Перейти к содержимому

Участникам Форума: если Вы утратили пароль или логин, напишите, пожалуйста, на почту voroninee@yandex.ru
Гостям, кто регистрируется: в поле антиспама стоит вводить цифры, а не пытаться скопировать текст.

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится ориентировочно 20 декабря. Место и время будут известны ближе к событию. Обсудить >>>

Сбой работы Форума 24 ноября. Обсудить >>>

26.10.2025. Обновление Фамильного навигатора: добавлено 28 пунктов. Общий список - 8075 >>>

г. Ярославль: Соборная мечеть

храмы храмы Ярославля мусульмане Ярославская соборная мечеть татары

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 7

#1 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 03 June 2019 - 15:37

ЯРОСЛАВСКАЯ СОБОРНАЯ МЕЧЕТЬ

* * *
Махмуд Юсупов (3 января 1878 — 29 мая 1922) — российский исламский деятель, первый имам Соборной мечети Ярославля.
В 1907 году вместе с семьёй переехал в Ярославль. Там он стал главой местной махалли (мусульманской общины). Под руководством Юсупова и при его активном участии было завершено возведение Ярославской мечети, о которой уже в течение долгого времени просила власти мусульманская община города. Также при мечети был открыт мектеб. После открытия мечети Махмуд Юсупов стал первым её имамом.
Умер 29 мая 1922 года в Ярославле. Причиной смерти, согласно записи в книге актов о смертях, был сыпной тиф. Похоронен на мусульманском кладбище Ярославля.
https://ru.wikipedia.../Юсупов,_Махмуд
https://ru.wikipedia...соборная_мечеть

-----
Дело об утверждении крестьянина Нижегородской губернии Махмуда Юсипова, в должности муллы г. Ярославля
ГАЯО. Фонд № 79. Оп.13. Д. 1158
Даты документов: 15 мар 1907 - 27 апр 1909
(Родился 3 января 1878 года в населённой тарами-мишарями исламской деревне Антяровка, входившей на тот момент в Уразовскую волость Сергачского уезда Нижегородской губернии.)

Дело о разбойном нападении и ограблении Муллу Махмуда Юсупова
ГАЯО. Фонд № 347. Оп.2. Д. 1291
Даты документов: 26 июл 1910 - 11 мар 1911

#2 Darya V

Darya V

    Совет ЯрИРО

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 29308 сообщений

Отправлено 14 November 2020 - 20:58

Не знаю, в какую тему поместить. Наверное, в эту.
На аукционе продавалась фотография "Ярославские татары". Качество скана совсем неважное, но всё-таки представление получить можно. И лица просматриваются, и видно, что одежды нарядные. На обороте текст тоже различим.

Прикрепленный файл  Татары, г.Ярославль (1).jpg   185.97К   28 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Татары, г.Ярославль (2).png   361.29К   19 Количество загрузок:
ссылка >>

#3 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 10 March 2021 - 16:07

НИЖЕГОРОДЕЦ МАХМУД ЮСУПОВ – ПЕРВЫЙ ИМАМ ЯРОСЛАВСКОЙ МЕЧЕТИ (1878–1922) / В. В. Черновская /

"За редким исключением, в начальных классах мусульманских учебных заведений не учили русскому языку[5]. Не знал его и Махмуд Юсупов. Конечно, немало лет прожив в Ярославле, он хорошо понимал устную речь. Но, по собственному признанию, читать и писать по‑русски так и не научился. Незнанием русского языка можно объяснить и разночтения в написании им своей фамилии. В различных документах третью литеру он обозначает по разному: «и», «у» и даже «ю». Очевидно, в татарском ее произношении могли звучать все три гласные. Это зависело от того, как читались огласовки арабского написания его фамилии. В официальных обращениях городской власти к М. Юсупову как уполномоченному «лицу магометанского вероисповедания» третья литера его фамилии всегда обозначалась буквой «у»."

http://www.idmedina.ru/...

#4 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 30 March 2025 - 21:28

Страницы истории: Романовский улус, молельные дома советского периода. Ярославль.
****
Появление на этнической карте северо-восточной Руси XVI в. (современная территория Ярославской области) татарского населения связано с пожалованием в удел ногайским мурзам Кутумовым и Юсуповым г. Романова (ныне г. Тутаев Ярославской области). Это событие произошло в конце 1564 – первой половине 1565 годов. Вместе с Эль мурзой Юсуповым и его двоюродными братьями Айдаром и Алеем мурзами Кутумовыми на службу к московскому государю прибыли и «их казаки». По воцарении Михаил Федорович подтвердил это пожалование в июле 1613 г.
*******
"Ближайшая для ярославских мусульман мечеть находилась в Татарской подгородной слободе Костромы; за дальностью расстояния (90 верст) они не могли посещать ее регулярно. Однако для общины важна была ритуальная сторона общественных богослужений, поэтому еще в 1877 г. она попыталась зарегистрировать мусульманское религиозное общество. Юнис Абожаев от имени проживавших тогда в городе единоверцев (12 мужчин) обратился к губернатору с соответствующим прошением, но власти отклонили просьбу, сославшись на немногочисленность последователей ислама. 7 декабря 1900 г. на заседании городской думы было рассмотрено коллективное ходатайство мусульман о расширении места для похорон на Леонтьевском погосте. Решение об увеличении мусульманского кладбища «до размера» 1000 кв. сажен было принято и сообщено адресатам – «крестьянину Юнису Абожаеву и др. лицам». Спустя несколько лет, весной 1906 г., было зарегистрировано мусульманское общество Ярославля. Теперь община получила возможность организовывать религиозные собрания и арендовать помещения для их проведения. В архивном документе от 1906 г. «уполномоченным проживающих в г. Ярославле магометан» значился имам Зиятдин Сафаров (уроженец Тамбовской губернии, имел свидетельство ОМДС о присуждении духовного звания имам-хатыба от 1906 г., в Ярославле жил ориентировочно с весны 1906 по январь 1907 г.). Ему принадлежала инициатива по возведению в городе мечети. Он начал ходатайство «с верхов», в обход местной власти, направив прошение в начале января 1907 г. на имя министра внутренних дел о разрешении сбора средств «между магометанским населением империи» на строительство мечети в г. Ярославле. Менее чем через месяц из столицы пришел ответ на адрес ярославского губернатора: «Государь император по всеподданейшему докладу министра внутренних дел в 4 день сего февраля высочайше соизволил на удовлетворение ходатайства уполномоченного в г. Ярославле магометан Зиятдина Сафарова разрешение производить между магометанским населением Империи в течение одного года сбор пожертвований в сумме до 20 тысяч рублей на постройку магометанской мечети в названном городе». Ссылаясь на пример Ярославля, по аналогичному сценарию попытались следовать и мусульмане соседней Вологды, однако их попытка не увенчалась успехом.
Зная о предстоящем отъезде З. Сафарова, ярославские мусульмане 10 января 1907 г. общественным приговором избрали имамом крестьянина Сергачского уезда Нижегородской губернии Махмуда Юсупова. Уроженцы Нижегородчины (села Ендовищи, Ключищи, Пошатово, Семеновка, Актуково, Антяровка) представляли к этому времени наиболее многочисленную и сплоченную группу внутри мусульманской общины.
Сумма пожертвований, поступивших к середине 1907 г., вероятно, была невелика, поскольку ее хватило на постройку деревянной мечети с минаретом на крыше. Весной 1910 г. открылся зал для молитвенных собраний. В 1914 г. на месте первоначального деревянного строения появилось воплощенное в архитектурных формах новое здание Ярославской соборной мечети.
Вспыхнувшее в июле 1918 г. в Ярославле антибольшевистское восстание в ответ вызвало террор против всего населения города, включая приверженцев ислама. Впоследствии новые власти осуществили ряд мероприятий по ликвидации мусульманской общины. Помимо административных действий, работа проводилась по двум направлениям: перевоспитание татар в атеистическом духе и искоренение традиций мусульманского образования. Борьбой с «пагубным влиянием ислама» занимались агитпроп губкома РКП(б) и местные филиалы Союза воинствующих безбожников (СВБ). Пик их совместной работы пришелся на 1925–1928 гг.
В 1923 г. в жилых помещениях мечети проживали 3 семьи. Ответственным по владению значился мулла Хусеин Айнетдинов, который, после смерти имама М. Юсупова, стал имам-хатыбом Ярославской соборной мечети по приговору мусульманской общины в мае 1922 г. В 1930 г. численность посещающих мечеть не превышала и 40 человек. Содержать мечеть, выплачивать арендную плату, необходимые налоги и страховые сборы им было не под силу. Поэтому уже 21 июля 1930 г. президиум Ярославского окружного исполкома обсуждал вопрос «О закрытии татарской мечети», и в 1931 г. здание числилось на балансе горисполкома. Первоначально его собирались пустить на слом, но разрушили только минарет; само здание кирпичной дореволюционной постройки приспособили под склад, позже в нем разместилась школа для слабо слышаших детей. С закрытием мечети в Ярославле возникли нелегальные молельные дома.
Необходимо отметить то, что, хотя подобное явление имело место и в ряде других регионов, но именно в Ярославской области оно приобрело особенно широкий размах. Татары собирались на молитву группами 5–10 и более человек; молитвенные собрания проводились в частных домах; там же совершались другие религиозные обряды.
Один из первых молельных домов располагался в квартире неофициального имама Агзама Хасаншина, работавшего такелажником на ТЭЦ-1. Однако после того, как в 1937 г. он получил предупреждение в управлении НКВД, собрания в его доме прекратились.
Численность татарской мусульманской общины Ярославской области в 1939 г. составляла 13,7 тысячи (0,6 % населения), из которых 9,6 тысячи проживали в городе. С конца 1940-х – начала 1950-х гг. возросло количество молельных домов. Тогда фронтовики-инвалиды стали выходить на пенсию, и день мусульманской коллективной молитвы, пятница, оказался свободным для большого числа мусульман города. В результате в Ярославле было организовано 7 молельных домов, появились они и в Рыбинске, поселке торфяников Варегово, в Переславском и Некоузском районах. Богослужения в Ярославле вели неофициальные муллы, которых насчитывалось до 15 человек (все они, кроме Ибрагима Аширова, скончались до 1999 г.)
В 1947 г. власти столкнулись с беспрецедентным событием, которое стало предметом консультаций между уполномоченным по делам религий и райисполкомом. Глава большой семьи Ярулла Хайруллин, живший в бараке, самовольно построил дом на берегу Волги, на так называемом Лагерном спуске, и половину строения отвел под молельный дом. Прежде чем семья въехала в дом, здесь был проведен коллективный намаз по случаю Ураза-Байрама с участием около 200 человек, включая молодежь (особо вопиющий факт с точки зрения советской власти). Я. Хайруллина обязали явиться в райисполком и предупредили, что если такие собрания не прекратятся, то дом как самовольно построенный снесут. Мулла Юнусов успокоил общину, и на некоторое время молитвенные собрания прекратились. В различное время здесь отправляли религиозные обряды муллы: Хусейн, Сарингарай, Мустафа, Зия-бабай (бывший полковой мулла в царской армии), Сафуан Шакиров. В 1970 г. все жилые строения на Лагерном спуске, включая данный дом, были снесены.
Другой молельный дом, возникший после войны, располагался в Кармановском поселке у семьи Ахметшиных. Муллой здесь был Жирдис Курмаев (проживал на ж/д станции Козьмодемьянск, работал путейцем), который имел диплом имама, вел службу на арабском языке, был широко известен как народный целитель не только в своем поселке, но и в Ярославле. В 1957 г. из этого молельного дома верующие перешли в новый, находившийся в доме семье Ахмаровых. Мингяряй Ахмаров предоставлял раз в неделю комнату своего сына, куда верующие приезжали со всех концов Ярославля, из Бурмакина и других мест. С 1976 по 1989 гг. службу здесь вел мулла Шейхильислам. Даже после его смерти в 1989 г. верующие собирались в этом молельном доме в течение 2 лет, вплоть до возвращения общине Ярославской соборной мечети. Здесь же служили еще два имама: Мустафа-бабай, самоучка, и получивший классическое религиозное образование мулла Хасият. Молельный дом Ахмаровых, выделяющийся своей ухоженностью, богатой резьбой и разноцветной палитрой, сохранился до сих пор.
Третий молельный дом 1970–1980-х гг. находился в поселке лесозавода «Парижская коммуна» и принадлежал Харису Замалутдинову. Его также посещали верующие со всего города, их число достигало 15–20 человек. Под «домашнюю мечеть» еще на этапе строительства дома была отведена самая большая его комната. Муллой здесь являлся Камиль-бабай (проживал в пос. Норском, впоследствии уехал в Татарстан).
Молельные дома появились также в районах за Волгой, в Среднем и Нижнем поселках, где начиная с 1920-х гг. поселилось много татар. В Ярославле на 2-й Новой ул. с 1958 г. он располагался в доме Сайды Фахрутдиновой, где молельней служила самая большая комната. Службу там вел мулла Садыртын Багоутдинов. Так как этим молельным домом интересовались милиция и другие организации, время от времени мусульмане собирались на 8-й Новой улице у Хабибуллиных.
Молельный дом Хариса Давлятчина на 5-й Новой ул. также был объектом контроля со стороны милиции, работников райкома партии и райисполкома, однако хозяин дома, являвшийся передовым работником на торфопредприятии, на их требования и угрозы не реагировал и упорно приглашал к себе верующих. Чтобы не подводить его, мусульмане временами собирались в доме у Имамутдина Кашапова на Шоссейной ул. На молитву приходило до 30 человек. Так в 1965 г. появился еще один, подменный молельный дом, у которого со временем образовался свой приход. Он существовал 16 лет, и даже после смерти И. Кашапова татары три года продолжали собираться в его доме для совершения молитвы.
В данных молельных домах, кроме С. Багоутдинова, в различное время службу вели Сафуан Шакиров (назойливое внимание властей привело к тому, что его парализовало во время намаза), Ахмедсагир и Харис Давлятчин.
Свой молельный дом был на торфопредприятии в поселке Варегово, где службу вел мулла Вафин. В молельном доме в Песочном, за Волгой, молитвой руководил мулла Касым-бабай.
Несмотря на то, что органы правопорядка и райкомы партии знали о молитвенных собраниях в частных домах, они не предпринимали решительных мер по их закрытию. Это было связано с несколькими причинами: во-первых, в Ярославле не было специалистов по антирелигиозной пропаганде среди мусульман; во-вторых, в молельных домах собирались в основном беспартийные рабочие, пенсионеры, многие были фронтовиками, инвалидами, ударниками соцсоревнований – коммунистов же среди татар было мизерное количество.
***
Источник-Дорогами ислама Центральной России.
Макаров Д. В.
Ярославская область. Наследники Сююмбике в Верхнем Поволжье.
https://litresp.ru/...

#5 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 05 September 2025 - 21:10

Прикрепленный файл  Соборная мечеть в Ярославле. (1).jpg   187.26К   2 Количество загрузок:.

Ярославская соборная мечеть в Ярославле.
Ярославские мусульмане отмечают праздник Ураза-байрам, 2019 год.

#6 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 11 September 2025 - 18:39

ГКУ ЯО ГАЯО-
Ф. 1208 Оп. 2 Д. 16 Статистические сведения по наибствам Северного Дагестана /количество населения, земли, скота. мечетей / 1867 — 1867 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф. 230 Оп. 11 т. 3 Д. 588 Метрические книги мечети г.Ярославля за 1907-1912,1914-1917 годы 1907 — 1917 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф. 80 Оп. 1 т. 2 Д. 2942 Дело по прошению Ярославского магометанского общества о разрешении постройки минарета при мечети в г.Ярославле 1915 — 1915 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф. 80 Оп. 1 т. 2 Д. 2498 Дело по прошению магометанского общества о разрешении постройки деревянной мечети во 2-й части г.Ярославля 1911 — 1912 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф. 509 Оп. 1 т. 1 Д. 1225 Дело об отводе места под постройку мечети 1907 — 1914 ГКУ ЯО ГАЯО
Ф. 509 Оп .1 т. 2 Д. 3561 Дело об осмотре земельного участка на Петропавловской улице, занятого под постройку мечети и учительского интерната 1914 — 1914 ГКУ ЯО ГАЯО

#7 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 11 September 2025 - 18:43

Филиал ГКУ ЯО ГАЯО в г. Рыбинске —
Ф. 419 Оп. 1 Д. 146 Метрическая книга татарской мечети за 1906-1917 года 1906 — 1917 Филиал ГКУ ЯО ГАЯО в г. Рыбинске.

#8 Ирина Ярославна

Ирина Ярославна

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1944 сообщений

Отправлено 19 September 2025 - 19:08

Исламские параллели в церковной архитектуре Ярославля.

https://cyberleninka...xqx624wdvUvXxL7

Сообщение отредактировал Ирина Ярославна: 19 September 2025 - 19:10





Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования