Перейти к содержимому

Для гостей и участников, у кого возникли проблемы с регистрацией или забыли пароль или логин: 1) напишите мне на почту voroninee@yandex.ru или напишите (не звоните!!!) мне СМС, в мессенджерах Viber или WhatsApp на номер +79106650102 2) обозначьте проблему 3) укажите, с какой почты и/или с каким логином регистрировались. С уважением, администратор Форума ЯрИРО Евгений Воронин.

Очередное заседание ЯрИРО состоится 16 ноября 2019 года. Место и время встречи будут обозначены ближе к событию. Обсудить на Форуме >>>

Новости:
  • 21 - 22 сентября 2019 года в селе Вятское прошла 4-я Встреча потомков предпринимателей и духовенства "Птицы возвращаются к гнездовьям" >>>
  • 22 ноября 2019 года. В МУК «Музей истории города Ярославля» состоялась конференции "Роль медицинских династий в становлении здравоохранения в городе Ярославле и Ярославской области" в рамках одноименного музейного проекта >>>
  • 26 мая - 23 июня 2019 года в городском выставочном зале им. Н. А. Нужина проходила IV Всероссийская генеалогическая выставка >>>
  • 01.02.2019. Библиотека общества. Электронные материалы. Добавлены Альманахи №№ 1 и 2 "Вспомнить всё. Эстафета памяти" Ярославской региональной общественной организации «Дети войны» >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 20

    #1 tk-galina

    tk-galina

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 001 сообщений

    Отправлено 23 Апрель 2010 - 15:01

    СЕЛО БОГОСЛОВСКОЕ, ЧТО В СОСНОВИЦАХ (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) ЯРОСЛАВСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ СЕЛО БОГОСЛОВ ЯРОСЛАВСКОГО РАЙОНА

    * * *
    Село Богослов (с окружной от д. Ивановский Перевоз по дороге на Курбу).

    Смоленский храм

    Показалось странным, что названия села и храма не совпадают.
    Потом узнала:
    "Построен в 1807 году на средства прихожан на месте утраченных церквей Илии Пророка и Иоанна Богослова XVI–VII веков. Каменный, пятиглавый, с ярусной колокольней. Престол во имя Смоленской иконы Божией Матери.
    Закрыт в 1940 году. В советский период храм использовался под склад. В 2000 году передан Русской Православной Церкви. Приписан к Спасскому храму п. Иваньково г. Ярославля".

    Храм пока восстанавливается, службы проводятся по праздникам. Знаю точно, что 21 мая и 9 октября - Иоанна Богослова.

    Прикрепленный файл  Смоленский храм в селе Богослов.jpg   53,95К   6 Количество загрузок:

    ----------
    Для информации - на форуме имеется тема о деревне прихода: д. Ерденево (приход с. Богословское в Сосновицах, Ярославский у./р-н).
    Модераторы

    #2 uystas

    uystas

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 836 сообщений

    Отправлено 07 Май 2010 - 00:24

    А вот мои фотографии села Богослов:

    Прикрепленный файл  Село Богослов (1).jpg   77,8К   1 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Село Богослов (2).jpg   61,22К   0 Количество загрузок:

    #3 burevg

    burevg

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 9 сообщений

    Отправлено 01 Июль 2010 - 13:45

    Здравствуйте.

    Нужна помощь:
    1. Где такое Большое Ефремово?
    2. Какой уезд и приход в этих местах?

    Знаю, что рядом были деревни Малое Ефремово, Дорожаево, Костяево, Бузаркино, Юркино.

    #4 tk-galina

    tk-galina

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 001 сообщений

    Отправлено 01 Июль 2010 - 15:15

    Деревня входила в Ярославский уезд, волость Пажецкая или Игрицкая.
    Это участок между дорогами из Ярославля на Большое Село и Курбу.

    "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии", 1908 год:

    Прикрепленный файл  Ярославский уезд - село Богословское в Сосновицах.jpg   140,17К   28 Количество загрузок:

    Здесь на карте Ефремова (ю-з от Ярославля), крупное поселение.
    Сейчас в этом районе есть дер. Ефремово (наберите в Яндекс-картах "Дорожаево")

    Прикрепленный файл  карта - деревня Ефремово Ярославского района.jpg   48,61К   21 Количество загрузок:

    #5 Андрей Прокофичев

    Андрей Прокофичев

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 730 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 12:15

    Уважаемые форумчане!
    Подскажите, пожалуйста, местоположение села Иоанна Богослова в Ярославском уезде! Информация об этом селе была в переписи населения 1897 года (место рождения). Думал, что это село Богослов в Сосновцах, но в исповедных росписях жителей этого села не нашёл, только духовенство с семьями.

    #6 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 25 130 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 13:05

    Цитата

    Думал, что это село Богослов в Сосновцах...

    Тоже подумала так! В 1861 и в 1908 годах написано как село Богословское в Сосновицах.
    Больше, пожалуй, нечему быть.

    О причте - из книги "Именная роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии": сост. прот. А. Крылов. – Ярославль, 1861. С. 191–192:
    "ЦЕРКОВНЫЕ ПРИЧТЫ ЯРОСЛАВСКОГО УЕЗДА":
    Прикрепленный файл  О причте села Богословское в Сосновицах, 1861 год (1).JPG   107,28К   5 Количество загрузок:
    Прикрепленный файл  О причте села Богословское в Сосновицах, 1861 год (2).JPG   36,97К   2 Количество загрузок:

    Священник Николай Смирнов. Рукоположен в 1856 году, по окончании полного семинарского курса.
    Диакон Стефан Абрюцкий. Кончил семинарский курс в 1837 году; а в 1840-м рукоположен во диакона.
    Дьячек Федор Воскресенский. Обучался в низших школах; на службе с 1856 года.
    Пономарь Алексей Николаев. Обучался в доме родителей; в причетничестве с 1823 года.

    Цитата

    ...Но в исповедных росписях жителей этого села не нашёл, только духовенство с семьями.

    Андрей, так, может, это была ИДР священно- церковнослужителей с семьями?

    #7 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 256 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 13:05

    Для начала, а кто там упомянут из клира, можете сообщить?

    Андрей, вопрос к Вам (не видел еще сообщения Дарьи, когда размещал свое).
    Дарья Алексеевна, нередко бывало, что церковь плюс жилища/постройки духовенства - вот и все село (или то, что от него осталось).

    #8 Андрей Прокофичев

    Андрей Прокофичев

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 730 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 13:19

    Состав семей не запомнил, но искал отца и дочь (имя и отчество) по данным: Мария Федорова 1835 г.р. В метрике церкви с.Богослов в Сосновицах 1835 года жителей такого села не нашёл, только жители селений, приписанные к этому приходу. Такое чувство, что в селе не было жителей, или я что-то просмотрел?!
    Кстати, к этому приходу было приписано сельцо Западново, но впоследствии, ближе к концу 19 века, оно пропало!

    #9 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 256 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 13:25

    А это точно, что то, что Вы ищете - в Ярославском уезде?

    Есть еще Богослов в Ростовском уезде (и Богословское на погосте Романов-Борисоглебского уезда - если уж до кучи :)). Кстати, в Богослове Ростовского уезда, кажется, церковь была бесприходной, а в начале/середине позапрошлого века, возможно, относилась к приходу церкви Юрьевской слободы. А вот в 1878 году и сама Юрьевская слобода была, возможно, причислена к какому-то из градских приходов г.Ростова - тут я пока очень слабо ориентируюсь.

    #10 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 25 130 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 13:38

    Просмотр сообщенияcadvmp (31 Декабрь 2013 - 13:05) писал:

    ...Нередко бывало, что церковь плюс жилища/постройки духовенства - вот и все село (или то, что от него осталось).

    Ростислав Александрович, да знаю...
    (Например, о селе Георгиевском в Раменье Рыбинского уезда за 1908 год: "В селе Георгиевское в Раменье проживают одни священно- церковно- служители".)

    Андрей, нет больше никакого созвучного села в Ярославском уезде.

    #11 Андрей Прокофичев

    Андрей Прокофичев

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 730 сообщений

    Отправлено 31 Декабрь 2013 - 13:38

    Просмотр сообщенияcadvmp (31 Декабрь 2013 - 13:25) писал:

    А это точно, что то, что Вы ищете - в Ярославском уезде? Есть еще Богослов в Ростовском уезде (и Богословское на погосте Романов-Борисоглебского уезда - если уж до кучи :))..

    Не знаю, может быть! Информацию о рождении выписал из переписи населения 1897 года! Наверно, придётся до кучи и там смотреть - мысль такая уже была!

    #12 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 13 126 сообщений

    Отправлено 30 Декабрь 2015 - 10:36

    Список Высочайше утвержденных приходов по Ярославскому уезду. Ярославль. 1878. - Стр. 38-39.

    Прикрепленный файл  Богословский приход - стр. 38.jpg   119,63К   21 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Богословский приход - стр. 39.jpg   58,98К   5 Количество загрузок:


    44. Богословский
    Воскресенская церковь
    В приходе состоят селения: 1) Юркино, 2) Котельницы, 3) Рогово, 4) Алешково, 5) Аристово, 6) Медведково, 7) Леонтьевская, 8) Выездново, 9) Ерденево, 10) Онтроповская, 11) Екимовская, 12) Бельково, 13) Иваново, 14) Матвеево, 15) Липовки, 16) Офремово, 17) Ларино, 18) Комарово, 19) Глинново, 20) Костино, 21) Кузякино, 22) Дубровицы.

    Состав причта: настоятель 1, псаломщик 1.

    Священноцерковнослужители, предназначаемые в штат:
    Священник Александр Смирнов - настоятелем.
    Диакон Дмитрий Закедский - псаломщиком.

    К оставлению сверхштатными:
    Дьячек Федор Воскресенский
    Пономарь Никанор Никольский.

    #13 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 13 126 сообщений

    Отправлено 30 Декабрь 2015 - 11:16

    РГБ. А.А. Титов. Ярославский уезд. Москва. 1884.

    Курбская волость

    Стр. 120
    812. Екимовская, вл. дер. при р. Пахне, в 15 в. от города; дворов 7, душ м. п. 28, ж. п. 18.

    Стр. 121
    814. Костино, каз. и вл. дер. при р. Которосли, в 14 вер.от города; дворов 3, душ м. п.  7, ж. п. 12.

    Стр. 121
    815. Липовки в Сосновце, дер. при прудах, в 15 вер. от города; дворов 9, душ м. п. 33, ж. п. 46.

    Стр. 121
    816. Матвеево, вл. дер. при р. Сосновке, в 25 вер. от города; дворов 14, душ м. п. 61, ж. п. 67.
    Стр. 121
    817. Медведково, дер. при р. Которосли, в 14 вер. от Ярославля; дворов 15, душ м. п. 71, ж. п. 87.

    Стр. 121
    818. Олешково, дер. при колодцах, в 18 в. от города; дворов 5, душ муж. п. 16, ж. п.25.

    Стр. 121
    819. Офремово, дер. при колодцах, в 18 вер. от города; дворов 14, душ м. п. 51, ж. п. 67. Стр. 121, 122
    822. Юркино, дер. при прудах, в 16 вер. от города; дворов 15, душ м. п. 54, жен. п. 62.

    Стр. 123
    832. Антроповское, каз. дер. при колодцах, в 13 в. от уездн. города; дворов 4, душ м. п. 19, ж. п. 18.

    Стр. 123
    833. Аристово, дер. при р. Старой Курбице, в 20 вер. от города; дворов 9, душ м. п. 30, ж. п. 34. Стр. 123
    834. Бельково, каз. дер. при р. Пахне, в 16 вер. от города; дворов 4, душ м. п. 15, ж. п. 19.

    Стр. 123
    835. Выездново, дер. при р. Пахне, в 18 в. от Ярославля; дворов 3, душ м. п. 20, ж. п. 22.

    Стр. 123.
    836. Глинново, вл. дер. при р. Пахне, в 19 вер. от города; дворов 9, душ м. п. 33, ж. п. 47. Стр. 123
    837. Ерденево, дер. при р. Пахне, в 20 в. от города; дворов 8, душ муж. п. 34, ж. п. 45.

    Стр. 123
    838. Иваново-Кошевники, каз. д. при р. Сосновке, в 18 в. от города; дворов 10, душ м. п. 35, ж. п. 37.

    Стр. 124
    840. Леонтьевская, дер. при пруде, в 12 в. от уездн. города; дворов 6, душ м. п. 29, ж. п. 26.

    Стр.124
    842. Рогово, дер. при р.р. Пахне и Курбице, в 20 в. от Ярославля; дворов 6, душ м. п. 24, ж. п. 19.

    Стр. 129
    887. Богословское в Сосновцах, село в 18 в. от города; жилых священно-церковно-служительских строений 9. Церквей каменных две: одна во имя Воскресения Христова и Иоанна Богослова, построена неизвестно когда, а другая Смоленской Богор., построена в 1807 г.

    Спас-Ярыжинская волость

    Стр. 138
    960. Ларино, д. при р. Пахне, в 17 в. от уездн. города; дворов 13, душ м. п. 49, ж. п. 67.

    Стр. 138, 139
    963. Дубовицы, дер. при колодцах, в 22 вер. от Ярославля; дворов 9, душ м. п. 39,ж. п.45.

    Стр. 139
    964. Кузякино, вл. дер. при р. Пахне, в 23 вер. от города; дворов 1, душ м. п. 6, ж. п. 8.

    Стр. 139
    965. Котельниково, вл. дер. при р. Пахне, в 20 вер. от города; дворов 8, душ м. п. 29, ж. п. 45.

    Стр. 140
    973. Комарово, д. при колодцах, в 18 вер. от Ярославля; дворов 8, душ м. п. 15, ж. п. 12.

    Интересующиеся приходом форумчане, проверьте меня, всё ли верно.

    #14 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 13 126 сообщений

    Отправлено 14 Январь 2018 - 11:31

    ЯГВ № 22 от 2 июня 1851 г. Ч. офиц. С. 205, 206 (ф. 314, 315)
    О потерянных документах.
    Ярославский Земский Суд объявляет, что крестьянин вотчины графа Мусина-Пушкина, Ярославского уезда, деревни Котельников, Андрей Степанов, потерял паспорт, выданный из Ярославского Уездного Казначейства 13 декабря  1850 года, сроком на один год; почему, если паспорт этот где окажется, то доставить в оный суд, а при явке кем-либо оного паспорта, считать его недействительным.

    #15 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 13 126 сообщений

    Отправлено 19 Январь 2018 - 10:55

    ЯГВ № 44 от 3 ноября 1851 г. Ч. офиц. С. 423 (ф. 547)
    О похищенной лошади.
    Ярославский Земский Суд объявляет, что у крестьянина Ярославского уезда, вотчины г. Зиновьевой, деревни Матвеева, Григорья Иванова, с 27 на 28 число в ночи минувшего сентября неизвестно кем похищена лошадь, бывшая на привязи в огуменнике. Приметами: мерин шерсти бурой, 12 лет, росту 2 арш. 2 верш., грива на левую сторону, хвост густой, не длинной, челка выстрижена, на левом плече от наминки знак в виде пятна, на правой передней ноге на копыте засечка, ценою 30 руб. сер.

    #16 Pchelka_asp

    Pchelka_asp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 197 сообщений

    Отправлено 02 Сентябрь 2018 - 16:08

    ГАЯО 230 3 15 ИР Богословское в Сосновцах, 1841

    1. Свящ. Матфей Гаврилов (Смирнов), 42
      жена его Марфа Петровна, 37
      дети их: Николай, 12
      Марья, 8
      своячница его Мимодора Петровна, 32

    2. Диакон Стефан Иванов (Абрюцкий), 28
      жена его Лукея Федорова, 28
      братья ея Василий 13,
      Ираида, 12
      Алексей, 5

    3. Дьячек Матфей Артемов, 56
      жена его Анна Павлова, 56
      дочь Мария, 16
      Евдокия, 14
      Петр, 11

    4. Пономарь Алексей Николаев (Мансветов), 25
      жена его Елизавета Кириллова, 26
      дочь их Параскева, 2

    5. Вд. попадья Марья Иванова, 52
      дочь ея Синклитикия Артемова, 23
      Варвара Артемова, 17

    #17 Ольга Балашова

    Ольга Балашова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 2 987 сообщений

    Отправлено 17 Октябрь 2018 - 00:25

    Храм Смоленской иконы Божией Матери. с. Богослов.

    Осень 2018 года.

    Прикрепленный файл  IMG_4619.JPG   487,79К   4 Количество загрузок:Прикрепленный файл  IMG_4618.JPG   300,98К   5 Количество загрузок:
    ___
    Фото: Ольга Балашова (г. Ярославль),16 октября 2018 года



    #18 Fomichev

    Fomichev

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 28 сообщений

    Отправлено 13 Ноябрь 2018 - 09:07

    Прикрепленный файл  Ученики у школы в Богослове.jpg   51,05К   12 Количество загрузок:

    Ученики у школы в Богослове.

    Здание, по-моему, справа от храма, если с дороги смотреть.

    Примерно 1940 год.



    #19 Ирина Носкова

    Ирина Носкова

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 90 сообщений

    Отправлено 29 Ноябрь 2018 - 10:45

    Всем доброго утра и хорошего дня.
    Смотрю метрические книги по д.Большое Домнино Ярославского уезда, начиная с 1897 г. и по нисходящей, пока до 1873 г. И обратила внимание, что некоторые Смирновы из Домнина частенько были либо поручителями на венчании либо восприемниками у проживающих в д.Офремово. И по отчествам проживающих (фамилии не указаны) в Офремово я сделала предположение (смелое), что они из какой-то ветви Смирновых из д.Б.Домнино.

    Сообщение отредактировал Ирина Носкова: 08 Декабрь 2018 - 20:42


    #20 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 13 126 сообщений

    Отправлено 20 Октябрь 2019 - 01:44

    ЯЕВ № 24 от 15 июня 1877 г. Ч. неофиц. С. 188-190

    Древний Иоанно-Богословский погост на реке Пахне.

    (ныне село Богословское в Сосновцах.)


    В приходе села Пахны Ярославского уезда есть одна замечательная местность, именно деревня «Ивановский перевоз». Она находится в одной версте от села, на правом берегу реки Пахны и в пяти с половиною верстах от  оконечностей города Ярославля. Чрез деревню эту проходит дорога к Ярославлю из торгового многолюдного села Курбы и тут же находится переправа чрез вышеозначенную реку. На лето устраивается здесь разводной мост, из которого среднее полотно выводится для пропуска судов, проходящих по Пахне к водяным мельницам, на ней устроенным. В деревне сорок домов.
    Между жителями Ивановского перевоза сохраняется предание, что тут была прежде церковь. Видимых признаков ее существования не сохранилось никаких от давности времени тем более, что местность эта понимается водою во время весенних разлитий реки Пахны. Но место церкви доселе указывают жители деревни за домами крестьян Федора Яковлева и Алексея Степанова. Деды нынешних жителей сами видели, как в весенние половоды вымывались из берега реки кости покойников, а это есть уже довольно верный признак бывшего тут кладбища, которые в старину всегда устроялись при церквах.
    Признаком прежде бывшей церкви я не считаю очень красивой каменной часовни, выстроенной среди деревни жителями лет восемь тому назад, и в которой день и ночь теплится пред иконами неугасимая лампада. Часовня эта устроена в память сильного пожара, двадцать лет тому назад уничтожившего всю их деревню.
    В той же деревне сохраняется еще более интересное предание об ухождении от них иконы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Оставляя церковь икона останавливалась на сосне, стоявшей тогда в деревне и потом перенеслась за девять верст и остановилась в сосновом бору, где теперь село Богословское в Сосновцах. Давности времени сего события  никто определить не может; жители только и говорят, что это было очень  давно. Как бы то ни было, но самая деревня доселе носит название «Ивановской», или иначе «Ивановский перевоз» по имени, быть может, прежнего села Ивановского, а жители той деревни были до последнего времени постоянными прихожанами села Богословского, не смотря на девятиверстное от него расстояние и только лет тридцать пять или сорок прошло, как перешли они в ближайший приход села Пахны.

    Заинтересовавшись таким рассказом и слыша его многократно в течение четырехлетней моей службы при Пахнинской церкви, я пожелал проверить его правдивость, насколько это было возможно и для того решился побывать в селе Богословском и был вполне обязан тамошним священником о. А.С., который прелюбезно показал мне обе свои церкви и все их достопамятности, за что не могу не принести ему моей искренней благодарности.
    Две каменные церкви и таковая же колокольня села Богословского в Сосновцах стоят на высоком песчаном холму. Село это от Ярославля находится в пятнадцати верстах, и от торгового села Курбы верстах в десяти, и еще менее. Внизу подле села, саженях в полутораста, по низкой луговой местности протекает река Пахна. Холодная церковь, в честь Смоленской иконы Божией Матери, очень высока, красива и судя по-сельски украшена благолепно. Снаружи она увенчана пятью массивными главами. В этой церкви стоят особенного внимания пять древних антиминсов, от которых впрочем сохранились одни только средники. Самый древний из них относится ко временам царя Грозного, а последние ко времени царствования Алексея Михайловича. Вот они, начиная с младших:
    1) антиминс церкви Рождества пресвятой Богородицы, выдан в лето (трудно разобрать) при царе Алексее Михайловиче, при патриархе Никоне Московском и Ионе Ярославском.
    2) антиминс лета 7160 (1652) выдан в церковь святого апостола Иоанна Богослова при благоверном и великом князе Алексее Михайловиче и при митрополите Варлааме Ростовском и Ярославском.
    3) интиминс церкви Воскресения Христова выдан того же лета 7160 при царе Алексее Михайловиче и митрополите Варлааме.
    4-й антиминс выдан в церковь во имя святого пророка Илии при Михаиле Феодоровиче, при патриархе Филарете и при митрополите Варлааме.
    5-й антиминс самый древний лета 7090 октября 7 дня выдан в церковь святого пророка Илии при благоверном царе Московском Иване Васильевиче и при архиепископе Евфимии.
    На всех перечисленных антиминсах изнанка белая, пустая, а с лицевой стороны изображен один только крест и кругом его по обеим сторонам вышепоказанные надписи. Ни на одном из них нет картины положения Христа Спасителя во гроб, как это изображается на современных нам антиминсах.
    Кроме означенных антиминсов в холодной церкви села Богословского в Сосновцах не оказалось ничего особенно замечательного по древности и потому стоящего особого внимания.
    Из числа этих антиминсов один выданный в церковь Иоанна Богослова и два последних, данные в разные времена в церковь святого пророка Илии, несомненно принадлежат прежним церквам села Богословского, которое имело тогда так же, как и теперь, обе церкви, только других наименований и в старину называлось иначе: «погост Иоанно-Богословский». Доказательством сего служит выпись из древних писцовых книг города Ярославля 135, 136 и 137 годов, которые соответствуют 1627, 1628 и 1629 годам ныне принятого летосчисления. Эта выпись была напечатана в неофициальной части Ярославских епархиальных ведомостей за 1873 год. Там на странице 269 значится следующее: «погост Иоанно-Богословский на реке Пахне, а в нем церковь святого Иоанна Богослова да другая церковь святого пророка Илии древяны, в церквах образы и книги строение прихожан, а на церковной земле поп Исай, дьячек и просвирница, да бобылей восемь человек. Пашни паханые середние земли тридцать семь с половиною четвертей, сена сорок попен, лесу две десятины.» Остальные два антиминса, по нашему счету первый и третий, явно принадлежали другим тогдашним церквам и попались в Богословский погост неизвестно как. Быть может в старое время был там поповский староста или, по нынешнему, благочинный, который взял их к себе за ветхостию и оставил у себя не отправивши никуда следовало. В прежние времена такое оставление у себя ветхих антиминсов было легко и возможно под разными благовидными предлогами. Все сельские церкви были тогда деревянные и часто горели вместе с домами обывателей, построенные из слабого материала, скоро старелись, притом не редко подвергались ограблению от врагов во время тогдашних внутренних сумятиц и нашествий неприятельских при самозванцах. Достоверно неизвестно, что, например, в 1609 году проходили тою местностью от села Курбы к Ярославлю два полка Тушинского самозванца, составленные из разного сброда литовских людей, казаков, татар и русских изменников, и бывшие под начальством некоего Будзила (Юзефа, полковника Мозырского, хорунжего) и пана Микулинского в количестве около двух тысяч человек. Они шли от Курбы на помощь своим собратиям, осаждавшим тогда Ярославль и 6-го дня мая пришли к переправе чрез реку Пахну в нынешней деревне Ивановском перевозе, где стояли четыре дня, отбиваясь от ярославцев, стоявших на другой стороне, прежде нежели успели переправиться чрез означенную реку (неоф. ч. Яросл. епарх. вед. 1876 г. стр. 158 и 159). Враги русских не жалели их сел и деревень и все беспощадно предавали огню и мечу, грабили жителей, без всякого сомнения грабили и разрушали и церкви, стоявшие на их пути. При таком положении дел спасенные от истребления антиминсы легко могли оставаться навсегда в какой-либо соседней церкви, будучи переданы на время, и после перейти в одну из церквей по воле и желанию поповского старосты.

    (Окончание впредь).


    Свящ. Фл. Морев.



    #21 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 13 126 сообщений

    Отправлено 20 Октябрь 2019 - 01:51

    ЯЕВ № 25 от 22 июня 1877 г. Ч. неофиц. С. 195, 196

    Древний Иоанно-Богословский погост на реке Пахне.

    (ныне село Богословское в Сосновцах).


    Из холодной церкви мы перешли в теплую отдельно стоящую церковь в честь Воскресения Христова с маленьким приделом во имя святого апостола Иоанна Богослова.
    Эта церковь очень замечательна остатками старины. Археологи нашли бы в ней много интересного. Так все местные иконы иконостаса очень древнего письма и уже были поправлены вероятно при какой-нибудь переделки самого иконостаса. На обороте одной из местных икон мы нашли надпись, но прочитать ее не смогли по ее неясности и непривычке к чтению старинных церковно-славянских надписей. В северной стене церкви, немного повыше церковного пола закладена чугунная надгробная доска с отличными на ней словами и рядом с нею другая меньшая. Обе они закрашены густым слоем краски. На первой из них из полной надписи мы сумели прочитать только следующие слова: «князь Иван Прохорович Ушатый.» Но когда он жил и когда помер разобрать остальных слов не смогли, а изустных сведений не сохранилось. Другой надписи не могли разобрать нисколько; она вся закрашена. За левым клиросом и в связи с ним устроен резной ковчег для хранения плащаницы. Он весь составлен из прорезной вызолоченной резьбы и по своей форме стоит полного внимания любителей древности. Мы сняли крышку ковчега; под ним оказались две древние плащаницы. Из них одна, шитая серебром и изредка низанная жемчугом, такая редкость, какой мне не удавалось видеть ни в одной из сельских церквей в разных местах нашей Ярославской губернии. Плащаница подбита старинной выбойкой. Сколько лет существует эта плащаница, мы определить не могли, а записей в церкви не сохранилось. Древность эта, сколько можно судить по наружной форме резного ковчега, могла бы украсить страницы какого угодно иллюстрированного журнала. В алтаре Воскресенской церкви существуют два остатка старины, это 1. крест запрестольный деревянный с особыми своеобразными украшениями и стоит в настоящее время не за престолом на горнем месте, а за жертвенником, и еще 2. верх прежде бывшей напрестольной сени. На ней изображен Господь; вокруг ее рама с деревянными выкрашенными под золото кистями. Этот остаток сени помещен внутри алтаря на стене и теперь служит вместо иконы.
    Но более всего желал я видеть икону святого апостола Христова Иоанна Богослова. При взгляде на оную какое-то особенное благоговение и невольный страх овладели мною. Письмо на ней очень древнее. Глава Иоанна обращена в правую сторону, он смотрит вверх, как бы внимая словам Божия откровения. Подле Апостола изображен ученик его Прохор пишущим. Икона обложена серебряной ризой, а с другой стороны бархатом, в настоящее время обветшавшим; она небольшого размера, вершков 10-ти в вышину и соответственной ширины. Эта икона и есть та самая, о которой сохраняется у Ивановских жителей предание как об ушедшей от них и явившейся в лесу, где теперь село Богословское в Сосновцах.
    Вот те сведения, которые нам удалось собрать во время двухчасового осмотра церквей села Богословского. Мы передаем их во всеобщее сведение с единственною целию обратить внимание любителей старины на остатки древностей в означенных церквах; специалисты, более нас знающие это дело, лучше нашего оценять остающиеся там памятники старины и, может быть, найдут их много больше, чем сколько мы нашли при беглом и неопытном обозрении такого рода предметов.

    Свящ. Фл. Морев.






    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования