Перейти к содержимому

Уважаемые гости и участники Форума, у кого возникли проблемы с регистрацией, или забыли пароль или логин, напишите на почту voroninee@yandex.ru Для новых участников Форума: при регистрации в поле антиспама нужно вводить цифры, а не пытаться скопировать текст (на то он и антиспам); после регистрации при поиске письма на авторизацию не забывайте проверять корзину.

17 февраля в 10:00 в выставочном зале Областной библиотеки им. Н. А. Некрасова состоится заседание Ярославского историко-родословного общества. Обсудить >>>

22.03.2022. Обновлён Фамильный навигатор: добавлено 15 новых позиций (с 26.02.2022). Всего в справочнике 7221 позиция >>>

Одна деревня - приходы разные

административно-территориальное деление

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 39

#1 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 088 сообщений

Отправлено 23 декабря 2009 - 22:07

ОДНА ДЕРЕВНЯ - ПРИХОДЫ РАЗНЫЕ

* * *
Господа! Работая в ГАЯО с метрическими книгами Нерехтского уезда, столкнулся с таким фактом:
- в 1860-е годы деревня Попадейкино принадлежала приходу церкви села Остров,
- в 1890-е - приходу церкви села Бардаково,
- в 1901-1902 - деревня Попадейкино снова в приходе церкви села Остров.
У меня первая мысль была: в Острове церковь временно не работала.
Но обе церкви функционировали все эти годы - сужу по тому, что метрические книги велись исправно и регулярно в обеих церквах.
Почему могла иметь место такая загогулина?

#2 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 993 сообщений

Отправлено 23 декабря 2009 - 22:12

Андрей, работая со справочником населенных мест Ярославской губернии 1901 г., я неоднократно встречаюсь с ситуацией, когда одна деревня относится к двум или даже трем приходам. В таких случаях по сведениям приходских священников указывается число дворов, относящихся к каждому приходу.
Вот пример - Афонасово 2-е в Романово-Борисоглебском уезде:

- к Алексейцевскому приходу - 6 дворов,

- к Заболотьевскому - 9 дворов,

- к Воздвиженскому в Игрищах - 7 дворов.


Возможно, Ваш факт - проявление такой же ситуации.

#3 arutman

arutman

    Светлой памяти... 23.09.1950–23.03.2015

  • Пользователи
  • PipPip
  • 25 сообщений

Отправлено 24 декабря 2009 - 13:33

Я уже писал на форуме, что приписка конкретной деревни к тому или иному приходу делалась сверху, поэтому в разное время могла числиться даже в разных благочиниях. Вертикаль власти, видите ли, изобрел не ВВП.
Кроме того, Андрей, часты и случаи, описанные Еленой Дмитриевной, - связано с тем, что части одной деревни могли быть в собственности у разных помещиков. Феодализм, извините!

#4 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 088 сообщений

Отправлено 27 декабря 2009 - 14:52

Елена Дмитриевна, Александр Михайлович, спасибо.
Деревня каждый раз целиком принадлежала только одному из двух приходов. Потом - целиком переходила в другой приход.
Следовательно, можно предположить, что это чиновничий произвол?

#5 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 993 сообщений

Отправлено 27 декабря 2009 - 16:42

Андрей, интересно - а как Вы по метрическим книгам определили, что деревня каждый раз принадлежала только одному приходу? Просмотрели книги по каждому из приходов за указанные годы? Произвол легко предположить, но всегда хочется понять скрытую причину. Трудно представить, что жители деревни так легко переходили из прихода в приход, тем более что после 1860 г. уже не запрещалось выбирать приход, как уже говорилось здесь на форуме.

#6 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 088 сообщений

Отправлено 29 декабря 2009 - 08:40

Я искал несколько деревень. К каким приходам они относились - не знал. Поэтому и искал по всем приходам, доступным в ГАЯО. Начал с 1902 года. Деревня Попадейкино оказалась в приходе села Остров. Далее ориентировался именно на него, но в какой-то год Попадейкина в этом приходе не оказалось. Опять пересмотрел все доступные... Доступные - это десятка полтора приходов Нерехтского уезда.

#7 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 993 сообщений

Отправлено 06 января 2010 - 13:13

Три года назад я смотрела в РНБ "Расписание приходов, церквей и причтов Ярославской епархии". 1876 г. Это был печатный, но не окончательный экземпляр, весь исчирканный красными чернилами чьей-то синодальной рукой - приходы корректировались, вычеркивались, объединялись и т.п. Но в нем нет перечня селений, а только указано, сколько душ в селах и сколько деревень и на каком расстоянии входят в приход. Но я обратила внимание на то, что приход, как правило, включал несколько церквей, обычно в разных селах, а причт указывался общий для прихода. Например, "мой" Троице-Сабуровский приход включал 940 душ в двух селах и 7 деревень от 1 до 7 верст, и две церкви: Троицкая в с. Троицком (что в Бору) и Успенская в с. Сабурове. До 1840 г. я видела в ГАЯО метрические книги по Троице-Сабуровскому приходу, но они, конечно, велись отдельно по церквям. А некоторые приходы включали по четыре церкви. В справочнике 1901 г. каждый приход уже строго связан с одним селом или погостом, а иногда разделялся и по церквям одного села. Видимо, население росло, так что в этот период происходили с необходимостью изменения в расписании приходов. Не могли ли и у Вас церкви сел Остров и Бардаково в какие-то годы составлять один приход по расписанию епархии, а потом разделиться?

#8 LRS

LRS

    Член ЯрИРО

  • Члены ЯрИРО
  • PipPipPipPipPip
  • 805 сообщений

Отправлено 07 апреля 2010 - 22:52

Андрей, в Попадейкине вас интересует фамилия Тараскова?
И второе, о чем мы с вами говорили... Деревня Попадейкино - одна в губернии Костромской, просто принадлежала разным хозяевам! Я вам еще 3 варианта деревни нашла)))

#9 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 088 сообщений

Отправлено 24 июня 2010 - 11:56

Лариса, спасибо!
По Попадейкину у меня только Шляховы.
А разным хозяевам деревня принадлежала в одно время или в разное?

#10 LRS

LRS

    Член ЯрИРО

  • Члены ЯрИРО
  • PipPipPipPipPip
  • 805 сообщений

Отправлено 25 июня 2010 - 20:16

В одно, выходит, потому как за один год только я знаю трех!

#11 Натти

Натти

    Член ЯрИРО

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 1 727 сообщений

Отправлено 22 июня 2011 - 13:30

Просматривала "Ярославские епархиальные ведомости", и мне встретилась ситуация (не помню, может, уже писала об этом), когда в деревне было очень немного дворов, относились они к одному приходу, а через речку от них была церковь другого прихода - значительно ближе. Вот они и написали письмо в епархиальное ведомство с просьбой поменять приход. Им пошли навстречу!

#12 Ляля

Ляля

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 514 сообщений

Отправлено 23 июня 2011 - 20:11

Подскажите, пожалуйста. Из архива пришел ответ, что деревня входила в приходы двух городских церквей. Разве такое может быть? И, насколько я понимаю, церкви располагались совсем не рядом.

#13 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 088 сообщений

Отправлено 23 июня 2011 - 20:16

Если деревня большая, то одна часть ее могла относиться к одному приходу, а другая часть - к другому.

#14 Ляля

Ляля

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 514 сообщений

Отправлено 23 июня 2011 - 20:18

А 40 дворов - это большая деревня? Вроде не очень.

#15 Евгений Воронин

Евгений Воронин

    Администратор. Совет ЯрИРО

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 5 768 сообщений

Отправлено 23 июня 2011 - 21:04

Не в количестве дворов и размерах деревни дело.
В деревне могло быть и 20 дворов: 5 в одном приходе, 15 в другом.
Такое изредка, но встречается.
Сталкивался, когда всего 2 (!) двора от целой деревни были приписаны к другому храму.

#16 Елена Яр

Елена Яр

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 4 387 сообщений

Отправлено 08 июля 2011 - 15:09

Деревня Пашино Ростовского уезда - небольшая.
А были прихожанами сел Шурскол и Зверинец, часть дворов ходили в одну церковь, часть в другую...

Деревня Согило того же уезда относилось к приходу села Ивакино. Несколько лет не могла найти в исповедных росписях сельцо Ивакино (приход тогда был в Согиле - Никольский погост); оказалось, крестьяне писали прошение и относились эти года к приходу села Шулец. Хотела дело взять почитать, была интересна причина прошения, но не успела...

#17 Матвей Яблоков

Матвей Яблоков

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 2 291 сообщений

Отправлено 04 июня 2014 - 10:18

Прочитал сообщение Дарьи и зашёл в тупик. По этим данным: д. Яскино Р.-Борисоглебского уезда относится к приходу с. Нововведенское:

Просмотр сообщенияDarya V (28 октября 2011 - 20:42) писал:

О приходе села Нововведенского Романов-Борисоглебского уезда - из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии", 1908 год:

Изображение

а по сообщению Валерия Александровича д. Яскино Р.-Борисоглебского уезда относится к приходу с. Кузьминское.

Цитата

Изображение

Неужели такое возможно, чтобы в разные периоды времени одна и та же деревня относилась к разным приходам?
Или в Р.-Борисоглебском уезде было 2 деревни Яскино?

Посмотрел на годы выпуска этих справочников - разница составляет всего лишь 30 лет.

#18 Евгений Воронин

Евгений Воронин

    Администратор. Совет ЯрИРО

  • Главные администраторы
  • PipPipPipPipPip
  • 5 768 сообщений

Отправлено 04 июня 2014 - 10:26

Цитата

Неужели такое возможно, чтобы в разные периоды времени одна и та же деревня относилась к разным приходам?

Возможно. Примеров немало.

#19 Матвей Яблоков

Матвей Яблоков

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 2 291 сообщений

Отправлено 04 июня 2014 - 13:12

Как же тогда быть? Может, указать в теме 2 прихода?

#20 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 472 сообщений

Отправлено 04 июня 2014 - 13:45

Матвей, здравствуйте.

Вы пишете:
1) в теме "Чистяковы (крестьяне; дд. Елизарово, Заовражье, приход ц. с. Нововведенское, Р.-Борисоглебский у. / Тутаевский р-н)"

Просмотр сообщенияМатвей Яблоков (03 июня 2014 - 19:22) писал:

В теме неправильно указан приход. Правильно: приход с. Кузьминское.

2) в теме "Смирновы, Зерновы (крестьяне; с. Нововведенское, дд. Яскино, Племянниково, приход ц. с. Кузьминское, Р.-Борисоглебский у. – с. Новое, Тутаевский р-н)"

Просмотр сообщенияМатвей Яблоков (18 мая 2014 - 11:55) писал:

Правильно: приход села Кузьминского, а не села Нового. Село Новое относится к приходу села Кузьминского.

Не нужно "наводить тень на плетень".

Давайте спокойно разберемся.
Согласно "Списка Высочайше утвержденных приходов по Романо-Борисоглебскому уезду" (Ярославль, 1878 г.) есть Кузминский сельский приход, в состав которого входят церкви:

а) Воскресенская в селе Кузминском.
Приход Воскресенской церкви составляют 8 селений: 1) Кузминское, 2) Забелино, 3) Филинское, 4) Усоево, 5) Ивановское, 6) Юрьевское, 7) Летешовка, 8) Шубино.

б) Введенская в Нововведенском.
Приход Введенской церкви составляют 14 селений: 9) Новое, 10) Милитино, 11) Озазино, 12) Вороново, 13) Завражье, 14) Клобуково, 15) Яскино, 16) Митино, 17) Бунеево, 18) Елизарово, 19) Прошово, 20) Карбышово, 21) Родионово, 22) Логиново.

в) Благовещенская в селе Пищалеве (безприходная)

* * *
Из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии", 1908 год:

стр. 449
Воскресенская в селе Кузьминском.
Приход Воскресенской церкви составляют 9 селений: село Кузьминское, Забелино, Усоево, Ивановское, Филинское, Шубино, Юрьевское, Родионово, Летешовка.

*
стр. 450
Введенская в Нововведенском.
Приход Введенской церкви составляют 14 селений: село Новое, д.д. Милитино, Озазино, Калинино, Вороново, Яскино, Лошново (22) Логиново), Родионово, Митино, Завражье, Клобуково, Елизарово, Пришево (19) Прошово), Картушево (20) Карбышово).

стр. 451
Благовещенская в селе Пищалеве.
Приход состоит из одного села.

* * *
Елизарово, Заовражье, Яскино в обоих справочниках в приходе Введенской церкви (с. Нововведенское).

Деревня же Племянниково в обоих справочниках в приходе Благовещенской церкви села Пшеничище ("Список приходов" - стр. 22, "Краткие сведения" - стр. 453).

С уважением.

#21 VladiN

VladiN

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 549 сообщений

Отправлено 10 июня 2014 - 14:43

А вот как проходила процедура перевода владельческой деревни в другой приход:

1776 г. 25 июня из Крутицкой Консистории в Синод. Контору поступило донесение: 14 мая 1776 г. надворный советник Иван Федорович Неелов прошеньем объявлял, что в Можайском уезде имеет он вотчину сельцо Денисьево, в коем напрядь сего была церковь во имя Николая Чудотворца; по разореньи же литовском, оное сельцо, как и других помещиков деревни, приписано в приход к градской Троицкой церкви, разстоянием от того сельца более десяти верст; а как другие помещики в разные времена построили свои церкви, то и он остался с тем сельцом в приходе Троицкой церкви один и во время наводнения рек в призывании священника крестьяне его претерпевают большую нужду; просил исключить сельцо Денисьево из прихода Троицкой церкви и приписать по близости и по способности Можайского уезда к Успенской села Пушкина церкви.
По произведенному следствию оказалось, что в сельце Денисьеве, кроме господского дома упомянутого Неелова, крестьянских 28 дворов, в коих обоего пола 122 души, а разстоянием оное сельцо от градской Троицкой церкви в 11, а от села Пушкина в 3 верстах; к Троицкой церкви от сельца Денисьева имеются препятственные проезды: два небольших оврага, речка Медведовка да еще один большой овраг лесной, называемый Шарапов, речка Ведомка; за исключением из прихода Троицкой церкви сельца Денисьева, останется в приходе 78, а в селе Пушкине и с приписными сельца Денисьева будет 101 душа.
…1776 г. 27 июня Синод. Контора, согласно с мнением Крутицкой Консистории, дозволила приписать Денисьево к Пушкину по близости и по способности (1776, № 98).

Ист.: ЧИОИДР, 1911, кн.4 (239), с.201-202

#22 Aleksei

Aleksei

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 77 сообщений

Отправлено 27 сентября 2018 - 09:53

Друзья, помогите разобраться в ситуации: в Дивногорский приход, судя по данным, входило 9 деревень, среди которых была Варгуново.

Но в списке нет деревень Петряевка, Мелентьево, Баушово (относились к приходу Архангельское на Бору)... хотя они почти что упираются в село Дивная гора (и возможно, что хоронили на погосте именно Дивногорского).

При этом в переписных листах 1897 года в графе "сельское общество или соответствующее ему деление" у этих деревень было указано Варгуновское, хотя они находятся по другую сторону дороги...

Прикрепленный файл  Переписной лист, 1897 год.jpg   75,81К   1 Количество загрузок:

Подскажите, что это за сельское общество Варгуновское и какая историческая связь между Варгуново и Петряевкой, так как в этих деревнях проживало довольно много однофамильцев... Заранее спасибо за помощь!

#23 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 993 сообщений

Отправлено 27 сентября 2018 - 10:16

Все так и есть, как Вы написали. По СНМ 1901 г. дд. Варгуново и Петряевка входили в одно сельское общество - Варгуновское, но относились к разным приходам. В это сельское общество входили деревни: Быльцыно, Варгуново, Жидилово, Киндяково, Мелентьево, Петряевка, Селино, Тарбинка, Угловка.
Историческая связь может определяться владельцами этих деревень, для этого нужно смотреть хотя бы исповедные росписи по Дивногорскому и Архангельскому на Бору приходам. А также на такую связь могли повлиять близкое расположение разных сельскохозяйственных угодий, наличие дорог и т.п. Дорога скорее объединяет, чем разделяет, это не река. Сложившиеся родственные связи могут на это указывать.

#24 Aleksei

Aleksei

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 77 сообщений

Отправлено 27 сентября 2018 - 10:24

Т.е. по территориальному делению - волость состояла из нескольких сельских обществ?

#25 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 993 сообщений

Отправлено 27 сентября 2018 - 12:02

Да, конечно, в волости всегда было много сельских обществ и разного состава. Например, упомянутая деревня Баушово (Баушевка) составляла одна сельское общество. Сельское общество - это не административная единица, а способ хозяйствования сложившегося сельского общества на принадлежащей крестьянам земле, самоуправления, раздела этой земли между хозяевами, уплаты налогов и т.п.  

А если говорить об исторических истоках связи, то нужно сначала смотреть карты ПГМ или карту Менде. Возможно, эти деревни или часть их входили в одну дачу во времена генерального межевания, даже если у них были разные владельцы. А потом изучать отказные книги, старинные писцовые материалы, и иногда бывает можно докопаться до глубоких истоков связи между деревнями, хотя она могла сложиться в любое относительно позднее время.

#26 Aleksei

Aleksei

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 77 сообщений

Отправлено 27 сентября 2018 - 12:05

Понял, спасибо большое за познавательную информацию!

#27 Tanka

Tanka

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 124 сообщений

Отправлено 09 апреля 2020 - 02:07

Скажите, пожалуйста, а как решалось, куда прихожанам ходить, если деревня была приписана к двум приходам?
Например, д. Костенево Яхнобольской волости Галичского уезда Костромской губернии вроде как приписана и к с. Кабаново, и к с. Олифино. Прихожане выбирали, куда дорога была лучше в определенный момент?

(Спасибо модераторам за перемещение сообщения в нужную тему, из которой узнала много полезного!)

#28 Белка

Белка

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 89 сообщений

Отправлено 05 августа 2020 - 12:23

Цитата

...А как решалось, куда прихожанам ходить, если деревня была приписана к двум приходам?

Здравствуйте.
Такой же вопрос. Скажите, пожалуйста: существовали ли какие-то поименные списки в приходах тех, кто относился к данному приходу? Вот в одной деревне часть крестьян в одну церковь ходит, часть в другую. Как распределялись и где это фиксировалось?

#29 Andko

Andko

    член ЯрИРО, СВРТ

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 2 088 сообщений

Отправлено 05 августа 2020 - 21:41

На этот вопрос дадут ответ исповедные духовные росписи. Это как раз список приписанных к данному приходу с указанием возраста и отметкой был/не был на исповеди, а если нет - то почему.

#30 Белка

Белка

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 89 сообщений

Отправлено 05 августа 2020 - 22:08

Исповедные росписи - это списки тех, кто пришел/не пришел. А я спрашиваю про списки тех, кто должен прийти. Как узнать, что какой-то Иван Иванов не пришел? С чем сравнить? С прошлым-позапрошлым годом? А начало где? Вот переехал Иван Иванов в другой город/район.. Как ему "прикрепиться" к приходу?

#31 ciandr

ciandr

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 5 184 сообщений

Отправлено 05 августа 2020 - 22:38

Цитата

А я спрашиваю про списки тех, кто должен прийти.

"Кто пришел" + "кто не пришел" = "кто должен был прийти".
Какой смысл в еще каком-то списке?

#32 Белка

Белка

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 89 сообщений

Отправлено 05 августа 2020 - 23:56

Почему нужно было ходить именно в эту церковь на исповедь, а не в соседнюю?

#33 Михалыч

Михалыч

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 223 сообщений

Отправлено 06 августа 2020 - 00:58

В справочнике "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии 1908 г." указаны приходы по храмам, с указанием количества прихожан (мужчин и женщин) в каждом населённом пункте. Вольницы с выбором прихода не допускалось, несмотря на то, что территориально деревня могла находиться ближе к другой церкви.

Как правило, приходской священник знал всех своих прихожан, потому что он их венчал, крестил детей при рождении, исповедовал и отпевал усопших. Был духовником. Всё это отражалось в метрических книгах и исповедных ведомостях храма. Впоследствии, при советской власти, приходского священника заменили на: органы ЗАГС, паспортный стол, мед. учреждения (роддом, морг), парторганизацию, профком и др. :)

Вот, например, приход церкви Преображения Господня в с. Городок Глебовской волости Рыбинского уезда:

Просмотр сообщенияЕвгений Воронин (02 декабря 2012 - 00:35) писал:

О приходе села Городок - из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии 1908 г.", стр. 511-512:

Изображение


#34 Белка

Белка

    Постоянный участник

  • Пользователи
  • PipPipPipPip
  • 89 сообщений

Отправлено 06 августа 2020 - 02:40

Цитата

Как правило, приходской священник знал всех своих прихожан... Всё это отражалось в метрических книгах и исповедных ведомостях храма.

Это я все понимаю. В моей деревне половина жителей относится к одной церкви, другая половина к другой. Как происходило деление? Крестьяне государственные, не владельческие.

А если брать город, то там священник мог и не знать всех прихожан. А если человек из одного города переехал в другой. Как он обозначится в новой церкви? "Здрасте, я новый прихожанин"? В приходе где-то сделают отметку о том, что появился новый человек? А по прежнему месту жительства будет где-то отметка, что человек "убыл"? Или все это проходило на словах?

#35 Елена Дмитриевна

Елена Дмитриевна

    Ветеран

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 5 993 сообщений

Отправлено 06 августа 2020 - 09:41

Цитата

В моей деревне половина жителей относится к одной церкви, другая половина к другой. Как происходило деление?

Разделение жителей одной деревни по приходам было закреплено духовной консисторией. Например, в СНМ 1901 г. указано, к каким приходам и с каким количеством дворов относилось население деревни. Это складывалось исторически, и проследить причины можно только конкретно, а не в общих словах.

Что касается городов, где было много отходников, то посмотрите исповедные росписи начала XIX века хотя бы по Ярославлю. Вы увидите, что прихожане записываются в ИР отдельно, а все прочие, просто пришедшие исповедаться и причаститься, обозначаются совершенно отдельно. Под рукой нет выписки для примера. Уже к концу XIX века, когда миграция населения по разным причинам была массовой, была определенная свобода, в каком приходе можно было исповедоваться, заключать браки или крестить детей. Но основной приход, где всегда в ИР был записан прихожанин даже с пометкой "в отлучке", был один. И он был связан с сословной принадлежностью прихожанина. Не существовало сословие просто крестьянин, а всегда было - крестьянин такой-то деревни (сельского общества). То же для мещан или ремесленников.

-----
У Вас очень не конкретный вопрос, а каков вопрос, таков и ответ. Можно написать целый трактат, чтобы Вас удовлетворить, но времени на это ни у кого нет. Не забывайте, что религия была неотделима от государства, а государство было в большой степени полицейским и инструментов слежения за гражданами было достаточно.

Когда-то давно я скачала УКАЗАТЕЛЬ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ (XVI в. - 1917 г.). Был опубликован в журнале "Вестник архивиста", № 46 - 50 (1998-1999 гг.). У меня не сохранилась ссылка, но еще в 2011 году это размещалось на нашем форуме в отдельной теме, которая так и называется: А.В. Тутов "В помощь генеалогу: виды документов, содержащих генеалогическую информацию (ХVI в. – 1917 г.). В разделе "Архивные документы, вопросы по сословиям" тема закреплена как важная.
Если просто почитать в этом указателе обо всех документах, уже сложится понимание, какими инструментами владело государство.




Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования