ЛЮДИ, у кого что есть про село Коприно (фотографии, информация), помогите найти.
В музее КБ "Луч" я был, до Погорелки все не могу добраться!!
И вот что я нашел -
план села Коприно, раскрашенный мною еще в ДОЛ "Альтаир", 2000 г.:
<утрачено - 2>
* * *
РАЗРУШЕНИЕ КОПРИНСКОЙ ЦЕРКВИ
<утрачено - 9>
* * *
ВИДЫ СЕЛА КОПРИНО
<утрачено - 13>
село Коприно Рыбинского уезда 2.jpg 76,87К
15 Количество загрузок:
Другие
фотографии современной церкви и сверхсовременного Коприно можно посмотреть "В контакте" -
http://vkontakte.ru/.... Эта страничка будет полезна тем, кто помнит и любит лагерь "Альтаир" (там выкладываются все статьи про Коприно, что я смог найти). Все фотографии (это остатки лагерного музея краеведов, которым заведовала Онуфриевая Тамара Владимировна) были сохранены в музее КБ "Луч" г.Рыбинск Жогиной Е.Н.
* * *
Вот фрагмент
фильма про историю Коприно Онуфривой Т.М., 1999 год:
http://vkontakte.ru/...
* * *
Копринская кадриль.
Фигура 1
Широкая улица моя,
Широкая, зеленая.
Вот и люди, люли, люли
Широка, зеленая. Широка, зеленая.
Кругом все трава мурава.
Вот и люди, люли, люли
Кругом все трава, мурава.
Aпо этой, пo муравой по траве
Едет милый из города ко мне
Вот и люди, люли, люли
Едет милый из города, ко мне.
С которой гулял, привечал,
С той встретился, здравствуй, не сказал.
Вот и люди, люли, люли
С той встретился, здравствуй, не сказал.
Ни одна ты красна девица душа.
Ни одна ты уродилась хороша.
Вот и люди, люли, люли
Ни одна ты уродилась, хороша.
На лицо ты белешенька,
А ты гуляй молодешенька,
Вот и люли, люли, люли
А ты гуляй, молодешенька.
Фигура 2
Как у Чичкина Ивана
Как у Чичкина Ивана
Как у Чичкина Ивана
Золоти часы в кармане
Вот и люли, люли, люли
Как у Чичкина Ивана
Золоти часы в кармане.
Позолочено кольцо(3раза)
Красивый Ваня на лицо
Вот и люли, люли, люли
Позолочено кольцо,
Красивый Ваня на лицо.
Я бы не родилася (3р)
Да в Ваню не влюбилася.
Вот и люли, люли, люли
Я бы не родилася,
Да в Ваню не влюбилася.
Ваня встретит и проводит(3р)
С вечериночки домой.
Вот и люли, люли, люли
Ваня встретит и проводит,
С вечериночки домой.
Фигура 3
Гори звездочка, гори ясная,
Ай, люли, люли, люли
Гуляй девица, гуляй красная.
Гуляй девица, гуляй милая,
Люли, люли, люли
Гуляй милая, да любивая.
Ты покинула друженька милого (3 р.)
Вот и люли, люли, люли
Ты покинула друженька милого.
С лихой ли тоски, со досадушки.
Люли, люли, люли
Со досадушки.
Ты не стой, не пошагивай ногой,
Не тебе распоряжаться надо мной.
Вот и люли, люли, люли
Не тебе распоряжаться надо мной.
Как на нашем на посаде (3 р.)
Рано печи топятся.
Вот люли, люли, люли
Как на нашем на посаде,
Рано печи топятся.
Ты отдай, отдай, мамаша (3 р.)
За кого мне хочется.
Вот люли, люли, люли
За кого мне хочется.
А мне хочется туда
Где зеленые луга
Вот и люли, люли, люли.
А мне хочется туда
Где зеленые луга.
Фигура 4
Как от Коприно лесок невысок,
Услыхала я милого голосок.
Вот и люли, люли, люли
Услыхала я милого голосок.
А под горочкой земляночка была,
Дружка милого с тальяночкой ждала.
Вот и люли, люли, люли
Дружка милого с тальяночкой ждала.
Проходи милой с тальяночкой,
Напою чайком с земляничкой.
Вот и люли, люли, люли
Напою чайком с земляничкой.
Напоивши, на беседу позвала,
А подружкам всем я выговор дала.
Вот и люли, люли, люли
А подружкам всем я выговор дала.
Вы чего подружки, знаете
Моего милого хаете.
Вот и люли, люли, люли
Моего милого хаете.
А уж вы хайте, не хайте его.
Нету лучше милого моего.
Вот и люли, люли, люли
Нету лучше милого моего.
Да он лучше всех вас во сто раз,
Хоть сейчас приведу на показ.
Фигура 5
Рано маменька цветок сорвала,
Молодешеньку замуж отдала.
Вот и люли, люли, люли
Молодешеньку замуж отдала.
Молодую на 17-м году
Муж характерный, уважить не могу.
Вот и люли, люли, люли
Муж характерный, уважить не могу.
А бывало и уваживала,
Далеко ли выпроваживала.
Вот и люли, люли, люли
Далеко ли выпроваживала.
Далеко до самого села,
В чистом поле метелица мела.
Вот и люли, люли, люли
В чистом поле метелица мела.
В чистом поле метелица метет,
За метелицей мой миленький идет.
Вот и люли, люли, люли
За метелицей мой миленький идет.
Фигура 6
От Коприно пыль столбом,
Старшина идет с писарем.
Вот и люли, люли, люли
Старшина идет с писарем.
Старшина идет с писарем,
Мово милого записывать.
Вот и люли, люли, люли
Мово милого записывать.
Записали Колю в ратники,
А Ванюшу во начальники.
Вот и люли, люли, люли
А Ванюшу во начальники.
Ваня милый уговаривал меня;
Не ходи милая замуж без меня.
Вот и люли, люли, люли
Не ходи милая замуж без меня.
Если станут тебя силой выдавать,
Приходи я научу чего сказать.
Вот и люли, люли, люли
Приходи я научу чего сказать.
Фигура 7
От Коприно лес (3 р.)
Скоро будет поле.
Вот и люли, люли, люли
Скоро будет поле.
Не один милой идет (3 р.)
А идет их двое.
Вот и люли, люли, люли
А идет их двое.
Они оба идут (3 р.)
Польта нараспашку.
Вот и люли, люли, люли
Полюбила Пашку.
Мой миленочек, который (3 р.)
В вышитой рубашке.
Вот и люли, люли, люли
Мой миленочек, который,
В моечной рубашке.
Кто рубашку вышивал (3 р.)
Кто ее и гладил.
Вот и люли, люли, люли
Кто рубашку вышивал,
Кто ее и гладил.
Я рубашку вышивала (3 р.)
Я ее и гладила
Вот и люли, люли, люли
Я рубашку вышивала,
Я ее наладила.
Кто милого целовал (3 р.)
Кто его навадил?
Вот и люли, люли, люли
Кто милого целовал,
Тот его и гладил.
Я милого целовала (3 р.)
Я его навадила,
Вот и люли, люли, люли
Я милого целовала
Я его и сладила
Текст её часто меняли, так что это не оригинал!
* * *
Небольшие статьи, собранные лагерными краеведами
"Ярославский соловей" (Певец П. А. Радонежский. Детство и юность.)
В селе Коприно в 1829 году в семье священника родился Платон Анемподистович Радонежский. Его семья была очень музыкальной. Отец Радонежского, Анемподист Федорович, хорошо играл на гуслях, мать, Серафима Платоновна, обладала красивым сильным голосом. Дети также были одарены прекрасными голосами и составляли с родителями своеобразный домашний хор. Платон начал петь на клиросе копринской церкви с шестилетнего возраста, восхищая слушателей своим чистым звонким дискантом.
Решив дать сыну образование, отец определил его сначала в уездное училище в Рыбинске, а затем в Ярославскую духовную семинарию. И в училище, и в семинарии Платон учился плохо. Радонежский выделялся среди воспитанников красивым голосом - его звучный альт обращал на себя внимание. Молодому певцу поручали сольные партии в семинарском хоре, но содержание песнопений скоро разочаровало Радонежского, предпочитавшего церковным напевам привольные волжские песни. "Ярославский соловей" - так называли Радонежского.
Важным событием в жизни Радонежского было посещение ярославского театра, который произвел на него огромное впечатление. Результатом этого явилась задуманная Радонежским постановка в одном из классов семинарии пьеса Н. А. Полевого "Параша сибирячка", где он был и режиссером, и исполнителем одной из главных ролей, и певцом, который по ходу действия пел русские песни. Был устроен из простыней занавес, нарисованные декорации, даже придуманная "люстра", сделанная из соломы . Приказом ректора постановка была запрещена, а декорации сожжены, воспитанники наказаны, а Радонежский предупрежден, что при первом же посещении театра он будет исключен из семинарии.
Но Радонежский продолжал посещать театр тайком, увлекаясь им все сильнее. Именно театр определил во многом судьбу Радонежского, мечтавшего стать профессиональным певцом.
В 1860 году, во время поездки по Волге с целью собирания народных песен, записал он песню "Полоса ль моя, полосонька, полоса моя непаханая"...
Окончив семинарию (приблизительно в 1848 году), Радонежский стал певцом, теперь у него был высокий бас.
В доме советника губернского правления Н. П. Мезенцева, друга Радонежского и страстного любителя музыки, молодого певца услышал остановившийся в Ярославле проездом в Москву прославленный русский тенор, солист московского Большого театра, Бандышев, был восхищен пением Радонежского и предложил ему ехать в Москву для получения музыкального образования. Радонежский, не задумываясь, принял предложение Бандышева и, несмотря на возражение родителей, летом в 1849 году уехал в Москву.
Копринский театр (история и создание)
Летом в Коприне собиралось много молодежи. Они устраивали танцы, спектакли. Так возник копринский театр. В театре было 300 мест. Сначала они играли в помещении сельскохозяйственного склада - бывшего скотного двора. Для освещения использовались керосиновые лампы. Печку поставили в 1916 году, чтобы можно было зимой играть. В театр приезжали учителя из Погорельской школы, медики из больницы. До революции хозяевами театра были люди - члены общества разумных развлечений. Они дежурили, топили печь, следили за освещением, рассаживали публику, изготавливали и развешивали афиши. После того, как театр стал пользоваться успехом, стало приходить и приезжать много народу из Глебово и из Мологи, и копряки решили построить здание театра. Это было в 1912 году. В 1918 году театром стал ведать молодежный клуб "Эхо революции". Иногда спектакли ставили 5-6 раз в год. Само здание было деревянное. В нем также были печи, и в театре был рояль. На открытие театра поставили спектакль "Без вины виноватые", и в нем приняли участие: Ваулина, Владимир Остров, Соловьева А. Кроме Островского ставили пьесы Чехова и Гоголя.
После революции копряки обращались в Рыбинский театр, артисты которого за картошку и муку ставили спектакли.
Артист Рыбинского театра Дм. Род. Ольховский, как режиссер, поставил пьесу Горького "На дне". Декорации писал местный живописец.
Село Коприно
По документам село Коприно известно с 1545 Года. Первым владельцем Копринской волости был Федор Ушатый, живший в середине XV века.
О прошлом Коприно можно рассказывать много. Вот, к примеру, приведем данные начала XX века.
Как сообщал Рыбинский иллюстрированный
календарь за 1903 год, в Копринской волости не
было дворян, разночинцев, купцов, почетных
граждан, мещан и крупных землевладельцев. Населяли
ее в основном крестьяне. Было в селе около
70 жилых дворов. Из общественных зданий
— школа, одна из первых в России сыроварня,
любительский театр, пожарное депо с каланчой, краеведческий музей.
Главной достопримечательностью села была церковь, основанная в 1787 году. Размеры здания для волостного масштаба — поразительные. Храм пятиглавый, имел высокую колокольню, с" петербургс-
ким" шпилем, на ней семь колоколов. Главный колокол — "Большой благовест" (вес 332 пуда 32 фунта) - отливался в самом Коприно на Горюшкином поле приглашенным из Ярославля мастером. Звуки "Большого благовеста" в тихую погоду были слышны на восемь-десять километров. В храме было три престола, главный престол Честного Животворящего Креста Господня, во имя которого и освящена церковь.
Печальная судьба у этого великолепного храма. Разрушение церкви началось в 30-х годах. Был репрессирован и выслан Священник Ф. А. Виноградов. Осенью 1935 года сняли колокола. На место падения "Большого благовеста" предварительно набросали кучу камней, чтобы он разбился при падении. Но колокол только дал трещину! Колокола все-таки разбили на куски и увезли в Рыбинск. Позже взорвали колокольню, а здание церкви передали бумажной фабрике для строительства. Но кирпичи и их связка оказались настолько крепкими, что использовать их на стройке так и не пришлось.
Постепенно жители соседних деревень растащили из ограды, булыжник для фундамента.
А впоследствии Рыбинским водохранилищем началось разрушение берегов у села Коприно и у церкви с кладбищем. Влияли и разливы, непогода. Часть церковных стен пошла на дорожное строительство, и лишь их остатки до сих пор напоминают нам о былом.
А. ВОЛКОВ. Краевед. Москва.
Рыбинские известия (1995 г.)
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО СЕЛУ КОПРИНО
Сооружение Рыбинского водохранилища повлекло за собой затопление огромной территории плодородной земли, десятка сел, деревень, городов, разговор пойдет лишь об одной волости.
В зону затопления частично вошла бывшая Копринская волость Рыбинского уезда Ярославской губернии. На данной территории, предполагаемой под затопление, Академией наук были проведены в 1932-1933 гг. археологические работы, в результате которых было выявлено несколько древних неолитических стоянок близ с. Коприно относящихся к V-V1 векам до н.э. В фондах музея-заповедника хранятся извлеченные находки этого периода: скребки, обломки ямочно-гребенчатой керамики, наконечники стрел, копья и многое другое.
Таким образом, у села Коприно была выявлена одна из неолитических стоянок первобытного человека.
В XVI веке Коприно было вотчиной Троицко-Сергиевского монастыря. В 1545 году владелец Коприно Ушатый отдает эти земли вкладом в Троицкий монастырь, о чем свидетельствовала грамота" об описании земли". В этом же документе говорилось также о том, что жители Коприно занимались; земледелием, скотоводством и сыроделием.
В XVIII-IX веках главными промыслами копряков были коневодство и бурлачество. С развитием судоходства профессия грузчика на пристанях и матроса на судах стала массовой.
Копринская волость известна в России своими пойменными лугами, по¬тому по развитию молочного скотоводства в 70-х годах XIX века Ярославская губерния стояла на втором месте после Тверской.
В известном труде Ленина "Развитие капитализма в России" упоминается Копринская волость в связи с распространением сыроварен по инициативе известного учредителя артельных сыроварен В.И.Бландова.
Первая в ярославской губернии артельная сыроварня была открыта 17 марта 1870 года в селе Коприно. Этому предшествовало посещение И.В.Верещагива и В.И.Бландова села Коприно I августа 1869 года, после чего крестьяне села Коприно и деревни Пашино составили "приговор сельского схода" и направили его в уездную управу.
В 1872 году Верещагин открывает в С. Коприно школу голландского сыроделия. В ней было подготовлено пять учеников и учениц. В 1873 года школу содержит ярославское губернское земство. Одновременно оно решило создать школу молочного хозяйства для подготовки опытных скотников и скотниц в некоторых передовых хозяйствах. Имена сыроделов дошли до насто¬ящего времени. Это А.П.Вахрушев и Тупицинодин из последних выпускников курсов сыроделия и маслоделия при Копринской сыроварне. В начале века курсы возглавлял Андрей Петрович Редькин /1862-1949/, герой соц. труда, видный деятель науки. В 1906 году курсы были переведены в Пошехонский район. Следует отметить, что копринские курсы, работавшие в 1900 году, были преемниками знаменитой Елфимовской школы, закрытой по распоряжению царского правительства в 1898 году.
Кроме учредителей молочной фирмы Бландова, Верещагина и Блахина, следует отметить уроженца села Коприно владельца молочной фирмы Чичкина. О нем подробно рассказано в статье Кишкина «Самородок русской деловитости» в газете "Рыбинские известия".
После окончания Петроградской сельхозакадкмии Александр Васильевич Чичкин проходил 3-хгодичную стажировку в Париже в институте Луи Пастера. Предприимчивый и деятельный, он имел магазины во многих городах России: Москве, Петербурге, Тбилиси.
Именно ему принадлежит инициатива производства кефира в России. После революции он работал консультантом А.Й.Микояна.
В конце XIX, начале XX века в Коприно было несколько интересных обществ. Общество разумных развлечений, музыкально-драматический кружок и другие, в которые входили представители интеллигенции, священники, врач. В Коприно с 1905 года неоднократно выступал Николай Александрович Морозов, музей которого находится в Борке.
По легенде в Копринскую волость, в деревню Мухино к знакомому капитану Чуйкову, который был родом из этих мест, приехал Миклухо-Маклай. В семье Хохловых в Рыбинске хранится талисман - страусиное яйцо, подаренное маленькой девочке Матрене. Оно хранится как семейная реликвия.
Нужно сказать, что бывшие жители Коприно очень любят свое село.
А.Е.Волков, Виноградов, Акифьев, работая в архивах, оставили немало документов и фотографий о Копринской волости.
Вместе с тем еще немало предстоит открыть и написать, наконец, книгу об этом замечательном крае, погребенном на дне моря. И этим, может быть, будете заниматься вы, нынешнее поколение, наша надежда.
Из музея КБ "Луч", г.Рыбинск
Был в Коприно Музей
«Копринское общество изучения родного края» возникло в 1921 году на основе ранее существовавших в волости «Сельскохозяйственного общества» и «Общества разумных развлечений».
Основной целью своей работы «Общество» ставило изучение прошлого родного края, быт, фольклор, флору и фауну, наблюдения за погодой. Ближайшей задачей было открытие музея. Первоначальные средства музея составили членские взносы и суммы, полученные членами «Общества» за чтение лекций и выступления на сцене Копринского театра.
Начало создания музея можно отнести еще к 1916 году. Основой будущего музея послужили трофеи войны, с этого же времени стали собирать старинную утварь, посуду, предметы быта. Клуб «Эхо революция» выделил для музея две темные я сырые комнаты без отопление, худа я помещали собранные предметы.
Весной 1921 года школьной экскурсии удалось найти на стрелке ручья Треновки у Балов-ского мыса хорошо сохранившиеся предметы быта первобытных людей, которые я стали началом археологической экспозиции Копринского музея.
При содействия секретаря партийной организации РКП А.Н. Москалева музею было передано здание— бывшей дачи А. А. Радонежского, в котором до 1920 года размещался детприемник-Открытие музея было приурочено к церковному празднику «Петрова дня» - 12 июля 1921 года. В музее были созданы отделы геологии, географии, климата, почвы, ботаники, зоологии, истории, быта я культуры - всего около 1,5 тысячи экспонатов... Нам, мальчишкам, особенно запомнился заспиртованный в банке 3—4-месячный человеческий эмбрион.
При музее существовала небольшая химическая лаборатория я мастерская по изготовлению чучел птиц и зверей. Руководил ею И, Н. Предтеченский. Была также собрана библиотечка в 300
томов.
Музей становился научным и культурным центром волости. Здесь проводились беседы и читались лекции на са¬мые различные темы науки и культуры
Осенью 1921 года музей принимал участие в волостной выставке, а затем этой же осенью «Общество изучения родного края» стало участником Всероссийской выставки по краеведению в Москве.
В 1922 году Копрннский музей посетил Н. А. Морозов я весьма одобрительно отозвался о нем.
В 1924—25 годах музей был расширен — ему было передано здание бывшей церковно-приходской школы; В нем разместились экспозиции по истории и достижениям мелиорации в волости.
Первым заведующим Копринским народным музеем был А. Ф, Виноградов, в 1922 году после отъезда на учебу его сменил А. Артамонов. В конце 1926 года музей возглавил А. Ф. Акифьев, проработавший на эгой должности до самой войны.
Осенью 1941 года оба здания музея были заняты стройбатами, а все экспонаты музея перевезли сначала в школу, а затем в помещение Погорельской церкви.
В 1945 году все экспонаты музея без всякой описи были вывезены в Рыбинский музей представителей отдела культуры. Там они смешались с экспонатами из других музеев. Это обстоятельство приводило иногда к серьезным ошибкам — экспонировались предметы, якобы характерные Аля коприн ской волости, что, однако, действительности не соответствовало.
А. Ф. Акифьев скончался в январе 1945 года, а основное здание Копринского музея в начале пятидесятых годов было разобрано и перевезено в поселок возле станции Тихменево, где из него построили столовую.
В 1955 году был снесен последний дом в селе Коприно, кок писал копринский поэт Д, Bayлин
«Остались oт нашего Коприна только камни разрушенных хат».
Поскольку село Коприно является родиной артельного сыроделия Ярославщины, интерес к нему проявили музей братьев Верещагиных в г. Череповце и музей истории и развития молочного хозяйства в городе Кургане.
Ярославль отметил это событие в 1970 году международной выставкой сыров.
И только Рыбинский? историко-художественяый музей проявляет к этому событию полное равнодушие. Видимо, история своего района его мало интересует...
А. ВОЛКОВ. Краевед. с.Петраково.
Рыбинские известия (1994 г.)
От себя А. ВОЛКОВ обладал большой коллекцией фотографий села
Где они сейчас???...
<утрачено - 1>
* * *
Надо беречь нашу историю. Сколько лет эти своды будут противостоять стихии...
<утрачено - 2>