Перейти к содержимому

Для гостей и участников, у кого возникли проблемы с регистрацией или забыли пароль или логин: 1) напишите мне на почту voroninee@yandex.ru или напишите (не звоните!!!) мне СМС, в мессенджерах Viber или WhatsApp на номер +79106650102 2) обозначьте проблему 3) укажите, с какой почты и/или с каким логином регистрировались. С уважением, администратор Форума ЯрИРО Евгений Воронин.

Очередное заседание ЯрИРО состоится 28 сентября 2019 года в Ростовском филиале Государственного архива Ярославской области. Все подробности читаем здесь >>>

Новости:
  • 21 - 22 сентября 2019 года в селе Вятское пройдет 4-я Встреча потомков предпринимателей и духовенства "Птицы возвращаются к гнездовьям" >>>
  • 22 ноября 2019 года. МУК «Музей истории города Ярославля» приглашает Вас принять участие в конференции "Роль медицинских династий в становлении здравоохранения в городе Ярославле и Ярославской области", которая состоится 20 ноября 2019 года и будет проведена в рамках одноименного музейного проекта >>>
  • 26 мая - 23 июня 2019 года. В городском выставочном зале им. Н. А. Нужина проходила IV Всероссийская генеалогическая выставка >>>
  • 01.02.2019. Библиотека общества. Электронные материалы. Добавлены Альманахи №№ 1 и 2 "Вспомнить всё. Эстафета памяти" Ярославской региональной общественной организации «Дети войны» >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 311

    #106 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 08 Октябрь 2014 - 08:08

    Из темы "Уроженцы Ярославской губ. в архивах других городов.

    Просмотр сообщенияАлексШустов (18 Ноябрь 2014 - 22:24) писал:

    ГАИО. Ф.90. Оп.1. Д.45. МК Покровской церкви с.Иванова:

    В 1855 венч. Яросл. у. с.Великого кр. Ал–р Павл. Лопаткин, 20 лет, 1-м браком (в 1867 г. – вторым), с ярославск. мещ. доч. Софьей Вас. Орловой, 17 л.
    В 1857 у них р. Анна (ум. 1859). В. – его отец, того ж села кр–н Павел Никол. Лопаткин, и яросл. мещ. вд. Прасковья Вас. Орлова.
    В 1860 у них р. Глафира. В. – Возн. пос. куп. с. А.А. Федоров и ярославск. мещ. Прасковья Вас. Орлова.

    Просмотр сообщенияАлексШустов (14 Октябрь 2014 - 22:30) писал:

    Ф.90. Оп.1. Д.62. КБО Покровск. ц. с.Иванова:

    В 1867 Яр. у. с.Великого кр. А.П. Лопаткин, жит. в Иванове, 30 лет, венч. с рязанск. мещ., жит. в Москве.

    Просмотр сообщенияkliona (27 Август 2012 - 16:33) писал:

    ГАИО, фонд 151, опись 1, дело 331. Бумагопрядильная, льноткацкая и отбельная фабрика Товарищества Волжской мануфактуры Миндовского и Бакакина в селе Наволоки Кинешемского уезда Костромской губернии.
    Алфавитная книга жалованья служащих с Пасхи 9.4.1900 по Пасху 1.4.1901 г.

    Жиряков Иван Иванович, бительный мастер - уроженец села Великое Ярославской губернии и уезда.
    Попов Петр Петрович, бельный мастер - уроженец села Великое Ярославской губернии и уезда.

    * * *
    В Гос. архиве Ивановской области, просматривая алфавитный каталог, обнаружила ссылки на списки 1932 г. бывших красногвардейцев и партизан. Это время существования Ивановской промышленной области, поэтому есть:
    Диево-Городищенский отряд, г.Кострома, Даниловский район, Гаврилов-Ямский район, Буйский район - фонд 1510 Ивановского областного исполкома, опись 1, дела 6158 и 6161.

    За точность не ручаюсь, т.к. карточки там старые и даже работник читального зала не знал, что там есть.


    #107 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 02 Ноябрь 2014 - 17:08

    Lib.ru/Классика: Аксаков Иван Сергеевич. Письма к родным (1849-1856)

    "11 сентября 1850 г<ода>. Понед<ельник>. Ярославль.

    В прошедшую субботу ездил я с гр<афом> Стенбоком и Оболенским4 в Великое Село, на выставку сельских произведений и ярмарку, верстах в 25 от Ярославля. Это село принадлежит помещикам Яковлевым и подлинно Великое Село. В нем 600 домов, из которых 200 каменных. Оно знаменито производством холстов и полотен. Действительно, великосельские полотна считаются лучшими, и государь приказал покупать для себя только эти полотна. Впрочем, это сделано государем только в видах покровительства этой промышленности, потому что в сущности голландское полотно и дешевле и лучше. Самое лучшее великосельское полотно на 12 голландских рубашек стоит не дешевле 100 р<ублей> серебром, но оно никогда не имеет прочности голландского. Этим промыслом занимаются собственно женщины, а мужья торговлей и другими промыслами. Это село, с одной стороны, производит приятное впечатление своим богатством и бодрою, умною деятельностью, с другой стороны, поражает вас неприятно отсутствием всякого сельского характера и фабричным нарядом крестьян. После недавно бывшего пожара село стало строиться по плану, и каменные дома построены точно так, как в Петербурге, т.е. дом к дому. В селе несколько улиц и площадей и 3 церкви. Оно замечательно также красивостью своих обитателей. Великосельские женщины считаются типом ярославской женской красоты. И действительно, нет ни одной безобразной женщины: все -- кровь с молоком, румяны, дебелы, довольно хорошего роста и с плохими косами, с прекрасными бровями и большею частью в немецких платьях. Впрочем, здесь еще весьма употребителен следующий костюм: юбка, фартук и курточка или кофточка, называемая и всеми крестьянками, даже спензер. Каково! Выставку мы почти не застали, потому что комитет распорядился переменить сроки, а мы этого не знали. Многие крестьяне получили награды за полотна свои и другие сельские произведения; впрочем, разнообразия в произведениях, говорят, было мало: лучшие произведения были полотна и какие-то семена ячменю. Надобно сознаться, что выставка, сколько я заметил, поощряет крестьян. -- Народу было тысяч 10, если не более. Все власти присутствовали там же. В день нашего приезда происходило только состязание крестьянских лошадей, но это глупость: заставляют лошадей крестьянских скакать в телеге, в одиночку, в оглоблях. Очень нужно это, да и кто скачет в оглоблях. Я, впрочем, не дождался конца скачки, ибо это продолжалось слишком долго. Вечером уехали мы домой, потому что в Великом Селе нет ни хороводов, ни других игр и слышится только одно пенье в кабаках и трактирах".


    #108 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 28 Ноябрь 2014 - 11:41

    ЯГВ № 48, 1834 г., стр. 929 – О вызове лиц по делам.
    12. В Угличский уездный суд:
    Крестьяне Ярославского уезда села Великого г.г. Яковлевых Федор Никитин Я(ш)манов и Угличского уезда вотчины г. Салтыковой деревни Вязькова Алексей Осипов Толокнов. (Мос. Вед. № 83)

    #109 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 3 511 сообщений

    Отправлено 30 Ноябрь 2014 - 20:27

    Журнал Министерства Внутренних дел 1847 г.

    Пожар в селе.

    Прикрепленный файл  Великое пожар.jpg   33,62К   7 Количество загрузок:



    #110 Сергей Киселев

    Сергей Киселев

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 3 сообщений

    Отправлено 09 Декабрь 2014 - 20:33

    Автором этой статьи является Валерий Григорьевич Федотов - гаврилов-ямский краевед

    #111 Alexey WL

    Alexey WL

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 368 сообщений

    Отправлено 08 Январь 2015 - 20:39

    Прикрепленный файл  С Рождеством, Великое Село!.JPG   146,86К   18 Количество загрузок:

    С Рождеством, Великое Село!

    #112 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 27 Январь 2015 - 23:04

    РГБ. Журналы Ярославского уездного земского собрания. Очередная сессия 1896 года. Ярославль. 1897 г.
    стр. 6

    Список

    членов ярославского уездного податного присутствия,

    состоящих в трехлетие 1894-1896 г.г.


    Из числа лиц, уплачивающих гильдейские пошлины.

    Члены.

    стр. 7
    4. Моругин Алексей Васильевич, крестьянин села Великого.
    5. Бауткин Гавриил Андреевич, крестьянин села Великого.

    Из числа лиц, торгующих по промысловым и на

    мелочной торг свидетельствам.

    Члены.

    1. Воронин Алексей Александрович, крестьянин села Великого.

    Кандидаты.

    2. Вязниковцев Александр Алексеевич, крестьянин села Великого.
    3. Фролов Александр Алексеевич, крестьянин села Великого.

    стр. 8

    Список

    лиц, имеющих право на избрание в члены ярославского

    уездного податного присутствия на трехлетие 1897-1899 г.г.

    Из числа лиц, уплачивающих гильдейские пошлины.

    Члены.

    2. Моругин Алексей Васильевич, крестьянин села Великого.
    3. Бауткин Гавриил Андреевич, крестьянин села Великого.

    Кандидаты.

    2. Бещев Алексей Александрович, крестьянин села Великого.

    Из числа лиц, торгующих по промысловым и на

    мелочной торг свидетельствам.

    Члены.

    1. Воронин Алексей Александрович, села Великого.
    стр. 9

    Кандидаты.

    2. Вязниковцев Александр Алексеевич, села Великого.

    Собранием закрытою баллотировкою шарами избраны из лиц, уплачивающих гильдейские пошлины, в члены: ..., А.В. Моругин 19 против 3-х, Г.А. Бауткин 22 против 1-го; в кандидаты: ..., А.А. Бещев 20 против 3-х, ...; из лиц, торгующих по промысловым и на мелочной торг свидетельствам, в члены: А.А. Воронин 22 против 1-го, ... и в кандидаты: ... А.А. Вязниковцев 21 против 2-х, ...

    #113 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 10 Февраль 2015 - 11:21

    О проведении второй телефонной линии в с. Великое через с. Еремеевское.


    Очередным собранием двух прошлых сессий - 1907 и 1908 г.г. управою представлялся доклад о проведении второй телефонной линии в с. Великое через с. Еремеевское и оба раза возбуждаемый вопрос собранием оставлялся открытым.
    Между тем потребность в его положительном разрешении с каждым годом все более назревает, как показывает практика телефонных сношений в уезде. Это обстоятельство побуждает управу просить собрание в третий уже раз пересмотреть означенный вопрос, при чем она считает необходимым снова повторить те основания, которые приводились ею в 1907 году в подтверждение необходимости указанного расширения сети.
    Село Великое, имеющее население не менее уездного города и преимущественно торгово-промышленное, пользуется телефоном более всякого другого пункта в уезде, а так как по проводу Ярославль-Шопша имеют сообщение еще 4 станции, кроме с. Великого, то последнее часто не может получить Ярославля за занятием линии какою-либо другою станцией. Для избежания этого неудобства необходимо дать с. Великому еще один путь для переговоров с Ярославлем. ...

    -----
    РГБ. Журналы Ярославского уездного земского собрания. Очередная сессия 1909 г. Ярославль. 1910 г. Стр. 156 - 158.

    #114 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 11 Февраль 2015 - 11:16

    О выборе заведующих военно-конскими участками и их помощников по Ярославскому уезду на новое трехлетие.

    Наименование сборного пункта - с. Великое.
    Звание, ФИО заведующего участком - Иродов Михаил Николаевич, крестьянин Великосельской волости, с. Великого; служит с 1900 года.
    Звание, ФИО помощника заведующего - Ильичев Афанасий Федорович, крестьянин Великосельской вол, д. Воробьева; служит с 1894 года.

    -----
    РГБ. Журналы Ярославского уездного земского собрания. Очередная сессия 1909 г. Ярославль. 1910 г. - стр. 159-162, 163.

    #115 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 21 Март 2015 - 20:09

    РГАДА. http://rgada.info/...

    Фонд 764. Ростовская земская изба, ратуша и городовой магистрат (Переписные канцелярии 2-й ревизии). Опись 1. Годы 1702-1759. Кол-во дел 4929. Дела о таможенных и кабацких сборах, выборе бурмистров, наборе работных людей, торговле солью. Смотреть
    Л. 2
    7. Дело 20. Память из ратуши марта от 2 дня [1]702 году о сыске и о присылке содержащихся в Ростове под земской избой Ростовского уезду села Великого с крестьян Осипа Барсова, Андрея Блохи и Григорья Черепенина по розыскному делу пошлинных денег трех рублей двадцати алтын полуторы денги на двух листах.
    Л. 6
    35. Дело 16. Память из ратуши сентября от 19 дня [1]702 году о взыскании ростовских земских дел бурмистром сел Вощажникова и Великого с крестьян Панфила Павлова с товарищи недос..нных по указу винных денег в 2 с 4(тью) и при ней отписка на 4 листах.
    Л. 11, 11об
    70. Дело ?. Память из ратуши генваря от 26 дня [1]703 году отчете села Великого земских бурмистров Михаила Суворова да Василья Углечанинова в мирских приходах и расходах и при ней сказка, на 4 листах.

    #116 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 23 Март 2015 - 15:00

    РГАДА. http://rgada.info/...
    Фонд 563. Ростовская воеводская канцелярия (Документы надсмотрщиков крепостных дел в Переславль-Залесской провинции, Полковые дворы в Московской губ.). Опись 1. Годы 1727 - 1777. Кол-во дел 1297. Указы, журналы. Дела: о побегах крестьян, отказе имений, наборе рекрут, порубке лесов и потраве хлеба, взыскании долгов; по уголовным делам. Смотреть

    Л. 12об
    334. О крестьянах села Великого Василие Семенове, Иване Васильеве и Петре Алексееве, судимых за кражу. 1735 г. октября 13. На 44 листах.
    Л. 21
    505. 1750 г. марта 31. О крестьянине села Великого Михайле Никифорове, судимом за прием у ярославского купца Марина в заклад жемчужного борка. На 32 листах.
    Л. 25об
    608. 1757 г. декабря 16. О крестьянине деревни Марковиц Михайле Андрееве, судимом за разогнание из дому крестьянина Алексея Никифорова домашних с уносом пожитков. На 56 листах.

    -----
    Какое-то время деревня Марковицы входила в приход церкви с. Холм Огарев. (Дело не смотрела.)

    Цитата


    -----
    Л. 26об
    643. 1761 г. сентября 10. О взятом в селе Великом бежавшем колоднике Сидоре Петрове. На 65 листах.
    Л. 31об
    773. 1767 г. декабря 1. О крестьянке села Великого, Ульяне Андреевне, судимой за просрочку ... На 6 листах.
    Л. 32
    788. 1768 г. декабря 31. О зарезанном неизвестно кем крестьянине села Великого Петре Васильеве. На 20 листах.
    Л. 32об
    810. 1770 г. января 11. О земском села Великого, Петре (Ушакове), судимом за кричание караула. На 9 листах.
    Л. 34
    852. 1772 г. мая 28. О крестьянине села Великого, Никите Масленикове и Максиме Егорове, судимых , судимых за кражи. На 26 листах.
    Л. 38
    958. 1744 г. июля 25. О посылке дьячку села Великого, Афанасья Никифорова, в Юрьевскую Воеводеную Канцелярию, с крепостями. На 24 листах.
    Л. 48об
    1183. 1776 г. декабря 4. Об избавлении от платежа податей дворовых людей и крестьян села Великого. На 18 листах.

    #117 Alexey WL

    Alexey WL

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 368 сообщений

    Отправлено 11 Апрель 2015 - 10:50

    К Светлому Христову Воскресению.

    Воспоминания Ерофея Ивановича Огороднова о Пасхе в Великом Селе,

    записанные им в апреле 1946 года.


    Прикрепленный файл  1187в.JPG   21,99К   0 Количество загрузок:

    (Авторская орфография сохранена)
    .  .  .Сегодня Великий праздник Святой Пасхи. «Из праздников праздник, торжество из торжеств». Так красиво и громогласно пел в церкви хор певчих. Заутреня начиналась обыкновенно с 11.30 ночи и кончалась обычно не позднее 6 утра следующего дня. Одевание священников и псаломщиков было можно сказать особо ценное, которое хранилось до этого дня в ризнице. Подсвечники перед оградами были обставлены особыми крупными свечами. И также как в исключительных случаях зажжены были все висячие паникадила. На полу стояло несколько горшков с ладаном. Аромат в храме был чудный. Служба и пение отличались особой налаженностью и стройностью. После окончания службы прихожане подходили к священнику христосоваться. И с надобным желающим лобызались. Не ошибаясь скажу, что в этот день ни одна церковь не смогла вместить в свои стены желающих ее послушать и действительно каждый считал своим долгом быть участником этого христианского торжества. Детям спать в эти, хотя и ранние часы, не позволяли. Да они также в громадном большинстве своём были так настроены, что их, в случае надобности, удержать было невозможно. А многие из них еще до заутрени приспособили в окнах своего дома разные украшения и фонарики со свечами. Высокая колокольня в нашем Великом селе также была прекрасно иллюминована, на всех пяти слухах (?) горели плошки с салом. Их было много десятков. На площади свету было как днём. Горели бочки и ящики, нарочно свезенные сюда. Идя домой из церкви по дороге приходилось сталкиваться со знакомыми и каждый всегда считал своим долгом похристосоваться, говоря: Христос Воскресе. Воистину Воскресе - отвечал другой. Может это и везде, но в нашем доме был порядок. В этот день, скинув верхнюю одежду, вся семья должна была встать пред образами. И кто как может и должен знать и вместе с другими пропеть Пасху. Пение это довольно сложное. Происходило оно минут пятнадцать. Исполнялось всегда торжественно и с увлечением, и казалось, что всем участникам нравилось. Следовало за этим и поздравление, и троекратное целование. От родителей полагалось дать каждому крашеное яйцо. В домах, где были служанки или служащие, в этот праздник полагалось дать каждому по подарку или деньгами (на платье, брюки). Ждёт готовый накрытый стол. Сдобный пирог, сыр, масло, яйца, хорошее вино (рюмок по количеству семьи, не считаясь с возрастом) во  главе - освященная Пасха, разрезанная ломтиками. Настроение у всех действительно самое возвышенное, только раз в году. Опять поздравления, и теперь уже и чоканье и свободно может пить каждый ребёнок. Это надо почувствовать, как доволен иной, когда ему разрешают выпить вина, что имеют право только большие. А тем более это было прежде, когда дети и все прочие было иное. Не походит на сейчас. Ожидали в этот день дети и достаточно большого праздника  - на гулянье монету. Принято было наделять серебряным рублём. Ребятки отправлялись гулять, а большие - отдыхать на два часа. С 9 часов начинались приёмы визитёров. На лошади и пешком приходили знакомые и приятели из разных учреждений, с кем приходилось иметь дело. Последних удовлетворяли монеты от рубля до трёх рублей на человека. С приятелями и знакомыми обычно, с полчаса беседовали за буфетом по рюмочке. Всегда посещали нас весь состав священников со своим штатом. Обычно пели тропарь празднику. Прием этот стоил рублей 10-15.  В обязательном порядке всегда приходил правый хор певчих. А в Ростове - соборный. Их награждали также 10 или 15 рублями. Как и священство, буфетом не угощали. Не отказывали мы в приёме у себя в Великом священнику из Единоверческой церкви, а в Ростове - из церкви нашей Заровской улицы. Как правило, получали в этот день две-три поздравительных телеграммы, писем-видимых карточек имел в получении несколько десятков. Сам отправлял их на этот праздник до 50. В том числе и Анне Дмитриевне. У обоих были специальные типографские видимые карточки с наклейкой почтовой марки копейка или две (не помню), специальные конверты.
    .  .  .Празднование Пасхи до 1917 года происходило в течение 7 дней, и за работу принимались уже с понедельника. Все 7 дней на колокольне после обедни до вечерни происходил звон во все колокола. Ребятишкам дозволялось ходить и звонить беспрепятственно. У кого знакомства были добрые, хорошие, всю Пасху по вечерам ходили в гости, к такой категории принадлежали и мы с Анной Дмитриевной, и время праздника проводили мы с приятелями с удовольствием. Есть что помянуть. Судьба позволяла в грязь себя не ставить, от людей не отставать. Собирались и у нас. Гости были достаточно и довольно приличные. Знакомство наше и дружба в Великом не утеряны были, когда в 1913 году мы переехали на жительство в Ростов, тогда к нам нередко заезжали и заходили знакомые из Великого. Вот уже постигшая (общая) всех новая неприложная судьба разъединила эту дружбу многих, крупные расставания, условия и связь принудили порвать ее на веки.
    .  .  .С Великим селом, которое я оставил в 1913 году, мне пришлось быть не более 2 раз, но близкое отношение с ним продолжалось примерно до 1918 года, когда был арестован ААЛ(*) и сослан в Соловки и с того времени даже о нём сведений не имели, и связь окончательно порвана. Из Ростова мы выбрались в Иваново в 1930 году. Но связь имелась с Дмитрием Викторовичем Горячевым. Известно, что почти все наши друзья или померли или уехали, куда ворон костей не носит...

    * - ААЛ - вероятно, Александр Аристархович Латышев.

    #118 Елена Добрынина

    Елена Добрынина

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 184 сообщений

    Отправлено 14 Апрель 2015 - 01:55

    Ярославские Епархиальные Ведомости. Часть официальная. № 30, 5 ноября 1860 г.

    II. РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЯ.
    Указы ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Самодержца Всероссійскаго, изъ Свят?йшаго ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩАГО С?НОДА.

    2. Объ отпуск? 300 руб. сер. въ пособіе на построеніе новой Единоверческой церкви въ с. Великомъ.
    По указу ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Свят?йшій Правительствующій С?нодъ слушали рапортъ Преосвященнаго Нила, oт 4 Августа за № 102, объ отпуске 300 руб. сер. въ пособіе при построеніи Единоверческой церкви въ селе Великомъ, Ярославскаго уезда.  П р и к а з а л и:  Согласно съ ходатайствомъ Преосвященнаго, Свят?йшiй С?нодъ опред?ляетъ: испрашиваемую имъ, Преосвященнымъ, сумму триста рублей сереб. въ пособіе прихожанамъ Единоверческой церкви села Великаго, Ярославскаго у?зда, при построеніи ими въ семъ сел? новой церкви, отпустить въ в?д?ніе Его Преосвященства, за употребленіемъ въ расходъ назначенной по Государственной росписи на 1860 годъ экстраординарной суммы Духовнаго в?домства изъ остаточнаго капитала отъ штатныхъ суммъ на западныя Епархіи опред?ленныхъ, съ возвратомъ денегъ въ сей капиталъ изъ той суммы, которая назначена будетъ на экстраординарные расходы по Духовному в?домству въ будущемъ 1861 году, и надлежащее по сему распоряженіе поручить (и поручено) Хозяйственному Управленію при Свят?йшемъ С?нод?, о чемъ Его Преосвященству, давъ знать указомъ, предписать, чтобы въ употребленіи ассигнуемыхъ денегъ представленъ былъ надлежащiй отчетъ.


    #119 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 16 Апрель 2015 - 10:14

    ГАЯО, 230-15-37. Метрические книги церквей сел Ростовского уезда за 1875 год.

    с. Вощажниково.
    л.л. 33об, 34
    1/2 марта 1875 года
    Дочь Елизавета
    Родители: Ярославского уезда, села Великого, крестьян Николай Иванов Зыков и законная жена его Евдокия Иванова, оба православного исповедания.
    Восприемница: Дочь его родная Анна Николаева Зыкова.


    с.Троицкое в бору.
    л.л. 241об, 242
    9/10 мая 1875 года
    Дочь Анна
    Родители: Ярославского у., села Великого крестьянин Иван Алексеев Кучин и законная жена его Параскева Алексеева, оба православные.
    Восприемники: Села Вощажникова кр. вдова Александра Александрова Черничкина и Ростовского у., села Ильинского-Хованского крестьянин Димитрий Перов Флоров.


    #120 FMA

    FMA

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 710 сообщений

    Отправлено 06 Май 2015 - 22:55

    Просмотр сообщенияcadvmp (03 Июнь 2012 - 17:46) писал:

    Да уж, тут такая головоломка, что дальше некуда... :)
    Информации в этой теме (по селу Великому) явно недостаточно, чтобы восстановить линии родства по восходящим.
    Но, Михаил, разобрались ли Вы, в частности, кем же все-таки приходится Иван Тимофеевич Пестриков Вашему пращуру Евгению Дмитриевичу Соколову?
    Я усмотрел следующее противоречие:

    Если:
    (1) «Иван Тимофеев ... Евгению Дмитриеву и дьячку Николаю Алексееву дядя родной, последний и отец его крестный». (Здесь все верно, но фраза построена так, что не сразу доходит, что слово «последний» относится не к Николаю, а к слову «дядя», т.е. к самому Ивану Тимофееву).

    То:
    (2) «Евгений Дмитриев … . Ивану Тимофееву по б/це (?) дядя родной и дьячек Николай Алексеев – двоюродный брат». - не стыкуется c (1): вроде бы не «дядя» должно быть, а «племянник».

    Вот если бы фраза (2) была построена так:
    «Евгений Дмитриев … .Иван Тимофеев по отце (ему?) дядя родной и дьячек Николай Алексеев – двоюродный брат». - тогда было бы все логично (при условии, однако, что допустим такой оборот речи как «по отце ему дядя» - в чем есть сомнение). И тогда (вроде бы) напрашивается вывод, что отцом Евгения Дмитриевича был Дмитрий Тимофеевич.

    Разобрался, не прошло и три года... ((-:
    Евгения Дмитриева Соколова отец Дмитрий Филиппов и Иван Тимофеев Пестриков - братья по матери.
    Дмитрий Филиппов - от первого её брака, Иван Тимофеев - от второго - см. здесь и здесь 1788 год

    Дьячок Николай Алексеев Смирнов - сын сестры Ивана Тимофеева Пестрикова (тётки Евгения Дмитриева Соколова)
    Анны Филипповой (1777 - уп.1833), его отец - Яр.у. села Лаврентьева Холму священник Алексей Яковлев (1775 – уп.1833)

    #121 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 18 Май 2015 - 07:03

    Богадельня в с. Великом устроена и содержится ярославским купцом Александром Алексеевичем Локаловым. Призрением пользуются, по личному усмотрению г. Локалова, лица всех сословий, кроме духовных. Ежегодно в богадельне призреваются 8 мужчин и 8 женщин. (РНБ. Ярославский календарь на 1889 год. Ярославль. 1888. Стр. 21 ).

    #122 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 227 сообщений

    Отправлено 03 Июнь 2015 - 16:23

    Просмотр сообщенияFMA (26 Май 2014 - 08:20) писал:

    ГАЯО ф.230, п.1, д.12212, лл.107-114 РС СЦС Ярославской Епархии и уезда села Великого трехкомплектной церкви 1833 года...

    Протоиерей и Благочинный по селу Великому Вениамин Алексеев (Богословский)
    ...
    Дьячек Михайло Иванов (Смоленский) -/28 в 1828 определен из послушников Ростовского Борисоглебского монастыря

    Некоторые уточнения: в этой теме ранее протоиерей Вениамин Алексеевич фигурирует под фамилией Великосельский (без скобок, т. е. - твердо?), а дьячок Михаил Иванович определен в 1822 году (там же).

    #123 MVR

    MVR

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 196 сообщений

    Отправлено 04 Июнь 2015 - 00:36

    ГАЯО ф.230, оп.1, д.8362

    л.2-2об

    Ярославского уезда села Великого дьячка Алексея Иванова

    всепокорнейшее прошение

    Я, нижайший, будучи вдовым желаю посвятить себя монастырской уединенной жизни, но как имею еще при себе трех дочерей, а именно: Ульяну 25-ти, Евгению, 14-ти, Александру 12-ти и одного глухонемого сына Димитрия 10-ти от роду лет, то чтобы они, будучи без меня не были без пропитания, вознамерился я прибегнуть к святительским стопам Вашего Высокопреосвященства со всенижайшею просьбою о дозволении мне принять в дом к средней дочери моей Евгении на занимаемое мною дьяческое место жениха, каковым уже и избрал я по словесному дозволению Вашего Высокопреосвященства Ростовского Борисоглебского монастыря послушника Михайла Иванова, желающего поступить на мое дьяческое место со взятием помянутой дочери моей Евгении по прилагаемому его при сем обязательстве, которому все села Великого приходские люди дали заручное одобрение.
    Посему Вашего Высокопреосвященства милостивейшего Отца и Архипастыря всепокорнейшее прошу: 1 – меня уволить от настоящей должности моей, благословить на монастырское монашеское житие; 2 – определить на мое дьяческое место со взятием дочери моей избранного мною кандидата помянутого послушника Михайла Иванова и о сем моем прошении учинить милостивейшее Вашего Высокопреосвященства благорассмотрение.
    Июля 1822 года
    К сему прошению села Великого дьячок Алексей Иванов руку приложил

    л.3-3об

    Святейшего Правительствующего Синода
    присутствующему Высокопреосвященнейшему Симеону Архиепископу Ярославскому и Ростовскому и кавалеру

    Ростовского Борисоглебского монастыря послушника Михайла Иванова

    Всепокорнейшее прошение

    По резолюции Вашего Высокопреосвященства посвящен я нижайший в стихарь 1821 года декабря 1-го дня Самуилом Епископом Костромским и Галичским. А как ныне открылось дьяческое место Ярославского уезда в селе Великом, ибо престарелый дьячек Алексей Иванов по вдовству своему желание имеет поступить в монастырь и дочь свою девицу Евгению 14-ти лет желает отдать за меня и принять на свое место во дьячка, на каковое принятие согласны как оной части священник Алексей Афанасьев, так и его прихожане, да и все приходские люди, в чем по общему согласию дали мне за рукоприкладством протоиерея Вениамина Алексеева Богословского и благочинного Алексея Алексеева заручное одобрение того ради Вашего Высокопреосвященства милостивейшего отца и архипастыря всепокорнейшее прошу меня нижайшего на оное место из показанного Ростовского Борисоглебского монастыря уволить и определить действительным дьячком, и о сем моем прошении учинить милостивую Архипастырскую резолюцию.

    К сему прошению Ростовского Борисоглебского монастыря послушник Михайло Иванов руку приложил

    На увольнение сего просителя согласен – Борисоглебский архимандрит Павел

    #124 FMA

    FMA

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 710 сообщений

    Отправлено 04 Июнь 2015 - 15:30

    Просмотр сообщенияcadvmp (03 Июнь 2015 - 16:23) писал:

    Просмотр сообщенияFMA (26 Май 2014 - 08:20) писал:

    ГАЯО ф.230, п.1, д.12212, лл.107-114
    РС СЦС Ярославской Епархии и уезда села Великого трехкомплектной церкви 1833 года Декабря 14 дня

    Протоиерей и Благочинный по селу Великому Вениамин Алексеев (Богословский) -/41, в 1818 определен во священника из учителей ЯДУУ..

    Некоторые уточнения: в этой теме ранее протоиерей Вениамин Алексеевич фигурирует под фамилией Великосельский (без скобок, т. е. - твердо?) ...

    Судя по всему, "ранее" (в 1822 году)  Великосельский - это не фамилия (там ни у кого фамилии не указаны), а определение к Благочинному,
    аналогично 1833 году - "Благочинный по селу Великому" =>  Великосельский Благочинный / Благочинный Великосельский...
    (в РС, ИВ и т.п. обычно пишется ИО/ИОФ, чтоб было ФИО (с фамилии начиналось), никогда не встречал)

    Богословский его фамилия, он сам ей подписался в 1833 году - см. по  ссылке приложенные подписи.
    И выше в 1822 году он - Богословский.

    Здесь в 1809 году, вероятно, он же:

    Просмотр сообщенияFMA (10 Март 2015 - 22:32) писал:

    Ведомость о школах, учителях и учениках епархии Его Высокопреосвященства Антония Архиепископа Ярославского и Ростовского и ордена святой Анны 1 класса кавалера, в Ярославской семинарии обретающихся за 1809 год
    Школы Философии
    л.19а-об
    Даниловского уезда
    140. Села Захарьина священника Алексея Михайлова сын Вениамин Богословский 16 лет

    И здесь в 1867:

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (20 Сентябрь 2012 - 22:32) писал:

    Из "Ярославских епархиальных ведомостей" № 13 от 01 апреля 1867 года (неофициальная часть):
    "05 марта 1867 года в Мологском Воскресенском Соборе... совершено было отпевание тела в Бозе почившего О.Протоиерея Вениамина Богословскаго - одного из старейших и многоуважаемых. Он скончался на 77 году жизни 2 марта с.г.  Сын протоиерея Даниловского уезда села церкви Иоанна Богослова, что в Захарьине, Алексея Богословскаго. По окончании курса Богословских наук в 1813 году в Ярославской Семинарии, был определен учителем сперва русских, при семинарии тогда бывших школ, а потом, по преобразованию оной перемещен учителем на низшее отделение Ярославского уездного училища".


    #125 FMA

    FMA

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 710 сообщений

    Отправлено 05 Июнь 2015 - 02:16

    ГАЯО ф.230, оп.2, д.988, лл.119-123об
    РС СЦС Ярославского уезда села Великого 1850 года месяца Сентября

    Священник Алексий Стефанов Морев 24/41
    Жена Александра Васильева 31
    Дети: Петр -/14 состоит в высшем 3-м отделении ЯС, Николай -/3, Екатерина 13 (жена свящ. Владимира Евгеньева Соколова) , Анна 5, Клавдия 4

    Священник Иоанн Иоаннов Полянский 21/38
    Жена Ольга Ефимова (возраст не указан)
    Дети: Александр -/6, Вадим -/4, Любовь 13, Раиса 12, Павла 9

    Диакон Иоанн Тимофеев Пестриков 44/61
    Жена Ульяна Иванова 59

    Диакон Иоанн Григорьев Кутузов 37/54
    Жена Александра Космина 45
    Дети: Константин 6/23 кончил курс в ЯС, Николай -/13 состоит в высшем отделении ЯУУ, Владимир -/4, Марья 24, Екатерина 18

    Дьячек Иван Петров 50/67
    Жена Татьяна Федорова 64

    Дьячек Иван Павлов 9/26
    Жена Евдокия Иванова 23
    Дочь его Марья 4

    Пономарь Иван Тихонов (Великосельский) 47/64
    Жена Татьяна Андреева 61
    Дети: Василей Великосельский 5/22 состоит в нисшем отделении ЯС, Серафима 26, Ольга 24

    Пономарь Федор Ефимов 13/30
    Жена Елисавета Алексеева 29
    Дети: Анна 9, Ольга 6, Александра 3, Екатерина месяцу

    Дома Его Высокопреосвященства диакона Михаила Иванова (Смоленского) назначенный в 1835 на пономарское место, сын Николай (Спасский) 4/21, обучается в ЯС

    После покойнаго Благочиннаго Иерея Евгения (Дмитриева) Соколова
    сын Владимир 1/18 состоит в высшем отделении ЯС, дочь Анна 15

    После умершего священника Алексия Афанасьева
    жена Марья Тихонова 57
    Дочери ея: Марья 26, Александра 24

    После умершего священника Евграфа Теретьева Викторова жена Алла Алексеева 33

    После умершего дьячка Алексея Федорова (Великосельского - ?) дети:
    от 1-й жены – Евлимпия 49, от 2-й – Ольга 29 } девицы

    После умершего дьячка Егора Петрова дочь девица Анна 51

    После бываго дьячка Алексея Иванова (Сеславинского) дочь девица Ульяна 53

    Прикрепленный файл  подписи_Великое 1850.jpg   263,55К   7 Количество загрузок:


    ИВ 1745,  ИВ 1749,  ИВ 1752,  ИВ 1756,  ИВ 1765,  ИВ 1772,  ИВ 1774,  РС 1782,   ИВ 1782,  ИВ 1787,  ИВ 1793,  РС 1795, ИВ 1810,  РС 1811,  
    РС 1815,  КВ 1821,  КВ 1822,  КВ 1827,  РС 1833,  КВ 1837,  РС 1850,  Причт 1861,  КВ 1863 (3 сообщ.),  КВ 1864 (3 сообщ.),  КВ 1865,  
    КВ 1869,  Причт 1878

    #126 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 24 764 сообщений

    Отправлено 10 Июнь 2015 - 02:12

    Село Великое Ярославского уезда
    из атласа Менде (1850-е годы)

    Прикрепленный файл  Село Великое на карте Менде (SOB-2_4).jpg   281,33К   13 Количество загрузок:
    Фрагмент карты SOB-2_4

    (здесь - в оригинальном размере)



    #127 NikMur

    NikMur

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 839 сообщений

    Отправлено 13 Июль 2015 - 12:18

    Просмотр сообщенияИрИс (30 Ноябрь 2014 - 20:27) писал:

    Журнал Министерства Внутренних дел 1847 г.

    Пожар в селе.


    Изображение


    А год, когда был пожар, Вам известен? У меня вопрос по этому же журналу, но по Шопше.

    По данным барона Гакстгаузена пожар был до 1843 года
    http://shopshinskoe.ru/...

    Прикрепленный файл  МВД_обложка.JPG   16,79К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  МВД_стр495.JPG   12,81К   4 Количество загрузок:

    #128 NikMur

    NikMur

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 839 сообщений

    Отправлено 01 Август 2015 - 21:29

    В июле 2015 в издательстве "Аверс Плюс", Ярославль вышла книга Валерия Григорьевича Федотова "Отчий край-5"
    тираж 30 экз.

    Прикрепленный файл  Федотов000.JPG   122,66К   4 Количество загрузок:  Прикрепленный файл  Федотов197.JPG   239,02К   24 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  Федотов198.JPG   350,88К   22 Количество загрузок:

    Большая часть книги посвящена селу Великое.
    Воспроизведено с разрешения автора.

    #129 NikMur

    NikMur

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 839 сообщений

    Отправлено 08 Август 2015 - 16:12

    Прекрасный фильм А. Леонтьева (РБК) про Великое и Гаврилов-Ям

    kolesa0036_Velikoe.wmv

    (ссылка действует 20 дней)

    #130 Marina S

    Marina S

      Ветеран

    • Пользователи_
    • PipPipPipPipPip
    • 10 923 сообщений

    Отправлено 19 Август 2015 - 16:02

    Ярославские Губернские Ведомости. 1860 г. № 22, 23. Неофициальная часть.
    Отчет Ярославского общества сельского хозяйства за 1858 год.
    Главные пункты льняной промышленности Ярославской губернии.

    1.Прикрепленный файл  1.jpg   55,87К   4 Количество загрузок:  2. Прикрепленный файл  2.jpg   305,83К   8 Количество загрузок:  3. Прикрепленный файл  3.jpg   310,68К   2 Количество загрузок:  
    4.Прикрепленный файл  4.jpg   18,14К   0 Количество загрузок:  5. Прикрепленный файл  5.jpg   276,49К   2 Количество загрузок:


    #131 Аля

    Аля

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 438 сообщений

    Отправлено 28 Август 2015 - 15:37

    Макет в Этнографическом музее СПб.
    Сельская ярмарка в Ярославской губернии, с. Великое.

    Начало XX века.


    Прикрепленный файл  P8270290.JPG   126,62К   14 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  P8270287.JPG   573,49К   13 Количество загрузок: Прикрепленный файл  P8270288.JPG   565,72К   20 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  P8270289.JPG   553,87К   9 Количество загрузок: Прикрепленный файл  P8270286.JPG   548,76К   8 Количество загрузок:

    Смотришь на макет, и не оторваться от такой красоты.



    #132 Marina S

    Marina S

      Ветеран

    • Пользователи_
    • PipPipPipPipPip
    • 10 923 сообщений

    Отправлено 16 Ноябрь 2015 - 10:58

    Ярославские Губернские Ведомости. 1862 г. № 47.

    Журнал Ярославского Губернского по крестьянским делам Присутствия.
    Журнал заседания 14 августа.

    .  .  .Доклад. Г. мировой посредник Ярославского уезда, 2 участка, Костылев, от 19 апреля 1862 г. представил в Губернское Присутствие уставную грамоту, составленную по имению гг. наследников статского советника Яковлева, селу Великому. По уставной грамоте этой требуется возвышение повинности с каждого душевого надела, более причитающегося по Положению 4 руб. 23 коп., на 5 руб. 77 коп., что равняется прежнему оброку 10 руб. серебром с души. При представлении грамоты этой  г. посредник изъяснил, что, кроме пользования базарной площадью, нет основания увеличивать повинность более чем на 1 руб. с душевого надела, ибо большая половина жителей Великого села состоит из бедного ремесленного класса людей, не привыкшего к земледельческим работам и не имеющего возможности заняться земледелием по незначительности полевого надела, которого менее десятины на душу.
    .  .  .Из представленной грамоты видно: 1) что наделяемых душ в селе Великом 1747; 2) всей земли в пользовании крестьян состояло 1710 дес. 903 саж., а одной удобной 1642 дес. 1514 саж., из всей земли под усадьбами 133 дес. и под выгоном 26 дес., пахатной 1345 дес., укосной до 210 десятин; 3) лес в количестве 188 дес. 193 саж. не признается состоящим в пользовании крестьян; 4) по уставной грамоте весь существующий надел поступает в постоянное пользование Великосельского общества; 5) находящиеся в Великом селе оброчные статьи, как-то: торговые площади, трактир, харчевня, ренсковой погреб, табачная лавка, трепальня, полотняная фабрика, лавки, рыбная ловля на р. Которости и доход от ежегодной сентябрьской ярмарки, от лавок, балаганов, конной площади, с коих получается не менее 3500 руб. сер. в год, предоставляются в исключительное пользование крестьян села Великого; 6) питейные заведения и харчевни в Великом селе могут быть открываемы не иначе, как с разрешения владельцев; 7) за предоставленный надел в размере 2256 кв. саж. на душу, вместо следующих 4 руб. 23 коп. с душевого надела, назначается по 10 руб., а со всех 17470 руб. сер. в год, на том основании, что имение представляет особенные для крестьян выгоды, а именно: местность селения, представляющая большие удобства для производства обширной торговли всеми необходимыми для местного края потребностями, в особенности же полотнами и льном, в значительном количестве отправляемыми в Архарнгельск, Москву, Петербург и другие места; большие базары два раза в неделю; ярмарка, на которую для торговли полотнами стекаются не только жители ближайших мест, но много торговцев из Владимирской и Костромской губерний; также бывает известная ярмарка в селе Великом в начале сентября месяца, продолжающаяся 10 дней и приносящая жителям села большие выгоды. А сверх того, в надел входят весьма ценные поемные луга вдоль берегов реки Которости, сено с которых имеет весьма выгодный сбыт во время ярмарок и базаров, а также и оброчные статьи, изъясненные в грамоте; 8) усадьба отнесена к 4 разряду, а определение части душевого оброка, падающая по сему на усадебную оседлость, предоставлено Присутствию. Из сведения, доставленного мировому посреднику Великосельским волостным правлением видно, что хотя владельцы сенные покосы и считают весьма ценными, но они в действительности или удалены от села Великого, или скудны сеном. Принимая в расчет все покосы, по десятилетней сложности оказывается, что на душу скашивается в год не более 15 пуд. сена, так что жители не только не продают, но сами покупают сено на базарах. Крестьяне признают лес в количестве 188 дес. 193 саж., состоящим в их пользовании, ибо один из владельцев Карл Иванов Албрехт в 1824 г., будучи лично в Великом селе, пожертвовал весь лес в пользу вотчины., в количестве 168 десят., и только для того, чтобы лес этот не был вырублен в короткое время, приказал разделить его на 20 равных частей, и на основании этом ежегодно выпущалась 20-я часть лесу в пользование крестьян, по расчету на души. В 1847 и 1848 гг., когда три раза Великое село подвергалось пожару, бедным выдавался правлением лес, и владельцы оставались этим довольны. Торговая площадь приносила прежде пользу крестьянам Великого села; когда покупка и сбыт льна производились в сем селе для Архангельского порта, оптовой торговлей льна занимались до 20 капиталов, чрез что получали выгоду многие из жителей Великого села, и бедный класс людей промышлял обделкой льна (впрочем, и тогда повинность оплачивалась с трудом). Но торговля с Архангельским портом после 1854 года вовсе прекратилась. Закупка льна для С.-Петербурга производилась только тогда, когда существовала Александровская мануфактура; но уже 4 года покупка эта прекратилась. Для Московских фабрикантов до 1858 г. покупка льна производилась довольно порядочно, нос этого времени фабрики нарушились, и требование льна остановилось. По всем этим причинам базары в Великом селе упали, и нет надежды к их восстановлению, на том основании, что в окрестностях села Великого построены льнопрядильни: в Норской слободе, Нерехте и Костроме, а конторы, занимающиеся покупкой льна, открылись в Романо-Борисоглебске и Угличе; покупка льна производится теперь на близких к этим местах базарах, а фабриканты покупают лен лично или чрез приказчиков, на местах за возвышенную цену, отчего, по малозначительности привоза на  Великосельский базар, покупка льна для портов стала безвыгодна, между тем как в прежнее время, крестьяне, незначительные торговцы или барышники, занимающиеся торговлей льна, вели его из всех мест в Великое село, отчего и торговая площадь доставляла пользу обществу. Полотняная промышленность тоже упала, потому что при вновь устроенных фабриках в Костромской губернии, где вырабатывается значительное количество полотен, продажа которых производится в кредит, сбыт крестьянских полотен в селе Великом сделался труден и бесполезен. Трактир, ренсковой погреб, харчевня, табачная лавка и все вообще лавки выстроены на счет общества и некоторых частных обывателей, на сумму до 20 т. руб. сер.; хотя общество за эти статьи и площадь пользуется доходом около 2500 руб. сер. в год (прежде более),  что впоследствии нет надежды получить, но из этой суммы на ремонт, по ветхости строения, нужно ежегодно до 500 руб. сер., а иногда более. Затем доход этот, при 1747 душах, незначителен для общества, и взимается большей частью с крестьян того же общества и поступает на пополнение повинностей. Трепальни прежде были в домах, а настоящая трепальня устроена обществом более из опасения пожара; с нее получаются только проценты со стоимости выстройки. Полотняная фабрика обществу дохода не приносила и теперь не приносит, ибо фабрика эта служила единственно для побуждения крестьян в сборе оброка. Рыбная ловля на реке Которости дает доходу, в сложности, около 40 руб. сер. в год. Оброчная повинность в 17470 руб. сер. всегда была тяжела для крестьян Великого села, ибо хотя раскладка оброчной повинности была неравномерна для зажиточных и бедных, были постоянные недоимки в оброках и казенных податях; несмотря на строгие меры взыскания, отдачу недоимщиков в рекруты и употребление в заработки, до настоящего времени осталось от прежних лет казенной недоимки до 700 руб. и оброчной недоимки до 3400 руб., отсроченной владельцами до 1 июля 1862 г., но которую взыскать вполне нет возможности.
    .  .  .За изложением всего вышепрописанного изъяснено: 1) что от ничтожного надела, по 2256 саж. на душу, находящегося в разных местах, если его отдавать в аренду в посторонние руки, нельзя ожидать более в год, как около 1 руб. 70 коп. дохода; 2) что торговля и ремесленная промышленность до того ослабли, что, не говоря о бедных, которых в обществе до 1000 душ, и состоятельным крестьянам приходится трудно, из бедных же многие по ночам просят милостыню; 3) собственный капитал до 5 т. руб. разделен прежним правлением в руки людей несостоятельных. Недоимки прощено владельцами в разные годы до 20000. Из списка крестьян села Великого, состоящих в окладе оброчной промышленности, с показанием тягол и рода промышленности, составляющей их занятия, видно, что только 30 1/2 тягол занимаются хлебопашеством, а из остальных некоторые промышляют торговлей льном, полотнами, съестными припасами и другими предметами мелочной торговли, большинство же составляют ремесленники, сапожники, кожевенники и др.
    .  .  .Крестьяне объясняют, что до 1858 года покупка льна производилась довольно порядочная для Московских фабрикантов, но с тех пор торговля упала; может быть, что Великое село, как центр льняной промышленности, несколько потеряло в своем значении, но едва ли можно утвердить, чтобы село это сделалось ныне беднее против прежнего времени; когда оно недоимочно платило свои подати, то по сему следует заключить, что оно значительно сделалось богаче; этим он (доверенный) нисколько не отвергает существование в селе бедных, они в столь многолюдном и исключительно промышленном месте всегда были и всегда будут, но утверждает, что всякий, кто желает честно трудиться, имеет тут свой безбедный хлеб, доказательством чему служит то, что в Великом селе живет много посторонних лиц, не из числа временно-обязанных крестьян, не пользующихся наделом (сколько он помнит, около 200 человек), которые, конечно, не избрали бы себе сие место постоянным жительством, если бы оно не представляло особенной для жизни их выгоды.
    .  .  .Крестьянами устроены 7 кирпичных заводов, на некоторых выделывается средним числом до 230 т. кирпичей в год, за это по уставной грамоте особенной платы не полагается, также и за дом вотчинного правления, в котором помещается искони и ныне волостное правление, а за крестьянские хлебные магазины плата не полагается; все здания оброчных статей выстроены на господской земле с разрешения владельцев, доходами с оных дозволено пользоваться всей общине в счет оброка, которыми они и пользовались с самого открытия сих заведений и источников и поныне. Первоначальная постройка сих зданий (кроме частных лавок и торговых сараев) была искони производима из общих доходов сего имения, или из общественных сумм по желанию мира, или с отпуском леса или других материалов от владельцев; но какой бы ни был способ постройки, из этого нельзя вывести для крестьян какое-либо право собственности на владение сими статьями. Если, по показанию крестьян, первоначальное устройство их стоило до 30 т. руб. сер. (цифры крайне увеличенной), то сумма эта давно уже окупилась доходами. Показание крестьян, якобы доход с сих статей простирается только до 2500 руб. не имеет основания.
    .  .  .Недоимок за прежнее время не было, начались же недоимки только со времени нынешнего управления; еслисостоятельные крестьяне не пожелают платить свои подати, и волостное правление не будет их к тому принуждать, то всегда будут недоимки. В рекруты в прежнее время отдавались только по приговору мира и по представлениям вотчинного правления, члены коего избирались самими крестьянами; также жены м дети, о которых упоминается в объяснении крестьян, определяемы были в заработки на полотняную фабрику в виде исправительной меры за дурную нравственность, но это также не иначе делалось, как по приговору мира, или по распоряжению избранного миром вотчинного правления; следовательно, если сам мир или его избранные оказали кому несправедливость или жестокость, то владельцы, которые предоставили самим крестьянам управлять собою по собственному их усмотрению, то в том обвиняемы быть не могут.
    .  .  .Мировой посредник заявил следующее свое дознание: 1) в селе Великом оброк, платимый в прежнее время, всегда оставался довольно значительною частью в недоимке; 2) крестьяне села Великого платили оброк, и затем ни за базарную площадь, ни за лавки, ни за трактиры и проч. ничего не платили особо, следовательно, и ныне не обязаны платить, кроме оброка оной повинности в пользу помещиков; 3) лесом крестьяне в крепостное время пользовались; по уставной грамоте владельцы им воспрещают пользоваться лесом; 4) покосы в с. Великом им (г. посредником) лично освидетельствованы; они вообще хорошего достоинства. Впрочем, покосная пустошь Плихово большею частию заключается из болотной травы, осоки и востреца; средину этой пустоши решительно косить нельзя по топкости места, и под дер. Ушаково пустошь Болотово около 6 дес. состоит из самого посредственного покоса. По Которости покос около 70 десят. весьма хороший; 5) недоимка оброка за крестьянами с. Великого весьма значительна: помещику должны до 3 т., казенной недоимки 700 руб. и собственной суммы до 5 т. 6) в селе Великом есть несколько богачей крестьян, которые, конечно, со временем выйдут из общества, внеся за свои наделы известную плату; тогда общество будет поставлено в величайшую тягость уплачивать даже душевой оброк (один из этих богачей Алексей Локалов ежегодно помогает обществу вносить казенных подушных и проч., в прошлом году он пожертвовал подушных за бедных людей с. Великого более 300 руб.). 7) упадок льняной промышленности в с. Великом известен всем, проживающим в соседстве с Великим селом.
    .  .  .Таким образом, мировой посредник полагает возвысить оброк крестьян с. Великого на 1 руб. 50 коп. сер. (1 руб. за базарную площадь и 50 коп. за поемные покосы). Из доставленного при сем отношении объяснения Великосельского общества, против показания доверенного наследников Яковлева, видно: 1) что общество признает показание о том, что на душу накашивается до 40 пудов сена и что скудные места косятся и приносят пользу, неточным, на том основании, что не на ревизскую душу, а на платимое тягло, по раскладке оброка по 20 руб. сер., приходится 30 пудов, что на ревизскую душу составляет 15 пудов, места же отдаленные и скудные полосами косятся по необходимости; 2) что показание относительно леса также неточно, бедные пользовались выдачей для топлива, общество сберегало лес на будущее время. В 1847 и 1848 гг. выдача леса производилась по случаю пожаров, а в 1852 г. был опыт пилки дров до 70 саж., который по молодости леса приостановлен. Лес дозволялось употреблять на прописанные надобности и исправление мостов. Господских зданий в селе Великом нет, кроме фабрики, которая выстроена почти от общества; для отапливания прочих общественных зданий дрова покупались от общества; 3) промышленность льняная действительно в 1858 г. упала, сведения же о числе рабочих, прибывающих в Великое село, неточно; они прибывают временно для работы их: каменщики, штукатуры, печники, плотники, которых нет из жителей Великого села; 4) доход с ярмарки, белильни, трепальни и господских лавок не точно показан, все статьи дохода уменьшатся. Кирпичные заводы устроены на крестьянский счет, и глина роется из надела. Дом правления и училища построен на счет общества и наряду с прочими постройками. Хлебные запасные магазины, построенные обществом, выстроены на земле крестьянского надела, и общество ничего дохода от них не получает; сумма, употребленная на все эти постройки, в показании доверенного генерал-лейтенанта Рейтерн, слишком высокая; 6) недоимки всегда были с них слагаемы. 7) доход с пахотной земли в показаниях доверенного слишком высок и несогласен с действительностью.

    Прикрепленный файл  624.jpg   43,59К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  625.png   179,27К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  626.jpg   114,41К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  627.jpg   109,31К   0 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  628.jpg   103,05К   0 Количество загрузок:Прикрепленный файл  629.jpg   113,05К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  630.jpg   113,88К   3 Количество загрузок:Прикрепленный файл  631.jpg   108,46К   1 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  632.jpg   111,77К   2 Количество загрузок:Прикрепленный файл  633.jpg   112,12К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  634.jpg   51,3К   3 Количество загрузок:

    #133 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 04 Декабрь 2015 - 01:36

    Прикрепленный файл  Сергий Стариков.jpg   133,58К   5 Количество загрузок:


    На днях настоятель Боголюбского храма села Великого протоиерей Сергий Стариков встретил весьма важный в жизни каждого пастыря юбилей - семидесятилетие.
    -----
    Источник: Гаврилов-Ямский вестник № 46 от 26 ноября 2015 г.

    #134 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 3 511 сообщений

    Отправлено 15 Декабрь 2015 - 01:38

    Северный край 1905 г. 2 февраля

    О сапожниках села.

    Прикрепленный файл  Великое.jpg   38,44К   9 Количество загрузок:  Прикрепленный файл  Великое 2.jpg   34,08К   5 Количество загрузок:



    #135 NikMur

    NikMur

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 839 сообщений

    Отправлено 11 Февраль 2016 - 17:53

    В феврале 2016 г. в издательстве "Аверс Плюс", Ярославль, вышла книга Валерия Григорьевича Федотова "Отчий край-6", тираж 30 экз.
    Много в книге о Великом.

    Прикрепленный файл  Федотов 6.JPG   154,89К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Федотов 6 Содержание.JPG   80,86К   19 Количество загрузок:

    Воспроизведено с разрешения автора.

    #136 Marina S

    Marina S

      Ветеран

    • Пользователи_
    • PipPipPipPipPip
    • 10 923 сообщений

    Отправлено 15 Март 2016 - 07:06

    Статическое описание Ярославской губернии, сочиненное Карлом Германом. 1808 г.
    Ярмарки Ярославской губернии.

    Очень немаловажны две ярмарки, бывающие в Ростовском уезде, одна в селе Великом от 6-го по 8 Сентября, а другая в селе Ильинском от 19 по 20-е Июля. На оные съезжаются купцы не только из ближайших городов, но из Костромы, Владимира, Торопца и других. Великосельская ярмарка гораздо более. Предметы торга суть наипаче шелковы и шерстяные материи, особенно шелковые платки и кушаки, китайки, выбойки и маскатильные товары. Поселяне привозят холст и лет; много приводят и лошадей.

    http://dlib.rsl.ru/...


    #137 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 31 Март 2016 - 21:41

    РНБ. ЯЕВ № 3 от 16 января 1889 г. Ч. офиц. - Стр. 23

    ПРОТОКОЛ

    заседания Совета Православного Церковного Братства

    Святителя Димитрия Ростовского Чудотворца в Ярославле.


    Октября 14 дня 1888 года.

    25. Рапорт окружного благочинного, прот. Вл. Соколова, в котором сказавши о состоянии раскола и религиозно-нравственного состояния в приходах Марковского благочиния, и именно, что в приходах этих незаметно ни усиления раскола, ни упадка народного благочестия, сообщает подробные сведения об открытой им 17 января сего года церковно-приходской школе в деревне Плотине, Великосельского прихода, с целью ослабления раскола в местности, окружающей эту деревню. Школа эта и особенно совершение в ней на воскресные и праздничные дни всенощных бдений законоучителем школы свящ. Н. Красносельским, оказывает, по словам о. Соколова В. благотворное влияние на поселян; молящихся за всенощным бдением бывает много; в чтении и пении начинают принимать участие и школьники; учащихся в школе 50 муж. и 11 женск., и в числе их несколько детей из семейств, зараженных расколом. Учитель школы, студент Н. Витальский, по воскресным и праздничным дням ведет собеседования религиозно-нраственного содержания, и крестьяне охотно собираются на эти собеседования. Но так как школа рассчитана была на 45-50 человек, собралось же в нее 61, а в нынешнем учебном году ожидается до 80 человек, то о. Соколов собрал крестьян и предложил им купить для школы дом, принадлежащий крестьянам Карповым, но стоящий пустым, а также купить усадебную при доме землю. Крестьяне согласились на предложение о. Соколова, но окончательное решение отложели до совещания со всеми крестьянами, которые принимают участие в содержании Плотининской школы. Для облегчения крестьян о. Соколов предложил им сделать общую запашку льна на пустопорожней земле, и это предложение, после колебаний и пререканий, было принято и две десятины под лен запаханы.
    Постановили:
    1) Сообщить протоиерею Вл. Соколову, что против строк, в которых он объясняет, что открытие Плотининской школы состоялось с целию благотворного воздействия на местный раскол и что с этой целию совершаются в школе всенощные бдения на праздничные дни, Его Высокопреосвященством написано: "Одобряется. Рекомендовать эту меру и другим священникам."
    2) Учителю Витальскому в пособие при собеседованиях с крестьянами препроводить  из Братского склада 1, 2 и 3 выпуски внебогослужебных собеседований, изданных СПБ Братством Пресв. Богородицы.
    3) Просить о. Соколова о сообщении, какой результат получен от общей запашки льна в пользу Плотининской школы.

    #138 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 05 Май 2016 - 16:30

    РНБ. ЯЕВ № 49 от 5 декабря 1895 г. Ч. офиц. - Стр. 387 , 388.

    7 ноября Преосвященный Иоанникий, епископ Угличский, викарий Ярославской епархии, вместе с архимандритом Ефремом, отправился из г. Ярославля в село Великое, Ярославского уезда, (находящееся в 30 верст. от Ярославля), для совершения освящения обновленной кладбищенской церкви в честь Боголюбской Божией Матери. Вечером архипастырем совершено было в сей церкви всенощное бдение, в сослужение архимандрита Ефрема, местных протоиерей В. Соколова и священника Ф. Барсова и села Пятницкой горы священника Ф. Всехсвятского; после тропарей на "Бог Господь" - храмового и праздничного Архистратигу Михаилу и бесплотным силам. Архипастырь обратился к предстоящим многочисленным богомольцам с устным поучением, в котором подробно раскрыл учение о Св. Ангелах; бдение, начавшееся в 6 ч., окончилось около 10-ти часов.
    - Утром на другой день Архипастырем совершены были освящение храма, Божественная литургия и молебен Св. Архистратигу Михаилу и бесплотным силам; в совершении сих богослужений участвовали архимандрит Ефрем, указанные выше местные священнослужители и Ярославской градской кладбищенской церкви священник С. Соколов; проповедь на литургии в свое время произнесена была архимандритом Ефремом, а по окончании молебна сам Архипастырь в речи своей выяснил важность и необходимость храма Божия и благоустроителям и украсителям храма выразил Архипастырскую благодарность.(*)
    По окончании Богослужения, Преосвященный Иоанникий обозревал приходские храмы села Великого: летний Богородице-Рождественский, трехпрестольный, отличающийся обширностию и благолепием, и зимний Покровский, двухпрестольный, который хотя также дов. обширен, но низок, вследствие чего, при значительном стечении богомольцев, чувствуется в нем недостаток воздуха; при обозрении св. антиминсы обоих храмов найдены ветхими и сделано распоряжение о замене их новыми.
    После сего Владыка посетил местного протоиерея в его квартире и осматривал дом общества "Христианская помощь", учрежденного в 1892 году в видах прекращения и искоренения нищенства в приходе Великосельском, заключающим в себе до 6260 душ обоего пола.(**)
    После осмотра дома общества "Христианская помощь", Владыка посетил находящуюся в приходе села Великого Единоверческую Тихвинскую церковь. В ограде церковной Архипастырь встречен был местным священником А. Тороповым в полном облачении и с св. крестом, при пении прихожанами по столповому распеву стихиры храма. В церкви, после обычной литии и многолетия, Архипастырь сказал прихожанам речь о единстве церкви, за каковую речь прихожане благодарили Архипастыря.
    После сего Владыка посетил дом церковного старосты Моругина и вечером того же дня возвратился в г. Ярославль.

    -----
    (*) Главное попечение о благоустройстве кладбищенского храма имел церковный староста Г.В. Моругин, которому прихожанами, по окончании богослужений, поднесен был благодарственнй адрес.
    (**) В этих видах общество открыло в своем доме богадельню для бедных, не способных к труду по старости ли природному убожеству, и церковно-приходскую школу, (сверх имеющихся в приходе министерского двухклассного училища мужского, земского женского и церковно-приходской школы в дер. Плотине), в каковой школе дети, обрекаемые бедностию на нищенство, обучаются, кроме положенных предметов, разным полезным ремеслам, могущим дать им впоследствии честный кусок хлеба, - некоторые из беднейших детей и проживают всамой школе, пользуясь готовым содержанием; кроме того общество оказывает материальную помощь всем бедным лицам, снискивающим пропитание своими трудами.

    #139 NikMur

    NikMur

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 839 сообщений

    Отправлено 05 Май 2016 - 20:26

    Просмотр сообщенияМарина Чебаненко (28 Ноябрь 2014 - 11:41) писал:

    ЯГВ № 48, 1834 г., стр. 929 – О вызове лиц по делам.
    12. В Угличский уездный суд:
    Крестьяне Ярославского уезда села Великого г.г. Яковлевых Федор Никитин Я(ш)манов и Угличского уезда вотчины г. Салтыковой деревни Вязькова Алексей Осипов Толокнов. (Мос. Вед. № 83)

      Марина Борисовна, может быть, Ятманов?

    #140 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 12 855 сообщений

    Отправлено 06 Май 2016 - 11:08

    :smile-09: Вечно сомневаюсь, "ш" или "т" напечатано.
    Великосельским приходом не занимаюсь, поэтому фамилий не знаю - не все на слуху.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 1

    0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования