Еще до появления Соборного уложения 1649 г. христианизации подверглись
романовские татары.
В 1648 г. служилый татарин Мураткабыл Шемя-
ков сын Бакаев подал челобитную с жалобой на протопопа Благовещенского
собора Стефана, который не велел крестьянам «их татар... ни в чем не слушать
». Протопоп Стефан, арестовав ряд татар «в чепь и в железа сажал и в
темных подклетах морил и велел де их крестить сильно и поехав с Романова
приказал воеводе и соборному протопопу их мучить, метать в тюрьму и крестить
силою». Хотя и последовал вскоре указ о непринуждении к крещению,
но частью «татаровя и люди их» и после указа продолжали сидеть в тюрьме.
К 1675 г. часть романовских служилых татар уже была окрещена. Среди ок-
рещеных отмечены представители следующих романовских служило-татар-
ских фамилий: Акмамыковы, Акчурины, Байгильдеевы, Байчиковы, Базито-
вы, Баукеевы, Буркатовы, Ерлыгаевы, Давлекеевы, Джанбердины, Зеленины,
Игликовы, Клеушевы, Колтаевы, Кулубердеевы, Курляневы, Курманалеевы,
Маметевы, Сюкешевы, Сюнчалеевы, Тазовы, Тарбердеевы, Якшигильдеевы,
Янгильдеевы. Но православие к тому времени в основном приняли лишь по
1-2 представителя этих фамилий
. Среди сохранивших веру своих предков
показаны князья и мурзы Юсуповы, Кутумовы и Шейдяковы — Ханмурза
Джанмурзин сын князь Юсупов, Акмурза и Абдул мурзы Сююшевы дети князья
Юсуповы, Арслан мурза Ханмурзин сын Шейдяков, Надыр мурза Хан-
мурзин, Джадыгер мурза Тохтаралеев, Янмурза Бараев, Казбулат мурза Бараев,
Курмаш мурза Яшмурзин Кутумовы4.
1 Цит.по: Галлямов Р. Ф. После падения Казани... Этносоциальная история Предкамья (вторая
половина XVI — начало XVII вв.). Казань, 2001. С. 17.
2 Ногманов А. И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в Российском законодательстве
второй половины XVI-XVIII вв. Казань, 2002. С. 29.
3 РГДЦА Ф. 131. Оп. 1.Ц. 21 (1648 г.). Л. 2-4 об.
4 Там же. Ф. 1209. On. 1. Д. 8302. Л. 26 об-45.
61
***
Фамильный состав романовских служилых татар к середине 1670-х гг. был
нижеследующим: Айтулушевы (одна семья), Акдавлетовы (2), Аликеевы (из
Ярославля, 1), Алтыгановы (1), Аразлеевы (2), Байгильдеевы (5), Баймышевы
(2),
Бакаевы (5), Бибарисовы (3), Бигильдеевы (1), Биккинеевы (3), Битюковы
(1), Булатовы (3), Есекеевы (3), Илбаевы (1), Исенбаевы (1), Исеневы или
Эсеневы (4), Ишкараевы (1), Кадырбердеевы (3), Кадышевы (1), Кангуловы
(2), Карамышевы (5), Карауловы (2), Карашовы (из Ярославля, 1), Кизынбае-
вы (1), Киштанаевы (1), Куватовы (2), Курленевы (1), Курманалеевы (3), Майковы
(2), Маметевы (1), Мамкеевы (3), Мачаковы или Мочаковы (2), Мусако-
вы (из Ярославля, 1), Нагаевы (1), Ораковы (1), Сабанеевы (1), Сарыевы (1),
Сафаровы (из Ярославля, 1), Сиюшевы (3), Смаилевы (1), Танатаровы (1), Тар-
бердеевы (1), Таргуловы (1), Токаловы (1), Токсаровы (1), Толбаевы (из Ярославля,
1), Тохпаевы (1), Шайчурины (из Ярославля, 1), Шамратовы (1), Чекма-
евы (из Ярославля, 1), Эшметевы (3), Янгильдеевы (7), Янодаровы (из
Ярославля, 1), Янчурины (I)2.
Позднее в связи с политикой христианизации большая часть ногайской феодальной
знати, служившей по Романову и Ярославлю была вынуждена принять
православие. Многие романовские и ярославские служилые татары в этих
условиях старались перевестись на службу в другие края, свободные от религиозных
притеснений. Таким образом, часть романовских служилых татар перевелась
в Казанский и Уфимский уезды. С романовскими татарами связана деревня
Старое Ромашкино (по-татарски Иске Роман) современного
Чистопольского района Республики Татарстан. По преданиям записанным
Г. Ахмеровым у костромских татар (в его работе они названы мишарями), романовские
мурзы и служилые татары «суть потомки золотоордынских мурз, которые
были наемно приняты в русскую службу... и имели своих крепостных людей
из русских. Потом... выселены в г. Кострому».
1 РГДЦА. Ф. 131. On. 1 (1637 г.). Д. 1. JI. 31-36; On. 1 (1652 г.). Д. 8. Л. 4-5.
2 РГДЦА Ф. 1209. On. 1. Д. 8302. Л. 26 об.-52.
---
Сообщение отредактировал Ирина Ярославна: 10 November 2025 - 21:08