Перейти к содержимому

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 16 декабря 2017 года. Более точные место и время события будут объявлены позже. Обсудить на Форуме >>>

Новости 18.11.2017:
  • 18.11.2017. Очередное заседание Угличского родословно-краеведческого общества состоится 21 ноября в 14:00 в библиотеке им. И. З. Сурикова. >>>
  • 17.11.2017. Костромская областная премия имени А. А. Григорова >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Владимирская земля" >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Костромская земля" >>>
  • 15 и 16 декабря 2017 г. в лектории Государственного Исторического музея состоятся XXIV Савёловские чтения. Тема – «Церковные источники по генеалогии и истории семей (к 100-летию восстановления Патриаршества в России)». Обсудить на Форуме >>>

  • д. Остроносово/Востроносово (приход с. Дмитриевское в Жарах, Даниловский у.)

    Остроносово Востроносово Богородская волость Даниловский уезд Дмитриевское в Жарах деревни Даниловского уезда деревни Даниловского района

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 16

    #1 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 27 Сентябрь 2011 - 21:55

    ДЕРЕВНЯ ОСТРОНОСОВО/ВОСТРОНОСОВО (ПРИХОД СЕЛА ДМИТРИЕВСКОЕ, ЧТО В ЖАРАХ) ДАНИЛОВСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ ДАНИЛОВСКОГО РАЙОНА

    * * *
    Здравствуйте!
    Не поможете решить задачку... По данным переписи населения моя прапрабабушка Пустобоярова Фекла Михайловна родилась в 1859/60 г. в Даниловском уезде, Богородской волости... а вот название деревни трудно прочесть... точно присутствуют буквы Во..р..о. Ещё в архиве прочел как Востриково, приехал домой и на Яндекс-карте нашел поселок Востриково в Даниловском уезде...
    Вопрос: могла ли д. Востриково входить в те времена в состав Богородской волости Даниловского уезда или я неправильно расшифровал название деревни?

    #2 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 610 сообщений

    Отправлено 28 Сентябрь 2011 - 02:07

    По справочнику Ярославская губерния 1857 г. была единственная д. Востриково и та как раз в Даниловском уезде.

    Принадлежность к волостям по этому источникам не отследить. Известно (по данным Форума), что в Богородскую волость входила деревня Лычево. А в приходе с этой деревней есть только Волосово и Воронино. А ещё известно, что топографически Богородская волость была строго северней Данилова.

    Фрагмент карты Ярославской губернии 1850-х годов, лист NOC-3. Данилов в верхнем левом квадранте, д. Востриково чуть северней Данилова, т.е. это кратно повышает вероятность, что эта деревня была в Богородской волости.

    Прикрепленный файл  Фрагмент карты Ярославской губернии 1850-х годов, лист NOC-3.jpg   549,49К   9 Количество загрузок:

    -----
    Ссылка на скан в оригинальном размере.

    #3 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 28 Сентябрь 2011 - 15:13

    Спасибо за ответ. Могла ли Богородская волость граничить с городом Данилов,
    ведь Востриково в 2-х километрах от города?

    #4 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 610 сообщений

    Отправлено 28 Сентябрь 2011 - 15:50

    А почему нет? Волость - это административно-территориальная единица, охватывающая порой несколько приходов с сёлами и многие десятки деревень. 2 км - это не расстояние. Деревни раньше часто располагались достаточно далеко друг от друга, в километрах, и это в рамках прихода. А тут речь о волости.

    Например, моё село Иваньково (ныне в черте Ярославля, напротив детской больницы № 3 в Брагино) со всем своим приходом в 7 деревень раньше входило в Норскую волость, а Норское и Иваньково располагаются в 5 верстах (~ 5,4 км) друг от друга, а Иваньково аж в 6 верстах (~ 6,5 км) от Ярославля. И ещё: с 1860-х годов в Норскую волость входило 16 сельских обществ с 57 деревнями. Представляете, какой размах географический у волости? А тут всего каких-то 2 км smile.gif

    #5 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 28 Сентябрь 2011 - 21:12

    Я клоню к тому, что в Богородскую волость входила и д. Телицыно, которая находится недалеко от с. Вятского. Получается от д. Востриково до д. Телицыно 34 км по Яндексу и обе входили в состав одной волости. Разве это не большое расстояние для волостей?

    #6 Евгений Воронин

    Евгений Воронин

      Администратор. Совет ЯрИРО

    • Главные администраторы
    • PipPipPipPipPip
    • 5 610 сообщений

    Отправлено 28 Сентябрь 2011 - 23:57

    Вот не могу сказать. Будем ждать ответа от тех, кто знает географию Богородской волости. Например, с этими местами работала Оксана Дробышевская, судя по этим материалам. Или Нина Мальцева, занимающаяся историей с. Вятское (которое точно было центром не Богородской, а Вятской волости) и Даниловским уездом в целом.

    А вообще мы ловим кота в тёмной комнате :) Обсуждая принадлежности д. Востриково, можно забыть о главном: эта ли деревня была записана в документе? Жаль, нет фотографии, чтоб мы могли сами посмотреть на эту запись...

    #7 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 29 Сентябрь 2011 - 14:41

    Я был сегодня в архиве и посмотрел справочник. Деревня Востриково относится к Попковской волости, а в состав Богородской входят деревни Введенское, Великодворье, Волосово, Высоково, Воронино. Придется разгадывать дальше, что же за деревня...

    #8 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 485 сообщений

    Отправлено 29 Сентябрь 2011 - 18:31

    Просмотр сообщенияilya_yar (27 Сентябрь 2011 - 21:55) писал:

    По данным переписи населения моя прапрабабушка Пустобоярова Фекла Михайловна родилась в 1859/60 г. в Даниловском уезде, Богородской волости... а вот название деревни трудно прочесть... точно присутствуют буквы Во..р..о.

    А нельзя ли уточнить, по данным какой переписи населения? 1897 года?
    Где она жила на момент переписи?

    Просмотр сообщенияilya_yar (27 Сентябрь 2011 - 21:55) писал:

    Вопрос: могла ли д. Востриково входить в те времена в состав Богородской волости Даниловского уезда или я неправильно расшифровал название деревни?

    "Те времена" - это какие? На момент рождения? На момент проведения переписи?

    Просмотр сообщенияilya_yar (29 Сентябрь 2011 - 14:41) писал:

    Я был сегодня в архиве и посмотрел справочник. Деревня Востриково относится к Попковской волости, а в состав Богородской входят деревни Введенское, Великодворье, Волосово, Высоково, Воронино. Придется разгадывать дальше, что же за деревня...

    Волостное деление менялось, и в справочнике эти изменения вряд ли отражены. По состоянию на какой год даны сведения в справочнике?

    #9 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 29 Сентябрь 2011 - 23:11

    1. По данным переписи населения 1897 года. Жила на момент переписи в Вятской волости, деревня Кадниково, ей было 37 лет на момент переписи.

    2. Те времена? вопрос хороший... и на момент рождения, и на момент переписи...

    3. Справочник - это "Список населения Ярославской губернии. 1901 г."

    #10 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 485 сообщений

    Отправлено 30 Сентябрь 2011 - 20:25

    Цитата

    1. По данным переписи населения 1897 года.

    А разве переписные листы теперь выдаются на руки? Ведь их же не выдавали...

    Цитата

    2. Те времена? вопрос хороший... и на момент рождения, и на момент переписи...

    По Даниловскому уезду я, к сожалению, не специалист, но по "моим" местностям:
    - по волостному делению до 1861 года очень мало данных, в основном данные эти можно найти в ревизских сказках гос. крестьян.
    - после 1861 года было проведено новое деление, причем волости временнообязанных крестьян были отдельно, волости гос. крестьян - отдельно...
    - это деление через 3-5 лет было вновь изменено...
    - в конце 1870-х годов опять были кое-какие изменения.

    Так может, не зацикливаться пока на волостном делении, а пойти другим путем?

    Цитата

    Жила на момент переписи в Вятской волости, деревня Кадниково, ей было 37 лет на момент переписи...

    Она там оказалась в связи с замужеством? Если так, то почему бы не поискать записи о браке и рождении детей?

    #11 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 02 Октябрь 2011 - 17:45

    Цитата

    А разве переписные листы теперь выдаются на руки? Ведь их же не выдавали...

    Переписные листы не выдаются, я смотрел их на фотопленке.

    Цитата

    Она там оказалась в связи с замужеством? Если так, то почему бы не поискать записи о браке и рождении детей?

    А не подскажете, где искать записи о браке и рождении детей, если год точно не определен? Если на момент переписи неизвестно, был день рождения или нет?

    #12 Liliya

    Liliya

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 485 сообщений

    Отправлено 02 Октябрь 2011 - 20:37

    Цитата

    А не подскажете, где искать записи о браке и рождении детей, если год точно не определен? Если на момент переписи неизвестно, был день рождения или нет?

    Могу дать только общий ответ, т.к. Даниловским уездом не занималась совсем, да и в ГАЯО довелось только три раза побывать. Надеюсь, знатоки меня поправят, если что не так.

    Наиболее вероятный период вступления в брак Вашей прапрабабушки - с 1868 по 1874 год.
    Надо взять описи и посмотреть, есть ли за эти годы метрические книги церкви села, в приход которой входило Кадниково (с. Вятское?), в первую очередь церковные экземпляры (в них обычно книги церкви одного села за несколько лет). Скорее всего, их надо искать в ф. 230, оп.11. В зависимости от наличия дел - вести поиск.
    Если таких дел не будет - искать консисторские экземпляры в других фондах и просматривать книги по одному году, начав, допустим, с 1869-го.

    *  *  *
    А смотрели ли Вы описи? Работали ли еще с какими-либо делами, кроме переписи 1897 года?

    #13 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 13 Октябрь 2011 - 17:28

    Мне на днях прислали по электронке фотографии этого документа. Может, сами попробуете разобрать название деревни и отчество моей прапрабабушки!

    Прикрепленный файл  Фрагмент документа (1).jpg   119,35К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Фрагмент документа (2).jpg   129,03К   1 Количество загрузок:

    #14 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 13 Октябрь 2011 - 17:57

    Здравствуйте, Илья!

    1) Отчество Вашей прапрабабушки записано как "Миронова" - т.е. была она Мироновна.

    "Пустобоярова
    Фекла Миронова"
    :
    Прикрепленный файл  Фрагмент документа (1) - крупно.jpg   27,18К   0 Количество загрузок:

    2) Деревня записана как "д. Востроносово" - это однозначно теперешняя д. Остроносово Даниловского района (см., например, здесь).

    "Ярослав.
    Данилов. у.
    Богород. в.
    д. Востроносово"
    :
    Прикрепленный файл  Фрагмент документа (2) - крупно.jpg   23,39К   0 Количество загрузок:

    И никаких сомнений. :smile-70:

    -----
    Просто почерк немножко специфический (например, буква "н" иногда похожа то на "п", то на "к").

    К тому же могли быть любые бытовые причины (какие и у нас сейчас):
    - писал-торопился, хотел отойти и два-три слова дописал кое-как;
    - руке неудобно было лежать на краешке книги (предположим, рука свисала со стола) - оттого исказился почерк;
    - и что угодно другое (чихнул - рука дёрнулась; в глаз соринка попала; бугорок на бумаге изменил вид буквы и пр.). :D
    .
    Это, конечно, мои фантазии, и даже не про этот документ. А к тому, что все - обычные, живые люди. И, разумеется, не всегда идеально пишут.
    А мы порой мучаемся над той или иной буквой или цифрой - почему странно написана... Ну вот так написал! :)

    #15 ilya_yar

    ilya_yar

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 88 сообщений

    Отправлено 13 Октябрь 2011 - 18:02

    Спасибо, большое!!!


    -----
    Darya V:
    Пожалуйста.  :)
    .В названии темы и в "Перечне населённых пунктов" название деревни изменено на правильное.


    #16 uystas

    uystas

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 809 сообщений

    Отправлено 13 Октябрь 2011 - 21:01

    Приход - села Дмитриевского в Жарах, но ввиду близости встречала записи о жителях и в приходе села Введенского в Кастской волости Р.-Борисоглебского уезда.

    #17 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2011 - 00:20

    Цитата

    Приход - села Дмитриевского в Жарах...

    Татьяна, спасибо, всё верно!

    Илья, это из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии" 1908 года:

    Прикрепленный файл  О приходе села Дмитриевское в Жарах Даниловского уезда, 1908 год.jpg   473,41К   12 Количество загрузок:




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования