Перейти к содержимому

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 16 декабря 2017 года. Более точные место и время события будут объявлены позже. Обсудить на Форуме >>>

Новости 18.11.2017:
  • 18.11.2017. Очередное заседание Угличского родословно-краеведческого общества состоится 21 ноября в 14:00 в библиотеке им. И. З. Сурикова. >>>
  • 17.11.2017. Костромская областная премия имени А. А. Григорова >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Владимирская земля" >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Костромская земля" >>>
  • 15 и 16 декабря 2017 г. в лектории Государственного Исторического музея состоятся XXIV Савёловские чтения. Тема – «Церковные источники по генеалогии и истории семей (к 100-летию восстановления Патриаршества в России)». Обсудить на Форуме >>>

  • с. Гвоздево и деревни прихода (Ростовский у./р-н)

    Гвоздево Ростовский уезд Ростовский район сёла Ростовского уезда сёла Ростовского района

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 13

    #1 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 100 сообщений

    Отправлено 13 Апрель 2015 - 13:33

    СЕЛО ГВОЗДЕВО (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) РОСТОВСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ РОСТОВСКОГО РАЙОНА


    (Здесь – тема о духовенстве прихода.)

    О приходе села Гвоздево -
    из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии",

    Ярославль, 1908 год:


    Прикрепленный файл  О приходе села Гвоздево Ростовского уезда, 1908 год (1).jpg   69,03К   3 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  О приходе села Гвоздево Ростовского уезда, 1908 год (2).jpg   204,74К   4 Количество загрузок:



    #2 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 100 сообщений

    Отправлено 16 Апрель 2015 - 11:11

    Село Гвоздево Ростовского уезда

    из атласа Менде, 1850-е годы


    Прикрепленный файл  Село Гвоздево на карте Менде (SOB-1_5).jpg   353,09К   6 Количество загрузок:

    Фрагмент карты SOВ-1.5

    (здесь - в оригинальном размере)



    #3 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 2 728 сообщений

    Отправлено 18 Апрель 2015 - 18:59

    На сайте Ростовского музея-заповедника нашла статью об истории церкви в селе Гвоздево.
    http://www.rostmuseum.ru/...

    Р.Ф. Алитова
    Село Гвоздево в рукописи Петра Соколова

    .  .  .Каменная церковь во имя Богоявления Господня с приделами св. пророка Илии и св. чудотворца Николая до сих пор стоит на краю села Гвоздева1. История строительства здания прослеживается достаточно подробно по архивным источникам2.
    .  .  .До каменной в селе стояли две деревянные церкви – Воскресенская и Богоявленская с приделом св. пророка Илии. Богоявленская церковь была построена в 1765 г. иждивением владелицы Гвоздева, княгини Александры Ивановны Куракиной3. Воскресенская церковь к этому времени обветшала, указом консистории от 15 декабря 1765 г. велено было здание разобрать и продать «на строение или на топление церковное, или же на печение просфор»4. Сохранилось описание Богоявленской церкви: «расположением весьма немалая об одном этаже, двуглавая. В ней стены тесаныя, окон десять, в них вставлены оконницы стеколчатыя и решетки железныя. Входная дверь из паперти одна <…> Крыша на всей церкве деревянная, главы чешуйчатыя деревянныя, кресты обитые жестью. Колокольня построена от паперти отдельно деревянная, осьмиугольная, на ней крыша тесовая шпилем, глава деревянная чешуйчатая, крест обит белой жестью»5.
    .  .  .В 1835 г. прихожане села Гвоздева во главе с церковным старостой Алексеем Васильевым подали архиепископу Ярославскому и Ростовскому Аврааму прошение о строительстве новой церкви: «Имея мы не преоборимое желание соорудить вместо деревянной каменную церковь в помянутом нашем селе на собственное свое иждивение»6. На время подачи челобитной в приходе было 275 душ прихожан. Консистория разрешила строить церковь при условии внесения «в сохранную казну в пользу своего причта не менее 6000 рублей». В противном случае приход предполагалось причислить к селу Макарову7. Однако, у крестьян, по всей видимости, не нашлось нужной суммы и строительство на некоторое время было отложено.
    .  .  .В 1837 г. Гвоздево перешло от Куракиных к Чернышевым. Е.Н. Чернышева самолично ходатайствовала перед архиепископом о постройке храма: «Супруга господина Военнаго министра графиня Елизавета Николаевна Чернышева просит о скорейшем удовлетворении прошения крестьян»8. В том же 1837 г. прихожане внесли на содержание причта 3000 рублей и в очередной раз обратились с просьбой о разрешении строительства9. Наконец-то, в 1838 г. архиепископ Евгений дал грамоту на возведение церкви. Проект утвердил губернский архитектор П.Я. Паньков10. Строительство длилось три года. «За прочностью построения» здания наблюдал член Ярославской губернской строительной комиссии капитан Сабанеев, который и доложил 5 июня 1841 г., «что постройка церкви … производством ныне кончена и два придела в трапезе оной совершенно отделаны с надлежащею позолотою в них и готовы к освящению»11.
    .  .  .В 1843 г. к паперти и к колокольне «прикладен каменный портик». В том же году вокруг церкви была «устроена» ограда «каменная с железными решетками меж столбиками» и возведена часовня на средства крестьянина деревни Семеновской Филиппа Демидова12.
    .  .  .В научном архиве ГМЗ «Ростовский кремль» хранится любопытная рукопись. В середине XIX в. священник села Гвоздева Петр Соколов составил описания села и церкви. Возникновение этих описаний обусловлено разными причинами. Краткая история села написана для Российского Географического Общества: «В июле месяце сего 1851 года в следствие Указнаго предписания дана мною подписка, дабы вспомоществовать успехам Географическаго Российскаго Общества и ответы на вопросы онаго представлять самому от себя на имя онаго Общества в СПБург»13. Сведения о церкви предназначались И. Д. Троицкому, известному ярославскому краеведу: «Сии сведения собирались для подачи члену-корреспонденту Протоиерею Иоанну Троицкому»14.
    .  .  .Петр Соколов приложил к своим описаниям рисунок. Это своего рода «першпектива» села со стаффажными человеческими фигурками. Оставляя цепочки следов на дороге, фигурки оживляют монотонную линию фасадов добротных крестьянских домов: баба несет воду на коромысле, мужик с клюкой задумчиво остановился, наблюдая за всадником, лошадь которого поднялась на дыбы. Особенно старательно прорисована гвоздевская церковь, стоящая несколько в стороне, за посадом. На дальнем плане – панорама селений, схематичные изображения которых подписаны для узнавания.
    .  .  .Публикация данных описаний является важной прежде всего потому, что они интересны как исторический источник. Документы публикуются с сохранением орфографии подлинника; вышедшие из употребления буквы заменены современным написанием; пунктуация приближена к современной.

    Приложение

    .  .  .Л. 8. «Краткое историческое описание Ярославской губернии Ростовского уезда села Гвоздева с его местностями.
    Древнее село Гвоздево напоминает своим именем о бедном величии одного из удельных Князей Ростовских Феодора Дмитрича по прозвищу Гвоздя. Оно отстоит к северу от Ростова в 16 верстах, уклоняясь от Московскаго шоссе в западную сторону и, покоясь на плоской возвышенности, оно пережило собою многих владетельных князей. По 1627 год им владел Князь Всеволод Иванович Бахтеяров-Ростовский; после него, грамотою Царя Михаила Феодоровича пожаловано зятю Бахтеярова Князю Юрью Андреевичу Ситскому; но жена его вдовствующая Княгиня Фотинья Владимировна как бездетная продала двоюродному брату своему Князю Григорью Семеновичу Куракину в 169 – году. Наконец после стасорокалетняго владения Кн. Куракиными, ведущими потомство свое от Гедимина, Вел. Князя Литовскаго, село Гвоздево вместе с Ростовской вотчиною перешло во владение в 1837 году Графини Елизаветы Николаевны Чернышевой. В нем ныне, кроме двадцати довольно изрядных домов, расположенных на два равных посада, обращает на себя особенное внимание каменная, вновь устроенная церковь во имя Богоявления Господня. Церковь эта построена была по случаю сгоревшей деревянной церкви
    .  .  .Л. 8 об. в 1839 году по желанию приходских людей и на то соизволением Ея светлости Княгини Чернышевой по присланному от нея плану и фасаду; а достроена в 1840 году. Расположением она четвероугольная, продолговатая, о пяти чешуйчатых главах. Долгота ея с папертью 18 сажен, широта 16 аршин с половиною; высота от земли с крестом 10 сажен. И при ней в то же время воздвигнута каменная колокольня одноглавая, высота коея со крестом 15 сажен; на ней повешено восемь колоколов, в коих всего весу до 400 пудов. Вся церковь обнесена каменною же невысокою оградою со вставленными между столбиками железными решетками в 1843 году. В церкви три престола: в настоящей холодной во имя Богоявления Господня (*освящен в 1845 году), в теплой трапезе на правой стороне во имя Св. Пророка Божия Илии, а по левую Святителя Николая чудотворца (**освящены в 1841 году Ярославским Протоиереем Александром Головщиковым). Стены внутри обеих церквей росписаны и убраны красками из анфреско. Иконостас в настоящей нарезан в 1844 году художником Бычковым Заозерцем двухъ-ярусный, вызолочен на полимент и раскрашен кармином; в местном поясе храмовая икона Богоявления Господня с прочими двунадесятыми праздниками равно и стеннописание есть произведение кисти иконописца Александра Колчина Ярославца. Три местныя иконы украшены серебряными ризами, прочия аплековыми; на всех же иконах
    .  .  .Л. 9. местных имеются венцы серебряные; в теплой церкви замечателен большой деревянный Крест. Он поновлен в 1706 году и проложен в Гвоздевскую церковь Воскресения Христова (ибо как видно из акта); он напоминает собою, что здесь в прежние лета были две деревянныя церкви и два причта: одна была приходскою, другая же ружною; ибо тогда к Гвоздевскому приходу причислялись деревни: Семеновско, Семибраты, Ломы, Исады и Легково; но за отдалением д. Семибратов, по случаю бывшей в ней моровой язвы в 1771 году, в Гвоздеве осталась одна церковь и один причт. Ныне считается приходских душ мужеска 320, женска 392, в том числе раскольников муж. 6, жен. 19 душ. Все прихожане, кроме Легковских казенных, суть крестьяне Княгини Чернышевой, имеют промышленность, кроме земледелия, вскормление каплунов в большом количестве. Кроме показанных раскольников все они привержены ко Храму Божию. Но Гвоздевская церковь и доселе не имела бы такой прочности и благолепия, есть ли бы не было при ней прихожанина Демидова. Пусть церковь Приимковская и Макаровская сохраняют имена и память Кн. Куракиных; наша церковь Гвоздевская долго, долго будет твердить потомкам о великом усердии Филиппа Демидова. Но он еще жив и не проходит одного года, чего бы он для благолепия церкви не прибавил новаго. Гвоздевский священник Петр Соколов июня 25 1851 года.
    .  .  .Л. 9 об. Для большей ясности здесь прилагается рисунок села Гвоздева и церкви в настоящем виде с полуденной стороны, или от Ростова».
    .  .  .Л. 10. «Ростовской округи села Гвоздева Священника Петра Андреева Соколова о церкви во имя Богоявления Господня и местности оной, Историческое сведение 1851-го года.
    14 лет как при селе Гвоздеве на плоской возвышенности стояла деревянная обширная двуглавая церковь во имя Богоявления Господня с приделом на одной солее Святаго Пророка Божия Илии и при ней отставная деревянная же осмигранная колокольня с острым куполом. Оная церковь построена была иждивением местной владетельницы, вдовствующей Княгини Александры Ивановны Куракиной и освящена в 1766 году Епископом и Членом Св. Синода Афанасием Ростовским и Ярославским. Но в 1837 году сентября с 14 на 15-е число в глухую и туманную ночь оная вместе с колокольнею сгорела дотла от открывшагося на селе Гвоздеве пожара; утварь же вынесена была вся приходскими и военными людьми. Вместо сгоревшия по желанию прихожан и соизволению их Госпожи Графини Елизаветы Николаевны Чернышевой, с благословения от Преосв. Евгения Архиепископа Ярославскаго и Ростовскаго в 1839 году заложена была каменная церковь во именование прежде упомянутых праздников с прибавлением придела Святителю и Чудотворцу Николая, подавшись на восток почти всею церковию на 18 сажен от места прежния церкви, которая в 1841 году и окончена строением и освящены в теплой трапезе месяца июля 6 и 7 числ два придельные храма; настоящая же освящена в 1845 году майя в 27 день
    .  .  .Л. 10 об. в неделю Св. Отец.
    .  .  .Внешность всея церкви и мера
    .  .  .Расположением четвероугольная, продолговатая о пяти чешуйчатых главах, утвержденных на осмигранных шеях. Вся она с главами покрыта листовым железом по деревянным стропилам, окрашенным ярью. Кресты деревянные осмиконечные, опаянные английскою жестью. Окон по всей церкви 29, в них вкладены железныя решетки. Входныя двери двои с железными глухими затворами и деревянными, у коих повешено по два замка. Пол во всей церкви деревянный, поддерживается каменными столбиками и оследями. Стены и карнизы общекотурены и отбелены. Высота настоящей церкви от земли по верхний рог большаго креста 10-ть сажен.
    .  .  .Колокольня, мера ея и колокола.
    .  .  .Над входом в трапезу возвышается каменная четвероугольная о трех этажах матерая колокольня с 8 поверх крыши пролетными слухами. На ней купол и фронтоны покрыты железом и окрашены ярью. Одна имеется на ней большая чешуйчатая глава с осмиконечным крестом. Совне столпы ея и карнизы ощекотурены и отбелены. Толстота ея с самаго корня по верхнюю кровлю почти ровна, именно 3 сажен. Высотою от земли включительно со крестом 15 сажен. На ней восемь колоколов: 1-й большой 209 пуд. 26 фунт., 2-й в 104 пуда, выменян на обгоревший колокол; 3-й в 50 пуд. и 22 фун. приложен прихожанином Филиппом Демидовым в 49 году; 4-й в 25 пуд. и 14 фун; 5-й в 7 пуд. и 2 фун.; прочие три не тяжеловесны.
    .  .  .Л. 11. Церковный двор.
    .  .  .Вокруг церкви имеется каменная ограда с железными между столбиками решетками, четвероугольная, продолговатая, мерою кругом около 70 сажен; общекотурена и отбелена, покрыта железом. На юго-западном углу коея устроена малая часовня; а на прочих башенки со шпилями. От малой часовни чрез одну дорогу имеется приходское кладбище, на коем видны две могилы с большими буграми – это памятники моровой язвы, бывшей в селе Макарове.
    .  .  .Внутреннее украшение в холодной церкве и в трапезе.
    .  .  .Стены и своды как в настоящей, так и в трапезе по штукатурке росписаны живописью и уборкою из анфреско. Больших клеймов в обоих церквах 10, одноличных изображений 20. Иконостас в настоящей церкви нарезан в 1843 году мастером Заозерцем Алексеем Бычковым двухъ-ярусный. В нем 8 колонн, тумбы, карнизы, рамки и фронтоны с резьбою вызолочены червонным золотом на полимент и под мат сплошь; равно и Царския врата резныя вызолочены сплошь; а гладкия места в иконостасе покрыты кармином. В холодной церкви устроено 8 одноформенных киот, на которых рамки с резьбою вызолочены, а столярство окрашено кармином. В местном ярусе и киотах поставлено 6 икон давняго письма, а прочия образа написаны вновь иконописцем Александром Колчиным Ярославцем, им же и стены росписаны в настоящей.
    .  .  .Л. 11 об. На всех местных иконах венцы серебряные, на трех иконах и ризы серебряныя же, а на прочих апликовыя; пред ними, вместо лампад, поставлены большие медные посеребреные подсвешники.
    .  .  .В трапезе: два придельные иконостаса однофанерные, на них резьба, рамки, карнизы и фронтоны позолочены сплошь; а гладкия места покрыты лазурью под небесный цвет; в исподнем ярусе иконы помещены из сгоревшей церкви, из них на пяти иконах венцы серебряные, а на прочих медные; в верхнем поясе двенадцать праздников и образ Пр. Илии написаны вновь иконописцем Ростовцем Алексеем Юровым, им же и стены росписаны в трапезе. Пред Никольским приделом на тумбе поставлен Животворящий Крест древняго письма Греческаго. На нем венец и подвес серебряные вызолоченные. Он был поновлен в 1706 году; а когда первоначально писан неизвестно, и напоминает собою, что лет за сто была здесь и другая церковь во имя Воскресения Христова.
    .  .  .О средствах содержания причта.
    .  .  .До 1838 года причт пользовался от прихожан только одними ручными денежными доходами и от возделывания земли, оному принадлежащей. Но в 1838 году по настоянию Авраама и Евгения Архиепископов Ярославских и Ростовских, прихожанами взнесено в Ярославский приказ в пользу причта три тысячи рублей ассигнациями, с коих ежегодно получается процентов 120 рублей ассигнациями же. Домы у Священноцерковнослужителей
    .  .  .Л. 12. собственные, деревянные, построены на церковной земле.
    .  .  .Земли во владении причта усадебной 1 десятина и 560 кв. саж., пахатной 18 дес. и 20 кв. саж., сенокосной 15 дес. и 1807 кв. саж. Итого 34 дес. и 2387 кв. саж.; недостает 1 дес. 1013 саж. На сию землю имеются межевыя книги и 4 специальных плана Генеральнаго межевания бывшаго в 1772 году. Оною землею владеют сами Священноцерковнослужители.
    .  .  .О крестных ходах.
    .  .  .В 5 селениях в вешнее время года в избранные дни бывают по отпетии Литургии хождения с образами; а именно: в селе Гвоздеве в день Великомученика Георгия 23 Апреля; в деревни: Семеновское в Воскресенье что перед Николиным днем. В Ломы в день Св. Николая 9 Мая; в Исады в день св. Духа, в Легково в Троицын день.
    .  .  .О расколах суевериях и волхвованиях.
    .  .  .Раскольники толка безпоповщины здесь как были прежде так и ныне есть, коих ныне числится мужеска пола 5, женска 20 душ. Суеверий и волхвований нет. Актов при церкви древних, содержащих в себе что либо нужное касательно местности не имеется, но указы и манифесты хранятся некоторые с 1721 года и по настоящее время. Июня 4-го 1851 года». ГМЗРК. Р-958.
    • Село Гвоздево расположено в Ростовском районе Ярославской области.
    • Алитова Р. Ф. Церкви Ростовского уезда второй трети XVIII – начала XX вв. // СРМ. Вып. XIV. Ростов, 2003. С. 332.
    • РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 3906. Л. 1.
    • РФ ГАЯО. Ф. 197. Оп. 1. Д. 3906. Л. 8.
    • РФ ГАЯО. Ф. 196. Оп. 1. Д. 11237. ЛЛ. 2-3.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 12580. Л. 2.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 12580. Л. 7.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 12580. Л. 8.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 12580. Л. 14.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 5. Д. 1010. Л. 40 об.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 1. Д. 12580. Л. 37.
    • ГАЯО. Ф. 230. Оп. 5. Д. 1010. Л. 42.
    • ГМЗРК. Р-958. Л. 3.
    • ГМЗРК. Р-958. Л. 5 об.


    #4 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 100 сообщений

    Отправлено 27 Июль 2016 - 16:24

    Цитата

    http://www.rostmuseum.ru/...

    Р.Ф. Алитова
    Село Гвоздево в рукописи Петра Соколова

    .  .  .Каменная церковь во имя Богоявления Господня с приделами св. пророка Илии и св. чудотворца Николая до сих пор стоит на краю села Гвоздева1 ...

    Село Гвоздево Ростовского района

    Церковь Богоявления Господня


    Ноябрь 2007 г.

    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (1).jpg   138,81К   0 Количество загрузок:


    Март 2008 г.

    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (2).jpg   97,49К   2 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (3).jpg   91,06К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (4).jpg   170,78К   0 Количество загрузок:


    Июнь 2009 г.

    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (5).jpg   177,95К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (6).jpg   106,75К   1 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (7).jpg   132,28К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (8).jpg   134,75К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (9).jpg   140,27К   1 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (10).jpg   128,14К   1 Количество загрузок:


    Апрель 2011 г.

    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (11).jpg   156,59К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (12).jpg   172,15К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (13).jpg   137,01К   0 Количество загрузок:


    Прикрепленный файл  Церковь Богоявления Господня в селе Гвоздево Ростовского района (14).jpg   101,08К   1 Количество загрузок:


    ----------
    Авторы фото: Манин А.И. (2007, 2008 гг.); Чупринин Михаил Владимирович (2009, 2011 гг.).

    Источник - сайт "Храмы России".



    #5 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 27 Июль 2016 - 23:28

    ЯОУНБ им. Н.А. Некрасова >>>
    И.Н. Ельчанинов. Материалы для генеалогии ярославского дворянства. Ярославль. Вып. 5. 1909 г. Владельцы населенных имений в Ростовском уезде по перечневым книгам 1723-1731 г.г.

    стр. 15
    Сотемский стан.

    Куракин Борис Иванов. Князь. Тайн. сов. Село Приимково, д.д. Бакланово, Воехта, Жуково, Прасолово, Вахрушево, Головинское, Полежаево, Кетошь, Курдаково, Никольское, Кладовицы, село Воскресенское - Гвоздево тож, д.д. Семеновское, Семибраты, Исаха, Ломиха.

    #6 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 27 Июль 2016 - 23:29

    Список Высочайше утвержденных приходов по Ростовскому уезду. Ярославль. 1878 г. С. 12.

    18. Татищевско-Макаровский.
    а) Сергиевская в погосте Татищеве
    б) Богоявленская в селе Гвоздеве
    в) Космодамианская в селе Кузьмицыне
    г) Предтечевская в селе Макарове

    Приход составляют селения: 1) Татищев погост, 2) Малетино, 3) Новое, 4) Бородино, 5) Перевозново, 6) Гвоздево, 7) Семеновское, 8) Исады, 9) Легково, 10) Кузьмицыно, 11) Макарово, 12) Ломы, 13) станция железной дороги.

    Первые пять селений должны быть в заведывании причта церкви Сергиевской; следующие 4 селения - причта Богоявленской церкви; село Кузьмицыно - в заведывании причта Космодамианской церкви, а остальные 3 - в заведывании причта церкви Предтечевской.

    #7 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 28 Июль 2016 - 01:05

    А.А. Титов. Ростовский уезд, Ярославской губернии. Москва. 1885.

    Приимковская волость.

    Стр. 289 -291
    5) Гвоздево, помещичье село, при колодцах, в 15 верстах от Ростова, в нем 19 дворов и 64 рев. души, при 64 наделах.
    Местная каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь построена в 1840 г. и имеет три престола: 1) Богоявления Господня, 2) св. прор. Илии и 3) св. Николая. Ранее этой церкви здесь находилась большая двуглавая деревянная, с отдельно от нее стоявшею осьмигранною колокольнею. Эта церковь была построена местной владелицей А. Ив. Куракиной в 1776 г., но в 1837 г., в ночь с 14-го на 15-е сентября, эта церковь сгорела вместе с селом; до постройки же этой церкви в Гвоздеве находились две деревянные же: одна приходская, а другая ружная, и при каждой из них состоял отдельный причт.
    ...
    К церкви села Гвоздева приписано 34 дес. земли и приход из 5-ти селений.
    ...

    Стр. 291 , 292
    7) Исады, владельческая деревня, находящаяся при р. Устье, в 14 верстах от города; в ней 12 дворов, 27 рев. душ и 27 наделов; прихода села Гвоздева. При Исадах громадная каменная крупчатная мельница ярославского купца Вахрамеева, устроенная в 1879 г. австрийцем Немелькой и представляющая последнее слово науки по этой отрасли. В ней 6 жерновных камней и 32 металлических вальца. На этом месте мельница существовала уже в XVII в. Из грамот видно, что она была построена князьями Приимковыми. В 1629 г. кнн. Александр Данилович, Федор Борисович и Алексей Васильевич Приимковы-Ростовские отдали в собственность Белогостицкого монастыря "мельницу о двух жерновах и вотчинную землю по реке Устье, мерою 4 десятины1)". В царствование императора Петра 1 мельница была отобрана в казну, но в 1756 г. была возвращена. В 1799 г. от Белогостицкого монастыря она была вновь отобрана и передана Богоявленскому и Яковлевскому монастырям, которые в 1876 г., с высочайшего соизволения, и продали ее с публичных торгов Вахрамееву.

    Стр. 293
    11) Ломы, помещичья деревня, при колодцах, в 15 верстах от уездного города; в ней 19 дворов, 66 рев. душ и тоже число наделов; прихода села Гвоздева.
    По рукописи Хлебникова, на этом месте находилась военная ставка великого князя Василия Васильевича Темного,во время войны его с князем Василием Шемякой-Косым; сюда-то к великому князю пришли два посланных, князья Юрий Иванович Темкин и Юрий Михайлович Касаткин, с известием, что "совершился лом Шемякинской рати и что великая кара ей бе на Красной горе", - в память чего великий князь и назвал это место "Шемякинские ломы".

    Стр. 302 , 303
    17) Семеновское, помещичья деревня, при р. Вязовке и колодцах, в 17 верстах от уездного города; в ней 42 двора, 118 рев. душ и то же число наделов; прихода села Гвоздева.
    Название свое дер. Семеновское получила потому, что в XV в. это место было вотчиной кн. Семена Ивановича Потемкина, который и отдал ее в приданое за своей дочерью Марией, выданной за князя Петра Ивановича Катырева; затем эта вотчина перешла к дочери кн. Петра княжне Дарье, выданной за кн. Андрея Юрьевича Лобанова.

    Стр. 303
    19) Левково (Легково), единственная во всей волости деревня, принадлежащая казенному ведомству, находится при р. Устье, в 13 верстах от Ростова; в ней 16 дворов, 40 рев. душ и 40 наделов; прихода села Гвоздева.
    Настоящее название этой деревни произошло от того, что в XV в. это место принадлежало князю Льву Дмитриевичу Приимкову-Баламышу, который потом и отдал его за своей дочерью Дарьей, при выходе ее замуж за князя Ивана Андреевича Хохолкова-Катыря. В домовых книгах Белогостицкого монастыря записано: "При архимандрите Антонии, казначея старца Корнилия расходных всякому расходу денежному 175 (1666) году сентября с 1 числа: Октября в 20-й день куплено деревни Левкова у Тараса Фомина на Исацкую мельницу два овина ржаные соломы, дано тридцать алтын две деньги."

    #8 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 03 Сентябрь 2017 - 11:19

    РГАДА. http://rgada.info/...

    Фонд 1407. Спасо-Яковлевский Дмитриев Зачатьевский Ростовский мужской монастырь. Опись 1. 1711 - 1918 - 1624 1920. Кол-во дел 1538. Смотреть

    Л. 11об
    465. Дело о дарованной с высочайшего соизволения Спасо-Яковлевскому монастырю и Богоявленскому-Аврамиевскому монастырю Исадской мельницы. 1794 г.
    466. Дело по арендованию Исадской мельницы. 1803-1811 г.г.
    467. Дело об отдаче в аренду Исадской мельницы московскому купцу Левенцову. 1828 г.
    Л. 12
    468. Дело об отдаче в арендное содержание Исадской мельницы купцу Павлу Ивановичу Крохоняткину в 1836 году.
    469. Контакты на Исадскую мельницу 1836-1848 г.г.
    470. Дело о сдаче в аренду Исадской мельницы. 1848 г.
    471. Дело о сдаче в аренду Исадской мельницы. 1848-1860 г.г.
    472. Дело об отдаче в арендное содержание Исадской мельницы купцу Н. Лосеву. 1860 г.
    473. Бумаги Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря по делу:
    а) с аукционных торгов по контракту с 1860 г. впредь на 12 лет в арендное содержание монастырской Исадской мукомольной мельницы купцу Лосеву.
    б) О передаче от сего последнего той же мельницы купцу Панову и о проч. 1860 г.
    Л. 12об
    474. Бумаги Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря о командировании депутата в Московскую палату уголовного и гражданского суда для слушания в оной палате дела о взыскании с купца Крохопяткина 20000 р. в пользу Спасо-Яковлевского и Богоявленского монастырей.
    475. Дело об отдаче Исадской мельницы в арендное содержание купцу Лосеву и чин. Гарскому и о наложении запрещения на имение Лосева по отказу ему в содержании мельницы. 1860-1867 г.г.
    476. Дело о заключении условий с поверенным по делам Каптыревым на ходатайство по делу о невыполнении контрактных условий со стороны Лосева, Панова и Гарского по содержанию ими в аренде Исадской мельницы. 1870 г.
    Л. 13
    477. Дело об отдаче в арендное содержание Исадской мельницы. 1871 г.
    478. Дело о прирезке земли к Исадской мельнице.1803 г.
    479. Дело об Исадской мельнице. 1837 г.
    480. Дело об отмежевании к Исадской мельнице узаконенной пропорции земли и о занимаемой мельничными строениями земли, принадлежащей крестьянам дер. Левковой. 1839 г.
    481. Дело о спуске воды на Исадской мельнице вследствии подтопа Спирцовской мельницы купца Вахромеева. 1852 г.
    482. Бумаги Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря по делу о подтопе будто бы монастырскою, водяною, мукомольною, Исадскою мельницею мельницы ярославского купца Вахромеева и о гранях на Исадской мельнице. 1861 г.
    Л. 13, 13об
    483. Дело о неудобствах для Исадской мельницы и могущем произойти для нее вреде от построения Московско-Ярославской ж. д. при реке устье близ мельницы. 1868 г.
    Л. 13об
    484. Дело о спуске воды на Исадской мельнице и об уничтожении грани держания воды, установленной в 1839 г. вследствии происшедшего подтопа Спирцовской мельницы купца Вахромеева. 1868-1876 г.г.
    485. Дело о найме у крестьян деревни Левковой земли для Исадской мельницы, об устройстве на их земле укреплений и ледорезов и о прекращении ими иска за изрытие луга и уничтожение ледорезов. 1870 г.
    486. Дело об Исадской мельнице, входившее в правительствующий сенат на рассмотрение 16 октября 1870-го года.
    487. Опись имущества Исадской мельницы. 1827 г.
    488. Опись постройкам Исадской мельницы. 1862-1872 г.г.
    Л. 14
    489. Дело об описи и оценке ветхостей, допущенных арендаторами Исадской мельницы и о неправильных действиях по сему предмету архитектора Яровицкого. 1870 г.
    490. Дело о производстве описи и оценки Исадской мельницы, по случаю предстоящего окончания срока контракта с арендаторами. 1872 г.
    491. Разные описи Исадской мельницы. 1872-1876 г.г.
    492. Бумаги Ростовского Богоявленского Аврамиева монастыря по делу о взимании по окладному листу за 1868 г. земских сборов с Исадской мельницы. 1868 г.
    493. Дело о застраховании имения купца Николая Лосева, находящегося в залоге по арендованию им Исадской мельницы и о взыскании с него за страхование денег. 1869 г.
    Л. 14об
    494. Дело о застраховании в 1871 году монастырской гостиницы и Исадской мельницы. 1871 г.
    495. Дело о застраховании мельницы Исадской в 1872 году и о собрании сведений по предмету страхования оной в предыдущие годы. 1872 г.
    496. Дело о застраховании исадской мельницы и монастырской гостиницы. 1873 г.
    497. Дело о застраховании в 1874 году Исадской мельницы и монастырской гостиницы. 1874 г.
    498. Дело относительно требуемой Ростовского Земского управы недоимки земского сбора с Исадской мельницы, купленной купцом Вахрамеевым. 1877 г.
    499. Дело о застраховании от огня Исадской мельницы и гостиного монастырского дома. 1875 г.
    500. Дело по иску с купца Павла Ивановича Краханяткина 20000 р. убытков. причиненных им по содержанию в аренде монастырской Исадской мельницы. 1860-1876 г.г.
    501. Дело по иску с купца Павла Ивановича Краханяткина 20000 р. убытков. причиненных им по содержанию в аренде монастырской Исадской мельницы. 1860-1876 г.г. часть П (с 1870-74).
    Л. 15
    502. Дело по иску с купца Павла Ивановича Краханяткина 20000 р. убытков, причиненных им по содержанию в аренде монастырской Исадской мельницы. 1860-1876 г.г. часть Ш (1875-1876 г.г.)
    503. Дело о наложенном земском налоге на Исадскую мельницу Ростовским земством. 1868 г.
    504. Дело об истребовании от ярославского купца Николая Ивановича Панова отчетности в израсходовании суммы, уступленной ему из арендной платы бывшего арендатора купца Лосева на устройство Исадской мельницы по 877 р. 50 к. в год. 1869 г.
    505. Дело о взыскании с арендатора Исадской мельницы купца Николая Ивановича Панова, арендных денег 1000 руб. 1870-1876 г.г.
    506. Дело по иску содержателя Исадской мельницы купца Николая Панова, - об уничтожении заключенного с ним контракта и о взыскании понесенных им убытков. 1870-1876 г.г.
    Л. 15об
    507. Дело о взыскании коллежским асессором Иваном Александровичем Гарским судебных издержек за ведение дела по Исадской мельнице. 1871-1876 г.г.
    508. Дело об увозе жерновых камней с Исадской мельницы купцом Николаем Пановым. 1872-1876 г.г.
    509. Дело о взыскании мещанином Николаем Николаевичем Лосевым судебных издержек и за ведение дела о Исадской мельнице. 1873-1876 г.г.
    510. Дело о взыскании ярославским купцом Н.И. Пановым судебных издержек с монастырей за ведение дела о Исадской мельнице. 1873-1876 г.г.
    511. Дело о требовании петровского купца Н. Лосева, возвращения ему залогов, представленных им в обеспечении исправного содержания Исадской мельницы. 1874 г.
    512. Дело об отказе губернским правлением. 1874 г.
    513. Дело о растрате купцом Н. Лосевым имущества, находящегося в залоге у монастырей, по содержанию им Исадской мельницы. 1875 г.
    Л. 16
    514. Дело о мировом соглашении между монастырями и купцами Н. Пановым и Н. Лосевым на прекращение производящихся тяжебных дел по Исадской мельнице. 1875-1876 г.г.
    515. Дело о миролюбивом соглашении с почетным гражданином Павлом Крохопяткиным о прекращении с ним тяжебных монастырских дел по Исадской мельнице. 1875-1877 г.г.
    516. Дело по указу Московского синода конторы о продаже Исадской мукомольной мельницы, принадлежащей ростовским монастырям Спасо-Яковлевскому и Богоявленскому Аврамиеву. 1871 г.
    517. Дело о продаже с публичных торгов, принадлежащей 2-м Ростовским монастырям Спасо-Яковлевскому и епархиальному Богоявленскому Аврамиеву, мукомольной Исадской мельницы, находящейся в Ростовском уезде на реке Устье. 1871 г.
    Л. 16об
    518. Дело о продаже с публичных торгов Исадской, мукомольной мельницы за невыгодность иметь оную во владении монастыря.1872 г.
    519. Переписка по делу Исадской мельницы. 1823-1868 г.г.
    520. Переписка п оделу Исадской мельницы.1867 г.
    521. Переписка по делу Исадской мельницы. 1869-1886 г.г.
    522. Дело о доставлении в духовную консисторию делопроизводства с планами о размежевании земли по Исадской мельнице. 1878-1880 г.г.
    523. Дело о доставлении в контору святейшего синода в исторической последовательности сведения о проданной Исадской мельницы купцу Вахромееву. 1883 г.
    Л. 21об
    586. Дело о приобретении купцом Вахромеевым мукомольной мельницы при д. Осиновицы на реке Устье и писчебумажной фабрики при дер. Спирцовой на реке Могзе от князя Меньшикова в 1859 году.
    Л. 22
    593. Дело о неправильной выдаче 2-х свидетельств купцу Александру Ивановичу Вахромееву на устройство Спирцовской Мукомольной мельницы и постановке граней вододержания на оной. 1870-1877 г.г.
    594. Дело об отмене распоряжения Ростовской уездной земской управы, относительно описи и продажи мельничных монастырских имений. 1873 г.
    595. Дело о самовольном измерении недвижимого имущества купца Лосева, находящегося в залоге. 1875 г.
    Л. 22об
    596. Дело о миролюбивом соглашении с купцом Ал. Ив. Вахромеевым на прекращение производящихся между ним и монастырем тяжебных дел. 1875-1876 г.г.
    600. Опись водяных мельниц, принадлеащих монастырю. 1836 г.
    Л. 23
    606. Дело о решении правит. сенатом Моск. палаты уголовн. и граждан. суда по взысканию монастырей с Крохоняткина 20 тыс. рубл. сребром и Крохоняткина с монастыря 4-х тысяч рублей. 1874 г.
    607. Дело о непринятии конкурсным управлением по делам несостоятельных купцов Крохоняткиных пакета № 123, адресованного в управление. 1874 г.
    Л. 23об
    608. Дело о невыдаче старшим нотариусом, состоящем при Ярославском окружном суде заголового свидетельства на недвижимое имение почетных граждан Павла и Андрея Крохоняткиных. 1874 г.
    609. Дело об отмене распоряжения Ярославского окружного суда по предмету прекращения конкурса, учрежденного по имению несостоятельных должников почетных граждан Павла и Андрея Крохоняткиных. 1874-1876 г.г.
    610. Дело об отказе Ярославским окружным судом о выдаче справок, по делу о взыскании с купцов Крохоняткиных денег. 1874-1876 г.г.

    #9 Летописец

    Летописец

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 6 сообщений

    Отправлено 17 Октябрь 2017 - 21:18

    Шлю приветствие уважаемому Ярославскому историко-родословному обществу от краеведов Рязанской земли!
    Приятно видеть большое количество исторического документального материала, посвящённого одному селению.

    Выступаю в качестве тёзки-побратима Исад (Ростовских), так как представляю сайт "Село Исады на Оке" (isadi.ru), которому скоро 4 года. В минувшем июле село отметило 800-летие со дня своего первого летописного упоминания. Юбилей был отмечен областной властью и достаточно широко освещался.
    Мы побратимы не на словах. Согласно исследованиям, все Исады на Русской равнине (их было более 30) связаны общим происхождением и "прародиной", которая находилась как раз на ярославском участке Волги с её притоками. Вопрос возникновения всех Исад развёрнут в вышедшей к юбилею книге М.В.Степашкина "Исады - рождённые в плеске волн". В Ярославле она продаётся в магазине "Книжное Собрание".
    В ней затрагивается и вопрос появления Исад Ростовских. По всем косвенным данным, они занимают 1-2 место по старшинству из всех Исад. Т.е. первое письменное свидетельство последней трети XVII века нужно удревнить  не менее, чем на 5 веков.
    Все Исады являлись пристанями и располагались вблизи важных сухопутных дорог, для выхода на которые и происходило "изсаживание" из речных судов. Редко - это просто места высадки на берег (на окраинах "исадского ареала"). Наиболее древние Исады расположены вблизи столичных городов Древней Руси: Ростова, Суздаля и Рязани (село Старая Рязань). Для Исад Ростовских в книге реконструирован речной путь, который приводил гостей к Ростову через их пристань Исады. В ходе подготовки презентации книги в Ярославской областной библиотеке им.Некрасова, которая состоится 18 ноября, представление об указанном пути было расширено, подкреплено несколькими документальными летописными свидетельствами и другими источниками. В итоге сегодня можно уверенно говорить об использовании для передвижений в XII - XVI (последняя дата условна) речной сети внутри большой петли Волги (от устья Нерли до Ярославля) для сообщения между волжскими городами Кснятин, Калязин, Углич с Ростовом и Переславлем.
    Буду рад всех увидеть на презентации! Более точное время будет сообщено на сайте библиотеки позднее.
    Для обсуждения прикрепляю карту из книги.

    Прикрепленный файл  Rostov-Kalyazin-Uglich.jpg   617,04К   5 Количество загрузок:

    Подробнее о ней здесь: https://isadi.ru/...

    #10 Василий Обичкин

    Василий Обичкин

      Постоянный участник

    • Пользователи
    • PipPipPipPip
    • 71 сообщений

    Отправлено 18 Октябрь 2017 - 14:57

    Еще есть версии...

    Ростовский краевед Сударушкин
    http://sudar-bm.narod.ru/...

    5. ДЕРЕВНЯ ИСАДЫ, МОНАСТЫРСКИЕ МЕЛЬНИЦЫ


    Откроем «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля: «Исад: место высадки на берегу, пристань, торговая пристань, где привоз разных припасов; рыбачья слобода, поселок у берега».
    Ясно, что название «Исады» – очень древнее, еще дохристианское, возникшее до появления монахов-отшельников вроде Макария. Естественно предположить, что и само селение появилось раньше, чем на Руси возникло монашество. Обратим внимание на первое, предложенное В.Далем объяснение слова «исад» – место высадки. Не является ли это название отголоском события, связанного с колонизацией будущего Ростовского края славянами? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя, но определенно можно заявить, что ранее написанная история возникновения Семибратова нуждается в поправке. В пользу этого утверждения – история Ростова, без которой невозможно понять прошлое Семибратова.
    Косвенным доказательством древности названия «Исады» может служить мифология. В очерке «Рабочий поселок Семибратово» первый семибратовский краевед П.А.Сергеев писал:
    «Сказка «Вышата князь и царевна Исада» из рукописи «Предания старины Ростова Великого, собранные полувековыми трудами Александра Артынова», начинается так: «Один калика перехожий сказывал, что есть в подземном царстве у Оха царя подземного двенадцать дочерей, одна другой краше. А меньшая царевна Исада умнее и краше всех, она любимая дочь…»
    Услышав об Исаде, прекрасный князь Вышата пробрался в подземное царство, встретился с ней. Молодые люди взаимно полюбили друг друга. Возлюбленные храбро преодолели все встретившиеся препятствия и козни, благополучно вышли из подземного царства. Конечно, сказка – не история, красивый вымысел не может служить основанием для исследования, но все же о народной сказке вовсе умолчать нельзя».
    И действительно – мифологические образы зачастую своеобразно отражают древнейшие события истории.
    Любопытно, что Ян Вышатич – историческое лицо, именно он подавлял в 1071 году восстание волхвов, одним из центров которого был Ростов. Кроме того, сохранилось летописное свидетельство, что после подавления восстания Ян Вышатич организовал нечто вроде диспута с волхвами и, доказывая преимущество христианства над язычеством, говорил им, что их бог – под землей, а христианский – на небе. Таким образом, это фантастическое повествование своеобразно отражает борьбу язычества с христианством на Ростовской земле, но вряд ли оно объясняет происхождение названия «Исады».
    В очерке «Исадские мельницы» П.А.Сергеев назвал первую зафиксированную дату в истории деревни Исады, обнаруженную в документах Ростовского Богоявленского монастыря, хранящихся в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке им. М.Е.Салтыкова-Щедрина, в собрании краеведа А.А.Титова:
    «Богоявленского монастыря на реке на Устье, на Исадех, с Ярославской стороны мельница... да к той же мельнице и к двору вверх по реке по Устье исадские земли береги и лугу четыре десятины на приезд для помолщиков. А написано место под мельницею и под двором... за Богоявленским монастырем по даной княгини Овдотьи князь Ивановы, жены Федорова она Гвоздева, да она ее князе Василья 80-м (1572) году».
    То есть, в 1572 году княгиня Авдотья Ивановна Гвоздева пожаловала Ростовскому Богоявленскому монастырю земли «на Исадех». Следовательно, населенный пункт с таким названием здесь уже существовал, но сколько лет прошло после его основания – можно только гадать. Конечно, заманчиво протянуть историю Исад к освоению этого края славянами, но конкретных доказательств нет, а поэтому остановимся на первой зафиксированной дате – 1572 год. По примеру определения возраста русских городов по первому упоминанию в летописи, ее и примем за дату основания деревни Исады. При таком подсчете в 2012 году Исадам исполняется 440 лет.

    #11 Летописец

    Летописец

      Новичок

    • Пользователи
    • Pip
    • 6 сообщений

    Отправлено 18 Октябрь 2017 - 20:38

    Здравствуйте!
    Василий, Вы правы, что первое документальное упоминание ничем не заменить. Но, кроме письменных источников, историки работают и с другими видами, именно на стыке различных знаний случаются достоверные открытия. Бывает, и написанное пером оказывается вымыслом, особенно это касается времени основания ныне больших городов. В древности они были совсем незаметными, не имели такого значения, но уж хочется некоторым удревнить любимый город, добавить значимости!... Когда дело доходит до стоянок каменного века в окрестностях города, становится совсем смешно.
    Но в данном случае как раз применены вполне научные подходы.
    Есть несколько летописных источников, которые дают точки на карте о движении войск в XII - XIII в. Эти точки ложатся на речную сеть и сеть монастырей (также более поздних, если смотреть только на письменные их упоминания). Есть и устные предания, обряды, запечатлённые уважаемыми ростовскими, переславскими краеведами. Нужно также учесть, что такие географические объекты, как дороги, имеют особенно большую устойчивость, они спокойно переживают рубеж в 8 - 9 веков на Русской равнине, сухопутные дороги, связывающие древние центры, повсеместно повторяют водные, используемые в древности, идут рядом.
    Кроме того применён географический принцип изучения всех одноимённых объектов Исады. Именно он даёт наиболее поразительные итоги. Сам объект заранее имеет чёткие характеристики (пристань, место высадки с водного пути на сушу), которые позволяют определить, его предназначение и найти близлежащий "господствующий" объект (город, важная дорога, промысел), к которому первый относится. Т.е. везде есть пара "пристань - город", "пристань - соляные варницы".
    Все Исады, возникновение которых можно отнести ко времени до XIV в., находятся строго в пределах Ростово-Суздальской земли, обрисовывая её границы. Их возраст определяется приблизительно по письменных источникам и по археологическим находкам (например, знаменитое Суздальское оплечье из Исад). Исады последующего времени, XV - XVI в., появляются уже в эпоху присоединения отдельных земель к Московскому государству и хронологически и географически совпадает с освоением соляных разработок по Сухоне и вплоть до Вятки, Перми и Архангельской земли. А также с русской колонизацией (из бывших ростово-суздальских земель) бассейна Верхней Ветлуги.
    Конечно, устные народные (и монастырские) предания могут сильно помогать, но их нужно глубоко изучать, отделяя историчные крупицы от художественного вымысла или многократного переосмысления.
    Поэтому очень советую прочесть книгу, на презентации будет дано развитие изложенного в ней.

    #12 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2017 - 23:27

    Приложение к ЯГВ № 6 от 5 февраля 1837 г. С. 70.
    От Ростовского уездного суда объявляется, дабы первой гильдии Московский купец Иван Ильин сын Ливенцов явился в сей суд для рукоприкладствования выписки по делу о взыскании с него Ливенцова за содержимые им по контракту в кортом на реке Устье исадские мельницы, принадлежащие Ростовским Яковлевскому и Богоявленско-Аврамиеву монастырям оброчных 6500 руб. с условленными процентами на них на постройку и починку 3000 рублей в положенный указом Высочайше утвержденным в 28 день мая 1836 года срок.

    #13 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2017 - 23:40

    ЯЕВ № 43 от 24 октября 1888 г. Ч. офиц. С. 357, 358.

    5 октября, в среду 17-я седмицы по пятидесятнице и день свв. Святителя Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Митрополитов Московских и всея России чудотворцев, Его Высокопреосвященством Архиепископом Ионафаном совершена Божественная литургия по случаю открытия вновь устроенной церковно-приходской школы в селе Гвоздеве, Ростовского уезда, в Богоявленской церкви сего села1), а после литургии совершен из этой церкви крестный ход во вновь устроенное здание2) для помещения церковно-приходской школы и здесь молебен Спасителю и Божией Матери, с водоосвящением и прочтением молитв пред начатием учения отроком. Архипастырю сослужили на литургии, в крестном ходе и молебном пении, настоятель Ростовского Белогостицкого монастыря, игумен Геронтий, местный благочинный, священник церкви села села Никольского на перевозе Константин Царевский, священник Богоявленской церкви села Гвоздева Александр Соколов и иеромонах Ярославского Архиерейского дома Иосиф. Священник Александр Соколов, состоящий и законоучителем в новооткрытой церковно-приходской школе в селе Гвоздеве, сказал Владыке, при входе Его в храм, приветственную речь, в которой высказал живейшую радость свою и прихожан своих по случаю предстоящего Святительского служения, и вместе глубокую сыновнею благодарность свою и прихожан за оказываемое Архипастырем высокое внимание к их святому храму и открывающейся у них при храме школе для детей, а на самой литургии произнес своевременно, приличествующее случаю, назидательное слово. В конце молебна, после того как Владыка окропил все здание святою водою, священником А. Соколовым была сказана еще речь, в которой он разъяснил своим прихожанам значение для них, открываемой при храме их, церковно-приходской школы и в заключение высказал сердечную свою благодарность строителю школы и всем принимавшим участие в этом деле. По окончании священником речи, Владыка взял, стоявший на столе, вместе с другими свв. иконами, образ свв. Первоучителей Словенских Кирилла и Мефодия и благословил оным находившихся при этом детей, будущих учеников открываемой школы, и самую школу, при чем преподал детям и свое Архипастырское, исполненное сердечной отеческой любви, назидание, приблизительно в таких словах:
    «Дети! Вот я благословляю вас сим святым образом. Пусть изображенные на иконе сей святые Первоучители Словенские Кирилл и Мефодий будут покровителями вас и вашей школы. Дом, в который вы будете входить, теперь уже не простой дом, но освященный. Входите в него с благоговением и усердно молитесь Господу Богу, чтобы Он открыл вам разум к принятию преподаваемого вам учения! Будьте кротки, не ссорьтесь между собою, а живите, как братья, и отнюдь не употребляйте бранных слов; почитайте своих наставников и старайтесь усвоять все то, что они будут преподавать вам! Если будете учиться со старанием, то скоро и выучитесь, будете людьми грамотными и составите большое утешение своим родителям, будете полезны и своему обществу и Государству».
    Затем последовал отпуск молебна, по котором протодиаконом были возглашены многолетия Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому, Святейшему Правительствующему Синоду и Высокопреосвященнейшему архиепископу Ионафану с Его паствою, устроителям и благотворителям дома, начальствующим, учащим и учащимся, и всем православным  христианам. При подхождении ко Кресту детей Владыка благословил всех их образками и книжками. А когда стали подходить ко Кресту родители детей, имеющих обучаться в школе, взрослые прихожане церкви села Гвоздева, Владыка преподал им наставление приблизительно такое:
    «И у вас, прихожане, теперь устроена школа и освящена! Старайтесь всеми мерами поддерживать ее. Посылайте в нее своих детей, и держите их у себя в повиновении; а если не будут слушаться, наказывайте их. Когда вы будете строже поступать со своими детьми, тогда и наставникам будет легче обучать их. Вы часто жалуетесь на своих детей, говорите, что дети вас не слушаются, иные даже наносят оскорбления своим родителям; все это и тому подобное, худое поведение детей, зависит от самих родителей. С юных лет многие из вас своим детям потворствуют и не останавливают их от шалостей».
    По возвращении из здания новооткрытой и освященной школы во храм, с крестным ходом, Архипастырь разоблачился здесь и потом, вышед из храма, посетил дом местного священника и законоучителя школы Александра Соколова и, благословив его семейство, отправился в село Макарово, Ростовского же уезда…

    -----
    1) Село Гвоздево отстоит от г. Ярославля в 40 верстах, от г. Ростова в 16 верстах и от ближайшей станции по Московско-Ярославской железной дороге в полуверсте.
    2) Здание устроено церковным старостой церкви села Макарова, крестьянином того же села Иваном Васильевичем Осориным.

    #14 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 963 сообщений

    Отправлено 23 Октябрь 2017 - 23:41

    РГБ: Список фабрик и заводов 1910 г. Составлено редакцией "Торгово-промышленной газеты" и "Вестника финансов". Издано Торговым домом Л. и З. Метцль и Ко. "Центральная контора объявлений". Москва. С.-Петербург. Варшава.

    стр. 803
    1. Мукомольное и крупяное производство.

    24613. Вахромеевы Алдр. и Серг. Ив.
    Местн.: Ростовск. у., Приимковск. в., д. Исады; вод. 870 т. п. з.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования