Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 17 ноября 2018 года в читальном зале Государственного архива Ярославской области. Начало заседания в 10:00. Формируется список гостей >>>

Новости:
  • 30.06.2018. В Мышкине в Тютчевском доме состоялась VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>

  • г. Ярославль: Частная рисовальная школа П.А. Романовского. Городские классы рисования (рисовальная школа).

    учебные заведения ярославские учебные заведения частные рисовальные школы Ярославль Частная рисовальная школа П.А.Романовского Романовский учителя

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 16

    #1 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 20 Октябрь 2014 - 14:20

    П. А. Романовский и городские классы рисования.


    Край Ярославский издавна славился своими мастерами в архитектуре, резьбе по дереву, настенной живописи, финифти в кустарных художественных изделиях хозяйственной и домашней утвари.
    Но пока не возникла в конце XIX века общественная потребность в них, ранее никто почти не заботился о их судьбе.
    «Громадная территория Северной окраины России с ее вековыми художественно-промышленными мастерствами, до сих пор ждет просвещенного внимания к себе» — писал в свое время известный Ярославский художник-педагог Петр Александрович Романовский, которому суждено было положить начало «разумного и целенаправленного руководства» в художственно-техническом развитии народных дарований в ярославском крае.

    Родился он 17 мая 1866 года в Сущеве Московского округа в семье малосостоятельного, но очень трудолюбивого архивариуса писцового архива межевой канцелярии. Трудом своим он обеспечил двум сыновьям - старшему Алексею и младшему Петру - возможность получить специальное художественное образование в Московском Строгановском художественно-техническом училище, а потом даже приобрёл для них дворянское звание. За свою безупречную З5 летнюю службу он был пожалован в 1885 году орденом св. Владимира 4-й степени, дающим право на потомственное дворянство. На основании этого весь род Романовских был внесен в 1899 г, по их желанию в дворянскую родословную книгу Ярославской губернии. Таким образом Петр Александрович Романовский уже в возрасте 33-х лет приобрел Ярославское происхождение. Но истинным ярославцем по склонности своей душевной и по жизненной целеустремленности он стал значительно раньше. Еще с поры юности, когда узнал и всем сердцем полюбил самобытное богатое и разнообразное народное творчество ярославского края и когда понял необходимость помощи по выявлению, художественному развитию и творческому обогащению народных дарований в области изобразительного искусства.
    Поэтому совершенно неслучайно, что Романовский, получив по окончании Строгановского училища звание ученого рисовальщика, которое предоставляло возможность широкого выбора деятельности в любой сфере изобразительного искусства, избрал себя самое скромное самое незавидное поприще простого учителя рисования в общеобразовательной школе.
    Потребность в них была действительно велика в связи с бурным подъемом художественной культуры в России в конце XIX века. На них возлагалась надежда в проведснии прогрессивных идей в деле общенародного художественного просвещения. Петр Александрович Романовский был одним из первых учителей рисования в Ярославском крае, осуществлявших эту почетную историческую миссию в трудных и опасных условиях Царской России.

    Прибыл он в Ярославль в начале 1884 учебного года совсем ещё молодым человеком. Ему было всего лишь 18 лет.
    При виде этого скромного юноши, выходящего из вагона московского поезда на станции Всполье, никто бы не мог подумать, что он оставит о себе столь глубокий след в истории Ярославской художественной культуры, что имя его и дела его будут часто упоминаться на страницах местной печати, которая с гордостью назовет его известным ярославским художником-педагогом, а в день 25-ти летнего его юбилея напишет в назидание потомству пророческие слова:
    "Пусть неувядаемый венок славы украсит его чело за все доброе и прекрасное, воплощенное им в жизнь». Не мог знать этого и сам юноша. С любовью он оглядывал привокзальную площадь, доверчиво улыбался городу, в котором  предстояло ему жить и работать на любимом поприще, открывать и воспитывать народные таланты земли Ярославской.
    Город он знал. Приезжал сюда чтобы посмотреть как устроился брат, годом раньше окончивший Строгановское училище и получивший также назначение в Ярославль.
    Остановиться было где и было кому оказать помощь в возможных затруднениях на первых уроках. У брата он и обосновался, снимая вместе с ним квартиру в доме Полетаевых на Всехсвятской улице.

    По рекомендации строгановского училища и Московского учебного округа Петра Александровича охотно приняли учителем рисования, черчения и чистописания в Екатерининскую женскую гимназию и городское мужское училище.
    Началась желанная трудовая жизнь. Он каждый день с детьми. Крепла и ширилась присущая ему любовь и сердечная привязанность к ним. Работал он на редкость увлеченно, до полного самозабвенья. Все внимание ученикам, слушавшим его затаив дыхание. Они любили его. Он умел подойти к ним, понять их детскую душу. Ученики его не боялись, охотно подходили к нему, просто с ним беседовали, верили ему. Петр Александрович любовно заботился о их художественном развитии, стараясь в каждом из них пробудить интерес к рисованию. Внимательно присматривался к ним с надеждой найти среди них дара особого, способности редкой, души усердной к рисованию. Когда же выявлялись такие ученики, Петр Александрович испытывал скромную радость. Занимался с ними с еще большим усердием, давал им более сложные задания, повышал требования на более верное изображение натуры и бережно развивал их творческие задатки. Но школьного времени для этого было мало. Петр Александрович стал приглашать особо одаренных учеников к себе домой для дополнительных занятий по вечерам. И стало обычным явлением бегущих по ул. Всехсвятской школьников к дому своего учителя, где ждал их желанный час увлекательного рисования. Радушно встретив их и усадив на приготовленные места, Петр Александрович раздавал им карандаши и бумагу, ставил перед ними какой-либо предмет, специально купленный для этого. Занятия начались. Тишина. Все сосредоточенно рисуют.
    Так возникла в 1885 году впервые в Ярославле частная рисовальная школа, благодаря старанию и личным материальным затратам молодого учителя рисования Петра Александровича Романовского.

    Преподавание рисования в школе все более и более увлекало его. Постепенно расширялись и крепли нужные знания. С годами накапливался опыт. Имя Романовского приобрело особую известность. О нем говорили уже как о выдающемся учителе рисования. С этим предоставилась возможность перейти на более выгодную по оплате службу в такое видное учебное заведение каким был тогда Кадетский корпус. Здесь Романовский работал уже до конца своей жизни. Благодаря ему преподавание рисования в Кадетском корпусе стало столь же значимым в художественном воспитании кадетов как музыка, танцы, хоровое и сольное пение, спектакли, декламация.
    Среди кадетов Петр Александрович воспитал немало прекрасных рисовальщиков и живописцев. По его эскизам и под его руководством они выполняли декорации и бутафорию ко всем театральным постановкам в кадетском корпусе таких как "Аскольдова могила", «Иван Сусанин» и др. Петру Александровичу приходилось работать целыми днями. И тем не менее обширный круг его обязанностей не был пределом для его энергичной, деятельной и пытливой натуры.
    Его замечательные педагогические способности, огромная эрудиция в преподавании рисования позволили ему быть в Ярославле прекрасным методистом графических дисциплин.
    В свободное от службы время Романовский с большой увлеченностью изучал обширную методическую литературу. На основе этого и используя собственную педагогическую практику он самостоятельно разработал методику преподавания графических искусств в школе. Будучи руководителем земских курсов учителей Ярославской губернии он сумел определить правильную постановку преподавания рисования в школах всей периферии губернии.
    Но больше всего его беспокоила судьба народных дарований всей северной окраины России.
    Немалым вкладом в это дело была его частная рисовальная школа. Число ее участников быстро увеличивалось. Романовский охотно принимал не только одаренных школьников, но и талантливых любителей рисования из различных слоев городского населения. Вместить всех дома у себя стало уже невозможно. Требовалось специальное помещение. Романовский просил, убеждал, настаивал - но все это было подобно "гласу вопиющего в пустыне", до той поры, пока успех этой школы не привлек внимание Петербуржской Академии художеств. Туда стали посылаться лучшие рвботы учеников Романовского. Некоторые из них отмечались даже наградами.

    Вот тогда и городская общественность проявила заботу об этой школе, просуществовавшей уже 11 лет. 15 декабря 1894 года в Ярославскую Городскою Думу поступило от, как тогда говорилось, «обывателей города» - П. А. Романовского,  А.А, Никифорова, И.Ф.Барщевского в др. прошение о необходимости открытия в Ярославле на основе этой школы «общедоступные классы Рисования», которые могли бы удовлетворить возросшую потребность желающих учиться графическим искусствам.
    Надобность в таком художественном учебном заведении они мотивировали тем, что «Почти все предметы, прежде чем выйти из рук того или другого мастера были первоначально нарисованы, и от качества рисунка - зависит удобство предмета, красота и изящество его. Наши мастера, за весьма малым исключением, едва могут понимать /предметы/ предлагаемый рисунок, желательный заказчику, не говоря уже о том, чтобы составить свой собственный. Плотник, умеющий составить красивую порезку и могущий понять данный ему для исполнения чертеж, имеет большую ценность, нежели незнающий этого. Токари резчики, желающие иметь более работы, должны угодить вкусу своих разнообразных заказчиков, которые требуют предметов изящных. Мастера лепного дела, слесаря, иконописцы, все они имеют крайнюю необходимость в рисовании.
    Для того, чтобы придти на помощь этим труженикам мастерам, чтобы развить в них вкус к изящному, необходимо открыть школу рисования, из которой бы выходили молодые люди с художественной подготовкой. В такой школе нуждается несомненно и наш Ярославский край, жители которого еще в седую старину славились уменьем исполнять художественные работы.
    Из истории известно, что Ярославский край с древнейших времен доставлял мастеров по разным отраслям изящных искусств, иконописному, резному, лепному и другим.
    Московские великие князья знали ярославцев , как отличных мастеров по искусствам и потому, когда являлась надобность украсить резьбой, лепкой или живописью терема или храмы, обращались к ярославцам. Так, Иоанн Грозный, Алексей Михайлович вызывали мастеров из округа Ярославского. По самым несомненным свидетельствам и живым памятникам способности ярославцев к художественным работам служат древнейшие произведения, выполненные ярославцами и находящиеся во многих церквах города Ярославля, Ростова, Углича, Романово-Борисоглебске и даже самой Москвы. Эти произведения останавливают внимание всех знатоков древнего искусства.
    Таким образом мы видим, что в ярославцах как бы врождено стремление к изящным искусствам, что в них есть несомненная способность к этому, воспитанная веками.
    Открыть рисовальную школу в таком крае значит воскресить, пробудить прирожденные способности жителей, дать им возможность приложить эти способности к делу.
    С полной уверенностью можно сказать, что если будет в Ярославле, как центре Ярославского края, рисовальная школа, то она создаст множество мастеров – художников по разным отраслям ремесла и даст возможность подрастающему поколению изучить это полезное дело.
    На основании изложенного и ввиду того, что императорская Академия художеств, согласно новому уставу, озабочена открытием новых рисовальных школ, мы, нижеподписавшиеся, покорнейше просим Ярославскую городскую Думу обратиться с ходатайством в императорскую Академию художеств об открытии в Ярославле подобной школы».
    Ходатайство было подано, но Ярославская городская Дума поставила при этом условие получения от Академии художеств необходимых материальных средств. Последовал отказ. Академии художеств могла оказывать такую поддержку только тем школам, где преобладала живопись.
    Тогда ярославские учредители обратились за помощью в С. Петербургское училище технического рисования барона Штиглица. Здесь охотно дали денежное пособие в размере 1500 р. на три года и выслали необходимые учебные пособия.
    Только тогда, а шел уже 1896 год, Ярославская городская Дума решила преобразовать школу Романовского в городские классы рисования, предоставив им бесплатное помещение в нижнем этаже здания театра им. Волкова, с окнами , выходящими на бульвар.


    #2 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 20 Октябрь 2014 - 18:14

    Официальное их открытие состоялось 27 октября 1896 года. Этот день знаменовал собой начало развития народного художественного образования и процветания или, как говорил Романовский, «разумного и целенаправленного руководства» в художественно-техническом развитии народных дарований не только Ярославского края, но и всего Северного округа России, центром которого являлся Ярославль.
    Появление в нем такого специального учебного заведения было тогда событием значительным в развитии местной художественной жизни и редким для русских провинциальных губернских городов. Ярославцы восторженно встретили открытие в их городе классов рисования. Каждого интересовала их своеобразная школьная жизнь, необычный характер учебных занятий.
    Прохожих, проходивших по вечерам мимо городского театра, интриговал пробивающий снежную мглу, яркий свет, идущий из окон классов рисования. Всеобщий интерес к ним побудили «Ярославские губернские ведомости» рассказом своим читателям, что же делается в «классах рисования».
    «По понедельникам средам и вторникам в здании театра в помещении выходящем на бульвар, от 6 до 8 часов вечера, виден обильный свет: это во вновь открытых классах рисования идут занятия. Они уже в полном ходу. Благодаря денежному пособию училища барона Штиглица и пожертвованиям сочувствующих лиц, классы рисования обставлены, хотя и небогато, но очень прилично. Они занимают две просторных и светлых комнаты. В одной помещается собственно класс рисования, в другой – класс черчения. Классная мебель – новенькая, чистенькая и очень удобная. Для каждого ученика полагается отдельный стол, за целость и сохранность которого он отвечает.
    Так как занятия в классах происходят вечером, то они освещаются особыми лампами, дающими сильный свет и приноровленными специально для рисования. Вообще внутренность классов выглядит очень опрятной, шпалеры чистые, на окнах простые, но со вкусом сделанные шторы. Желающих учиться рисовать и чертить, как и следовало ожидать, явилось очень много, так что многим за неимением места, пришлось отказать.
    В настоящее время всех учащихся в классах рисования 34 человека. Ученики – люди разных возрастов, сословий и званий. Есть мальчики, есть зрелые юноши, есть и пожилые мужчины, гимназисты, ученики городского училища и простые ремесленники. Вот, например, рядом с юнцом, сидит бородатый ученик и сосредоточенно работает – это «дядя Петя» – лепщик по профессии.
    Любо смотреть на эту разнородную толпу учеников, когда они работают. Порядок и тишина – необычно; на лицах видно напряженное внимание, видна работа мысли. Лицо, приемы и вся фигура, хотя бы того бородатого ученика – «дяди Пети», ясно показывают, с какой любовью, с каким старанием он относится к делу. Для каждого сразу делается очевидным, что ученики пришли сюда по собственному желанию и желанию при этом сильному, что они искренне желают научиться любимому искусству».
    С первых же лет существования Ярославских городских классов рисования, уделом их стала постоянная материальная нужда. Петербургских денег едва хватало на оплату отопления, освещения и технического обслуживания. Содержать преподавателей было не на что. Тогда П.А. Романовский и А.А. Никифоров согласились вести занятия бесплатно. На следующий год к ним присоединились: старший землемер П.А. Бобров и преподаватели кадетского корпуса Д.Д. Беляев, Н.Н. Ширяев. Обучение пришлось сделать платным – 3 рубля в год.
    Но несмотря на ограниченные возможности деятельность рисовальных классов становилась всё более обширной и значимой. В первый же год один из учащихся классов с успехом сдал экзамены и был принят в московское училище живописи, ваяния и зодчества. На занятия стали допускаться и «лица женского пола». В конце каждого учебного года работа учеников и учениц выставлялась «для обозрения публики», чрезвычайно заинтересованной в этом новшестве.
    Первую же выставку, продолжавшуюся всего три дня, посетило 700 человек.
    Эти ученические работы потом отсылались на рассмотрение Совета училища б. Штиглица, в ведении которого тогда находились Ярославские городские классы рисования.
    Такое видное их положение определилось уже к 1897 году благодаря старанию учредителей П.А. Романовского, И. Ф. Барщевского, А.А. Никифорова, Д.Д. Беляева. Ходатайствуя об улучшении их положения они писали в Ярославскую областную думу:
    «Существующие в г. Ярославле классы рисования, как видно по ходу дела, оказались весьма полезными, так как не хватает свободных мест для всех желающих обучаться. А так же желательно было бы кроме проходимых предметов, ввести преподавание резьбы по дереву, лепки, керамики и др. художественных ремесел.
    В виду вышеизложенного мы, нижеподписавшиеся, покорнейше просим Городскую Думу войти с ходатайством в совет Центрального училища барона Штиглица о преобразовании существующих классов рисования, в филиальное отделение Центрального училища барона Штиглица. При этом имеем честь присовокупить, что для этого понадобилось бы от городского управления помещение человек на 100, отопление, освещение и прислуга.
    Потребную же сумму на содержание учителей и приобретение пособий, покорнейше просим Городскую Думу исходотайствовать у совета Центрального училища барона Штиглица».

    Но лишь только в 1900 году, когда надобность в городских классах рисования стало особо ощутимой, Городское Управление постаралось несколько улучшить условия их существования. Им дали более обширное помещение и увеличили денежные средства до 2500 рублей в год (1500 рублей ассигновала Городская Дума и 1000 рублей - училище барона Штиглица).
    Вот тогда то и погас интригующий ярославцев свет в окнах нижнего помещения городского театра. Молва городская быстро весть разнесла, что классам рисования жизнь иная пришла, в помещении уже собственном в бывшем доме земства уездного,  что на улице Срубной находится.
    Появившаяся на этом скромном двухэтажном здании вывеска указывала новых его полноправных обитателей – Ярославские городские классы рисования.
    Теперь уже сюда, на Срубную улицу нескончаемым потоком хлынула разнородная, многоликая толпа желающих учиться. Принять всех было опять невозможно. Помещение рассчитано всего лишь на 70 человек, а занималось в нем ежегодно более ста. Теснота создавалась еще и тем, что в небольших комнатах особенно первого этажа, пришлось разместить появившиеся уже всевозможные приспособления, пособия, оборудование для рисования и черчения. Значительно возросшая работа классов рисования быстро потребовала более просторного помещения. Но неоднократные просьбы и ходатайства об этом успеха не имели. Домик на Срубной улице так и остался постоянным местом пребывания Ярославских городских классов рисования.
    Судьбе было угодно испытывать жизненную стойкость классов не только неудобствами малого помещения, но и постоянной материальной нуждой. Из-за материальной необеспеченности сразу же пришлось ввести плату за обучение 5 рублей в год. Далее они существовали на скудные ассигнования Губернских городских земств, а также Городской Думы. Но Романовскому иногда удавалось получать значительную помощь в Петербурге от Академии художеств и от училища технического рисования барона Штиглица. Возможно и далее продолжалось бы так, если бы не возникло «некоторое недоразумение» как писали в местной газете.
    Директор училища барона Штиглица упрямо настаивал на введении в классах рисования такого же метода преподавания, что и в училище барона Штиглица. «И хотя при личном свидании преподаватель П.А. Романовский красноречиво и убедительно, как дважды два четыре, доказывал непригодность «казенного» метода в виду громадной разницы между учениками, как по возрасту, так и по общему развитию, директор остался непреклонен. Мало того, он не постеснялся высказать свое неудовольствие вообще всей постановкой дела в Ярославских классах, утверждая, что они бесплодны и безрезультатны. Когда же г-н Романовский позволил себе не согласиться с этим, указав, что в училище барона Штиглица с неменьшим, если не с большим, успехом проходят курс и ученики из Ярославских классов рисования, что без сомнения должно быть не безызвестно г-ну директору, последний окончательно рассердился. В результате – отказ в пособии, своего рода месть, что человек труда и громадного опыта решительно воспротивился самодурству громовержца-директора».
    Положение классов значительно осложнилось. К счастью подоспела «монаршая милость», волею которой была назначена субсидия в размере 500 рублей на два года. В благодарность попечительский совет преподнес наследнику Цесаревичу альбом, состоявший из 12 сделанных пером по картону картин русской природы по произведениям русских поэтов Пушкина, Сурикова, Дрожжина и др. Как наглядное пособие при изучении русского языка. Над этим альбомом в течении 2-х лет трудился опять-таки сам Романовский с помощью своих бывших учеников, ставших уже его помощниками в классах рисования.
    Так благодаря Романовскому, его авторитету в Петербурге, умелому подходу к влиятельным лицам, бюджет Ярославских городских классов рисования составлялся в большей своей части из "благодетельных подачек". Ежегодная его сумма бывала в пределах 2000 рублей.
    Ярославские городские классы рисования были своеобразным учебным заведением по своей структуре верно предугаданной Романовским.
    Главная цель и характер учебной работы, в отличие от других художественных учебных заведений, определялась чисто практическими, первоочередными задачами этой жизни. Надо было прежде всего оживить местную художественную жизнь, приобщить народные массы к искусству, пробудить народные дарования и дать им соответствующую подготовку для поступления в специальные художественные учебные заведения, оказать художественно-техническую помощь ремесленному люду.
    Само название "классы рисования" определилось жизненной потребностью в общности (в классах) тех, кто любил рисовать или был в этом заинтересован. Рисование приобрело большое жизненное значение. По мнению современника: "За рисованием, как предметом школьного преподавания, у нас на Руси все более упрочивается  громадное воспитательное значение. Велика роль рисования и как вспомогательного предмета при прохождении курса других наук, не говоря уже о том, что у обучающихся рисованию развивается вкус и любовь к изящному и красивому. Рисование, наряду с черчением, имеет такое большое значение и как прикладное знание в различного рода ремеслах".
    Занятия вечером по 2 часа три раза в неделю с правом свободного их посещения дали возможность учиться в классах рисования одаренным людям из рабочей среды, из-за работы они не могли регулярно заниматься и были фактически не учащимися, а просто посетителями классов рисования» так их обычно называли тогда.
    При таком свободном посещении состав учащихся не мог быть стабильным. Он постоянно менялся и был крайне неоднородным, При приеме желающих учиться рисованию не было никаких ограничений, лишь бы были только способность, любовь и усердие.
    Учились здесь в возрасте от 10 до 30–40 лет, от малограмотных до учительского образования, люди разных профессий, сословий и званий, различных целевых намерений»
    Одни находили в классах просто приятное время провождения досуга, другие – необходимую подготовку для поступления в высшее учебное заведение; третьи - практическую помощь в совершенствовании своего ремесла, как вот этот паренек на фотографии 1910 г. На нем простые рабочие сапоги и русская косоворотка низко повязанная шнуром - общий облик трудового человека. Сидит он за мольбертом в декоративном классе. Вокруг образцы всевозможных узоров, орнаментов. На мольберте эскиз какой-то сцены с театральными декорациями, над которым трудится он, постигая мастерство декоратора.
    Для многих таких вот учеников из рабочей среды посещение любимых занятий было делом далеко не легким.
    Конторщику с фабрики Корзинкина, чтобы успеть к началу занятий, приходилось каждый раз отпрашиваться у начальства за час до окончания работы с условием, что утром он его отработает до начала работы.
    Одна девица ходила заниматься на Срубную улицу со станции "Ветка" – это 8 верст от города – и она преодолевала это расстояние пешком не взирая на осенний холод, зимнюю вьюгу, весеннюю слякоть.
    Классы пользовались особым вниманием среди средних и низших слоев населения и это сказалось на сословном составе учащихся. В нем большей частью были ремесленники и мастеровые, воспитанники средних учебных заведений и нижние чины. Из них большинство принадлежало к малосостоятельному классу. В 1908-1909 гг. в классах занималось детей крестьян – 34, мещан – 37, дворян 35, т.е. первые две группы незнатного рода составляли около 70% всех учащихся.
    При таком неоднородном составе учащихся не было возможности вести в обычном порядке школьный курс по ранее выработанным программам, по единому методу преподавания. Приходилось заниматься с каждым в отдельности по особому индивидуальному плану и методу, учитывая лишь то, что требуется по личной его необходимости. Но у всех все же было одно желание, одна острейшая нужда - научиться правильно рисовать. Вот почему городским классам рисования пришлось ограничиться самой элементарной графической грамотой в уровне всего лишь начальной художественной школы.
    Когда делалась кем-либо критика учебной деятельности классов рисовании с иных позиций, что случалось довольно часто на страницах местной печати, то Романовский возмущенно заявлял:
    "Ярославские городские классы рисования – учреждение исключительно начальное, подготовительное и является как бы школой графической грамотности".
    Для него они были школой бережного выращивания талантов, выявленных им среди учащейся молодежи и ремесленников. Никто как он умел чувствовать и развивать художнические способности своих учеников, различных по своей одаренности, он сам готовил их к поступлению в специальные художественные учебные заведения и помогал им устроиться там.
    Всех удивляла его бескорыстная помощь ученикам, в которых он видел особое призвание к рисованию, хоть малую искру несомненного таланта. Таких учеников, если они были из бедных, он обычно брал к себе на полное содержание и воспитание, такая возможность предоставилась ему с той поры, когда он приобрел (после 1906 года) собственный домик на углу Советской улицы и Школьного переулка д. 16/30 в котором было три комнаты. Здесь постоянно кто-нибудь жил у него из его учеников, иногда и два одновременно. Петр Александрович определял их в какую-либо школу для общего образования, нередко нанимал для них репетиторов, если они не успевали по какому-либо предмету. Сам же работал усиленно с ними по рисованию. Так было пока он не женился, видимо, в 1911 или 1912 году. Постоянных жильцов не стало, но по-прежнему у него на дому продолжали заниматься по вечерам 10-15 человек. Этому любимому делу, которое он осуществлял в классах рисования и у себя дома, Петр Александрович отдал все свои силы, знания, опыт и свой досуг.
    С каждым годом в зависимости от времени, задачи и планы учебных занятий в классах рисования множились, усложнялись. Постепенно в учебный план, кроме преподаваемых рисования, черчения и декоративной живописи, были введены к 1910 году по просьбе учащихся часы истории искусств и геодезии, расширен курс геометрии и проекционного черчения, увеличились часы занятий лепкой и фотографией.
    0 новшествах, происходящих в классах рисования, официально извещалось в местной газете. Например в декабре 1909 года в газете "Наша жизнь" объявлялось, что "По субботам от 6 до 8 часов вечера для учащихся будут производиться занятия по практической фотографии и ретуши", что "следующая (4-я) лекция по историй искусств "Ассирия" - состоится в первой половине декабря.
    С 1900 года здесь работал уже штат платных преподавателей, в состав которого, кроме Романовского, вошли бывшие его ученики А.И. Корнилов, а с 1904 г. – С.Ф.Шитов. С 1910 года стал еще работать И.П. Батюков – окончивший в 1903 г. императорскую Академию художеств.
    В 1911 году был приглашён преподаватель вновь введенных дисциплин: геометрии и проекционного черчения. Число учащихся возросло до 130 человек. Среди них были не только ярославцы, но и приезжие из соседних губерний Северного Края. К этому времени потребность в ярославских городских классах рисования уже вышла далеко за пределы Ярославской губернии. Они стали единственной для всей северной окраины России начальной художественной школой, подготовлявшей молодежь всего Северного округа для поступления в средние художественные училища Петербурга, Москвы, Пензы и других городов.
    "За 12-ти летний период своего существования, писали в газете в 1912 году, в них обучалось 1180 человек, из них 83-продолжали свое художественное образование в других специальных художественных учебных заведениях: в Академии художеств -2, в училище живописи, ваяния и зодчества - 14, в строгановском училище - 12, в механико-техническом училище - 15, в техническом училище барона Штиглица - 5, на должность чертежника - 17, в школе поощрения художников - 2, в Пензенском художественном училище - 14, в Вильнюсском художественном училище - 2.
    Закончив высшее художественное образование, стали работать по специальности; в Петербурге - Шульц и Третьяков, в Москве - Бычков, в Ярославле - Корнилов, Шитов, Шитова, Владыкин, Владыкина, Красотин, Смирнов, Панков, Матвеев, Соколов, в Тутаеве - Розова, в Казанской губернии - Зефиров, в Лифляндской губернии - Солодов, в гор. Бахмуте - Моисеев.
    Такова география судеб учеников Ярославских городских классов рисования. Она обширна и наглядно подтверждает, что дело воспитателя народных дарований приобрело крепкую первоначальную основу в деятельности Ярославских городских классов рисования. Но их жизненная польза была не только в школьном деле, а и во всей их обширной общественно-художественной деятельности, неустанно проводимой Романовским.
    Петр Александрович обладал удивительной способностью быстро чувствовать новые художественные потребности жизни и понимать их историческую целесообразность. На его глазах происходил процесс капитализации России, осложнивший судьбы Ярославских ремесленников,
    "Современные условия жизни, писал он, запросы рынка, конкуренция с заграничными изделиями, требуют продуктов высшего качества, более совершенных технических приемов". Из-за конкуренции иностранных мастеров ярославские ремесленники терпели немалый урон. Хирело, чахло исстари богатое и самобытное творчество народных умельцев. Романовский понимал, что им надо помочь и как можно скорее:
    "Помогите русскому крестьянину ремесленнику, призывал он, и явится он перед вами в совершенно обновленном до неузнаваемости виде, в каком ему не стыдно будет показаться не только у себя дома, но и во всем остальном культурном мире. Помощь эта нашему народу-художнику должна явиться теперь же, ради общего блага, пока еще борьба за существование не поглотила и не изгладила окончательно те духовные сокровища, которыми он одарен и которые, к великану прискорбию, ему приходится часто расточать понапрасну, не извлекая для себя никакой пользы, что, конечно, не могло бы случиться при повороте его деятельности в другую более практическую сторону".
    И он сам первый подал им руку помощи. Вместе со своим помощником художником А.Н. Корниловым, он организовал в 1911 году при классах рисования воскресные бесплатные специальные курсы. На них занималось 78 мастеров различных Ярославских ремесел: портные, токари, слесари, маляры, кровельщики, монтеры, обойщики, столяры, модельщики, литейщики, белошвейки и др. Каждый находил здесь то, что могло повысить его ремесло. Кровельщик мог творчески разработать нужный ему рисунок для колпака на печную трубу, токарь - для ножки к столу; белошвейка- желаемый узор для своей вышивки и т.д. Старание с которым они трудились поражало всех, бывавших на их занятиях. "Руки их, писали в местной газете, привыкшие к лому, топору и рубанку, с трудом управлялись с такими деликатными инструментами, как циркуль и чертежная линейка". Они приобретали здесь нужные технические приемы и уменье научно понимать и создавать самим чертеж задуманного изделия. Не всегда шло все гладко, часто постигали горькие неудачи. Но "любовное и терпеливое отношение к их работе Петра Александровича, умело и во время сказанное им слово ободрения и утешения вливало новую энергию, новую силу и… работа выполнялась как нужно".
    Помимо практического обучения, их приобщали к русской национальной художественной культуре, повышали их художественный вкус, знакомили с лучшими образцами русского народного творчества, с особенностями Ярославского стиля в декоративно-прикладном искусстве.
    Закончив курсы они уходили с горячей благодарностью Петру Александровичу за огромную помощь в художественном повышении их мастерства.
    На их место приходили новые по очередному объявлению в газете, в котором напоминали, что "По воскресеньям от I до 3-х дня открыты бесплатные уроки рисования и черчения для ремесленников и лиц, желающих усвоить эти искусства".
    Бесплатные уроки и бесплатно отданные на них часы досуга Романовского.
    Городские классы рисования были для Ярославля не только первым специальным художественным учебным заведением, но и первым очагом местной художественной культуры. Они оказали огромную пользу "в насаждении искусства в г. Ярославле" по признанию современников. Их маленький скромный домик на Срубной улице стал центром, для всей городской художественной общественности, всех любителей искусства. Сюда охотно шли чтобы послушать интересные лекции но искусству, которые читалась местными и московскими специалистами. Бывали здесь С.В. Неаковский - преподаватель истории искусств Строгановского училища, Сергей Глаголь - известный тогда московский искусствовед. Приходили и затем, чтобы посмотреть в репродукциях шедевры мастеров мирового искусства или познакомиться с новыми журналами и книгами но искусству. Петр Александрович с редким радушием обычно встречал таких любознательных любителей искусства и помогал чем мог.
    В городских классах рисовании, впервые в ярославской действительности, стали организовываться художественные выставки.
    Вначале это были просто отчетные выставки учебных работ, сделанных в течение года. К ним обычно присоединялись еще и работы присланные бывшими учениками, которые продолжали свое художественное образование в других городах: от Строгановского училища до Академии художеств. Такая связь существовала всегда, делая эти выставки - выставками встреч поколений славного рода Ярославских городских классов рисования. Страстное желание их питомцев участвовать на ученических выставках в Ярославле очень трогательно звучит в одном из их прошений, поданном в 1903 г. на имя председателя попечительного совета Ярославских городских классов рисования: "Мы, нижеподписавшиеся, все коренные ярославцы, получившие первоначальное образование в Ярославских городских классах рисования, а ныне продолжающие образование в высших художественных учебных заведениях Москвы и С. Петербурга как то императорская Академия художеств, училища живописи, ваяния и зодчества, строгановское училище и училище б. Штиглица, с Вашего разрешения устраивали выставку, входная плата с которой должна была поступить в пользу городских классов рисования", но первая выставка дала нам возможность только окупить расходы по устройству. В текущем году мы хотели бы устроить вторую выставку живописи и, если Вы найдете удобным, совместной с отчетной выставкой "городских классов рисования" с тем, чтобы входная плата и проценты с проданных работ поступили в пользу недостаточных учеников "классов", желающих и способных продолжать своё дальнейшее художественное образование. Эти ученики, рвущиеся к любимому хорошему делу, заставляют нас часто о них думать и положение их тем более понятно, что и сами-то мы в большинстве случаев учились на медные деньги. Считаем себя счастливыми, что можем помышлять и работать для пользы таких, какими были сами. В заключении имеем честь просить Вас разрешить нам устроить вторую выставку совместно с ежегодной выставкой "городских классов рисования" в апреле месяце. В прошедшем году, делая опыт, мы передали свою просьбу через Петра Александровича. Теперь же, когда предстоит в Ярославле еще и областная выставка, на которой мы хотели бы выступить с "классами" как бывшие ученики их, мы решаемся обратиться к Вам официально с вышеизложенной просьбой разрешить  нам участвовать в хорошем деле.
    М. Владыкин В. Дьяконов
    В. Бычков А. Красотин
    С. Шитов М. Каныгин
    А. Боронцова

    С их помощью Ярославские городские классы рисования получили возможность содержать на средства входной платы выставок одного своего стипендиата в Строгановском училище. Потом на этих выставках стали экспонироваться, наряду с ученическими работами, произведения художников-профессионалов. Такие выставки были наиболее обширными и их приходилось устраивать где-либо в ином помещении. Так в 1904 году третья отчетная выставка была организована в городской народной читальне на вознесенских прудах. Эта выставка была примечательна тем, что её устроителям впервые удалось привлечь к участию в ней своими произведениями таких крупнейших русских художников как: И.Е. Репин, А.М. Васнецов, А.Е. Архипов.

    -----
    Источник: сайт Ярославского художественного училища.

    #3 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 040 сообщений

    Отправлено 09 Февраль 2015 - 21:23

    "Романовский Петр Александрович

    (1867 г., г. Москва – 1914 г., г. Ярославль) -

    художник, педагог.


    .  .  .Учился в Московском Строгановском художественно-промышленном училище (1880–1885 гг.), после его окончания приехал в Ярославль и начал преподавательскую деятельность как учитель рисования и черчения в учебных заведениях города (реальное училище, кадетский корпус и др.) В 1885 году организовал у себя на дому первую частную изостудию, в которой занималась молодежь, увлеченная изобразительным искусством. Ее посещали Сергей Шитов, Вячеслав Бычков, Вадим Шульц, известные в будущем ярославские художники. Именно Романовский был инициатором создания в Ярославле Городских классов рисования, которые благодаря его настойчивости и усилиям единомышленников были открыты в 1896 году. Романовский возглавлял Городские классы рисования около двадцати лет, был организатором при Классах рисования воскресных курсов для мастеров различных ярославских ремесел, а также руководителем земских курсов учителей Ярославской губернии, которые определили высокий уровень постановки преподавания рисунка в школах.
    .  .  .Романовского по праву можно назвать основоположником художественного образования в городе Ярославле и Ярославском крае. Романовский воспитал первую плеяду молодых художников-профессионалов, которые вместе с учителем в 1908 году выступили инициаторами создания Ярославского художественного общества (1909–1923).
    .  .  .Романовский по праву был избран первым председателем этого творческого объединения. К сожалению, произведений Романовского до наших дней почти не сохранилось. В 1980-е годы один из учеников передал в собрание Ярославского художественного музея рисунок, выполненный карандашом. Работая в традициях русской реалистической школы, Романовский заложил ее основы в художественное образование городе Ярославля. Эти традиции сохранились и прослеживаются в Ярославском художественном училище до наших дней.
    .  .  .Брат Петра Александровича Романовского - Алексей Александрович Романовский (1861? г. – после 1920 г. Тутаевский уезд Ярославской губернии). Художник-педагог. Окончил Строгановское художественно-промышленное училище со званием ученого рисовальщика. В течение 35 лет преподавал графические искусства в Ярославле и ремесленных училищах.

    Голенкевич Н.П."
    Сайт "Ярославский край"

    #4 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 10 Февраль 2015 - 10:46

    г. Ярославль. Кладбище Тугова гора.

    Романовский Пётр Александрович
    (+ 13.04.1914, 47 лет)
    сектор 6


    Преподаватель
    Ярославского кадетского корпуса
    Статский Советник
    Пётр Александрович
    Романовский
    Сконч. 13 апреля 1914 г.
    Жития его было 47 л.


    Изображение


    Автор фото Евгений Воронин. Ярославль. 2010 г.



    #5 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 11 Февраль 2015 - 22:46

    Рисовальная школа в Ярославле.

    Стр. 155

    Приложение.

    В ярославскую уездную земскую управу.

    Гражданского инженера Н.Ю. Лермонтова

    Заключение.


    По приглашению уездной земской управы, летом текущего года мною были осмотрены предполагаемые к ремонту и перестройке помещения уездного съезда: подвальный этаж под ним, здание рисовальной школы и сельскохозяйственный склад. ... В рисовальной школе в добавление к предполагаемому ремонту оказалось необходимым переложить и поправить печи, каковые, будучи устроены очень давно, прогорели внутри. Перекладка должна быть исполнена до внутреннего ремонта здания, дабы не портить работ по окраске полов и стен. ... Для надлежащего отопления зданий предстоящей зимою необходимо означенные печи переложить до основания.

    * * *
    Стр. 154

    О ремонте зданий, принадлежащих ярославскому уездному земству.


    В очередную сессию 1908 г. управою было возбуждено ходатайство перед земским собранием об отпуске ей нижеследующих сумм на ремонт земских зданий:
    ...
    2) На ремонт каменного дома, занимаемого классами рисования - 520 р.
    ...
    В классах рисования было переложено 4 голландских и одна русская печь, так как печи эти, по осмотре их специалистами, оказались прогоревшими и ветхими; чтобы предотвратить пожарную опасность, печи и были переложены, на что было перерасходовано против сметы - 299 р. 69 к., согласно поданного расчета.
    ...

    -----
    РГБ. Журналы Ярославского уездного земского собрания. Очередная сессия 1909 г. Ярославль. 1910 г.

    #6 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 11 Февраль 2015 - 22:52

    Панков Фёдор Иванович

    07.08.1889-19.12.1937)


    Прикрепленный файл  Ф.И. Панков.jpg   3,46К   0 Количество загрузок:


    .  .  .Родился 7 августа 1889 г. в д. Суховерково Ярославского уезда, в семье купца. Учился в Ярославском городском училище (1899-1904) и параллельно в Ярославских городских классах рисования у Петра Александровича Романовского (1867–1914), инициатора их создания в 1896 г. В 1904 г. Ф. И. Панков поступил в Императорское Строгановское центральное художественно-промышленное училище (Москва). В 1906 г. вместе с художниками Михаилом Ксенофонтовичем Соколовым (1885-1947) и Сергеем Арсеньевичем Матвеевым (1887-1952) был организатором и экспонентом Первой художественной выставки картин в Ярославле. В 1910 г., получив диплом художника со званием "учёного рисовальщика", вернулся в Ярославль и стал преподавать изобразительное искусство во втором городском училище им. Н. М. Градусова. В 1911 и 1914 гг. совершил две поездки в Европу. Побывал в Италии, Германии, Австрии, что оказало заметное влияние на его художественное мировоззрение. В 1919 г. вместе с М. К. Соколовым и С. А. Матвеевым организовал Ярославские свободные художественные мастерские, возглавил одну из мастерских. В 1921 г. принял участие в реорганизации художественных мастерских в художественно-педагогический техникум, в котором продолжил преподавание живописи и рисунка. С 1926 г. - заведующий этим учебным заведением. В 1930 г. переехал в Москву, преподавал на курсе "Графика" при политехнической кафедре Академии коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской, затем - в полиграфическом художественном техникуме треста "Полиграфкнига". Творческое наследие Ф. И. Панкова включает около 270 живописных и графических произведений в разных жанрах: (пейзаж, портрет, натюрморт). Как представитель своего времени, был увлечён искусством и традициями школы французского импрессиониста Поля Сезанна, особенно это отразилось в его пейзажах. Умер 19 декабря 1937 г. в Москве, похоронен в Донском монастыре. В 1996 г. прошла персональная выставка работ Ф. И. Панкова в залах Ярославского художественного музея, в 1997 г. - в московской галерее "Ковчег".

    Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX - первой трети XX столетия. М., 2002. С. 84.
    Голенкевич Н. П. Фёдор Иванович Панков // Ярославский календарь на 2009 год. Ярославль, 2009. С. 83-87.
    Панков Фёдор Иванович (1889-1937).   URL: http://artgallery.kr...fics/Pankov.htm

    -----
    Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова
    Муниципальная картинная галерея г. Красноармейск Московской области. Собрание графики.

    #7 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 12 Февраль 2015 - 01:38

    Шильниковский Евстафий Павлович

    (17.02.1890, д. Кузнецово, Великоустюгский у. - 18.08.1980, г. Великий Устюг, Вологодская обл.)


    Прикрепленный файл  Шильниковский Е.П..jpg   86,97К   0 Количество загрузок:


    -----
    Фото с сайта  Megabook
    Биография Е.П. Шильниковского на сайте ВикипедиЯ

    * * *

    Мунин A. H. Серебряных дел художник / А. Н. Мунин. – Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1979. – 70 с., с ил.

      Книга представляет собой популярный биографический очерк о заслуженном деятеле искусств РСФСР Е. П. Шильниковском. Известный в прошлом офортист, он многие годы своей жизни посвятил возрождению древнего художественного промысла – северной черни.


    ПЕРВЫЕ ШАГИ.


    "Городское училище окончено. Вчерашние ученики на пороге серьезной жизни. Пока все идет по-старому: игры, смех, веселье. Казалось, ничего не изменилось. А между тем Евстафий сильно вытянулся, раздался в плечах. Родителям пришла пора подумать о приобщении сына к настоящему делу. К чести родителей – матери, неграмотной крестьянки, малограмотного отца,– они хотели, чтобы сын учился. О его увлечении рисованием они знали, но не считали это занятие стоящим внимания. В их понимании, по-настоящему рисовать – значит быть иконописцем. Боже избави! Писать иконы – быть бродягой, вон их сколько ходит по Великому Устюгу, босых, бездомных и пьяных.

      Тревоги родителей развеял инспектор училища Ф. А. Надежин. К нему отец обратился за советом, как лучше поступить. «Есть способности, есть желание – значит надо учить. Пусть Стасик будет художником», – сказал инспектор. На том и порешили. Определенную роль сыграла ученица старшего курса Строгановского училища устюженка Антонина Воронина. Она взялась подготовить мальчика Шильниковских к поступлению в училище.

      Рассказывая о далеком детстве, Евстафий Павлович вспоминал: «Я всегда с благодарностью думаю о первой учительнице. Она почувствовала во мне художника, заставила поверить в себя. Свято храню память и об отце с матерью. В них я встречал неизменное участие, привет и одобрение своим художественным начинаниям».

    Антонина Воронина написала рекомендательные письма: одно в училище, другое заведующему классами рисования П. А. Романовскому в Ярославле.

      Напутствуемый добрыми пожеланиями, слезами и благословениями матери, Евстафий входит на пароход. Нехотя завертелось колесо, шлепая плицами по воде. Сделав полукруг, пароход взял курс на Котлас. Оттуда до Вятки поездом. Евстафия мучили сомнения – не повернуть ли обратно, кто знает, как там, в Москве? И только пересев в вагон поезда Вятка – Москва, Шильниковский успокоился, подчинившись необходимости. Стало легче, веселее.

      Преисполненный надеждой, что все будет хорошо, он не шел, а бежал по Рождественке.

      В Строгановском училище высокая черноволосая женщина пробежала глазами письмо Ворониной, привычно процедила: «Жаль, очень жаль, у нас в этом году приема на первый курс нет. Принимаем только на третий».

      Вышел на улицу. Ветер пробивал легкое пальто. Холодно. Неуютно. «Ждать счастья нельзя, его надо искать», – решил он. Поехал в Ярославль. Переночевав на вокзале, рано утром Евстафий идет на поиски классов рисования. Он уже не спешит, не радуется, держится настороженно, недоверчиво. Петр Александрович Романовский принял юношу приветливо. Прочитав письмо Ворониной, хитро прищурившись, оглядел долговязую фигуру, расспросил о Великом Устюге, о родителях, не торопясь перелистал домашние работы, вызвал служителя классов и, поручив ему Шильниковского, попрощавшись, ушел. Все было неожиданно, буднично. Евстафий ждал чего-то еще, не веря догадке, что он может остаться в этой школе.

      Угол для жилья нашли через два дома от школы. Хозяйка квартиры давала домашние обеды. Столовались у нее человек шесть. К общему столу Евстафия не приглашали. Его кормили на кухне тем, что оставалось от обеда. Но стоит ли внимание обращать на пустяки, главное – он учится рисовать.

      «Ярославские классы рисования», как они тогда именовались, размещались в двухэтажном здании в центре города. Посетители, большей частью ученики специальных школ, занимались по вечерам. Преподаватели П. Романовский и А. Шитов – воспитанники Московской школы живописи, ваяния и зодчества. Учителя стремились, прежде всего, пробудить в учениках интерес к окружающей их жизни, «ибо только жизнь – истинный и глубокий источник творчества», – любил повторять Романовский. Они развивали в своих питомцах остроту наблюдательности, убеждая их как можно больше рисовать с натуры, зарисовывать сценки и типы жителей, встретившихся на улицах, и даже своих товарищей в классе.

      Из учеников школы Шильниковский самый прилежный. Днем он ходил по Ярославлю, много рисовал, вечером показывал работы Романовскому.

      Петр Александрович, видя неодолимое влечение Шильниковского к образованию и искусству, разрешил ему заниматься в школьном здании не только вечером, но и днем, предложил пользоваться книгами из библиотеки школы. Больше того, он доверил Евстафию ключи от книжных шкафов.

      Нетрудно понять восторг молодого человека, когда в его распоряжении оказалась масса великолепных иллюстрированных изданий, всевозможных альбомов. «Мне везло, я встречал на пути хороших людей, – вспоминал Евстафий Павлович, – благодаря разрешению заниматься в библиотеке я вставал в пять утра, в шесть приходил в школу. Заспанный служитель, очень добрый человек, ворчал: «Ну что тебе, Шильниковский, не спится, и мне спать не даешь». И впускал в здание. До вечера я просиживал в классах и библиотеке. А на занятиях получал от Петра Александровича консультацию и «задание на завтра».

      Как ни хорошо Евстафию в ярославской школе рисования, но ее рамки становятся узкими для него. Во время рождественских каникул школу навестили два ученика Пензенской художественной школы. Познакомившись с Евстафием, они много хорошего рассказали о школе, о преподавателях, о демократической атмосфере, царившей там. Рисунки Шильниковского произвели на них впечатление, и они убедили его уехать из Ярославля в Пензенскую художественную школу.

      Осенью 1907 года Шильниковский успешно выдержал экзамен и был зачислен на первый курс."

    #8 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 13 Февраль 2015 - 21:10

    Шитов Сергей Федорович

    (4.6.1880 г., Ярославль – 1942 г., Ярославль)


    .  .  .Художник, педагог. Из мещан. Был первым учеником П.А. Романовского, поступившем после Ярославских городских классов рисования в МУЖВЗ, где учился в период 1896-1903 годах у Н.А. Касаткина, А.Е. Архипова и В.А. Серова. Получив диплом неклассного художника живописи, вернулся в Ярославль и с 1904 года начал педагогическую деятельность вместе со своим учителем в Городских классах рисования. В 1914 году Шитов возглавил руководство Классами, став достойным продолжателем Романовского в деле развития художественного образования в Ярославле и Ярославском крае.
    .  .  .Педагогическая деятельность оставалась основополагающей в творчестве художника до конца жизни. После реорганизации Классов в 1918 году в 1-ю городскую художественную изостудию, он оставался ее руководителем и вел преподавательскую работу вместе с И.П. Батюковым до 1921 года. После 1917 года Шитов, как многие ярославские художники, стал сотрудником Подотдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, созданном при Ярославском губоно, членом Рабиса. В мае 1919 года ему был поручен отбор картин для создававшейся в те годы художественной галереи. С 1921 года Шитов стал ведущим педагогом Ярославского художественного-педагогического техникума. Его произведения с 1902 года ярославцы регулярно могли видеть на выставках в городе. Сначала на ежегодных выставках в Ярославских городских классах рисования (1902-04 гг.), с 1905 года - на весенних, картин и рисунков, с 1910 по 1923 год - Ярославского художественного общества, учредителем и членом которого он был.
    .  .  .В 1925 году Шитов вступил в Ярославский филиал АХРР, но уже в 1926 году добровольно вышел из его состава и оставался вне творческих объединений Ярославля до вступления в Ярославскую организацию Союза советских художников в 1934 году. Уже в начале творческого пути современники отмечали несомненный талант Шитова и как рисовальщика, и как живописца. Он часто экспонировал на выставках пейзажные этюды, работы жанрового характера, но особенно выделялись на фоне произведений других авторов его портреты. В рецензии на выставку 1905 года И.Воронцов в газете "Северный край" называет молодого художника портретистом-психологом. В 1911 году на 2-й выставке Ярославского художественного общества был отмечен портрет И.А.Лазарева, который в настоящее время хранится в собрании ЯХМ.
    .  .  .Председателя Ярославского художественного общества писали И.П.Батюков, П.В.Мосягин и другие художники, но портрет кисти Шитова наиболее ярко раскрывает личность Лазарева. Перед зрителем предстает интеллигентный и умудренный жизнью человек. Кисть мастера легко и свободно передает портретное сходство, характерную позу сидящего и дает возможность почувствовать сложность характера этого яркого деятеля. Портрет является лучшим произведением в сохранившемся наследии самого Шитова и одним из лучших в творчестве современников. В нем виден не только профессионализм автора, но и традиции школы Серова, которые Шитов стремился пронести через свой творческий путь.
    .  .  .Наследие Шитова невелико. Большая часть живописных и графических работ автора не сохранилась. Они живы лишь в воспоминаниях современников и учеников, которые могли видеть персональную выставку в 1939 году или бывать в доме художника. Кроме выше упомянутого портрета в собрании ЯХМ хранится около десятка живописных этюдов - пейзажи, портреты. Остается только сожалеть, что современники не сохранили работы одного из лучших ярославских мастеров.

    Голенкевич Н.П.

    -----
    Источник: сайт Ярославский край

    #9 Zummer

    Zummer

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 968 сообщений

    Отправлено 13 Февраль 2015 - 22:35

    Шитов С.Ф. преподавал рисование и в Ионафановском училище. Его фото есть в альбоме выпуска 1907 года.

    #10 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 040 сообщений

    Отправлено 13 Февраль 2015 - 22:40

    Цитата

    Шитов С.Ф. преподавал рисование и в Ионафановском училище.

    Преподаватель рисования

    Сергей Фёдорович Шитов

    из группового фото выпуска Ионафановского училища 1907 г.


    Прикрепленный файл  Сергей Фёдорович Шитов.jpg   62,3К   1 Количество загрузок:


    Из семейного архива

    Маргариты Михайловны Александровой.



    #11 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 03 Апрель 2015 - 01:31

      Малыгин Александр Иванович  

    (04.04.1890-1942)


    16 апреля 125 лет со дня рождения ярославского художника и музейного работника Александра Ивановича Малыгина (04.04.1890-1942).

    .  .  .Родился 4 апреля 1890 г. в Ярославле. Учился в Городских классах рисования у Петра Александровича Романовского, затем окончил Пензенское художественное училище (1907-1911). Работал в Ярославле в театре им. Ф. Г. Волкова помощником декоратора. Как иллюстратор сотрудничал в начале 1910-х гг. с издательством Константина Федоровича Некрасова. В 1913-1924 гг. был членом и участником выставок Ярославского художественного общества. В 1918 г. Ярославское художественное общество выпустило альбом "Печные поливные кафли XVIII-XIX вв. из собрания ярославского Древлехранилища", обложку которого выполнил А. И. Малыгин. После событий белогвардейского восстания 1918 г. был сотрудником Ярославской реставрационной комиссии (1918-1921), принимал участие в реставрации архитектурных памятников. В этот период познакомился с членами комиссии – ведущими реставраторами, искусствоведами, исследователями древнерусского искусства, способствовавшими развитию музейного дела в Ярославле и губернии. В их числе – Михаил Васильевич Бабенчиков, исполнявший обязанности не только руководителя подотдела по делам музеев и охране памятников губернского отдела народного образования, но и заведующего ярославскими музеями. Именно он стал первым заведующим открытой в декабре 1919 г. Ярославской художественной галереи. После его отъезда в Петроград руководство галереей перешло к Василию Александровичу Перцеву, археологу по образованию. По приглашению руководителя коллегии Губмузея, историка искусства Нила Григорьевича Первухина в октябре 1921 года А. И. Малыгин занял должность хранителя художественной галереи. В начале 1922 г. одновременно был сотрудником исторического музея по отделу дерева, керамики и шитья. С марта по июль был мобилизован губернской комиссией по изъятию церковных ценностей; работа заключалась в определении художественной значимости и отборе предметов (в том числе икон) в музейный фонд для создания в помещении галереи музея древнерусского искусства. С июля 1922 г. – заведующий Ярославской художественной галереей. В 1924 г. музеи Ярославля были объединены в Ярославский государственный областной музей. В него вошли естественно-исторический музей, музей истории и быта, музей книги (научная библиотека), художественная галерея и музей древнерусского искусства. Руководящим органом госмузея стала коллегия, в которую входили все заведующие музеями, в том числе А. И. Малыгин. Музейное объединение позволило сплотить силы специалистов и координировать основные направления деятельности музеев, не ущемляя их специализации. Вопреки всем сложностям (ремонты, нехватка помещений, отсутствие средств, малочисленность штата) уже в середине 1920-х гг. в художественной галерее развиваются все направления музейной деятельности – от комплектования и учёта до различных специальных видов работы, которой занимаются художественные музеи по настоящее время. Это работа научно-исследовательская, реставрационная, экспозиционно-выставочная, пропагандистско-воспитательная, осуществлявшаяся в форме экскурсий, лекций и практических занятий со студентами. Заведующий вместе с другими сотрудниками смог заложить основу музейного собрания, проводил активную работу по комплектованию коллекции произведениями разных видов и жанров, стремясь дать в экспозиции наиболее полную картину развития русского искусства XVIII – первых десятилетий XX вв. Художественная галерея в этот период становилась центром художественной жизни города. Опираясь на опыт работы Ярославского художественного общества, А. И. Малыгин целенаправленно сплачивал вокруг галереи художественные силы, привлекая к реализации музейных проектов художников, творческую интеллигенцию – преподавателей вузов и студентов, краеведов, любителей изобразительного искусства. В 1925 г. он выступил с инициативой предоставить помещение для изостудии нового творческого объединения – Ярославского филиала Ассоциации художников революционной России (АХРР), соединившей молодые художественные силы города. В залах устраивались также выставки всех создаваемых в те годы творческих объединений: упомянутой АХРР, Ярославского общества изобразительных искусств, Корпорации художников г. Ярославля. Малыгин-художник сам был членом этих обществ. Создавал портреты, пейзажи, жанровые композиции в живописи и графике. Использовал в своем творчестве традиции народного лубка, его произведения отличает декоративная стилистика. В ранний период его графика близка к направлению модернистской группы художников "Мир искусства". В 1920-е гг. художник обращается к темам, отражающим новое время, работает в реалистической манере. Бессменный руководитель галереи до 1929 г., он вёл журнал записей – летопись событий внутренней жизни музея. Автор первого путеводителя по Ярославской художественной галерее (1928), содержащего её описание, каталог произведений с краткими биографическими справками о художниках. Художественное наследие сосредоточено в коллекциях ЯХМ и ЯГИАХМЗ, документы – в ГАЯО и научных архивах музеев. В 1930 г., опасаясь репрессий, переехал в Москву, передав заведование галереей Серафиму Николаевичу Рейпольскому. В Москве работал на киностудиях. Умер в 1942 г.

    Ярославские краеведы / сост. В. П. Алексеев. Ярославль, 1989. Ч. 2. С. 25.
    Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX - первой трети XX столетия. Ярославль, 2002. С. 78–79.
    Ярославский художественный музей, 1919-1969 гг. : сб. док. и материалов / сост. И. Н. Котова. М. ; Ярославль, 2013. Указ. имен. С. 575.


    -----
    Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год

    #12 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 03 Апрель 2015 - 10:10

    Батюков Исаак Полиевктович

    (04.02.1865-20.11.1934)
      

    16 февраля 150 лет со дня рождения русского живописца Исаака Полиевктовича Батюкова (1865-1934).

    .  .  .Родился 4 февраля 1865 г. в с. Туношна Ярославского уезда, в крестьянской семье. Благодаря помощи меценатов - купца Александра Григорьевича Кузнецова (1856-1895), предпринимателя Сергея Тимофеевича Морозова (1860-1944) и др. - посещал вечерние и воскресные классы Общества поощрения художеств (1884-1885) в Петербурге. Был замечен профессором живописи Константином Егоровичем Маковским (1839-1915) и по его рекомендации в 1886 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. И. П. Батюков окончил училище в 1894 г. со званием классного художника, получив за свою картину "У приезжей подруги" (место нахождения неизвестно) большую серебряную медаль. Несколько учебных работ этого периода (штудии с натуры) и "Автопортрет" (1890) хранятся в собрании ЯХМ. Обучался в частной студии Ф. Кормона в Париже (1894-1895). Вернувшись в Ярославль, преподавал в нескольких учебных заведениях города. Затем уехал в Петербург, где продолжил образование в Высших художественных мастерских при Академии художеств (1898-1901), в мастерской Владимира Егоровича Маковского (1846-1920).

    Изображение

    «Жанровая сцена. Разговор у сундука» 1893 Холст, масло


    Изображение

    «Крестьянская девочка»1899 Холст, масло. 89 x 69.5 см Государственная Третьяковская галерея


    Изображение

    Батюков И.П. За семейным столом. 1899 г.


    .  .  .Получил звание художника 1-й степени (1901) за картину "Приём новобранцев" (передана Академией Художеств в Ташкентский музей в 1912-13 гг.). В эти годы Батюков экспонирует свои произведения на выставках учеников мастерских АХ, Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), отдельные работы воспроизводятся в журналах "Нива", (СПб., 1899-1900), "Петербургская жизнь" (1901), "Живописное обозрение" (СПб., 1902) и др. популярных изданиях. Преимущественно художник работал в бытовом жанре, продолжая традиции художников-передвижников. С 1905 г. жил и работал в Сергиевом Посаде под Москвой, преподавал рисование и черчение в художественно-столярной учебной мастерской (1905-1915) и в женской гимназии Цветковой (1915-1916). На протяжении всех лет Батюков поддерживал творческие контакты с художественной средой города Ярославля, постоянно приезжал в своё родное с. Туношну, где создавал многочисленные портреты родных, друзей и пейзажи с видами окрестных мест. Начиная с 1912 г., видимо, не без участия Батюкова произведения ремесленной мастерской Сергиева Посада экспонировались на выставках Ярославского художественного общества, а сам художник был его членом с 1912 г. и экспонировал неоднократно на его выставках свои живописные работы. В 1916 г. вернулся в Туношну и прожил там до конца жизни. Член Ярославского художественного общества и участник его выставок в 1910-е гг. Одновременно преподавал в Ярославских Городских классах рисования (до 1921 г.). Единственная персональная выставка художника прошла в 1937 г. в выставочном зале ярославской организации Союза художников, членом которой Батюков стал в 1934 г. за несколько месяцев до своей кончины. Умер 20 ноября 1934 г. Современники отобрали в музейную коллекцию лишь единичные работы из наследия мастера, и многие годы спустя исследователи вынуждены разыскивать и восстанавливать творческую биографию одного из ведущих мастеров ярославской плеяды художников конца XIX - первой трети ХХ вв. Его картины хранятся в музеях Москвы (ГТГ), Ярославля, Иванова и других городов России и стран ближнего Зарубежья.

    Скребков А. О творческом наследии художника Батюкова // Северный рабочий. 1956. 26 октября.
    Пиккиев И. Архив ярославского художника : [личный архив И. П. Батюкова в РГБ] // Северный рабочий. 1959. 1 марта.
    Художники народов СССР. М., 1970. Т. 1. С. 303-304.
    Кудрявцева И. Наш земляк, художник Батюков // Северный рабочий. 1982. 29 августа.
    Воинова Н. В. Художник Исаак Полиевктович Батюков (1865-1934) и русская провинция рубежа XIX–XX столетий. Актуальный опыт: биография отдельного лица // Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города : материалы регион. науч. конф., 14 ноября. 2002 г. Ярославль, 2002. С. 306-310.
    Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX - первой трети XX столетия. М., 2002. С. 68-69 : ил., автопортр.
    Сафиканов М. Легенды туношенской земли // Моё слово о Ярославии. Ярославль, 2011. С. 144-158.
    Батюков Исаак Полиевктович (1865-1934) // Русская живопись : [сайт]. URL: http://www.artsait.r...atjkov/main.htm
    Голенкевич Н. П. Батюков Исаак Полиевктович // Ярославский край : [сайт]. URL: http://www.yaroslavs...tyukov-i-p.html


    -----
    Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год

    #13 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 549 сообщений

    Отправлено 12 Июнь 2015 - 21:44

    Мосягин Петр Васильевич

    (03(15).06.1880-1960)


    135 лет со дня рождения ярославского художника, фотографа, кинооператора и режиссера Петра Васильевича Мосягина (1880-1960).

    .  .  .Родился 3 июня 1880 г. в Ярославле. Из купеческой семьи. Окончил два класса Ярославской гимназии и Городские классы рисования. В 1906 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). На четвертом году обучения в 1910 году был исключён за невзнос платы. Вернувшись в Ярославль, П. В. Мосягин стал членом Ярославского художественного общества и экспонентом всех его выставок (1910-1923 гг.). Творческий путь художника можно отчасти проследить по каталогам и рецензиям на эти выставки. Уже в 1910 году он был отмечен автором обзорной статьи по выставке в газете «Голос» (1910 г., № 88), характеризуется как «поэт ночи». На этой выставке он показал ряд пейзажей, в которых стремился передать живописными средствами сияние лунного света, эффекты от горящих фонарей на ночных улицах. Здесь же появились первые городские пейзажи с уголками ярославских улиц и площадей, с уникальными памятниками архитектуры, такие как «Богоявленская площадь». На последующих выставках он экспонировал свои живописные работы «Власьевская улица», «Старый Ярославль ХVII века».
    .  .  .Ярославль был одной из ведущих тем в творчестве художника. Сохранились в нетронутом виде далеко не все места, увековеченные на его картинах. Многие пострадали или полностью уничтожены во время июльских событий 1918 года. Мосягин писал и экспонировал много пейзажей этюдного характера: «После дождя», «Весна», »Туманное утро», «Серый день» и др. Они говорят о стремлении автора запечатлеть не только уголок природы сам по себе, а передать и его состояние. Не всегда критика была благосклонна к художнику. В 1911 году его упрекали за «чересчур любительские» этюды и не раз отмечали недостаточное владение рисунком. К 1913 году творчество Мосягина приобретает стабильность. Его работы становятся разнообразнее в жанровом диапазоне. Он пишет и экспонирует на выставках портреты, в частности, «Портрет И. А. Лазарева» (1914), работы жанрового характера («На Толкучке», 1913) или пейзажи с элементами жанра («На Волге», 1923?). В 1915-1916 годах Мосягин экспонировал свои произведения на выставках Троице-Сергиевского художественного общества.

    Изображение

    П.В. Мосягин. Сретенский пролом. 1913 г.


    .  .  .Последний раз он показал свои работы на выставке, устроенной Ярославским художественным обществом совместно с Художественной галереей в 1923 году. Автор критической статьи (Северный рабочий, 1923 г. № 214) отметил одну из работ с четырьмя фигурами, мечтающими «в лунном сиянии» на палубе парохода. Это описание совпадает с картиной «На Волге», переданной в ЯХМ с другими работами в 1960 году семьей художника. В собрании ярославских музеев представлено более 20 живописных работ П. В. Мосягина. Значительная часть поступила в 1923 году в дар от самого автора перед его отъездом в Москву.
    .  .  .Сохранившиеся сведения о Мосягине ярославского периода скупы. В личной анкете 1920 года, в перечне профессий он указал: художник, фотограф, кинооператор, режиссер. В 1917-1918 годах Мосягин работал на киностудии акционерного общества «Г. Либкен» в Ярославле. Он снял в эти годы более десяти фильмов. Все они погибли во время пожара на киностудии в 1918 году. В советский период Мосягин стал сотрудником Губсекции ИЗО, его имя встречается в списках Рабиса по секции «кинофикация». С 1919 года – инструктор по кино-фотоделу в секции пролетарского искусства губотдела Наробраза, снимал агитационные ролики и документальную кинохронику. После переезда в 1924 году в Москву Мосягин работал оператором на разных киностудиях, пробовал свои силы как режиссер. Эти грани его творчества, увлечение фотографией отразились на его произведениях. Очень часто композиционно они напоминают стоп-кадр. В цветовом решении они также ассоциируются с «кинематографическим» видением. Живопись П. В. Мосягина оригинальна, она занимает значительное место в художественном наследии Ярославля I четверти ХХ века. Умер в 1960 г. в Москве.

    Голенкевич Н. П. Художественная жизнь Ярославля конца XIX - первой трети XX столетия. М., 2002. С. 82-83.
    Александрова М. Отчий дом // Квартиры и цены. 2008. 11 февраля. С. 9.
    Голенкевич Н. П.  Мосягин П. В. : [биогр. справка] // Ярославский край с древнейших времен до начала XX века : [сайт]. URL: http://www.yaroslavs...syagin-p-v.html


    -----
    Источник: ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова. Ярославский календарь на 2015 год. Июнь.

    #14 АннаЧуф

    АннаЧуф

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 497 сообщений

    Отправлено 09 Декабрь 2017 - 00:48

    Газета "Северные вести" от 23 января 1909 г.
    Классы рисования.

    Прикрепленный файл  23.jpg   83,38К   6 Количество загрузок:

    #15 АннаЧуф

    АннаЧуф

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 497 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2018 - 10:55

    Газета "Северная газета" от 9 мая 1914 г.
    Памяти Петра Александровича Романовского.

    Прикрепленный файл  9.jpg   89,96К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  9 (2).jpg   90,26К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  9 (3).jpg   37,38К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  9 (4).jpg   64,39К   2 Количество загрузок: Прикрепленный файл  9 (5).jpg   67,25К   0 Количество загрузок:

    #16 АннаЧуф

    АннаЧуф

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 497 сообщений

    Отправлено 08 Январь 2018 - 00:13

    Газета "Северная газета" от 25 июня 1914 г.

    Прикрепленный файл  25.jpg   87,5К   3 Количество загрузок:

    #17 АннаЧуф

    АннаЧуф

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 497 сообщений

    Отправлено 10 Январь 2018 - 15:13

    Газета "Северная газета" от 18 октября 1914 г.
    Памяти П.А. Романовского.

    Прикрепленный файл  18 окт (2).jpg   62,08К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  18 окт.jpg   71,28К   1 Количество загрузок:




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования