Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится после летних каникул - 15 сентября 2018 года. Точное место и время будут известны в августе. Обсудить на Форуме >>>

30 июня в Мышкине в Тютчевском доме состоится VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>

Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>

  • Сперанский Иван Иванович (1831–1879, священник ц. с. Борисоглебский погост в Баглачеве Владимирского у. Владимирской губ.) и его род (духовенство, Владимирская губ.)

    Сперанский владимирское духовенство духовенство Владимирский уезд Владимирская губерния Борисоглебский погост в Баглачеве Богоявленский Арбузово

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 14

    #1 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 06 Март 2015 - 20:37

    Здравствуйте.
    Ищу информацию о Сперанском Иване (Иоанне) Ивановиче, священнике Борисоглебского погоста в Баглачеве - ныне село Борисоглеб. Родился ~1831 году, закончил Владимирскую духовную семинарию в 1850. 11 детей. Умер 5 апреля 1879.
    Женат на дочери Ивана Артамоновича (Артемьевича) Хваленского - священника села Арбузово.

    #2 lido

    lido

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 12 сообщений

    Отправлено 05 Апрель 2015 - 15:03

    ЦАНО ф. 570 оп.559 д.66 за 1884 год
    Клировая ведомость по 3 благочин. округу Горбатовского уезда Нижегородской губернии.

    Казанская церковь с. Ворсма
    священник Сперанский Михаил Васильевич, 40 лет, дьяческий сын.
    По окончании курса наук со званием студента во Владимирской Духовной Семинарии переведен в Нижегородскую Епархию.
    3 июля 1867 г. Нектарием, Арх-пом Нижегородским, определен к церкви с. Ворсма и 10 сентября 1867 г. Макарием Епископом Балахнинским рукоположен в священники с. Ворсма.
    15 марта 1879 г. указом Ниж.Консистории по представлению инспектора народного училища Раевского утвержден в должности законоучителя в Ворсменском народном училище.
    16 апреля 1880 г. награжден набедренником.

    В семействе у него:
    жена Надежда Петровна 40 лет
    дети:
    Николай, 14 лет, обучается в 1 классе Ниж. дух Семинарии
    Михаил, 12 лет, обучается во 2 классе Ниж. дух Семинарии
    Лидия 3 года
    Александр 1 год.

    #3 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 05 Апрель 2015 - 21:31

    Спасибо, Lido.
    Похоже, что он же упоминается у Малицкого как выпускник ВДС за 1866 1-й разряд, 11-й в списке, 3-е её отделение. По моей информации они с Иваном Ивановичем не связаны.

    #4 Каменица

    Каменица

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 9 сообщений

    Отправлено 10 Август 2015 - 12:24

    Добрый день!

    Сообщите, пожалуйста, кто Вы и для каких целей собираете информацию о свящ. Сперанском, а также адрес вашей электронной почты. Моя бабушка родом из деревни прихода Борисоглебского погоста, и мне встречалась информация о свящ. Сперанском. Я поищу в своих записях. С уважением.

    #5 Каменица

    Каменица

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 9 сообщений

    Отправлено 11 Август 2015 - 10:00

    о священнике погоста Борисоглебского, что в Баглачеве, Владимирского уезда, о. Иоанне Сперанском:

    о. Иоанн Сперанский состоял в родстве с женой священника погоста Николопольского Никольской (родной племянник)

    1870
    В холеру 1870 года из погоста Николопольскаго Судогодскаго уезда брали чтимую икону Николая Чудотворца по соседним селам Владимирского уезда, при чем, так как это делалось без разрешения епархиального начальства, то по этому поводу было возбуждено даже дело одним анонимным письмом против священника погоста Борисоглебского, о. Сперанского; дело это, впрочем, кончилось ничем.
    (из статьи Н. Сперанского «Cельские храмовые праздники во Владимирском уезде» // Владимирские Губернские Ведомости, 1904 г., № 44).

    В.Е.В 1872
    № 18 от 15 сентября – вследствие ходатайства Благочинных, объявлена признательность Епархиального Начальства:
    а) за ревность к проповеданию Слова Божия:
    св-кам Влад.у. пог. Борисоглебского Иоанну Сперанскому и Иоанну Недешеву

    В.Г.В. 1876
    № 35 – Председатель Влад. мест. управл. общества попечения о раненых и больных воинах, состоящего под Высочайшим Покровительством Ея Имп. Величества Госуд. Императрицы, сим объявляет, что в мест. управление по подписным листам поступило: ... от священника Иоанна Сперанского 13 р.

    № 40 – … от священника Казанской в селе Баглачеве церкви, Влад.у. Иоанна Сперанского, чрез церк. старосту Бориса Трындина, пожертвованные кр-нами 7 р., холста 319 аршин, 4 салфетки, 1 утиральник, 1 саван и 1 ½ фун. ниток.

    ГАВО, ф. 556 оп. 111 д. 897 – Клировые ведомости 1878 г.
    Борисоглебский погост
    Школа прихода первоначально учреждена палатою Гос. имуществ в 1855 г. и по 1864 г. находилась в приходской дер. Улыбышево. В 1864 г. по распоряжению палаты переведена в означенный погост, сперва в дом священника, потом в дом дьякона, с янв. 1872 г. помещается в церковной сторожке. Законоучителем в школе с 1875 г. – настоятель священник Сперанский, который в течение уч. 1877/8 года получил вознаграждения от земства 30 руб. Учителем школы в сентябре 1877 г. определен окончивший курс Учительской семинарии Филипп Марков Рыжов. Дети обучаются чтению, пению, письму, священной истории, кр. катехизису, изъяснению Богослужения церковного, арифметике, счетоводству, географии и русской истории. Обучаются в училище мальчиков 58, девочек 4 – 63 чел.

    #6 Каменица

    Каменица

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 9 сообщений

    Отправлено 11 Август 2015 - 10:13

    О сыне о. Иоанна Сперанского Николае Ивановиче Сперанском:

    цитируется по сообщению пользователя Романа на форуме http://nasheopolie.ru (от 27 декабря 2010 г.)
    http://nasheopolie.ru/...

    "Есть ещё один малоизвестный краевед - Сперанский Николай Иванович (1860-1904). Он опубликовал несколько статей во владимирских губернских ведомостях. Вот небольшая статья о нем:

    Николай Иванович Сперанский
    105 лет со дня смерти краеведа

    23 (10) ноября 1904 года в селе Арбузове Владимирского уезда скончался Николай Иванович Сперанский, сотрудник Владимирских губернских ведомостей, краевед, исследователь народной культуры Владимирского края.
    Родился Николай Иванович 28(16) июля 1860 года в Борисоглебском погосте Владимирского уезда в семье местного священника Ивана Ивановича Сперанского.
    Николай Иванович обучался во Владимирском духовном училище, в 1879 году окончил четвертый курс Владимирской духовной семинарии, в 1884 году - Ярославский Демидовский лицей.
    Некоторое время Н. И. Сперанский служил по министерству юстиции, был кандидатом на судебные должности при Владимирском окружном суде, затем около двух лет служил в Сибири. После возвращения на Владимирскую землю проработал какое-то время в должности следователя, вновь был кандидатом на судебные должности. Бросив службу, Николай Иванович переехал жить на родину в погост Борисоглебский к своей матери. После ее кончины осенью 1904 года он перебрался в село Арбузово к своим теткам, где и умер через некоторое время от воспаления легких.
    Проживая в селе, Николай Иванович наблюдал народный быт, записывал и обрабатывал свои наблюдения, периодически печатая их на страницах Владимирских губернский ведомостей и «Владимирской газеты».
    Творческое наследие Николая Ивановича невелико. Связано это как с ранней кончиной, так и с тем, что наблюдения свои он стал записывать лишь после ухода со службы.
    В 1897 году в 19 номере Владимирских губернских ведомостей была напечатана первая статья Н. И. Сперанского «Об упадке народного песенного творчества». В ней автор с сожалением отмечает исчезновение во Владимирской губернии задушевной лирической народной поэзии, которую заменяют циничные и грубые «частушки». Причины упадка народной поэзии Николай Иванович, как и многие люди его времени, видел в крестьянской реформе 1861 года, развитии отхожих промыслов и распространении фабрик и заводов, которые отрывали крестьян от земли, от традиционного быта, уничтожали среду, питавшую народные песни на протяжении веков.
    В продолжение этой темы в 1898 году Николай Иванович публикует во Владимирских губернских ведомостях работу «Сельские хороводные песни и игры». Во вступлении к статье он с сожалением отмечает, что в его время этнографы очень мало внимания уделяют записыванию песен, обрядов, а по преимуществу предпочитают комментировать уже давно «сданное в архив». В результате такого отношения многие явления сельской духовной жизни отмирают безвозвратно, не оставляя о себе никакого следа. Свою скромную цель Николай Иванович и видел в том, чтобы сохранить для исследователей то немногое, что еще не успело погибнуть.
    25 сентября 1898 года во Владимирских губернских ведомостях вышла статья Н. И. Сперанского «Крикуны», в которой он описывал явление характерное, по его собственому замечанию, только для Борисоглебского погоста Владимирского уезда. Крикуны — это временные члены церковного причта, которые в период пасхи помогали переносить иконы из деревни в деревню. В статье он не только описал само явление, но и подробно остановился на причинах его появления, главную из которых видел в обширности прихода.
    В начале 1900 года во Владимирских губернских ведомостях выходит составленное Николаем Ивановичем подробное описание крестьянского свадебного обряда. В этой работе автор поднимает вопрос о сущности крестьянского брака. Он ставит под сомнение точку зрения, что это явление народной жизни является чисто экономическим, связанным с имущественными, материальными интересами, и пытается взглянуть на него с нравственно-этической стороны. В заключение Николай Иванович так же подчеркивает постепенное изживание в браке семейных и общинных начал, когда воля родителей определяла выбор детей, и постепенное возрастание роли личности, желания самих вступающих в брак.
    В том же году во Владимирских губернских ведомостях публикуется обстоятельный очерк Николая Ивановича под заглавием «Какие песни поет современная деревня». В ней он вновь поднимает вопрос об упадке и отмирании народной поэзии. На этот раз он останавливается на конкретных примерах того, как новые явления в жизни владимирской деревни искажают духовный облик ее жителей, как в песнях появляются чуждые, порой мало связанные с основным смыслом сюжеты.
    Последняя работа, которую Николай Иванович успел опубликовать перед смертью в 1904 году, называлась «Сельские храмовые праздники во Владимирском уезде».
    Хотя наследие Николая Ивановича Сперанского невелико, но его работы имели огромное значение для современников и остаются актуальными в наше время. Они не только содержат уникальные сведения по этнографии Владимирского края. Обращает на себя внимание то, что в каждом очерке Н. И. Сперанский не просто фиксировал то или иное явление, но обращал внимание на причины его возникновения, на факторы, которые вызвали его постепенную эволюцию или отмирание. С сожалением нужно отметить, что такой историческх подход к исследованию явлений народной культуры крайне редко встречается в краеведческих работах.

    Список литературы о Н. И. Сперанском: Вашкинский А. Н. И. Сперанский (некролог) // ВГВ, № 47 (19 ноября), 1904. Часть неофициальная; Владимирский календарь и памятная книжка на 1906 год. Владимир, 1906, стр. 35; Малицкий Н. Списки воспитанников Владимирской духовной семинарии. 1750 — 1900 гг. М., 1902, стр. 271, 272; Н. И. Сперанский // Уроженцы и деятели Владимирской губернии, получившие известность, на различных поприщах общественной пользы. Собрал и доп. А. В. Смирнов. Вып. 5. Владимир, 1917, стр. 181 — 183; Федорова Г. А. Записи фольклора Подольской волости Владимирского уезда Владимирской губернии сыновьями священника И. И. Сперанского и их публикации (1873 — 1900 гг.) // Материалы областной краеведческой конференции. «Роль православной церкви в истории и культуре Владимирской земли». (19 мая 2000). Владимир, 2001, стр. 119 — 124;
    Список работ Н. И. Сперанского, опубликованных в неофициальной части ВГВ: ОБ упадке народного песенного творчества // № 19 (9 мая) 1897; Сельские хороводные песни и игры // № 32 (7 августа), № 33 (14 августа) 1898; Крикуны // № 39 (25 сентября) 1898; Крестьянский брак // № 1 (7 января), № 2 (14 января), № 3 (21 января), № 4 (28 января), № 13 (31 марта) 1900; Какие песни поет современная деревня? // № 25 (23 июня), № 26 (30 июня), № 32 11 августа, № 33 (18 августа) 1900; Сельские храмовые праздники во Владимирском уезде // № 44 (29 октября) 1904."

    В дополнение еще одна статья Н.И.Сперанского: Уб упадке кустарных промыслов // Владимирские Губернские Ведомости. 1901. № 44.

    #7 Каменица

    Каменица

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 9 сообщений

    Отправлено 11 Август 2015 - 10:17

    2 гипотезы для дальнейших поисков: возможно, речь идет о родственниках о. Иоанна Сперанского:

    1863
    РГИА, ф. 797, оп. 33 (1863 г.), стр. 121 об.
    № по архиву 145 – началось 1863 Июля 20 – О награждении диакона Владимирской епархии Сперанскаго за обучение крестьянских детей грамоте серебренною медалью на Александровской ленте – 15 листов – кончено 1863 г. Декабря 23.

    В.Г.В. 1873
    в № 25 – о потере документов
    Исключенный из духовного звания, лишенный диаконскаго сана, сын священника, Николай Сперанский, проходя между гг. Владимиром и Покровом, затерял выданное ему из Влад. губ. правления 28 июля 1871 г. за № 3544 св-во, в удостоверение его прав состояния и тех запрещений, которым он подлежит в отношении выезда в столицу и поступления на гос. или общественную службу…

    #8 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 14 Апрель 2016 - 01:25

    Статья В. Фарсобина о Храме Борисоглебского погоста:

    Подойдя к обрыву возле Успенского собора во Владимире на Клязьме и взглянув на юг, можно разглядеть километрах в 15-ти на фоне леса черное пятно. Краевед скажет - это разрушающийся храм. Перед войной 1941-1945 гг. храм Бориса и Глеба в одноименном селе Улыбышевского сельского совета Судогодского района Владимирской области сохранял еще белый цвет. В море зелени, поднимавшейся от террасы к террасе, на верхнем уступе горы храм второй половины 18 века, освящен в 1790 г., привлекал внимание всякого человека, любящего красоту.

    Село и храм имеют большую историю. Выдающийся русский историк Н.М.Карамзин говорит о том, что княгиня Ольга, "разделила землю на погосты или волости". Одним из таких погостов стала волосатка Багдач - древнее наименование Бориса и Глеба. "Вся местность, составляющая приход Борисо-Глебской церкви, называется Баглачевым" - отмечено в прошлом веке.

    До революции 1917 г. и в нэповское время, будучи уже погостом в современном смысле, село Борис-Глеб выполняло в торжественные дни роль древнего назначения. В престольный праздник Бориса и Глеба 2 мая в селе устраивалась ярмарка. Торговцы окрестных деревень приезжали с товарами широкого спроса, развешивали на телегах брезентовые шатры-укрытия от солнца и дождя. От такого рода торговцев произошло наименование малой торговой точки - палатка. После богослужений начиналась бойкая торговля.

    Среди священнослужителей Борис-Глеба заметный след оставил пастырь о. Иван из рода Сперанских, из которого вышел известный государственный деятель начала 19 в. М.М.Сперанский. Он преподавал в двух школах, вел богослужения, совершал молебны по просьбе паствы в ближних и дальних деревнях прихода, Изучал быт крестьян. Посылал церковные и гражданские издания статьи этнографического характера. В начале 20 века стал публиковать свой статьи из Багалачевского прихода сын о. Ивана Николай Сперанский, юрист по специальности, отслуживший положенный срок по распределению, вернувшийся в родной Борис Глеб выполнять журналистскую работу корреспондента владимирских газет и журналов.

    К основному зданию Борис-Глебского храма, с двумя выходами - на север и юг примыкает трапезная. К ее западной стороне пристроена колокольня, перестроенная заново в середине 19 в. Парадный вход в храм сделан в цоколе колокольни. Своды храма и парадного входа по штукатурке были покрыты живописью на темы священного писания, восстановить которую сейчас невозможно. Н.Н.Златовратский выразил свое впечатление от храма так: "над глухими соседками-деревнями царила на 15 верст в окружности одна только колокольня погоста." "Большая белая, каменная церковь, вокруг которой теснились только дома и избы причта, господствовала над всей окрестностью". Звук Борисглебского колокола можно было услышать во Владимире и самых отдаленных деревнях прихода. Сейчас все надо восстанавливать заново, чтобы быть достойными своих предков-созидателей.

    Храм Бориса и Глеба тесно связан с памятью крупного русского, непознанного еще писателя Ивана Федоровича Наживина (1874-1940).

    В Борис-Глебе, кроме руин храма, сохранилось два деревянных дома: дом священника, из которого о. Александр Орлов ушел в сталинские лагеря смерти, и дом дьячка. Оба дома были перепроданы.

    Храм и село Борис-Глеб имеют историческое значение. Не допустить окончательного разрушения, восстановить строения - значит преодолеть волну варварства.

    24 сентября 1995 г. благословением владыки протоиерей о. Владимир совершил молебен в развалинах на возобновление храма святых Бориса и Глеба. Присутствовали члены, приходского собрания и окрестные жители. Организованы первые расчистки храма и территории.

    Источник:

    Газета "Владимирская неделя" от 31.12.1995 г.
    Автор: Виктор ФАРСОБИН, г. Москва.

    Прикрепленный файл  image.jpeg   266,86К   2 Количество загрузок:

    #9 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 02 Июнь 2016 - 19:47

    Дети Иоанна Сперанского и Александры Ивановны (Хваленской): Федор - старший, Ольга, Александр, Николай, Алексей, Иван, Мария, Сергей, Анна, Василий, Михаил - младший.

    #10 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 30 Июнь 2016 - 22:46

    Александр Иванович Сперанский (1857 - 1906) сын Ивана Ивановича Сперанского.

    11 сентября 1875 - Поступил в Харьковский Императорский университет на медицинский факультет и окончил его в 1880.

    1881 А.И. Сперанской приглашён на новосозданное место санитарного врача Уржумского уезда (по рекомендации профессора гигиены Харьковского университета Аркадия Ивановича Якобия).

    В 1900 - земский врач села Шурма Уржумского уезда

    Член Уржумского благотворительного общества.

    Скончался в Москве в мае 1906 года.

    Источники:

    Н. Б. Пентина. Из истории Уржумского земства. Главные направления деятельности: здравоохранение

    В. А. Ветлужских. "Очерки истории Уржумского района”, учебное пособие (на правах рукописи). Глава 15. "Здравоохранение”.

    #11 Александр Николаевич

    Александр Николаевич

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 503 сообщений

    Отправлено 14 Февраль 2017 - 19:43

    Здравствуйте!
    Публикую короткую информацию, вдруг пригодится. Определением Святейшего Синода от 4 марта 1914г. № 2037 «на вакансию штатного члена Владимирской духовной консистории назначен кандидат богословия, протоиерей Михаил Сперанский». («Церковные ведомости», 1914, № 11, с.84). Может быть, сын Иоанна Сперанского?

    #12 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 14 Февраль 2017 - 20:41

    Спасибо, Александр Николаевич,

    Михаил, младший сын о. Иоанна Сперанского, был инспектором Вологодской мужской гимназии и преподавателем истории.

    Но, может быть, кому-то ещё пригодится

    #13 ЮлияП

    ЮлияП

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 49 сообщений

    Отправлено 06 Апрель 2017 - 22:59

    Михаил Сперанский был отцом Александры Михайловны, чей муж был Валединский Яков(Иаков) Яковлевич(1861-1915 гг. диакон Покровского собора в Иваново-Вознесенске) и сын их Сергей Яковлевич(1890 г.р)?

    #14 Speranski

    Speranski

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 06 Апрель 2017 - 23:42

    Юлия, спасибо,

    Наверное, ваше сообщение относится к сообщению Александра Николаевича? В любом случае спасибо - у меня появился повод рассказать о младшем сыне о. Иоанна Сперанского, служившего в Баглачеве (ныне Борисоглеб).

    Михаил Иванович родился в 1874 году и был младшим сыном в семье. Окончил Владимирскую гимназию и Московский университет, а позднее был преподавателем истории в Новгородский женской, а потом и мужской гимназии, после чего был инспектором и преподавателем в Вологодской мужской гимназии. В последние годы жизни преподавал в Вологодском пединституте на кафедре истории.

    У Михаила Ивановича Сперанского было 4 детей: Владимир, Александр, Татьяна и Дмитрий.

    #15 ЮлияП

    ЮлияП

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 49 сообщений

    Отправлено 07 Апрель 2017 - 16:38

    Спасибо! поняла, да и годы попутала. Моя Александра Михайловна, судя по всему, родилась в 1860-е гг. Хочу определить ее ветвь.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования