НЫНЕ ТУТАЕВСКОГО РАЙОНА
* * *
ПЕРЕНЕСЕНО СО СТАРОГО ФОРУМА:
Елена Дмитриевна:
Мои предки по отцу Никифоровы - родом из деревни Волково Алексейцевской волости Романово-Борисоглебского уезда. По имеющимся в РНБ картам уезда я определила, что погост (и, предположительно, приход) деревни находится в Алексейцеве. Летом благодаря исключительной доброжелательности сотрудников ГАЯО удалось один день поработать в архиве. Работники архива подтвердили, что Волково относится к приходу Алексейцевской церкви, но я не нашла в ее метрических книгах записей об отце (1901 г.) и деде (1872 г.). Но дело за 1872 г. включало метрические книги церкви Заболотья, и там-то я нашла записи о рождении деда и его двоюродного брата. Будучи в Николо-Заболотье, я видела на погосте могилу тети В. Терешковой (деревни Большое и Малое Масленниково и Волково находятся рядом). Возможно, границы приходов менялись в какое-то время. Не может ли кто-нибудь из ярославцев помочь прояснить это?
ksana:
Хотя жители деревень и были закреплены за определенным приходом, однако, если деревня находилась на границе двух приходов или ближе было до другой церкви в соседнем селе, то бывали случаи записи в метрических книгах соседнего прихода. Только в первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах, а с конца XIX и. стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах. У меня ситуация аналогичная. Деревня находилась в пяти верстах от приходской церкви, однако данные о крещении моей бабушки нашлись в метрических книгах села, расположенного в 2,5 верстах от деревни.
Елена Дмитриевна! Может быть, Вы проконсультируете меня, как работать с ярославским архивом?
Елена Дмитриевна:
Оксана, спасибо за ответ - очень полезная для меня ориентировка для работы в архиве, вынужденно редкой.
На этом сайте участники, наверное, имеют больший опыт работы с архивом. Я приезжала для работы летом на два дня, максимально заранее подготовленная, т.е. практически точно знала, какие приходы меня интересуют и какие годы (для начала). Поэтому в один день я заказала дела по описям, а через четыре дня приехала на день для работы. Поскольку я приехала из Петербурга, ко мне отнеслись с пониманием и выдали 3000 листов в один день. Этим мой опыт и исчерпывается.
Сейчас я еще знаю, что если заказываешь консисторский экземпляр метрических книг, то в нем подшиты книги по всем приходам уезда, но зато только за один год. А если книги приходские, то чаще по одной церкви за несколько лет, и можно найти больше информации за один просмотр. Для меня это существенно.
В плане подготовки к работе в архивах могу вам порекомендовать "Указатель видов документов, содержащих генеалогическую информацию". Он был опубликован в журнале "Вестник архивиста", №№ 46-50 за 1999-2000 гг., и есть в сети, в частности, на их сайте. Но если хотите, я могу вам прислать его в скомпонованном виде в формате doc. Из него я узнала, например, о таком интересном документе как "Регистрационная книга для записи крестьян деревни". Директор ГАЯО говорил мне, что в архиве имеется этот документ по некоторым уездам под названием "Список крестьян деревни", по Ростовскому уезду его нужно искать в Ростовском филиале архива.
Я его не видела пока, но содержащаяся в нем генеалогическая информация, судя по указателю, очень представительна. Есть у меня еще некоторые готовые материалы, все полученные из сети, которые мне помогли почувствовать исторический или бытовой контекст жизни крестьянской общины, да и других сословий.
ksana:
Здравствуйте, Елена Дмитриевна! Спасибо за ценную информацию. Буду Вам очень признательна, если Вы пришлете "Вестник".
Darya V:
Елена Дмитриевна, рада была пообщаться с Вами не виртуально, а лично, в Ярославле! Жаль, вечная спешка.
В следующий приезд (через месяц) буду просматривать метрические книги Романово-Борисоглебского уезда за 1889-1894 гг.
Напишите, в каких сёлах и кого Вам посмотреть (ФИО, а также возможные рождения, браки, смерти). С шестью огромными книгами еле управляюсь за 1,5 дня, т.к. выписываю много своих и для vineja. Шли "на спад", а теперь вдруг - "толпами"!
Но буду очень стараться успеть выписать и Ваших, хотя бы прямых. Приход села Заболотье, деревня Волково? Правильно помню?
Елена Дмитриевна:
Даша, и я была очень рада этой встрече. Очень жалела, что не спросила, кого Вы ищете, ведь я была в Ярославле еще два раза и просматривала метрические книги за 1897-1900 гг. Лично меня сейчас интересует 1876 г., где должна быть запись о рождении моей бабушки Марии Васильевны из д. Мокроусово, ее девичью фамилию я не знаю. И, конечно, книги до 1870 г., которых нет в архиве.
Но меня очень просили о сборе архивных материалов по истории ц. с. Заболотья, ее прихода и по людям, которые принадлежали к ее приходу, супруги Нелюбины, приехавшие с Урала и как энтузиасты занимающиеся восстановлением этой церкви с ее уникальными фресками. Сейчас я заказала архивный поиск клировых и формулярных ведомостей, которые есть в ГАЯО по этой церкви, выясняю судьбы священников, связанных с этой церковью. Если Вам встретятся такие упоминания или сведения, м.б., о романово-борисоглебских купцах, связанных с этими местами, то обратите на это внимание.
Я тоже вынашиваю мысль приехать через месяц на пару дней в Ярославль: я нашла в фонде Ярославского частного реального училища П.Я. Фокса личное дело моего отца. Я заказала это дело на 16 октября, и Алексей обещал мне описать его по телефону, чтобы я могла заказать ксерокопию, и тогда, наверное, не выдержу - приеду.
Большую и очень содержательную коллекцию документов церквей по Романово-Борисоглебскому уезду я обнаружила в рыбинском архиве. Я списала состав дел практически по всем описям и как-нибудь опубликую хотя бы названия церквей, а номера и содержание дел попробую занести в базу данных по этим церквям.
Darya V:
Елена Дмитриевна. Если что попадётся по с. Заболотье, конечно, скажу.
Цитата
Цитата
Цитата