Ярославль
Автор: П.И.Иваницкий
Источник: открытое письмо, изд.В.М.Ябелова, Ярославль.
https://pastvu.com/p/177424
2 - Христорождественская церковь.
1887-1892, Россия, Ярославль.
Автор: Владимир Александрович Лопатин.
Источник:Т. А. Рутман. Храмы и святыни Ярославля: история и современность. 2-е изд. Ярославль: Александр Рутман, 2008. С. 131.
http://rutman.info/d..._Svyatini-2.pdf
https://pastvu.com/p/886540
* * *
Церковь Рождества Христова построена в 1635-1644 на берегу Волги. Прежде на этом месте стояла деревянная Христорожественская церковь, в которой в 1609 ярославцы сохранили чудотворную икону Казанской Божией Матери. Строительство нового каменного храма было начато ярославскими купцами, братьями Анкидином (по прозвищу Дружина) и Гурием Назарьевыми, участниками ополчения 1612. За заслуги во время войны с литовцами Назарьевы получили от Михаила Романова жалованную грамоту и звание «государевых гостей» со всеми привилегиями. Замысел храма Рождества Христова был грандиозным, и у братьев Назарьевых не хватило средств на окончание строительства, поэтому окончено оно было только в 1644 на деньги разбогатевших сыновей Гурия Назарьева, Михаила, Андрея и Ивана Гурьевых, которые внесли свои изменения в первоначальный проект.
Ансамбль церкви Рождества Христова, стоящий на берегу Волги и создающий, наряду с другими храмами набережной, неповторимый силуэт берега, получился и в самом деле уникальным. Он состоит из самой церкви и стоящей отдельно великолепной шатровой колокольни, служащей также и Святыми воротами в ограде храмового комплекса.
Храм Рождества Христова в основном своем объеме сходен с Николо-Надеинской церковью − пятиглавый храм на высоком подклете, окруженный двухъярусной галереей с трех сторон, и с домообразным крыльцом с западного фасада, ведущим на верхний ярус галереи. С севера и юга в галереях были устроены приделы. Но, в отличие от церкви Николы Надеина, в углу галереи не было колокольни, она стояла отдельно и прежде соединялась с храмом крытым арочным проходом, который в 1644 пристроили сыновья Гурия Назарьева. Тогда же они добавили к храму Казанский придел с юго-западной стороны, тем самым значительно расширив галерею. В XVIII в. над куполом придела засиял новый ажурный крест, сохранившийся до наших дней.
Первым в храме был освящен северный придел в нижней церкви, в честь Николая Чудотворца, издревле считавшегося на Руси покровителем торговых людей и путешественников. Это было неспроста: Назарьевы не только вели большую торговлю, но и немало ездили по стране, так как их интересы простирались далеко от Ярославля.
Храм достаточно долго стоял нерасписанным; только в 1683 ярославскими мастерами были выполнены фрески в центральной части. Заказчиками работ были все те же Гурьевы − Иван Гурьев и его сыновья. Имена мастеров остались неизвестны, но исследователи полагают, что в работе могли участвовать известные ярославские художники Дмитрий Семенов и Федор Игнатьев. Все остальные росписи храма − позднейшие.
Рождественский храм богато украшен поливными изразцами разнообразной формы: тут и розетки, и ленты, и четырехугольники. Все пять глав на основном объеме были покрыты желтой и зеленой глазурованной черепицей различных оттенков. В декоре храма особенно интересна храмозданная надпись, выполненная в изразцах. Интересно то, что купцы (в XVII в. считавшиеся все же простыми людьми, неродовитыми, незнатными, несмотря даже на данные царем привилегии) решились на такой дерзкий шаг − вывести свои имена на фасаде храма. Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре. Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…»
Отдельного внимания заслуживает колокольня. Это не простая колокольня, столп с ярусом звона и шатровым завершением. Это − сложная многофункциональная постройка, совмещающая в себе колокольню, двойные ворота, небольшую церковь «под колоколы» и башню с часами. Колокольня − прямоугольная в плане, и по бокам центрального шатра поставлены две небольших шатровых башенки, подчеркивающие устремленность всего здания ввысь. Во втором ярусе была расположена небольшая церковь Гурия, Самона и Авива, окруженная открытой галереей. Шатер колокольни украшен рядами люкарн, украшенных разнообразными наличниками.
Облик храма был сильно искажен временем. Исчезли четыре малые главы на основном объеме, была разобрана аркада, ведущая к колокольне. В советское время храм был закрыт, в 1920-х его отреставрировали. До сих пор памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику. В 1989 произошло несчастье − из иконостаса храма были похищены уникальные иконы. Иконы были вывезены за границу и проданы на аукционе, где в 1995 их купил коллекционер из Саратова Владимир Рощин. Узнав об истории своего приобретения, он принял решение возвратить иконы музею, с тем, чтобы их отреставрировали и поставили туда, где им и должно быть.
Музейных средств на поддержание уникального памятника долгое время не хватало. В конце 1990-х начала рушиться обветшавшая стена колокольни, и храм был надолго закрыт на реставрацию. Только под угрозой обрушения колокольни удалось найти средства на восстановление памятника. Сейчас колокольня приведена в порядок, а вместе с ней – и сам храм. В нем время от времени проводятся службы.
http://www.yaroslavlru.ru