Перейти к содержимому

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 16 декабря 2017 года. Более точные место и время события будут объявлены позже. Обсудить на Форуме >>>

Новости 18.11.2017:
  • 18.11.2017. Очередное заседание Угличского родословно-краеведческого общества состоится 21 ноября в 14:00 в библиотеке им. И. З. Сурикова. >>>
  • 17.11.2017. Костромская областная премия имени А. А. Григорова >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Владимирская земля" >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Костромская земля" >>>
  • 15 и 16 декабря 2017 г. в лектории Государственного Исторического музея состоятся XXIV Савёловские чтения. Тема – «Церковные источники по генеалогии и истории семей (к 100-летию восстановления Патриаршества в России)». Обсудить на Форуме >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 7

    #1 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 576 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 11:16

    СЕЛО КОНДАКОВО (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) УГЛИЧСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ БОРИСОГЛЕБСКОГО РАЙОНА

    * * *

    Уважаемые форумчане!

    До сих пор на Форуме нет темы по с. Кондаково. С одной стороны несправедливо - село было крупным, известным, центром Кондаковской волости на рубеже XIX - XX столетий. С другой стороны вполне объяснимо. Кондаково - родина прп. Иринарха и последний пункт Иринарховского крестного хода, о которых в сети написано очень много. Тем не менее, упущение должно исправить.

    До 1764 г. Кондаково относилось к Порецкому стану Ростовского у. и входило в вотчину Московского Новодевичьего монастыря. В свое время это была самая привилегированная вотчина Ростовского у. В конце XVIII в. село вкупе с деревнями отошло к Угличскому у., история прихода начиная с этого времени может рассматриваться в контексте развития Угличского края. В советское время на местных землях был организован Кондаковский сельсовет. Примерно с начала 1920-х годов он вошел в Борисоглебский район.

    Если не рассматривать вопросы, связанные с родословными исследованиями, писать про Кондаково очень тяжело. Многое окажется свободными цитатами давно написанного и в интернете годами долго живущего. Тем не менее, нужно отдать должное самому значимому местному уроженцу - прп. Иринарху, одному из вдохновителей освободительного движения России в Смутное время. К тому же сегодня - годовщина ключевого момента выхода России из Смуты начала XVII в.

    Начинаю тему с первых страниц моего материала, написанного про прп. Иринарха в наш сборник по Угличскому Поречью.

    Просмотр сообщенияМихаил-3000 (29 Ноябрь 2016 - 00:32) писал:

    Могу с легким чувством гордости сказать, что за полтора последних года удалось собрать, обработать, объединить и проанализировать огромный материал для сборника, запланированного к юбилею Воскресенской школы. Возможно, материала было собрано даже слишком много. Однако, если бы мы не готовились к юбилею, все это, скорее всего, не было бы обработано никогда.

    Расцвет и наследие Угличского Поречья


    2. Во славу народного единства
    В XVI в. в с. Кондаково Порецкого стана родился преподобный Иринарх – духовный окормитель освободительного движения России в Смутное время

    Надеюсь, что тема получит достойное краеведческое и родословное развитие.

    #2 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 576 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 11:18

    Во благо народного единства


    В XVI в. в с. Кондаково Порецкого стана родился преподобный Иринарх – один из вдохновителей освободительного движения России в Смутное время


    М.П. Арефьев


    Из полувекового

    путешествия по Угличскому Поречью


    – Почему до сих пор нет реально хорошего фильма о Смутном времени?

    – Дык понятия смута и воры неразделимы, кто ж добровольно даст деньги на такое большое дело?

    Из дружеской беседы


    Булыжная дорога петляла от одной деревни до другой до конца XX в., бежала мимо полей и перелесков, старинных часовен под вывеской «Магазин», перескакивала через каменистые речки со студёной водой или упрямо взбиралась на пригорки. Вековой тракт местами хорошо сохранился, несмотря на ежегодную весенне-осеннюю распутицу. Двойные кюветы тянулись вдоль большака. В ближние вода стекала с мостовой, во вторые – из лесов и полей. Десятилетиями среди зарослей некошеной травы за обочинами стояли пни огромных берез. Согласно легенде, деревья высаживались по указу самой Екатерины II, когда царица с немецкой настойчивостью знакомилась с империей. Днем ее Императорское Величество шла пешей, как древние паломники-пилигримы, вечером уезжала в карете на ночлег и утром возвращалась на то место, куда пришла накануне чтобы идти дальше. Так с паломничеством посетила Переславль-Залесский, Ростов, Углич (примерно такой маршрут Екатерины II я прочитал когда-то у Валентина Пикуля, но в каком произведении – из памяти совершенно стерлось). Для путешествия приказала якобы вымостить дорогу булыжником, а для того, чтобы полдневный зной скрашивала тень, велела обсадить ее березами, превратившимися со временем в пышно-кронных красавиц. Так гласило во всяком случае стародавнее предание, которое местные жители передавали из уст в уста до конца XX в. Возможно, все было немного по-иному, но к преданиям лучше относиться бережно и полностью со счетов никогда не сбрасывать.

    Таким образом царская дорога на границе Угличского и Борисоглебского районов ненавязчиво отправляла путников из XX века в XIX, а то и в екатерининский XVIII. Вдоль по тракту на пути в Ростов следовали многолюдное Ильинское, затем крошечные Цибеево, Усолово, крупное в прошлом и поныне Ново, небольшие Озорнино, Мокрово, Бабаево встречало добротным домом на кирпичном подклете, за ним – второе Усолово (монастырское), Новоселка и так – до большой развилки. Когда путник следовал прямо – попадал в Борисоглеб, то есть в древние Борисоглебские слободы, как издавна их прозвали в народе, а если заворачивал направо – то в село Кондаково, на родину знаменитого подвижника Борисоглебского монастыря затворника Иринарха.

    Сообщение отредактировал Михаил-3000: 05 Ноябрь 2017 - 00:53


    #3 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 576 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 11:19

    В старину Кондаково вкупе с деревнями принадлежало Григорию Юрьевичу Захарьину (С.А. Лапшина, А.Н. Субботин. Путеводитель по Борисоглебскому району. Борисоглебский: «Факел». 2013. 224 с. - С. 125), родному брату тестя Ивана Грозного Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина, от которого пошли Романовы (Родословная книга всероссийскаго дворянства. Ч. 1. Сост. В. Дурасов. Град св. Петра [С.-Петербург]: Т-во Р. Голике и А. Вильборг. 1906. 334 с. – С. 32-36.). Бездетный Григорий Юрьевич постригся около 1556 г. в иночество под именем Гурий, а когда скончался, был похоронен в подклете Смоленского собора Московского Новодевичьего монастыря (Кавельмахер В.В. Когда мог быть построен собор Смоленской Одигитрии Новодевичьего монастыря? // Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995. М. 1998. С.154–179). Вскоре после кончины мужа его вдова Ульяна (Иулиана) передала село с двойным названием Кондаково-Григорково в сам Новодевичий монастырь (С.А. Лапшина, А.Н. Субботин. Путеводитель по Борисоглебскому району. Борисоглебский: издательство «Факел». 2013. 224 с. – С. 125) на помин души раба Божия Гурия да, видимо, в ожидании собственной встречи с Богом.

    Под покровительством Новодевичьего село вкупе с деревнями превратилось в весьма привилегированную вотчину. В июле 1571 г. монастырь получил от Ивана Грозного тарханно-несудимую грамоту на свои владения в том числе на Кондаково (Каштанов С.М. Иван Грозный и Ростов. // История и культура Ростовской земли. 1993. Ростов. С. 67 – 79.) Документ освобождал от дани, ямских денег, примета, посошной службы, городового дела, «ни мостов не мостят, ни на ямах с подводами не стоят, и ямских дворов не делают».

    Вотчинные крестьяне получили право беспошлинно покупать, продавать и провозить товар: «...и они с того мыта и тамги, ни померного, ни весчего, ни по рекам перевозов, ни мостовщин, никоторых пошлин не дают». Грамота закрепила за монастырем судебный иммунитет: «А наместницы наши... и волостели, и их тиуни не судят и приставов своих не дают, и не посылают ни в чем». Отдельно оговаривался податный и судебный иммунитет местных церковнослужителей: документ отменял право святительского суда в их отношении.

    В итоге Кондаково заметным образом выделилось среди других вотчин Ростовского уезда. Никакое другое ростовское владение XVI в. не могло сравниться Кондаковской вотчиной по объему иммунитетного пожалования. Близость к государеву двору предоставляла ей царские привилегии.

    Сообщение отредактировал Михаил-3000: 05 Ноябрь 2017 - 00:53


    #4 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 576 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 11:20

    В 1548 г. при Захарьиных в с. Кондаково Порецкого стана Ростовского уезда родился раб Божий Илия – будущий преподобный Иринарх (Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке. Борисоглебский монстырь, что на Устье. 2014. По изданию 1869. С.-Пб: Типография И. Чуксина. 80 с. – С. 13). Но повзрослел он и потянулся к духовному после перехода Кондаковской вотчины к Новодевичьему монастырю, то есть в начале эпохи ее расцвета. Юноша пас деревенское стадо, а когда Мироздатель становился ближе, строил по ночам за селом часовню. Так рассказывал мне отец, что уехал из родной деревни Кожлево Кондаковского сельсовета в 15 мальчишеских лет, но про свои родные места знал на удивление много. Папа читал царские издания! Я понял это, когда открыл для себя дореволюционные публикации ростовчанина Титова и журналы Угличского уездного земства. А узнав, стал еще внимательнее вглядываться в историю своих селений в надежде на встречу с забытыми старыми «знакомыми», поскольку память приготовилась отозваться на свидание с ними новыми теплыми воспоминаниями из детских летних месяцев, проведенный в бабушкиной деревне.

    Когда в овраге за селом стало многолюдно, стремившийся к уединению юноша начал уходить молиться за пять километров на Черную речку. Я заново вспомнил про это место в замшелых дебрях несколько лет назад после того, как заехал на Иринархов колодчик. И вот память, действительно, снова заколебалась счастливым камертоном чудесных мотивов, донесшихся из деревенского детства.

    Однажды вместе с папой, первые полтора десятилетия которого выпали на непростые военно-сталинские годы, мы полдня искали Черную речку в лесной глуши с ароматом хвои. Отец рассказал тогда, как в не столь отдаленные времена здесь стоял крест с иконой, о чем в народе прекрасно знали. И вот ведь какая получается штука. Деревянный крест стоит в нашей сырой земле от силы 15 лет. Видимо, ставили его в советскую эпоху! Кто-то явно старался сберечь нашу память о прославленном земляке и о той поре, когда национальное единение однажды уже спасло Россию от смуты.

    Сообщение отредактировал Михаил-3000: 04 Ноябрь 2017 - 14:28


    #5 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 576 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 11:22

    Становление будущего преподобного выпало на очень непростое время. Поражения в Ливонской войне обернулись обоюдоострым царско-боярским приглядом друг за другом. Даже друг и близкий соратник царя князь Андрей Курбский бежал в 1564 г. в Литву. В феврале 1565 г. «отрекшийся» было от престола Иван Грозный «принял» снова на себя правление для того, чтобы вольно казнить «изменников», налагать на них опалу и отбирать имущество «без докуки и печалований» со стороны духовенства. По стране покатилось волна бессудных казней, отрыгнувшаяся через сорок лет безвременьем Смуты.

    Осенью 1565 г. в новоприсоединенном Полоцке вспыхнул мор – сыпной тиф – умерло «много людей» и даже местный архиепископ (А.А. Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М. 1964. 535 с. –  С. 390). Весной следующего года болезнь перекинулась на Смоленск, когда на посаде и в уезде «люди умирали многие смертоносною язвою». С августа по декабрь 1566 г. эпидемия бушевала в Новгороде, Старой Русе, Пскове, Невеле, Торопце, «и не было кому и мертвых погребати» (А.А. Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М. 1964. 535 с. – С. 390).
    Вместе с мором случился недород и, как обычное его следствие, голод. Осенью и зимой 1566 г. нахлынули на Поволжье грызуны: «…приде на Казанские да на Свияжские да на Чебоксарские места мышь малая с лесов, что тучами великими, и поядоша на поле хлеб всякой, – писал летописец, – и не оставиша ни единого колоса; да и не токмо по полем хлеб поядоша, но и в житницах, и в закромех» (Полное собрание русских летописей. Т. XIII, 2-я половина. СПб: 1906. - С. 405. По А.А. Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М: 1964. 535 с. - С. 392). На следующий год на Руси разразился великий глад. Осенью 1570 г. только в Москве ежедневно гибло 600 человек, а то и тысяча. «И людей много мерло з голоду» (А.А. Зимин. Опричнина Ивана Грозного. М. 1964. 535 с. - С. 393).

    Илия оставил родной дом в надежде избежать голодной смерти в 1566 г. Если 18-летний юноша предстанет перед Богом, он должен будет полностью оправдаться за прожитые годы. «В руце Твои, Господи Иисусе Христе, Боже мой, предаю дух мой; Ты же мя благослови, Ты мя помилуй и живот вечный даруй ми». А как Господь станет судить юную душу, если не очень много совершил богоугодных дел за свои короткие 18 лет, чтобы хватило для вечной жизни?

    Через два года братья нашли его. Тогда же будущему святому Бог открыл новую грань духовного дарования: видение ухода отца в загробный мир. «Вижу… несут родителя моего светлые юноши на погребение». Когда братья вернулись на родину, все узнали с изумлением, что батюшка скончался именно в то время, когда было видение (Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке. Борисоглебский монстырь, что на Устье. 2014. По изданию 1869. С.-Пб: Типография И. Чуксина. 80 с. – С. 16).

    После смерти родителя будущий святой завел свое торговое дело в купеческом Ростове, сумел увеличить семейное благосостояние. Но военные поборы продолжали разорять страну, а бегство крестьян из поместий и вотчин угрожало перерасти в пожизненное крепостное право. Новый польский король Стефан Баторий свел на нет все завоевания в Ливонии, одержав ряд побед над царскими войсками. Наступление русских окончательно остановилось после потери Вендена в 1578 г. В следующем 1579 г. пришлось отдать Полоцк. Когда в 1580 г. королевские войска захватили Великие Луки в городе перебили всех защитников вместе с жителями (Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 2. Т.6. С.-Пб: Товарищество «Общественная польза». 1896. 1726 колонок. – Колонка 272, 276, 280).

    Жизнь в мiру не приносила больше радости душе. В стране, где расползался дух подозрительности и нищеты, смерть перестала казаться страшной. Гораздо сильнее пугал еще страх гибели души. В 30 лет около 1578 г. Илия принял окончательное решение: «Иду «ко святым страстотерпцам и великомученикам Борису и Глебу, что на реке Устье, помолиться» (Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке. Борисоглебский монстырь, что на Устье. 2014. По изданию 1869. С.-Пб: Типография И. Чуксина. 80 с. – С. 17).

    Сообщение отредактировал Михаил-3000: 04 Ноябрь 2017 - 12:31


    #6 Михаил-3000

    Михаил-3000

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 576 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 11:25

    Когда молодой монах поступает в насельники монастыря, все вызывает у него восторженность и ощущение приближения к ВЕЧНОСТИ. Главное для инока – это спасение души и тела для вечной жизни в конце истории мира. И монастырский устав полностью подчиняется этой главной цели любого православного человека, но только в условиях общинной жизни, где спасение каждого становится главным смыслом усилий всех.

    В монастыре Илия – после пострига раб Божий Иринарх – работал в пекарне, ночные часы часто проводил в бдении. Тем не менее в храм ходил с большой радостью, на службе все время стоял в молитвах, с подобающим благоговением (Жизнь преподобного Иринарха, затворника Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке. Борисоглебский монастырь, что на Устье. 2014. По изданию 1869. С.-Пб: Типография И. Чуксина. 80 с. – С. 19). При том, что молиться – труд чрезвычайно тяжелый. Вот как говорит об этом прославленный Федор Конюхов: «Идти к Северному полюсу очень тяжело… в каменоломне, на лесоповале – очень тяжело, но читать молитву – самое тяжелое» (М. Арефьев, Е. Иванова. «Федор Конюхов: «Не вдруг». // Деньги и благотворительность. № 4(44). Октябрь 2002. С. 12-14. - С. 13). А его странствия – это ярчайшие современные свидетельства силы молитвы, поскольку о. Федор ходит в экспедиции только с ней...

    Мироощущение россиян XVI в. предстает сегодня как непонятная классическая симфония, которую никогда не слышал. Как некая гармония потрясающих переживаний, которых никогда не испытывал. Пытаться понять христианскую жизнь наших пращуров без собственной духовной практики – как стараться погрузиться в тонкую сферу православия с помощью туристско-интеллектуальных проспектов. Наши предки рубежа XVI – XVII столетий понимали в тонкой области гораздо больше, чем мы с вами, и нам до них – как нынешним ярославцам от реки Устье до звезды Альфа Центавра.

    Но собственная душа просит увидеть прошлое России объемнее, разглядеть ключевой момент становления российской государственности тоньше, историю своего рода глубже. Остается попробовать прочувствовать непростой иноческий путь преподобного сердцем...

    #7 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 3 999 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 18:11

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (01 Март 2013 - 14:41) писал:

    Журналы Угличского уездного земского собрания, очередная сессия 1901 года (сайт РГБ)

    стр. 24 .  .  .  .  .Заседание 29-го сентября

    7) слушали доклад управы за № 7, по вопросу о выдаче учителю кондаковского училища Ф.Н.Виноградову ежегоднаго пособия на воспитание в учебном заведении его дочери в размере 72 руб. - Мнение комиссии: Комиссия  полагает согласиться с докладом управы.

    стр. 47   

    Доклад № 7


    Угличский уездный училищный совет, в заседании своем 1-го июня 1901 года, заслушав прошение учителя кондаковского начального земского училища Федора Никаноровича Виноградова, имеющего шесть человек детей, о выдаче ему пособия на воспитание детей за двадцатишестилетнюю учительскую деятельность в Угличском уезде, постановил просить угличское очередное земское собрание о выдаче Виноградову пособия за его долголетнюю усердную учительскую деятельность в Угличском уезде.
    Об этом постановлении училищного совета председатель совета и доводит до сведения Земского собрания в своем отношении  от 7-го июня 1901 г.,за № 330.
    ...земская управа имеет честь доложить собранию,что семейство учителя Виноградова состоит из 6 человек детей,из них 4 дочери и 2 сына.Старшей дочери 20 лет, второй дочери 17, сыну первому 16, третьей дочери 11, второму сыну 10 и четвертой дочери 6 лет. Из всех детей обучается в ярославской второй женской гимназии лишь вторая дочь Виноградова с 1894 года, а все остальные дети находятся при родителях.
    Учитель Виноградов лично заявил председателю управы, что пособие ему необходимо на воспитание третьей дочери, поступающей в текущем году в угличскую женскую прогимназию.
    ...Уездная управа с своей стороны полагает ходатайство учителя Виноградова удовлетворить, ассигновав ему в ежегодное пособие на воспитание дочери в угличской женской прогимназии 72 руб., с внесением этого расхода в смету 1902 г.


    #8 Татьяна Миролюбова

    Татьяна Миролюбова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 3 999 сообщений

    Отправлено 04 Ноябрь 2017 - 18:14

    Просмотр сообщенияТатьяна Миролюбова (04 Апрель 2013 - 13:12) писал:

    Журналы  Угличского уездного земского собрания, сессия 1903 года, стр. 112-115.

                                                           Список
                                   учительского персонала земских начальных училищ
                                   Угличского уезда, с обозначением оклада их
                                   содержания от Угличского уездного земства.
                                         (оклад на 1903 и 1904 год - прим.мое).

    13. Кондаковское
    34) Законоучитель священник Иоанн Мансветов с 10 октября 1899 г.   50 50
    35) Учитель Николай Федорович Герасимов    с 14 апреля 1888 г. 300    420
    36) Вторая учительница Вера Федоровна Розова с 1 сентября 1901 г.    210    210





    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования