Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится после летних каникул - 15 сентября 2018 года. Точное место и время будут известны в августе. Обсудить на Форуме >>>

30 июня в Мышкине в Тютчевском доме состоится VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>

Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 31

    #1 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 490 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2013 - 00:07

    СЕЛО СИГОРЬ (КОЛОКАРЕВО) И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА УГЛИЧСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ СЕЛО ВЫПОЛЗОВО, ДЕРЕВНЯ КОЛОКАРЕВО ПЕРЕСЛАВСКОГО РАЙОНА

    * * *
    Погост Косьмы и Дамиана, Сигорь и Колокарево на карте Менде:

    Изображение  Изображение


    Та же местность на предвоенной карте РККА и карте 1978 года.

    Изображение   Изображение


    Ссылки из интернета:
    http://ru.wikipedia....wiki/Колокарёво
    http://www.outdoors....x9.php?id=11880

    Фотографии церкви:

    фото Михаила Чупринина с сайта  "Народный каталог православной архитектуры":

    Изображение

    фото Евгения (ev6795) с "фоток Яндекса":

    Изображение

    Просмотр сообщенияRoman (07 Декабрь 2010 - 11:54) писал:

    Храм Козьмы и Домиана, что в Выпозове, недалеко от Колокарева (Сигорь) -

    Изображение

    * * *
    Темы о соседних селах:
    - с. Заозерье - здесь;
    - сс. Иванково, Ворошилово  - здесь;
    - погост Борисоглебский, что на Воронежке - здесь;
    - Воскресенский в Волнине погост - здесь.

    #2 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 490 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2013 - 00:42

    Сведения о приходе из книги:
    Крылов А. П. Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии. Ярославль, 1861
    http://book-old.ru/...

    Построена в 1790 году, с двумя престолами: Богоявления Господня и Св. Безсребренников Космы и Дамиана.
    Земли церковной 48 десятин.
    В приходе 17 селений оне суть:
    ..................................Число....Число душ
    ..................................домов....муж....жен.
    Клокарево при пруде...71.....200....252
    Петухово при р. Сабле.22.......71.....72
    Матвеевка....................15.......68......70
    Дреплево (при р...........14.......39.....48
    Горицы (Сабле..............24......79.....76
    Горбаново....................28.......78.....91
    Раменье........................20.......70.....90
    Станиславка.................14.......52.....52
    Обритьево....................10.......36.....45
    Путчино при р.Сабле...42.....135...149
    Григорово.....................9.........25.....30
    Паньково......................30.......88.....116
    Кормолиха....................16.......66......69
    Починки.......................26.......102.....81
    Высокуша.....................36.......133.....143
    Горбанцево..................13.......54......45
    Овинцево......................18.......68......65
    Всего домов 411, душ: муж.пола 1361, жен.1500

    #3 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 671 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2013 - 23:27

    Справочник "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии 1908 г.", стр. 248-249:

    Прикрепленный файл  Угличский уезд - село Сигорь.jpg   107,67К   47 Количество загрузок:

    #4 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 490 сообщений

    Отправлено 07 Январь 2013 - 00:39

    Село Сигорь с деревнями в 16 веке было вотчиной князей Пенковых, а затем оно было передано Ярославскому Спасо-Преображенскому монастырю.

    Изображение  



    Изображение

    #5 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 490 сообщений

    Отправлено 07 Январь 2013 - 01:50

    Из писцовых книг 1629-1630 гг.

    «СІИСОКЪ СЪ СОТНЫЕ СЪ ПИСЦОВЫХЪ КНИГЬ ПЕРЕСЛАВЛЯ—ЗАЛЕСК0Г0 ВОТЧИНЫ СПАСКОГО МОНАСТЫРЯ ЧТО ВЪ ЯРОСЛАВЛЕ. ПИСЬМА И MЕРЫ OHДPЕЯ ИВАНОВИЧА ЗАГРЯЗСКОГО ДА П0ДЪЯЧЕГ0 ГАВРИЛА ВОЛОДИМЕРОВА.
    л?та 7137 (1629 г), и 138 году (1639 г).»
    Вахрамеев И.А., Исторические акты Ярославского Спасского монастыря. Том 3.

    Изображение   Изображение

    #6 SERGEY67

    SERGEY67

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 128 сообщений

    Отправлено 07 Январь 2013 - 20:59

    Церковь Козьмы и Дамиана в Выползове была закрыта в 1939-40-м годах. Мой отец, учившийся в это время в находившейся рядом с погостом начальной школе и проживавший в Станисловке, был этому свидетелем. Церковь была фактически разгромлена. Иконы и утварь храма были разбиты о ступени паперти, а потом ими, как дровами, топили печи в сельсовете. А вскоре потом началась Отечественная война, и, как рассказывают старожилы, все, кто участвовал в разорении церкви, не вернулись с фронта.

    В это же время (перед войной) была выселена деревня Григорово. Приехавшие чекисты приказали всем жителям добровольно покинуть свои дома, но те сделать это отказались. Тогда в деревне во всех домах были сломаны печи, и жителям волей-неволей пришлось разъехаться, бросив свои дома. В чем они провинились, пока не известно. А во время войны деревня была разобрана на дрова, т. к. окрестности почти безлесны и почти не осталось мужчин, чтобы заготовить дрова.

    В 1949-50-м годах были также выселены и пошли под снос деревни Раменье и Станисловка как неперспективные.

    В 1960-70-е годы прекратила свое существование деревня Абрютьево (Обритьево). Об происхождении её названия я слышал такой рассказ(возможно вымысел): При царе в деревне были размещены солдаты и были заняты какими-то работами. Все были бритые, а один небритый. И командир приказал: - " Обрить его!!!" И так будто бы появилось это название.

    И ещё. Это уже серьёзно. В конце 30-х- начале 40-х годов в Колокареве сгорело здание сельсовета со всеми документами. Это отразилось в том, что у многих жителей даты в документах были проставлены с их слов. И по документам получилась разница в один или два года у многих жителей  того времени в ту или иную пользу. А в архивах документы вообще отсутствуют, что и нужно учитывать при работе с документами. Например, человек родился в 1930-м году, а по документам стоит 1931-й г. . Лично в моей семье произошла подобная история. И никак невозможно установить истинный возраст человека. Только судебно-медицинская экспертиза.

    #7 SERGEY67

    SERGEY67

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 128 сообщений

    Отправлено 31 Март 2014 - 14:05

    На сайте "Переславская краеведческая инициатива" (http://pki.botik.ru/) опубликовано несколько документов, относящихся к советскому периоду истории Колокарева и колхоза им. Калинина.

    Сигорью в старину (да и сейчас иногда) в широком смысле называлась вся местность, входившая в приходы церквей Козьмы и Дамиана в Выползове и Бориса и Глеба  в Старове, а жители этой местности назывались сигарями. Местность в соседней Тверской губернии вокруг с. Старобислово (Збуйнево, Сажино, Дыбулино, Ознобиха, Рогатино) называлась Горшещина, а жители - горшалями, т. к. занимались гончарными промыслами. Впоследствии гончарное дело пошло на убыль, а вместо него (вплоть до наших дней) получило развитие валяльное производство. Несмотря на то, что все между собой перероднились и переженились и разделяет всех только река Сабля, местная молодежь нередко устраивала драки стенка на стенку. По этому поводу бытовала такая частушка:

    Горшали, вы горшали,

    Что вы горшалитеся.

    Все равно вы, горшали,

    Сигарей боитеся.


    Прикрепленный файл  d-kalinina-nedumaa1965kra1.pdf   49,24К   36 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  d-kalinina-nedumaa1966kra2.pdf   46,06К   6 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  d-kalinina-signal1976kra.pdf   45,01К   3 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  d-kolokaryovo-inercia1974kra.pdf   45,42К   5 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  d-kolokaryovo-poteri1974kra.pdf   51,52К   3 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  d-kolokaryovo-prichina1967kra.pdf   46,03К   4 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  d-kolokaryovo-rezervy1969kra.pdf   45,32К   9 Количество загрузок:

    #8 Paul055

    Paul055

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 1 сообщений

    Отправлено 05 Май 2014 - 21:51

    Здравствуйте!
    Я на форуме - новичок. Песенку про горшалей и сигарей в малолетстве я слышал от деревенских.
    А кто может подсказать, куда нужно обратиться, чтобы разыскать биографическаие данные крестьянина Избовина Кузьмы Ивановича 1894 г.р.,
    проживавшего в д.Горицы?
    С уважением, Павел.

    #9 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 490 сообщений

    Отправлено 07 Май 2014 - 13:48

    Цитата

    ...куда нужно обратиться, чтобы разыскать биографические данные крестьянина Избовина Кузьмы Ивановича 1894 г.р., проживавшего в д.Горицы?

    Здравствуйте, Павел!
    Дело в том, что часть документов по с. Сигори находится в ГАЯО (г. Ярославль), а часть может быть в Угличском филиале ГАЯО.
    По сведения
    м Интернет-портала архивной службы Ярославской области, в ГАЯО есть, например:

    Фонд № 230. Опись № 11 т.10. Дело № 2058.
    Метрические книги церкви села Сигорь Угличского уезда за 1896-1900 годы (о родившихся); за 1896, 1898-1900 годы (о бракосочетавшихся); за 1896,1898,1900 годы (об умерших)


    Фонд № 230. Опись № 11 т.10. Дело № 2082.
    Метрические книги церкви села Сигорь Угличского уезда за 1901-1903 годы


    Фонд № 230. Опись № 11 т.10. Дело № 2101.
    Метрические книги церкви села Сигорь Угличского уезда за 1904-1907 годы

    Фонд № 230. Опись № 11 т.10. Дело № 2114.
    Метрические книги церкви села Сигорь Угличского уезда за 1908-1910 годы

    Фонд № 230. Опись № 11 т.10. Дело № 2129.
    Метрические книги села Сигорь Угличского уезда за 1911-1912, 1914-1915 годы; за 1916 год(о родившихся)



    Но Вы не пишете:
    1) о том, что Вам уже известно;
    2) о том, что именно Вы хотите искать - двигаться вперёд (рождение Кузьмы Ивановича, брак, смерть) или вглубь (имена-отчества его родителей, более дальних предков).


    Поэтому трудно дать Вам какой-либо конкретный совет.


    #10 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 10 862 сообщений

    Отправлено 21 Июнь 2014 - 02:18

    "Именная роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии": сост. прот. А. Крылов. - Ярославль, 1861.

    стр. 201,202
    Причт церкви села Сигори.

    Священник Платон Сахаров. Из студентов семинарии; рукоположен в 1841 году. Им. крест в память 1853-56 г.г.
    Священник Стефан Грандилевский. Рукоположен в 1856 году, по окончании полного семинарского курса.
    Диакон Владимир Фарфоровский. Из учеников, кончивших полный семинарский курс, посвящен в 1843 году.
    Дьячек Василий Борисоглебский. По увольнении из низших школ, в 1814 году определен во причетника.
    Дьячек Николай Борисоглебский. Обучался до среднего отделения семинарии, на службе с 1840 г.
    Пономарь Афанасий Грандилевский. Обучался до сред. отд. семинарии; на службе с 1840 года.
    Пономарь Андрей Богоявленский. Из низших школ; в причетничестве с 1825 года.

    #11 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 10 862 сообщений

    Отправлено 21 Июнь 2014 - 08:38

    Список Высочайше утвержденных приходов по Угличскому уезду. Ярославль. 1878 г.

    стр. 28
    33. Сигорский приход.
    В приходе состоит Косьмодомиановская церковь.
    В приходе состоят селения: 1) Сигорь, 2) Клокарево, 3) Петухово, 4) Матвеевская, 5) Дреплово, 6) Горицы, 7) Горбаново, 8) Раменье, 9) Станисловка, 10) Обратьево, 11) Путчино, 12) Григорово, 13) Панково, 14) Кормолиха, 15) Починки, 16) Высокоуша, 17) Горбанцево, 18) Овинцево.

    стр. 29
    Состав причтов: настоятель - 1; псаломщик - 1.

    Священно- церковнослужители предназначаемые в штат:

    Священник Платон Сахаров - настоятелем.
    Пономарь Афанасий Грандилевский - исправляющим должность псаломщика.

    Предназначаемые к оставлению сверхштатными:

    Дьячек Дмитрий Покровский.
    Дьячек Василий Спасский.

    #12 Subarenok

    Subarenok

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 7 сообщений

    Отправлено 12 Август 2014 - 21:17

    Вот раскопал в фото архивах своей семьи такое фото, фотографии не меньше 50 лет. Это должна быть церковь Кузьмы и Демьяна

    <изображение утрачено>

    #13 Subarenok

    Subarenok

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 7 сообщений

    Отправлено 12 Август 2014 - 21:22

    А вот это фото деревни Кормолиха, фото также лет 50. Кто там был, поймет, с какого места в деревне сделана фотография :)

    <изображение утрачено>

    #14 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 599 сообщений

    Отправлено 15 Сентябрь 2014 - 21:08

    Из темы Ильинское в Поречье (Угличский у./р-н)

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (15 Сентябрь 2014 - 20:57) писал:

    Восстание сигарей

    Событие, о котором я хочу рассказать, уносит нас в далекий 1918 г. Волна Ярославского восстания докатилась и до наших мест, до села Ильинского. Почему-то мне всегда казалось, что в нашей местности все всегда было спокойно, не считая, конечно, таких великих потрясений, как война. Читал, слышал, что там-то и там-то репрессии затронули и исковеркали многие человеческие судьбы, а у нас – тишь и гладь. На самом же деле судьба нашего края, нашего Поречья, ничем не отличается от других. История прокатилась по нашим краям своим «красным колесом». И старожилы сохранили память о том непростом времени.

    В детстве краем уха я слышал, что в первые послереволюционные годы кого-то у нас расстреляли, что из здания, которое долгое время стояло в центре села, стреляли из пулемета. Ребятишками мы бегали  по Исайкову (местечко за нашим стадионом), видели ель, на которой был вырезан крест, спускались к Черному ручейку, который был немым свидетелем тех событий.

    И вот я снова здесь и с каким-то особым волнением брожу по эти местам. Здесь нашел свой последний приют человек, который возглавил восстание. Все так же стоят вековые деревья, несет свои воды в речку Звениху ручеек, названный Черным (встречается название Чернуха). Вот свидетельства, записанные мною, от очевидцев и старожилов.

    Рассказывает Надежда Александровна Кондакова, учительница Ильинской средней школы (1908 г. рожд.):
    «Торговали в Ильинском по воскресеньям. Купцы приезжали из сел Василева, Заозерья, из г. Углича и г. Ростова. Так было до 1918 г. После революции частные лавки позакрывали, трактиры ликвидировали. Многие торговцы покинули свои дома и уехали в Питер. В селе началась новая жизнь, но жили неспокойно. Я ходила в школу, которая была в Ларионове (Ларюкове), совсем рядом с селом, стоило только с горочки скатиться. Как-то вечером, в октябре это было, но уже припорошило снежком, вдруг раздался набатный звон. Кто-то звонил в колокол. Обычно так звонили, когда в селе случался пожар. Мой отец, Александр Павлович, псаломщик, побежал узнать, что случилось. Вскоре он вернулся домой и сообщил, что из села Путчина (Сигари) пришла толпа, вооруженная топорами, заступами, кольями. Звали с собой, требовали присоединиться и отправиться далее в г. Углич, «сшибать Советскую власть». Руководил этими людьми бывший офицер царской армии. События развивались так. Были перерезаны телефонные провода, забраны работники почты.

    Восставшие требовали выдачи коммунистов. Коммунистов было всего трое – двое успели скрыться в лесу, одному удалось на лошади ускакать в Углич. Бунт продолжался всю ночь, а утром, когда я отправилась в школу, мне попались на горе красноармейцы с пулеметом. Пулемет установили на чердаке того самого двухэтажного здания, в котором только что была провозглашена Советская власть. Пулемет саданул поверх голов собравшейся толпы – толпа разбежалась. Потом, впоследствии, кто-то из местных запечатлел это в стихах.

    Как начали, как почали
    Из пистолей стрелять,
    А граждане ударились
    В Теренькино бежать.

    На улице не разрешали собираться. А школьников распустили по домам. Родители не выпускали ребятишек, замкнули двери на засовы. Мятежники разбежались, попрятались – кто на кладбище, кто забрался под сарай у церкви. По селу ходили и искали восставших сигарей. Был пойман офицер…».

    Его расстреляли в Никольском овраге, за стадионом, в Исайкове. Он сам копал для себя могилу… Уже по весне дети ходили смотреть место расстрела, но могилы не нашли. По слухам, родственники выкопали погибшего и увезли его на родину, там похоронили. Так был подавлен мятеж сигарей.

    Клавдия Александровна Волкова, жительница д. Теренькино (1923 г.) ходила в школу в с. Ильинское и бывала на месте могилы русского офицера. Она помнит, что там стоял большой деревянный крест, который ребятишки украшали мхом и цветами. Однажды они встретили там женщину, родственницу расстрелянного, которая благодарила ребят за то, что чтят память об убитом. Она одарила детей сладостями. Шли уже 30-е годы. Крест еще стоял на месте гибели русского офицера. К.А. Волкова вспомнила и фамилию убитого – Тарутин (в Угличском архиве мне удалось выяснить – Старухин, из деревни Коровайцево).

    Русская земля примирила и приняла в себя всех – и белых, и красных, коммунистов и монархистов. Историю не переделаешь. Плохая она или хорошая, мы должны ее знать, помнить и передавать из поколение в поколение. Восстание сигарей – это тоже частица нашей истории, пусть малая ее страница, как бы огненный всполох, отблеск событий Ярославского восстания 1918 года

    А.В. Рубцов «Напевы родного Поречья». 2008. Углич: Угличский Государственный Историко-художественный и архитектурный музей. С. 8-9.

    Может быть, есть ли у кого-нибудь дополнительные сведения об этом событии?

    #15 SERGEY67

    SERGEY67

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 128 сообщений

    Отправлено 16 Сентябрь 2014 - 21:08

    В Интернете опубликована "Летопись родного края" (автор Вербицкая Е. В.). В ней описана история соседней Микляевской волости. Те события охватили несколько волостей Угличского уезда и происходили осенью 1918 года. Вот отрывок из этого документа.

         ...Октябрьская революция 1917 года в Микляевскую волость пришла не сразу. Вскоре после октябрьских событий  из Петрограда  в деревни  к родным и знакомым стали приезжать участники и очевидцы революционных битв. Посланцы революции в апреле 1918 года созвали в Дмитриевском (Санкове) волостное собрание, распустили временный волостной комитет и объявили о переходе всей власти в руки Советов. Избрали волостной Совет рабоче-крестьянских и солдатских депутатов. Первым председателем волисполкома был избран Коршунов Иван Алексеевич безлошадный крестьянин фронтовик из д.Чильчаги, волостным военным комиссаром – Краюхин (Сошнев) Василий Андреевич из д.Пешково. Так утвердилась советская власть и в леснине.
         Главными постановлениями волисполкома были: о переименовании с.Никола-Царевна в с.Свободное, об изъятии земель у помещиков и излишек земли у зажиточной части крестьян и разделе её по количеству членов семьи, об отстранении священнослужителей от преподавания в школе закона божьего и об выносе из школы икон. В ответ на последнее решение ряд семей запретили своим детям посещать школу. Постановление о разделе земли встретило ожесточенное сопротивление зажиточной части крестьян. Наступал период ожесточенной классовой борьбы. После ликвидации в июле 1918 года Ярославского белогвардейского мятежа, часть мятежников бежали и приехали в деревни. Началась подготовка антисоветских восстаний в деревнях и селах. Бывшие офицеры царской армии пробрались на службу в учетно-воинские столы волисполкомов. В конце 1918 года был объявлен одновременный сбор в Заозерье военнообязанных  четырех волостей: Микляевской, Сигорской, Васильевской и Заозерской. На митинге организаторы восстания призывали к формированию в волостях отрядов и выступлению на борьбу с советской властью. Активным организатором подготовки восстания был Арнаутов помещик  из с.Ворошилово Сигорской волости.
         7 сентября во всех семи церквях Микляевской волости загудел тревожный набатный колокол. Священнослужители и антисоветчики объявили собравшемуся населению о немедленном всеобщем сборе в Дмитриевском. На площади у волисполкома собралось несколько тысяч человек, часть из них при оружии. Среди толпы появились в полной офицерской форме Тихвинский Константин Иванович – капитан царской армии, сын Рахмановского священника и Никольский Дмитрий – подпоручик царской армии, сын Дубневского священника. Арестовали и заключили в каземат председателя волисполкома Коршунова И.А. и военного комиссара Краюхина В.А. Тихвинский выступил с речью о необходимости создания вооруженного отряда  и отправке его на помощь в Сигорь и Заозерье.
         Отряд в количестве около ста человек под командованием Никольского, сформированный из зажиточной части деревень, вооруженный винтовками, в ночь на 8-е сентября выступили в направлении Сигори. Сторонники восстания Метелкин из д.Петрилово и Муравьев из д.Микляево в Микляевскую и Дмитриевскую школы водворили иконы. Между повстанцами отряда в пути возникли разногласия. К утру, не дойдя до места назначения, участники отряда разошлись по домам.
         В ночь на 10 сентября из Акулова в Дмитриевское приехал отряд ВЧК под командованием Китаева. Они освободили арестованных Коршунова и Краюхина, арестовали несколько человек – активных повстанцев. Метелкина и Муравьева расстреляли. Так закончилась неудачная попытка восстания...

    Кое-что я сам слышал из рассказов старших. В Путчине и Юрьеве крестьяне вышли с топорами и вилами против Советской власти. В Дуброве около деревни на горке был установлен пулемет, стрелявший по Путчину и окрестностям. Рассказывали, что однажды при чистке колодца в том же Дуброве были найдены ружья и винтовки, спрятанные в то время. Из Путчина некоторые пришли в Заозерье. Но там также был установлен пулемет на колокольне, и было сделано несколько выстрелов по собравшимся на площади и по Заозерью. Подавлением мятежа занимался отряд ЧК из Углича.

    Наверное, в архивах сохранились еще какие-то документы, относящиеся к тем событиям. Хотелось бы установить  имена и фамилии пострадавших в тех событиях. Быть может, нужно открыть отдельную тему по этим событиям? Насколько известно, антисоветские восстания в то время происходили и других местах Ярославской губернии.

    #16 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 599 сообщений

    Отправлено 16 Сентябрь 2014 - 22:18

    Спасибо, Сергей!
    Тема, конечно, непростая и нужная. Есть ли в архивах данные по погибшим?
    Мой пра-прадед Егор Плошкин со старшим сыном из Ильинской волости оба "скончались" в 1918 г. Это всегда казалось подозрительно. В роду говорили, что они умерли во время эпидемии. А как было на самом деле, учитывая, что в семье в 1906 г.  было больше 45 десятин? И не восстание ли стало причиной гибели?

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (09 Май 2013 - 11:23) писал:

    Изображение

    Семья Егора Филимоновича (Ивановича) Плошкина. В нижнем ряду слева направо - Егор Филимонович (Иванович) Плошкин, его внук Иван Васильевич Плошкин и старший сын Василий Егорович Плошкин. Стоит жена Василия Егоровича Анна Николаевна (в дев. Осминкина). С.-Пб., 1905 г. Фото из родового архива Плошкиных


    #17 SERGEY67

    SERGEY67

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 128 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2014 - 22:42

    Вот и у меня сомнения, что по поводу тех событий что-то сохранилось в архивах. Расстреляли человека, закопали где-то и все. А если что-то и есть, то все ли рассекречено и где что искать?  А так тема интересная и, видимо, неизученная.

    #18 Vladimirych

    Vladimirych

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 395 сообщений

    Отправлено 18 Апрель 2015 - 15:16

    ГКУ ЯО ГАЯО. Ф.230. Оп.14. Д.1075.Л.5
    Дело о посвящении в стихарь  пономаря церкви с.Сигорь Угличского уезда Андрея Степанова


    По справке в консистории

    Угличскаго уезда села Сигори при церкви Богоявления господня приходных дворов по скаске поданной к четвертой ревизии показано 222 в них мужеска 879 женска 893 обоего 1772 душ.
    Записных раскольников нет, церковной усадебной, пашенной и сеноукосной земли во владении у священно церковнослужителей состоит указная пропорция.
    По числу показанных приходских дворов засилу указав и по бывшему в 781 году разбору быть положено священников два диаконов один дьячков два и пономарей два.
    В то число ныне налицо состоит

    Священники

    Первой Иван Михайлов
    Второй Лев Антипин
    На диаконское место назначен Ярославской семинарии философии ученик Александр Гаврилов Заозерский.

    Дьячих

    Первый Савва Григорьев
    Второй Никита Петров
    Пономарь Андрей Степанов 16 лет холост в пономаря определен в прошлом 785 году июня 18 дня по резолюции преосвященного Феофилакта Епископа Переславскаго но в стихарь не посвящен а только дан ему о исправлении пономарской должности указ
    На второе пономарское место назначен Угличскаго училища ученик Яков Афанасьев Ершов
    Вышеписанныя священно и церковно служители состоят из действительных и прибывших в 781 и 788 годах разборах оставлены в церковном причте
    Мая 5 дня 1789 года

    Прикрепленный файл  Подписи Сигори.JPG   107,35К   4 Количество загрузок:



    #19 Vladimirych

    Vladimirych

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 395 сообщений

    Отправлено 17 Декабрь 2015 - 21:18

    Метрические книги с.Сигорь (ГКУ ЯО ГАЯО)

    1792

    ф.230 оп.14 д.1839 МК с.Сигорь
    л.78 о умирающих
    в апреле 12
    у дьячка Саввы григорьева помер сын Иван 7 месяцев
    оспою
    л. 80 об. о рождающихся
    в генваре 15/18
    села Клокарева у положеннаго в подушный оклад церковника
    Василия Яковлева родилась дочь Ксения
    восприемницей была села Сигори священника Льва Антипина
    жена ево Пелагея Григорьева

    1795

    ф.230 оп.14 д.2841 МК с.Сигорь
    л. 35 об умерших
    26 октября села Сигори у дьячка Никиты Петрова умре сын Яфим 5
    погребен при церкви
    Чахоткою

    л. 38 о рождающихся
    8 / 15 сентября села Сигори у дьячка Савы Григорьева родился сын Никита
    восприемником был того села престарелый священник Иван Михайлов

    об умерших
    л.39 об.

    9 / 12 марта у дьячка Саввы Григорьева дочь Фекла
    погребена при церкви
    Оспой

    л.40 об.
    21 / 24 августа села Сигори престарелаго священника
    Ивана Михайлова жена Устинья Ильина
    погребена при церкви
    горячкою

    1796

    ф.230 оп.14 д.3028 МК с.Сигорь
    л. 24о рождающихся
    1 / 2 марта села Сигори у дьячка Никиты Петрова родилась дочь Дарья.
    восприемницей была того села священника Льва Антипина дочь Парасковья девка.
    л. 29
    13 / 19 марта села Сигори у священника Иосифа Михайлова родилась дочь Дарья.
    восприемницей была того села дьячиха Никиты Петрова дочь Дарья девка.
    л. 29 об
    1 / 2 сентября села Сигори у понамаря Андрея Степанова родился сын Иван
    восприемником был того села священник Лев Антипин.

    1797

    ф.230 оп.14 д.3347 МК с.Сигорь
    л. 278 об умерших
    6 сентября села Сигори священника Иосифа Михайлова дочь Дарья   
    при церкви погребена
    оспою
    13 ноября села Сигори диакона Александра Гаврилова сын Иван  
    погребен при церкви
    оспою

    #20 Vladimirych

    Vladimirych

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 395 сообщений

    Отправлено 27 Декабрь 2015 - 07:59

    Метрические книги с.Сигорь (ГКУ ЯО ГАЯО)

    1788

    ф.230 оп.14т. 1 д.834 л. 150 об.
    о рождающихся
    в марте
    17 села Сигори у дьячка Савы Григорьева родился сын Алексей
    крещения сподоблен 20 числа
    восприемником был того села священников сын Василей Иванов

    л.157 об
    о рождающихся
    в ноябре
    6/7 села Сигори у положеннаго в подушный оклад церковника Василия Яковлева родилась дочь Матрена
    восприемницей была тогож села Сигори священника Льва Антипина жена ево Пелагея Григорьева.

    в декабре
    3/6 села Сигори у Священника Льва Антипина родился сын Федор
    восприемником был того уезда погосту Борисоглебского что на Воронежке священник Георгий Степанов.

    л. 158 об.
    о бракосочетавшихся
    в июне
    5  тогож Клокарева положенной в подушной оклад церковник Тимофей Васильев отрок с крестьянскою Калязинского уезда Троицкой Нерльской Економической слободы дочерью Парасковьей Ивановой девкой обоих первым браком

    л. 159 об.
    о умирающих
    в декабре
    16  села Сигори у церковника положеннаго в подушной оклад Василия Яковлева умре жена ево Наталья Федорова 35
    после родов


    1790

    ф.230 оп.14т. 1 д.1370 л. 227 об.
    в июне
    6/13 села Сигори церкви богоявления Господня у священника Льва Антипина родился сын Петр.
    восприемником был Калязинскаго уезда сельца Сажина подпорутчик Алексей Васильев Апочинин

    13/16 села Сигори у церковника положеннаго в подушной оклад Василия Яковлева родилась дочь Агрипена
    восприемницой была Калязинскаго уезда села Опухтина понамаря Тимофея Демидова жена ево Ульяна Петрова

    #21 Vladimirych

    Vladimirych

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 395 сообщений

    Отправлено 03 Январь 2016 - 21:56

    1897  ф.642 оп.3 д.1236 Переписные листы населения и хозяйств Сигорской волости (ГКУ ЯО ГАЯО)

    село Сигори, усадьба священно-церковно-служителей на церковной земле
    ФИО; лет; где родился; средства для существования;

    л. 213
    Невский Петр Александров 46; Яросл губерн. Мышк. уезд; штатный священник
    Невская Софья Платонова жена 32; здесь

    л.215
    Троицкий Федор Григорьев 29; Яросл губерн. Мышк. уезд; штатный священник;
    Троицкая Мария Андреева жена 24; Яросл губерн. Мышк. Уезд;
    Троицкий Димитрий Федоров сын 5
    Троицкая Екатерина Федорова дочь 4

    л.217
    Преображенский Алексей Алексеев диакон 42
    Преображенская Анна Павлова жена 40
    дети их
    Александра 15
    Александр 3
    Клавдий 9 месяцев
    Клавдия 10
    Аполлинария 8
    Лидия 5

    л.219
    Грандилевский Михаил Афанасьев 34; здесь; штатный псаломщик
    Грандилевская Екатерина Алексеева жена 29; Яросл. губ., Углич. уе.;
    дети их
    Сергей 7
    Николай 5
    Евгений 5
    Александра 8
    Евдокия 6
    Клавдия 3 месяца

    л.221
    Покровский Дмитрий Афанасьев 50 штатный псаломщик
    дети его
    Екатерина 29
    Пераскева 28
    Мария 27
    Александра 26
    Павел 23 псаломщик без места

    л.223
    Сахарова Екатерина Яковлева 74, духовн. звания; Яросл. губ., Рост. уе.

    л.225
    Соколова Мария Александрова 82 вдова, духовн. Звания; Яросл. губ., Рост. уе.; церковная просфирня
    Соколова Евпраксия Егорова дочь 55 девица

    #22 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 371 сообщений

    Отправлено 15 Февраль 2016 - 23:27

    Журналы Угличского уездного земского собрания, очередная сессия 1910 года.

    л. 70-71

    Доклад № 17.


    О растрате земских сборов бывшим сигорским волостным старшиною А.Тестовым.

    .  .  .Согласно постановления земскаго собрания 24-го января 1906 г., взимание земских сборов с плательщиков было поручено волостным старшинам уезда, каковой порядок взимания сборов практиковался до конца 1909 г.
    .  .  .В ноябре месяце 1909 г. обнаружилась растрата разных сборов, в том числе и земских, сигорским волостным старшиною А.Тестовым.
    По подсчетам квитанционной книги, выданной из управы старшине Тестову, оказалось,что А.Тестовым получено сборов в 1909 г. - 1584 руб. 32 коп., внесено же в казначейство - 1070 руб. 12 коп., а остальные - 514 руб. 20 коп. не внесены в казначейство, а растрачены Тестовым.
    Дело по обвинению Тестова в растрате сборов находится у судебнаго следователя 2-го участка Угличскаго уезда производством не окончено: производится подсчет сумм и допрос свидетелей (отношение судебнаго следователя, от 12 марта с.г. за № 352).
    .  .  .Представляя вышеизложенное на усмотрение собрания, управа с своей стороны полагает: 1) впредь до окончания судебнаго процесса, расстраченные А.Тестовым земские сборы, не складывая со счетов, взысканием приостановить и не начислять пеню; 2) уполномочить управу выступить в качестве гражданскаго истца; 3) возбудить в установленном порядке ходатайство, чтобы из сумм, оказавшихся в наличности в сундуке волостного правления, была возмещена часть земских сборов, растраченных Тестовым, так как значительная часть сборов поступила на последних днях до растраты, а посему нет основания предполагать, что все земския суммы были растрачены. При сем прилагается ведомость растраченных сборов.
    -----------------------------------------------------

    В ведомости в числе прочих указаны земские сборы, полученные и растраченные Тестовым по торгово-промышленным заведениям: с.Сигори Чайная лавка Дьячкова Ивана Иванова - 4 руб. 6 коп. Платил Ур.Живописцев.

    #23 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 4 371 сообщений

    Отправлено 23 Февраль 2016 - 23:47

    ЯЕВ официальная часть № 12 марта 19-го 1883 года

    О служебных переменах по Епархиальному ведомству


    .  .  .Благочинный, Священник села Сигори, Угличскаго уезда, Платон Сахаров, 31 Января, согласно прошению, по болезненному состоянию, уволен от благочиннической должности, с оставлением за ним, впредь до усмотрения, должности Настоятеля прихода и с перемещением в село Сигорь в помощники ему, согласно собственному желанию и желанию прихожан, Священника села Милочева, Ярославскаго уезда, Петра Невскаго.


    #24 Екатерина Палова

    Екатерина Палова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 116 сообщений

    Отправлено 29 Август 2016 - 07:40

    ГАЯО. Фонд № 1200. Опись № 2. Дело № 672.
    Дело об определении пономаря церкви с.Сигорь Переславского у. Павла Григорьева в дьячки к церкви с.Никольское в Волнино, переводе на его место пономаря церкви с.Половецкое Афанасия Матвеевича Ер
    Даты документов: 1772–1773 гг.
    Количество листов: 40

    л.4-5об о церкви села
    Упоминаются в с.Сигорь:
    священник Матвей Федоров
    священник Иван Михайлов
    Дьякон Иван Васильев
    Дьячки Андрей Матфеев (сын священника) и Тимофей Семенов
    Пономари Павел Григорьев и Иван Дмитриев (оба переведены в другие села)
    Павел Григорьев – сын дьячка Григория Васильева

    Сын священника Афанасий Матвеев назначен в 1772 году в с.Половецкое Переславского уезда, потому что в родном селе все места были заняты, но в 1773 году освобождается пономарское место, и Афанасий просится назад в с.Сигорь.
    Утвержден на место пономаря в с.Сигорь 4 мая 1773 года.

    #25 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 22 640 сообщений

    Отправлено 23 Декабрь 2016 - 00:53

    Просмотр сообщенияSubarenok (12 Август 2014 - 21:17) писал:

    Вот раскопал в фото архивах своей семьи такое фото, фотографии не меньше 50 лет. Это должна быть церковь Кузьмы и Демьяна
    <изображение утрачено>

    Просмотр сообщенияSubarenok (12 Август 2014 - 21:22) писал:

    А вот это фото деревни Кормолиха, фото также лет 50. Кто там был, поймет, с какого места в деревне сделана фотография :)
    <изображение утрачено>

    Пропали фотографии. :(
    Есть ли возможность разместить снова?

    #26 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 2 953 сообщений

    Отправлено 03 Январь 2017 - 02:24

    Государственный архив Ставропольского края
    Фонд № 135. Опись № 75. Дело № 469.
    О перемещении села села Сигоры Ярославской епархии Константина Соколова к церкви села Бурлацкого Ставропольской губернии
    Даты документов: 1917–1917 гг.
    Тип документов: Управленческая документация
    Количество листов: 194

    http://fonds.stavarhiv.ru/...

    #27 Е.Лена

    Е.Лена

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 29 сообщений

    Отправлено 13 Февраль 2017 - 00:12

    Здравствуйте, уважаемые форумчане!

         Благодарю участников темы "с.Сигорь (Колокарево) и деревни прихода Угличского уезда ...". Всегда интересно читать ваши работы, дополнения и комментарии по различным темам. Спасибо вам за увлекательнейший материал, подкрепленный архивными документами и фотографиями, который в свою очередь вдохновляет и придает смелости для того, чтобы внести свою крошечную лепту в изучение истории Ярославского края.

    * * *
         Хочу поделиться некоторой информацией о деревне Выползово, основанной на воспоминаниях местных жителей. Так вышло, что некоторое время мы - дачники жили в этой деревне и были знакомы со старожилами.
         Дом, который принадлежал нам, они по старинке называли "чайный" или "чайня". В свое время это был пятистенок с двумя русскими печами, обложенными белыми изразцами с синим орнаментом. На форуме прочла о Чайной лавке с. Сигорь.Тот дом - не бывшая ли Чайная лавка Дьячкова Ивана Ивановича? Дом и сейчас стоит в Выползове, жилой.

         - Давно это было. Еще девочкой подростком я и моя товарка работали в этом доме у хозяина в услужении, - рассказывала бабушка Горяева, - помогали по хозяйству. Приедет хозяин, взойдет в избу и скажет, что хочет, чтоб полы в доме к завтра были белыми. Вот мы и трем песком половицы. А скажет, чтоб - красными, то натираем половицы крошками битого кирпича. Капризный был хозяин, строгий. То ему белые полы подавай, то красные. По дому работы много, да и за детьми присмотреть. Жили мы в горнице, с одной стороны припасы в мешках, с другой - лавки, на которых мы спали".

         Интересную легенду мы слышали от нее. По этой легенде церковь Богоявления Господня должна была стоять совсем не в том месте, где сейчас, а на возвышенности, ближе к дороге на Углич.
         "Собрались люди, установили закладной камень и после торжества разошлись по домам до завтра. Приходят на следующий день, смотрят и не верят глазам своим, закладного камня нет на месте. Стали искать. Искали долго. И нашли его внизу, почти у самой реки Сабля. Посоветовались и решили: так тому и быть, значит, так Богу угодно, и начали строительство церкви. А кто-то шептал, - камень сам себе место определил".
          Вот и вспомнится про двоеверие, когда смешались воедино и христианство и язычество.

          На реке Сабле за Космодемьянским погостом располагалась мельница. До сих пор из воды возвышаются прогнившие сваи. Это все, что осталось от нее. В этом же месте река углублена на несколько метров, место это в народе называется омутом. Здесь и размещалось мельничное колесо. На левом берегу и сейчас стоит дом мельника. Чуть вверх по течению была женская купальня. Глубина тут небольшая, всего немного больше метра; пологий спуск и чистое песчаное дно. Здесь купались женщины в белых рубахах. Еще выше по течению реку перегораживают большие камни, свезенные сюда, возможно, для нужд мельницы. Место так и называется - камни. Один из нижних камней имел глубоко высеченный рисунок, похожий на крест. Вода в реке всегда чистая, прозрачная, его было хорошо видно под толщей воды. Давно не можем найти примечательный камень; зарос, наверно, тиной. Может быть, это языческий ритуальный камень?
          Кстати, о камнях. На поле рядом с деревней Выползово с правой стороны от дороги в сторону Даратников возлежал огромный белый камень высотой с одноэтажный дом. В 70-х прошлого века его использовали в хозяйственных нуждах.

          С самого края погоста и сейчас стоит деревянный двухэтажный дом - бывшая Сигорская церковно-приходская школа. Один из этажей занимала сама школа, на другом - жили церковные служители. Дом сейчас принадлежит потомкам тех учителей. Они рассказывали о том, что на чердаке дома и сейчас хранятся школьные тетради.

          Храм Богоявления Господня даже в разрушенном состоянии впечатляет своей грандиозностью. Видно частично сохранившуюся роспись; ажурные кованые решетки на окнах, кажется, совсем не подвластны времени. Один старичок вспоминал, как разорялся Храм, фамилии участников называл и утверждал, что погромщики поплатились за свои деяния. В советское время здание Храма использовалось как склад и конюшня.

          На Космодемьянском погосте можно встретить памятники разных времен. Это и пирамидки со звездой; металлические колокола, увенчанные такими же крестами, и просто могильные камни. Есть один надгробный памятник из красного мрамора, на котором высечен в старом стиле текст о дате  рождения и смерти девочек-близнецов, датированный 1870 годом. Если увлажнить камень, то хорошо читается полностью весь текст. Многие холмики могил сравнялись с землей, и только тут и там из земли показываются острые края старых надгробных памятников.    
          И еще о колоколах. В стороне от погоста имеются глубокие ямы. Старики объясняли их происхождение тем, что в этом месте лили колокола для церкви. Эта версия вызывает сомнение. Хотя...

           Фамилии семей, живших в деревне Выползово: Коровкины, Барановы, Коноваловы...


          Деревня Горбанцево запомнилась тем,что бригадиром колхозной комплексной бригады была Меренкова Нина. Ее именем пугали непослушных детей, - вот придет бригадир, он тебе задаст. Наверно, строгая и требовательная она была. А ее сыновья - настоящие самородки. Не было дома, в котором бы на ажурной салфеточке, связанной руками хозяек, на самом видном месте ни стояли бы статуэтки, искусно вырезанные из дерева и подаренные младшим сыном Н.Меренковой. Это и медведи, и олени, и орлы, и сценки из сельской жизни. Ее старший сын был художником по металлу, жил в Ленинграде.


          В деревне Колокарево мрачно чернеет почти разрушенный клуб. Туда когда-то мы детьми бегали смотреть фильмы. Запомнилось одно событие. В Колокарево приехал не самодеятельный, а самый настоящий театр. На улице перед клубом разместился грузовик с опущенными бортами кузова и служил сценой, а на ней - декорации. Погода соответствовала торжественному случаю. Показывали современный спектакль про любовь, действие пьесы происходило в наше время (70-е годы). Зрителей было полный "зал". Колхозники и гости деревни по этому поводу надели все самое парадно-выходное. Это был настоящий праздник. Таких аплодисментов и оваций не срывал ни один театр "под крышей".

          В Колокарево праздновались наряду с советскими и престольные праздники. Провожали масленицу, проводили народные (молодежные) гулянья на Ивана Купалу, отмечали Коляду с ряженными.


          Спасибо.

    #28 SERGEY67

    SERGEY67

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 128 сообщений

    Отправлено 04 Март 2017 - 23:59

    .  .  .Хочу рассказать историю своей семьи, своего рода.

    .  .  .Мой прадед, Ерзиков Матвей Иванович, происходит из деревни Станисловка. В свое время, в молодости, он служил в во флоте, в Кронштадте. Дослужившись до определенного чина и вернувшись домой в деревню в возрасте уже за сорок лет, он женился, построил большой дом. В доме кроме собственно большой избы в четыре окна была ещё сзади зимовка – вторая изба, изразцовая печь, при доме была большая пасека. Мед хранился в больших долбленых липовых кадушках. Было много икон, целый иконостас в «красном углу» от пола до потолка, книги церковного и светского содержания, подшивки журнала «Нива», а также много фарфоровой посуды. У нас в семье от того собрания долгое время хранилась фарфоровая тарелка, тонкая, почти как бумага, на обороте которой было клеймо, английский герб (лев и осёл) и надпись «Hong Kong». К сожалению, она не сохранилась, разбилась.
    .  .  .У прадеда было трое сыновей: Ефим – мой дед и два Василия – Василий-большой и Василий-меньшой, а также их сестра. Имени её я не знаю, проживала в деревне Обритьево (Абрютьево). Жену прадеда Матвея звали Пелагея.
    .  .  .Василий-меньшой так назывался потому, что был младший, но ростом был более двух метров, больше всех. Если сядет у окна в избе, то загородит спиной всё окно. Он в конце двадцатых годов по вербовке уехал с семьей на Кубань, а потом в Донбасс, где его насмерть задавило в шахте в начале тридцатых годов. Впоследствии его жена Федосья с тремя дочерьми: Ниной, Зинаидой и Лидией, переехала в 30-х годах жить в Москву.
    .  .  .Василий-большой (был самый старший) ушел из семьи в деревню Кривцово, женившись на ком-то из Голубковых. О нем и его судьбе больше ничего не знаю.
    У моего деда Ефима от первого брака родилось трое детей: Аркадий, Александра и Николай. Его первая жена, Елизавета, умерла в 1926-м году, оставив троих детей. Последнему, Николаю, было шесть месяцев. Причиной её смерти было то, что она сильно поругалась на сенокосе с соседями из-за неправильно проведенного брода (границы). Еще сорок дней со дня её смерти не прошло, а его мать, Пелагея, стала подыскивать ему невесту. Дед второй раз женился на Капрановой Анастасии из дер. Семенково. От этого брака у него родилось двое детей: Лидия и Владимир – мой отец. Лидия умерла во младенчестве. Дед Ефим в 20-х годах работал продавцом в магазине в Путчине, а потом, перебравшись в Москву, стал работать в столовой поваром (см. фото).   

    Прикрепленный файл  SAM_0785.JPG   182,92К   6 Количество загрузок:Прикрепленный файл  SAM_1303.JPG   273,47К   8 Количество загрузок:

    .  .  .Благодаря этому  семье удалось избежать раскулачивания. Семья же продолжала жить в Станисловке, а дед в Москве. Дед умер в 1937-м году сорока семи лет. Похоронен, как рассказывали, на Ваганьковском кладбище  в Москве за счет той организации, где он работал. Интересно: могла ли сохраниться там его могила? Думаю, навряд ли.
    .  .  .Дочь его, моя тетушка Александра, перед войной работала на льнозаводе в Путчине. Нужно было ходить на работу ежедневно за семь километров к шести часам утра. В ту зиму (1940–41 гг.) развелось очень много волков. Волки приходили в деревни, выли под окнами. Однажды, выйдя с подругами затемно на работу, повстречали по дороге какого-то зверя и думали, что волк. Испугавшись, они убежали, вернулись домой и прогуляли весь день. А вечером подъехал «воронок» и всех их забрали. Она пробыла в заключении полгода. О своих злоключениях она вспоминать не любила. Говорила, что там творилось что-то невообразимое. Рассказывала, что один мужчина по дороге в вагоне вскрыл себе ножом живот. Угнали её куда-то в Белоруссию, на постройку каких-то военных укреплений и освободили только из-за того, что началась война.
    .  .  .Два её брата, оба мои дяди, Аркадий и Николай, погибли на  войне. Оба числятся без вести пропавшими. На сайте ОБД «Мемориал» выложены следующие документы:

       Прикрепленный файл  fullimage (1).jpg   164,75К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  fullimage.jpg   192,8К   4 Количество загрузок:

    .  .  .Аркадий был призван в 1940-м году. До призыва в армию работал трактористом в МТС. Еще задолго до войны он писал, что они стоят на границе и что, возможно, скоро начнется война. Бабушка Анастасия начала тогда делать кое-какие припасы. Это им помогло на какое-то время. Но все равно не удалось избежать голода. По весне приходилось собирать по полям мороженую картошку, а летом траву, листья, крапиву и печь с ними лепешки, «лялюхи», «олякиши». Нередко употребляли в пищу выжимки, «дуранду», которые шли на корм скоту. Несколько женщин из деревни тогда угодило в тюрьму за «колоски». Некоторые отсидели за них по пять лет. Эти колоски собирали и мололи из них муку на ручных деревянных жерновах.  
    .  .  .А также было плохо с дровами. Вокруг Колокарева мало лесов. Встречается в основном мелколесье. Из-за этого часто бывают ветры и зимой холоднее, чем в лесной местности. Дети 10–12 лет зимой ходили в лес собирать хворост, валёжник. Мой отец с его двоюродной сестрой так чуть не заблудились, и еще бы немного – замёрзли.  
    .  .  .Из-за того что лошадей и техники не хватало, женщины и дети вручную лопатами на полях копали землю. А также многие работали на торфоразработках под Переславлем и лесозаготовках в Колгане. Это было почти принудительно в сороковые – начале пятидесятых годов. Если человеку исполнилось 15–16 лет и у него не было постоянной работы в колхозе, то он просто обязан был отработать на этих работах. В противном случае – тюрьма, где немало людей отсидело. А многие по молодости двуручную пилу в руках не держали, а нужно было напилить определенную норму. Через это прошли мой отец и моя мама. В колхозе в то время работали в основном за трудодни, на которые колхоз, после расчетов с государством, к концу года выдавал определенное количество зерна. Вручную  сеяли из лукошка-сетева, жали, молотили, пололи лен, теребили и убирали его вручную. Кроме того требовалось платить государству сельхозналог натурой. Ежегодно нужно было отдать 300 литров молока, около 40 яиц, мясо, шерсть. В противном случае могли описать и отобрать имущество. Рассказывали, что бывало еще и такое. У женщины детей куча. Для того чтобы их накормить, приготовить какую-то еду, нужно растопить печь. Приходит утром  бригадир, выливает ведро воды в печь и выгоняет её на работу.
    .  .  .В сороковых – начале пятидесятых годов зачастую практиковалась добровольно-принудительная подписка на облигации госзаймов. Эти облигации, уже обесцененные более чем в десять раз, были окончательно погашены только в 1990-м году.
    .  .  .Деревни Станисловка и Раменье были расселены и впоследствии пошли по снос. В 1949-м году бабушка Анастасия с семьей переехала в Малое Лопаткино. Туда же переехали еще две семьи: Леонтьевы из Станисловки и Тестовы из Раменья.

    .  .  .Пишу все это по воспоминаниям и рассказам своих родственников.


    #29 Е.Лена

    Е.Лена

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 29 сообщений

    Отправлено 12 Март 2017 - 19:18

    Возник вопрос, по каким причинам бесследно исчезли деревни Григорово, Обритьево, Станиславка и Раменье Переславского района. Сначала расспрашивали знакомых о причинах, а потом решили собрать информацию из печатных источников. "Людей заставили покинуть деревни, выселяли насильно", - говорили старики. Кто заставил и почему?
    На XV съезде ВКП(б) ставился вопрос о "постепенном переходе к крупному общественному сельскому хозяйству". Для проведения коллективизации в деревню были направлены рабочие - "двадцатипятитысячники" и шефы с предприятий. К этому времени 80 % хозяйств были средняцкие и только 5 % - кулацкие.
    Первой основной причиной, по которой люди начали покидать деревни - нежелание вступать в колхоз и угроза раскулачивания. Некоторые крестьяне уничтожали свой домашний скот и перебирались в города.
    Второй причиной были репрессии в 1937-1938 гг. по Ярославскому краю. С 1918 г. по 1975 г. было расстреляно 2219 человек по политическим мотивам и 1660 - из раскулаченных, к административному наказанию привлекались члены  семей репрессированных, которых отправляли в ссылку.
    Третьей - потери во время ВОВ. С 1950 года продолжилась политика укрупнения колхозов, что привело к проблеме появления "неперспективных деревень", т.е. "лишних".
    Четвертой - призыв государства к освоению целинных земель и к работе на великих стройках.
    Пятой - в 1958 г. вводился повышенный налог на скот, птицу, фруктовые деревья и кустарники. Многие старались избавиться от личного хозяйства и перебраться в город. Результатом политики в 1962 г. на 25-30 % явился рост цен на продовольственные и промышленные товары. Стратегической задачей КПСС оставалась ликвидация различий между городом и деревней. В 1968 г. устоялся термин "неперспективная деревня".
    Шестой - продолжилось вытеснение людей из привычных мест жительства; многие семьи, минуя перспективные деревни, устремлялись в города. В Ярославской области планировалось сократить число деревень на 6 тысяч. Ликвидация деревень не учитывала социально-психологических факторов: привычки, духовные традиции, привязанности к своему дому, деревне, сложившемуся укладу жизни, болезненный разрыв родственных и соседских связей. Выживание происходило так: закрывались магазины и школы, сокращались рабочие места, не поставлялась сельскохозяйственная техника, отменялись автобусные маршруты и сносились остановки.
    Седьмой - старение населения, сокращение трудоспособных возрастов и доли молодежи, повышение смертности.
    Восьмой - возникновение жилищной проблемы - обветшание, низкое благоустройство. Чаще всего культурно-бытовые и социальные учреждения находились на центральной усадьбе на достаточном удалении от населенных пунктов.
    Это основные причины, приведшие к обезлюдиванию деревни.
    Вывод напрашивается сам собой. Деревни Григорово, Обритьево, Станиславка и Раменье были отнесены к "неперспективным" и исчезли с лица земли благодаря политике партии и государства времен укрупнения колхозов.
    На смену определению "неперспективная деревня" пришло - "умирающая".

    И.Ю.Михайловский "Социальная эволюция Российской деревни"

    http://www.visteh.ne...ailovsky-01.pdf

    #30 Е.Лена

    Е.Лена

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 29 сообщений

    Отправлено 29 Март 2017 - 17:58

    Просмотр сообщенияVladimirych (03 Январь 2016 - 21:56) писал:

    1897  ф.642 оп.3 д.1236 Переписные листы населения и хозяйств Сигорской волости (ГКУ ЯО ГАЯО)

      село Сигори, усадьба священно-церковно-служителей на церковной земле
      ФИО; лет; где родился; средства для существования;

    л.217
    Преображенский Алексей Алексеев диакон 42
    Преображенская Анна Павлова жена 40
    дети их
    Александра 15
    Александр 3
    Клавдий 9 месяцев
    Клавдия 10
    Аполлинария 8
    Лидия 5

      С начала до середины XX в. в Высокушской школе служила учителем Преображенская Лидия Алексеевна. Проживала она в Выползово. В селе Выползово было три школы, одна из них "семилетка". Там же преподавали брат Лидии Алексеевны - Клавдий Алексеевич и сестра Аполлинария (Полина) Алексеевна. Лидия Алексеевна всю свою жизнь посвятила обучению младших школьников. Замужем не была и детей не имела. Потомки Аполлинарии Алексеевны продолжили учительскую династию.
      В Выползово в 50х годах одна школа сгорела, другую разобрали и перевезли по новому адресу. Вместе со школой в огне пожара погибло несколько жилых домов.

    #31 SERGEY67

    SERGEY67

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 128 сообщений

    Отправлено 17 Февраль 2018 - 03:09

    Цитата

    ...Аполлинария (Полина) Алексеевна.

    Мой отец вспоминал, что у них была учительница Полина Алексеевна. Учился он в конце тридцатых - начале сороковых годов.

    #32 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 2 953 сообщений

    Отправлено 16 Июнь 2018 - 23:34

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (23 Февраль 2016 - 23:47) писал:

    ЯЕВ официальная часть № 12 марта 19-го 1883 года

    О служебных переменах по Епархиальному ведомству


    .  .  .Благочинный, Священник села Сигори, Угличскаго уезда, Платон Сахаров, 31 Января, согласно прошению, по болезненному состоянию, уволен от благочиннической должности, с оставлением за ним, впредь до усмотрения, должности Настоятеля прихода и с перемещением в село Сигорь в помощники ему, согласно собственному желанию и желанию прихожан, Священника села Милочева, Ярославскаго уезда, Петра Невскаго.

    ЯЕВ 1870г № 21 27 мая.
    О переменах по службе лиц Епархиального ведомства.
    Священник села Василева Угличского уезда, Александр Малиновский, 29 минувшаго апреля, по распоряжению Епархиальнаго Начальства, удален от исправления должности Благочиннаго. А на его место, по резолюции Его Высокопреосвященства от 13 мая, введен в Благочинническую должность, с званием исправляющаго, Священник села Сигори, того же уезда Платон Сахаров.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования