ЗАПИСИ О ПОБЕГАХ КРЕСТЬЯН В АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Продолжая читать рукопись ландратской переписи Борисоглебского монастыря 1716-1717 г., о которой я писала в этом сообщении, еще до окончания этой работы хочу поделиться некоторыми своими впечатлениями, хотя они относятся скорее не к Борисоглебским Слободам, а к Борисоглебскому монастырю и его ближним вотчинам в Ростовском уезде.
Сейчас закончила село Павлово и переписываю деревни из тогдашней Павловской волости, немного поработала с селом Ивановским и все, что смогла, извлекла из переписи сельца Горшкова (само Горшково, д.Пестово и чуть-чуть с. Ильинское на Белыни, сильно пострадавшее от огня). Еще остаются нетронутыми Сабурово, Яковцево и Давыдово.
Если в Борисоглебских Слободах в то время жили разночинцы: слуги, служебники, работники монастыря, крестьян не было, то в вотчинных селах и деревнях жили в основном крестьяне, если не считать монастырских скотных дворов.
И ничего подобного, особенно уже имея перепись Борисоглебских Слобод, я просто не ожидала увидеть. Такое впечатление, что из всех этих сел и деревень было массовое бегство крестьян в период с конца 1690-х годов и до самой переписи, которая в одной из записей по с. Павлово датируется 1716 годом ("в нынешнем 716-м году"). Бежали холостые мужчины, бежали и всеми семьями с женами и детьми, оставляя пустые дворы. В редком дворе, кажется, совсем не было бежавших. Иногда встречается указание, что бежали "тому двадцать лет назад, но если это было в начале 18-го века, то обычно указывался точный год и имена бежавших.
По Павловской волости некоторые деревни совсем опустели. Так, совсем опустели Кочарка, Жерновка (у И.Н.Ельчанинова - Жерновиково), Павлуково, Шабалово. Последние три, как я понимаю, так и не восстановились.
Куда бежали - обычная формула "невем куда". Но встречаются и единичные исключения. Так, мне пока встретилось: живет в Москве, живет в вотчине Спасова монастыря на Песках, и, что совсем удивительно, встретились уже два случая бегства крестьян в вотчину боярина Бориса Петровича Шереметева в село Уславцево и деревню, возможно, Малахово (еще уточню).
Очень хотелось бы знать, куда же бежали, и причины такого массового явления. В основном монастырским крестьянам жилось легче, чем помещичьим, особенно у мелкопоместных владельцев. А пока можно только высказывать догадки.
Это были годы правления Петра I. Тут и войны, и строительство крепостей и городов. И в основном все это избывалось крестьянским населением. Если посмотреть на опустевшие деревни, да и другие тоже, причиной не только являются бега, но многих крестьян брали в солдаты, и многих в каменщики в разные города. При этом те мастеровые, которые были высланы в Петербург на вечное житье в 1711 году, оказались в лучшем положении и в отношении жалованья от Канцелярии от строений, и в отношении жилья - они переводились с семьями и строили себе жилье. А встречается очень много записей о взятии каменщиков в 1700-х годах в Таганрог, на Иван озеро, и вот их брали от семьи в одиночку, и часто встречается запись "помер на Таганроге", видно, условия были тяжелыми. А семья оставалась без кормильца. Кроме того, в Петербург на сезонные работы, когда дороги были проходимыми, по разнарядке из разных уездов формировались отряды работных людей - "копальщики" на срок 3 месяца. Такие списки я встречала и в архиве Канцелярии от строений, и в этой переписи отзвуки нашла. Это была действительно тяжелая работа. А деньги на содержание всех работных людей, и строителей, и солдат тоже собирались дополнительно с податного населения уездов.
Вот и бежали. Но только куда же можно было еще убежать?
|
Участникам Форума: если Вы утратили пароль или логин, напишите, пожалуйста, на почту voroninee@yandex.ru Гостям, кто регистрируется: в поле антиспама стоит вводить цифры, а не пытаться скопировать текст. Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится ориентировочно 20 декабря. Место и время будут известны ближе к событию. Обсудить >>> Сбой работы Форума 24 ноября. Обсудить >>> 26.10.2025. Обновление Фамильного навигатора: добавлено 28 пунктов. Общий список - 8075 >>> |
|










