Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 15 декабря 2018 года в библиотеке № 13 им. Ф. М. Достоевского. Обсудить на Форуме >>>

Новости:
  • 19.11.2018. 11 ноября 2018 года в возрасте 84 лет ушла из жизни давний член Ярославского историко-родословного общества МАРГАРИТА БОРИСОВНА ШПАКУНОВА. И вновь мы узнаём так поздно... Говорю мы, т.к. почему-то на последнем заседании об этом не было сказано ни слова... Обсудить на Форуме >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 3

    #1 Дьякон Андрей

    Дьякон Андрей

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 29 Октябрь 2012 - 11:28

    СПАСО-ЗАПРУДНЕНСКИЙ ХРАМ ГОРОДА КОСТРОМЫ

    * * *
    Обращаюсь к специалистам!
    Клир нашего храма собирает любую информацию об истории прихода.
    Церковь построена в 1754 г. в Спасо-Запрудненском монастыре, который, по преданию, был основан во второй половине XIII в. князем Василием Ярославичем на месте явления ему иконы Федоровской Божьей Матери. До середины XVIII в. все постройки монастыря, включая церковь во имя Федоровской иконы Богоматери, были деревянными. В 1724 г. монастырь был приписан к Богоявленскому монастырю, а в 1758 г. в него была переведена духовная семинария, в связи с чем на монастырской территории был сооружен целый ряд деревянных зданий, в том числе деревянная Введенская церковь. После пожара 1813 г. семинария была переведена в город. В 1764 г. монастырь был упразднен, а его храм стал приходским.

    #2 Дьякон Андрей

    Дьякон Андрей

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 18 Ноябрь 2012 - 11:49

    Привожу полное библиографическое описание тех книг, с которых сделаны копии:
    • Упраздненные монастыри Костромской епархии / с предисл. А. Титова. - М.: печ. А.И. Снегиревой, 1909. - С. 13-15.
    • А.С. [Спицын А.А.]. Церкви Костромской епархии. По данным архива Имп. Археологич. комиссии. - СПб.: Тип. Глав. Управления уделов, 1909. - С. 34.
    • Баженов И.В. Обозрение упраздненных монастырей и пустынь Костромской епархии // КЕВ.- 1917.- № 6.- Ч.н.- С. 109-111.
    • Беляев И.С. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии, составленное на основании подлинных сведений, имеющихся по духовному ведомству, членом Костромского губернского статистического комитета Костромского Успенского собора протоиереем Иоанном Беляевым. - СПб.: Тип. Почтового департамента, 1863. - С. 14-15.
    • Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Справочная книга / изд. редакции Костромских епархиальных ведомостей. - Кострома: Губ. тип., 1911. - С. 8-9.
    Особая благодарность за предоставленные материалы Ольге Гороховой.


    Прикрепленный файл  Упразд. монастыри. С. 13.jpg   96,58К   13 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Упразд. монастыри С. 14.jpg   103,53К   8 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Упраздн. монастыри. С. 15.jpg   101,29К   10 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Церкви Костр. еп. с. 34.jpg   81,56К   16 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Баженов. Упраз. мон. С. 109.jpg   116,17К   10 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Баженов. Упраз. мон. С. 110.jpg   107,27К   7 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Баженов. Упраз. мон. С. 111.jpg   115,02К   8 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Беляев. Стат. описание. С. 14.jpg   88,34К   5 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Беляев. Стат. описание. С. 15.jpg   78,09К   6 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Краткие стат. сведения. С. 8.jpg   128,23К   7 Количество загрузок:



    #3 Дьякон Андрей

    Дьякон Андрей

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 19 Ноябрь 2012 - 19:20

    Семинария на Запрудне.

    (1760-1813 гг.)


    Окончательное становление духовной семинарии связано с именем епископа Дамаскина (Аскаронского), возглавившего Костромскую епархию в 1758 году. Образованный украинец, бывший ранее ректором Новгородской духовной семинарии, он так много сделал для семинарии в Костроме, что, по мнению историков, может считаться даже "настоящим ее основателем".

    Прикрепленный файл  Кострома - церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне.jpg   41К   3 Количество загрузок:


    Церковь Спаса Нерукотворного на Запрудне в 1754 году. Во время пребывания семинарии

    на Запрудне в первом этаже храма размещалась семинарская библиотека.

    Современная фотография.


    Сразу же по приезде в Кострому владыка Дамаскин распорядился перевести семинарию за город к небольшому Спасо-Запрудненскому монастырю, основанному в XIII веке на месте явления Феодоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края.

    Строительством семинарии на новом месте руководил бывший игумен Иаково-Железноборовского монастыря Досифей (позднее – архимандрит Соловецкого монастыря). Со всех концов епархии своих плотников, каменщиков, штукатуров, кузнецов по разнарядке консистории присылали монастыри: Паисиев, Новозаозерский, Макарьев-Унженский и др. Постепенно вблизи Спасо-Запрудненского монастыря, в местности, издавна именуемой "Запрудней", вырос целый семинарский городок, включавший в себя учебные и жилые постройки, здесь же был выстроен для епископа архиерейский дом с крестовой Благовещенской церковью, разбит сад с прудом, появилась большая березовая аллея. Под семинарские нужды была занята часть строений Спасо-Запрудненского монастыря, в том числе и существующая доныне церковь Спаса Нерукотворного - в ее нижнем этаже разместились одна из учебных аудиторий и библиотека. Деревянная монастырская церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы стала семинарским храмом. (Церковная реформа 1764 года упразднила Спасо-Запрудненский монастырь, сделав семинарию полной хозяйкой на Запрудне.)

    Во главе семинарии вместо смотрителя стал ректор. Первым ректором семинарии был назначен архимандрит Софроний, образованный киевский инок, одновременно бывший настоятелем Николо-Бабаевского монастыря.

    На новое место семинария перебралась из города в 1760 году. Здесь, на Запрудне, она пробыла около полувека, и "запрудненский" период занимает в истории семинарии совершенно особую роль. Это был период ее окончательного становления, период роста, период формирования традиций. Именно тогда в семинарии наряду с латынью стали изучать греческий и древнееврейские языки, а затем – французский. В начале XIX века в семинарии было введено изучение медицины. Семинария быстро росла: если на момент переезда на Запрудню она насчитывала 50 учеников, то к концу XVIII века в ней обучалось уже около 600 учащихся.

    Прикрепленный файл  Епископ Костромской и Галичский Дамаскин (Аскаронский).jpg   56,45К   3 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Епископ Костромской и Галичский Симон (Лагов).jpg   54,68К   1 Количество загрузок:


    Среди выпускников семинарии этого периода было немало выдающихся людей, оставивших заметный след в исторПосле смерти владыки Дамаскина новым костромским архиереем в 1769 году стал епископ Симон (Лагов). Сын вологодского крестьянина, ставший, благодаря своим способностям и тяге к знаниям, видным церковным иерархом (не зря костромской историк протоиерей М. Я. Диев сравнивал епископа Симона с М. В. Ломоносовым), преосвященный Симон также внес большой вклад в дело становления семинарии. После кончины ректора семинарии архимандрита Софрония, не имея, видимо, достойных ему преемников, владыка Симон сам три года исполнял обязанности ректора и преподавал в семинарии греческий и древнееврейский языки.

    Среди тех, кто учился на Запрудне, были: протоиерей Я. И. Арсеньев – автор первой книги по истории кафедрального собора Костромы, М. С. Травьянский – историк, автор труда "Историко-археологическое описание церквей г. Костромы", К. И. Арсеньев – географ и статистик, профессор Петербургского университета, академик Петербургской Академии Наук, учитель будущего императора Александра II, (вып. 1806 г.), В. И. Всеволодов – медик, профессор Петербургской медико-хирургической академии, один из основоположников российской ветеринарии (вып. 1811 г.), протоиерей М.Я. Диев – крупнейший церковный историк костромского края (вып. 1813 г.), протоиерей Ф. А. Голубинский – известный религиозный философ, профессор Московской духовной академии (вып. 1814 г.) и др.

    Прикрепленный файл  протоиерей Д. Я. Диев.jpg   48,99К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  протоиерей Ф. А. Голубинский.jpg   61,9К   1 Количество загрузок:


    С семинарией на Запрудне неразрывно связан старинный священнический род Островских. В 90-е годы XVIII века здесь учился Ф. И. Островский, дед великого драматурга А. Н. Островского, бывший позднее протоиереем Благовещенской церкви в Костроме, а затем монахом московского Донского монастыря. На Запрудне учились и трое его сыновей, в том числе и старший Н. Ф. Островский, отец драматурга (вып. 1814 г.), ставший позднее преуспевающим чиновником, купившим знаменитую усадьбу Щелыково.

    Конец запрудненского периода в истории семинарии совпал с грозными событиями 1812 года, когда в Россию вторглась французская армия. В начале боевых действий, когда стали формироваться народные ополчения, в их ряды вступило 25 учеников семинарии (желающих вступить было гораздо больше, но остальных не взяли по "молодости и слабости"). Судя по всему, большинство семинаристов-ополченцев погибло зимой 1812-1813 гг., разделив общую участь большей части костромского ополчения. В декабре 1813 года в семинарии вспыхнул пожар, уничтоживший учебный корпус. Это было тяжелейшим ударом по семинарии, в результате которого она была вынуждена покинуть обжитое место и следующие более чем полвека не иметь собственного помещения. Так как средств на восстановление сгоревшего на Запрудне здания не было, то решением епископа Сергия (Крылова-Платонова) семинария была переведена в Кострому, в Богоявленский монастырь.


    #4 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 681 сообщений

    Отправлено 02 Декабрь 2012 - 14:44

    Сказание

    о местно-чтимом Нерукотворном образе Спасителя,

    находящемся в Спасозапрудненской церкви города Костромы,

    на основании местных источников, изложенное священником сей церкви

    Василием Ройским


    Прикрепленный файл  Спасо-Запрудненский храм - Ройский В. Сказание 01.jpg   112,14К   19 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Спасо-Запрудненский храм - Ройский В. Сказание 02.jpg   164,12К   19 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Спасо-Запрудненский храм - Ройский В. Сказание 03.jpg   199,17К   17 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Спасо-Запрудненский храм - Ройский В. Сказание 04.jpg   177,32К   14 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Спасо-Запрудненский храм - Ройский В. Сказание 05.jpg   208,1К   15 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Спасо-Запрудненский храм - Ройский В. Сказание 06.jpg   189,35К   14 Количество загрузок:






    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования