Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 17 ноября 2018 года в читальном зале Государственного архива Ярославской области. Начало заседания в 10:00. Формируется список гостей >>>

Новости:
  • 30.06.2018. В Мышкине в Тютчевском доме состоялась VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>

  • Закалин-Русманов Иван Иванович (крестьянин, церковный староста; с. Угодичи, Ростовский у.)

    Закалин-Русманов крестьяне Угодичи Ростовский уезд

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 11

    #1 Ирина Михайловна Кашицкая

    Ирина Михайловна Кашицкая

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 11 сообщений

    Отправлено 09 Декабрь 2010 - 05:36

    Добрый день, форумчане!
    Копаясь в "дебрях" интернета в поисках своих корней, нашла ссылку на этот сайт. Меня интересует текст "Воспоминания крестьянина с. Угодичь Ярославской губернии". Прочитав заметки, обнаружила два упоминания о церковном старосте И.И. Закалине-Русманове.
    Мой прадед Григорий Иванович Русманов - 1880 г.р. К сожалению, поиски с места его жительства оказались бесплодными... Из архива по месту его рождения был ответ, что такого населенного пункта нет. Возможно ли (и как это можно узнать) в какой архив написать, чтоб уточнить информацию об И.И. Закалине-Русманове? Спасибо!

    #2 Натти

    Натти

      Член ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 1 695 сообщений

    Отправлено 10 Декабрь 2010 - 22:44

    Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Если я правильно Вас поняла, Вы хотели бы узнать, жил ли в селе Угодичи (если не ошибаюсь, это Ростовский уезд) человек с указанной фамилией. Думаю, было бы правильным написать запрос в Ярославский архив, указав данные о своем предке (ФИО, сословие, годы жизни и другую известную информацию, полезную для поиска данных) и попросить подтвердить или опровергнуть сведения из книги.
    Может ведь быть и такое, что этот человек реально существовал, но не имеет отношения к Вашему роду.
    Узнать можно только в архиве.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ -
    150003, г. Ярославль, ул. Советская, д. 68.

    #3 Ирина Михайловна Кашицкая

    Ирина Михайловна Кашицкая

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 11 сообщений

    Отправлено 12 Декабрь 2010 - 08:08

    Натти, спасибо большое! Я действительно хочу узнать, существовал ли этот человек на самом деле и имеет ли он отношение к нашему роду. Фамилия Русманов достаточно редкая, и мы уже хорошо продвинулись в своих поисках. А прадед остается загадкой, так как указанные им данные, его место рождения (ответ из архива ФСБ - Могилевская губерния, с. Чалорусски) не верны. Вот и ищем по всему свету. Спасибо за адрес архива.


    -----
    Натти:
    Пожалуйста, удачи Вам! Расскажите потом о своих успехах!


    #4 Alize

    Alize

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 212 сообщений

    Отправлено 13 Декабрь 2010 - 19:18

    Добрый вечер, Ирина Михайловна!
    Сегодня в Ростовском филиале ГАЯО работала с исповедными духовными росписями села Угодичи (там служили предки) и мельком проглядывала и Вашу фамилию. Вот все, что нашла. В селе было две церкви, но, к сожалению, не обратила внимания, прихожанами какой из них были Закалины. Скорее всего, Николаевской церкви (на следующей неделе еще раз съезжу в архив и уточню).

    Филиал ГАЯО в г. Ростове. Ф. 196. Оп. 1. Д. 3158.
    Исповедная духовная роспись села Угодичи за 1813 год.
    Иван Иванов Закалин, 62 г.
    Жена его Авдотья Михайлова, 62 г.
    Племянница их Акилина Гаврилова, 31 г.
    Василей Иванов Закалин, вдов, 54 г.
    Дети его:
    Серафима (девка), 17.
    Дарья, 13.
    Иван, 11.
    Катерина, 10.
    Василей, 8.
    Петр, 7.
    Смотрела и ИДР за более поздние годы - 30-40-е, но фамилия данная больше не встретилась, равно как и упоминания о фамилии Русманов. Хотя, возможно, не очень внимательно смотрела.

    #5 Ирина Михайловна Кашицкая

    Ирина Михайловна Кашицкая

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 11 сообщений

    Отправлено 21 Декабрь 2010 - 06:19

    Алиса, я вам очень благодарна! В воспоминаниях крестьянина упомянута Богоявленская церковь с. Угодичи. Из тех данных, что вы мне предоставили, я понимаю, что церковный староста Закалин все же жил на самом деле. В "Воспоминаниях" указан он как Закалин-Русманов (двойная фамилия). Может, кто-то знает, могла ли приписка второй части фамилии быть прозвищем? И насколько распространены были в то время двойные фамилии? Спасибо!

    Также добавлю, что в "Воспоминаниях" указан год смерти И.И. Закалина-Русманова - 1830.

    #6 Alize

    Alize

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 212 сообщений

    Отправлено 21 Декабрь 2010 - 16:56

    Цитата

    Может, кто-то знает, могла ли приписка второй части фамилии быть прозвищем? И насколько распространены были в то время двойные фамилии?

    Ирина Михайловна, мне кажется, и "Закалин"-то тоже являлось скорее прозвищем, а не фамилией, и вообще это огромное везение, что в 1813(!) году в исповедных духовных росписях были указаны фамилии. Например, в соседнем селе Сельцо, куда относилась и деревня Борисовское, о которой говорилось в Вашей теме по селу Угодичи (все это Угодичская волость), фамилии стали появляться в метриках в лучшем случае в начале 1830-х годов, и то у духовенства, а в ИДР, да у крестьян - еще позже. А здесь, в Угодичах, все так аккуратно, фамилии вынесены вправо, подчеркнуты, одно удовольствие было работать, даже незаметно, что 1813 год.
    Но должна заметить, что, как уже писала выше, ни фамилии Русманов ни разу не встретила, ни единого случая двойных фамилий. И вообще: двойные фамилии, в основном, брали, чтобы отличаться от родственников, а тут всего два двора Закалиных на все село. Странно. Разве что за какие-то особые заслуги появилась приписка.  

    Цитата

    Также добавлю, что в "Воспоминаниях" указан год смерти И.И. Закалина-Русманова - 1830.

    Теперь понятно, почему не встретила его ни в 1832, ни в 1839 годах.

    #7 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 042 сообщений

    Отправлено 21 Декабрь 2010 - 17:13

    Просмотр сообщенияAlize (21 Декабрь 2010 - 16:56) писал:

    ...Двойные фамилии, в основном, брали, чтобы отличаться от родственников...

    Да. По крайней мере, я всегда это наблюдала только в случаях с очень распространёнными фамилиями. Т.е. когда много семей - потомков одного рода с одной фамилией, чтобы как-то отличить одну семью от другой.

    Кстати, Ирина Михайловна, Вы писали:

    Просмотр сообщенияИрина Михайловна Кашицкая (21 Декабрь 2010 - 07:28) писал:

    ...Могли ли иметь место в то время родовые прозвища у крестьян и церковнослужителей?

    Если говорить об И.И. Закалине-Русманове, то он был не церковнослужителем (не дьячок, не пономарь, не псаломщик). Был церковным старостой.

    #8 tk-galina

    tk-galina

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 001 сообщений

    Отправлено 21 Декабрь 2010 - 18:43

    Просмотр сообщенияИрина Михайловна Кашицкая (12 Декабрь 2010 - 08:08) писал:

    ...Прадед остается загадкой, так как указанные им данные, его место рождения (ответ из архива ФСБ - Могилевская губерния, с. Чалорусски) не верны. Вот и ищем по всему свету.

    Ирина Михайловна,
    пару слов по поводу поиска места рождения Вашего прадеда.
    Дело в том, что в названиях населенных пунктов нередки ошибки - не всегда удается правильно разобрать рукописный текст или просто записано с ошибкой, особенно если записывали на слух.

    В Могилевской губернии был г. Чаусы, который был центром Чаусской волости и Чаусского уезда.
    Нашла здесь: http://www.radzima.net/ru/.

    Вот здесь и здесь - история этого города.

    Возможно, Ваш прадед родился или в самом г. Чаусы, или скорее в Чаусской волости или уезде.
    Не зная сам населенный пункт, поиск труден, и запрос в архив будет недешев, но все-таки уже не "по всему свету" :)

    Вот здесь - контакты Гос. архива Могилевской области, но там документы только с 1917 года.
    Вам будет нужен Национальный исторический архив Беларуси (НИАБ).
    Хронологический период фондов НИАБ: с ХIV до начала XX вв., метрические книги - до начала 30-х гг. XX в.
    Контактная информация - здесь.

    #9 Ирина Михайловна Кашицкая

    Ирина Михайловна Кашицкая

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 11 сообщений

    Отправлено 09 Январь 2011 - 08:18

    Просмотр сообщенияDarya V (21 Декабрь 2010 - 17:13) писал:

    Да. По крайней мере, я всегда это наблюдала только в случаях с очень распространёнными фамилиями. Т.е. когда много семей - потомков одного рода с одной фамилией, чтобы как-то отличить одну семью от другой...

    Кстати... Если говорить об И.И. Закалине-Русманове, то он был не церковнослужителем... Был церковным старостой.

    Спасибо, я пока совершенно неграмотна в данном вопросе.

    Просмотр сообщенияtk-galina (21 Декабрь 2010 - 18:43) писал:

    ...пару слов по поводу поиска места рождения Вашего прадеда.
    ...В названиях населенных пунктов нередки ошибки...

    Да, мы уже поняли, что в его документах какая-то ошибка. За этот адрес спасибо.

    #10 Alize

    Alize

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 212 сообщений

    Отправлено 18 Январь 2011 - 00:20

    Ирина Михайловна, здравствуйте.
    Появилась новая информация об Иване Ивановиче Закалине-Русманове.
    Ростовский филиал ГАЯО, ф. 196, оп. 1, д. 140. Исповедная роспись Богоявленской церкви с. Угодичи за 1789 год.
    Иванов Ивановичей встретилось очень много, фамилий, к сожалению, еще не писалось. Но вот единственный, кто более-менее подошел на роль разыскиваемого Вами церковного старосты.

    Л. 636.
    Иван Иванов, 39.
    Жена его Евдокия Игнатьева бездетная, 38.
    Иванов брат родной Василей Иванов, 31.
    Жена его Марианна Иванова, 29.
    Дочь их Параскева, 8.

    И, если это искомый Иван Закалин, лично мне кажется, он не оставил детей. С первой женой (если она, конечно, первая) у него нет детей, и со второй женой он воспитывал племянницу. Все указывает на их отсутствие. Но это только предположение. И остается надежда, что его брат Василий тоже имел двойную фамилию с приставкой Русманов и потомки Русмановы пошли именно от него.

    #11 Ирина Михайловна Кашицкая

    Ирина Михайловна Кашицкая

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 11 сообщений

    Отправлено 18 Февраль 2011 - 04:56

    Спасибо, Алиса! Если  я правильно понимаю, что числа, приведенные после имени, отчества, это возраст. И исповедная роспись датирована 1789 годом. А предыдущая исповедная, которую вы мне присылали, - более поздние данные:

    Просмотр сообщенияAlize (13 Декабрь 2010 - 19:18) писал:

    Исповедная духовная роспись села Угодичи за 1813 год.
    Иван Иванов Закалин, 62 г.
    Жена его Авдотья Михайлова, 62 г.
    Племянница их Акилина Гаврилова, 31 г.
    Василей Иванов Закалин, вдов, 54 г.
    Дети его:
    Серафима (девка), 17.
    Дарья, 13.
    Иван, 11.
    Катерина, 10.
    Василей, 8.
    Петр, 7.

    Действительно очень похоже, что упоминается именно этот человек. И по годам сходится. И правильно вы подумали, что у Ивана Ивановича не было детей.
    Остается одна надежда, что действительно брат или сыновья брата взяли вторую половину фамилии.

    #12 Ирина Михайловна Кашицкая

    Ирина Михайловна Кашицкая

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 11 сообщений

    Отправлено 22 Февраль 2011 - 20:16

    С прадедом - вообще загадка. В ответе ФСБ, который нам прислали по запросу, указаны все его данные, которые совпадают только в той части, которую мы знаем из рассказов. То есть, что этот человек жил в таком-то селе  Могилевской губернии, имел жену от первого брака, сына 15 лет, был задержан по доносу в городе Горно-Алтайске, отсидел и умер в заключении от сердечного приступа через 10 лет заключения. Место отбывания наказания и место захоронения неизвестны.

    Возможно ли узнать, почему в деле  о репрессии не были указаны ни пятеро его детей от второго брака, ни вторая жена, с которой он проживал в тот момент? Почему село, указанное в деле как место его рождения, не существовало никогда? Ни кем работал в тот момент, ни в чем обвинялся конкретно, кроме указания статьи 58. Нет в деле ни протокола допроса, ни фотографии, вообще ничего, кроме одной страницы, в которой указаны старые данные. Почему никогда не вызывали жену и ближайших его родственников на допрос?

    Вообще, кто-нибудь сталкивался с такой проблемой?




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования