Перейти к содержимому

Поздравляем членов Общества и участников Форума с 20-летием Ярославского историко-родословного общества! Последние годы стали тяжёлыми в работе Общества и Форума. А минувший год принёс ощутимые потери. Давайте стремиться сохранить всё, что усилием тысяч людей сделано за эти годы, и продолжать эту бесценную работу для своих (и не только) семей, потомков и гражданского общества.

Для гостей и участников, у кого возникли проблемы с регистрацией, или забыли пароль или логин, напишите на почту voroninee@yandex.ru

Для новых участников Форума. 1) При регистрации в поле антиспама нужно вводить цифры, а не пытаться скопировать текст (на то он и антиспам). 2) Авторизацию по электронной почте ожидать не стоит, т.к. админ авторизирует Вас сам. При возможности это делаю раз в день, но иногда приходится подождать.


Расхождение даты рождения в документах советского и дореволюционного периода

документы метрические книги ЗАГС возраст

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 17

#1 Эмин Керим-заде

Эмин Керим-заде

    Новичок

  • Пользователи
  • Pip
  • 8 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2017 - 07:34

Здравствуйте.
Получил архивную справку в ГАЯО о рождении моей бабушки в 1909 году. Проблема в том, что даже на могильном камне указан 1910 год рождения, а также при поиске ее мест проживания в Санкт-Петербурге в справке по форме № 9 указан 1910 год
Как можно объяснить такое расхождение и что можно предпринять?

#2 Евгений Воронин

Евгений Воронин

    Администратор. Совет ЯрИРО

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 5 705 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2017 - 09:18

Добрый день!
Подобное расхождение - довольно частое явления при родословных исследованиях. Бывают расхождения и на два, и на три года, и на пять лет. Верной нужно считать дату рождения, выявленную в метрической книге. Все прочие варианты - следствие ошибок или умышленных искажений, идущих либо от самого человека (причины могут быть разные) либо при оформлении тех или иных документов (паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о бракосочетании и проч.). Это вкратце. Сведения о Вашей бабушке прислали, ориентируясь на метрическую книгу?

В какой-то теме на Форуме уже это обсуждали...

#3 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 1 927 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2017 - 09:23

Тут разные варианты могут быть.
1. Месяц какой? Не повлиял ли переход со старого на новый стиль?
2. Ошибка чиновников при заполнении каких-либо бумаг
3. Нередко люди сами искажали свой возраст с какой-то целью. Это было несложно, когда документы заполнялись "со слов"...
4. ...

#4 Наталия Доронина

Наталия Доронина

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 992 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2017 - 09:23

А какие документы из Петербурга? Если там дата могла быть указана "со слов", то ошибка могла тянуться всю жизнь. Вот совсем недавно у меня была ситуация, когда человек в своих мемуарах указал дату рождения в 1797 году, а в метрических книгах его рождение найдено в 1800 году. Число и месяц совпадали. Еще видела прошение девушки о выдаче ей выписки о ее крещении. День именин она помнила точно, а год рождения указала приблизительно. Ей нашли запись о рождении, год не совпал с указанным ею.  Иногда люди сознательно искажали год своего рождения.
Я в таких случаях принимаю за истину данные из метрических книг.

#5 Елена Яр

Елена Яр

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 3 848 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2017 - 10:31

У меня бабушка и дед отмечали день рождения не в ту дату, что в паспорте, всю жизнь. У деда нашли запись в МК, т.к. это 1917 год, между датами месяц. Почему? Уже не спросишь. А у бабушки 1927 год, с ЗАГСами сложнее все, не проверяла. Причем это разные губернии.

Еще одно замечание: довольно часто встречаются одинаковые имена у детей в семье. Искала Марию, нашла двух с разницей в год. Хорошо, метрические книги в наличии подряд все года за нужный период, и я нашла запись о смерти одной из них. Так и вычислила нужную. Иначе бы гадала, которая моя, так как в записи о браке возраст может быть +/- год.

#6 Татьяна Миролюбова

Татьяна Миролюбова

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 5 018 сообщений

Отправлено 17 Октябрь 2017 - 23:09

Мой папа по метрической книге родился 22 декабря 1907 года (старый стиль), а в паспорте была указана дата 4 января 1908 года (по новому стилю), всю жизнь отмечали день рождения 4 января.

#7 Г.И.Блинова

Г.И.Блинова

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 134 сообщений

Отправлено 19 Октябрь 2017 - 12:13

Моя бабушка прибавила себе 1 год для устройства на работу. Везде в документах стоит 1918 год, а на самом деле она родилась в 1919 году.

#8 Maxy

Maxy

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 53 сообщений

Отправлено 23 Октябрь 2017 - 12:56

Достаточно частое явление - папа у меня 27 мая 1950 г.р., а записали 2 июня 1950. Почему? Потому что дед так сказал: "Чтобы не попал в зимний призыв, холодно служить будет". :)

#9 Базанова Елена

Базанова Елена

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 35 сообщений

Отправлено 28 Январь 2019 - 12:20

Здравствуйте.

Вопрос про дату рождения в метрической книге.
Моя бабушка по паспорту рождена 26 января (8 февраля) 1906 года, и всю жизнь она "отмечала" день рождения в этот день.
Сейчас пришел ответ из архива, что бабушка рождена 11 декабря 1906г., крещена 17 декабря 1906г.
Брак в метрической книге - 11 ноября 1905 года.
Братья и сестры бабушки - 1908 и 1910 гг.р., и их даты рождения в метриках соответствуют тем датам, которые они отмечали всю жизнь и которые записаны в паспортах.
Прабабушка - о ней тоже считали, что 1878 г.р., а в метрической книге брак: девица 24-х лет (т.е. 1881 г.р.), по прадеду все верно - 30 лет (1875г.р., в метрических книгах Ярославской губернии и переписи 1897г.).
Прабабушка - из Сольвычегодска, бабушка рождена в Архангельске.

#10 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 4 853 сообщений

Отправлено 28 Январь 2019 - 12:45

Люди, рожденные до 1917 г., очень часто отмечали не день своего рождения, а именины - день святого, во имя которого были крещены. Проверьте этот факт. А иногда выбирали и другой день. Так моя мама всю жизнь отмечала день рождения 8 марта, я узнала о том, что она родилась 13 февраля, через 20 лет после ее смерти, когда начала архивный поиск.
Кроме того, при паспортизации населения в 1930-е гг. в паспорт достаточно часто день рождения заносился не точно, не все могли в эти годы получить выпись из метрической книги. Хотя метрические книги из закрытых церквей и отправлялись в органы ЗАГС или архивы, но даже обработать эту массу документации было непросто и требовало времени.

#11 Базанова Елена

Базанова Елена

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 35 сообщений

Отправлено 28 Январь 2019 - 12:45

Возможно. 8 февраля - именины у Марии, тогда, вероятно, и закрепилось. Спасибо!

#12 Козерог

Козерог

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 547 сообщений

Отправлено 28 Январь 2019 - 14:27

Хочу поделиться еще одним расхождением между истинной датой рождения и вымышленной. У моего мужа дядя был военным, имел высокое воинское звание (генерал). Жена его очень хотела надолго остаться молодой, снизила свой возраст на целых 10 лет по причине утери документов во время войны. Таким образом, пришлось ей уйти на пенсию на 10 лет позже. Молодость, хоть и вымышленная, потребовала жертв.

#13 Базанова Елена

Базанова Елена

    Активный участник

  • Пользователи
  • PipPipPip
  • 35 сообщений

Отправлено 28 Январь 2019 - 14:49

То, что прабабушка могла "отписать" себе года 4, я как раз понимаю! и даже одобряю))

#14 afomicheva

afomicheva

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 52 сообщений

Отправлено 12 Май 2021 - 17:30

Здравствуйте.
Мой вопрос касается метрических записей о человеке из Тверской губернии, но он скорее носит общий характер. Мне здесь столько раз помогали решать исторические головоломки, поэтому очень надеюсь на какие-нибудь интересные идеи.

Был человек, Петр Арсентьевич (Арсеньевич) Шаргалин, который вместе с женой (Варварой Петровной) и некоторыми другими членами семьи переехал в Ленинград из деревни Александровка (приход Погорелое Городище) Зубцовского уезда. Во всех домовых книгах Ленинграда и в свидетельстве о рождении одного из его сыновей указан год рождения - 1884.

Прикрепленный файл  h05GuoySDL8.jpg   396,72К   8 Количество загрузок:

В метрических книгах Погорелого Городища легко находится рождение его братьев в 1883 и 1885 годах, а также других детей в этой семье, но его самого нет.

С помощью ручного поиска Петр находится в метрической книге другого прихода (Никольская Пустошь), но не в 1884, а в 1888 году! Совпадают имена родителей, совпадает название деревни, при том, что деревня Александровка к этому приходу не относится (это подтверждает справочник приходов Тверской губернии). На странице с записью о рождении Петра все остальные записи также содержат Александровку.

Прикрепленный файл  Petr.jpg   469,08К   11 Количество загрузок:

Вопросы:
  • Как могла возникнуть такая ошибка с годом рождения, мог ли Петр сознательно завысить свой возраст и по какой причине?
  • Почему в метрической книге прихода оказались записи о рождении детей из не относящейся к нему деревни?
Спасибо!

P.S. Если это может быть важным, Петр до женитьбы и переезда служил в армии в Могилевском полку; по воспоминаниям родственников, очень долго, чуть ли не 10 лет. Но, учитывая ошибку с датой рождения, срок службы мог быть короче.

#15 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 4 853 сообщений

Отправлено 12 Май 2021 - 18:13

На такие вопросы невозможно дать однозначный ответ. Существуют только разнообразные варианты.

1. Ни одному документу, где указывался только возраст человека, нельзя верить абсолютно, особенно если это связано с переездом в другой город, а тем более, если речь идет о смене эпох (как я понимаю, переезд был уже в Ленинград). Только по метрической записи или заверенной выписке о рождении можно определять возраст, остальные документы слишком часто дают только приближение. Причины могут быть разными: сам человек мог не точно указать возраст или мог сознательно завысить, и кто, кроме него самого, может сказать, что было на самом деле?

Когда я обнаружила, что моя мама при поступлении в Ярославский педагогический институт указала свой возраст, сделав себя двумя годами старше (18, когда ей было 16), я и в этом случае не могла быть уверенной, что ей просто хотелось поступить раньше, чем позволял ее возраст. А, может, ей просто по ошибке выдали копию метрической записи на сестру с тем же именем, рожденную двумя годами раньше и умершую до маминого рождения. Спросить было уже не у кого.

2. Во второй половине 19-го века уже не было строгой привязки к приходской церкви при крещении детей, слишком силен был процесс отходничества. Хотя священники должны были посылать копию или сообщение о рождении ребенка в другом приходе, но это сообщение подшивалось в приходскую метрическую книгу родного прихода и никогда не отражалось в консисторском экземпляре. Я не знаю, какой экземпляр вы смотрели в данном случае. Причины крещения ребенка в другом приходе могли быть разными. Самый простой и частый - мать ребенка была взята из этого прихода и уехала рожать в родительскую семью. Второй вариант - все семья могла находиться в это время в другом приходе по своим делам, например, связанным с торговлей или с другой работой по найму.

Можно находить и другие варианты ответов на эти вопросы по ситуациям, которые встречались на протяжении долгого опыта исследований. Но я взяла наиболее частые.

#16 afomicheva

afomicheva

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 52 сообщений

Отправлено 12 Май 2021 - 19:24

Цитата

На такие вопросы невозможно дать однозначный ответ. Существуют только разнообразные варианты...

Елена, спасибо большое за ответ! Да, разумеется я понимаю, что однозначного ответа быть не может, интересуют любые версии, которые могут возникнуть со стороны.

#17 ciandr

ciandr

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 3 734 сообщений

Отправлено 13 Май 2021 - 23:03

Просмотр сообщенияafomicheva (12 Май 2021 - 17:30) писал:

На странице с записью о рождении Петра все остальные записи также содержат Александровку.

Приход Никольская Пустошь - рядом с Александровкой?
А вы смотрели записи о рождении за июль месяц 1888 в приходе, к которому относилась Александровка?
Если за это месяц записей нет, то, может, в родном приходе в это время по какой-то причине не действовала церковь?

#18 afomicheva

afomicheva

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 52 сообщений

Отправлено 13 Май 2021 - 23:42

Да, вы правы, записей в родном приходе за этот период не оказалось. Но Никольская Пустошь находится не так уж близко, некоторые другие приходы - ближе. Возможно, в нём временно регистрировали детей из Александровки, потому что к этому приходу относилось мало населенных пунктов. Спасибо за ответ!




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования