1920-1921 г.г.
л. 11
Обследование Холмо-Огаревской шк. I ступени Шопшинской волости Ярос. уезда.
Тип школы: школа I ступени, преобразованная из земской школы, язык преподавания русский, интерната при школе нет.
Место нахождения школы. Ярославской губ. и уезда Шопшинской в. с. Холм-Огарев.
Дата обследования 1920 года Августа 13 дня.
Обследование производил школьный инструктор Шопшинского В.О.Н.О. п/п
Н. Федоров.
1.
Внешняя среда, влияющая на жизнь школы.
Школа расположена на холме с северной стороны лес, а с остальных поля, в одной версте от школы находится речка "Талица", вообще местность холмистая.
2.
Культурно-бытовые условия.
Школа обслуживает район в 1000 челов.
Расстояние до гор. Ярославля , как культ. центра _2 версты. (
Первой цифры не видно, склеены листы)
л. 11об
до водной артели 33 верст., до станции ж. дор. Коромыслово 6 верст. Население Великороссы, крестьянство почти все грамотное из 100% 10% не грамотн. интерес к знанию и искусству наблюдается в чтении газет и при (постановке) спектаклей.
3.
Экономические условия: Продовольственный вопрос в данном районе обстоит удовлетворительно. Лесных материалов вполне достаточно. Осветительные средства крестьянство получает часть из центра и часть на товарообмен. Что же касается одежды и обуви, то в данном районе крестьянство бедствует.
4.
Политические условия. Политическая сознательность масс удовлетворительна.
Отношение к советскому строю терпимое. Коммунистических ячеек в районе нет. Количество населения, принадлежащего к партии, 6 челов.
л. 12
5.
Санитарные условия: Состояние жилищ среднее, местность вполне здоровая. Эпидемические заболевания: (болели) тифом и оспой. Смертность не значительна. Врачебного пункта в районе нет. Обслуживается же район Великосельским больничным пунктом.
II. Школа.
а) Обстановка школьной работы
I.
Помещение: Помещение специально выстроено для школы, деревянное, двухэтажное. Комнат четыре и один теплый корридор. Размер всего здания 1232 куб. арш. Первые две комнаты по 150 куб. арш., третья комната 120 арш. куб., четвертая 130 куб. арш. и корридор 150 куб. арш. Количество воздуха на одного человека 5 куб. арш. Отношение световой площади к площади пола 1 ком. - 6 кв. арш. к 50 кв. арш., комната - 4 1/2 кв. арш. к 50 кв. арш.
л. 12об
2.
Отопление и освещение: одна русская печь и две галланки, степень удовлетворительности в полне достаточна. Отопления было вполне достаточно, освещения не хватало. Перерыва в занятиях за отсутствием топлива не было.
3.
Обстановка. Обстановкой школа бедна: 11 четырех местных парт, шкаф один и одна классная доска, в качественном отношении этого и количественном всего этого недостаточно. Из предметов обихода имеются всего лишь 2 ведра, бадья, тущильник один и самоварная труба , всего этого слишком не достаточно.
4.
Школьная форма: никакой нет.
5.
Кухни и столовой при школе не имеется.
6.
Мастерских нет.
7.
Лаборатории - нет.
8.
Опытной станции и уголка живой природы при школе не имеется.
9.
Учебных пособий и руководств для школ. работ учащихся в полне не достаточно.
10.
Школьный музей. Кроме небольшого количества картин (16 картин) по естествов. и 30 шт картин по русской истории и одного глобуса ничего не имеется, в этом отношении школа стоит в самых у плохих условиях.
11.
Библиотеки при школе не имеется, есть лишь одна библиотека Кул. Пр. Кр. (культурно-просветительный кружок - М.Ч.), в этом отношении школа находится в ужасных условиях.
12.
Студии худож. не имеется.
13.
Комнат для свободного время провождения нет.
б) Школьный коллектив.
1.
Школьные работники. Количество трое:
1.
Геразмина Анна Петровна. Партийная. Окончила Великосельскую второклассную школу. Имеет свидетельство на звание учительницы. Окончила курс в 1903 году. Учительствует 17 лет.
2.
Покровская Ольга Ильинична. Окончила Ярославское епархиальное училище в 1903 году. Учительствует 17 лет. Безпартийная. Младшая шк. работница.
3.
Жохина Евдокия Александровна. Неграмотная.
Распределение образоват. воспитательных функций по группам Геразмина 1 и 3 гр., Покровская 2 и 4 гр.
Технич. сотрудников не имеется.
Посещаемость школы уч-ми средняя, была в полне исправна.
2.
Технических сотрудников и специалистов нет.
3.
Учащиеся. Всего у-хся 60 чел.
1 гр. - мал. 10, дев. 7.
II гр. - мал. 10, дев. 4.
III гр. - мал. 9, дев. 4.
4 гр. - мальч. 10, дев. 6.
Крестьянство среднее. Великороссы. Возраст с 8 до 15 лет.
Посещаемость школы уч-ся средняя.
4.
Школьные группы. Колич. четыре, составлены по степени развития, экспериментально психолог. (л. 14) исследований при школе не организовано. Врач (
дальше написано одно по другому - не понятно) образовании групп не имеет.
5.
Школьное самоуправление. Существует школьный совет. Председатель совета
Киселев Николай Петрович, члены
Булкин И. Сем.,
Копансков Алексей Леонтьевич.
Вся хоз. жизнь школы лежит на председателе шк. сов. Члены же школьн. сов. индиферентно относятся к работе. Исполнительных Комиссий нет. Роль учительства, как руководящие школой. Главную же роль в жизни школы играют учащие.
6.
Организация и характер школьной работы.
I.
План занятий: Общего систематического плана при школе не имеется, а также не имеется и расписания трудового дня. Свободные праздники (советские) и религиозного культа.
Ни каких членов шк. коллектива в составлении образ. воспит. плана нет.
л. 14об
2.
Труд и характер его объединения с образов. работой в школе.
а) Труд, направленный на удовлетворение хоз. и материальных потребностей в школе: было питание в начале года, был уход уч-мися за помещением, и учащиеся производили мелкий ремонт по школе. Ни каких работ на фабриках и заводах, по сельскому хоз. и общественно-государств. учреждениях не было.
в) Образовательных работ концентрирующихся вокруг трудовых знаний не было.
не было также и изучение труда в техническом , естественно научном отношениях.
г) Были занятия родным языком и общественными науками, были также экскурсии, чтения и беседы, ни каких работ в виде записей самостоят. писменн. работ. учащимися не производилось.
л. 15
д) Труд с точки зрения соблдения санитарно-гигиениеских условий.
3. Средства эстетического воспитания.
Пение, игры и была также постановка детских спектаклей в количестве три спектакля.
4. Средства физического образования: выражалось лишь в играх и прогулках. Были заболевания в школе тифом человек 8 восемь.
5.
Выявление индивидуальности уч-ся
а) особенных индивидуальных не было.
б) Исключительных особенностей по отдельным специальностям не наблюдается.
7.
Профессионально-политическ. объединение учащих.
Все школьные работники состоят в Союзе работ. по Просв. и Соц. Кул.
8.
Организация учащихся.
л. 15об
Устраивались праздники, учительнциа была руководительницей этих праздников.
Школа и население.
1. Школа, как культурный центр в обслуживаемом ею районе.
Устраивались школьным коллективом бесед[ы], было чтение газет два раза в неделю, было чтение лекций в количестве двух лекций, и устраивались спектакли.
2. Отношение населения к кул. просв. начинаниям: удовлетворительное, это видно из того, что на чтения, на лекции не шло охотно.
3. Политическая роль школы в районе.
Никакой пропаганды школьным коллективом среди населения не было. Не было также ознакомления с сущностью Сов. Конституции и задачами Сов. власти.
4. Активного участия в проведении митингов, манифестаций школа не принимала.
л. 16
Школа и ее участие в общественно полезном труде не принимала (организ. трудов. арт. и т.д.)
5. Население активного участия в строительстве новой школы не принимало.
п/п Учащие А. Геразимна, О. Прокровская. Школьный инструктор Н. Федоров.
Заключение.
В заключение Холм -Огаревской школы I ступени можно сказать следующее:
Требуются пособия для учащихся и руководства для школьных работников, потому что что у них имеется при школе в настоящее время, то того не достаточно.
Требуется также и инвентарь, так как его при (л. 16об) школе совершенно почти нет, как например в первую очередь нужно приобрести классную доску, потому что классов два , а доска одна.
Относительно дело производства школы можно сказать, что
1) этой работе учащие относятся индеферентно, книги имеются, но не составлены по новому образцу и нет никаких в них записей.
В санитарном отношении школа в порядке. Требуется мелкий ремонт здания. В общем видна забота учащих о школе, конечно, чувствуется неподготовленность, так общего характера, а не политического, что и является причиной не знания некоторых сторон жизни трудовой школы. При школе имеется Кул. Пр. Кр. и изба читальня, и активное участие в культурно просв. раб. принимают учащие , как например, (л. 17) изба читальня фун[к]ционирует благодаря шк. раб. Геразминой, так через посредство ее крестьянство получает газеты, она же устраивает часто беседы с ними.
Вся хоз. жизнь школы лежит на Председателе шк. сов. и учащих, члены же шк. совета индеферентно относятся к работе.
Очередной задачей, стоящей перед школой на пути реформы, является быть организованными и исправить все недоразумения в жизни школы.
Августа 13 дня 1920 года.
Инструктор Н. Федоров.
-----
ГАЯО. Р 1787-1-59. Списки учащихся школ 1-ой ступени Холмо-Огаревского школьного района волости за 1920-1921 учебный год, на 50 листах.