Перейти к содержимому

Уважаемые гости и участники Форума, у кого возникли проблемы с регистрацией, или забыли пароль или логин, напишите на почту voroninee@yandex.ru Для новых участников Форума: при регистрации в поле антиспама нужно вводить цифры, а не пытаться скопировать текст (на то он и антиспам); после регистрации при поиске письма на авторизацию не забывайте проверять корзину.

Уважаемые участники. Планируется ежегодная оплата аренды серверного места для Форума. Приглашаю поучаствовать в существовании ресурса в будущем Обсудить >>>


17 февраля в 10:00 в выставочном зале Областной библиотеки им. Н. А. Некрасова состоится заседание Ярославского историко-родословного общества. Обсудить >>>

22.03.2022. Обновлён Фамильный навигатор: добавлено 15 новых позиций (с 26.02.2022). Всего в справочнике 7221 позиция >>>


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 22

#1 Елена_79

Елена_79

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 15 сообщений

Отправлено 04 декабря 2015 - 18:25

СЕЛО ПАХНА (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) ЯРОСЛАВСКОГО УЕЗДА,
НЫНЕ ЯРОСЛАВСКОГО РАЙОНА


(Тема о дух-ве - здесь).

* * *
Деревня Пеньки по списку населенных мест Ярославской губернии за 1859 год числится как казенная. Это значит, что в ней жили не крепостные крестьяне, а государственные.
Согласно ревизским сказкам 1857-1858 гг. входила в Ярославский уезд, Семеновскую волость, принадлежала Кармановскому сельскому обществу.

Может, кто-нибудь знает какую-либо информацию о селе и, в частности, о деревне.

#2 Darya V

Darya V

    Совет ЯрИРО

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 29 308 сообщений

Отправлено 04 декабря 2015 - 19:37

О приходе села Пахна Ярославского уезда -

из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии",

Ярославль, 1908 год:


Прикрепленный файл  О приходе села Пахна, 1908 год.jpg   262,3К   41 Количество загрузок:


"Прихожанъ... въ деревняхъ: ... Пеньки 20 м., 31 ж... Дальнее разстоянiе деревень отъ храма 3 версты".  
(Т.е. на 1908 год проживали в деревне Пеньки 20 мужчин и 31 женщина, ну а про расстояние понятно.)

#3 FMA

FMA

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 1 710 сообщений

Отправлено 05 декабря 2015 - 00:47

Просмотр сообщенияЕлена_79 (04 декабря 2015 - 18:25) писал:

Деревня Пеньки прихода села Пахна Ярославского уезда
...
Может, кто-нибудь знает какую-либо информацию о селе и, в частности, о деревне.

Как можно поискать "какую-либо" дополнительную (после поиска в яндексе / гугле и на Форуме ) информацию о населённом пункте в Яр.губ.  - см. здесь.

Например (см. п.12 по ссылке выше), названия некоторых имеющихся в ГАЯО дел по деревне Пеньки - здесь.
Возможно, это не все дела по деревне Пеньки, которые есть в ГАЯО, т.к. это результат поиска по "дер пеньки", возможно, найдётся что-то ещё, если искать по "пеньк".

#4 Елена_79

Елена_79

    Участник

  • Пользователи
  • PipPip
  • 15 сообщений

Отправлено 05 декабря 2015 - 08:55

Спасибо за подсказки!

Деревня Пеньки по списку населенных мест Ярославской губернии за 1859 год числится как казенная. Это значит, что в ней жили не крепостные крестьяне, а государственные. Уйти из деревни, переехать в другое место им было гораздо легче. Они не платили выкупные платежи помещику.
Принадлежала к приходу церкви святой Живоначальной Троицы (построенная в 1754 году на средства прихожан. Перестроена в 1854 году рядом с церковью находились дома священника и псаломщика) при с. Троица-Пахна (1889 г.).
Большая торговая дорога в Углич, по левую сторону от дороги (1865 г.), при реке Которосли, деревня казенная, число дворов 10.
сведения на 1889 г. (согласно спискам Школьной Комиссии Губернского Земства за 1899 г.) – Ярославский уезд, Крестобогородская волость, д. Пеньки
Число наличных дворов:
(по сведениям сельских старост на 1989 г.  – 14
По данным волостных правлений на 1987 г. – 11
Число дворов по сведениям приходских священников – 12
Номер прихода – № 67
По сведениям страхового отдела губернской управы 1901 г.
Число домохозяев – 10

#5 ИрИс

ИрИс

    Председатель ЯрИРО

  • Администрация форума
  • PipPipPipPipPip
  • 4 186 сообщений

Отправлено 19 марта 2016 - 22:52

Документ из коллекции рукописей Ярославского государственного и художественно-архитектурного музея-заповедника .

Формулярные ведомости о церквах и причтах их по ведомству благочинного Ярославского уезда села Пахны священника Константина Заболотского 1889 г. 44+2 л. Приведены сведения по церквам: Троицкой в с.Пахна; Спаса нерукотворного в Иванькове; Архангельской в с.Норском, Рождества Богородицы в с.Григорьевском, Рождества богородицы в с.Пажи; Спасской в Ярыжницах; Казанской в с.Сафроново;

#6 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 16 июня 2016 - 15:26

РНБ. ЯЕВ № 35 от 30 августа 1878 г. Ч. офиц. - Стр. 273 , 274

Обозрение церкви села Пахны Преосвященнейшим Ионафаном,

Ярославским и Ростовским,30 августа 1878 года.


30-го августа сего 1878 года Преосвященнейший Ионафан, епископ Ярославский и Ростовский, изволил выехать из Ярославля для обозрения сельских церквей по Угличскому тракту. Выбывши за город , он нечаянно посетил моленную старообрядцев, которая называется Андроновою по имени своего давным давно умершего строителя. В половине пятого часа за полдень Владыка прибыл в село Пахну, находящееся в пяти верстах от Ярославля.
Пахна – приход незначительный и церковь в нем нуждается во многом. Толпы народа с половины дня начали приходить к церкви, желая увидеть своего Владыку, посмотреть на порядок его принятия в храм и получить его Архипастырское благословение. По обычной встрече Архипастырь вошел в холодную Троицкую церковь, прежде всего с полным вниманием осмотрел вновь устроенный красивый и благолепный иконостас; потом, вошедши в алтарь, осмотрел святые запасные Дары, святое миро на престоле, утварь церковную, поставленную на жертвеннике, и церковные документы, положенные на особом столе, за тем преподал в алтаре благословение местному причту, при чем не сделал никаких замечаний и только спросил седовласого причетника: сколько ему лет от роду и как исправляет он службу церковную? По выходе из алтаря, когда прихожане начали подходить на благословение, Владыка, имея в виду недавнее устройство иконостаса, сказал прекрасную речь к собравшемуся народу о неуклонном хождении во храм Божий и о пожертвованиях на благоукрашение храма. Каждое слово его глубоко падало на сердце народа, жаждавшего слышать наставление из уст самого Архипастыря. На другой день эту речь всю пересказал мне один из бывших во храме прихожан. Простодушный крестьянин прибавил при том: «Спасибо Преосвященному Владыке: поучил нас, а мы народ подгородний, ленивенький ходить в церковь-то. Нам все некогда, да недосуг, да надо ехать в город. Ровно гадал он наши привычки, против них и сказал нам свое слово.»
С пением тропаря храма Владыка вышел из холодной церкви. В алтаре теплой церкви он обратил внимание на старый полотняный антиминс, хорошо сохранившийся от времени митрополита Арсения Мациевича и доселе употребляемый для совершения Божественной литургии. По выходе из церкви местный священник просил Архипастыря посетить его дом и благословить его семейство, на что он благосклонно и изъявил согласие. Троих малолетних детей священника Владыка благословил финифтяными образками, а старшему из них дал еще книжку.
Вступивши в зал церковного дома, Владыка изволил принять стакан чаю, в течение двадцати минут занялся разговором, при чем ознакомился с хозяйственным бытом священника. Спрашивая об училище, в котором я состою законоучителем, спросил:
- Сколько получаешь законоучительского жалованья?
- Два рубля с полтиною в месяц, Ваше Преосвященство.
- Только-то! А сколько раз ходишь в неделю заниматься в училище?
- Четыре раза в неделю, при чем каждый урок мой продолжается полтора часа времени.
При этом Владыка выразил удивление к размерам законоуительского жалованья, которым награждает труды сельских священников Ярославское земство за преподавание в училищах закона Божия. По замечанию о. благочинного речь после того склонилась на прежде бывший на Пахне монастырский дворец, место которого пожелал Владыка увидеть лично. Выходя из дома священника, Преосвященный Ионафан вновь благословил все семейство.
При взгляде на храм, он сказал священнику: «Еще не достает вашему храму ограды, которую надо устроить». Вместо награды церковное кладбище обрыто канавою и ограждено валом неправильной формы, отчего и нет красивого вида у этих сооружений. Не достает также и порядочного колокола. В настоящее время вес всех колоколов менее 130 пудов; поэтому и торжественный звон при сретении Архипастыря не особенно был благозвучен и громогласен.
Когда Владыка пошел осматривать место бывшего дворца, один седовласый старец подошел к нему со словами: «Вот здесь был архиерейский дворец. Спросите о. Петра, что служил у нас, а теперь состоит вашим казначеем; он Вам об этом расскажет». Владыка, ответствуя старцу, сказал, указывая на меня священникам: «Вот он пусть об этом разведает и напишет», чем дал понять старцу-крестьянину, что на казначее архиерейского дома лежат уже другие обязанности.
Садясь в карету при колокольном звоне, Владыка вновь окружен был толпами народа, который долго шел за удалявшимся Архипастырем, напутствуя Его Преосвященство своими сердечными благожеланиями.
После провождения Архипастыря возвратившись домой, я удивлен был другою сценою. Надобно было видеть радость детей, получивших образки и книжки из рук Владыки. «Сейчас, мама, надень нам образки на шейку», - говорят матери младшие дети. «Папа! Я эту книжку буду учить, давай в ней мне уроки», - говорит мне старший осьмилетний мальчик. Радости детей не было конца. Старший мальчик и спать лег с архиерейской книжкой. Но не одни дети, обрадованные Владыкой, и мы все, и все приходские жители долго не забудут посещения Архипастыря и его сердечной приветственной речи, отечески сказанной народу, от всей души любящему своих Архипастырей, и долго будут вспоминать каждое слово, каждую черту сего Архипастырского посещения и передавать о том своим детям и всем своим знакомым, сторонним обывателям нашей местности.

Села Пахны священник Флегонт Морев.



#7 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 16 июня 2016 - 15:53

Список Высочайше утвержденных приходов по Ярославскому уезду. - Ярославль. 1878 г. Стр. 4, 6.

5. Пахненско-Иваньковский.
а) Троицкая церковь в селе Пахне
б) Спасская церковь в селе Иванькове

В приходе состоят селения: 1) Пахна, 2) Пеньки, 3) Карамановская, 4) Ивановский перевоз, 5) Старая и Новая Карачиха, 6) Пятовская, 7) Суринская с 14 душ. м. п., 8) Чурилково, 9) Чебоксаровская, 10) Иваньково, 11) Редковцыно, 12) Брагино с 44 душ. м. п., 13) Овинишки, 14) Фрольцево, 15) Очапки, 16) Волкуши, 17) Зманово.

Из них первые 9 селений должны быть в заведывании причта Троицкой церкви, а остальные 8 - в заведывании причта Спасской церкви.

#8 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 16 июня 2016 - 16:09

А.А. Титов. Ярославский уезд - Москва, 1884.

Крестобогородская волость.

Стр. 43  
«верстах в пяти от него [от Ярославля], по Угличскому тракту, село Пахна с Ивановским перевозом, водяными мельницами, рыбною ловлею, поемными лугами и разными другими угодьями, наглядно напоминают о богатстве и обширности бывших владений Ярославского Спасского монастыря».

Стр. 44
272. Пеньки, каз. деревня при р. Которости, в 5 в. от Ярославля; дворов 12, душ муж. пола 22, женского 28.

Стр. 44
273. Пятовская, каз. деревня при пруде, в 5 в. от города; дворов 57, душ муж. пола 129, женского 144.

Стр. 44
274. Троица-Пахна, казенное село при р.р. Которости и Пахне, в 5 в. от Ярославля; дворов 7, душ муж. пола 9 и женского 11. Каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и св. Феодора, Давида и Константина, Яросл. чуд., воздвигнута в 1854 году.

Стр. 44
275. Чебоксаровская, каз. дер. при пруде, в 4 в. от города; дворов 16, душ муж. пола 27 и женского 40.

Курбская волость.

Стр. 120 , 121
813. Ивановский перевоз, дер. при р. Пахне, 9 вер. от Ярославля; дворов 41, душ м. п. 90, ж. п. 118. Каменная часовня.

Норская волость.

Стр. 133
916. Старая Карачиха(Екимовка), дер. при рч. Каменном, в 7 в. от Ярославля; дворов 17, душ м. п. 39, ж. п. 39.

Стр. 133
918. Суринское, л. дер. при р. Ломкиш, в 8 вер. от города; дворов 13, душ м. п. 49, ж. п. 61.

Стр. 133, 134
919. Новая Карачиха, вл. Дер. рч. Каменном, в 8 вер. от города; дворов 10, душ м. п. 22, ж. п. 29. Маслобойный завод, мелочная лавка.

Спас-Ярыжинская волость.

Стр. 139
967. Чурилково, вл. дер. при колодцах в 9 вер. от города; дворов 12, душ м. п. 38, ж. п. 39.

Кармановская, дер. - не нашла.

#9 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 28 июня 2016 - 13:31

РНБ. ЯЕВ № 34 от 22 августа 1879 г. Ч. неофиц. - Стр. 269 , 270

Голландский колокол под Ярославлем.


В селе Троицком на Пахне (что в 4-х верстах от Ярославля, по Угличской дороге), на церковной колокольне, есть небольшой, около 4 пудов весом, колокол, имеющий следующую надпись:

IC BEN CHECOTEN VAN ADRIAEN STEYLAERT

ANNO MDLXXII.


Местный священник о. Флегонт Морев, сообщивший это сведение, прибавляет, что по бокам колокола имеются четыре малых круглых клейма и в последнем из них двуглавый орел, а на нем корона с крестом. Под орлом с левой стороны подписано DIE STAT, а с правой такое же число букв, имевшихся тут, срублено и самое место их сглажено подпилком.

В дополнение к этим словам заметим, что первая строка надписи: IC BEN ... STEYLAERT писана на нижненемецком наречии или голландском языке, а вторая ANNO MDLXXII - на латинском языке, и могут быть переведены так:

Я ВЫЛИТЪ АДРИАНОМЪ СТЕЙЛЕРТЪ.

В 1572 году.


Третья надпись, под орлом: DIE STAT, значит по-голландски город.
Если же надписи колокола голландские, то очевидно, колокол лит в Голландии. Голландия же в 1572 году входила в состав великой испанской монархии Филиппа II и управляема была знаменитым герцогом Альбою, который был здесь королевским наместником с 1567 по 1573 год.
Но спросят: какое же имя вырублено в 3 надписи, или другими словами, в каком городе вылит был настоящий колокол? Прямых указаний на такой ответ не знаем, но считаем позволительной догадку, что таковым городом был Брюгге, потому что
1) город этот в средние века был столицей Фландрии, а в XVI веке величайшим (250 тыс. жителей) и промышленнейшим городом своей страны, имевшим именно в колокольном деле первоклассную знаменитость, так что историк ван Гассельт пишет: "куранты Брюжской башни, существующей с начала XIII века, признаны прекраснейшими в Европе: они состоят из 47 колоколов, образующих четыре октавы".
2) Имя знаменитого музыканта XVI века Адриана Villaert, происшедшего из Брюгге, показывает, что у граждан этого города был между прочим обычай составлять имена фамилий из слов laert, с прибавкой спереди односложного слова, а это и повторилось в имени Steylaert.
3) Слово Bruegge имеет 7 букв, т.е. ровно столько, сколько находилось их на правой стороне 3-й надписи под орлом.
Такое наше сведение о Пахонском колоколе.

#10 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 01 июля 2016 - 20:19

РНБ. ЯЕВ № 12 от 21 марта 1879 г. Ч. офиц. – Стр. 95

По поводу изъявленного единоверцами желания перечислиться в православную церковь.


Священник Ярославской Успенской единоверческой церкви Константин Горицкий донес, что четыре семейства его прихожан-единоверцев изъявляют свое желание исполнять все христианские обязанности в православной грекороссийской церкви и принадлежать к избранным ими следующим приходам:

3) крестьянин деревни Пятовской, Ярославского уезда, Михаил Иванов Топоров, 27 л., с женою Евдокиею Григорьевой, 23 л., и
4) крестьянская вдова той же деревни Елена Павлова Топорова, 42 л. и дети ее Андрей , 17-ти л., Наталья, 13 л., Петровы – к Троицкой, что на Пахне, церкви, которые семейства и ходят уже в упомянутые церкви, крестят в них своих новорожденных детей и принимают местных православных священников в свои домы со св. водою.

#11 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 02 июля 2016 - 08:36

РНБ. ЯЕВ № 3 от 17 января 1879 г. Ч. офиц. - Стр. 18

Выписка из ведомости под лит. Б, по коей преподано благословение Святейшего Синода

нижеследующим лицам:

По Ярославской епархии:


7. Крестьянину Ярославского уезда, деревни Ивановского перевоза Прокопию Шалаеву.

* * *
РНБ. ЯЕВ № 9 от 28 февраля 1879 г. Ч. офиц. - Стр. 76

Об изъявлении благодарности за пожертвования.


Благочинный, протоиерей Иоанн Немиров донес, что в холодной Троицкой церкви села Пахны, Ярославского уезда, с Архипастырского разрешения, устроен новый четырех-ярусный иконостас с вызолоченными червонным золотом 22-мя колоннами и резьбою по белому фону и с постановкою в оном икон лучшей живописной работы, на что употреблено пожертвованных доброхотными дателями 1900 руб., в том числе: проживающим в Петербурге крестьянином деревни Ивановского Перевоза Прокопием Герас. Шалаевым 575 р. и церковным старостою крестьянином Александром Еф. Чекаловым 200 р.
За каковое усердие объявляется жертвователям благодарность епархиального начальства.

#12 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 03 июля 2016 - 23:20

РНБ. ЯЕВ № 42 от 17 октября 1879 г. Ч. офиц. – Стр. 340

Об утверждении в должности законоучителей.

7) священник села Пахны, Ярославского уезда, Константин Заболотский в Троицком на р. Пахне начальном народном училище, 14 октября.

#13 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 27 декабря 2017 - 20:31

РГБ. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Том 1. (1542-1721). С.-Петербург. 1868 г. С.с. 358, 359.
№ 322/115. 10 июня/23 октября.  Об обязании крестьян синодального ведомства, обще с дворцовыми и помещичьими, содержать имеющихся в вотчине Спасо-Ярославского монастыря селе Пахне казенных овчарных заводов.

Некоторые монастыри обязаны были содержать овчарные заводы, как например: Ярославской Спасской, и давать отчет в этом Берг-Коллегии. Св. Синод, которому поручено было взять и хозяйственную часть монастырей, естественно должен был войти в столкновение с  светскими начальствами, узнавши, что оно вторгается в хозяйственную часть монастырей и содержит на их счет казенные овчарные заводы. Настоящее дело представляет пример такого столкновения.

#14 АннаЧуф

АннаЧуф

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 808 сообщений

Отправлено 04 февраля 2018 - 02:15

Газета "Известия Яргубисполкома" от 23 марта 1921 г.
Село Троице-Пахна Норской волости.

Прикрепленный файл  23.jpg   72,71К   6 Количество загрузок:

#15 АннаЧуф

АннаЧуф

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 1 808 сообщений

Отправлено 19 февраля 2018 - 22:26

Газета "Известия Яргубисполкома" от 19 августа 1920 г.
Село Троица на Пахне.

Прикрепленный файл  19 (2).jpg   89,83К   3 Количество загрузок:

#16 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 02 июля 2018 - 14:44

ЯЕВ № 11 от 14 марта 1864 г. Ч. офиц. С. 68
Список духовных лиц, занимавшихся обучением крестьянских детей.
Церкви села Пахны Ярославского уезда священник Петр Судьбинин с 1858 года 33 мальчиков и 4 девочек чтению, чистописанию, счетоводству, молитвам и заповедям с изъяснением содержания их, за тем в разговорном виде преподавалось о событиях из ветхой и новой священной истории, наконец давалось понятие о временах года, днях, часах и т.п. и объяснялось как найти по святцам день Пасхи, рождения и ущерб луны и проч.

#17 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 20 июля 2018 - 08:30

ЯГВ № 9 от 1 марта 1852 г. Ч. неофиц. С. 77
Внутренние известия.
Ярославль. В последних числах минувшего декабря и в первой половине января по Ярославскому уезду были три пожара: ..., сгорело в деревне Кармановской, 19 января, 4 дома с надворными постройками.

#18 Ольга Балашова

Ольга Балашова

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 5 018 сообщений

Отправлено 12 ноября 2018 - 23:50

Список захоронений дореволюционного и советского периодов
в с. ПАХНА Ярославского района (Ярославского уезда
) здесь

#19 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 596 сообщений

Отправлено 10 октября 2019 - 22:23

ЯЕВ № 36 от 6 сентября 1878 г. Ч. неофиц. С. 284-287
Вотчинные владения Ярославского Спасского монастыря по писцовым книгам 1627-1629 годов.

Село Троицкое на Пахне.

Село Троицкое на реке на Пахне, а в нем церковь живоначальной Троицы древяна, а в церкви образа и книги и все строение монастырское; в селе три двора монастырских, а в них живут монастырские служебники, двор – поп Евтихий, да монастырских служебников семь дворов: Митька Ефимов, Панка Осипов (и так далее все называются полуименем), двор – мельник Оношка Михайлов, да крестьян четыре двора, пашут в иных деревнях наездом, да бобылей четыре двора. Да под тем же селом на реке на Пахне две мельницы колесные, большие, оба берега Спасского монастыря. Был наперед того изстари один берег Ширенской волости, деревни Ивановской, четыре десятины без чети, ныне та деревня в поместье за Ка(н)аз-мурзою да за князем Феодором Шельдяковым, и против того прежние писцы Иван Огарев с товарищи отмерили из монастырского лугу четыре же десятины без чети, а владеют тою землею к Спасскому монастырю по Государеве, цареве и великого князя(1) Феодора Ивановича всея Русии грамоте девяносто третьего году за подписью дьяка Петра Тиунова. И та земля ныне к Спасской земле от Ивановской деревни отмежевана по старым межам (Списка лист 1).

Прежние приходские деревни села.
Деревня Пенки на реке Которосли, а в ней крестьян два двора, да бобылей два же двора. Пашни паханые середние земли девять четвертей в поле, а в дву потому ж, сена пять копен, лесу пашенного десятина.
Деревня Чернцы, Кармановская тож, а в ней крестьян три двора (имена их), да бобылей три же двора. Пашни паханые худые земли двенадцать четвертей с осминою в поле, а в дву потому ж, сена двадцать копен до Пятовского поместья Стенина.
Деревня Пятовская, Гребенкино тоже, под городом, а в ней крестьян восемь дворов, да бобылей восемь же дворов. Пашни паханые добрые земли сорок две четверти с осминою в поле, а в дву потому же, сена сто тридцать копен, лесу непашенного двенадцать десятин.
Деревня Чебоксарова, а Волово ложище тоже, под городом, а в ней крестьян два двора, да бобылей два же двора. Пашни паханые одиннадцать четвертей, да перелогу лесом поросло девять четвертей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена двадцать копен, лесу пашенного шесть десятин до Мордвина Григорьева, сына Куприянова.
Деревня Мордвиново, Красное тож, под городом, а в ней двор Спасского монастыря слуги Фомы Михайлова, сына Бахтеярова, да детей его, а в нем живут дети их. Да бобылей два двора, а человек четыре. Пашни паханые четыре четверти, да перелогу лесом поросло двадцать шесть четвертей в поле, а в дву потому ж худые земли, сена за рекою Которослью под деревней Титовской двадцать копен, лесу непашенного можжевельнику десять десятин.
Да две пустоши: Голутино под городом: всего двенадцать четвертей середние земли, лесу пашенного три, а непашенного пять десятин, - и Стариково под городом на реке Которосли: перелогу лесом поросло всего тридцать шесть десятин середние земли, сена пятнадцать копен, лесу непашенного три десятины (списка листы 2 и 3-й).

Примечания.
1. Из приведенной выписи видно, что Троицкая на реке Пахне церковь обязана своим началом и существованием щедротам Ярославского Спасского Преображенского монастыря (ныне архиерейский дом). устрояя эту церковь для сорока крестьянских и бобыльских домов, монастырские власти имели в виду не одни религиозные потребности крестьян, а и свои собственные и потому-то выстроили церковь не в центре прихода, как бы следовало, а на самой дальней приходской окраине, подле своего мукомольного завода. При двух водяных мельницах не мало проживало монастырских старцев, для которых, как видно, выстроены были три двора собственно монастырских. Монахам нужна была церковь Божия каждый день для выполнения их монашеского правила; по близости храма к месту их пребывания они свободно могли посещать его и когда требовалось, сами помогать в отправлении Богослужения. Потому, может быть, не было при церкви ни дьячка, ни пономаря, ни трапезника, а только один поп Евтихий. Обязанности причетников могли исполнять сами старцы, или их монастырские служебники. Потому же не было при церкви просфирницы: просфоры легко могли получаться из самой обители; семь верст – расстояние небольшое.
В новоустроенной церкви образа и книги и все строение также было монастырское. Здесь не помянуты колокола, которые по всей вероятности были доставлены сюда из того же монастыря. Небогатым крестьянам, составившим первоначальный приход Троице-Пахнинский, при малом их количестве, трудно было приобрести на свой счет несколько колоколов хотя бы и небольшого размера.
Как бы дело это ни устроилось, только колокола были тогда при церкви Пахнинской. Доказательством сего служит сохранившийся доселе колокол с голладскою на нем надписью, весом около четырех пудов. Надпись эта в переводе гласит следующее: «Я мастер Адриан Стевлерт лил колокол 1572 года.» Вокруг колокола по бокам его четыре клейма непонятного значения, на одном из клейм тоже отлита надпись не совсем ясная. Колокол этот имеет одно ухо отломленное: монастырь Ярославский, снабжая новоустроенную церковь колоколами, мог отпустить колокола только излишние, или несколько попорченные; а таков и есть этот трех сотлетний старец наш, звон которого все-таки был хорош и по сельской церкви, судя по старому времени, очень достаточен.

2. В приведенной нами выписи не показан бывший на берегу реки Пахны каменный дворец, который как утверждает местное предание, существовал еще при владетельных князьях Ярославских и после них, вместе со всеми показанными здесь подгородными деревнями, передан в вотчинное владение Ярославского Спасского монастыря. Насколько это предание справедливо, мы не беремся отвечать по неимению на то ясных данных. Впрочем за справедливость предания отчасти свидетельствует самое опущение в выписи указания на тот юридический способ, коим поступило Пахнинское имение во владение монастыря. Такое молчание указывает на давность и бесспорное и всем тогда известное право монастыря владеть означенным имением. Писцы, описавши вотчину, обыкновенно ссылались на указ Государев, или на завещательную грамоту какого-либо владельца, отказавшего в монастырь описанную вотчину; а здесь такой ссылки нет, и только сделана заметка о четырех десятинах земли на другой стороне Пахны, взятых в монастырь в промен от деревни Ивановской. По нашему личному мнению в эту выпись и не следовало помещать монастырского загородного дворца: он служил в виде дачи для временного весной и летом пребывания в нем настоятелей монастыря и не подлежал взиманию с него царской пошлины, для удобнейшего взыскания которой и велись в государеве писцовыя подворныя и поземельныя книги. К половине осьмнадцатого столетия этот дворец пришел в совершенную ветхость. Митрополит Арсений Мациевич во время обозрения епархии, бывши в Пахне, обратил внимание на ветхость оного и предложил монастырским властям отдать это здание на устройство теплой трапезы при каменной холодной церкви села Пахны, только что тогда построенной. Воля митрополита была исполнена в точности. А жители прихода руководствуясь чувством благодарности увековечили память сего  дара тем, что устроенный теплый храм посвятили имени святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Антиминс в этот храм выдан означенным митрополитом Арсением и в настоящее время может почитаться большею редкостью. Фундамент дворца и нижняя часть стен существовали до последнего времени. Лет пятнадцать тому времени, при Преосвященном архиепископе Ниле, здесь производились раскопки в надежде открыть какие-либо редкости; но ничего особенно замечательного не было найдено. Теперь на месте дворца лежат бугры мусора, виднеются две глубокие ямины, да еще остается пять-шесть огромных камней, вырытых из фундамента, которых никто из местных жителей не мог увезти  на свои хозяйственные потребности.

3. Остается сказать нам два-три слова о приходских деревнях. Из числа их у четырех изменены названия. Какая могла быть нужда в таком изменении? Замена названия «Волово ложище» другим названием деревня «Чабоксарова» вполне понятна. Вероятно прежде на этой местности было пастбище скота и застроенное место сначала удерживало свое прежнее название, а потом заменено другим более благозвучным. Так же понятно и то, что местность «Красное» начала называться и теперь называется деревнею Мордвиновою, или Мордвиновкою, по имени первого основателя означенного селения. И деревня Гребенкино имела основание переменить свое название. В 1609 и 1610 годах не один раз этой местностью проходили полчища Поляков и Литовцев, которые не щадили деревенских построек, а разоряли и сожигали их. Есть местное предание, что жители разореных деревенек, по удалении врагов, порешили поселиться для большей безопасности в одном более удобном месте и действительно построились там, где была деревня Гребенкино. Они собрались тут из пяти мелких разореных деревень, и новоустроенной деревне естественно дали название Пятовской, которым деревня называется и доселе. Остается непонятною замена названия одного другим в одной только деревни Чернцах, переименованной в Кармановскую, какое название до сих пор остается за деревнею. Кармановская находится в четырех верстах от края города Ярославля. Местность к стороне городской была застроена деревнями, а за Чернцами начинался лес и тянулся на далекое расстояние по обе стороны дороги, пролегавшей к Угличу. Прежние жители деревни Чернцев не пользовались ли своим близ леса положением для легкой наживы от проезжающих, что легко  могли они допустить при прежней дикости нравов и потому также легко могли заслужить своему селению новое имечко не благозвучное, но очень меткое: «деревня Кармановская». Так, или иначе было дело, но нынешние мирные и почтенные обитатели этой деревни имеют полное основание восстановить своей деревне прежнее имя: деревня Чернцы. Оно несколько трудно для произношения, но зато вполне легко было бы для сердца и покойно для совести почтенных обитателей означенного селения.

Села Пахны свящ. Флегонт Морев.

-
(1)Слова: «Феодора Ивановича» написаны в рукописи на других подскобленных словах, которых разобрать невозможно.

#20 ТимурФ

ТимурФ

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 316 сообщений

Отправлено 07 мая 2020 - 01:33

Просмотр сообщенияМарина Чебаненко (10 октября 2019 - 22:23) писал:

ЯЕВ № 36 от 6 сентября 1878 г. Ч. неофиц. С. 284-287
Вотчинные владения Ярославского Спасского монастыря по писцовым книгам 1627-1629 годов.

Село Троицкое на Пахне.

Полная выпись по селу и деревням (с именами)  есть в этом издании:
Исторические акты Ярославского Спасского монастыря / изд. И. А. Вахрамеевым, чл.-соревнователем Имп. о-ва истории и древностей российских и д.чл. Имп. С.-Петербургского и Московского археологических о-в Выписи из писцовых и переписных книг, 1896 год издания

https://rusneb.ru/ca...0009_003370962/

#21 Marina S

Marina S

    Ветеран

  • Пользователи_
  • PipPipPipPipPip
  • 19 329 сообщений

Отправлено 11 августа 2020 - 10:10

Вып. 2. : Губернии Московской промышленной области. [Московская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская, Владимирская]. - 1886.

Л. 110. Ярославский уезд. Волость Крестобогородская. Село Троица-Пахна, быв. г., при рч. Пахне, дворов 7, жит. 38; церк. правосл.

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/9013

#22 Marina S

Marina S

    Ветеран

  • Пользователи_
  • PipPipPipPipPip
  • 19 329 сообщений

Отправлено 02 марта 2021 - 10:28

Труды Ярославского губернского статистического комитета. 1875 г.
Сведения о кустарных промыслах по Ярославской губернии, собранные чрез Волостные Правления в 1864 г.

Л.30. Ярославский уезд, Крестобогородская волость. Домашняя утварь из разных металлов. Из жести самовары, чайники, форточки и т.п. Селения: Кармановская - занимается промыслом 4 чел.; Пятовская - 4 чел.; Чебоксарская - 1 чел. Годовой заработок до 60 р. Сбыт в Ярославле

#23 Alexey WL

Alexey WL

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 521 сообщений

Отправлено 03 января 2022 - 13:56

Церковная летопись села Пахны Ярославскаго уезда

  Когда основана церковь в селе Пахне, достоверных сведений не сохранилось. Только несомненно известно, что во второй половине семнадцатого столетия уже существовала в селе Пахне деревянная с таковою же колокольнею церковь, освященная во имя Святыя и Живоначальныя Троицы. Доселе старожилы указывают ея место, в сторону от ныне существующей, на двадцать три сажени ближе к реке Которосли. Место это приходится в настоящее время по за кладбищу и пролегающей за ним боковой дороге и занимается боковою канавою и лугом священноцерковнослужительской земли. Когда проводили канаву к реке Которосли, оказались тут доселе не сгнившими толстые сосновые лежни, положенные в землю вероятно для большей прочности основания прежде бывшей тут церкви.

Нынешний каменный храм того же наименования, построенный тщанием прихожан в половине осьмнадцатого столетия, поставлен выше и далее от весенних наводнений и освящен 1754 года, как видно из каждогодних ведомостей о церкви. Храм этот был тогда низменный, одноглавый, без верхних окон, без боковых колоннад; при нем сразу не предполагалось устроивать и трапезы для теплой церкви, чего небогатые жители малочисленнаго прихода одновременно не могли и сделать по своим скудным достаткам. Но дело церковное вдруг пошло иначе по случаю неожиданной помощи, оказанной Владыкою Арсением Мациевичем, митрополитом Ростовским вместе с Ярославским Спасским монастырем. Бывши в Ярославле , Арсений отправился для обозрения Ярославскаго уезда. Первая церковь на его пути была Пахонская деревянная и застроенная вновь каменная. Невдалеке от церкви за домами священноцерковнослужителей, изстари стоял тогда каменный со службами дом, называвшийся дворцом, принадлежавший Спасскому монастырю в Ярославле. Для именитых настоятелей сего монастыря он служил по летам в виде загородной дачи, где они могли успокоиться от множества забот и хлопот монастырских и подышать среди знойнаго лета чистым сельским воздухом. Тогда монастыри владели вотчинами и населенными имениями. Таких имений особенно было много у монастыря Спасскаго, за которым состояло несколько тысяч душ крестьян. Арсений, посетивши означенный дом, нашел его ветхим, а рядом стоящую церковь села Пахны вполне неустроенною. К тому же крестьяне села Пахны и четырех приходских деревень: Пеньков, Кармановской, Пятовской и Чебоксаровской состояли тогда во владении за тем же самым Спасским монастырем и направлялись в черныя монастырския работы, достатков не имели и потому затруднялись постройкою каменного храма, а может быть мало имели и времени к доставлению строительных материалов. Сочувствуя нуждам бедного прихода, Арсений предложил монастырскому начальству отдать этот дом для устройства теплой трапезы при церквы Пахонской, и повелел наименовать придельный теплый храм во имя благоверных князей: Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев. В таком посвящении храма, он желал сохранить навсегда память о пожертвовании на это святое дело монастырскаго здания, едва ли не существовавшего от времени земной жизни Ярославских князей, впоследствии прославленных от Бога нетлением мощей их. Воля митрополита исполнена. Теплая трапеза была отделана ранее настоящей Троицкой церкви и освящена во имя благоверных // (л. 3) князей чудотворцев Ярославских. Антиминс в сем храме находится тот же самый, который первоначально выдан в сию церковь митрополитом Арсением и в настоящее время по своей старине может почитаться большою редкостью...

отсюда



Сообщение отредактировал Alexey WL: 03 января 2022 - 13:56





Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования