Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 17 ноября 2018 года в читальном зале Государственного архива Ярославской области. Начало заседания в 10:00. Формируется список гостей >>>

Новости:
  • 30.06.2018. В Мышкине в Тютчевском доме состоялась VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>

  • Семейно-правовые отношения в царской России

    семейное право

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 3

    #1 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 677 сообщений

    Отправлено 12 Апрель 2011 - 11:21

    ПЕРЕНЕСЕНО СО СТАРОГО ФОРУМА:

    Владимир:
    В нескольких разных темах задавались вопросы по поводу семейно-правовых отношений в царской России. Посчитал необходимым выделить это в отдельную тему.
    Подробно вопрос рассмотрен в книге Г.С.Жирновой "Брак и свадьба горожан" Москва, 1989 год.
    Много интересного также в статье Т.В.Фроловой в Сборнике № 8 "Путь в науку", издание ЯрГУ им.Демидова, 2003 г.
    Так, после составления брачного обыска, но до венчания необходимо было на трех воскресных литургиях объявить об этом, чтобы знающие о препятствиях для венчания могли сообщить об этом священнику. Препятствия были таковы: возраст (жениху 18, невесте 16 лет), уже состояние в браке (одноженство), согласие родителей, а для гражданских и военных чинов - согласие начальства, родственность жениха и невесты (был довольно длинный и жесткий перечень родственных (и не только) связей, запрещающий брак между ними, в том числе и между матерью и крестным (восприемником) её ребенка, между опекуном и сиротой и т.д.), запрещался четвертый брак и брак после 80 лет, брак посвященного в сан, брак с безумным и сумасшедшим и т.д. При венчании НЕ в приходе жениха или невесты или для венчания с иностранцем требовалось разрешение архиерея. Венчание ОБЯЗАТЕЛЬНО должно было происходить в церкви, а не в часовне или на дому (за что, кстати, был наказан священник, венчавший Н.А.Некрасова на его Петербургской квартире, хотя формально там (в квартире) была развернута походная (военная) церковь). Но, как пишет автор, эти запреты часто нарушались, особенно по возрасту невесты... Развод в принципе не запрещался, но ограничения были еще более жесткие. Так, после развода супруги могли примириться и тогда развод считался недействительным, срок отсутствия одного из супругов для развода был установлен в 5 лет, а для пропавших без вести на войне - 10 лет, однако даже при этих условиях нередки были случаи вступления во второй брак при жизни первого супруга. Для отходников в паспорте делалась отметка о семейном положении, а для вдовцов и разведенных - отметка о "счете вдовства". При нарушении этих правил и требований провинившийся осуждался на "всегдашнее безбрачие". И т.д., и т.п.

    terentief:
    Есть, кстати, превосходная монография протоиерея Владислава Цыпина "Церковное право", которое может очень хорошо разобраться в основах православного канонического семейного права. У меня есть бумажная книга, покупал в "Православной книге" на Богоявленской, но кажется, что вот это http://krotov.info/... - то же издание в электронном виде.

    #2 AGP21

    AGP21

      Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 2 399 сообщений

    Отправлено 16 Апрель 2011 - 23:33

    Обращаюсь к нашим участникам форума уважаемым иереям Православной церкви отцам Сергию, Алексию, Геннадию, Александру за помощью. В моих родословных поисках дважды встретился факт бракоразводного процесса до 1914 года.

    Вот первый:

    Цитата

    По определению … епархиального начальства, утвержденному Указом Святейшего Синода от 19 апреля 1914 года за № 6575 брак потомственных почетных граждан (супруг)  и (супруга), совершенный 7 января 1908 г. в церкви с.Тимохино Ярославского уезда, расторгнут по прелюбодеянию первого, с позволением (супруге) вступить в новый брак, и с преданием (супруга) по 20 правилу Анкирского собора семилетней епитимии, по понесении коей представлено и ему вступить в новый брак в порядке, изъясненном в Указе Священного Синода 14 июля 1904 г. за № 11.
    Священник... Амфилохий

    Второй:

    Цитата

    Свидетельство. Духовная  Консистория  свидетельствует, как видно из Указа от 5.02.1911 г. за № 1829 брак жены прапорщика запаса (имя супруги) с (имя супруга), на основании 2 пол. 253 ст. [переписано не полностью]... расторгнут, с дозволением (супруге) вступить в новое супружество, по выполнении епитимии 20.03.1911 г.

    В первом случае епитимия назначена виновному супругу (мужу).
    А какой вывод можно сделать из свидетельства Духовной консистории во втором случае?
    Если епитимия назначена супруге, означает ли это ее вину в бракоразводном процессе?
    И могли ли тут при решении опираться на следующее положение (если учесть, что в семье разводу предшествовала, по-видимому, смерть ребенка от неизвестной мне причине):

    Цитата

    Препятствием к вступлению в брак является виновность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбодеянии из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравственного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отражена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий).

    И как следует понимать такое:

    Цитата

    Согласно 53 правилу Трулльского Собора, поставившему духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могут добиваться этого через восприятие собственного ребенка.


    #3 Протоиерей Александр Рябков

    Протоиерей Александр Рябков

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 77 сообщений

    Отправлено 18 Апрель 2011 - 11:43

    Цитата

    И как следует понимать такое: "Согласно 53 правилу Трулльского Собора, поставившему духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могут добиваться этого через восприятие собственного ребенка".

    Здесь речь идет о том, что если родной отец или мать стали восприемниками (крестными) у собственного ребенка, они уже не могут иметь плотских отношений.

    Что касается разных епитимий разным людям. Здесь сложно судить. Нет полной информации о бракоразводных делах. Каноны все равно не применялись без разбора. Учитывалась личность и степень раскаяния.

    #4 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 3 086 сообщений

    Отправлено 08 Октябрь 2013 - 19:59

    "Голос", 15 января 1911 г.  О смене традиций в начале века.

    Прикрепленный файл  о свадьбе.jpg   83,86К   20 Количество загрузок:






    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования