Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 15 декабря 2018 года. Точные место и время будут обозначены ближе к событию >>>

Новости:
  • 19.11.2018. 11 ноября 2018 года в возрасте 84 лет ушла из жизни давний член Ярославского историко-родословного общества МАРГАРИТА БОРИСОВНА ШПАКУНОВА. И вновь мы узнаём так поздно... Говорю мы, т.к. почему-то на последнем заседании об этом не было сказано ни слова... Обсудить на Форуме >>>

  • с. Учма и деревни прихода (Угличский у./Мышкинский р-н)

    Учма Угличский уезд Мышкинский район музеи музеи Мышкинского района сёла Угличского уезда сёла Мышкинского района

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 128

    #1 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 01:31

    СЕЛО УЧМА (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) УГЛИЧСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ МЫШКИНСКОГО РАЙОНА

    * * *
    .  .  .Село Учма находится на правом берегу Волги в 23 км от города Углича (в сторону г.Мышкина). Село очень старинное и богато своей историей. Первые упоминания об Учме (Успенской пустыни на речке Учме) относятся к концу 15 века. Именно тогда на впадении реки Учмы в Волгу был основан Успенский Учемский монастырь. Возникновение монастыря связывают с именем Преподобного Святого Кассиана. Преподобный Кассиан, в миру князь Константин Мангупский, родился в 1427 году в городе Мангупе - столице небольшого византийского княжества Феодоро на Крымском полуострове (25 км от нынешнего Севастополя и в 28 км от Бахчисарая). Константин Мангупский являлся дядей второй жены Ивана III - Софьи Палеолог. Софья же, как известно, была дочерью морейского деспота Фомы - родного брата византийского императора Константина ХI. Таким образом, мангупский князь был рода "не худого, но царского" и об этом помнил всегда. И когда, спустя годы, судьба занесла его на угличскую землю, он велел в западный фасад строящейся церкви в Успенской пустыни под Угличем вмонтировать свой царский герб - двухглавого орла с помещенными по сторонам сосудами с цветами. Герб был вытесан из белого камня.

    Изображение

    .  .  .Константин прибыл в Москву в 1473 году с Софьей Палеолог, невестой великого князя Иоанна III. На бракосочетании он впервые и встретился с младшим братом великого князя Андреем Угличским. Они подружились. Князь оставил Москву и переехал в Ростов ко двору владыки Иосафа Оболенского. Вскоре вместе с ним он удалился на Бело-озеро в Ферапонтову обитель, где ему выделили отдельную келью. После чудесного явления усопшего игумена Ферапонтова монастыря Преподобного Мартиниана, повелевшего ему стать монахом, Константин принял постриг.
    .  .  .В обители Ферапонтова монастыря Преподобный Кассиан прожил недолго. Андрей Угличский вспоминает о своем друге и предлагает ему заняться устройством захудавшей Успенской пустыни на речке Учме. Он назначает старца Кассиана строителем, отвечавшим за работы по возрождению Успенско-Учемского монастыря. Вскоре к соборной деревянной церкви Успения добавилась новая и тоже деревянная во имя Иоанна Предтечи - небесного покровителя византийской династии. Церковь имела придел Св.Константина - небесного патрона Кассиана и Св.Елены - тезоименитой святой жены угличского князя Елены Романовны.
    .  .  .В 1491 году небывалое весеннее наводнение обрушилось на стоявший на низком берегу Волги у устья речки Учмы монастырь. Он практически был стерт с лица земли. Кассиан обратился к угличскому князю с просьбой помочь ему в восстановлении монастыря. Вскоре на новом месте, на некотором удалении от Волги, вверх по течению Учмы, строится монастырь, в котором Кассиан ставит новый храм во имя Иоанна Предтечи, но уже каменный.
    .  .  .В сентябре 1491 года Иван III обвинил своего младшего брата угличского князя Андрея Васильевича в измене, взял его под стражу. И спустя два года князь умер в тюрьме. Все это губительным образом отразилось на состоянии Учемской обители. Лишенный поддержки князя Андрея строитель Кассиан уже не мог вести крупных работ по возрождению монастыря. И тот постепенно приходит в упадок. В октябре 1504 года Кассиан Учемский умирает. Похоронили его в любимом храме Св.Иоанна Предтечи в кирпичном склепе за правым клиросом. Позднее его прах перенесли в придел Трех Святителей при Успенской церкви.
    .  .  .Память преподобного Кассиана РПЦ официально отмечает 2/15 октября - в день представления (как записано в древнем житии Кассиана), в Учме издревле этот день чтится 4/17 октября, и 21 мая/3 июня в день царя Константина и матери Елены.

    Рака с мощами Св.Кассиана Учемского.
    Изображение

    (В сообщении использовала сведения из статьи А.Горстки "Выходец из Византии на Угличской земле" в журнале "Углече-Поле" № 12 за 2012 год.)

    #2 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 01:46

    Ярославские епархиальные ведомости № 1 за 1860 год (неофициальная часть)

    .  .  ."Ныне монастырей в Ярославской Епархии 18-ть, а церквей - 914, и многие из них издавна украшаются мощами Св.угодников Божиих и Чудотворными иконами, а именно: в бывшей Учемской Кассиановой пустыни Угличского уезда - пр. Кассиана".

    * * *
    Ярославские епархиальные ведомости № 5 от 14 мая 1860 года.

    Об упраздненных монастырях Ростовско-Ярославской Паствы.
    Л. 29.  
    Учемская Кассианова мужеская пустынь. Основана была в 14 веке преподобным Кассианом, из рода князей Мавнукских, который до иночества именовался Константином. Преподобный сей, путешестововав из Ферапонтова Белозерскаго монастыря к пределам Ростовским, и остановившись для отдохновения в 15 верстах от Углича на берегу р.Волги, при впадении в нее Учмы, водрузил здесь Крест и поставил келию, а затем по благословению Преосвященного Тихона Архиепископа Ростовского соорудил церковь во имя Успения Божией Матери и учредил обитель иноков, впоследствии обитель сия быв повреждена от наводнения, снова воссоздана Ростовским князем Андреем. А в 1764 г. упразднена и обращена в приходскую церковь, в коей почивают под спудом и мощи преподбного Кассиана, скончавшегося в 1564 году. (История России ч.стр.357. Полн.собр.исторических сведений о монастырях, стр.558.)

    В настоящее время с.Учма (только относится оно теперь к Мышкинскому району) продолжает существовать. В селе имеется краеведческий музей, в частности, посвященный и бывшей Кассиановой пустыни. В селе построена новая церковь,так как прежняя была разрушена и затоплена после постройки Рыбинского водохранилища. На месте бывшей Кассиановой пустыни и существовавшего приходского кладбища установлены часовня и памятный крест.

    ---------------

    Размещаю фотографии, сделанные в Учме, в том числе в музее.


    Прикрепленный файл  Учма (1).jpg   137,34К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Учма (2).jpg   127,3К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Учма (3).jpg   109,27К   2 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Учма (4).jpg   181,82К   0 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Учма (8).jpg   126,93К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Учма (6).jpg   179,93К   1 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Учма (5).jpg   107,77К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Учма (7).jpg   118,42К   1 Количество загрузок:



    #3 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 678 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 09:37

    Справочник "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии 1908 г."
    Стр. 234-235:

    Прикрепленный файл  О приходе села Учма Угличского уезда, 1908 год.jpg   426,87К   1 Количество загрузок:

    #4 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 11:35

    УгФГАЯО ф.18 оп. 3 д.43 Исповедные росписи по Угличу и угличскому уезду за 1801 год.

    л. 129  Упраздненная Учемская Кассианова пустынь.

    Духовные: Диакон Степан Федоров
       Дьячек Иоанн Степанов
       Пономарь Козма Егоров

    УгФГАЯО ф.18 оп. 3 д.55  Дополнительные рапорта о церквях и священнослужителях по ведомству Благочиннаго Углича и уезда 1806 год

    л. 55  Упраздненная Учемская Кассианова пустынь.

    В оной пустыне церквей две, первая во имя Рождества Иоанна Предтечи с приделом великих Равно-Апостольных царей Константина и матери его Елены. В коей в нынешнем 806 году с дозволения покойного преосвященного Павла Архиепископа трапеза с папертью и кельи прикладенныя к оной по склонности их скором к разрушению отобраны. Вторая: Успения Божией матери с приделами трех святителей Петра, Алексея и Ионы Московских и всей России Чудотворцев,обе каменные, тверды.
    В той пустыне приходских дворов по последней ревизии было 101, а ныне оных имеется, что и в поданных за рапорте сего года, мужеска 283, женска 346 душ.

    Священник Матфей Борисов, 26 лет, не вдов, во священника произведен в 803 году сентября 12 дня, грамоту имею, из Богословия по окончании оной. У меня сын Николай полугоду, вновь рожден в нынешнем году.( ГАЯО ф. 230 оп. 1 д. 1122  Дело об определении семинариста Матвея Борисовича Ивинского в священники к церкви села Учма Угличского уезда   1802-1803  35 л.)

    Диакон Стефан Феодоров, 62-х лет, не вдов, в диакона произведен в 779-м году июля 24 дня, грамоту имею, в семинарии не обучался, бездетен.

    Дьячек Иван Степанов, 32-х лет, женат первым браком, во дьячка определен в 793-м году, апреля 6 дня, в стихарь посвящен, грамоту имею, обучался в  Угличском училище.
    У меня дети:
    1. Андрей 10 лет обучается в Ростовской семинарии
    2. Алексей 3 лет

    Пономарь Козма Егоров, 69 лет, женат 2 браком, в пономаря определен в 765 году июня 8 дня, в стихарь не посвящен, грамоты не имею, а имею только указ, в семинарии не обучался. У меня сын Леонтий 16 лет обучается в семинарии в русском классе.

    Престарелый священник Иоанн Алексеев, 66 лет, не вдов, на пропитании состоит у священника Матфея Борисова, а ныне служит по указу в г.Угличе в Соборной церкви.

      Вышеозначенный дьячок Иван Степанов... ныне еще в городе Мышкине содержится под стражей.

    Сообщение отредактировал Татьяна Миролюбова: 28 Январь 2014 - 23:12


    #5 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 11:55

    УгФГАЯО ф.18 оп. 3 д. 72 Клировые ведомости г.Углича и Угличского уезда за 1811 год.

    л. 60-60об.  Рапорт в Угличское духовное правление Угличской округи упраздненной Учимской Кассiяной пустыни.

    В оной пустыни церкви 1-я Успения богоматери с приделом треiехъ святителей Петра, Алексея и Iоны. 2-я строющаяся каменная во имя Рождества Iоанна Предтечи с приделом преподобного Кассiана угличского чудотворца. Приход состоит: мужеска 306, женска 360, обоего пола 666 душ.

    Священник Матвей Борисов, 31 году во священника к оной церкви произведен в 803 году, грамоту имею, в семинарии обучался до окончания всего курса. У меня сын Николай 5 лет.

    Дьячек Андрей Иоанов, 15 лет,  холост, во дьячка к оной церкви определен 808 года ноября 8 дня, в стихарь посвящен, грамоту имею, обучался в Угличском училище. У меня брат родной Алексей, 8 лет.

    Пономарь Кузма Егоров, 67 лет, женат 2 браком, в пономаря к оной церкви определен 765 года июля 8 дня, в стихарь не посвящен, грамоты не имею, в семинарии не обучался, без детей.

    При той же церкви состоит заштатный священник Иоанн Алексеев 71 году. Служит ныне по указу из консистории Угличского уезда с.Флоровского что в Юхти, за назначенного в то село Флоровское во священника Ярославской семинарии ученика синтаксимы Александра Флоровского, по тому и состоит на своем пропитании, без детей.

    #6 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 12:09

    УгФГАЯО  ф.18 оп. 3 д. 81   Реестр учиненной в Угличское духовное правление о церквях 1814 год.

    л. 54-54 об.  Упраздненная Учемской Кассиановой Пустыни церковь Успения Божией матери.

    В оной пустыни две церкви:
    1-я Успения Богоматери с приделом трех святителей Петра,Алексея и Ионы, каменная имеется в твердости.
    2-я каменная вновь строится.
    Быть положено священнику, дьячку и пономарю.

    Священник Матфей Борисов, 34 лет, не вдов, во священника к оной церкви произведен в 1803 году сентября 12 дня, грамоту имею, вышел из Богословия по окончании оной и потому своего сочинения сказываю проповеди. У меня сын Николай 8 лет с половиною обучается русской грамматике.

    Дьячек Андрей Иванов, 18 лет, холост, во дьячка произведен к оной церкви в 1808 году ноября 8 дня, грамоту имею, в стихарь посвящен, вышел из Угличского церковного училища. Брат у меня родной Алексей Иванов 11 лет, обучается писать.

    Пономарь Козьма Егоров, 70 лет, женат 2 браком, бездетен, который в прошлом 1813 годе по старости лет за слабость здоровья от должности уволен и определен на место его к оной церкви в пономари в том же 1813 году октября 21 дня родной его внук Даниловского уезда села Покровскаго, что на лунке дьячка Василия Матвеева сын Ярославской семинарии ученик 1-го русского класса Иван Покровский, 19 лет, женат 1 браком, грамоту имею, в стихарь посвящен, бездетен.

    При той же церкви состоит заштатный священник Иоанн Алексеев 74 лет вдов, нигде не служит и потому состоит на пропитании зятя своего вышеозначенного священника Матфея, без детей.

    #7 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 12:28

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д. 132  Клировые рапорта по Угличу и угличскому уезду за 1829 год.

    л. 47-47об.  Упраздненная Учемская Кассианова пустынь.

    В оной пустыни две церкви:
    1-я Успения Богоматери с приделом трех святителей Петра,Алексея и Ионы, каменная.
    2-я  каменная вновь выстроенная во имя Иоанна Предтечи с приделом Преподобного Кассиана Грека Угличского нового чудотворца.

    Священник Николай Алексеев (Ребров), 35 лет, не вдов, во священника произведен 1816 года сентября 14-го дня Мышкинского уезда в село Климатино, на что и грамоту имею, а в означенную пустынь переведен 1818 года июня 11-го дня по Указу. Обучался в семинарии и кончил курс Богословского учения, почему и сказываю публично проповеди своего сочинения.
    У меня дети:
    1. Алексей 9 лет обучается в Угличском духовном уездном училище, во 2-м приходском классе.
    2. Асигкрит 2-х лет.

    Дьячек Иван Васильев 34 лет, женат 1 браком, к оной церкви в пономари определен 1813 года октября 21-го дня на что и грамоту имею и в стихарь посвящен, а во дьячка переименован 1821 года генваря 21 дня по Указу Ярославской духовной консистории, вышел из русского класса.
    У меня сын Григорий 6 лет обучается азбуке, а сын Семен бывший 2-х лет в оном 1829 году помер.

    Пономарь Алексей Иванов, 26 лет, женат 1 браком, в пономари к оной церкви определен 1820 года декабря 14 дня по указу Ярославской духовной консистории, в стихарь посвящен 1822 года сентября 22 дня, вышел из низшего отделения. У меня сын Иоанн 2-х лет.

    #8 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 12:33

    УгФГАЯО ф.18 оп.3 д.180  Метрические книги по Угличу и угличскому уезду за 1840 год.

    Причт на 1840 год:

    Исправляющий должность заштатный священник Иоанн Иоаннов Волков.
    Дьячек Иван Васильев.
    Пономарь Алексей Иванов.

    л. 667 об. Запись о рождении.  28/30 марта 1840 года.

    Николай - Угличского уезда села Бывой Кассиановой пустыни умершего священника Николая Алексеева Реброва жены вдовы Елисаветы Петровой.
    Восприемники: Угличского уезда села Овсецова заштатный священник Иоанн Иоаннов Волков, того же Угличского уезда села Быв.Кассиановой пустыни умершего священника Николая дочь девица Мария.

    #9 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 18:51

    УгФГАЯО ф.43 оп.2а д.21  Исповедные книги церкви Бывшей Кассиановой Пустыни 1841-1862 гг.

      1849 год  Духовные.

    Священник Илья Петров Лавров 32 года
    жена его Марья Николаева 27 лет
    дети их: Олимпиада 5 лет
      Александра 3 года
      Константин 1 год

    Пономарь Алексей Иванов Соколов 47 лет
    жена его Матрона Иванова 45 лет
    дети их:
    Иван Соколов кончивший курс 25 лет
    Акилина девка 21 год
    Владимир 16 лет
    Александр 8 лет

    Заштатные:
    Вдовая попадья Елисавета Петрова 56 лет (жена умершего священника Николая Алексеева Реброва - прим.мое)
    Дети ее:
    Матрена 18 лет
    Таисия 15 лет
    Николай 12 лет обучается в Угличском духовном училище

    Вдовая дьячиха Анна Михайлова (Покровская) 58 лет
    Дети ее:
    Евдокия девка 31 год
    Аристарх Лавров, кончивший курс ЯДС 23 года

    Ирина Иванова девка 52

    вдовая попадья Анна Петрова (Реброва) 28 лет
    дочь ее Клавдия Алексеева 2 года.

      1854 год.
    Священник Илья  Петров Лавров 37 лет
    жена его Марья Николаева 32 года (умерла 4/9 июля 1874 года в возрасте 49 лет от водянки, ф.90 оп.1 д.695)
    Дети их:
    Олимпиада 10 лет
    Александра 8 лет
    Константин 6 лет
    Иван и Николай близнецы 4 года
    Михаил 1/2
    Анна (род. в 1858 году)   

    Пономарь Алексей Иванов Соколов 52 года (служил до 1863 года)
    жена его Матрена Иванова 50 лет
    дочь Александра Соколова - 19 лет обучается в Угличском духовном училище

    Вдовая попадья Елизавета Петрова Реброва 61 год
    Дети ее: Таисия девка 20 лет
       Николай Ребров - обучается в семинарии низшего отделения 17 лет

    Вдовая попадья Анна Петрова Реброва 33 года
    дочь ее Клавдия Алексеева 13 лет

    Вдовая дьячиха Анна Михайловна Покровская 63 года
    дочь ее Евдокия Иванова девка 36 лет
    Ирина Иванова Соколова девка 54 года

    #10 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 19:06

    УгФГАЯО ф. 43 оп.2а д.18 Книга брачных обысков по селу Учма 1852-1870 гг.

    л.13.
    26 сентября 1855 года.
    жених - Константин Никандрович Казанский 23 года, сельский писарь Ермоловской волости, невеста - после умершего священника Николая Алексеевича Реброва дочь девица Матрена Николаева 19 лет.

    л. 18 об.
    04 февраля 1857 года.
    жених - Михаил Иванов Андреевский 26 лет, писарь Ярославской участковой палаты, невеста - пономаря Алексея Иванова Соколова дочь девица Акулина 20 лет.

    #11 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 19:24

    УгФГАЯО ф.43 оп.1д.1002 Метрические книги по с.Учма 1867 год

    Причт на 1867 год.
    Священник Илья Лавров
    Дьячек Николай Викторов.

    л.5об.-6  
    запись о рождении  5/9 июня 1867 года.  
    Мария - Учемского общества сельский писарь из Ярославских мещан Геннадий Иванов Любомирский и жена его Надежда Иванова.
    Восприемники: Ярославской духовной семинарии среднего отделения ученик Михаил Польский и села Учмы священника Ильи Лаврова дочь девица Олимпиада.

    л. 7об.-8
    запись о рождении  13/16 июля 1867 года.
    Леонид - села Учмы священника Ильи Лаврова и жены его Марьи Николаевой.
    Восприемники: Мышкинского уездного казначейства бухгалтер Николай Ребров и села Учмы священника Ильи Лаврова дочь девица Олимпиада.

    #12 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 19:37

    УгФГАЯО ф.43 оп.1 д. 1003 Метрические книги по с.Учма за 1870 год.

    Причт на 1870 год.
    Священник Илья Лавров
    Пономарь Алексей Иванов Соколов.
    Дьячек (с сентября) Константин Громцев.

    л.19 об.-20  
    запись о смерти. 15/19 апреля 1870 года
    селы Учмы священника Ильи Лаврова сын младенец Леонид 3 года от краснухи.

    л.15об.-16
    7/9 февраля 1870 года
    села Учмы дьячка Николая Викторова сын Алексей 1 год от простуды.

    ф.43 оп.1 д. 1005. Метрические книги с.Учма за 1872 год.

    л.16об.-17.
    16/19 февраля 1872 года.
    Запись о смерти. Пономарь Алексей Иванов Соколов 70 лет от старости.

    л.7об.-8  
    запись о рождении. 25/27 августа  1872 года.
    Александр - села Учмы пономарь Александр Алексеев Соколов и жена его Любовь Матфеева.
    Восприемники: кончивший курс Ярославской семинарии студент Константин Лавров и дочь священника села Учмы Ильи Лаврова девица Олимпиада Ильина.
    Таинство совершал: священник Илья Лавров с пономарем села Кабаново Мышкинского уезда Леонидом Петровым Троицким.

    #13 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 20:01

    УгФГАЯО ф. 43 оп. 1 д.1006 и 1007 Метрические книги с.Учмы за 1873 и 1874 год.

    д.1006 л. 13об.-14  
    Запись о браке. 9 сентября 1873 года.
    Кончивший курс Ярославской семинарии Кулишевского народного училища Николай Федоров Морев 27 лет первым браком и Угличского уезда села Учмы священника Ильи Лаврова дочь девица Олимпиада 22 года.
    Обряд совершал Мышкинского собора священник Асикрит Ребров.
    Поручители: по жениху 138 Пехотного Балковского(?) полка прапорщик Александр Тихвинский и причетник села Никольского Нового Александр Лавров.
    По невесте: наставник Егорьевского училища Мышкинского уезда Василий Михайлов Лебедев, псаломщик села Еремейцева Алексей Андреев Петровский, кончивший курс уездных наук Михаил Лавров.

    д.1007 л. 4об.-5  
    Запись о рождении.  23/26 июля 1874 года.
    Мария - Мышкинского уезда села Козлова священник Николай Федоров Морев и жена его Олимпиада Ильина.
    Восприемники: Московской духовной академии студент Константин Ильин Лавров и села Учмы дочь священника Ильи Лаврова Анна девица.

    л. 11об.-12  
    Запись о смерти. 7/9 июля 1874 года.
    Священника села Учмы Ильи Лаврова жена Марья Николаева 49 лет от водянки.
    Исповедовал и приобщал Мышкинского уезда села Поводнева священник Петр Богословский.
    Совершал погребение Мышкинского Собора священник Асикрит Ребров с пономарем Александром Соколовым.

    #14 Ирина Леонидовна

    Ирина Леонидовна

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 3 307 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 20:52

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (07 Сентябрь 2013 - 19:24) писал:

    л.5об.-6  
    запись о рождении  5/9 июня 1867 года.  
    Мария - Учемского общества сельский писарь из Ярославских мещан Геннадий Иванов Любомирский и жена его Надежда Иванова.
    Восприемники: Ярославской духовной семинарии среднего отделения ученик Михаил Польский и села Учмы священника Ильи Лаврова дочь девица Олимпиада.

    Татьяна! Спасибо большое!

    Похоже, Геннадий Иванович Любомирский - мой родственник.

    ГАЯО, ф.230, оп.2, д.378. Клировые ведомости, Угличский уезд, 1845 г.
    с.Большое. Пятницкая церковь.


    "Дьячок Иван Семенов Ильинский, 39 л., по исключении из нижнего отделения уездного училища определен в 1820 г. в с.Марфино Р.-Борисоглебского уезда, а из оного - на настоящее место в дьячка 27 апреля 182(3)9 г.  Женат 1-ым браком.
    Жена Анна Васильева, 39 л.,
    Дети: Геннадий, обучается в Ярославском уездном училище, высшем отделении с получением по 10 руб. серебром, на казенном содержании; прозывается Любомирский...


    Священник Илья Петрович тоже м.б. родственником - сыном пономаря с.Верхне-Никульского Мологского уезда Петра Поликарповича (родственника по линии Богдановых), но это еще надо доказать.

    #15 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 21:12

    УгФГАЯО ф.43 оп.4а д.34  Метрические книги села Учмы за 1876-1884 годы

    л. 30об.-31
    запись о браке. 28 октября 1879 года.
    Мышкинский уездный почтмейстер коллежский асессор Савва Иванов Смирнов вторым браком 38 лет и священника села Учмы Ильи Лаврова дочь девица Анна, 21 год.
    Поручители по жениху: подпоручик 92 пехотного полка Печорского Иван Лавров и Мышкинского уезда села Козлова священник Николай Морев, по невесте: смотритель Угличского духовного училища Константин Лавров, Рыбинской Богучавской дороги телеграфист Михайло Лавров.

    л. 36об.
    запись о рождении  14/16 января 1880 года.  
    Мария - села Учмы пономарь Александр Соколов и жена его Любовь Матфеева.
    Восприемники: села Учмы дочь священника Ильи Лаврова девица Фаина Лаврова.

    Причт на 1882 год

    Священник Петр Васильевский (с октября)
    Исправляющий дела псаломщика Александр Соколов

    л. 58об.-59
    запись о браке. 3 июля 1882 года.
    Учитель Мышкинского уезда Массальской народной школы из окончивших курс учения ЯДС Петр Васильевский первым браком 26 лет и Угличского уезда села Учмы священника Ильи Лаврова дочь девица Фаина 21 год.
    Таинство совершал города Ярославля Благовещенской церкви священник Александр Богословский с дьяконом Мышкинского уезда села Воскресенского что на Волге Николаем Тороповым.
    Поручители по жениху: ученик Ярославской семинарии Дмитрий Диев, кончивший курс Ярославской гимназии Константин Богословский и Мышкинского уезда села Шершавина священник Александр Ушаков, по невесте: старший телеграфист Михаил Лавров и учитель народной школы Александр Лавров.

    л.61  
    16/18 июля 1882 года. Запись о смерти.
    Мологского уезда села Верхне-Никульского сиротствующая дьяческая дочь девица Феодора Петрова Лаврова 65 лет от кровотечения.(сестра священника Ильи Петрова Лаврова - прим.мое)

    л.67  
    Запись о рождении. 7/13 ноября 1883 года.
    Николай - у священника Петра Васильева Васильевского и законной жены его Фаины Ильиной.
    Восприемники: смотритель Угличского училища Константин Ильин Лавров и уччительница Масальского народного училища Мышкинского уезда Мария Васильева Васильевская.

    л.75
    запись о рождении. 16/18 ноября 1884 года.
    Екатерина - села Учмы причетника Александра Алексеева Соколова и законной жены его Любовь Матфеевой.
    Восприемники: ученик 3 класса ЯДС Иван Александров Соколов и вдовая причетница Серафима Николаева Березина.

    л.79об.  
    Запись о смерти. 12/4 марта 1884 года.
    села Учмы сиротствующая дьяческая дочь Ирина Иванова Соколова 86 лет от старости.

    УгФГАЯО ф.90 оп.1 д. 695 Метрические книги с.Учмы

    Запись о рождении. 14/21 июля 1885 года.
    Владимир -  священника села Учмы Петра Васильева Василевского и жены его Фаины Ильиной.
    Восприемник: заштатный священник Илья Петров Лавров.

    Запись о рождении. 7/10 февраля 1887 года.
    Алексей - священника села Учмы Петра Васильева Василевского и жены его Фаины Ильиной.
    Восприемники: священник села Воскресенского что на Волге Мышкинского уезда Василий Михайлов Василевский и того же села дочь священника девица Ольга Васильева Василевская.

    Запись о рождении. 3/16 апреля 1889 года.
    Елизавета - священника села Учмы Петра Васильева Василевского и жены его Фаины Ильиной.
    Восприемники: Мышкинского уезда села Никола-Свечино священник Николай Федоров Морев и того же уезда села Воскресенского что на Волге жена священника Елизавета Василевская.

    Запись о рождении. 6/11 июля 1892 года.
    Кассиан - священника Петра Васильева Василевского и жены его Фаины Ильиной.
    Восприемники: Мышкинского уезда села Воскресенского что на Волге священнический сын Николай Васильев Василевский и того же уезда села Николы-Свечино священническая дочь Софья Николаева Морева.

    #16 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 678 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 21:18

    Краеведческая тема вновь превращается в архивные выписки по причту.

    #17 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 21:34

    УгФГАЯО ф.43 оп.2а д.19  Брачные обыски церкви села Учма.

    л.15  11 апреля 1912 года.
    Жених Рыбинского уезда села Георгиевского в Раменье псаломщика Дмитрия Константинова Соболева сын Николай, пр.вер. 24 года, жительствует в селе Георгиевское в доме его родителей.
    Невеста Учительница Учемской Церковно-приходской школы Угличского уезда, Елизавета Петрова Васильевская дочь священника церкви села Учмы Петра Васильева Васильевского, пр.вер. 23 года, жительствует в доме ея родителей священника Петра Васильева Васильевского и жены его Фаины Ильиной.
    Поручители по жениху: Рыбинский мещанин Федор Иванов Рыбаков, Пошехонской Севастиановой пустыни сын диакона Сергий Васильев Казанский, по невесте: учитель Угличского духовного училища Василий Васильев Воскресенский, Рыбинского уезда церкви села (?) псаломщик Алексей Семенов Алеврозов.

    л.32 22 января 1917 года.
    Жених Ярославского уезда церкви села Никольского-Салтыковых псаломщик Аполос Васильев Аристов, священнический сын, пр.вер., 24 года, жительствует в с.Никольское-Салтыковых, невеста - Угличского уезда церкви села Учмы священника Петра Васильева Васильевского дочь Елена, 20 лет.
    Поручители по жениху: псаломщик церкви Преображения Господня с.Иловны Мологского уезда Ярославской епархии Михаил Васильев Аристов, псаломщик Христорождественской церкви села Рождественна в Кадке Мышкинского уезда Василий Аркадьев Казанский, по невесте - церкви села Дмитриевского на Орлеке Мышкинского уезда Н.Соболев, прапорщик ... полка Андрей Петров Васильевский.
    Обряд совершил священник церкви села Поводнево Алексей Субботин.

    л.109 1922 год (число не записала)
    Жених прихода сей церкви деревни Ивцына гражданин Алексей Васильев Бутусов, 32 года, невеста - учительница Учемской школы гражданка Ираида Николаева Горшинская, 23 года, жительствует у ея родителей: г.Углич, Малая Васильевская ул., дом 11.

    #18 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 21:53

    Журналы Угличского уездного земского собрания сессия 1901 года.

    стр.83-84  Доклад № 16.

    .  .  ."Душеприказчик по делам умершаго Ф.Ф.Павленкова, В.И.Яковенко, уведомляя, что книгоиздатель Ф.Ф.Павленков завещал 100 000 рублей на открытие народных библиотек в наиболее бедных и глухих селениях, по 50 руб. на каждую библиотеку. Собранными управою данными выяснилась настоятельная необходимость в устройстве народных библиотек в селах Учме и Угольниках, Покровской волости и в с.Нефедьеве, Улейминской волости, где имеются достаточные помещения для библиотек и нашлись лица, согласившиеся безвозмездно нести обязанности заведывания библиотеками, а именно: 1). в селе Учме принимает обязанности заведующего библиотекою местный священник о.Петр Васильевич Васильевский, который и предлагает для библиотеки помещение церковно-приходской школы...
    .  .  .В виду вышеизложенного земская управа, с своей стороны, полагает открыть народные библиотеки имени Ф.Ф.Павленкова в селах Учме, Угольниках и Нефедьеве, с ассигнованием на каждую из средств земства на приспособление помещений для библиотек и на покупку книг по 25 рублей, а всего 75 рублей, с внесением этого расхода в смету 1902 года".
    .  .  .Собрание постановило: доклад управы утвердить.


    #19 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 22:31

    Журнал "Углече-Поле" № 12 за 2012 год. Статья Е.Наумовой и В.Смирнова "Маленькие люди и большая Волга" (выдержки).

    .  .  ."После прихода советской власти учемские храмы постепенно приходили в упадок, в 30-е годы были отобраны у религиозной общины и закрыты. В бывшем Учемском монастыре расположился участок Волголага-Волгостроя НКВД, и основной рабочей силой стали заключенные. Большинство составляли уголовники, но были и осужденные за контрреволюционную деятельность. Заключенные  собирали, дробили и взрывали камни, прокладывали и мостили этим камнем дорогу Углич-Рыбинск. По дороге они возили заготовленный ими же лес к месту строительства Угличской плотины.
    .  .  .По официальным бумагам Волголаг квартировался в Учме с 1935 года по 1938-й. Однако, по словам местных жителей, заключенные жили здесь и после 1938 года.
    .  .  .По воспоминаниям старожила Георгия Ивановича Щуркова, до 1937 года колхозникам приходилось еще тяжелее, чем арестантам. "...Как мы жили-то? Заключенные получали до 180 рублей ежемесячно, ларек на зоне был с продуктами и сигаретами. У нас же в магазине того не было... Охранники жили в приходской школе. Нас пускали на свои развлечения: турники, качели. Кино показывали, "Мустафа дорогу строил" я в зимней церкви смотрел... Камнедробилка в Учме работала: здоровенные камни били, возили на дорогу и укладывали, мостили. На хуторе, в километре от нас, пилорама была: делали просеку для высоковольтной, валили деревья, распиливали их и в Углич отправляли. К 41-му году дорогу доделали, перешли ближе к Угличу".

    .  .  .В 1937 году церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом преподобного Кассиана была куплена Волголагом как строительный материал и взорвана. Остались колокольня и Успенская церковь. Эти две постройки простояли полуразрушенными до 50-х годов. Летом 1951-го года обрушилась Учемская колокольня. Через некотое время администрация прислала рабочих, они пробили ниши по всему периметру Успенского собора, заложили последовательнодеревянные бруски и подожгли конструкцию.

    .  .  .В 1938 году старое кладбище было ликвидировано как входящее в зону затопления. Могилы сравняли с землей, посшибав кресты и памятники. Для нового кладбища отвели более высокое место в стороне от деревни.

    .  .  .Вопреки прогнозам... вода оставила нетронутым место захоронения св. преп.Кассиана Учемского и всей средней части бывшей обители. Полностью осталась на суше и Учемская слобода со всеми крестьянскими дворами. В ней появились переселенцы, которых называли мологжанами: это были жители уходящего под воду Мологского уезда, искавшие себе новые места обитания. В Учму перебралось более пятидесяти человек из Мологского уезда".

    Изображение
    Вид на Учемские храмы, конец 30-х годов 20 века.

    #20 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 07 Сентябрь 2013 - 22:49

    Сегодня берег, на котором когда-то размещалась бывшая Кассианова пустынь, превратился в небольшой холм из разбитого кирпича, умещающийся на узенькой косе на мелководье. До сих пор в рыбачьи сети попадают обломки от церковных оград и решеток, старые гвозди и т.п. Кирпич от разрушенных церквей местные жители потихоньку растаскивали по домам, использовали его для различных построек. Когда колокольня обрушилась, она погребла под собой людей, разбиравших ее, после этого власти приказали уничтожить остатки церкви.

    Местный житель Василий Гурьевич Смирнов в 1989 году поставил поклонный крест и памятную часовню на месте Успенской церкви.

    ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

    При священнике Петре Васильевском (в конце 19 века) на пожертвования крестьянина Торопова была расписана церковь Рождества Иоанна Предтечи и поновлены иконы ее иконостаса. Стоило это около 2000 рублей. Надгробный памятник К.А.Торопова (на месте старого кладбища).

    ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

    Как теперь мне стало известно, на этом приходском кладбище, стертом с лица земли и частично затопленном, покоятся останки моих предков по линии бабушки Анны Арсеньевны Вандышевой (мать моего отца Павла Васильевича Миролюбова). Мой прапрапрапрадед Василий Матвеевич Вандышев родился в Учме в 1757 году; его дети, дети его детей и т.д. рождались, жили и умирали в Учме и были похоронены на этом кладбище. Грустно сознавать, что нельзя поклониться их могилам.

    #21 Ирина Леонидовна

    Ирина Леонидовна

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 3 307 сообщений

    Отправлено 08 Сентябрь 2013 - 10:37

    Просмотр сообщенияИрина Леонидовна (07 Сентябрь 2013 - 20:52) писал:

    Священник Илья Петрович тоже м.б. родственником - сыном пономаря с.Верхне-Никульского Мологского уезда Петра Поликарповича (родственника по линии Богдановых), но это еще надо доказать.

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (07 Сентябрь 2013 - 21:12) писал:

    УгФГАЯО ф.43 оп.4а д.34  Метрические книги села Учмы за 1876-1884 годы

    л.61  
    16/18 июля 1882 года. Запись о смерти.
    Мологского уезда села Верхне-Никульского сиротствующая дьяческая дочь девица Феодора Петрова Лаврова 65 лет от кровотечения.(сестра священника Ильи Петрова Лаврова - прим.мое).

    А вот и доказательство!

    Татьяна! Спасибо большое!

    #22 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 08 Сентябрь 2013 - 10:45

    Ирина Леонидовна, я очень рада за вас, значит, не зря я делала выписки.

    #23 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 607 сообщений

    Отправлено 08 Сентябрь 2013 - 12:26

    Татьяна, большое спасибо за Ваш труд! Он глубокий, целостный и вдохновляющий для новых исследований!
    И отдельное Спасибо за Ваши сведения в темах "с. Воскресенское", "Духовенство г. Углича и Угличского у." и "с. Губачево".
    С признательностью, Михаил

    #24 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 08 Сентябрь 2013 - 21:55

    Михаил, спасибо за добрые слова. На днях открою тему по с.Зубарево, надеюсь на вашу поддержку.

    #25 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 08 Сентябрь 2013 - 22:12

    Газета "Волжские Зори" от 13 июля 1994 года. Заметка "Итальянцы в Учме"

    "10 июля состоялось открытие церкви святой Анастасии. В этот день небольшое село на берегу Волги принимало много гостей, как российских, так и зарубежных. На снимке (слева направо): Г.А.Замятин - глава администрации Мышкинского района; Фердинандо Джакелло - мэр села Сан-Джованни, возле которого находится часовня святой Анастасии, отреставрированная русскими совместно с итальянцами в первой части акции; Джованни Сола - глава итальянской делегации, заместитель председателя Совета провинции Кунео; Надежда Лаврова - художница из Углича, создавшая икону святой Анастасии".

    Изображение

    #26 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 08 Сентябрь 2013 - 22:35

    С июля 1994 года в селе Учма действует храм во имя Святой Анастасии Узорешительницы и Преподобного Кассиана Угличского. Идея его создания принадлежит итальянскому художнику Петру Чахотину (кстати, он построил в Учме дом почти напротив храма). Храм был построен плотниками колхоза "Дружба" по проекту Вячеслава Мизонова и Василия Теркина на средства, выделенные администрацией района. 10 июля 1994 года он был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем. В 2006 году настоятелем храма стал игумен Алипий (Нестеров), благодаря его стараниям храм преобразился как внутри, так и снаружи, на колокольне появились колокола, звон которых в дни служб и церковных праздников слышен далеко по всей деревне.

    Изображение Изображение Церковные ворота

    Изображение Вид от церкви на Волгу

    Изображение Отец Алипий демонстрирует подаренную ему на день рождения картину.

    #27 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 10 Сентябрь 2013 - 00:52

    24 августа 2006 года в "Угличской газете" появилась статья "В гостях у отца Алипия". Клуб велосипедистов города Углича с неофициальным дружественным визитом посетил Учму и встретился с настоятелем храма отцом Алипием. Это был первый год службы отца Алипия в селе Учма. Первое время, за неимением собственного дома, ему приходилось ночевать на колокольне. Его быт стал налаживаться после того, когда под жилье ему продали здание бывшего сельповского магазина. Местные жители помогали отцу Алипию чем могли, кто мебелью, кто одеждой. Постепенно он привел в порядок старое здание, а одновременно занялся обустройством храма. Не обошлось, конечно, без спонсорской помощи, так как  церковных пожертвований тогда едва хватало только на свечки.

    Изображение

    #28 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 11 Сентябрь 2013 - 13:22

    Как менялись названия Учмы.

    В доступных для изучения архивных документах Угличского архива, начиная с 1801 года, село Учма, а вернее его приход, именовался Угличской округи Упраздненная Учемская Кассианова пустынь подмонастырная слобода, в 50-е годы 19 века в исповедных росписях указано уже - Экономическое ведомство Ермоловской казенной волости Жуковского общества Учемская слобода, во второй половине 19 века встречаются такие названия: просто Учемская слобода или Угличского уезда село Учма, Покровская волость Учемская слобода, в 1884 году в метрической записи встретила: Угличский уезд Покровская волость Учминское общество Учемская слобода. Начиная с 1900-х годов в метрических записях указывают - Угличский уезд, Покровская волость, Учемская слобода (иногда добавляют приход села Учмы). Справочник "Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии" 1908 г.,стр.234-235  содержит сведения о том, что" в приходе села Учмы 10 деревень, кроме села Учмы, в котором живет один причт. В Учемской слободе 75 м., 91 ж. Расстояние деревни от приходской церкви 1/3 в." Постепенно село Учма слилось с Учемской слободой.
    После того как в Учме перестали существовать храмы, ее стали именовать деревней. После постройки новой церкви Учма вновь была переименована в село.

    #29 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 11 Сентябрь 2013 - 14:33

    Начиная с ХIХ века, жители деревень прихода села Учмы входили в сельское экономическое общество со своим правлением. Многие крестьяне занимались отходничеством, уезжали на заработки в города, а доходы вкладывали в развитие своего хозяйства. В селе Учма проживали семьи крестьян Алексеевых, Вандышевых, Здобновых, Малявкиных, Молчановых, Терентьевых, Тороповых, Столбовых. Это лишь те фамилии, которые я встретила при изучении метрических записей. За крестьянина с.Учма Александра Капитоновича Терентьева вышла замуж родная сестра моей бабушки Анны Арсеньевны Вандышевой (Миролюбовой) - Евлампия. К 1910 году она с мужем перебралась в Санкт-Петербург, где они открыли собственную лавку. В документах Евлампия стала именоваться как Санкт-Петербургская ремесленница. Впоследствии еще несколько моих родственников по линии Вандышевы-Миролюбовы перебрались на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, включая моего отца. Но несмотря на это, они постоянно поддерживали связь со своими родственниками в Учме.
    Когда нависла угроза раскулачивания, наиболее зажиточные крестьяне создали колхоз "Красная Учма" выправили чистые документы и разъехались. В 30-е годы большинство домов опустело: ожидалось затопление. Но вопреки прогнозам Учемская слобода осталась на суше, и в ней поселились жители ушедших под воду земель. Они пополнили колхоз "Красная Учма", позднее переведенный на рыболовецкий устав.
    Через некоторое время началось укрупнение колхозов. "Красная Учма" вошла в состав колхоза "Дружба". В 70-е годы рыбхозяйство ликвидировали. Колхоз стал чисто сельскохозяйственным. К началу ХХI века земля в колхозе была приватизирована, распределена на паи между колхозниками, паи стали продаваться новым собственникам под застройку. В Учме были разобраны здания фермы, телятника. Еще раньше перестал работать заготпункт, где принимали грибы. Закрылся магазин. В настоящее время в составе колхоза "Дружба" остался один председатель - Розанов.
    http://www.uchma.inf...sp?dir=00_uchma

    * * *
    А вот несколько фотографий села Учмы:

    Изображение Изображение Изображение Изображение
    Дома (слева направо):
    - бывший дом Арсения Васильевича Вандышева,
    - дом потомков Павла Константиновича Вандышева,
    - дом, в котором много лет размещалась общеобразовательная школа,
    - дом Васильевых.

    Место впадения речки Учемки в Волгу.
    Вид на противоположный берег Волги.


    Изображение Изображение


    Окна дома В.Г.Смирнова - строителя часовни и основателя Народного музея в Учме
    Изображение

    Местные жители П.Малявкина и Л.Смирнова
    Изображение

    #30 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 11 Сентябрь 2013 - 15:04

    Краеведческий журнал "Мышкинская лоция" № 1(7) Лето 2012 года,  стр.19-19об. статья В.Гречухина "Учемский Кондуит" (выдержки).

    .  .  ."В Учме в "Музее Веры и Труда" наши уважаемые коллеги (Е.Наумова и В.Смирнов - прим.мое) ведут очень серьезный кондуит - их журнал учета именно так и называется и включает множество сведений - от "географии" туризма до показателей возраста, пола, льгот, экскурсионного обслуживания - чуть не полтора десятка граф.
    .  .  .В Учме самый гостевой месяц - это июль, вершина лета... Это и понятно, красавица Учма в это время года уже сама по себе хороша, сама по себе достойна посещения.
    .  .  .Очень интересна "география" учемского туризма. Туризм в Учме отнюдь не только российский, а уже получил и хорошие приметы международного. Так в прошлом году музей посетили кроме россиян и гости из США, Голландии, Швейцарии, Германии и Польши.
    .  .  ."Кондуит" дает интересные сведения о социальном и профессиональном составе гостей музея. Как и ожидалось, это главным образом весьма интеллигентные люди - от учителей до ученых. И главным образом это взрослый туризм... начался-то он совсем недавно. Но! Но вот с этим замечанием, наверное, можно и не согласиться. Почему? А для ответа обратимся к старинным публикациям. В частности, к "Историческому вестнику" за августа 1895 года. Так в нем о тогдашней Учме рассказано очень много и замечательно. Чего стоит вот например такой абзац: "Средь живописной местности, при впадении реки Учмы в Волгу, на правом берегу последней возвышаются величественные древние храмы, самим расположением и общим тоном своей архитектуры ясно показывающие, что здесь был монастырь".
    .  .  .Старинная публикация подробно рассказывает о всех примечательностях этого места, характеризуя все храмы и иные постройки, не забывая ни настоятельских покоев - ни братских келий, ни святых ворот, подчеркивая, что все это каменное. Автор с уважением рассказывает об уникальной часовне Касьяна, о "граненой колокольне", отмечая характер покрытия ее главы, вес ее колоколов, указывая, что на колокольне есть старинные боевые часы. От его внимания не укрываются приметы давних строительных решений, и он с уважением отмечает: "В общем видится архитектура ХV, ХVI и ХVII веков".
    .  .  .Хорошо видно, что автор статьи серьезно информирован о прошлом Учмы, он ссылается на "книги Угличского уезда Кассиановой пустыни" и на учетные материалы начала ХVIII века. Читать об этом интересно и познавательно, но сегодня нашей темой является учемский туризм и потому мы обратимся к той части публикации, которая говорит... именно о старинном... туризме! Вот она.
    .  .  ."...Многие путешественники останавливаются в Учме, в другие приезжают специально сюда помолиться при мощах преподобного Кассиана. С этой целью путешествуют сюда не только коренные уроженцы Ярославской епархии, но и большинство паломников, странников, путешествующих по Волге". Вот каковы истоки учемского туризма!


    Встреча жителей селы Учмы в августе 2013 года

    с главой Мышкинского муниципального района Курицыным А.Г. на территории музея

    Изображение Изображение



    #31 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 11 Сентябрь 2013 - 15:20

    Второй музей в Учме - это народный музей Учемского края.

    Вот несколько фотографий из этого музея.



    Здание музея и музейные ворота


    Изображение  Изображение


    Экспозиция музея


    Изображение Изображение Изображение


    Изображение Изображение Изображение Изображение


    Изображение Изображение Изображение Изображение



    #32 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 21 Сентябрь 2013 - 23:17

    Журналы Угличского уездного земского собрания, 1908 год

    стр.133-137   О народных безплатных библиотеках.

    .  .  .Доклад № 48. "По сообщению заведывающаго учемской народною библиотекою, в текущем году названная библиотека не функционировала, так как учительница учемской церковно-приходской школы Е.Соколова отказалась от обязанностей по выдаче книг, другого же лица, которому можно было бы поручить это дело, подыскать невозможно. Вследствие изложенного управа полагает необходимым перевести эту библиотеку из Учмы в Климатино, Покровской волости или другой район, где выразят желание учредить библиотеку".

    .  .  .Прошение священника села Георгиевского в Юхти о.Евгения Субботина о переводе учемской библиотеки в Георгиевском в Юхти школу. 29 сентября 1908 года.

    .  .  .К докладу № 48 заключение управы. В виду вышеизложенного заявления священника села Георгиевского в Юхти о.Е.Субботина, управа полагала бы перевести учемскую библиотеку в село Георгиевское в Юхти, включенное в нормальную сеть безплатных народных библиотек.


    #33 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 568 сообщений

    Отправлено 12 Октябрь 2013 - 00:07

    ЯГВ № 41, 1850 г., часть неофициальная, стр. 393-396 (726-729)


    Село Учма.

    Прикрепленный файл  стр. 393 (726) Учма 1.jpg   65,33К   12 Количество загрузок: Прикрепленный файл  стр. 393 (726) Учма 2.jpg   95,46К   14 Количество загрузок: Прикрепленный файл  стр. 394 (727) Учма.jpg   191,03К   16 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  стр. 395 (728) Учма.jpg   187,97К   23 Количество загрузок: Прикрепленный файл  стр. 396 (729) Учма.jpg   199,28К   20 Количество загрузок:



    #34 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 09 Ноябрь 2013 - 19:33

    Марина, спасибо вам огромное за такое дополнение этой темы.

    #35 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 418 сообщений

    Отправлено 11 Январь 2014 - 13:15

    Село Учма в январе 2014 года

    ИзображениеИзображениеИзображение

    4 января 2014 служба в храме в честь св.Анастасии Узорешительницы.
    На службе присутствовал Алексей Суслов - главный редактор журнала "Углече Поле".

    ИзображениеИзображение

    На Волге, которая превратилась в прекрасный каток.

    ИзображениеИзображениеИзображение

    Мой скромный домик в новогоднем убранстве.

    Изображение




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования