Перейти к содержимому

Заседание Ярославского историко-родословного общества состоится 15 декабря 2018 года. Точные место и время будут обозначены ближе к событию >>>

Новости:
  • 19.11.2018. 11 ноября 2018 года в возрасте 84 лет ушла из жизни давний член Ярославского историко-родословного общества МАРГАРИТА БОРИСОВНА ШПАКУНОВА. И вновь мы узнаём так поздно... Говорю мы, т.к. почему-то на последнем заседании об этом не было сказано ни слова... Обсудить на Форуме >>>


    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 18

    #1 Елена_79

    Елена_79

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 15 сообщений

    Отправлено 04 Декабрь 2015 - 18:25

    СЕЛО ПАХНА (И ДЕРЕВНИ ПРИХОДА) ЯРОСЛАВСКОГО УЕЗДА,
    НЫНЕ ЯРОСЛАВСКОГО РАЙОНА


    * * *
    Деревня Пеньки по списку населенных мест Ярославской губернии за 1859 год числится как казенная. Это значит, что в ней жили не крепостные крестьяне, а государственные.
    Согласно ревизским сказкам 1857-1858 гг. входила в Ярославский уезд, Семеновскую волость, принадлежала Кармановскому сельскому обществу.

    Может, кто-нибудь знает какую-либо информацию о селе и, в частности, о деревне.

    #2 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 058 сообщений

    Отправлено 04 Декабрь 2015 - 19:37

    О приходе села Пахна Ярославского уезда -

    из справочника "Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии",

    Ярославль, 1908 год:


    Прикрепленный файл  О приходе села Пахна, 1908 год.jpg   262,3К   12 Количество загрузок:


    "Прихожанъ... въ деревняхъ: ... Пеньки 20 м., 31 ж... Дальнее разстоянiе деревень отъ храма 3 версты".  
    (Т.е. на 1908 год проживали в деревне Пеньки 20 мужчин и 31 женщина, ну а про расстояние понятно.)

    #3 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 23 058 сообщений

    Отправлено 04 Декабрь 2015 - 19:41

    О причте храма -
    из книги "Именная роспись начальствующих и служебных лиц Ярославской епархии":
    сост. прот. А. Крылов. – Ярославль, 1861. С. 82:

    "ЦЕРКОВНЫЕ ПРИЧТЫ
    ЯРОСЛАВСКАГО У
    ѢЗДА"


    Прикрепленный файл  О причте храма села Пахна, 1861 год.JPG   134,01К   0 Количество загрузок:



    #4 FMA

    FMA

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 1 710 сообщений

    Отправлено 05 Декабрь 2015 - 00:47

    Просмотр сообщенияЕлена_79 (04 Декабрь 2015 - 18:25) писал:

    Деревня Пеньки прихода села Пахна Ярославского уезда
    ...
    Может, кто-нибудь знает какую-либо информацию о селе и, в частности, о деревне.

    Как можно поискать "какую-либо" дополнительную (после поиска в яндексе / гугле и на Форуме ) информацию о населённом пункте в Яр.губ.  - см. здесь.

    Например (см. п.12 по ссылке выше), названия некоторых имеющихся в ГАЯО дел по деревне Пеньки - здесь.
    Возможно, это не все дела по деревне Пеньки, которые есть в ГАЯО, т.к. это результат поиска по "дер пеньки", возможно, найдётся что-то ещё, если искать по "пеньк".

    #5 Елена_79

    Елена_79

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 15 сообщений

    Отправлено 05 Декабрь 2015 - 08:55

    Спасибо за подсказки!

    Деревня Пеньки по списку населенных мест Ярославской губернии за 1859 год числится как казенная. Это значит, что в ней жили не крепостные крестьяне, а государственные. Уйти из деревни, переехать в другое место им было гораздо легче. Они не платили выкупные платежи помещику.
    Принадлежала к приходу церкви святой Живоначальной Троицы (построенная в 1754 году на средства прихожан. Перестроена в 1854 году рядом с церковью находились дома священника и псаломщика) при с. Троица-Пахна (1889 г.).
    Большая торговая дорога в Углич, по левую сторону от дороги (1865 г.), при реке Которосли, деревня казенная, число дворов 10.
    сведения на 1889 г. (согласно спискам Школьной Комиссии Губернского Земства за 1899 г.) – Ярославский уезд, Крестобогородская волость, д. Пеньки
    Число наличных дворов:
    (по сведениям сельских старост на 1989 г.  – 14
    По данным волостных правлений на 1987 г. – 11
    Число дворов по сведениям приходских священников – 12
    Номер прихода – № 67
    По сведениям страхового отдела губернской управы 1901 г.
    Число домохозяев – 10

    #6 ИрИс

    ИрИс

      Председатель ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 3 088 сообщений

    Отправлено 19 Март 2016 - 22:52

    Документ из коллекции рукописей Ярославского государственного и художественно-архитектурного музея-заповедника .

    Формулярные ведомости о церквах и причтах их по ведомству благочинного Ярославского уезда села Пахны священника Константина Заболотского 1889 г. 44+2 л. Приведены сведения по церквам: Троицкой в с.Пахна; Спаса нерукотворного в Иванькове; Архангельской в с.Норском, Рождества Богородицы в с.Григорьевском, Рождества богородицы в с.Пажи; Спасской в Ярыжницах; Казанской в с.Сафроново;

    #7 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 16 Июнь 2016 - 15:26

    РНБ. ЯЕВ № 35 от 30 августа 1878 г. Ч. офиц. - Стр. 273 , 274

    Обозрение церкви села Пахны Преосвященнейшим Ионафаном,

    Ярославским и Ростовским,30 августа 1878 года.


    30-го августа сего 1878 года Преосвященнейший Ионафан, епископ Ярославский и Ростовский, изволил выехать из Ярославля для обозрения сельских церквей по Угличскому тракту. Выбывши за город , он нечаянно посетил моленную старообрядцев, которая называется Андроновою по имени своего давным давно умершего строителя. В половине пятого часа за полдень Владыка прибыл в село Пахну, находящееся в пяти верстах от Ярославля.
    Пахна – приход незначительный и церковь в нем нуждается во многом. Толпы народа с половины дня начали приходить к церкви, желая увидеть своего Владыку, посмотреть на порядок его принятия в храм и получить его Архипастырское благословение. По обычной встрече Архипастырь вошел в холодную Троицкую церковь, прежде всего с полным вниманием осмотрел вновь устроенный красивый и благолепный иконостас; потом, вошедши в алтарь, осмотрел святые запасные Дары, святое миро на престоле, утварь церковную, поставленную на жертвеннике, и церковные документы, положенные на особом столе, за тем преподал в алтаре благословение местному причту, при чем не сделал никаких замечаний и только спросил седовласого причетника: сколько ему лет от роду и как исправляет он службу церковную? По выходе из алтаря, когда прихожане начали подходить на благословение, Владыка, имея в виду недавнее устройство иконостаса, сказал прекрасную речь к собравшемуся народу о неуклонном хождении во храм Божий и о пожертвованиях на благоукрашение храма. Каждое слово его глубоко падало на сердце народа, жаждавшего слышать наставление из уст самого Архипастыря. На другой день эту речь всю пересказал мне один из бывших во храме прихожан. Простодушный крестьянин прибавил при том: «Спасибо Преосвященному Владыке: поучил нас, а мы народ подгородний, ленивенький ходить в церковь-то. Нам все некогда, да недосуг, да надо ехать в город. Ровно гадал он наши привычки, против них и сказал нам свое слово.»
    С пением тропаря храма Владыка вышел из холодной церкви. В алтаре теплой церкви он обратил внимание на старый полотняный антиминс, хорошо сохранившийся от времени митрополита Арсения Мациевича и доселе употребляемый для совершения Божественной литургии. По выходе из церкви местный священник просил Архипастыря посетить его дом и благословить его семейство, на что он благосклонно и изъявил согласие. Троих малолетних детей священника Владыка благословил финифтяными образками, а старшему из них дал еще книжку.
    Вступивши в зал церковного дома, Владыка изволил принять стакан чаю, в течение двадцати минут занялся разговором, при чем ознакомился с хозяйственным бытом священника. Спрашивая об училище, в котором я состою законоучителем, спросил:
    - Сколько получаешь законоучительского жалованья?
    - Два рубля с полтиною в месяц, Ваше Преосвященство.
    - Только-то! А сколько раз ходишь в неделю заниматься в училище?
    - Четыре раза в неделю, при чем каждый урок мой продолжается полтора часа времени.
    При этом Владыка выразил удивление к размерам законоуительского жалованья, которым награждает труды сельских священников Ярославское земство за преподавание в училищах закона Божия. По замечанию о. благочинного речь после того склонилась на прежде бывший на Пахне монастырский дворец, место которого пожелал Владыка увидеть лично. Выходя из дома священника, Преосвященный Ионафан вновь благословил все семейство.
    При взгляде на храм, он сказал священнику: «Еще не достает вашему храму ограды, которую надо устроить». Вместо награды церковное кладбище обрыто канавою и ограждено валом неправильной формы, отчего и нет красивого вида у этих сооружений. Не достает также и порядочного колокола. В настоящее время вес всех колоколов менее 130 пудов; поэтому и торжественный звон при сретении Архипастыря не особенно был благозвучен и громогласен.
    Когда Владыка пошел осматривать место бывшего дворца, один седовласый старец подошел к нему со словами: «Вот здесь был архиерейский дворец. Спросите о. Петра, что служил у нас, а теперь состоит вашим казначеем; он Вам об этом расскажет». Владыка, ответствуя старцу, сказал, указывая на меня священникам: «Вот он пусть об этом разведает и напишет», чем дал понять старцу-крестьянину, что на казначее архиерейского дома лежат уже другие обязанности.
    Садясь в карету при колокольном звоне, Владыка вновь окружен был толпами народа, который долго шел за удалявшимся Архипастырем, напутствуя Его Преосвященство своими сердечными благожеланиями.
    После провождения Архипастыря возвратившись домой, я удивлен был другою сценою. Надобно было видеть радость детей, получивших образки и книжки из рук Владыки. «Сейчас, мама, надень нам образки на шейку», - говорят матери младшие дети. «Папа! Я эту книжку буду учить, давай в ней мне уроки», - говорит мне старший осьмилетний мальчик. Радости детей не было конца. Старший мальчик и спать лег с архиерейской книжкой. Но не одни дети, обрадованные Владыкой, и мы все, и все приходские жители долго не забудут посещения Архипастыря и его сердечной приветственной речи, отечески сказанной народу, от всей души любящему своих Архипастырей, и долго будут вспоминать каждое слово, каждую черту сего Архипастырского посещения и передавать о том своим детям и всем своим знакомым, сторонним обывателям нашей местности.

    Села Пахны священник Флегонт Морев.



    #8 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 16 Июнь 2016 - 15:53

    Список Высочайше утвержденных приходов по Ярославскому уезду. - Ярославль. 1878 г. Стр. 4, 6.

    5. Пахненско-Иваньковский.
    а) Троицкая церковь в селе Пахне
    б) Спасская церковь в селе Иванькове

    В приходе состоят селения: 1) Пахна, 2) Пеньки, 3) Карамановская, 4) Ивановский перевоз, 5) Старая и Новая Карачиха, 6) Пятовская, 7) Суринская с 14 душ. м. п., 8) Чурилково, 9) Чебоксаровская, 10) Иваньково, 11) Редковцыно, 12) Брагино с 44 душ. м. п., 13) Овинишки, 14) Фрольцево, 15) Очапки, 16) Волкуши, 17) Зманово.

    Из них первые 9 селений должны быть в заведывании причта Троицкой церкви, а остальные 8 - в заведывании причта Спасской церкви.

    #9 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 16 Июнь 2016 - 16:09

    А.А. Титов. Ярославский уезд - Москва, 1884.

    Крестобогородская волость.

    Стр. 43  
    «верстах в пяти от него [от Ярославля], по Угличскому тракту, село Пахна с Ивановским перевозом, водяными мельницами, рыбною ловлею, поемными лугами и разными другими угодьями, наглядно напоминают о богатстве и обширности бывших владений Ярославского Спасского монастыря».

    Стр. 44
    272. Пеньки, каз. деревня при р. Которости, в 5 в. от Ярославля; дворов 12, душ муж. пола 22, женского 28.

    Стр. 44
    273. Пятовская, каз. деревня при пруде, в 5 в. от города; дворов 57, душ муж. пола 129, женского 144.

    Стр. 44
    274. Троица-Пахна, казенное село при р.р. Которости и Пахне, в 5 в. от Ярославля; дворов 7, душ муж. пола 9 и женского 11. Каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и св. Феодора, Давида и Константина, Яросл. чуд., воздвигнута в 1854 году.

    Стр. 44
    275. Чебоксаровская, каз. дер. при пруде, в 4 в. от города; дворов 16, душ муж. пола 27 и женского 40.

    Курбская волость.

    Стр. 120 , 121
    813. Ивановский перевоз, дер. при р. Пахне, 9 вер. от Ярославля; дворов 41, душ м. п. 90, ж. п. 118. Каменная часовня.

    Норская волость.

    Стр. 133
    916. Старая Карачиха(Екимовка), дер. при рч. Каменном, в 7 в. от Ярославля; дворов 17, душ м. п. 39, ж. п. 39.

    Стр. 133
    918. Суринское, л. дер. при р. Ломкиш, в 8 вер. от города; дворов 13, душ м. п. 49, ж. п. 61.

    Стр. 133, 134
    919. Новая Карачиха, вл. Дер. рч. Каменном, в 8 вер. от города; дворов 10, душ м. п. 22, ж. п. 29. Маслобойный завод, мелочная лавка.

    Спас-Ярыжинская волость.

    Стр. 139
    967. Чурилково, вл. дер. при колодцах в 9 вер. от города; дворов 12, душ м. п. 38, ж. п. 39.

    Кармановская, дер. - не нашла.

    #10 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 28 Июнь 2016 - 13:31

    РНБ. ЯЕВ № 34 от 22 августа 1879 г. Ч. неофиц. - Стр. 269 , 270

    Голландский колокол под Ярославлем.


    В селе Троицком на Пахне (что в 4-х верстах от Ярославля, по Угличской дороге), на церковной колокольне, есть небольшой, около 4 пудов весом, колокол, имеющий следующую надпись:

    IC BEN CHECOTEN VAN ADRIAEN STEYLAERT

    ANNO MDLXXII.


    Местный священник о. Флегонт Морев, сообщивший это сведение, прибавляет, что по бокам колокола имеются четыре малых круглых клейма и в последнем из них двуглавый орел, а на нем корона с крестом. Под орлом с левой стороны подписано DIE STAT, а с правой такое же число букв, имевшихся тут, срублено и самое место их сглажено подпилком.

    В дополнение к этим словам заметим, что первая строка надписи: IC BEN ... STEYLAERT писана на нижненемецком наречии или голландском языке, а вторая ANNO MDLXXII - на латинском языке, и могут быть переведены так:

    Я ВЫЛИТЪ АДРИАНОМЪ СТЕЙЛЕРТЪ.

    В 1572 году.


    Третья надпись, под орлом: DIE STAT, значит по-голландски город.
    Если же надписи колокола голландские, то очевидно, колокол лит в Голландии. Голландия же в 1572 году входила в состав великой испанской монархии Филиппа II и управляема была знаменитым герцогом Альбою, который был здесь королевским наместником с 1567 по 1573 год.
    Но спросят: какое же имя вырублено в 3 надписи, или другими словами, в каком городе вылит был настоящий колокол? Прямых указаний на такой ответ не знаем, но считаем позволительной догадку, что таковым городом был Брюгге, потому что
    1) город этот в средние века был столицей Фландрии, а в XVI веке величайшим (250 тыс. жителей) и промышленнейшим городом своей страны, имевшим именно в колокольном деле первоклассную знаменитость, так что историк ван Гассельт пишет: "куранты Брюжской башни, существующей с начала XIII века, признаны прекраснейшими в Европе: они состоят из 47 колоколов, образующих четыре октавы".
    2) Имя знаменитого музыканта XVI века Адриана Villaert, происшедшего из Брюгге, показывает, что у граждан этого города был между прочим обычай составлять имена фамилий из слов laert, с прибавкой спереди односложного слова, а это и повторилось в имени Steylaert.
    3) Слово Bruegge имеет 7 букв, т.е. ровно столько, сколько находилось их на правой стороне 3-й надписи под орлом.
    Такое наше сведение о Пахонском колоколе.

    #11 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 01 Июль 2016 - 20:19

    РНБ. ЯЕВ № 12 от 21 марта 1879 г. Ч. офиц. – Стр. 95

    По поводу изъявленного единоверцами желания перечислиться в православную церковь.


    Священник Ярославской Успенской единоверческой церкви Константин Горицкий донес, что четыре семейства его прихожан-единоверцев изъявляют свое желание исполнять все христианские обязанности в православной грекороссийской церкви и принадлежать к избранным ими следующим приходам:

    3) крестьянин деревни Пятовской, Ярославского уезда, Михаил Иванов Топоров, 27 л., с женою Евдокиею Григорьевой, 23 л., и
    4) крестьянская вдова той же деревни Елена Павлова Топорова, 42 л. и дети ее Андрей , 17-ти л., Наталья, 13 л., Петровы – к Троицкой, что на Пахне, церкви, которые семейства и ходят уже в упомянутые церкви, крестят в них своих новорожденных детей и принимают местных православных священников в свои домы со св. водою.

    #12 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 02 Июль 2016 - 08:36

    РНБ. ЯЕВ № 3 от 17 января 1879 г. Ч. офиц. - Стр. 18

    Выписка из ведомости под лит. Б, по коей преподано благословение Святейшего Синода

    нижеследующим лицам:

    По Ярославской епархии:


    7. Крестьянину Ярославского уезда, деревни Ивановского перевоза Прокопию Шалаеву.

    * * *
    РНБ. ЯЕВ № 9 от 28 февраля 1879 г. Ч. офиц. - Стр. 76

    Об изъявлении благодарности за пожертвования.


    Благочинный, протоиерей Иоанн Немиров донес, что в холодной Троицкой церкви села Пахны, Ярославского уезда, с Архипастырского разрешения, устроен новый четырех-ярусный иконостас с вызолоченными червонным золотом 22-мя колоннами и резьбою по белому фону и с постановкою в оном икон лучшей живописной работы, на что употреблено пожертвованных доброхотными дателями 1900 руб., в том числе: проживающим в Петербурге крестьянином деревни Ивановского Перевоза Прокопием Герас. Шалаевым 575 р. и церковным старостою крестьянином Александром Еф. Чекаловым 200 р.
    За каковое усердие объявляется жертвователям благодарность епархиального начальства.

    #13 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 03 Июль 2016 - 23:20

    РНБ. ЯЕВ № 42 от 17 октября 1879 г. Ч. офиц. – Стр. 340

    Об утверждении в должности законоучителей.

    7) священник села Пахны, Ярославского уезда, Константин Заболотский в Троицком на р. Пахне начальном народном училище, 14 октября.

    #14 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 27 Декабрь 2017 - 20:31

    РГБ. Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода. Том 1. (1542-1721). С.-Петербург. 1868 г. С.с. 358, 359.
    № 322/115. 10 июня/23 октября.  Об обязании крестьян синодального ведомства, обще с дворцовыми и помещичьими, содержать имеющихся в вотчине Спасо-Ярославского монастыря селе Пахне казенных овчарных заводов.

    Некоторые монастыри обязаны были содержать овчарные заводы, как например: Ярославской Спасской, и давать отчет в этом Берг-Коллегии. Св. Синод, которому поручено было взять и хозяйственную часть монастырей, естественно должен был войти в столкновение с  светскими начальствами, узнавши, что оно вторгается в хозяйственную часть монастырей и содержит на их счет казенные овчарные заводы. Настоящее дело представляет пример такого столкновения.

    #15 АннаЧуф

    АннаЧуф

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 499 сообщений

    Отправлено 04 Февраль 2018 - 02:15

    Газета "Известия Яргубисполкома" от 23 марта 1921 г.
    Село Троице-Пахна Норской волости.

    Прикрепленный файл  23.jpg   72,71К   1 Количество загрузок:

    #16 АннаЧуф

    АннаЧуф

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 1 499 сообщений

    Отправлено 19 Февраль 2018 - 22:26

    Газета "Известия Яргубисполкома" от 19 августа 1920 г.
    Село Троица на Пахне.

    Прикрепленный файл  19 (2).jpg   89,83К   1 Количество загрузок:

    #17 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 02 Июль 2018 - 14:44

    ЯЕВ № 11 от 14 марта 1864 г. Ч. офиц. С. 68
    Список духовных лиц, занимавшихся обучением крестьянских детей.
    Церкви села Пахны Ярославского уезда священник Петр Судьбинин с 1858 года 33 мальчиков и 4 девочек чтению, чистописанию, счетоводству, молитвам и заповедям с изъяснением содержания их, за тем в разговорном виде преподавалось о событиях из ветхой и новой священной истории, наконец давалось понятие о временах года, днях, часах и т.п. и объяснялось как найти по святцам день Пасхи, рождения и ущерб луны и проч.

    #18 Марина Чебаненко

    Марина Чебаненко

      Ветеран

    • Ветераны
    • PipPipPipPipPip
    • 11 566 сообщений

    Отправлено 20 Июль 2018 - 08:30

    ЯГВ № 9 от 1 марта 1852 г. Ч. неофиц. С. 77
    Внутренние известия.
    Ярославль. В последних числах минувшего декабря и в первой половине января по Ярославскому уезду были три пожара: ..., сгорело в деревне Кармановской, 19 января, 4 дома с надворными постройками.

    #19 ОЛЬГА БАЛАШОВА

    ОЛЬГА БАЛАШОВА

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 293 сообщений

    Отправлено 12 Ноябрь 2018 - 23:50

    Список захоронений дореволюционного и советского периодов
    в с. ПАХНА Ярославского района (Ярославского уезда
    ) здесь


    Изображение  Изображение


    _________
    Фото: Ольга Балашова (г. Ярославль), 16.10. 2018 г.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 0

    0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования