Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 15 декабря 2018 года. Точные место и время будут обозначены ближе к событию >>>

Новости:
  • 19.11.2018. 11 ноября 2018 года в возрасте 84 лет ушла из жизни давний член Ярославского историко-родословного общества МАРГАРИТА БОРИСОВНА ШПАКУНОВА. И вновь мы узнаём так поздно... Говорю мы, т.к. почему-то на последнем заседании об этом не было сказано ни слова... Обсудить на Форуме >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 67

    #1 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 20:10

    СЕЛО ПОГОРЕЛКИ (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) УГЛИЧСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ ДЕРЕВНЯ ПОГОРЕЛКА УГЛИЧСКОГО РАЙОНА

    * * *
    Уважаемые ярославцы!
    Мы открываем тему, посвященную селу Погорелки (ныне Погорелка) б. Кондаковской волости Угличского уезда по состоянию на XIX - начало XX вв. В настоящее время Погорелка находится в восточной части Угличского района около границы с Борисоглебским, стоит в 1,5 км к югу от дороги Ростов – Углич вблизи речки Иворовки.

    Прикрепленный файл  Погорелка-O-37-102-A.jpg   252,85К   43 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Погорелка-храм-01.jpg   307,31К   26 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Погорелка-храм-03.JPG   330,69К   19 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-храм-02.jpg   323,41К   17 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Погорелка-храм-04.JPG   332,34К   19 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-храм-05.JPG   130,1К   11 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Погорелка-храм-06.JPG   169К   7 Количество загрузок:



    #2 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 20:14

    Прикрепленный файл  Погорелка-ворота-01.JPG   334,26К   28 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-ворота-02.JPG   262,58К   62 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-храм-07.JPG   199,15К   35 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-храм-08.JPG   171,24К   27 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-01.jpg   196,74К   30 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-02.jpg   197,95К   18 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-03.jpg   250,26К   9 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-09.jpg   234,32К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-04.jpg   257,53К   15 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-05.jpg   135,42К   10 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-06.jpg   123,48К   14 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-07.jpg   179,4К   11 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-08.jpg   200,71К   10 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-11.jpg   192,21К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Погорелка-кладбище-12.jpg   206,68К   8 Количество загрузок:

    #3 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 20:22

    Прикрепленный файл  Погорелка-школа.JPG   160,62К   5 Количество загрузок: Здание земской школы
    Прикрепленный файл  Погорелка-01.JPG   169,19К   27 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Погорелка-02.JPG   221,72К   20 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  Погорелка-03.JPG   214,78К   15 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Погорелка-04.JPG   313,7К   19 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Погорелка-www.panoramio.com.jpg   52,05К   34 Количество загрузок: ( http://www.panoramio.../photo/96505848 )

    Дополнительные фотографии Погорелки можно посмотреть здесь http://www.panoramio...oto_id=50308966

    #4 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 20:27

    Наиболее ранние известные сведения о Погорелке содержатся в Писцовых книгах Ростовского уезда. В 1629-1631 гг. в Порецком стане в вотчине Борисоглебского ростовского монастыря была отмечена «деревня Погорелка на речке на Иворовке», где жили «с погосту Бабаевского поп Василей Микифоров, дьячок Васка Калистратов», четыре крестьянина и три бобыля (Писцовые материалы Ростовского уезда XVII в. 1629–1631 гг. Сост. В.А. Кадик. М.: «Древлехранилище». 2012С. 145). Церковной земли насчитывалось «четырнадцать чети в поле, а в дву по тому ж», то есть 42 чети (21 десятина) в трех полях трехпольной системы хозяйствования. Крестьянской земли была «четь без полуосмины», распахивавшаяся постоянно, и  «перелогом и лесом поросло двадцать семь чети с полуосминою в поле, а в дву по тому ж», то есть еще около 80 четей (40 десятин) в трех полях. На р. Устье накашивалось отхожева сена двадцать копен. Вместе с Погорелкой в округе были указаны село Губачево, деревни Козлево (Кожлево), Заболотье, Бобаево (Бабаево) и пустоши, ставшие в последующем деревнями Юрцино (Юрчино) и Фалелеево (Филелеево). До XX в. указанные деревни входили в Погорелковский приход.

    Неожиданность этой писцовой записи в том, что Погорелка была деревней. Ближайший храм Рождества Христова был указан на погосте «в Бобаеве на Черницыне горе, на речке Иворовке». Отсюда можно предположить, что погост находился около современной деревни Бабаево где-то на возвышении у речки между Бабаевым и Погорелкой. Однако топоним Старый погост сегодня известен к западу от Погорелки в сторону д. Фалелеево (по-местному Филелеево). Он также находится на горе около речки Иворовки, и возможно, что именно он был тождественен Бобаевскому погосту. Однако отсюда до Бабаева только по прямой - порядка 2 км, и почему эта местность могла считаться погостом «в Бобаеве», не очень понятно. Наконец, существует третий вариант местонахождения старого храма. Возможно, что в округе существовало два старых погоста: первый более древний был около д. Бабаева,  а второй помоложе на месте топонима Старый погост вблизи д. Филелеево. В таком случае современное Погорелковское кладбище может быть третьим за четыре столетия местом захоронений.

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (24 Май 2013 - 20:36) писал:

    Изображение Изображение Изображение

    Изображение Изображение

    Писцовые материалы Ростовского уезда XVII в. 1629–1631 гг. Сост. В.А. Кадик. М.: «Древлехранилище». 2012


    #5 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 20:53

    Таким образом, до секуляризации 1764 г. Погорелка с окружающими селениями должна была входить во владения Борисоглебского монастыря

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (06 Октябрь 2013 - 01:16) писал:

    Согласно манифесту 1764 г. монастырские земли Ростовского и Угличского уездов отошли к казне. При этом Борисоглебские слободы около Борисоглебского монастыря Екатерина II подарила Г.Г. Орлову...

    Крестьяне Погорелковского прихода с 1764 г. также должны были перейти в казенное ведомство и стать лично свободными, обязанными платить кроме подушной подати оброк 1,5 руб в год с рев. души  (с 1783-х – 3 руб, В.И. Семевский, Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Т. II. СПб. 1901. С. 280). Средний оброк помещичьих крестьян в это время, кроме сборов натурою, равнялся 4-м рублям, а в конце царствования Екатерины II – 5-ти рублям с муж. души. То есть повинности бывших монастырских крестьян после секуляризации оказались значительно меньше тех, которые лежали на крепостных в помещичьих имениях....

    Бывшие церковные крестьяне при секуляризации были обеспечены земельными наделами в целом в тех же размерах, «которые они прежде пахали на своих владельцев» (там же, С. 255). Но Ярославская губерния оказалась одной из самых малоземельных. В 1773-1783 на одного экономического крестьянина муж.п. здесь приходилось в среднем 3,5 дес. пахотной земли, 0,4 дес. покосной и 3,2 дес. леса (там же, с. 840)... Перевод на оброк открывал в этих условиях новые возможности, поскольку оброчная система позволяла не только обрабатывать землю, сколько уходить в отход... В [Угличском] уезде оброчная система принесла весьма показательный результат...

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (06 Октябрь 2013 - 01:24) писал:

    По моим представлениям к началу XIX в... в Угличском уезде...  было отмечено самое большое количество купцов среди всех 10 уездов губернии (724 человек муж. и 1279 человек жен. п., К. Герман. Статистическое описание Ярославской губернии. С.-Пб. 1808. С. 281). В процентном соотношении это составило 2,455% от общей суммы купцов и крестьян обоих полов. Близость Волги, безусловно, позитивно сказывалась  на развитии торговли в регионе, связывая его с Москвой, Русским Севером, Средним и Нижним Поволжьем.

    Однако отдельным образом расцвету предпринимательства могли способствовать б. монастырские, а ныне экономические крестьяне. Их доля в 1802 г. от общего количества уездных крестьян обоих полов была весьма велика - 34,5% (по Герману, 1808. с. 281).  Поскольку все они платили низкий оброк, они должны были располагать собственными деньгами, которые могли пускать в торговый оборот. По всей видимости, именно экономические крестьяне могли послужить основой для расцвета местной торговли, в т.ч.  купечества на рубеже XVIII-XIX вв.


    #6 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 21:01

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (06 Октябрь 2013 - 01:20) писал:

    В конце XVIII в. Погорелковский приход... претерпел достаточно странную на мой взгляд административную метоморфозу. При учреждении Ярославской губернии в 1777 г. его территория вошла в состав Петровского уезда, который в виде нелогичного языка разделил Угличские и Ростовские земли. Петровский уезд просуществовал недолго, и уже в конце XVIII в. Погорелковский приход вместе с землями бывшего Порецкого стана вошел в состав Угличского уезда. С этого момента статистические данные, имеющие прямое отношение к.. Погорелковскому приходу, следует рассматривать в контексте Угличского уезда.

    Прикрепленный файл  Петровский у.-ПГМ-1в.-1792.jpg   576,38К   30 Количество загрузок:
    с. Погорелки в составе Петровского уезда, План генерального межевания, 1 верста в дюйме, 1792 г.

    Прикрепленный файл  Угличский у.-ПГМ-2в.-1796.jpg   352,72К   32 Количество загрузок:
    с. Погорелки в составе Угличского уезда, План генерального межевания, 2 версты в дюйме, 1796 г

    #7 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 21:05

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (06 Октябрь 2013 - 01:30) писал:

    В подтверждение тезиса о значительной роли экономических крестьян в развитии местной торговли можно проанализировать характер храмового строительства, охвативший Угличсикй уезд на рубеже XVIII-XIX вв. В конце XVIII в. в уезде начался бум каменного храмового строительства. C 1761 до 1725 г. в сельских приходах было построено 58 каменных храмов из 72, известных в начале XX в. (мои оценки по известным источникам: А. Крылов, 1861, Историко-статистический обзор Ярославской епархии. Ярославль. Типография Германа Фалька. 869 с.; Ярославская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб. 1865. 381 с.; Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. Ярославль. 1908. 547 с.). Основная их часть была выстроена именно в казенных селах, где до секуляризации жили монастырские, а теперь лично свободные экономические крестьяне.

    При этом вклад экономических крестьян в строительство оказался непропорционально выше по сравнению с их долей в населении уезда. За период с 1785 г. по 1825 г. экономические крестьяне (34,5% от общего количества угличских крестьян) построили или принимали участие в строительстве 57,5% храмов, возведенных в это время. Слышал мнение, что основная часть храмов в уезде была построена благодаря притоку в Россию французских денег, выплачиваемых Францией по контрибуции после низложения Наполеона I. Даты строительства несколько противоречат такой точке зрения, поскольку активное возведение наших церквей, в том числе в казенных селениях, началось еще до 1812 г. Поэтому думаю, в Угличском уезде одну из главных ролей в каменном храмовом строительстве сыграли бывшие монастырские крестьяне.

    В первые два десятилетия царствования Екатерины с 1764 г. до 1784 г. доля храмов, выстроенных в казенных селах (вместе со смешанными), составила только 45,5% от общего количества новых церквей, построенных за этот период (5 из 11). Пик строительства в экономических селах начался примерно с 1785 г., когда был введен трехрублевый оброк для экономических крестьян и новое сословное устройство, и продолжался до конца правления Александра I. С 1785 г. до 1796 г. (до конца правления Екатерины II) в казенных селах было выстроено 62,5% храмов от общего количества сельских церквей, выстроенных за отмеченное время (10 из 16). Высокие показатели, доходившие до 70 %, сохранялись до конца правления Александра I (например, 7 из 10 церквей за период с 1812 до 1825 гг.). Таким образом вклад в строительства каменных храмов в уезде со стороны экономических крестьян все это время был на самых высоких позициях.

    Активность экономических крестьян именно с 1780-х гг.  объясняется достаточно просто: к 1780 г. встало на ноги новое поколение лично свободных бывших монастырских крестьян, активно уходивших в отход и накопивших достаточно средств для предпринимательства и для благотворительности. Получается, что освободившиеся от церковной зависимости бывшие монастырские крестьяне сами понесли в мiр идею служения  Богу и Отечеству...


    #8 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2013 - 21:19

    Строительный бум конца XVIII - начала XIX в. затронул и Погорелку. Деревянный храм стоял здесь минимум со второй половины XVIII в., но к началу XIX в. пришел в ветхость, из-за чего встал вопрос о строительстве новой каменной церкви

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (17 Август 2013 - 19:39) писал:

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.55 Дополнительные рапорта о церквях и священнослужителях по ведомству Благочиннаго Углича и уезда за 1806 год.

    л.85 село Погорелки церковь Рождества Христова (без приделов,деревянная, имеется в несовершенной твердости, а потому вместо оной и начата вновь строиться вторая каменная).

    О строительстве новой церкви сохранились местные предания. Кроме того, со слов жителя Погорелки Геннадия Михайловича Крылова  уже в наши годы в Бабаеве была найдена некая книга, в которой описывается история храма и прихода в первой половине XIX в., очень хотелось бы разыскать.

    По легенде строительство начиналось трижды: два раза приготовленный материал и чуть ли не подведенный фундамент исчезали за ночь. Священнослужители и местные жители уже стали подумывать о переносе стройки в Бабаево, в чем, возможно, отразилась память о старом храме на Бобаевском погосте. Однако третья попытка оказалась успешной.

    В качестве сырья использовали местную глину, которую в буквальном смысле копали рядом с храмом. Так появился  пруд со стороны колокольни. Здесь же сохранились огромные ямы, которые по рассказам моего отца были остатками напольных печей для обжига кирпичей. Примерно за пять лет к 1811 г. новая церковь была построена. В 1861 г. в ней было два престола Рождества Христова и Св. Мч. Параскевы. Кроме самого села приход объединил деревни Кожлево, Бабаево, Заболотье, Филелеево и Юрцино/Юрчино (А. Крылов. 1861. Историко-статистический обзор Ярославской епархии. С. 365).  

    В изданиях второй половины XIX - начала XX в. указывалось, что церковь была возведена на средства прихожан. Однако среди местных жителей распространено мнение, что значительный вклад в финансирование внесли крестьяне Локотниковы. Кресты на могилах представителей этой семьи ясно свидетельствуют о ее высоком благосостоянии, а наиболее раннее захоронение Артемия Локотникова около алтаря - в наиболее значимом месте кладбища - может указывать о значительном вкладе Артемия в развитие прихода.

    Прикрепленный файл  Погорелка-пам.Артем.Локотникова.jpg   316,22К   9 Количество загрузок:

    Надгробие Артемия Локотникова вблизи северной алтарной стены храма в Погорелке.

    #9 VladiN

    VladiN

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 958 сообщений

    Отправлено 15 Октябрь 2013 - 18:38

    Интересное объявление, закрепленное гвоздями на стенах храма. В советское время само это действо, причиненное памятнику истории, могло преследоваться по закону. Вызвало ассоциации с плакатом "Береги природу!", приколоченным к березе гвоздями-соткой. Видел такое объявление, еще и обвязанное стальной лентой вокруг дерева. Дерево выросло, и стальной ленты вне плаката уже не было видно, дерево приняло ее в себя, образовав уродливые наросты в этом месте. Цели благие, методы реализации - неверные.

    В 1885 г. священником храма в с. Погорелки был Александр Соболев, крестивший в Троицкой ц. с. Губачева младенца Дмитрия, сына коллеги, местного священника Петра Ивановича Смирнова и его жены Марии Александровны.
    ГАЯО 230-11-2031-2об

    #10 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Октябрь 2013 - 21:49

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.55 Дополнительные рапорта о церквях и священнослужителях по ведомству Благочиннаго Углича и уезда 1806 год.

    л.85  Церковь Рождества Христова  с.Погорелки.

    Священник Василий Козмин 53 лет, не вдов, во священника произведен в 788 году февраля 12 дня, обучался в Ярославской семинарии до риторики, грамоту имею.
    У меня дети:
    1. Яков 23 лет обучается в Ярославской семинарии
    2. показанный в таковом же за прошлой 1805 годе рапорте Дмитрей в нынешнем 1806 годе волею божией помер.

    Диакон Аврам Иванов 44 лет вдов, во диакона произведен в 782 году августа 30 дня, в семинарии не обучался, грамоту имею, бездетен.

    Дьячок Иван Васильев 28 лет, женат 1 браком, во дьячка определен в 792 году ноября 30 дня, в стихарь посвящен в 794 году ноября 26 дня, обучался в Ярославской семинарии в нижних классах, грамоту имею, бездетен.

    Пономарь Егор Михайлов 38 лет, женат 1 браком, в пономаря определен в 782 году ноября 24 дня, в стихарь посвящен, обучался в Угличском училище, грамоту имею.
    У меня дети:

    1. Михаил 14 лет одного месяца, находится в Ярославской семинарии в обучении (с 1815 года священник в церкви с.Зубарево)
    2. Константин 6 лет и 6 мес. обучается часослову.

    * * *
    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.15 Метрическая ведомость по церквям Угличского уезда за 1786 год.

    л.42об. Погорелки. Запись о браке 2 февраля 1786 года. Отрок пономарь Егор Михайлов Петровского уезда села Верзеина с дьячковою дочерью Афанасия Афанасьева девкою Феклою обоих первым браком.

    * * *
    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.85  Духовные рапорта за 1815 год.

    л.144-144об с.Зубарево.
    Священник Алексей Тихонов помер, а на место его во священника произведен в сем году Угличского уезду села Погорелки пономарь Михайло Егоров (Самохвалов) 22 лет, не вдов, грамоту имеет, обучался в Ярославской семинарии в высшем классе, бездетен.

    #11 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Октябрь 2013 - 22:00

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.103  Метрические книги по церквям Угличского уезда 1821 год.

    л.457 с.Погорелки

    запись о рождении 10/12 августа 1821 года с.Погорелки священника Михаила Семенова дочь Елисавета.

    запись о рождении 11/13 августа 1821 года с.Погорелки пономаря Ивана Андреева дочь Наталья.
    Восприемник с.Никольского что на Ворсме дьячка Андрея Петрова дочь его девка Александра Андреева.

    л.460об.-461  запись о браке 14 января 1821 года.
    Ростовского уезда с.Новаго дьячок Алексей Дмитриев вступил в законный брак угличского уезда с.Погорелки после умершего священника Василия Козмина дочерью его девкою Эвдокиею Васильевой обоих 1 браком.
    Поручители: Мышкинского уезда с.Каменка священник Николай Пшенитцкий, Угличского уезда с.Воскресенского что в Поречье священник Яков Любимов, с.Дубровы дьячок Иван Стефанов, г.Углича упраздненного Воскресенского монастыря дьячок Иван Яковлев.

    #12 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Октябрь 2013 - 22:16

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.122 Метрические книги по Угличскому уезду за 1828 год

    л.580об. запись о рождении 5/9 ноября 1828 года с.Погорелки у дьячка Ивана Андреева сын Иоанн.
    Восприемник того же села крестьянин Эмельян Никифоров.
    Священник Михаил Семенов
    Пономарь Иван Васильев.

    #13 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Октябрь 2013 - 22:29

    УгФГАЯО ф.18 оп. 3 д.132  Клировые рапорта за 1831 год.

    л.73 с.Погорелки. Рапорт от 13 ноября 1831 года.

    Священник Михаил Семенов (Кудрявцев) 45 лет, не вдов, во священника к оной церкви произведен  в 1817 году февраля 24 дня, обучался в Ярославской семинарии до риторики, грамоту имеет.
      Дети:
    1. Показанной в таковом же за прошлом годе рапорте священника Михаила сын Григорий (Крылов) в сем же 1831 году месяце феврале 14 дня определен Угличского уезда в село Губачево в пономаря.
    2. Аврамий 8 лет обучается чтению в доме отца своего.

    Дьячек Иван Андреев (Соколов) 31 л., женат 2 браком, во дьячка к оной церкви определен в 1817 году июля 15 дня, грамоту имею, обучался в Ростовском училище в 1-м русском классе.
    Дети:
    Гавриил 13 л. обучается в Ростовском Борисоглебском училище в низшем отделении
    Иван 3 л. 2 мес.

    Пономарь Иван Иванов (Голосов) 22 л., 1 браком, в стихарь посвящен в 1824 году августа 15 дня, в оное село переведен в 1829 году июня 8 дня, грамоту имею, без детей.

    Никто родства не имеет. Заштатный пономарь Иван Васильев, 66 лет, находится на содержании зятя своего пономаря Ивана Иванова.

    #14 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Октябрь 2013 - 22:42

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.180 Метрические книги по Угличу и уезду 1840 год

    л.1205 Причт церкви с.Погорелки Священник Михаил Семенов Кудрявцев

      Дьячок Иван Андреев Соколов
      Пономарь Иван Иванов Голосов


    л.1216об.-1217  Запись о браке. 7 июня 1840 года.
    жених Ростовской округи села Поречье рыбнаго пономаря Константина Иванова сын ученик, кончивший курс учения Ярославской семинарии, Иван Никитский, 1 браком, 24 года, невеста девица Евдокия Михайлова, дочь Угличской округи с.Погорелки священника Михаила Семенова, 1 браком,19 лет.
    Поручители по жениху: Ярославского уезда села Железного Борка диакон Василий Стефанов Баринов, города Ростова Преображенской церкви дьячок (?) Васильев, по невесте: Угличской округи с.Ильинского что в Поречье диакон Георгий Георгиев Некрасов, того же уезда с.Губачева пономарь Григорий Михайлов Крылов (родной брат невесты - прим.мое).
    ------------------------------------------

    Вот здесь как раз тот случай, когда у отца - священника Михаила Семенова - фамилия Кудрявцев, а у сына другая фамилия - Григорий Михайлов Крылов.

    #15 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2013 - 17:52

    В середине 1850-х годов в Погорелках было отмечено всего 12 дворов (карта Менде, лист SWB-2). 16 дворов было указано чуть позднее в 1861 г. (А. Крылов. 1861, Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль. Типография Германа Фалька. С. 365).  Село совершенно не выделялось среди приходских деревень по количеству жителей. Даже «средне-статистическая» приходская деревня Кожлево с 20-ю дворами выглядела многолюднее.

    Тем не менее, сразу после реформы 1861 г. здесь была организована школа. Она была устроена тщанием местного священника Авраамия Крылова. (Так и хочется набрать Аполлинария Крылова, то есть секретаря Ярославской духовной консистории и автора известного труда «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» 1861 г. Не были ли родственниками два А. Крылова?)

    115. 1862 г. — 150 лет со времени открытия священником Авраамием Крыловым в с. Погорелки, Угличского уезда, частной школы для детей обоего пола (http://prouglich.ru/...е_даты_2012года).

    Открытие частной школы было очень нестандартным шагом, особенно в эпоху, когда вот-вот должны были появиться земские начальные училища. Поскольку Погорелковская школа, скорее всего, содержалась на средства «рядового прихода», в ее организации читается личная инициатива местного священника. За этим деянием о. Авраамий Крылов видится очень незаурядной личностью.

    Сравнительно ранняя организация начального образования была характерна для окрестных селений. Во многих соседних приходах традиции начального образования уходили своими корнями в 1850-е и даже в 1830-е годы. На этот счет очень показательны с. Воскресенское в Поречье и с. Губачево, из приходов которых вышел целый ряд незаурядных деятелей весьма высокого уровня.

    В Погорелках после организации начальной школы также появились свои самородки. В 1875 г. здесь родился будущий архитектор Николай Васильевич Васильев (1875 – 1958).  В начале XX в. он закончил в С.-Петербурге Институт гражданских инженеров, а позднее Академию Художеств, где учился в мастерской Л.Н. Бенуа (http://ru.wikipedia....ич_(архитектор). До потрясений 1917 года успел построить в северной столице ряд зданий и выдвинулся в лидеры архитектурного направления «северный модерн». Если петербуржцы замечали на Петроградской стороне купол и минареты соборной петербургской мечети, то знайте, что это одна из наиболее крупных построек Николая Васильева. Помимо данного проекта - несколько неожиданного для выходца из православной семьи - Н.В. Васильев построил «Новый Пассаж» на Литейном проспекте, жилой комплекс Бассейного товарищества на Бассейной (ул. Некрасова), Немецкий театр в Таллине и ряд других зданий.

    В 1918 г. архитектор эмигрировал из России, но позднее, судя по биографическим сведениям, нередко обращался в мыслях к Родине. Он направлял проекты на представительные архитектурные конкурсы в СССР и есть указания, что принимал участие в строительстве Воскресенского собора на Фербеллин-плац в Берлине.

    Прикрепленный файл  Погорелки-SWB-2.jpg   642,6К   29 Количество загрузок: с. Погорелки на карте Менде, лист SWB-2

    Прикрепленный файл  Крылов, 1861. Погорелки-с.365.jpg   214,55К   15 Количество загрузок:
    Характеристика Погрелковского прихода в 1861 г. (А. Крылов. 1861, Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии.  С. 365)


    #16 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2013 - 18:10

    Со второй половины XIX в. Погорелковский приход вошел в Кондаковскую волость Угличского у., объединившую селения Кондаковского, Губачевского, Зубарёвского и Погорелковского приходов. С запада погорелковские селения граничили с приходом храма села Воскресенское в Поречье).

    К началу XX в. благосостояние прихода достигло весьма высокого уровня. О крепкой семье Щербаковых из д. Кожлева  я уже писал (см. в теме "Кожлево"). В списках лиц, имеющих право на участие в уездном избирательном съезде Угличского уезда в 1906 г., были отмечены следующие погорелковские выходцы и прихожане (Яр. Губ. Вед. Прил. к № 96 от 30 ноября 1906 г. С. 16-17).

    10.  Волков Павел Иванович, свящ. цер. с. Погорелки  - 36 дес.
    Васильев Василий Васильевич, С.-Петербургский купец – 90 дес.
    Власов Михаил Гаврилович, кр. д. Бабаева, 500 р. лавка и кузница
    20.  Галкин Иван Алексеевич, кр. д. Бабаева, 200 р. кузница
    Крылов Михаил Иванович, кр. д. Заболотья – 13 дес. 1708 ½ кв. саж.
    30 Крылов Василий Иванович, кр. д. Заболотья - 13 дес. 1708 ½ кв. саж.
    40 Локотников Павел Артемьевич, кр. д. Бабаева – 110 дес. 1368 кв. саж.
    Матвеев Михаил Матвеевич, кр. д. Заболотья – 27 дес. 1017 кв. саж.
    60 Щербаков Василий Матвеевич, кр. д. Кожлева, 2400 р. две лавки и сушильня, 3600 р. водяная мельница – 35 дес. 653 5/14 кв. саж.
    70 Щербаков Михаил Иванович, кр. д. Кожлева – 15 дес. 1743 кв. саж.

    Купец II-ой гильдии Василий Васильевич Васильев, указанный в списке, приходился братом архитектору Н.В. Васильеву. В 1905 г. он проживал в С.-Петербурге в Адмиралтейской части по Ново-Исаакиевской улице в доме № 22, занимался мелочной торговлей, содержал лабаз и булочную (Весь Петербург на 1905 г. Адресная и справочная книга С.-Петербурга. Издание А.С. Суворина. С. 104). Отцу братьев Васильевых купцу II-й гильдии Василию Васильеву в 1905 г. было 66 лет, то есть он родился около 1839 года, в купечестве состоял с 1884 г., проживал вместе с сыновьями в доме на Ново-Исаакиевской, № 22, где, видимо, именно ему принадлежал лабаз (Справочная книга С.-Пб купеческой управы. С.-Пб. Типография С.-Пб градоначальства. 1905. С. 93).

    Серьезные надгробные памятники на кладбище в Погорелке Виноградовым, Лебедевым и уже неоднократно упомянутым Локотниковым красноречиво свидетельствуют об общем высоком уровня благосостояния в приходе. Не сомневаюсь, что состоятельные прихожане и погорелковские купцы были активными приходскими благотворителями, вносившими солидные суммы в церковную кассу.

    Просмотр сообщенияНатти (11 Январь 2008 - 22:06) писал:

    ЯЕВ № 34 20 авг 1896
    Пожертвования в ц.с. Хмельников Рост. у. от св-ка ц.с. Погорелки Углич. у. Василия Крылова на вечное поминовение в пользу причта 100 руб.

    В 1908 г. церковного и причтового капитала в процентных бумагах насчитывалось в приходе 8000 руб. и 3650 руб. соответственно (Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 218). При населении прихода 1209 муж и жен. это составляло церковного капитала по 6,62 руб., причтового капитала по 2,98 руб., то есть в сумме по 9,6 руб. на взрослого прихожанина. Не до конца ясно, что могут отражать эти мои расчетные показатели, но в целом не приходится сомневаться, что они характеризуют общий уровень приходского благосостояния.

    Для сравнения в соседнем приходе в Воскресенском в Поречье, известном зажиточными семьями, эти же показатели составляли 4,04 руб. церковного капитала и 3,51 руб. причтового (по: Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 208-209). Правда, в Воскресенском было организовано церковно-приходское попечительство с дополнительным капиталом 12400 руб., что при 3716 прихожан составляло еще 3,51 руб. на человека, итого 10,89 руб. на взрослого прихожанина. В итоге вытекает вывод, что заявленный церковный и причтовый капитал в расчете на каждого прихожанина Погорелковского прихода был хоть и меньше, но вполне сравним с таковым в богатом приходе Воскресенского в Поречье.

    Прикрепленный файл  Погорелка-Мон. и церкв.-1908-с.218.jpg   348,58К   16 Количество загрузок:
    Характеристика Погорелковского прихода в 1908 г. (Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 218)


    #17 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2013 - 18:15

    Открытым остается вопрос, каким образом распоряжались в приходе имеющимися средствами. Особенно остро он встает при сравнении Погорелок с тем же Воскресенским в Поречье. Если в Воскресенском на рубеже XIX – XX вв. помимо начального земского училища были дополнительно организованы две церковно-приходские школы, то в Погорелках в начале XX в. оставалось одно земское училище.

    Возможно, сложившаяся ситуация имела свои определенные последствия. Есть мнение, что развитие земского движения во второй половине XIX в. сыграло в конечном итоге негативную роль в вызревании тех умонастроений, которые привели к потрясениям начала XX века. Хорошо известно, что в пореформенные 1860-е годы в уездах появились учителя, врачи, агрономы и статистики, образовавшие новый «третий элемент» сельского населения, как пишут в современных учебниках (например «История России с начала XVIII до конца XIX века». Отв. ред. А.Н. Сахаров. 1999. М.: АСТ.) Считается, что в большинстве случаев это были самоотверженные искренние молодые люди, готовые жизнью служить своему народу. Однако новая сельская интеллигенция появилась на волне либерализации страны и могла не только разделять либеральные взгляды, но и открыто их пропагандировать. В первую очередь такие воззрения могли распространяться через земские училища, где могли негласно обсуждаться, например, идеи, подвергавшие сомнению нравственные основы российского общества. Либеральная пропаганда не могла пройти стороной положение крестьянства. Но в сложившейся ситуации она могла сводиться к заурядной констатации далеко не идеального состояния многих крестьянских хозяйств, вынужденных погашать выкупные платежи по реформе 1861 г. и оказавшихся таким образом в долговой кабале. Поскольку «просвещение» не меняло экономическую ситуацию на селе, в итоге оно могло вызывать лишь дополнительное недовольство существующим положением. Результатом такой деятельности при неразрешенных экономических вопросах могло стать нарастающее антиправительственное раздражение, направленное против сложившихся порядков и готовое при случае перерасти в открытое силовое неповиновение государственной системе.

    Напомню, что в 1881 г. в Санкт-Петербурге при взрыве бомбы, брошенной либералом-народовольцем, был смертельно ранен император Александр II. Реакцией правительства на распространение либеральных воззрений  сотрясавших Россию стало развитие сети церковно-приходских школ. Когда в 1880 г. обер-прокурором Священного Синода был назначен известный консерватор К.П. Победоносцев, Церковь взяла на себя роль второго министерства народного просвещения. Если земские школы в основном были ориентированы на интеллектуальное развитие детей, то ЦПШ наряду с обучением основам  грамотности, математики и т.д. старались прививать духовно-нравственные ценности. Так, при двуклассном четырехлетнем (с начала XX в. трехлетнем) обучении здесь преподавали не просто всемирную историю, а историю Церкви и историю Отечества (Энциклопедия Брокгуза и Ефрона, статьи «Начальное народное образование» и «Церковно-приходские школы»).

    Каким образом деятельность земских или церковно-приходских школ сказалась в других селах Угличского у., еще стоит проанализировать. В Погорелковском же приходе прямая корреляция между работой земского училища и революционными брожениями выявилась весьма рано. Уже в 1901 г. крестьянин «Ярославской губернии  Угличского   уезда,  Кондаковской   волости, деревни Бабаева Дмитрий Карпов Кокушкин» был осужден по делу т.н. Обуховской обороны, высоко поднятой на щит большевистской пропагандой (Обуховская оборона в 1901 году. Сборник. М.–Л.: Государственное издательство, 1926. По http://saint-juste.n...u/prigovor.html).


    #18 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2013 - 18:24

    Расцвет села, как мне кажется, пришелся на 10-е – 20-е гг. XX в. (судя по окрестным селениям хорошо заметно, как пик революционных потрясений в стране совпал с максимумом населения). Примерно в 20-х – 30-х гг. в Погорелке одновременно могло стоять 40 дворов. В советское время по территории прихода прошла граница Угличского  и Борисоглебского районов, отделившая угличские Погорелку, Бабаево и Филелеево от борисоглебских Кожлева, Заболотья, Карпунина, Юрчина/Юрцина.

    По данным только Борисоглебского района в 1931-1932 гг. в приходе были лишены гражданских прав следующие жители:
    Локотников А.А., д. Юрцино
    Виноградов М.П., торговец, д. Заболотье
    Милицин А.В., торговец, д. Заболотье
    Крылов А.М., торговец, д. Заболотье
    Рудаков С.И., д. Карпунино
    Лопатин А.С., д. Заболотье
    Щербаков Н.В., д. Кожлево
    Крюкова З.В., торговка, д. Карпунино
    Шелехов А.С., служитель культа, д. Карпунино (ГАЯО Ф. Р-2423 Оп.1 Ед. хр. 265, 391)

    В 1932 г. был закрыт Рождественский храм (http://temples.ru/card.php?ID=11936). Есть свидетельства, что на долю семьи бывшего настоятеля о. Павла выпало много лишений. Еще в 1940-х гг. (возможно, после пожара в Погорелке в 1945 г. и семейных потрясений 1947 г.) его домочадцы искали прибежища по округе, чуть ли не прося Христа ради.

    Однако Погорелковская школа работала до рубежа 1960-1970-х гг. Несмотря на административные границы здесь продолжали учиться дети бывших прихожан всего прихода, в т.ч. из  относительно удаленного Кожлева Борисоглебского р-на. Классы располагались на втором этаже здания, а на первом жили семьи двух погорелковских учителей. В 1940-х гг. здесь работала Фаина Павловна Жёлтикова зам. Литова из д. Усолово, выучившая многие поколения местных ребят. Истинно говорят, что тот, кто посвятил свою  жизнь образованию детей, молод душой - Фаина Павловна здравствует доныне.

    Сегодня мне радостно видеть, что Погорелка жива несмотря на все потрясения последнего времени. Думаю, что не последнюю роль в этом играет позиция оставшихся жителей. Ее хорошо иллюстрирует объявление, вывешенное на кладбищенских воротах (а не прибитое к стене храма). В нем и в тех трогательных иконах в разграбленной церкви я прочитал твердое желание сельчан, олицетворяющих сейчас Погорелковский приход, защитить свой дом от нового поругания, если потребуется встать на его защиту и постараться зажечь в нем новый свет. И как знать, не эти ли деяния станут первыми шагами, чтобы в будущем здесь также возродилась литургическая жизнь.

    Прикрепленный файл  Погорелка-план.jpg   141,76К   50 Количество загрузок:
    Обобщенный план Погорелки по состоянию на 1930-е – 1940-е гг. По воспоминаниям Геннадия Михайловича Крылова

    Прикрепленный файл  Арефьева Г.М.-Погорелка-около 1948-01.jpg   234,4К   68 Количество загрузок:
    Начальная Погорелковская школа, конец 1940-х гг. Дети около 1938 г.р.
    1 – Дмитрий Дмитриевич Смирнов
    2 – Галя Арефьева (Кожлево)
    3 – ?Люся Луговкина (Филелеево)
    4 – Галина Крылова (Погорелка)
    5 – Аля Луговкина зам. Филатова
    6 – братья Лапины (Бабаево) (фото из родового архива Арефьевых)

    #19 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2013 - 22:31

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (23 Октябрь 2013 - 17:52) писал:

    Тем не менее, сразу после реформы 1861 г. здесь была организована школа. Она была устроена тщанием местного священника Авраамия Крылова.

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (16 Октябрь 2013 - 22:29) писал:

    л.73 с.Погорелки. Рапорт от 13 ноября 1831 года.

    Священник Михаил Семенов (Кудрявцев) 45 лет, не вдов, во священника к оной церкви произведен  в 1817 году февраля 24 дня, обучался в Ярославской семинарии до риторики, грамоту имеет.
      Дети:
    1. Показанной в таковом же за прошлом годе рапорте священника Михаила сын Григорий (Крылов) в сем же 1831 году месяце феврале 14 дня определен Угличского уезда в село Губачево в пономаря.
    2. Аврамий 8 лет обучается чтению в доме отца своего.


    #20 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 10 Ноябрь 2013 - 17:24

    По рассказам внучки последнего погорелковского священника о. Павла Волкова Ангелины Михайловны Кифель, о. Павел (1875-1944) был принят после семинарии на Погорелковский приход, то есть женился на старшей дочери рано умершего приходского священника в с. Погорелках о. Александра Соболева. В семье о. Александра были дочери Мария, Александра, Зинаида и Екатерина. Мария Александровна вышла замуж за о. Павла. А Зинаида Александровна и была той учительницей – дочерью священника – проработавшей в начальной школе в Погорелке до 1947 г.

    В начале 1930-х гг. о. Павел был арестован и отбыл три года в заключении или в ссылке на ст. Коноша Архангельской области. После ссылки жил с семьей в Погорелке у сестры мат. Марии Зинаиды Александровны на первом этаже школы. Сохранились воспоминания, что хотя храм не действовал, к праздникам семья его открывала, чтобы вымыть и навести порядок. Семья выехала из Погорелки в 1947 г. после смерти Зинаиды Александровны.

    С разрешения Ангелины Михайловны размещаю фотографии из ее домашнего архива
    Верхний ряд: 1) О. Павел Волков, приблизительно  начало XX в.;
    2) Зинаида Александровна Соболева, видимо, рубеж 1890-1900-х годов.
    3) дочери о. Павла. Слева направо Раиса, Людмила, Антонина, около 1914-1915 г.
    Нижний ряд: 4) О. Павел с мат. Марией после ссылки, примерно 1935 г.
    5) Дарственная фотография Раисе Павловне от епископа Угличского Серафима. На обороте подпись: + Призываю благословение Божiе на Раису Волкову – Серафим Епископ Угличск 1924 г. 18 февр.
    Епископ (с 1924 г. архиепископ) Серафим (Самойлович, 1881-1937) в эпоху гонений проявил себя как твердый приверженец канонического православия. В  1926-1927 гг. де-факто возглавил управление Патриаршей Церкви, после того, как были арестованы патриарший местоблюститель и его заместители-митрополиты, в т.ч. Сергий (Страгородский). Последовательно и зачастую бескомпромиссно отстаивал принципы канонического управления РПЦ. Его постоянное пребывание с конца 1920-х гг. в ссылке и лагерях — яркое свидетельство об отказе от тех компромиссов с властями, которые владыка Серафим считал недопустимыми. Был расстрелян в Сусловском отделении «Сиблага» в 1937 г. В 2000 г.  Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

    Прикрепленный файл  о. Павел Волков-начало XX в.-03.jpg   93,91К   7 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Соболева Зин. Ал-д.-рубеж 1890-1900-03.jpg   97,51К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  сестры Волковы-1914(15)-03.jpg   148,6К   12 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Волковы о.Павел и мат. Мария-около 1935-01.jpg   99,91К   10 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Еп. Серафим Угличский-около 1924-03.jpg   120,39К   8 Количество загрузок:

    #21 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 30 Июнь 2014 - 22:02

    Всеобщая перепись населения 1897 года.

    Усадьба священно-церковнослужителей Кондаковской волости, села Погорелки.

         Дом деревянный, крыт железом, на церковной земле.

         1. Крылов Василий Григорьев, хозяин, 56 лет, вдов, духовного звания, родился здесь, обучался в Духовной семинарии, священник.
         2. Басова Евфимия Авериева, работница, 54 года, девица, род. Ростов.у. Березниковская вол. прихода Щурово, неграмотная, земледелица.

         1. Соколов Иван Гавриилов, 32 года, женат, духовного звания, род.здесь,обучался в дух.училище,псаломщик,земледелец
         2. Соколова Любовь Михайлова, жена, 33 года, духовного звания, род. в Угличе, домашнее образование, при муже.
         3. Соколов Валентин Иванов, сын. 5 мес.

         1. Соболева Ольга Абрамцева, хозяйка, 35 лет, вдова, духовного звания, домашнее образование, земледелица,хозяйка, побочное занятие - портниха-одиночка
         2. Соболева Мария Александрова, дочь 17 лет, духовного звания, обуч. епархиальное училище, учительница ЦПШ
         3. Соболева Екатерина Александрова, дочь, 12 лет, обуч-ся в зем.однокл., при матери
         4. Крылова Ольга Протасиева, мать 70 лет, вдова, духовного звания, род. Углич.у., временно отсутствует д.Никулькино Ярослав.губ., обучение домашнее, при дочери.

         1. Соколова Екатерина Никандрова, хозяйка, 45 лет, вдова, из духов., род. Углич.уезд, домашнее обучение, земледелица
         2. Соколов Александр Васильев, сын, 20 лет, домашнее обучение, живет в г. Угличе, кучер-работник
         3. Соколов Николай Васильев, сын 7 лет, при матери.

    #22 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 14 Сентябрь 2014 - 10:56

    УгФГАЯО ф. 90 оп. 1 д. 677  Метрические книги церкви с. Сера  1801-1810 гг.

    л. 86  
    21 мая 1809 года. Угличского уезда с. Погорелок священника Василия Козьмина сын ученик Богословия Яков Любимов (будущий священник в церкви с. Воскресенского в Поречье), 22 года и Мышкинского уезда с. Серы диакона Василья Афанасьева с дочерью девкой Еленой, 1 браком, 17 лет.
    Поручители: Мышкинского уезда с. Серы священник Василий Ефимов, с. Юрьевского священник Алексей Прокопиев, села Красного священник Димитрий Прокопиев.

    #23 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 14 Сентябрь 2014 - 11:00

    УгФГАЯО ф. 18 оп. 3 д. 183 Метрические книги по Угличу и уезду за 1841 год. Село Погорелки.

    л. 1350 об.  
    Василий - с. Погорелки дьячка Ивана Андреева (Соколова) и законной жены его Ульяны Васильевой.
    Восприемники: с. Губачева дьячек Гаврило Иванов.

    Священник Михаил Семенов Кудрявцев
    Пономарь Иван Иванов Голосов

    #24 Елена Денисенко

    Елена Денисенко

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 721 сообщений

    Отправлено 10 Ноябрь 2014 - 19:54

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (30 Июнь 2014 - 22:02) писал:

    Всеобщая перепись населения 1897 года.

    Усадьба священно-церковнослужителей Кондаковской волости, села Погорелки.

    1. Соболева Ольга Абрамцева, хозяйка, 35 лет, вдова, духовного звания, домашнее образование, земледелица,хозяйка, побочное занятие - портниха-одиночка
    2. Соболева Мария Александрова, дочь 17 лет, духовного звания, обуч. епархиальное училище, учительница ЦПШ
    3. Соболева Екатерина Александрова, дочь, 12 лет, обуч-ся в зем.однокл., при матери
    4. Крылова Ольга Протасиева, мать 70 лет, вдова, духовного звания, род. Углич.у., временно отсутствует д.Никулькино Ярослав.губ., обучение домашнее, при дочери.  

    ГКУ ЯО ГАЯО. Фонд № 230. Опись № 3. Дело № 2685.
    Ведомости о лицах духовного звания Ростовского, Мышкинского, Даниловского, Угличского, Р.-Борисоглебского уездов, бывших у исповеди и святого причастия, за 1899 год

    с. Погорелки
    бывшего священника Авраамия Крылова жена вдова Ольга Протасиева, 72 л.

    Просмотр сообщенияЕлена Денисенко (14 Февраль 2014 - 18:14) писал:

    ГАЯО 230-3-324  ИВ СЦС Яросл.губ. 1847 г.

    Угличский уезд.
    С.Васильевское  в Юхти

    священник Протасий Петров, 57
    жена его Парасковья Васильева, 41
    дочь их Ольга, 21
    сестра его дьячиха Фекла Петрова, 64
    Вероятно, это именно она

    #25 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 02 Январь 2015 - 19:10

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (08 Декабрь 2014 - 23:29) писал:

    Учительница истории современной Воскресенской школы Любовь Валерьевна Марасанова любезно передала мне сканы... документов с ранними упоминаниями окрестных сел и храмов.

    Любопытный нижеизложенный документ переносит ко времени вошествия на престол Анны Иоанновны. Относит к тем ограничениям и обязательным декларациям, которые наложили на Анну верховники - члены Верховного тайного совета. При вошествии новой императрицы на престол особенно важно было задекларировать ее приверженность православию, поскольку прежнюю сознательную жизнь претендентка провела в качестве Курляндской герцогини, где, по понятным причинам, могла изменить дедовским религиозным традициям. А это в глазах православного населения империи могло восприниматься как предательство, что грозило независимости российской государственности.

    Чтобы окончательно удостоверить население в преданности новой императрицы отцовской вере, был выпущен следующий документ, разосланный по приходам. Он написан с использованием не только и-десятичной (i) и ятя (?), а также с омегой (?) и гаммообразной буквой ук (?). Сохраняю оригинальную транскрипцию.

    Прикрепленный файл  Погорелка, 1730-01.JPG   263,1К   8 Количество загрузок:
    УФ ГАЯО ф. 43, о. 1, ед. хр. 888, л. 1

    Указ великого господина Пре?священного Георгiя,
    архиепископа Ростовского i Ярославского, из домовой Его
    Преосвященства духовной канцелярiи
    в Ростовской у?здъ в село Погорелки, заказном? старост?
    поповскому поп? Василию. Сего марта 28 дня нонешне-
    го 173[0] году при ?казе Его Пре?священства iз домовой
    московской канторы получен в онн?ю духовн?ю канцелярию
    Ея Императорского Величества указ Святейшаго Прави-
    тельств?ющаго Синода, да при нем печатных двацетъ
    листовъ, ? храненiи православного хр[i]стиянского закона
    и ? ц[е]рковном благочинiи и ? прочемъ. Iз которых листовъ
    при семъ указе для ведома и надлежащаго исполнения
    послана к теб? тотчная копия. I села Погорелки
    заказном? старост? поповском? поп? Василию о вы-
    ше писанномъ ведать и в заказе своемъ вел?т[ь] чинiть
    по Eя Императорского Величества указу непременн?.
    А ? пол?ченiи в реченн?ю духовн?ю канцелярию репортовал

    За справою приказного Л?ки Палицына
    За приписью Гаврила Горохова
    Заказной староста поповской попъ Василей
    [р?к? приложилъ]

    Прикрепленный файл  Погорелка, 1730-02.JPG   353,39К   1 Количество загрузок:
    УФ ГАЯО ф. 43, о. 1, ед. хр. 888, л. 1-об

    Божиею милостиею мы Анна Iмператрица i самодержица
    Всероссийская
    i протчая i протчая и протчая.

    О вст?пленiи нашемъ на престолъ Россiйския
    iмперiи, ревн?я закон? Божiю, во первых, прилежное
    попеченiе iмеемъ ? храненiи i защищенiи правосла-
    внаго закона хр[i]стиянскаго восточныя церкви i прочихъ
    преданiй, славы ради i хвалы Божия учрежденныхъ.
    Того ради повелевает Правительств?ющем? Д[у]х[о]вному
    Синод? по должности званiя своего прилежное попеченiе
    иметь, дабы вс? христиан? сущн? подъ властию нашею
    закон божiй сохраняли, i тайны святыя, на спасенiе наше
    ?т Спасителя нашего намъ преданные, i прочия
    преданiя, от церкви святой узаконенныя, со тщанiем
    и благоговенiемъ iсполняли, i в празднiки и в воскресныя
    дни на сл?жб? божию в церковъ приходили со тщанiем
    и во время сл?жбы святой в церквах благочинiе сохраняли;
    сущие же под властию нашею разные народы, которые
    не знаютъ хрiстианского закона, такъ же раскольнiков,
    нев?жеством своим противляющиеся Святой церкви, обращать
    увещанiемъ i ученiемъ во благочестие i соединенiе Cвятой
    церкви; храмы же Cвятые i нiщепитательные домы, которыя
    ?т скодости iли iныя ?бразом ?п?стели, возобновить
    и вс?ми потребами удовольствовать. Училища учредить по р?
    г[л]амент? д[у]ховном? и вс?ми потребами ?довольствовать.
    I смотреть, чтоб во ?чилищах доброе смотр?нiе i порядокъ
    былъ. Установленныя же в нашей Iмперiи крестные ходы i бла-
    годарные молебны во днi тезоименiтства нашего i нашей
    фамилiи, i в прочия определенныя днi, также на памяти
    усопших предковъ наших молитвы i поминовенiя отправлять

    Прикрепленный файл  Погорелка, 1730-03.JPG   310,4К   1 Количество загрузок:
    УФ ГАЯО ф. 43, о. 1, ед. хр. 888, л. 2

    не?тложно. I во время посылаемых ?т Бога разныхъ
    наказанiй молитвы i прощенiя творить ко всемилос-
    тивому Бог? о отвращенiй праведнаго Его гнева со смирениемъ,
    благоговенiемъ i с наложенiемъ по расс?жденiю поста
    по пример? ниневицком?, и во ?нных всех ходах i молитвах
    для чести i показанiя собою образа прис?тствовать
    архиер?ямъ, i ?тправлять благочинно i порядочно, не ?ста-
    вляя нiчего, такъ, какъ прежде сего блаженныя памяти
    при Их Величеств? д?де i ?тце нашем было, i при том присутство-
    вать по ?дной персон? из сенаторовъ i по дв? персон? i тому
    iз др?гих чинов по рассмотр?нiю Сенатскому. I сия вся правитель-
    ствующий Синодъ должен ревностно iсполнять, а в чемъ
    какое iсправление надлежитъ учинiть, ? том представлять,
    i требовать на то нашег? указа и в семъ тщати[т]ся,
    что принадлежитъ к большой чести i хвал? все-
    мог?щаго Бога, iже сказано, Царь царств?ющий, давъ намъ
    скипетръ Российскiя iмперiи, тщанiе наше очистит,
    i хвал? его по неизреченном? своем? милосердию к роду человече-
    ском? милостиво да воспри?мемъ и дар?емъ намъ и всея
    iмперiи нашей миръ i благоденствие, здравие же i вся
    благая. I сей нашъ указъ и[з] Сената п??бликовать
    печатными листами во всем нашемъ государств?.

    Подлиной за подписанiе[м] Ея Iмператорского Величества
    собственной р?ки

    дан в Москв? марта
    17 дня 1730 году   м?сто печати

    Печатан в Москв? при Сенате марта 17 дня 1730 год?

    Заказной староста поповской попъ Василей
    р?к? приложи[л]

    #26 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 02 Январь 2015 - 19:42

    От новой императрицы верховники потребовали, чтобы она прежде всего была верна православию.

    «Анна, сделавшись самодержавною, не упускала случая показывать свою ревность к православию, чтоб не подумали, что долговременное пребывание в стране иноверной ослабило эту ревность. 17 марта подписан был ею манифест, в котором она провозглашала, что прилежное попечение имеет о хранении и защищении православного закона христианского восточной церкви и прочих преданий, славы ради и хвалы божия учрежденных…

    Манифест был, по-видимому, направлен против архиереев-нововводителей, пренебрегавших крестными ходами, на что сердился Сенат еще во времена Петра Великого; архиереем-нововводителем считался Феофан Прокопович; в манифесте заключалась даже выходка против дяди-преобразователя (т.е. Петра I), объявлялось, что все будет по старине, как было при деде и отце государыни. Но все это было, по-видимому, в первые минуты, когда в страхе пред сильною борьбою хотели прикрыться ревностию к православию…»

    Еще 25 февраля 1730 г. Анна приняла челобитную, подписанную 87 дворянами, где они просили созвать специальный совет и рассмотреть по пунктам кондиции, наложенные на нее верховниками, поскольку «в некоторых обстоятельствах тех пунктов находятся сумнительства такия, что большая часть народа состоит в страхе предбудущаго беспокойства» Анна быстро начертала на челобитной «Быть посему», чем вызвала гнев верховников. По этому случаю Феофан Прокопович в стихах прославил день 25 февраля.

    «В сей день Августа наша свергла долг свой ложный
    Растерзавши на себе хирограф подложный,
    И выняла скипетр свой от гражданского ада,
    И тем стала Россия весела и рада,
    Таково смотрение продолжи нам, боже,
    Да державе Российской не вредит ничто же.
    А ты, всяк, кто не мыслит вводить строй отманный,
    Бойся самодержавной прелестниче Анны.
    Как оная бумажка, все твои подлоги
    Растерзанные падут под царские ноги.»

    В конечном итоге, что хорошо известно,  события 1730 г.превратили Анну в самодержавнейшую государыню

    Цитаты из: С.М. Соловьев. «История России с древнейших времен.» Т. 19. Гл. 3

    http://www.magister.msk.ru/...

    #27 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Февраль 2015 - 13:38

    Просмотр сообщенияMVR (16 Февраль 2015 - 09:22) писал:

    Ведомости о праздных священноцерковнослужителях и их детях за 1768 год
    (ГАЯО ф.230, оп.13, д.4620)

    Кондаковского заказа
    33. с.Погорелки принятый того селе попом Иродионом, взятый Ростовского уезда с.Ильинского что в Поречье дьякона Козмы Афанасьева сын …н (в шве не видно), 23, в стихарь посвященный в надежде священства

    Похоже, что это сын Адриан (прим.1742 г.р.).

    #28 FMA

    FMA

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 710 сообщений

    Отправлено 16 Февраль 2015 - 21:49

    Или Иван:
    Ф.230. Оп.13. Д.4979 Дело об определении сына дьякона Ивана Козмина в дьяконы к церкви с. Погорелки Ростовского уезда  1770 – 1770

    #29 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 16 Февраль 2015 - 23:28

    Вполне возможно, учитывая, что на 1768 год Адриан (Андрей) Козмин стал дьячком в церкви с. Ильинское в Поречье, а затем дьяконом вместо своего отца.

    Просмотр сообщенияFMA (24 Январь 2014 - 08:50) писал:

    ГАЯО ф.230, оп.13, д.4615, л.л.53-54об
    1768 года Августа 27 дня
    РС Ростовской Епархии Ростовского уезду Кондаковского заказу села Ильинского что в поречье
    церкви Святаго Пророка Илии

    Диакон Козма Афанасьев 64 женат из действительных а не положенных в подушной оклад
    Сын Василей 14 читать и писать обучен /Читает и пишет повыше средственного болезни не имеет. Верно Верно/

    Дьячек Андрей Козмин 27 женат бездетен, из действительных а не положенных в подушной оклад

    ИВ 1747,  ИВ 1758 и 1761,  РС 1768,  РС 1774,  КВ 1807,  РС 1833,  ИВ 1847,  Причт 1861,  КВ 1872,  КВ 1875,  Причт 1878

    Просмотр сообщенияFMA (31 Декабрь 2013 - 03:34) писал:

    ГАЯО ф.230, оп.13, д.5721, л.л.87-89об
    РС Ростовского уезда 1774 года
    1774 года Декабря 16 дня
    Ростовского уезду Павловского заказу села Ильинского, что в поречье

    Диакон Козма Афанасьев в 773 году помер
    Дети: Василей 14/20 оной диаконов сын прошлого 768 года с сентября месяца находится для обучения в Ярославле в семинарии.

    Диакон Андрей Космин 33 женат, во диакона произведен еще до умертвия помянутого диакона Козмы то есть в 770 году в Декабре месяце тогож села Ильинского из дьячков


    #30 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 02 Апрель 2015 - 21:46

    Уважаемые форумчане, дорогие ярославцы!

    Сейчас накопились относительно полные биографические и семейные сведения о Николае Васильевиче Васильеве (1875(76?) – 1958 г.г.), уроженце с. Погорелки, замечательном архитекторе и вечном страннике. Его жизни и творчеству было посвящено заседание Угличского РКО, прошедшее 21 февраля 2015 года

    Просмотр сообщенияiskra99 (26 Февраль 2015 - 00:48) писал:

    ...состоялось заседание Угличского Родословно-краеведческого общества. Темой заседания стало сообщение И.В.Гавриловой про уроженца угличского края Васильева Н.В. Доклад назывался "Николай Васильев - русский архитектор, неутомимый романтик, вечный странник".

    Николай Васильев родился в 1875 (1876 г.) в с. Погорелки Кондаковской волости Угличского уезда. Его отец Василий Васильев приблизительно 1839 г.р., мать - Анна Никитична. В Справочной книге о купцах Санкт-Петербурга за 1872 г значится, что «Василий Васильев 33 л., Ярославской губернии Угличского уезда Кондаковской волости села Погорелки жительствует в Адмиралтейской части 2 участок в доме под № 20 по Исаакиевской улице. Содержит трактир и мелочную лавку там же в доме под № 14». В Справочной книге о купцах Санкт-Петербурга за 1887 год Василий Васильев числится уже купцом со второй половины 1884 года, плательщиком гильдейских повинностей, живет в доме № 20 по Исаакиевской улице. Кроме Николая, в семье было еще два брата Александр (1874 г.р.), Василий (1881 г.р.) и сестра Аполлинария.

    Прикрепленный файл  Васильев Вас.-1872.jpg   145,47К   4 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Васильев Вас.-1887.jpg   214,05К   2 Количество загрузок:
    Николай Васильев и его родственники в Справочных книгах о купцах Санкт-Петербурга, 1872, 1887 г.

    #31 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 06 Июнь 2015 - 18:47

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (30 Июнь 2014 - 22:02) писал:

    Всеобщая перепись населения 1897 года.

    1. Соболева Ольга Абрамцева, хозяйка, 35 лет, вдова, духовного звания...

    Скорее всего, это дочь священника Аврамия Крылова.

    Исповедные книги Погорелковского прихода
    Ведомость Угличского уезда села Погорелки священника Аврамия Крылова с причтом в 1865 году

    Духовного ведомства
    1. Священник Аврамий Михайлов Крылов – 38 л.
    Жена его Ольга Протасьева – 38(?) л.
    Дочь их Ольга – 4 года

    2. Дьячек Иоанн Андреев Соколов – 63 г.
    Жена его Ульяна Васильева – 63 г.

    3. Пономарь Арсений Артамонов Шаров(?) – 45 л.
    Жена его Ольга Сергеева – 44 г.
    Дети их: Елисавета - 20 л.
       Параскева – 16 л.
       Александра – 12 л.
    ….. девица Степанида Артамонова – 53 г.
    ГАЯО Ф.230 Оп.3 Д.1634. Л. 829

    #32 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 06 Июнь 2015 - 18:56

    Исповедные книги Погорелковского прихода
    Ведомость Ярославской епархии Угличского уезда Христорождественской церкви села Погорелки священника Василия Григорьева Крылова с псаломщиком за 1887 год

    1. Священник Василий Григорьев Крылов, вдов – 46 лет
    Дети его: Иван – 20 лет
    Петр – 15 лет

    2. Псаломщик Василий Иванов Соколов (2 брак) – 46 лет
    Жена его Екатерина Никандровна (2 брак) – 35 лет
    Дети его от 1-го брака: Ольга – 17 лет
       Александра – 15 лет
      Александр – 11лет
    От 2-го брака: Василий – 3 года
    Алексей – 1 год

    Сиротствующие
    3. Вдова после священника Аврамия Михайлова Крылова Ольга Протасиева – 61 год
    Вдова после священника Александра Алексеева Соболева Ольга Аврамиева – 26 лет
    Дети ее: Мария – 8 лет,
       Александра – 6 лет
       Зинаида – 3 года
       Екатерина – 2 года
    ГАЯО Ф.230 Оп.3 Д.2301. Л. 525

    Позднее Мария Александровна Соболева вышла замуж за настоятеля Погорелковского храма о. Павла Ивановича Волкова, служившего здесь с начала XX в. Таким образом, Погорелковский приход в конце XIX – XX вв. регулярно "передавался" по женской линии и здесь выстраиваются родственные связи между семьями священнослужителей именно по женской линии.

    Ангелина Михайловна Кифель, о которой я писал, внучка

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (10 Ноябрь 2013 - 17:24) писал:

    ...погорелковского священника о. Павла Волкова...
    приходится пра-правнучкой священнику Аврамию Михайлову Крылову.

    #33 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 06 Июнь 2015 - 19:02

    Видимо, последний, кто служил в Христорождественском храме в с. Погорелках, был иеромонах Серафим (Конюхов)

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (04 Апрель 2015 - 11:03) писал:

    Иеромонах о. Серафим (Конюхов) был под следствием в феврале 1931 г. (http://martyrs.pstbi.ru/...). Затем переселился в деревню Бабаево в 10 км от Епихарки в приход храма Рождества Христова села Погорелки, где стал служить, заменяя сосланного в ссылку настоятеля о. Павла Волкова.

    Там же в Погорелке, видимо, вместе со своим духовником обосновалась часть епихарковских сестер: монахини Тавифа (Татьяна Николаевна Горшкова), Евпраксия (Евдокия Михайловна Симакова) и Нина (Наталья Николаевна Матюшина (Митюшина?))
    http://www.pstbi.ccas.ru/...
    http://www.pstbi.ccas.ru/...
    http://kuz3.pstbi.ccas.ru/...

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (04 Апрель 2015 - 11:36) писал:

    Второй раз о. Серафима (Конюхова) арестовали в 1932-м. Следствие длилось год до мая 1933-го. После освобождения он снова вернулся служить в храм Рождества Христова в Погорелке, видимо, вместе с сестрами-монахинями. Все они опять были арестованы 28-29 марта 1934 г. Как член церковно-монархической контрреволюционной организации «Истинно Православная Церковь» иеромонах Серафим 1 июня 1934 г. был приговорен по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР по делу архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) к трем годам исправительно-трудового лагеря. Был отправлен этапом в г. Мариинск, заключен в «Сиблаг» Западно-Сибирского края. О его дальнейшей судьбе сведения неизвестны. Реабилитирован в 1989 г.
    Изображение

    Архив УФСБ по Ярославской обл. Д. С-12005. http://martyrs.pstbi.ru/...
    Аристоклий. Зосимовский патерик жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Зосимова пустынь. 2012).


    #34 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2015 - 23:11

    УгФГАЯО ф. 18 оп. 3 д. 17 Метрические книги по Угличу и уезду за 1787 год.

    л.168 об. село Погорелки.

    21/24 сентября села Погорелки у пономаря Егора Михайлова дочь Пераскева. Восприемник с. Воскресенского пономарица Марфа Михайлова.

    #35 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 31 Июль 2015 - 22:40

    УгФГАЯО ф. 18 оп. 1 д. 183  Метрические книги Угличского уезда за 1841 год.

       с. Погорелки.

    л. 1354 об.  
    15/16 октября  Елисавета - с. Погорелок пономарь Иван Иванов и законная жена его Екатерина Михайлова.
    Восприемник с. Погорелок заштатного пономаря Ивана Васильева жена Гликерия Семенова.

    л. 1365 об.
    11/13 мая Угличского собора умершего звонаря Ивана Васильева жена его Фекла Васильева, 44 года, чахотка.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования