Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 17 ноября 2018 года в читальном зале Государственного архива Ярославской области. Начало заседания в 10:00. Формируется список гостей >>>

Новости:
  • 30.06.2018. В Мышкине в Тютчевском доме состоялась VIII Встреча потомков старинных Мышкинских фамилий на земле предков «Мышкинское землячество». Обсудить на Форуме >>>
  • 25.01.2018. Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник отмечает свой день рождения — 153-й со дня основания. Гостей в этот знаменательный день будут принимать бесплатно. Программа встречи >>>
  • 21.01.2018. Всех членов Общества и участников Форума поздравляем с семнадцатилетием Ярославского историко-родословного общества! Обсудить на Форуме >>>

  • с. Сотьма и деревни прихода, Ярославский у. / д. Сотьма, Гаврилов-Ямский р-н

    Сотьма Ярославский уезд Гаврилов-Ямский район сёла Ярославского уезда деревни Гаврилов-Ямского района

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 14

    #1 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 01:33

    СЕЛО СОТЬМА (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) ЯРОСЛАВСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ ДЕРЕВНЯ СОТЬМА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО РАЙОНА

    * * *
    Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 103.

    Сотьма.


    Церковь построена в 1814 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка; обнесена каменной оградой. Престолов в ней два: в наст. Холодной в честь Воскресения Христова, в приделе теплом во имя св. Сергия Радонежского. Земли при церкви 108 д. 2021 кв. с. Церковный дом двухэтажный; нижний этаж каменный; дом для жит. псаломщика деревянный. Церк. кап. бил. 2493 руб. и причтов. 2545 р. В селе живут духовные. В деревнях прихожан: Шалове – 94 м., 113 ж., в 3 верст. от церкви; Овинищах – 76 м.,  83 ж., 2 в.; Жабине – 46 м., 57 ж., 3 в.; Черневе – 14 м., 11 ж., 5 в.; Голузанове – 133 м., 122 ж., 2 ½ в.; Ратиславе – 45 м., 53 ж., 1 в.; Ильцыне – 4 м., 5 ж., 3 в.; итого 712 м., 444 ж. В селе цер.-прих. школа и в дер. Шалове земское училище. Штат. состав причта: священ. и псаломщик.

    Изображение

    #2 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 01:43

    Список Высочайше утвержденных приходов по Ярославскому уезду. Ярославль. 1878. С. 16.

    15. Полянковский
    а) Георгиевская церковь в селе Полянках
    б) Казанская церковь в селе бывой Акакиевой пустыни
    в) Воскресенская церковь в селе Сотьме

    Полянковский приход составляют селения: 1) Полянки, 2) Гаврилково, 3) Рылово, 4) Савелково, 5) Спирово, 6) Цыбирино, 7) Ильцыно, 8) Коромыслово, 9) Сотьма, 10) Шалаево, 11) Овинищи, 12) Чернево, 13) Жабино, 14) Голузиново, 15) Ротислово.
    Из них первые 3 селения должны быть в заведывании причта Георгиевской церкви, а остальные 12 – в заведывании причта Воскресенской церкви, имеющего совершать Богослужения в Воскресенской и Казанской церквах поочередно.

    #3 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 01:58

    РГБ. А.А. Титов. Ярославский уезд. Москва. 1884.

    Шопшинская волость

    Стр. 146
    1024. Шалаево, дер. при прудах, в 27 в. от города; дворов 29, душ м. п. 79, ж. п. 109.
    Стр. 147
    1027. Овинищи, дер. при прудах, в 35 в. от города; дворов 21, душ м.п. 55, ж. п. 64.

    Стр. 147
    1028. Жабино, дер. при прудах, в 35 вер. от уездн. города; дворов 15, душ м. п. 33, ж. п. 56.

    Стр. 147.
    1029. Голузиново, вл. дер. при прудах, в 35 вер. от города; дворов 26, душ м. п. 88, ж. п. 106. Стр. 147
    1030. Ратислово, вл. дер. при прудах, в 34 вер. от города; дворов 13, душ м. п. 40, ж. п. 41. Стр. 147
    1031. Чернево (Измайлово), дер. при р. Талице, в 33 вер. от города; дворов 7, д. м. п. 20, ж. п. 15.

    Стр. 149  
    1042. Сотьма, казенное село при р. Сотьме, в 33 вер. от Ярославля; дворов 6, душ м. п. 22, ж. п. 20. Каменная пятиглавая церковь во имя Воскресения Христова и препод. Сергия построена в 1814 г. Внутри она весьма хорошо украшена и имеет весьма ценную утварь. В храме в особом серебряном ковчеге хранятся части мощей: еванг. Матфея, Иоанна Златоустого, преп. Сергия и друг. Древних предметов в церкви нет. В селе училище. * * *
    Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль. 1908. С. 97.

    Бывшая Акакиевая пустынь

    В 1764 г. монастырь был закрыт и обращен в приходскую церковь. К ней были причислены нижеследующие селения из соседнего села Воскресенского на Сотьме: дер. Угреша, Коромыслово, Ильцыно, Цыбилино и три двора крестьянских в самом с. Воскресенском на Сотьме.

    #4 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 08:47

    ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова.
    И.Н. Ельчанинов. Материалы для генеалогии ярославского дворянства. Ярославль. Вып. 5. 1909 г.
    Владельцы населенных имений в Ростовском уезде по перечневым книгам 1723-1731 г.г.

    Сотемский стан
    стр. 15
    Алтуфьевы, Никита Борисов. прапорщик, Петр Лукьянов., жена его Степанида Ивановна, Иван, вдова его Матрена Борисовна, Илья Григорьев., вдова его Афимья Андреева. Сельцо Лихачево, сельцо Савелково.
    Борщев, Василий Андреев. Поруч. Сельцо Ратислово.
    Головин, Иван Михайлов. Генерал-маиор. Сельцо Василево, д.д. Пустой Бор, Соломышево, Дуброво, Солонино, Строново, Спирцово, Початкино, Осиновец, Перевозное.
    Загряжский, Артемий Григорьев. Д. Шалаева слобода.
    Колтовские, Федор Леонтьев, жена его Марья Ивановна, Иван и Никита стольник Аксентьевы. Д. Голузино, село Полянки.
    Лопухин, Степан Васильев. Д.д. Жабино, Овинищево.
    С. 16
    Селиванов, Тимофей Матвеев. Д. Голузино, село Полянки.
    Сибирский, Иван Богданов. Князь. Д. Шалаева слобода.
    Тулубьев, Григорий Иванов. Д. Голузино, село Полянки.
    Шишкин, Василий Леонтьев. Стольник. Д. Голузино, село Полянки.

    #5 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 09:02

    РНБ. ЯЕВ № 4 от 24 января 1895 г. Ч. неофиц. – Стр. 49 – 54

    Царские грамоты, жалованные Акакиевой пустыне:

    Грамота от 1646 года царя Алексея Михайловича об отделении от Воскресенского погоста половины пустошей и угодий к новооснованной Акакиевой пустыне.

    Стр. 51 -54
    «в обыске ж разных волостей и вотчин попов, прикащиков и старост, и целовальников, и крестьян двести тридцать восемь человек, и всей Творинской волости крестьяне сказали тож: изведано в Ростовском уезде, в Сотемском стану, погост Воскресения Христова на речке Сотьме и в пределе преподобного Сергия Радонежского чудотворца искони века, а к той церкви приданы на престол пустошь Григорцово, пустошь Марково, пустошь Червячка, пустошь Задеберье, пустошь Хмельнишное, пустошь Березовка, в поместье и в вотчину преж сего никому не отданы, и к нашим дворцовым селам и к черным волостям и к ямским слободам и к монастырским и к церковным и к иным ни к каким землям не приписаны; а у дедов и у отцов своих слыхали, что бывал тот погост Воскресенской монастырем, игумны были в нем и братия, а около тех и престольных пустошей облегли разные поместные и вотчинные многие земли, а ныне тем погостом и пустошми и пашнею и сенными покосы и лесы и всякими угодьи владеет поп Ерофей с сыном своим Яковом, а почему он владеет и чьи земли в дачах облегли около тех престольных пустошей, того они не ведают; а церковь Воскресения Христова и предел преподобного Сергия Радонежского чудотворца обвалилася кругом.
    И ныне бил челом Ростовского уезду старец Акакей с братьею: в Ростовском де уезде на реке на Сотме изстари было наше богомолье, монастырь во имя Воскресения Христова, да в пределе Сергия Радонежского чудотворца, и то де наше богомолье многие лета запустело и церкви обвалилися, а жили де тут нахожие попы часовые; а что у того монастыря пустошей попы владели, а о церкви не радели и ничего не строили, а и ныне де у тое церкви пристал вдовой поп Ерофей с сыном своим Яковом и о церкви не радеет же и ничего не строят. А он де старец Акакей с братьею живут у того монастыря Бога ради, ничем не владеют и ни к чему не печны, и видя они церковное нестроение и по благословению и по грамоте Ростовского митрополита Варлама с верующими людьми воздвигли новую церковь во имя пресвятой Богородицы Казанской да в пределе Николы чудотворца подле ветхой церкви Воскресения Христова, и по челобитью де Благовещенского протопопа, что на Сенях, Стефана и по нашей грамоте из Поместного Приказа про то наше богомолье и про пустоши обыскивано, и те де обыски в Поместной Приказ  присланы и в обыске де окольные люди сказали, что те пустоши никому не отданы и ни к каким землям не приписаны, а владеют де ими нахожие попы часовые, и ныне владеет прихожей вдовой поп Ерофей с сыном Яковом по выписям с писцовых книг без нашей грамоты,и тот де поп Ерофей, стакавшися с Васильем Копьчевским и с князь Никитою Борятинским, что они велят прикащиком своим тому попу наровить во всем, а их отженуть, били челом нам ложно, и дана ему попу Ерофею грамота мимо прежней наш указ и обыски, а их отгнали, и ныне Василей Кортовский до князь никита Борятинский с товарищи кельи их хотят разметать, а у них де в вотчинах и в поместьях свои церкви, а в монастырское место и в церкви вступаются не делом мимо наш указ и обысков, хотят их от церкви изгнать насильством.
    И нам бы их пожаловать, по прежним обыскам велети бы нам быть у тое церкви черному попу и им старцам Акакею с братиею по-прежнему, а тому бы приходскому попу вдовому велети нам приискать приходское место, потому что он жил без нашего указа и без нашей грамоты и его попов двое с хоромы перевесть с  монастыря от церкви и поставить за тем монастырем, а Благовещенской протопоп Стефан тех пустошей в их монастырь поступается.
    И мы указали тот погост  Воскресенской с пустошми разделить старцом Акакеем с братиею с белым попом пополам. А попа белого от той церкви отженуть немочно, потому что прихоженом с причастьем и молитвою ездить не к кому и прихоженом без белого попа быть нельзя, а попов дом поставить дале от церкви и монастырь им велели оградить, а в даче нынешнего <> (1647) года октября в ки день написано: Дана наша вводная грамота Ростовского уезду Сотемского стану вдовому попу Ерофею с сыном Яковом на погост Воскресенской с пустошми; а в них по Ростовским книгам писма и меры князь Андрея Звенигородского да дьяка Михаила Бухарова  <> (1630) и <> (1631) написано: пашни семьдесят одна четверть без  третника в поле, а в дву по тому ж; да к тому погосту Воскресенскому и пустошам для отделу с тех Ростовских книг 1630 и 1631 годов послали мы к тебе выпись слово в слово за дьячьею приписью.»

    #6 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 09:04

    РНБ. ЯЕВ № 6 от 7 февраля 1895 г. Ч. неофиц. – Стр. 81 -83.

    Жалованная грамота от 1647 г. окт. 28-го Царя Алексея Михайловича церковникам погоста Воскресенского, что на р. Сотьме.


    «Били нам челом Ростовского уезду Сотемского стану погосту Воскресенского, церкви Воскресения Христова, вдовой поп Дорофей да поп Яков: нашего де жалованья к церкви Воскресения Христова написано в писцовых книгах церковные земли семдесят одна четверть без третника, а нашие им грамоты с писцовых книг, по чему им тою землею владеть не дано. И нам бы их пожаловать велеть им на тое землю дать нашу ввозную грамоту, по чему им тою землею к церкви Воскресения Христова  впредь владеть.»

    Стр. 83 -86

    Выпись из межевых книг 1686 г. землях погоста Воскресенского, что на р. Сотьме.

    «У церкви на погосте:
    двор: поп Алексей Афонасьев; у него дети: Ивашко, Афонка десяти лет, Митька семи лет, у Ивашки сын Васка десяти недель;
    двор: дьякон Григорей Никитин; у него дети: Сенка семи лет, Мишка полугоду;
    двор: церковной дьячек Федька Дмитриев; у него дети: Ивашко, Сенка, Петрушка двенадцати лет;
    двор: просвирница Алисафьица, Ананьина дочь.»
    «В пустыне же келья игуменская, а в ней игумен Григорей; три кельи брацких: в них двенадцать братов; да келья келарская, да житница.»

    #7 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 18 Сентябрь 2016 - 09:56

    Северный край. 14 января 2010.

    Татьяна СОКОЛОВА.

    Прошлое начинается сегодня.  


    «Мчались тройки лихие, и, как помню, был морозный день, валил снег, пурга, и я, весёлый, жизнерадостный, на бойкой прекрасной в блестящей упряжке лошадке подъехал к Божьему храму. Здесь у святого алтаря стал ожидать свою подругу жизни», – так писал мой дед Дмитрий Петрович Титов дочери Александре 4 ноября 1958 года о событии теперь уже столетней давности – своём венчании с Юленькой Колобановой, моей будущей бабушкой.

    Прикрепленный файл  Сотьма.jpg   229,18К   1 Количество загрузок:

    Автор фото Сергей МЕТЕЛИЦА.


    Я часто перечитывала письмо, но понятия не имела, где этот храм. И вот сама судьба привела меня к нему. Холм, как остров в море буйной зелени, а на нём – храм во имя Воскресения Христова (церковь Воскресения) в деревне Сотьма, Гаврилов-Ямского района. Издалека видно, как она разрушена. На фоне вечерней зари обезглавленная колокольня и четверик с покосившимися чёрными главами, как воздетые к небу руки, застыли в безмолвной мольбе о милосердии. В архиве сохранились документы, рассказывающие историю строительства этого храма.
    В 1729 году здесь была построена деревянная церковь. 11 декабря 1800 года её прихожане подали прошение императору Павлу Петровичу о построении церкви каменной. «Деревянная церковь хоть ещё и не ветха, но по усердию нас... желание имеем соорудить вновь... Имеется церковной суммы довольное число, а потом и прихожане в случае недостатка суммы обещают от себя на построение оной достаточное число дать».
    В приходе имелось требуемое количество дворов, более сорока, необходимое число прихожан (293 души мужского пола), средства на осуществление строительства тоже имели, и разрешение было получено 14 ноября 1801 года. К резолюции прилагались план, фасад, а также предписание: всю утварь, находящуюся в деревянной церкви, переписать и перенести «в приличное место», а также «сиречь погост да оградить по приличию почести ради храма Божия и усопших».
    Дело вершилось неторопливо, обстоятельно. Не сразу было решено, где же будут проходить богослужения во время строительства новой церкви. Можно было направить прихожан Воскресенской церкви в Акакиеву пустынь, что в полуверсте от прежней церкви, но осенью и весной река Сотьма с крутыми и высокими берегами разливалась, и попасть на другой берег было почти невозможно. Дорога в Кузмицыно хоть и шла через болотце, была более приемлема, да идти далеко – четыре версты от Воскресенского храма. Обследовав тот и другой путь, остановились на Акакиевой пустыни.
    Некогда на этом месте под камнем вековой ели нашёл приют старец Акакий. В 1647 году он основал монастырь. В 1764 году монастырь был закрыт и обращён в приходскую церковь во Имя Казанской Божией Матери и святителя Николая Чудотворца (в советское время церковь была обрушена вместе с утварью, кирпич использовали на хозпостройки).
    Итак, деревянную церковь Воскресения на Сотьме начали разбирать в апреле 1804 года, а закончили в сентябре того же года. В рапорте в Ярославскую Духовную консисторию было перечислено всё, что перенесли в Акакиеву пустынь. Особо отмечалось: «А святых же мощей в стоящих обоих Святых Престолов при ней повидимости вложено не было».
    И вот весной 1814 года было послано прошение об освящении построенной церкви. В нём сообщалось, что она «церковным благолепием украшена и всё для священнослужения в ней изготовлено». Церковь была покрыта тёсом, а «главы на ней и кресты обиты белой аглицкой жестью». И далее – подробное описание убранства церкви: «По правую сторону Царских врат – изображение образа Воскресения Христова, риза и венец серебряные, по левую сторону Царских врат – образ Грузинской Божией Матери, над царскими вратами в клейме позолоченном – Вечеря Господня».
    И вот я стою на том самом месте, где сто лет назад перед святым алтарём дали клятву верности мои бабушка и дедушка. Под ногами земля с редкой травкой, битый кирпич, стены с ссыпающейся штукатуркой – удручающая картина.
    В своём письме дед продолжает: «Я не могу без слёз вспоминать больную, умирающую мою дорогую, любимую всю жизнь мать. Она с большим трудом всё же вышла к подъезду с иконой в руках и благословила нас, вечная ей память».
    Прабабушка Маремьяна умерла через неделю после венчания сына. Как бы я хотела положить цветы на её могилу! Но могилы нет, как нет могил многих и многих прихожан, похороненных когда-то возле церкви. В 50 – 60-е годы кладбище было перекопано под теплицы, сейчас склон холмика, на котором стоит умирающая церковь, покрыт сочной зеленью.
    Так где же покоится раба Божья Маремьяна? В алтаре стоят два ящика с безвестными останками – не менее девяти человек, обнаруженными во время расчистки пола в церкви. Может быть, среди них косточки моей прабабушки?
    Судьба церкви во Имя Воскресения Христова повторяет судьбы сотен храмов. В 1923 году с неё были сняты колокола, в 1943-м её закрыли, и в ней стали хранить сено. Но хозяйство колхоза пришло в упадок, разъехались жители села, и церковь оказалась ненужной даже для хозяйственных дел.
    Много лет стоял храм беззащитный перед стихиями и людьми. Растащили всё, что могло бы на что-то сгодиться, добрались и до крыши. Долгое время в крыше зияло отверстие, как пробоина от снаряда. В этом году отверстие заделали кирпичом, пожертвованным Норским кирпичным заводом.
    Нашлись добрые души и среди дачников, приезжающих в эти места вот уже более двадцати лет. Фёдор Петрович Трофимов стал первым, у кого дрогнуло сердце при виде разрушающегося храма. Семидесятичетырёхлетний инвалид вместе с сыном Евгением Фёдоровичем начал спасение церкви. Вскоре к ним присоединился Вениамин Васильевич Жуков. Закрыли вход в церковь, закрепили оконную кладку, вынесли мусор.
    И вот в августе 2007 года по благословению благочинного церквей Гаврилов-Ямского района иерея отца Андрея (Савенкова) был совершён первый молебен в день Преображения Господня. А спустя ровно год бывший звонарь Фёдоровского собора Александр Иванович Палагин возвестил о начале богослужения, ударяя в своеобразные колокола – кислородные баллоны, пожертвованные Ярославским кислородным заводом. А когда-то звон шести колоколов Воскресенской церкви был слышен в Семибратове.
    По оценке специалистов, храм нуждается в срочном восстановлении, иначе к двухсотлетию он придёт с необратимыми разрушениями.
    И что скажут о нас потомки, когда напоминанием о храме останется только груда битого кирпича и обломков ржавого железа? Но хочется верить, что найдутся люди, которые не только сумели добиться успеха в жизни, но и не утратили чувства любви к прошлому Отечества. И тогда рядом с табличкой – у входа «Храм был построен в 1814 г. тщанием прихожан» появится ещё одна: «Храм был восстановлен в 2014 году тщанием...» (имярек).
    А своё письмо мой дед закончил так: «Я сижу, передо мной самовар, он шумел, бушевал, как будто переживал всё со мной вместе, но вот стал всё тише и умолк... Так и жизнь наша постепенно утихает, и настанет приближение к тихой пристани»...
    И чем ближе момент, когда мы окажемся один на один со своей прожитой жизнью, всё чаще вспоминаем Бога. Что есть любовь к Богу? Для меня это бесконечная вера в его милосердие и светлая память об ушедших.

    #8 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 21 Сентябрь 2016 - 06:20

    ЯЕВ № 19 от 7 мая 1896 г. Ч. неофиц. С. 294 -296

    Села Ростовского и др. уездов.
    Стан Сотемский.
    А в нем церковные земли:
    Погост Воскресенской на речке на Сотьме. А на погосте церковь Воскресения Христова, да придел преподобного Сергия Радонежского чудотворца. У церкви на погосте двор поп Конон; двор дьячек Микитка Самойлов; двор пономарь Пронка Федоров; двор просвирница Марьица. Пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 12 чет в поле, а в дву потомуж. Сена по речке по Сотьме 25 копен. Лесу пашенного десятина.
    Пустошь Григорцово: пашни перелогом и лесом поросло 10 четь в поле,, а в дву по томуже; лесу десятина; сена 10 копен.
    Пустошь Марково: пашни лесом поросло 10 десятин во всех трех полях.
    Пустошь Червячки: пашни лесом поросло 11 десятин во всех трех полях.
    Да что владели Ростовцы Иван да Лукьян, Костянтиновы дети, Олтуфьевы:
    Пустошь Задеберье на речке на Сотьме: пашни лесом поросло 15 десятин во всех трех полях.
    Пустошь Хмельничное: пашни лесом поросло 11 десятин во всех трех полях.
    Пустошь Сорошкино на речке на Сотьме: пашни лесом поросло 15 десятин во всех трех полях.
    Пустошь Березовка, Березники тож: пашни лесом поросло 11 десятин во всех трех полях.
    И всего: погост да семь пустошей; а в них пашни паханые и перелогом и лесом поросло середние земли 22 четь в поле, а в дву по томуже; сена 35 копен; лесу две десятины. Да пашни лесом поросло 73 десятины во всех трех полях.
    А написан тот погост и к погосту пустоши по старой подлинной выписи письма и дозору Василья Басоргина с товарыщи (1574) году за рукою подъячего Ивана Фомина да по списку со старой с писцовой выписи письма и меры Петра Колежинского с товарыщи (1561) году.
    А что пустошью Березниками да пустошью Сорошкиною да пустошью Задеберьем да пустошью Хмельнишною владели Иван да Лукьян, Костянтиновы дети, Олтуфьева по отдельной выписи Ростовского городового прикащика Андрея Коробина (1627) году февраля в 13 день, а отказывал им те пустоши Андрей Коробин, а написал не делом отца их поместьем Ивану да Лукьяну, по нвому письму и по сыску от трех пустошей отказано, и написаны те пустоши к церкви по прежнему по старине, потому что в подлинной выписи с книг письма и дозору Василья Басаргина с товарыщи (1574) году те пустоши написаны к церкви Воскресению Христову, да и в иску писцов и окольних людей: семь человек попов, три человека детей боярских, 11 человек прикащиков, 9 человек старост, один человек целовальник, 121 человек крестьян, а всего обыскных людей 152 человека, попы сказали по священству, а дети боярские и прикащаки и старосты и целовальники и крестьяне сказали по Государеву Цареву и Великого Князя Михаила Федоровича  всея России крестному целованью: пустошь Березовка, да пустошь Сорошкино, да пустошь Задеберье, да пустошь Хмельнишное изстари были к церкви Воскресения Христова, владели ими попы Воскресенские, и владел - было теми тремя пустошьми Костянтин Жохов и во 104-м (1596) году Воскресенской поп Лазарь бил челом  блаженные памяти Царю Государю и Великому Князю Федору Ивановичу всея России, и Государь тех попов пожаловал своею Царскою грамотою, велел сыскать по писцовым книгам, а сыскав велел те пустоши отдать к церкве Воскресения Христова. И после того в Литовское разорение теми церковными пустоши завладел по своему ложному челобитью Костентин Олтуфьев и сын его Иван владеет по томуже, а того не ведает почему Иван Костянтинов теми пустошми владеет. И потому Ивану да Лукьяну в тех пустошах по новому письму и по сыску отказано, что и в старинной выписи (1574) году те пустоши написаны к церкви Воскресению Христову. А в сыску окольные люди сказали, что Иванов отец Костянтин Олтуфьев и он Иван завладели теми пустошьми по своему ложному челобитью после Литовского разорения; и те пустоши у Ивана да у Лукьяна из дач взяты и написаны к церкве Воскресению Христову по старой выписи (1574) году и по сыску окольних людей.

    #9 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 11 Октябрь 2016 - 01:08

    Прибавление к № 38 ЯГВ от 20 сентября 1835 г. - Стр. 403, 404

    О украденных и зашлых лошадях.
    От Ярославского земского суда объявляется, что августа с 8 на 9 число в ночи украдены неизвестными людьми с огуменника принадлежащие крестьянам Ярославской округи казенной Назарьевской волости села Сотьмы Варфоломею Андрееву, Федору Петрову и Илье Еремееву лошади: 1) Кобыла гнедая, росту среднего, 9 л., грива на правую сторону, на лбу небольшая белая звездка, стоящая 50 руб.; 2) Мерин сиво-темный с серыми пятнами, росту небольшого, 9 л., грива на правую сторону, с косою завившеюся сама собою, стоящая 80 руб.; 3) мерин темно-карий, росту небольшого, 5 лет, у коего грива на левую сторону, стоящий 50 руб. После чего на другой день утром поймана означенными крестьянами в яровом поле, принадлежащем к их деревне, неизвестно кому принадлежащая лошадь, мерин рыжий, без годов, росту среднего, грива на правую сторону, у правого уха кончик отрепан, на лбу лысина, без узды, оцененная в 8 руб. Не окажутся ли первых лошадей воры, а последней хозяева, благоволят градские и земские полиции учинить розыскания и о последующем тот суд прямо от себя уведомить, не донося губернскому правлению.

    #10 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 10 Декабрь 2016 - 22:06

    ЯГВ № 18 от 3 мая 1840 г. Ч. офиц. С. 177
    От Ярославского Земского Суда объявляется, что крестьянин, Ярославского уезда, вотчины г. Николая Чагина, деревни Голузинова, Илья Иванов, получа выданный из Ярославского Уездного Казначейства 29 декабря прошлого 1839 года за № 7469 годовой паспорт сыну его Иону Ильину, который для доставления ему и отдал крестьянину Ростовского уезда, села Сулости, Александру Дмитриеву, коим тот паспорт неизвестно где потерян, а не окажется ли таковой у кого в руках, градские и земские полиции благоволят по ведомству своему учинить надлежащие публики.

    #11 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 28 Апрель 2017 - 09:22

    ЯГВ № 47 от 22 ноября 1852 г. Ч. офиц. С. 430 (ф. 823)
    О вызове лиц к выслушанию решений.
    Ярославский уездный суд вызывает явиться, в положенный законом срок, крестьян Ярославского уезда, деревни Голузинова, Андрея и Григория Даниловых, крестьянскую жену той же деревни Екатерину Артемьеву, священника оного же уезда, села Сотьмы, Василия Михайловского, причетников: Ивана Алексеева и Матвея Васильева, или прислать поверенных, к выслушанию решительного определения оного суда, последовавшего по дулу о захвате означенными крестьянами имущества и денег, оставшихся после крестьянина же Артемья Данилова.

    #12 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 28 Апрель 2017 - 09:32

    ЯЕВ № 7 от 13 февраля 1863 г. Ч. офиц. С. 45, 46
    О церковных постройках.
    Тщанием Ярославской мещанской жены Параскевы Ивановой Самариной, в церкви села Сотьмы, Ярославского уезда, произведены следующие поделки:
    а) в холодной церкви вызолочен иконостас лучшим червонным золотом, а местами окрашен кармином;
    б) главы на церкви покрыты кобальтом, а звезды на них и кресты вызолочены червонным золотом;
    в) в церкви пред солеею сделана чугунная решетка и вызолочена двойником;
    г) столбы церковной ограды покрыты белою английскою жестью и украшены выкрашенными по гульдфарбу червонным золотом звездочками;
    д) вызолочены две колонны у плащаницы; кроме того:
    е) пожертвованы Самариною: ковчег серебряный вызолоченный, весом 11 фунтов; шесть подсвечников аппликовых к местным иконам; фольговые ризы на дванадесятые праздники, а на изображения Евангелистов в царских вратах аппликовые; хоругви на равендуке по золоту, обложенные серебряною бахромою с таковыми же кистями, аппликовая пелена и медный вызолоченный венец на запрестольный животворящий крест; медные же вызолоченные венцы на иконы во 2-м ярусе иконостаса; священнические ризы, епитрахиль и поручи из золотой парчи, обложенные серебряным гасом, с таковым же крестом и звездою, аппликовая риза на образ Великомученика Георгия, высеребренная, с двумя венцами.
    Всех пожертвований от Самариной поступило в церковь села Сотьмы на 2474 руб. серебром.

    Церковным старостою означенной пред сим церкви крестьянином Григорием Терентьевым устроены:
    а) железные ворота в церковной ограде;
    б) трои таковые же дверцы в калитках ограды;
    г) железные затворы к окнам алтаря;
    д) железная печка в теплой церкви;
    е) переделана старая изразцовая печь.
    На все поделки израсходовано Терентьевым около 300 рублей серебром.

    Усердием прихожанки той же церкви крестьянской девицы Параскевы Ивановой Репшиной сделаны:
    а) аппликовые ризы с вызолоченными венцами на иконы – Боголюбской Божией Матери, Всех скорбящих Радости, и Толгской;
    б) венец аппликовый на икону Спасителя, в паперти;
    в) Евангелие большое обложено серебряною вызолоченною оправою, а другое аппликовою;
    г) перезолочен напрестольный крест;
    д) сделаны венцы на иконы Спасителя и Божией Матери, а на иконе Святителя Николая вычищена риза; сверх того:
    е) пожертвованы крест и кадило аппликовые, бархатные ризы, обложенные серебряным гасом, ризы гарнитуровые с оплечьем из золотой парчи; покров плисовый на усопших; подризник матерчатый и таковой же занавес к царским вратам, ризы священнические парчовые и хоругви на штофной материи, обложенные серебряною бахромою с таковыми же кистями.
    Все же пожертвование Репшиной восходит ценою до 396 рублей.

    Кроме сего в церковь села Сотьмы поступили пожертвования:
    а) от крестьянской девицы деревни Жабина Параскевы Сергеевой одежда золотой парчи на престол в придельную церковь, ценою в 1(0)0 рублей серебром;
    б) от крестьянина деревни Шалаева Сергея Иванова Борисова СВ. Евангелие, обложенное бархатом, верхняя доска коего вся серебряная, 84 пробы, и вызолоченная. Евангелисты написаны на финифти и обложены стразами; на нижней доске средник и угольники также серебряные 84 пробы. Евангелие сие стоит до 80 руб. серебром;
    в) от С.-Петербургского купца Ивана Федорова Каштанова серебряный из белой материи покров на престол, стоящий 50 руб. сер.;
    г) от крестьянина деревни Овинищ Димитрия Федорова аналогий, покрытый аппликовою пеленою, икона дванадесятых праздников, писанная на финифти в аппликовой ризе, и стихарь аппликовой парчи, всего же на 25 руб. сер. и
    д) от крестьянина деревни Голузина Василья Иванова аппликовая риза на образ Преображения Господня с медными вызолоченными венцами.

    Ярославское епархиальное начальство изъявляет жертвователям в пользу храмов Божиих свою благодарность.

    #13 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 07 Март 2018 - 01:16

    ЯЕВ № 43 от 26 октября 1863 г. Ч. офиц. С. 302
    Сведения и соображения по предмету обеспечения духовенства Ярославской епархии, извлеченные из отзывов церковных причтов.
    По Ярославскому уезду.
    Из 115-ти причтов, находящихся в целом уезде, владеют землею в количествах: а) 32 причта свыше 36-ти десят., в том числе два причта – села Богородского на Паже (на 7 лиц) в количестве 222 десят. и села Сотьмы (на 2 лица) в количестве 108 ¾ десят.

    #14 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 537 сообщений

    Отправлено 03 Июль 2018 - 13:51

    ЯЕВ № 32 от 8 августа 1881 г. Ч. неофиц. С. 249
    Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским (с 3-го по 22-е июня 1881-го года).
    В течение четырехлетнего периода управления Ярославско-Ростовской епархиею, Преосвященный Иоанафан успел обозреть почти все части епархии ...
    В настоящем году, намереваясь заняться таковым обозрением, в месяце июне, как более благоприятном для здоровья и свободном для сельских жителей от полевых работ, он отправился из города Ярославля проселочными путями Ярославского и Угличского уездов по направлению к Николо-Улейминскому монастырю, намереваясь посетить древний город Углич с его тремя монастырями и значительным количеством градских приходских церквей. Церкви избранного Преосвященным глухого проселочного пути никогда не были посещаемы Архипастырями, и потому осмотр церквей этого края оказывался наиболее благопотребным ...
    С.с. 253, 254

    5. Сотьма.
    В пяти верстах расстояния от с. Величкова стоит с. Сотьма, приход коего состоит из 314  чисто православных мужеского пола душ. В нем не полагалось полного причта по новым правилам церковно-приходского быта, но прихожане, руководимые благоразумным церковным старостою, крестьянином Федором Емельяновым, сначала устроили двухэтажный, полукаменный дом для помещения священника, за тем, по особому приговору, внесли добавочный вечный капитал, дающий каждогодных причту процентов 80 рублей; за 72 десятины излишней причтовой земли, коей всего 108 десятин, обязались платить каждогодной аренды по 100 рублей, и кроме того вносить на причт вместо нови по 12 четвертей ржи; на основании всего вышесказанного они просили о назначении к своей церкви полного причта, и указом Святейшего Синода от 9 ноября 1879 года утверждено быть навсегда при церкви Сотемской особому священнику и при нем штатному псаломщику.
    Церковь этого села каменная, пятиглавая, с высокой, прочной, каменной оградой, снабжена достаточным звоном, благодаря усердию (300 пудов бол. колокол) одной доброй прихожанки Парасковьи Ивановны Самриной. Иконостас холодной церкви четырех-ярусный, очень благообразен, богато украшен позлащенною резьбою; стены и своды покрыты живописью; в алтаре видна очень ценная утварь, начиная с благолепного серебряного ковчега для хранения святых запасных даров; в другом серебряном ковчеге вне алтаря, на виду всех возлежат части святых мощей одиннадцати угодников Божиих: святого евангелиста Матфея, Иоанна Златоуста, препод. Сергия и других; ковчег с мощами перенесен в дар церкви тою же прихожанкою Самриной. Библиотека церковная состоит из свято-отеческих писений; летопись ведется своевременно. На сретение Преосвященного собралось очень много народа; благословляя предстоящих, он сказал им: «Храм Божий у вас благоустроен и красив; старайтесь же украшать и души ваши, дабы содержать их храмом для Духа Божия. А как  украсить, вы спросите. Золотом нельзя: души ваши не вещественные, духовны; они не нуждаются в украшении златом или сребром. Нарядами пышными и дорого стоящими также нельзя украсить душу: ими украшается только тело, да и то часто без нужды и пользы и нередко во вред душе. Украсить душу можно только добрыми делами. Одолжи ты вовремя скудости бедного твоего соседа; помоги выздороветь больному; пристрой к месту сироту; защити невинного от напрасной клеветы, вот дела, всегда могущие быть лучшим украшением твоей души. Старайтесь украшать души свои стяжанием добродетелей, благоугодных величию Божию; приобретите чистоту веры, неизменное упование на жизнь будущую, стяжите крепкую любовь к Господу; блюдите за совестию, чтобы она чиста была от растлевающих непорочность сердца земных пристрастий, от скверны греха; каждогодно очищайте души свои в благодатном таинстве исповеди, облекитесь святостию Христовою в таинственном причащении Христовых таин: и души ваши будут, яко чертог украшенный, приятный Господу, всегда могущий быть угодным храмом для Его пребывания в вас и с вами. Запомните же слова мои, соблюдите совет мой, и в нем обрящете благо душам вашим, приимите на себя  благословение Божие».
    В теплой церкви один алтарь во имя Сергия Радонежского; иконостас его по голубому фону приличный; такова же и стенная живопись. С окончанием тропаря преподобному Сергию, последовал вопрос причетнику: «Где почивают мощи Сергия?» - но причетник не ответил. На другие вопросы: «Как читается девятая и потом десятая  заповедь закона Божия?» - ответы получены с ошибками. «Сколько главных христианских добродетелей?» Ответ получен верный: «Три: вера, надежда и любовь».
    В церковном доме священника приняли благословение Архипастыря жена и пятеро детей священника; после чашки чаю Преосвященный благословил их хозяйство, хлеб-соль и немедленно выбыл из Сотьмы.

    #15 Наташа

    Наташа

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 106 сообщений

    Отправлено 09 Сентябрь 2018 - 17:35

    В Переписи 1897 года (ГАЯО 642-3-1553,  ЛЛ 114-127, эл. 00116-00129) по селу Воскресенское на Сотьме есть сведения о семьях со следующими фамилиями:

    Вахромеевы,

    Новиковы,

    Сапожниковы,

    Соловьевы,

    Шмаковы




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования