Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 17 ноября 2018 года в читальном зале Государственного архива Ярославской области. Начало заседания в 10:00. Формируется список гостей >>>

Новости:
  • 30.06.2018. В Мышкине в Тютчевском доме состоялась VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>

  • Овчинниковы (сословие ?; Даниловский у. – Любимский р-н)

    Овчинников Даниловский уезд Любимский район Первая мировая война военнопленные Федуринская волость Шамин

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 23

    #1 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 27 Апрель 2017 - 14:21

    Здравствуйте, форумчане.

    История моя такая.
    Мой прадед Овчинников Пётр Алексеевич в ПМВ попал в плен. А в Германии он познакомился и женился на моей прабабке, по русским документам Овчинникова Фрида Августовна (ок.1900 г.р.). Там же в Германии у них родилась дочь Ванда.
    Примерно в 1920-21 году узнает, что его сестра умирает (в Москве) и всей семьей они возвращаются в Россию. На момент приезда сестра умерла, и они едут в Даниловский район к родственникам. Здесь в дер. Варганово в 1922 году рождается вторая дочь Вера. Далее семья переезжает в Любим. Всего у бабушки и дедушки было 6 дочерей. Самая младшая - моя бабушка Галина. В 1938 году Фрида умерла (по рассказам, от тифа). В Любимском районе они проживали в дер.Кирпичный завод, хутор Шамина.
    После смерти матери моя бабушка, как самая младшая, попала в детдом (ей 3 мес. было). Отец умер в 44 году. На тот момент старшие сестры разъехались учиться, вышли замуж. Всех раскидало по просторам СССР. Сестры о матери и отце мало что рассказывали, хотя были уже в сознательном возрасте, когда она умерла.

    На сайте ЯрИРО я нашла сведения, что Овчинников Пётр Алексеевич был призван на ПМВ в звании мл.у-о. из Даниловского уезда, Федуринской волости. Сказано, что он пропал б/в в 1914 г.:
    "3159 мл.у.-о. Овчинников Петр Алексеевич    прав.    хол.    Федуринской    пропал без вести 7 ноя 1914    79    7952".  

    Именной Списокъ убитымъ, раненымъ и безъ вѣсти пропавшимъ нижнимъ чинамъ. (Санкт-Петербург. 1914-1915 гг.)

    Данилов и Даниловский уезд.


    Насколько я знаю, все пленные в этот период считались пропавшими б/в. Возможно, это мой прадед, т.к., повторю, после возвращения из Германии они жили в Даниловском районе у родственников. На данный момент я заказала копии Похозяйственной книги деревень, где жили до смерти Овчинников. Но главный вопрос - где искать сведения о месте рождения Фриды в Германии.
    Отправьте меня в нужном направлении)


    #2 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 27 Апрель 2017 - 15:09

    Цитата

    Но главный вопрос - где искать сведения о месте рождения Фриды в Германии.

    Для начала надо знать ее девичью фамилию. Ее можно бы установить из записи о браке, но опять же неизвестно, где искать эту запись, и был ли брак вообще зарегистрирован? Кстати, Фрида может оказаться не немкой, а к примеру, полькой. Имя ее дочери — Ванда (Wanda) – вполне себе польское, как, впрочем, и имя ее отца (August).

    #3 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 27 Апрель 2017 - 17:08

    Цитата

    ...и был ли брак вообще зарегистрирован?

    Брак был зарегистрирован. Фрида приехала сюда с полным пакетом документов + св-во о рождении Ванды.

    Цитата

    Кстати, Фрида может оказаться не немкой, а к примеру, полькой.

    Она точно была немка, потому что сестры говорили, что посылки из Германии приходили довольно долго. То, что были документы, я знаю из архивного судебного дела о признании принадлежности ей двоих старших детей (ГАЯО Любимского района Ф. 2, Оп. 1, д. 5), которое я случайно нашла. Там Фрида указывает, что есть св-во о рождении Ванды.
    На днях приедет моя бабушка с Украины, и с её документами я попробую сделать запрос в ЗАГС на дубликаты св-в о смерти; возможно, у них есть св-во о браке, привезенное из Германии.

    И еще хотелось бы понять: Овчинников Петр Алексеевич - мой прадед или совпадение?

    Просмотр сообщенияРябова Екатерина (27 Апрель 2017 - 14:21) писал:

    "3159 мл.у.-о. Овчинников Петр Алексеевич    прав. хол. Федуринской пропал без вести 7 ноя 1914 79 7952".

    Именной Списокъ убитымъ, раненымъ и безъ вѣсти пропавшимъ нижнимъ чинамъ. (Санкт-Петербург. 1914-1915 гг.)
    Данилов и Даниловский уезд.


    #4 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 27 Апрель 2017 - 17:19

    Конечно, если объявятся документы, то многое может проясниться, в том числе и что касается направлений дальнейшего поиска.
    Просто я обратил внимание на имя. Западные польские земли до 1945 года входили в состав Германии, а польское население, наверное, там было значительное. Кстати, и полное имя Фриды теоретически может оказаться польским (Fryderyka). Но это так уж - на всякий случай.

    #5 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 27 Апрель 2017 - 20:31

    Просмотр сообщенияРябова Екатерина (27 Апрель 2017 - 17:08) писал:

    И еще хотелось бы понять: Овчинников Петр Алексеевич - мой прадед или совпадение?

    Просмотр сообщенияРябова Екатерина (27 Апрель 2017 - 14:21) писал:

    "3159 мл.у.-о. Овчинников Петр Алексеевич    прав. хол. Федуринской пропал без вести 7 ноя 1914 79 7952".

    Именной Списокъ убитымъ, раненымъ и безъ вѣсти пропавшимъ нижнимъ чинамъ. (Санкт-Петербург. 1914-1915 гг.)
    Данилов и Даниловский уезд.

    Вряд ли совпадение, поскольку Федурино и упомянутая Вами деревня Варганово - в 7 км друг от друга.

    А вот еще, посмотрите, фамилия и отчество:

    Просмотр сообщенияss04031951 (21 Январь 2017 - 21:51) писал:

    Пытаюсь найти что-либо об учителях Бабуринской школы.
    Овчинникова Нина Алексеевна - жила в д. Копанцы, а ходила пешком в школу и преподавала в младших классах (веточка по линии моей жены).

    Очень может быть, что фамилия ее — девичья. Жаль, не указаны годы, хотя бы приблизительно. Деревня Копанцы
    относилась к приходу церкви села Бабурина. А ваша деревня Варганово — к приходу села Глазова. Это почти соседние приходы.

    #6 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 28 Апрель 2017 - 09:18

    Спасибо. Написала автору.
    А подскажите: я звонила в Архивный отдел Даниловского района (интересовалась похозяйственными книгами за период 1922 года), мне там сказали, что у них есть сведения, начиная с 1929 года. А где искать информацию до 1929 г.?
    И еще, может, вы знаете: как и вообще регистрировались ли иностранные граждане, въезжавшие в Россию в начале 1920х годов? Фрида ведь должна была получить какие-то русские документы? Паспорт, например.

    #7 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 28 Апрель 2017 - 10:32

    Екатерина, Вам известны точные места рождения детей Фриды в Даниловском и Любимском уездах (в то время еще были именно уезды), что может облегчить поиск соответствующих записей о рождении, откуда может стать понятен гражданский статус родителей.
    На этот счет у меня была такая неофициальная информация: «В соответствии с законодательством, актовые книги, собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрические книги по истечении семидесяти пяти лет со дня их составления передают на постоянное хранение в государственные архивы. Далеко не все актовые записи передаются в архивы вовремя и часть даже метрических книг до сих пор хранится на местах, в местных органах ЗАГС - при отсутствии их в областном архиве, можно направить запрос туда».
    Пример записей о рождении за 20-е годы.

    #8 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 28 Апрель 2017 - 10:58

    Еще раз огромное спасибо за отклик!!!

    Может, кто подскажет, в какое ведомство обратиться за сведениями о мигрантах, въехавших в СССР в 1920 году?

    #9 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 10 Май 2017 - 22:00

    В 1920 году СССР еще не было. :)
    В любом случае обращаться надо в государственные (областные) архивы. Но известен ли точный пункт прибытия? И не ясно до конца, наверное: Ваш Петр Алексеевич возвращался в частном порядке или в рамках репатриации военнопленных (см. ситуацию с военнопленными, в качестве примера, тут)? Целесообразно все же начать поиск с Ярославского архива - по Даниловскому и Любимскому уездам: как знать - может, случайно вскроются и обстоятельства возвращения семьи в РСФСР, если Вас особо интересует этот момент.

    Сообщение отредактировал cadvmp: 10 Май 2017 - 22:19


    #10 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 11 Май 2017 - 10:02

    Цитата

    И не ясно до конца, наверное: Ваш Петр Алексеевич возвращался в частном порядке или в рамках репатриации

    Возвращались в частном порядке. И лишь из-за сестры: она осталась здесь одна, а такая ситуация была в стране, что дед не смог ее бросить. Если бы не сестра, то остались бы в Германии. Насколько я знаю, сестра жила в Москве. И сначала Петр с семьей поехали туда, но ко времени их приезда она умерла и окончательным местом жительства стала д.Варганово. В архивы я звонила, мне на мои вопросы внятного ответа не дали. Может, я их так коряво формулирую. Но если рассуждать логически, то Фрида приняла российское подданство и это где-то должно быть зафиксировано. Как правильно задать вопрос для поиска? В каких фондах искать?

    #11 cadvmp

    cadvmp

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 2 154 сообщений

    Отправлено 11 Май 2017 - 13:45

    По телефону обращаться бесполезно. Полистайте для начала тему Форума "Гос. архив Ярославской области (ГАЯО)", ну и на сайт ГАЯО загляните.

    #12 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 12 Май 2017 - 10:26

    Еще назрел такой вопрос. Изучала вчера список деревень, входящих в Федуринскую волость на 1901 год. На территории волости (на 1908 год) действовали 5 приходов: с. Глазово,
    Ильинское на Конше, Новое в Демских Троица, Покров в Бунькове, Федоровское в Подвязье. По интересующим меня годам (1889) метрические книги есть только по церкви Ильинское на Конше, исповедных росписей по церквям Федуринской волости за этот год нет вообще. Клировые ведомости по церкви с.Глазово, с.Ильинское на Конше, с.Покров в Бунькове. Какая именно деревня мне нужна, не знаю, предположительно Ваганово - это приход церкви с.Глазово. Но метрических книг по ней нет за 1889. Могли ли вестись метрики в других церквях волости?
    И еще. Вчера оплатила доступ к и делам. Как понять, что он открыт?

    Технический вопрос: а как вы выделяете цитаты из текста?

    -----

    Цитата

    Технический вопрос: а как вы выделяете цитаты из текста?
    Екатерина, Ваш вопрос и ответ на него - в теме "Полезные советы".
    Модераторы

    #13 Елена Яр

    Елена Яр

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 3 078 сообщений

    Отправлено 12 Май 2017 - 10:31

    Цитата

    Вчера оплатила доступ к и делам. Как понять, что он открыт?

    Пропадет справа вверху желтая надпись "Оплатить доступ..."
    Если отправляли копию чека по эл. почте, то приходит письмо об открытии доступа.

    Цитата

    исповедных росписей по церквям Федуринской волости за этот год нет вообще.

    Исповедные росписи после 1860-1870-хх гг вообще мало сохранились.

    Метрические книги могут быть в филиалах ГАЯО, но по ним не подскажу, не знаю, где Даниловский уезд может быть; возможно, в Рыбинском? Или не сохранились, так тоже бывает.

    #14 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 15 Май 2017 - 08:06

    Просмотрела список метрических книг с.Глазово. Отсутствует 10 лет записей: последняя книга от 1879 года, а дальше 1891. Может, кто в курсе - почему? Утеряны, или, может, в это время в другом приходе регистрировались метрики? Спасибо.

    У Петра Алексеевича было 3 брата: Александр (прим.1879гр), Зиновий (прим.1885 гр), Павел (прим.1896 гр) и 2 сестры: Марфа (ок.1883 гр), Вера (ок.1881 гр - ум.1920). Может, найдутся потомки?

    #15 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 042 сообщений

    Отправлено 15 Май 2017 - 12:44

    Цитата

    Просмотрела список метрических книг с.Глазово. Отсутствует 10 лет записей: последняя книга от 1879 года, а дальше 1891. Может, кто в курсе - почему?

    Екатерина, почитайте в другой теме сообщения №№ 1176-1202. Большинство из них - как раз на эту тему (о пробелах в метрических книгах). На днях обсуждалось.

    #16 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 17 Май 2017 - 07:28

    Продолжая изучать документы Овчинниковых, обнаружила такую странность: на момент Всероссийской переписи 1897 года дед Петра Алексеевича значится как Овчинников Амплий Григорьевич, 65 лет. Его дети тоже Овчинниковы, а в метрических книгах сам Амплий и его дети, кроме Алексея (отца Петра) - Кругликовы.
    Еще интересно, где ошибка: согласно переписи на 1896 год Амплию было 65 лет, т.е. прим. 1831 г.р. А в метрике на момент смерти в 1908 году ему 85 лет, т.е. прим. 1823 г.р. Еще, думаю, важен факт, что при рождении Алексея в 1857 году фамилия Амплия и его первой жены - матери Алексея не указана (просто написано, что вотчины такой-то крестьянин Амплий Григорьевич и его законной жены Татьяны Илларионовны).
    В связи с вышеизложенной информацией у меня 2 вопроса:
    - относительно фамилии Овчинников/Кругликовы
    - где ошибка в возрасте Амплия: в переписи или в метрике (метрики за 1830-е годы не оцифрованы, нет возможности посмотреть)?

    #17 Елена Яр

    Елена Яр

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 3 078 сообщений

    Отправлено 17 Май 2017 - 08:23

    Екатерина,
    у крестьян довольно часто встречались двойные фамилии, иногда их писали в документах поочередно, иногда писали "Иванов, он же Щербаков", так что это нормальное явление.
    Часто фамилия была, но не указывалась в документах. См. тему "Фамилии: причины смены".
    Про возраст тоже на форуме много писали (например, здесь); в записях о смерти, исповедных, ревизиях очень большой разброс по возрасту. Самый верный источник - запись о рождении. Но не забываем, что детей было много и имена часто повторялись.

    #18 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 17 Май 2017 - 10:28

    Еще интересно: опять же из Переписи населения 1897 года (ГАЯО, ф.642, оп.3, д.97) стало известно, что Амплий Григорьевич был хозяином кирпичного завода. Может, кто владеет сведениями, что за кирпичный завод???

    #19 Елена Яр

    Елена Яр

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 3 078 сообщений

    Отправлено 17 Май 2017 - 10:53

    По заведениям можно поискать "Журналы генеральной поверки промыслов нужной волости". По Ростовскому уезду я находила много дел... Но они бумажные.

    Пример
    ГАЯО
    Фонд № 100. Ярославская губернская казенная палата.
    Опись № 3. Дело № 1548
    Журналы генеральной поверки торгово-промышленных предприятий и личных промыслов по Федуринской волости Даниловского уезда

    Крайние даты документов: 14 июня 1905 - 23 июля 1905

    Там указываются владелец, приказчик при наличии, количество работников, свое ли помещение, годовой оборот и количество произведенной продукции, для торговых - чем торговали.

    #20 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 17 Май 2017 - 11:01

    Спасибо, поищу.

    #21 zv.vitaly

    zv.vitaly

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 45 сообщений

    Отправлено 23 Май 2017 - 16:42

    Просмотр сообщенияРябова Екатерина (27 Апрель 2017 - 17:08) писал:

    Она точно была немка, потому что сестры говорили, что посылки из Германии приходили довольно долго. То, что были документы, я знаю из архивного судебного дела о признании принадлежности ей двоих старших детей (ГАЯО Любимского района Ф. 2, Оп. 1, д. 5), которое я случайно нашла. Там Фрида указывает, что есть св-во о рождении Ванды.
    На днях приедет моя бабушка с Украины, и с её документами я попробую сделать запрос в ЗАГС на дубликаты св-в о смерти; возможно, у них есть св-во о браке, привезенное из Германии.

    На востоке Германии проживает много поляков, да и границы государств в то время были несколько другими.

    #22 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 31 Май 2017 - 11:09

    Почитала вчера форум vgd раздел по Первой Мировой. Вынесла оттуда такую информацию: в армию призывали в возрасте 21 год, служили 4 года. В связи с чем получается, что мой дед Петр Алексеевич,1889 гр, был призван в 1910 году и служил до 1914. Возможно, успел демобилизоваться перед самым началом Первой Мировой. Призван на войну в звании мл.унтер- офицера. Но судя по постановлению о мобилизации: Призвать по призывным отрезкам нижних чинов запаса, только категории флота из Даниловского и Пошехонского уездов Яр.Губ., могу ли я сделать вывод, что его призвали во флот? Или я что-то не так понимаю? Может, есть кто разбирается в вопросах ПМ? Как узнать, куда был призван и в составе каких войск воевал?

    #23 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 22 Сентябрь 2017 - 09:02

    Здравствуйте, форумчане.
    Продолжаю свой поиск. В ЗАГСе по месту смерти Фриды (прабабушки) заказала повторное свидетельство о смерти в надежде, что хоть там будет указано место рождения. Увы, во всех графах пусто. А на мой вопрос "почему" заведующая ЗАГСа пояснила, что на момент составления акта о смерти (1938 год) данные о дате и месте рождения не вносились. Может, кто подскажет, какие прижизненные документы были в то время? И куда они девались после смерти?

    #24 Рябова Екатерина

    Рябова Екатерина

      Активный участник

    • Пользователи
    • PipPipPip
    • 39 сообщений

    Отправлено 22 Сентябрь 2017 - 09:03

    И еще вопрос: кто-нибудь имел опыт обращения в Бундесархив?




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования