Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 15 декабря 2018 года. Точные место и время будут обозначены ближе к событию >>>

Новости:
  • 19.11.2018. 11 ноября 2018 года в возрасте 84 лет ушла из жизни давний член Ярославского историко-родословного общества МАРГАРИТА БОРИСОВНА ШПАКУНОВА. И вновь мы узнаём так поздно... Говорю мы, т.к. почему-то на последнем заседании об этом не было сказано ни слова... Обсудить на Форуме >>>

  • с. Старое (Борисоглебское) и деревни прихода (Р.-Борисоглебский у./Тутаевский р-н)

    Старое Борисоглебское Р.-Борисоглебский уезд Тутаевский район сёла Р.-Борисоглебского уезда сёла Тутаевского района

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 16

    #1 ded77

    ded77

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 274 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 00:12

    СЕЛО СТАРОЕ (БОРИСОГЛЕБСКОЕ) И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА, РОМАНОВ-БОРИСОГЛЕБСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ ТУТАЕВСКОГО РАЙОНА

    * * *
    Прошу помощи!
    Пишу книгу.
    Посетил все существующие и существовавшие храмы Романово-Борисоглебского уезда, кроме одного.
    Нет его нигде!

    Данные 1908 г.
    «Краткие сведения о монастырях и храмах Ярославской Епархии».
    "Церковь Борисоглебская, единоверческая, зданием деревянная, на каменном фундаменте, приходская. Св. престолов два: в холодной – во имя Св. Благоверных князей Бориса и Глеба и в теплой – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковь построена в 1731 г. тщанием прихожан.
    В деревне Заём деревянная часовня. Земли церк. 36 дес. При церкви дом; для жительства псаломщика.
    Прихожан в селе Старо-Борисоглебском 67 д. м. п. и 56 ж., в деревнях: Леонтьевском 30 м., 33 ж.; Клементьеве 12 м., 19 ж.; Игумнове 40 м., 38 ж.; Киселеве 19 м., 20 ж.; Глядинце 36 м., 36 ж.; Кузмищеве 19 м., 13 ж.; Долгорукове 24 м., 18 ж.; Займе 7 м., 11 ж.; Савкине 33 м., 43 ж.; Калинцеве 19 м., 25 ж.; Заемье 40 м., 54 ж.; Починке 19 м., 20 ж.; Барышке 13 м, 17 ж.; Оносове 4 м., 2 ж.; Фоминском 4 м., 4 ж.; Кривцове 3 м., 5 ж.; Маслове 6 м., 3 ж.; Балакине 3 м., 4 ж.; Евлашеве 6 м.: 5 ж.; Горильце 5 м., 4 ж.; Нофринском 8 м., 8 ж.; Парфенове 11 м, 11 ж.; Гляденове 16 м., 15 ж.; Юрневе 27 муж. и 25 жен.
    Деревни расположены от церкви от одной до сорока пяти верст. Село расположено в 36 верстах от Ярославля, на равнине, при реке Ухтоме. Адрес: Семеновская почтово-телеграфная ст., Пошех. у.
    В приходе с 1902 года школа грамоты.
    По штату положено быть: священнику и псаломщику. Причту жалованья от казны 284 руб.".

    По соседним деревням искать не получается, поскольку разброс от 2 до 45 вёрст.
    От Ярославля в 36 верстах написано, а река указана Ухтома. От Ухтомы до Ярославля в любой точке куда больше. Тем более что и почтовый адрес - Пошехония.
    Нашёл Старое. Некоторые названия рядом совпадают - но это же север Пошехонского района.
    Ошибка?
    Казус?

    * * *
    Любая информация и старые фото желательны по всем церквам бывшего Р.-Борисоглебского уезда,
    а они и в Даниловском (15), и в Ярославском (16), и в Рыбинском (7), и в Большесельском (7) уездах.



    #2 jkondr

    jkondr

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 022 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 12:58

    Цитата

    Нашёл Старое. Некоторые названия рядом совпадают - но это же север Пошехонского района.
    Ошибка?
    Казус?

    При быстром поиске встречается именно:
    1. с. Старо-Борисоглебское Пошехонского уезда
    Ранее существовавшие единоверческие монастыри, иноческие общины и приходы
    ЯРОСЛАВСКАЯ  ГУБЕРНИЯ (одноименная епархия).Пошехонский уезд.
    9. с. Старо-Борисоглебское (Старое, Старое Село)
    Ныне - в Володарском р-не Ярославской обл.
    а) Церковь св. Бориса и Глеба. 2 престола.
    Передана единоверцам от новообрядцев.
    б) дер. Заемье. Часовня.
    Приход создан в 1859 году (вскоре после создания насчитывал 984 прихожан).
    Ссылка на источник  

    В справочнике "Ярославская губерния Список населённых мест по сведениям 1859 года.":
    Пошехонский уезд.
    По левую сторону р. Ухтомы
    5451. Староборисоглебское при речке Спице.
      Село казенное. Церковь старообрядческая.

    #3 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 17:59

    Добавлю от себя. Если о Романов-Борисоглебском уезде, то в Малаховском приходе числилось Старово. Оно есть и на современной карте, примерно 28 км по прямой до Ярославля; возможно, по дорогам как раз 36 верст и выйдет. Ориентир тут. Не знаю, однако, как оно соотносится с единоверчеством.  

    Если о единоверчестве в Ярославской губернии вообще, то Малаховский приход в конце XIX века считался одним из наиболее подверженных расколу. С критикой единоверчества (и политики властей по отношению к нему), в том числе по ситуации в Романов-Борисоглебске, выступал И.С.Аксаков.

    #4 jkondr

    jkondr

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 022 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 20:39

    Цитата

    ...числилось Старово.

    К сожалению, Старово - всегда была деревней.
    А вот точное место Староборисоглебского в викимапии:
    Старое Село
    Постоянное население 11 чел. (2009).
    Относится к Семеновскому сельскому поселению Первомайского района.
    Ссылка на карту.
    Вышеперечисленные приходские деревни присутствуют. А у Аполлинария Крылова по состоянию на 1861 год эти деревни в приходе церкви села Никольского, что на Ухтоме.

    Хорошо бы знать контекст принадлежности к Романово-Борисоглебскому уезду.

    #5 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 22:40

    Насколько я мог понять, контекст каким-то образом связан с единоверчеством: "Деревни расположены от церкви от одной до сорока пяти верст"(!). Число официально функционировавших единоверческих церквей в губернии было даже меньше числа уездов. Как при этом были "нарезаны" единоверческие приходы - установить, наверное, сложно.


    #6 jkondr

    jkondr

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 022 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 22:56

    Именно и непонятно, почему в первом сообщении данная церковь приписывается к Романово-Борисоглебскому уезду.
    А по справочнику 1908 года "Краткие сведения о монастырях и храмах Ярославской Епархии" нельзя определиться с принадлежностью?

    #7 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 23:33

    Я-то понял наоборот: какая-то часть территории Романов-Борисоглебского уезда приписана "по единоверческой принадлежности" к этой церкви. Повторю, что у меня нет оснований причислять упомянутое Старово к единоверчеству: тут просто похоже на "36 верст от Ярославля".

    #8 jkondr

    jkondr

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 022 сообщений

    Отправлено 14 Июль 2012 - 23:41

    Цитата

    Я-то понял наоборот: какая-то часть территории Романов-Борисоглебского уезда приписана "по единоверческой принадлежности" к этой церкви.

    Без deda77 не разберёмся. Одно ясно - что церковь находилась именно в Пошехонье.

    #9 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 058 сообщений

    Отправлено 15 Июль 2012 - 01:33

    Ах, точно, почти год назад стояла на форуме эта проблема:

    Просмотр сообщенияded77 (03 Сентябрь 2011 - 21:42) писал:

    В "Кратких сведениях..." в Р.-Борисоглебском уезде обозначено село Старое (Борисоглебское).

    Изображение

    Не могу его найти. Ухтомы две: одна много севернее, другая много южнее.
    Может, кто-то в курсе?

    Как-то мы упустили из виду то сообщение. :mellow:

    #10 MVR

    MVR

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 147 сообщений

    Отправлено 15 Июль 2012 - 21:22

    ГАЯО 230, п.2, д.2754

    Клировые ведомости единоверческих церквей за 1870 год

    №3 Спасо-Архангельская церковь (населенный пункт не указан, вероятно, Романов-Борисоглебск)

    Священник Михаил Петров Ликвентов, 51 год. Обучался в Костромской духовной семинарии, окончил в 1842 году. С 23.10.1845 года священник Ильинской церкви на Тутке (?) Солигаличского уезда. В 1854 году - духовник. В декабре 1854 года по просьбе прихожан переведен к Костромского уезда Успенской единоверческой церкви с.Жарков. В 1858 году по прошению прихожан Ярославской епархии г.Романов-Борисоглебска переведен к Спасо-Архангельской единоверческой церкви. 16.01.1859 года командирован в Пошехонский уезд для освящения вновь открытой единоверческой церкви в с.Старо-Борисоглебск. 13.02.1859-17.08.1859 гг. заведует должностью священника в с.Старо-Борисоглебск. С 15.06.1859 года заведует училищем при своей Архангельской церкви. С 28.01.1860 года проходит должность благочинного по единоверческим церквям. Вдов.
    Дети:
    Александра, 17 лет. Кончила курс в Ярославском училище девиц духовного звания.
    Анна, 16 лет. Обучалась в городском Романов-Борисоглебском девичьем училище.
    Ольга, 13 лет. Обучается в Ярославском училище девиц духовного звания во 2 классе.
    Алексей, 9 лет. Обучается в уездном училище г.Романов-Борисоглебска в 1 классе.

    Сестра его родная девица Агрипена Петрова, 55 лет.

    В этом деле 3 клировых ведомости: Ярославская градская Успенская церковь (постр. в 1869 году), единоверческая с.Великого (постр. в 1864 году) и Спасо-Архангельская. У меня было мало времени, и я, к сожалению, не успела выписать, как распределяются прихожане по населенным пунктам.
    География очень обширная. Разные уезды и города.

    #11 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 16 Июль 2012 - 12:28

    Цитата

    ...населенный пункт не указан, вероятно, Романов-Борисоглебск...

    Марина Владимировна, не вероятно, а точно. Как и то, по-видимому, что часть Романов-Борисоглебского уезда отошла по линии единоверчества в заведывание вновь открывшейся в Пошехонье Борисоглебской церкви. С уходом на покой (в 1853 году) архиепископа Евгения государство явно усилило политику, направленную на учреждение единоверческих церквей в Ярославской губернии, предпочитая иметь в руках управляемость, нежели неуправляемых «партизан»-раскольников.

    #12 jkondr

    jkondr

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 022 сообщений

    Отправлено 16 Июль 2012 - 13:29

    Цитата

    ...по-видимому, что часть Романов-Борисоглебского уезда отошла по линии единоверчества в заведывание вновь открывшейся в Пошехонье Борисоглебской церкви.

    По всей вероятности, смотрим Ссылку, в рамках Ярославской епархии (единоверческой) деления (принадлежности к) по уездам просто не было. Ярославская губерния - одноимённая епархия.

    #13 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 16 Июль 2012 - 14:17

    Юрий Геннадьевич, так все верно: единоверческих церквей было мало, поэтому населенные пункты, жители которых причислялись к их приходам, были рассеяны на обширной трритории. В такой ситуации, конечно, при комплектации приходов руководствовались принципом целесообразности (расстояниями и удельными количествами прихожан), а не соответствия административно-территориальному делению. Даже в комплектации православных приходов бывали исключения территориального характера.
    (Одно время единоверческая братия Ярославской губернии вообще числилась за Костромским архиереем.)

    #14 ded77

    ded77

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 274 сообщений

    Отправлено 23 Июль 2012 - 14:13

    Спасибо.
    Меня смущало расстояние в 36 км, но это, вероятно, описка или ошибка.
    Поеду, побываю.

    #15 Колесов Игорь Анатольевич

    Колесов Игорь Анатольевич

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 110 сообщений

    Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 16:28

    Цитата

    Поеду, побываю.

    Здравствуйте!
    Ну как, побывали в с. Старое? Здание церкви еще стоит? Я Родом с тех мест. Из дер. Кладово. Вышеперечисленные деревни действительно находятся там. Во многих я был, но вот в Старом ни разу. Рядом с селом Старое (около 2 км) находится село Юркино (вернее, одно название и здание бывшего храма РПЦ), в котором кладбище, на котором покоится прах моих Предков.
    А может быть кому-нибудь известно, где  старообрядцы прихода церкви села Старое хоронили своих Предков?

    Сообщение отредактировал Колесов Игорь Анатольевич: 21 Ноябрь 2016 - 10:39


    #16 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 058 сообщений

    Отправлено 20 Ноябрь 2016 - 16:42

    Цитата

    А старообрядцы где хоронили своих Предков? Хоронили в землю?

    Здравствуйте, Игорь Анатольевич.
    На нашем форуме много об этом писалось, например:

    Просмотр сообщенияMVR (12 Январь 2014 - 23:14) писал:

    Впервые столкнулась с записью о смерти раскольников, поэтому засомневалась в прочтении.
    Фраза о том, что тело зарыто в поле, очень поразила.

    Просмотр сообщенияDarya V (12 Январь 2014 - 23:41) писал:

    Марина, да-да, это встречается. На форуме мы обсуждали подобные записи:

    Просмотр сообщенияВладимир (19 Март 2008 - 18:41) писал:

    "12 августа 1880 года умерла проживающая в Данилове состоящая в расколе Анна Григорьева, 60 лет, неизвестно от чего".
    В графе "Кто исповедовал и приобщал" написано: "Раскольница по Филипову Согласу". С разрешения полиции "зарыта на старообрядском кладбище"...
    Даже сословие не указано!

    Просмотр сообщенияANKa10 (29 Ноябрь 2012 - 08:59) писал:

    ...есть даже запись "издохла" - о 90-летней раскольнице, похоронена неизвестно где.

    Просмотр сообщенияDarya V (30 Ноябрь 2012 - 00:13) писал:

    Антонина Николаевна, ничего себе... :o Мне в столь грубой форме ещё не попадалось.

    Обычно - "зарыт(а) в поле", "закопан(а) неизвестно кем и где". В таком духе.
    Ну это все мы, наверное, встречали.

    Просмотр сообщенияANKa10 (30 Ноябрь 2012 - 00:15) писал:

    Запись "издохла" была в исповедной росписи Пятнице-Туговской церкви г.Ярославля за 1838 г... Ранее писали "не была за расколом" (почти вся семья).
    В метрической книге - как обычно - 14.10.1838 г. причина неизвестна, в графе об исповеди - "никем, ибо по расколу", в графе "погребена кем и где" - "неизвестно".
    А в 1867 г. - записка от помощника пристава о захоронении раскольницы поморской секты на Данилковском кладбище. Моя приписка - в лесу.

    Игорь Анатольевич, читайте специальную тему "Старообрядчество". О старообрядцах такие вот общие вопросы писать лучше в ней, а эта тема посвящена конкретному селу.
    С уважением.

    #17 Колесов Игорь Анатольевич

    Колесов Игорь Анатольевич

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 110 сообщений

    Отправлено 21 Ноябрь 2016 - 10:36

    Благодарю! Обязательно ознакомлюсь с темой "Старообрядчество". Но я хотел спросить участников форума о месте захоронения старообрядцев села Старое. Прошу извинить меня, но, может быть, не совсем грамотно сформулировал свой вопрос, поэтому сейчас попробую исправиться.
    С уважением Игорь Анатольевич!




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования