116.82.
Иорданский Александр Николаевич, 1872-1937.
Александр приходится правнуком 44.31.Домнинскому Алексею Даниловичу. Он родился в селе Замошье Костромского уезда в семье Николая Ивановича Иорданского, псаломщика местной Афанасиево-Кирилловской церкви, и его супруги Валентины Александровны, урожденной Вишневской. В 1882 он обучался в приготовительном классе Костромского ДУ, затем продолжил образование в Галичском ДУ, которое и окончил в 1889 году, получив назначение псаломщиком Успенской церкви села Даниловского Красносельской волости Костромской губернии. В 1891 перемещен к Богородицкой церкви погоста Храмки Фоминскоой волости Галичского уезда. В 1892 посвящен в стихарь и перемещен к Покровской церкви села Ножкина Алешковской волости Чухломского уезда, где и прослужил до 1902 года. Здесь в селе Ножкино, Александр женился.
29 июня 1892 в Покровской церкви села Ножкина бракосочетание. Жених: села Ножкина Покровской церкви псаломщик Александр Николаев Иорданский православного вероисповедания первым браком 20 лет. Невеста: села Ножкина Покровской церкви дочь заштатного псаломщика Якова Иоаннова Колосова Екатерина Яковлева Колосова православного вероисповедания первым браком 23 лет. Поручители. По женихе: писарский ученик управления Солигаличского воинского начальника Павел Александров Лебедев и Солигаличского уезда Богоявленской церкви села Раменья священник Павел Соколов. По невесте: псаломщик Варваринской церкви, что на погосте, Петр Александров Вознесенский и бывший воспитанник КДС Михаил Петров Любимцев (
Тесть и теща А.Н.Иорданского – псаломщик села Ножкина Яков Иванович Колосов и жена его Елизавета Васильева). (
ГАКО 56-25-174).
В Ножкине в семье родилось 4 детей:
1 августа 1893 140.116
Надежда,
14 февраля 1895 141.116
Аркадий,
5 июля 1897 142.116
Мария,
23 сентября 1901 144.116
Таисия.
В 1902 псаломщика 116.82.А.Н.Иорданского переместили к Николаевской церкви села Корцова, где он прослужил псаломщиком до 1914 года, (
ГАКО 56-16-35, 37). В Корцове в семье родились еще трое детей:
15 сентября 1903 145.116
Павел,
6 августа 1907 147.116
Александр,
17 августа 1910 146.116
Геннадий.
file:///C:/Users/8C74~1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image002.jpg
obsded.jpg 181.06К
12 Количество загрузок:
На фото ~ 1920 года нет только Марии. Детишки - дети Надежды и Аркадия.
(в семье были и еще дети, что умерли в раннем детстве).
С января 1914 Александр служит диаконом Васильевской церкви села Демьянова Буйского уезда, а в октябре 1915 перемещен диаконом же к Николаевской церкви села Широкова Ветлужского уезда. Здесь диакона Александра Николаевича застала Революция.
Примерно в 2010 году, работая в Нижегородском Архиве над родословием своей ветви Иорданских, я совершенно случайно наткнулась на Дело за 1923 год (
ЦАНО 106-2-185 лл 52-53), в котором приведено собственноручное Прошение какого-то священнослужителя Иорданского. Меня поразило ужасающее положение семьи этого Иорданского, я сопоставила его со своим дедушкой того же возраста, тоже священнослужителя в Костромской глубинке, которому в те годы тоже несладко жилось, и просто так, для себя, переписала все это Прошение. Только годы спустя выяснилось, что этот А.Н.Иорданский приходится четвероюродным братом моему папе: у них ближайший общий предок пра-прадед 31.18.Даниил Иванов, еще бесфамильный священник села Домнино Буйского уезда. Приведу здесь полностью распечатанный мною текст этого душераздирающего Прошения:
«
23 января 1923 года. Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему
Иоанну ……?................
Нижегородскому и Арзамазскому.
Заштатного диакона Николаевской церкви
Села Широкова Ветлужского уезда
Александра Иорданского
Покорнейшее Прошение.
На поприще служения церкви Христовой состою я 33 года, из них в сане диакона 8лет, судим и штрафован не был и не состою, о чем свидетельствует удостоверение благочиннического совета от 3/16 июля сего года, при сем прилагаемое. Был законоучителем при двух земских школах по отделению Епископа Севастиана; образовательный ценз имею окончившего курс в Галичском духовном училище; от роду имею 50 лет.
Увольнение в заштат от 13/26 августа 1921 года было согласно моему прошению по причине невозможного существования в селе Широкове за неимением хлеба для пропитания своей семьи средствами прихожан, которые двумя годами 1920-1921 вполне подорвали свое крестьянское хозяйство и которые в силу их самих крайней нужды в продовольственном отношении не могли бы пропитать мою семью в 7 человек, почти не имея своего хозяйства; к тому же и в будущем по причине большого недосева в озимых полях дать содержание не могли бы. Ввиду такого трудного моего материального положения мне и пришлось искать новое место служения, где бы мне прокормить семью. Один из хлебородных приходов, не имея штатного диакона, пригласил меня в качестве вольнонаемного диакона, обещая исходатайствовать штатную вакансию, а до открытия оной - приличное содержание, на что я и согласился, вот что послужило увольнением в заштат. Но впоследствии времени у прихода этого произошли несогласия со священником по вопросу о штатном диаконе, дело не осуществилось, и в содержании мне отказали, и тогда мне пришлось снова возвращаться в свой дом в Широкове, между тем как в это время голод свирепствовал в полной силе; средств к существованию не стало, и вместо мнимого счастья усугубил я положение своей бедностью, встретив самую великую нужду. Четверо детей, обучающихся в разных школах, требовали содержания; положение становилось безвыходным, надо было новое искать себе место, и в результате оказалось, что я и по сие время нахожусь без места. Быть без места в настоящее трудно-переживаемое время с такой семьей не только немыслимо, но прямо уже невозможно. Результатом такого прожитого без содержания промежутка времени получилось, что я прожил положительно все, даже и дом, и помещаюсь с семьею в черной бане единственном убежище, переживая самую крайнюю бедность, и уже двоим детям моим в образовании отказано; посылать в работу нет возможности, ибо все наги и босы, семья находится в ужасной панике, ожидая чего-то страшного и ужасного, можно сказать, обречена на голодную смерть.
Положение мое было еще не так критично, пока диаконское место было вакантным, так как по воскресным и праздничным дням служил я в храме села Широкова, и прихожане, видя мое усердие в службе, все-таки кое-когда и подавали кусок хлеба, но теперь, когда должность диакона замещена, полевая земля и сам дворовый участок мой ликвидированы в пользу новоопределенного диакона.
С приездом в город Ветлугу нового Епископа Григория я обращался к нему с просьбою о назначении меня на штатное диаконское место, но так как некоторые приходы избрали своих кандидатов из псаломщиков своих церквей, другие предназначены к закрытию, а то и совсем не нужны, и моя просьба безрезультатна, на священнические места он прав еще не получил. Надо сказать, что места получаются с большим трудом, который состоит в том, что прежде назначения Епископом нужно заручиться приговором от прихода и согласием причта, но я по составу своей семьи не могу получить первого, хотя по службе своей и удовлетворяю желанию причта и прихода. Находясь на действительной службе, приходилось встречать всякого рода обиды и оскорбления, а в начале революции подвергался и побоям со стороны противников Святой Церкви, но я все это пережил и терпел за Христа, но когда царь голод сбил мою жизнь с правильной колеи, так неужели я с семьей должен погибнуть, и чем мои дети виновны, сам Бог пустил их на свет, а из-за них я и места получить не могу? Нет, не так! В противном смысле я заслуживаю большего поощрения, несмотря на все взгляды и понятия невежественного народа и непонимания о заслугах человека, предавшегося глумлению Церкви Христовой, до глубины души, имея непоколебимое призвание петь Богу моему до ..?....
Представляя благосклонному вниманию Вашего Высокопреосвященства послание мое, подпавши случайному несчастию, поверяю себя к стопам своего милостивейшего архипастыря и Отца с глубокою просьбою не оставить меня грешного с семьею на погибель голодною смертию; соблаговолите своею святительскою милостию даровать мне благодать священства с определением в пределах бы Воскресенского или Семеновского уездах, как более близких к Ветлужскому и более удобным в перемещении, и тем самым дайте возможность снова быть предстателем у Престола Божия, а вместе с тем снова быть благовоспитателем детей своих, счастие которых зависит от благосклонного внимания Вашего Высокопреосвященства к моей несчастной участи.
Если не достоин я буду получить благодать священничества, или какие другие обстоятельства сему будут препятствовать, да будет Ваша святая воля, я смирюсь и пред тем, чего заслуживаю.
1922 года декабрь 12/25 дня. Покорный слуга и послушник Вашего Высокопреосвященства
заштатный диакон церкви села Широкова
Александр Иорданский.
Почт. Адрес: ст.Обход линии Нижний-Котельнич п/т отд. Новоуспенское
О. Благочинному 7 Ветлуж. Округа протоиерею Павлу Горскому.
Дальнейшая судьба А.Н.Иорданского на долгие 15 лет мне неизвестна. Но, видимо, сан священника он получил, ибо в 1937 году он служил священником в Успенской церкви села Дорофеево Сокольского района Ивановской области. В сентябре 1937 был арестован Сокольским районным отделением НКВД по обвинению в распространении ложной клеветы по адресу советской власти, ведении антисоветской агитации (по ст. 58-10,ч.1УКРСФСР), с 16 сентября 1937 находился в заключении в тюрьме г. Кинешмы; не позднее 9 октября 1937 находился в заключении в тюрьме г. Иваново.
Из обвинительного заключения (
Архивное следственное дело по обвинению Троицкого А. И., Наградова Д. В., Ушакова В. А. и др., 1937 г. // Архив УФСБ России по Ивановской обл. Д. 8431-П. Л. 150, 150 об.) :
file:///C:/Users/8C74~1/AppData/Local/Temp/msohtml1/01/clip_image006.jpg
obvinit.jpg 130.67К
3 Количество загрузок:
Село Дорофеево и Сокольский район до революции были в составе Костромской губернии, потом Ивановской области, сейчас ─ в Нижегородской области. В современном селе Дорофееве люди восстанавливают прошлое села, интересуются фактами биографий людей, причастных к его истории, пишут книги, создают самодельные фильмы об односельчанах. Вот выдержка из книги В.Калмыкова « Я родом из Дорофеева», НН, 2008 год: «
На смену священнику Григорию Ивановичу прислали другого священника. Даже имя его людская память не сохранила, так мало он прослужил. Фамилия его была Иорданский. Это был 1937-38 год. Его мало кто запомнил. Как говорят: не успел «пустить корни» в селе. Но люди запомнили, как его забирали. Приехали люди в форме, и повели священника по деревне под конвоем. Вели тихо, без слез и причитаний, люди были уже напуганы. С тех пор о нем, никто ничего не слышал. Говорят, что где- то живет его дочь… Все они стали жертвами нового общественного строя. Светлая им память!»
По сведениям потомков А.Н.Иорданского, он умер в тюрьме города Кинешмы. Похоронен и он, и супруга его на Кинешемском кладбище.
Сообщение отредактировал Иорданская: 10 February 2023 - 22:23