Перейти к содержимому

Очередное заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 16 декабря 2017 года. Более точные место и время события будут объявлены позже. Обсудить на Форуме >>>

Новости 18.11.2017:
  • 18.11.2017. Очередное заседание Угличского родословно-краеведческого общества состоится 21 ноября в 14:00 в библиотеке им. И. З. Сурикова. >>>
  • 17.11.2017. Костромская областная премия имени А. А. Григорова >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Владимирская земля" >>>
  • 28.10.2017. Составлен географический навигатор по разделу "КРАЕВЕДЕНИЕ: Костромская земля" >>>
  • 15 и 16 декабря 2017 г. в лектории Государственного Исторического музея состоятся XXIV Савёловские чтения. Тема – «Церковные источники по генеалогии и истории семей (к 100-летию восстановления Патриаршества в России)». Обсудить на Форуме >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 17

    #1 Vladimirych

    Vladimirych

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 395 сообщений

    Отправлено 22 Март 2015 - 22:09

    СЕЛО КАМЕНКА (НИКОЛЬСКИЙ ПОГОСТ) И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА, МЫШКИНСКОГО УЕЗДА,
    ДАЛЕЕ УГЛИЧСКОГО РАЙОНА,
    НЫНЕ НЕ СУЩЕСТВУЮТ

    (Здесь – тема о духовенстве прихода.)

    * * *
    Будьте так добры, подскажите, пожалуйста, где находится село Каменка Мышкинского уезда.

    #2 Наталия В

    Наталия В

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 206 сообщений

    Отправлено 30 Ноябрь 2015 - 22:20

    Очень бы хотелось увидеть фото церкви в Каменках - что там сейчас?
    Может, был там кто?

    #3 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 13 Июнь 2016 - 01:08

    О приходе села Каменка Мышкинского уезда -
    .из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии", 1908 год:


    Прикрепленный файл  О приходе села Каменка Мышкинского уезда, 1908 год (1).jpg   156,3К   16 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  О приходе села Каменка Мышкинского уезда, 1908 год (2).jpg   303,4К   28 Количество загрузок:



    #4 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 13 Июнь 2016 - 01:08

    Дела по селу Каменка с Интернет-портала Архивной службы Ярославской области: .
    -----
    Дела, касающиеся причта, см. в теме по духовенству прихода.

    #5 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 13 Июнь 2016 - 14:37

    Нашла, наконец, село Каменка на карте Менде (1850-е гг.), значится как "Пог. Никольский (Каменка)" -

    Прикрепленный файл  Село Каменка Мышкинского уезда на карте Менде (SWB-4_1).jpg   368,88К   32 Количество загрузок:
    (фрагмент SWB-4_1, а здесь - карта в оригинальном размере).

    Очень похоже, сейчас это Угличский район. Даже точно. Добавила в название темы.
    Наложить бы на современную карту, чтобы точно определить место...

    #6 Екатерина Палова

    Екатерина Палова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 100 сообщений

    Отправлено 13 Июнь 2016 - 21:32

    Похоже, там вообще ничего нет. Да и от речки Каменки мало что осталось.

    #7 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 13 Июнь 2016 - 21:54

    Катя, да. Похоже, вообще НИЧЕГО. :(
    Мне только что написал об этом Павел Владимирович (переписывались по другому вопросу - и заодно).

    Выходит, вот это место - https://yandex.ru/ma...%B9%D0%BE%D0%BD
    Прикрепленный файл  Бывшее село Каменка Мышкинского уезда.jpg   372,6К   4 Количество загрузок:
    И речки не вижу. :(

    * * *
    Дописываю через пять минут. Вот что нашла на форуме (Юлия отвечала про одну из деревень прихода, Слободищи, и даже с фрагментом карты):

    Просмотр сообщенияЮлия Ульянова (12 Март 2016 - 09:53) писал:

    Деревня Слободищи относилась к приходу села Каменка Мышкинского уезда. Сейчас она входит в Головинское сельское поселение Угличского района.

    Изображение

    * * *
    Дописываю ещё. Нашла от Елены Дмитриевны (тоже про одну из деревень, Желтино):

    Просмотр сообщенияЕлена Дмитриевна (13 Май 2013 - 17:25) писал:

    Предполагаю, что речь идет о деревне Желтино Угличского района, в 19-м веке - сельцо Желтино (Жолтино) Мышкинского уезда. На картах Менде видно, что это сельцо Желтино и погост Никольский (Каменка) находятся на юго-западе Мышкинского уезда на левом берегу Волги. Сейчас Углический район включает и правобережную, и левобережную части по отношению к р. Волге. а в 19-м веке Углический уезд размещался на правом берегу р. Волги, а весь левый берег Волги входил в соседний Мышкинский уезд. Привожу фрагменты карты и списка приходов Мышкинского уезда 1877 г.:

    Изображение . . . Изображение

    Просмотр сообщенияЕлена Дмитриевна (15 Май 2013 - 17:28) писал:

    Посмотрела для уточнения списки населенных мест Ярославской губ. 1901 г. В них Желтино еще именуется сельцом, в нем два двора, не входящих в состав сельских обществ. Очевидно, деревней это сельцо стало позже 1900 г. во всяком случае.
    Волость Плосковская (от деревни Плоски). Приход у сельца не указан, но все соседние деревни входят в Каменский приход, погост называется не Никольским в Каменке, а просто Каменка. Иногда называют село Каменка (Каменки), встречала такое наименование в сети.
    Для того чтобы искать родственников, родившихся в д. Желтино в начале 20-го века (до 1917 г.), нужно смотреть метрические книги за этот период по Каменскому приходу Мышкинского уезда (могут быть как в ГАЯО в Ярославле, так и в Углическом филиале).

    Однако, учитывая, что это сельцо стало деревней достаточно поздно, предки могли перебраться в нее из других деревень, и скорее всего из одной из деревень общего Каменско-Шершавинского прихода, который к 20-му веку был разделен на два отдельных - Каменский и Шершавинский.
    Я предполагаю как вариант, что это была соседняя деревня Ковшово, которая однако относилась к Шершавинскому приходу. Шершавинский погост находился недалеко от этой деревни, но на карте Менде он не показан (видела обозначение церкви на современной карте). На эту мысль меня навело выкупное дело владельца этой деревни и сельца Желтино Томановского Н.П.: РГИА. Ф.577. Оп.48. Д. 1383. Томановского Н.П. деревни Ковшова (Желтина). 8.12.1873 г. - 12.06.1874 г. 34 л.
    Из названия дела можно заключить, что в сельце Желтино в это время находилась владельческая усадьба, а крестьяне  жили в д. Ковшово. И не ранее 1901 г. заселили сельцо Желтино, которое и стало деревней. Это вносит элемент неопределенности в выбор прихода для поиска метрических книг начала 20-го века. Вероятнее всего, нужно смотреть оба прихода - и Каменский, и Шершавинский.


    #8 Екатерина Палова

    Екатерина Палова

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 100 сообщений

    Отправлено 23 Июнь 2016 - 01:39

    УгФ ГАЯО Ф-43, оп.1, д.677 Клировые ведомости с.Каменки Мышкинского уезда за 1843 год.

    л.76
    Ведомость о церкви Мышкинского уезда села Каменки за 1843 год.

    1) Построена в 1760 году тщанием прихожан.

    2) Зданием каменная, с таковою же колокольней крепка. Ограда … в каменных столбах с деревянною решеткою, совершенно ветхая.

    3) Престолов в ней два. В настоящей холодной во имя Святителя Чудотворца Николая с приделом теплым во имя Преподобного Нила Столбенского.

    4) Утварию достаточна.

    5) Причта положено по штату издавна: Священник, Диакон, Дьячек и Пономарь.

    6) Земли при сей церкви усадебной 1 десятина 1660 сажен, пашенной 46 десятин 1040 квадратных сажен, под кустами дровяными с покосом 15 десятин 2090 сажен, под церковью и кладбищем 484 квадратных сажен, под речкою Каменкою 1260 сажен, под водоройном (?) 512 сажен, под болотами 810 сажен, под проселочными дорогами 1 десятина 1500 сажен, всего 66 десятин 1706 квадратных сажен; а за исключением речки и водороин (?) дорог и прочих неспособных к пашне, сеянию и покосам мест 63 десятины 2390 квадратных сажен. На сию землю план и межевая книга имеются и хранятся при церкви. Оною землею владеют сами Священноцерковнослужители. Сверх же означенной земли состоит во владении нашем пустошь Брикино, древнего бесспорного владения, пашенная, сенокосная и без… в которой примерно полагается 15 десятин, на которую особенного при церкви плана нет, а значится оная во владельческих планах и за оную каждогодно получается в пользу священоцерковнослужителей рублей по сороку и более.

    7) Домы у священноцерковнослужителей собственные деревянные на церковной земле; кроме дьячка, который собственного дома не имеет, а живет у отца своего диакона Михаила Дмитриева.

    8) На содержание священнослужителей постоянного оклада не получается. Содержание их порядочно.

    9) Зданий, принадлежащих сей церкви, никаких нет.

    10) Расстоянием сия церковь от Консистории в 120 верстах; от Духовного Правления в 50 верстах; от местного Благочинного в 30 верстах.

    11) Ближайшие к сей церкви суть сел Шершавина в 4-х верстах, Семеновского в 5 верстах.

    12) Приписной к сей церкви нет, а при ней находится церковь деревянная, которая, как наружностию, так и внутренностию ветхая, во имя Великомученика Георгия без придела, в которой и священнослужений по ветхости не производится.

    13) Домовой в сем приходе церкви ни у кого нет.

    14) Опись церковному имуществу есть сделана в 1827 году скреплена и утверждена печатью бывшим в то время Благочинным Богородским (?) иереем Симеоном.

    15) Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной зашнурованы печатью Духовного правления, выдаются каждогодно, ведутся исправно и хранятся в целости.

    16) Копии Метрических книг с 1780 года хранятся в церкви.

    17) Исповедные росписи с 1710 года хранятся в целости.

    18) В обыскной книге выданной за шнуром и печатью Духовного Правления 1834 года сентября 3-го дня и скрепленной присутствующим Соборным протоиереем Дмитрием и Столоначальником Губернским секретарем Шумилиным писанных листов 76, не писанных листов остается 18.

    -----
    Далее "О причте означенной церкви" - см. в теме по духовенству прихода здесь и здесь.

    #9 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 27 Июнь 2016 - 13:06

    "Опочинины, дворянский род, занесённый в шестую часть родословной книги Ярославской губернии. Известен с конца XV века.

    Степан Яковлевич Опочинин (+1716 г.), воевода в Переславле-Залесском (1685 г.). Первый из известных владельцев усадьбы Шишкино Мышкинского уезда (ныне Угличский район).
    [Шишкино - ныне деревня в Угличском районе, неподалёку от бывшего села Каменка. – Д.В.]

    Михаил Степанович Опочинин (+21.09.1764 г., похоронен в селе Каменка Мышкинского уезда), президент петербургской берг-коллегии (1713 – 1760 гг.).

    Петр Михайлович Опочинин [?], сын Михаила Степановича. Секунд-майор. Проиграл семейные владения в карты.

    Фёдор Петрович Опочинин (1778 г. (по другим сведениям 1779 г.) – 1852 г.), сын Петра Михайловича, обергофмейстер, президент гофинтендатской конторы, член Государственного Совета. С 1784 года на военной службе. Офицер лейб-гвардии Конного полка, адъютант и близкий друг Великого Князя Константина, герой Аустерлица. В 1808 году вышел в отставку. Вернул родовое имение. Награждён орденами святого Александра Невского, святого Анны I степени, святого Владимира 2-ой степени, святого Георгия 2-ой степени, несколькими иностранными орденами. Был женат на младшей дочери М.И. Кутузова Дарье.

    Константин Фёдорович Опочинин (14.11.1808–1848 гг.), сын Фёдора Петровича. Окончил Пажеский корпус. С 1826 году – прапорщик Волынского уланского, затем лейб-гвардии Подольского кирасирского полков. С декабря 1831 года служил в лейб-гвардии Конном полку. Поручик (1832 г.), штаб-ротмистр (1839 г.). В декабре 1840 года произведен во флигель-адъютанты Николая I. Полковник (1844 г.). Награждён орденами святой Анны 3-ей степени святого Владимира 4-ой степени, несколькими иностранными орденами. Был знаком с А.С. Пушкиным, М.Ю. Лермонтовым. Существует мнение, что Константин Фёдорович – один из возможных прототипов образа Печорина. Был женат на Вере Ивановне Скобелевой.

    Фёдор Константинович Опочинин (26.09.1846–14.06.1881 гг., СПб, похоронен в селе Каменка Мышкинского уезда), сын Константина Фёдоровича, библиофил, общественный деятель. Предводитель дворянства Мышкинского уезда (с 1877 г.), камер-юнкер, статский советник. Окончил Петербургскую Мариинскую гимназию, в 1864–65 годах слушал курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Служил в государственной канцелярии в СПб, затем по выборам в Мышкинском земстве. Гласный уездного земского собрания (1874–1881 гг.). Один из основателей мышкинской уездной земской библиотеки. Член географического общества (1870 г.), секретарь археологического общества (1874 г.). Был женат на Наталии Фёдоровне Нарышкиной. Умер от чахотки.

    Е.К."

    Ярославский край с древнейших времен до начала XX века
    .

    * * *

    .  .  .«Здесь, в Мышкинском уезде, жил и увлечённо трудился для своей малой родины её сын Фёдор Константинович Опочинин. Будучи предводителем уездного дворянства и руководителем уездного земства, он совершил много добрых дел, а особенно в народном образовании и в просвещении населения. Вера Ивановна могла гордиться этими свершениями и видеть, сколь много и прекрасно можно потрудиться для родной земли, если всем сердцем любишь её...
    .  .  .А случилось так, что из жизни она ушла, будучи в Петербурге. Это свидание со столицей, случившееся в декабре-январе 1896–97 годов, стало в её жизни последним. Скончалась она 3 января 1897 года. Тело усопшей привезли из столицы в усадьбу Шишкино и здесь, на кладбище погоста Каменка, её похоронили в родовом некрополе всех Опочининых. Усадьба Шишкино тогда принадлежала её дочери Е.К. Тучковой, которая и схоронила мать рядом с могилами бывших мышкинских дворянских предводителей её сына Ф.К. Опочинина и зятя Н.П. Тучкова.
    .  .  .Ярославское общество проводило её словами прочувствованных обращений. В частности, "Губернские ведомости" писали так: "Для Ярославской губернии, а в особенности для Мышкинского уезда, это тяжёлая и невосполнимая потеря. Сколько добрых дел и истинного проявления любви к ближнему связано с воспоминаниями об усопшей, полной сердечной доброты..."»

    Мышкинская лоция. № 1 (7). Лето 2012. С. 14

    #10 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 21 078 сообщений

    Отправлено 27 Июнь 2016 - 13:08

    Итак - получается, на кладбище села Каменка (ныне не существующего :() Мышкинского уезда похоронены вот такие известные и яркие личности:

    "Опочинина Вѣра Ивановна, рожд. Скобелева. Безъ датъ (С. Каменка Мышкин. у.). ...
    Прикрепленный файл  Вера Ивановна Опочинина (урожд.Скобелева).jpg   42,35К   1 Количество загрузок:
    cссылка>>

    Опочининъ Михаилъ Степановичъ, тайный совѣтникъ, † 21 сентября 1764 (С. Каменка Мышкин. у.).

    Опочининъ Ɵедоръ Константиновичъ, р. 26 сентября 1848 † 14 iюня 1881 (С. Каменка Мышкин. у.).

    Опочининъ Ɵедоръ Петровичъ. Безъ датъ (С. Каменка Мышкин. у., при Никольской церкви).
    Прикрепленный файл  Фёдор Петрович Опочинин.jpg   127,47К   0 Количество загрузок:
    ссылка>>

    Тучкова Екатерина Константиновна, рожд. Опочинина, р. 6 марта 1846 † 5 декабря 1902 (С. Каменка Мышкин у.).
    Прикрепленный файл  Екатерина Константиновна Тучкова (урожд.Опочинина).jpg   131,64К   1 Количество загрузок:
    ссылка>>

    Тучковъ Николай Павловичъ, генералъ-лейтенантъ, р. 3 февраля 1834 † 9 ноября 1893. Съ Е.К. Тучковой (С. Каменка Мышкин. у.).

    Тучковы Павелъ, р. 7 мая 1876 † 21 февраля 1878, и Надежда, р. 13 февраля 1880 † 28 мая 1881 (С. Каменка Мышкин. у.)".


    -----
    Текст - Русский провинциальный некрополь, сост. Шереметевский В. Издание Великого Князя Николая Михайловича. М., 1914. Т. 1.
    Портреты - см. источники по ссылкам.


    #11 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 10 Август 2016 - 22:52

    В субботу, 16 июля 2016 г., краеведы из села Воздвиженского Угличского района вместе со священником своего села,
    о. Михаилом (Дорошенко), посетили бывшее село Каменка.

    Нашли и сфотографировали ямы от бывшего Никольского храма,

    Прикрепленный файл  На месте бывшего храма (1).JPG   337,22К   2 Количество загрузок: Прикрепленный файл  На месте бывшего храма (2).JPG   415,23К   1 Количество загрузок:

    посетили местное кладбище

    Прикрепленный файл  Кладбище.JPG   374,76К   2 Количество загрузок:

    и захоронение семьи Тучковых-Опочининых.

    Прикрепленный файл  Остатки фундамента храма и надгробий Тучковых (1).JPG   321,04К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Остатки фундамента храма и надгробий Тучковых (2).JPG   348,02К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Остатки фундамента храма и надгробий Тучковых (3).JPG   340,05К   1 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  Захоронение Тучковых.JPG   258,36К   3 Количество загрузок:

    О.Михаил отслужил панихиду на месте разрушенного храма.

    Прикрепленный файл  Панихида (1).JPG   331,97К   0 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Панихида (2).JPG   333,13К   0 Количество загрузок:

    Неравнодушные к судьбе своего соседнего села, жители Воздвиженского надеются, что сложится возможность
    установить на месте разрушенного Никольского храма поклонный крест.

    Автор этих фотографий, краевед с. Воздвиженского, Татьяна Николаевна Баранова, поделилась со мной
    своими впечатлениями от проведенной экскурсии в с. Каменку и дала  свое согласие на размещение фотографий
    на нашем форуме, за что ей большое СПАСИБО!

    Одновременно краеведы с. Воздвиженского обращаются за помощью ко всем форумчанам с просьбой помочь найти
    фотографии Никольского храма.

    #12 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 10 Октябрь 2016 - 15:43

    Просмотр сообщенияМарина Чебаненко (11 Октябрь 2015 - 00:17) писал:

    ЯЕВ № 6 от 6 февраля 1880 г. Ч.офиц. - Стр. 44

    По донесению благочинного Мышкинского уезда свящ. Г. Розина, в церковь села Каменки Мышкинским предводителем дворянства, камер-юнкером двора Его Величества Ф.К. Опочининым пожертвован образ Успения Божией Матери, в серебряной ризе, с частями мощей 8 святых угодников, доселе находившийся в С.-Петербургской домовой, бывшей князя Кутузова церкви, а ныне состоящей во владении Г. Опочинина.

    Марина, большое Вам спасибо за это сообщение!

    #13 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 13 Октябрь 2016 - 21:05

    В теме нашего форума о дворянском роде Опочининых я уже процитировала фрагменты из сборника директора Угличского
    филиала ГАЯО Т.А.Третьяковой "Венок Опочинину".
    В августе 1998г большая группа мышкинских краеведов, а от Угличского архива Татьяна Анатольевна, провели настоящий
    поход-экспедицию на Каменский погост.
    Цель экспедиции - установка креста как символа покаяния и благодарной памяти на месте бывших захоронений дворянского
    рода Опочининых.
    Свои впечатления от участия в этой экспедиции Татьяна Анатольевна и изложила в сборнике, в главе "Очерки".
    В этом же научно-исследовательском издании есть очень интересные сведения о бывшем Никольском храме села Каменки
    и о церковном погосте.
    Вот только некоторые из них:

    «Каменский погост состоит из двух кладбищ: "старого" и "нового". Старое кладбище существовало с давних времен до 80-х годов
    19-го столетия. На нем в 1760г была построена каменная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая.
    Церковь не сохранилась, разобрана на сельские постройки в 1920-30гг. От нее остались на кладбище лишь отвалы грунта
    с известью и мелко битым кирпичом, густо заросшие кустарником и полевым разнотравьем, да бутовые опорные камни-валуны,
    обросшие мхом и лишайником. Хотя местоположение церкви угадывается, но объемность строения не представляется.
    Вероятно, это была камерная сельская церковка (уж кладбище-то больно крохотно!).
    По малости его площади и возникла необходимость открытия в конце 1870-х годов нового приходского погоста.
    Для этой цели выбрали противоположный, чуть всхолмленный берег речки Каменки напротив старого кладбища.
    Погост зарос густо деревьями вяза, черемухи, осины, рябины, ольхи, липы, плотной, едва проходимой, стеной подлеска
    из бузины, черной смородины, акации и молодой черемухи. Дикая акация и вязы ясно говорят о наличии благородных
    захоронений. В простонародье погребения ими не украшались.
    По периметру погоста еще сохранился вал-граница, но определить место входа затруднительно. Единичные могилы
    ухожены, остальные виднелись чуть различимыми бугорками средь молодой поросли.
    Обломки оград, надгробных плит, обломки крестов (деревянных и железных), основания крестов, торчащие из земли,
    хаотично разбросанные, молчаливо кричащие, напоминали о людской неблагодарности и жестокости.
    Горестно смотрели мы на картину полного разрушения. Но особо щемило сердце от разрытых могил супругов Тучковых.
    Что же здесь искали грабители-могильщики? Много драгоценностей, награды, оружие? Да следовало бы знать этим
    "господам", что не хоронили дворяне (тем более на сельских кладбищах) с этими предметами.
    Эти вещи считались достоянием рода, фамильной реликвией и передавались из поколения в поколение как святая память предков.
    Картина ужасающе жуткая! Пустая могильная яма, заваленная ветками и листвой, гнилыми упавшими деревьями,
    обросла крапивой. Надгробный памятник свален с постамента, расколот надвое и частично врос в землю.
    Мох разъедает тиснение букв, зелено-серыми лемехами обволакивая грани надгробия. На фоне коричнево-серой
    земли красный мрамор кажется запекшимися побуревшими пятнами крови; преступление против совести
    ассоциируется, соответственно, пронзительно резко.
    Боже! Святый Боже!
    Крест решено было поставить близ могил Тучковых, между ними и основанием разрушенной часовни, от которой остались лишь осколки кирпича да грунтово-известковая насыпь».


    «17-го октября, в день памяти Св.Преподобного Касьяна Учемского Чудотворца, была вторая экспедиция в Каменку.
    На это раз решить надо было две задачи: провести работы по благоустройству погоста вокруг памятного креста и навестить
    жительницу сельца Шишкина Лидию Александровну Белоусову, которая обещалась передать в дар музею Опочининской
    библиотеки тарелки из усадебного дома Опочининых-Тучковых.
    Дед Лидии Александровны, Василий Лукич, был церковным и деревенским (в деревне Нестерово) старостой, служил в доме
    Тучковых. Он много рассказал маме Лидии Александровны, а она, уж - ей.
    "Вот сгорит, бывало, рига крестьянская - мужики к барину на поклон, а тот, не долго думая, - сто рублей. "Стройте, мужики!"
    Добрый был барин, ох добрый!
    Церковь-то хотел барин строить близ деревни Плоски, у Мавлинского родника, уж и икону Николая Чудотворца освятили и
    положили там, и камень для фундамента привезли. Да не Божья Воля на то! Придут утром, ан нет иконы, а лежит она на
    холмике у деревни Сорокино! Икону возвернут, а наутро она опять у Сорокина. Трижды так было. И решил барин, что
    супротив Воли Божьей нельзя, приказал строить, где икона лежит. Так и свершилось, так и возник старый Каменский погост.
    А в 30-е годы приехал уполномоченный с человеком церковь рушить. Собрали местных мужиков и повели на погост.
    Привели, растолковали, что делать, и - ждут. Тишина, стоят все - не двигаются. Отказались мужики, как один, от дела греховного.
    Тогда уполномоченный сам полез на колокольню, пример показать, да свалился и ногу сломал. Долго после того никого
    из этих людей в тех краях не было. Потом прибыла рота (местных уже не брали)  - и нет теперь храма на погосте».

    *************
    «Василий-то Лукич, - говорит Лидия Александровна, - будучи деревенским старостой, ой, строгий был! Но справедливый, за что и уважаем.
    Нестерово при нем было, что "игрушка", чистое и ухоженное, не чета нынешнему.
    Бывало, наряжает Лукич на уборку деревни, так из каждого двора выйдут и всю улицу выметут и приберут - всяк у
    своего дома, а в целом, и деревня в порядке».


    (завтра продолжу, прим. З.Н.)

    Сообщение отредактировал Зоя Николаевна Черемовская: 14 Октябрь 2016 - 10:47


    #14 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2016 - 12:07

    продолжаю:

    В своих очерках Т.А.Третьякова высказала очень любопытное предположение:

    "При Каменской церкви долгое время проживали монашенки. Несколько деревянных келий, маленький огородик - и все хозяйство.
    Церковный причт с ними ладил. Не опекали ли их владельцы шишкинской усадьбы? Не были ли женщины-монахини сестрами
    Спасо-Бородинского монастыря, присланными после смерти Н.П.Тучкова в 1893г для ухода на погосте и поддержания молельной
    памяти славного рода? Может быть, в монастыре существовало негласное правило - расселять инокинь для моления и
    благоустройства на местах погребения членов рода Тучковых?
    Известно, что молодая вдова Маргарита Михайловна Тучкова, урожденная Нарышкина, после гибели в бою на Бородинском поле
    своего мужа Александра Алексеевича Тучкова (1778 -1812гг), основала Спасо-Бородинскую пустынь, затем это стал общежительный

    монастырь. Она же - первая в нем монахиня по имением Мелания, а позже и игумения с пострижением в схиму под именем Мария".
    В шишкинском имении располагался домашний "музеум", состоящий из двух витрин-столов, где находились:
    "три военных мундира Тучковых, две пары эполет серебряных из белого металла, без кистей, одна пара эполет серебряных
    с бахромой, и инициалами Александра Второго, два однородных галунных кушака с металлическими пряжками, шляпа-треуголка,
    шапка барашковая с двуглавым орлом, один аксельбант серебряный с двумя наконечниками, один кусок траурного крепа, шесть
    пар погон различной формы...
    Часть из этих предметов была связана с войной 1812г.
    А, быть может, весь сей "музеум" - завещание Тучковым игумении Марии?"
    ************************************
    Весьма печальна участь многих этих предметов в 1918г.
    Вот как об этом описано в сборнике "Сельцо Шишкино" Угличского государственного историко-архитектурного и художественного
    музея, выпущенного в 2012г, автор статей искусствовед и научный сотрудник музея Светлана Владимировна Кистенева:

    "В городском архиве хранится "Акт ревизии Советского имения Шишкино и соответствующая опись к нему.
    Предметы просто пересчитывались, не делая различий между военными реликвиями и коробкой оловянных солдатиков:
    в кабинете "шкафов с книгами 4, ящиков с негативами 3, фонарь волшебный...., в моленной 23 большие иконы, 39 икон
    средних, 21 малых; три мундира поедены молью, орденские ленты (это как раз вещи братьев Тучковых).
    И по всему дому - "рамки с портретами", "картины в багетных рамах", картины масляной краски, рамки с портретами и видами,
    гравюры в багетных рамах.
    Но нигде в описи ни одного имени, ни одного сюжета, как если бы картины разом стали безликими и осталась одна примета -
    "в рамке" или "без".
    После ревизии в имение приезжает на работу счетовод - 18-летняя Мария Николаевна Черемовская (выпускница гимназии,

    читает по-французски, знает историю). Вскоре на ее глазах судьба собрания была решена. Распоряжался заведующий
    отдела Наробраза Рыбаков: по его приказу во дворе сожгли вещи Тучковых - треуголку, шарф, мундир, пробитый на груди.
    Для музея в Угличе производил отбор историк и знаток языков Н.В.Шляков, оценкой занимался антиквар из Петрограда.
    Отобранное начали вывозить в Углич ближе к зиме. Подводы брали в селе по верстке, и крестьяне, жалея лошадей, свалили
    часть груза в карьер кирпичного завода у деревни Фуртовка. Дальнейшая участь того, что уцелело, Черемовской не известна".
    *********************************
    "Шишкинское собрание несмотря на все изъятия, небрежности и саму бездонность фуртовского карьера было вполне
    осязаемым, да и попало в хорошие руки. В 1920г музейный хранитель Александр Константинович Гусев сделал большее из того,
    что мог: получая по описи безликие "картины масляной краски" или "портреты в рамах", он возвращал им имена и семейную
    общность. В нижнем отделении княжеских палат было открыто картинное отделение, оно было сфотографировано и снабжено
    каталогом, который позднее с учетом новых поступлений был издан в Угличе тиражом 500 экземпляров.
    Ядро галереи составляли вещи из Шишкина: портреты нескольких поколений Опочининых и Тучковых, М.И.Кутузова и его жены,
    дочерей и внучек, И.Н.Скобелева и его жены".


    #15 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 14 Октябрь 2016 - 12:53

    Летом 1991г Никольский погост с. Каменки посетила Наталия Павловна Тучкова (1930-2010гг),
    правнучка Екатерины Константиновны Тучковой, урожденной Опочининой.
    В журнале "Угличе-поле" за 2012г есть публикация угличского краеведа В.Г.Курочкина "Из дворянского роду Тучковых",

    с родословной  дворян Тучковых.
    Вот маленький фрагмент, рассказывающий о Н.П.Тучковой:


    "Н.П.Тучкова окончила ленинградский политехнический институт, став затем кандидатом технических наук и
    доцентом Пушкинского высшего военного училища радио-электротехники.
    Наталия Павловна была истинным хранителем семейного архива Тучковых. Живя в Санкт-Петербурге,
    неоднократно приезжала в Углич, даже посетила с сотрудниками Угличского музея бывшее имение Тучковых Шишкино
    (где находится сейчас психоинтернат), подарила Угличскому музею фотографии из семейных альбомов Тучковых (она сама была отличным фотографом).
    Умерла Н.П.Тучкова в 80-летнем возрасте, в 2010г."
    ***********************************
    В сборнике С.В.Кистеневой "Сельцо Шишкино" есть описание визита Н.П.Тучковой в родовое имение:

    "Летом 1919г сюда впервые приехала из Петербурга Наталия Павловна Тучкова - правнучка Екатерины Константиновны.
    В село заехали с другой стороны, сбились на непроезжую улицу, спросили людей у ближних ворот, услышали:
    "Это дурдом-то? А вот туда...."
    В интернате приезжих сначала приняли за комиссию, потом охотно и сочувственно показали большую часть дома.
    Среди персонала нашлась женщина, знавшая дорогу к родовому кладбищу в селе Каменка.
    Без провожатого точно было не обойтись: от села остались только одичавшие яблони, от церкви - неприметный след
    фундамента, а к кладбищу пришлось долго пробираться через речку Каменку на непроходимо заросший пригорок.
    С трудом нашли могилу Екатерины Константиновны и Николая Павловича, прадеда Наталии Павловны.
    Памятник был повален и врос в землю, рядом крепко сидел среди крапивы оставленный кем-то лом, то ли след прежних
    усилий, то ли обещание будущих. Больше на старинном кладбище не осталось ни одного надгробия".

    #16 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 18 Октябрь 2016 - 12:07

    Просмотр сообщенияЗоя Николаевна Черемовская (10 Август 2016 - 22:52) писал:

    Неравнодушные к судьбе своего соседнего села, жители Воздвиженского надеются, что сложится возможность
    установить на месте разрушенного Никольского храма поклонный крест..

    19-го августа, в праздник Преображения Господня, в храме села Воздвиженского Угличского района был освящен
    большой, 4-хметровый поклонный крест и сразу же был перевезен в деревню Шишкино, где состоялось настоящее
    празднество.
    Так получилось, что, въехав в деревню, мы слегка заблудились, т.к. сразу не поняли, где будет проходить праздник.

    Медленно проехали вокруг села, вновь вернулись на то самое место, с которого начали свой поиск.
    Вот и получилось, что поклонный крест, который был уложен на прицепе к нашей машине, совершил самый
    настоящий крестный ход.
    В празднике приняли участие все жители, от мала до велика, а также приехали представители администрации
    Угличской районной администрации и Головинского поселения, к которому территориально ныне относится деревня.

    Прикрепленный файл  DSC01554 (1).JPG   291,77К   1 Количество загрузок:

    Священник с. Воздвиженского о.Михаил (Дорошенко) отслужил молебен и освятил плоды, принесенные
    жителями деревни. Яблоки для освящения были уложены в красивые корзины, расписные тарелочки,
    практически отсутствовала стандартная полиэтиленовая упаковка.

    Прикрепленный файл  DSC01556 (1).JPG   226,43К   2 Количество загрузок:

    Краевед г. Углича, бывшая преподавательница истории, Галина Ивановна Никитина, очень кратко,
    но ярко и интересно рассказала собравшимся об истории села. Ее выступление понравилось всем,
    слушали с большим вниманием.

    Прикрепленный файл  DSC01557 (1).JPG   16,76К   1 Количество загрузок: Прикрепленный файл  DSC01560 (1).JPG   21,57К   0 Количество загрузок:

    Отрадно, что на празднике было много местных детишек, которые были самыми активными
    участниками праздничного концерта. Надеемся, что краеведческая экскурсия Галины Ивановны
    помогла им узнать что-то новое о своем селе. А главное - чтобы родное село для них было бы

    не только теперешним местом нахождения психоневрологического интерната.

    В течение следующей недели поклонный крест находился в деревне, а 27-го августа состоялся
    большой субботник на погосте с. Каменки по благоустройству территории вокруг бывшего
    Никольского храма и установка креста.
    Об этом событии есть публикация в местной "Угличской газете" N 35 (85) от 7-го сентября 2016.

    Прикрепленный файл  DSC01590 (1).JPG   15,2К   3 Количество загрузок:   Прикрепленный файл  DSC01592 (1).JPG   26,24К   1 Количество загрузок:

    Прикрепленный файл  DSC01594 (1).JPG   25,63К   0 Количество загрузок:


    #17 Зоя Николаевна Черемовская

    Зоя Николаевна Черемовская

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 646 сообщений

    Отправлено 02 Ноябрь 2016 - 20:13

    Просмотр сообщенияDarya V (27 Июнь 2016 - 13:06) писал:

    "Опочинины, дворянский род, занесённый в шестую часть родословной книги Ярославской губернии. Известен с конца XV века.

    Степан Яковлевич Опочинин (+1716 г.), воевода в Переславле-Залесском (1685 г.). Первый из известных владельцев усадьбы Шишкино Мышкинского уезда (ныне Угличский район).
    Михаил Степанович Опочинин (+21.09.1764 г., похоронен в селе Каменка Мышкинского уезда), президент петербургской берг-коллегии (1713 – 1760 гг.).
    Петр Михайлович Опочинин [?], сын Михаила Степановича. Секунд-майор. Проиграл семейные владения в карты..."

    Фрагмент научно-исследовательского издания "Венок Опочинину", автор директор Угличского филиала ГАЯО Т.А.Третьякова:

    "В те давние времена сельцо Шишкино в округе Кашинской межи зналось как сельцо Перекладово - поместный удел
    Болотеиновых, данный им на "кормление".
    К концу 17 века сельцо Шишкино-Перекладово было во владении одной частью Болотеиновых, другой - как доля оклада
    (немалого в то время - 450 четвертей) отдано в поместье Степану Яковлевичу Опочинину, по прозванию Баженов.
    С 1680г он значится полноправным хозяином части этого места. Да и служил Степан Яковлевич верой и правдой
    государю-батюшке, воеводствовал в Переславле-Залесском. Да и не ведал, что сельцо то Перекладово переделает
    судьбу его на другой лад.
    Случилось так, что с 5-го июня 1688г соседкой-владелицей в Перекладове оказалась молодая вдова после Спиридона
    Васильевича Болотеинова - Акулина Киприановна. Не плоха, знать, была женщина, потому как пришлось Степану
    Яковлевичу женихаться.
    Брак это дал немалое потомство, от которого, впоследствии, и пошло большинство дворян Опочининых.
    Сыном Степана Яковлевича и Акулины Киприановны, сложивших браком по полсельца Перекладово в единое Шишкино,
    был их сын Михаил Степанович Опочинин.
    В конце 18 века Шишкино принадлежало Петру Михайловичу Опочинину - азартному игроку и кутиле, который за ночь
    покрывал зеленым сукном не одно свое владение".
    **************************
    "До отмены крепостного права была в Шишкине Вотчинная контора с управляющим, все дела через нее велись, была
    при ней вотчинная печать с фамильным гербом  Опочининых, даже священнику Каменской церкви для венчания за этой
    печатью документы из конторы предъявляли".


    #18 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 9 962 сообщений

    Отправлено 18 Ноябрь 2016 - 01:15

    ЯЕВ № 2 от 11 января 1900 г. Ч. неофиц. С. 18 -22.

    Детство, отрочество и юность преподобного Паисия, Угличского чудотворца.


    «В селе Богородском*) в благородной семье  дворянина Иоанна Гавренева, 8 января , вероятно, 1437 г., родился младенец мужеского пола, которого нарекли в св. крещении Павлом. Тогда на Руси было время самое тяжелое. Татарское иго было в полном разгаре и силе… Россия раздроблена была на удельные княжества, и князья (особенно князь Димитрий Юрьевич Шемяка) никогда еще так не враждовали друг с другом и не вели столько междоусобных войн, как в это время. Род Гавреневых был верным слугою великого князя Московского Василия Васильевича Темного и его рода. Мать Павла, супруга Ивана Гавренева, Ксения Василиевна, происходила из рода боляр Кожиных, жившего в селе Грибкове (ныне Кожино). Этот род еще более отличался  приверженностию к роду великого князя Московского. Из этого рода своей матери Кожиных Павел имел в живых двух дядей – преподобного Макария Калязинского и епископа Тверского Геннадия (Кожина).
    Самое рождение младенца Павла**) ознаменовалось чудом, предвещавшим необыкновенное назначение новорожденного: по преданию, в селе Богородском, в самый час рождения его, пробился из земли чудесный ручеек с целебносною ключевою водою…»

    Иеромонах Ю. Раменский.

    -----
    *)Некоторые признают родиной преподобного Паисия село Малое Богородское, Мышкинского уезда. Но более оснований признать родиною местность, принадлежащую ныне к приходу ц. с. Каменки, того же Мышк. у. Здесь, на левом берегу речки Пукши, находится пустошь Богородское, о которой существует местное предание, что в давние времена на ней существовало село Богородское и что именно в нем родился преподобный Паисий, основатель Угличского Покровского монастыря. О рождении преподобного Паисия в «Житии»  написано: «Рождение же преподобного отца нашего Паисия бысть в Угличском уезде, в селе Богородском, близ Кашинской уездной межи, на речке Пукше, по Кашинской дороге, едучи от Углича на левой руке. А идеже родися препод. Паисий, на том месте искипе преизрядный источник воды чисты, яже и доныне есть зрима всеми. Ныне же после Угличского от литовских людей разорения  лежит впусте». (Яросл. епарх. вед. 1873 г. № 26 и след.) Таким образом, место родины препод. Паисия, на которое указывает и народное предание, есть запустелое село Богородское, стоявшее когда-то на речке Пукше, по Кашинской от Углича дороге .Пустошь Богородское находится именно на р. Пукше, в одной версте от Кашинской большой дороги. А если ехать от Углича к Кашину, то она окажется как раз по левую сторону этой дороги. По «Житию» село Богородское находится близ Кашинской уездной межи, на том месте, где родился препод. Паисий искипе преизрядный источник воды чисты, яже и доныне есть зрима». И пустынная местность, указываемая преданием, отстоит от уездной Кашинской межи не далее 3 ½ верст и теперь на ней есть в крутом берегу речки Пукши родник, из которого струей бежит вода. Село Богородское во время литовского нашествия было разорено, так как оно находится в местности около городов Углича, Кашина, Калязина, на которые, по истории, нападали литовцы. От Углича пустошь Богородское находится в 22 верстах, от Кашина в 17 в., а от Калязина в 16 верстах. Пустошь Богородское в настоящее время находится в Мышкинском уезде, а не в Угличском. Но прежде, в первой половине XVIII в., она действительно принадлежала Угличскому уезду и перечислена в Мышкинский лишь в начале нынешнего столетия (Ярослав. епарх. вед. 1896 г. № 13-й).
    **)Год рождения в древних рукописях нигде не обозначен. Так как преподобный Паисий умер в 1504 году, имея по «Житию» 107 лет от роду, то выводят, что родился он в 1397 году. Но такой вывод столь многолетней жизни преподобного Паисия служит источником многих необъяснимых несообразностей. Надобно думать, что преподобный Паисий умер в 1504 году, имея не 107 лет, а только 67-мь. Переписчики легко могли впасть в ошибку и принять. Если эта наша догадка справедлива, то преподобный Паисий родился в 1437, а не в 1397-м.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования