Перейти к содержимому

Для гостей и участников, у кого возникли проблемы с регистрацией или забыли пароль или логин: 1) напишите мне на почту voroninee@yandex.ru или напишите (не звоните!!!) мне СМС, в мессенджерах Viber или WhatsApp на номер +79106650102 2) обозначьте проблему 3) укажите, с какой почты и/или с каким логином регистрировались. С уважением, администратор Форума ЯрИРО Евгений Воронин.

Очередное заседание ЯрИРО состоится 15 февраля 2020 года. Точные время и место будут обозначены ближе к событию. Обсудить на Форуме >>>

Новости:
  • 03.01.2020. Библиотека общества. Электронные материалы. Добавлено "Костромское ополчение в Великой войне 1914-1918 годов", "Материалы для истории 138-го пехотного Болховского полка. Части 1 и 2" >>>
  • 21 - 22 сентября 2019 года в селе Вятское прошла 4-я Встреча потомков предпринимателей и духовенства "Птицы возвращаются к гнездовьям" >>>
  • 22 ноября 2019 года. В МУК «Музей истории города Ярославля» состоялась конференции "Роль медицинских династий в становлении здравоохранения в городе Ярославле и Ярославской области" в рамках одноименного музейного проекта >>>

  • Метрические книги (общая тема)

    документы метрические книги

    • Авторизуйтесь для ответа в теме
    Сообщений в теме: 437

    #421 Darya V

    Darya V

      Модератор. Совет ЯрИРО

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 25 692 сообщений

    Отправлено 05 Декабрь 2019 - 21:18

    Просмотр сообщенияLiubov (05 Декабрь 2019 - 21:11) писал:

    Столкнулась с тем, что возраст, указанный в метрических книгах, не соответствует возрасту в ревизских сказках. Какому документу больше доверять? Или ошибки могут быть в том и другом?

    Любовь, вот хороший ответ из темы "Ревизские сказки":

    Просмотр сообщенияANKa10 (20 Март 2011 - 21:17) писал:

    ...Ошибки встречаются везде. В метрических книгах достоверны записи о рождении и браке, так как записываются непосредственно во время крещения или венчания. Возраст в записях о смерти бывает неверным, чаще завышенным. В ревизских сказках ошибок тоже много. Лучше всего иметь данные из разных документов за разное время, так надежнее.


    #422 Liubov

    Liubov

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 16 сообщений

    Отправлено 08 Декабрь 2019 - 15:46

    Спасибо!

    #423 pelevinmm

    pelevinmm

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 25 Декабрь 2019 - 18:13

    Добрый день всем, прошу помощи :)

    Я споткнулся о следующую запись, 1889 года, о женихе (моём прапрадеде):
    ...деревни Боброва крестьянский сын Гаврил Феодосиев православного вероисповедания; первым браком; 20 лет

    Как видно, отец его не указан. У невесты же отец указан, как и положено.
    Вопрос: почему здесь записано не "крестьянин", а "крестьянский сын"? Почему мог быть не указан отец у Гаврила?
    Примечание: в РС в 1858 году в деревне Боброво нет ни одного Федосея (а должен был бы быть: раз Гаврил родился около 1869, его отец Федосей должен родиться не позже 1869 - 18 = 1851 года).

    #424 Andko

    Andko

      член ЯрИРО, СВРТ

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 1 776 сообщений

    Отправлено 25 Декабрь 2019 - 20:10

    Деревня владельческая?
    Помещик мог перевести крестьянскую семью в Боброво из другой своей деревни.

    Насчет отсутствия информации об отце.
    Метрические книги тоже люди писали, и не всегда они делали это по шаблону. Увы...

    Деревень Боброво в Ярославской губернии было 4 штуки. В каком приходе Ваша?
    Исповедные росписи сохранились?

    #425 pelevinmm

    pelevinmm

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 25 Декабрь 2019 - 21:00

    Спасибо!
    Да, деревня помещичья (Костромская губерния, Макарьевский уезд, Унженская волость; на 1858 год владелец Верховской Михаил Иванович; ревизские сказки - ГАКО фонд 200 опись 13 дело 367). Что могли крестьянскую семью перевести - это понятно, буду искать Федосея по другим деревням.
    Приход Вознесенской церкви села Вознесенского что ли... Метрические книги есть за 1880-1918 годы (в частности, ГАКО фонд 56 опись 6 дело 163). Про исповедные росписи ничего не слышал.
    То есть, вы полагаете, что за термином "крестьянский сын", вероятно, ничего не стоит, кроме прихоти человека, делавшего запись?
    Я-то надеялся услышать, что есть какая-то логика.
    К примеру, раз хозяин дома женится (а отец его давно уж помер и вообще про него ничего не известно) - надо записать крестьянин Иван Иванов.
    Если хозяин дома недавно помер - надо записать умершего крестьянина Ивана Иванова сын Иван.
    Если женится не хозяин - надо записать крестьянина Ивана Иванова сын Иван.
    Ну и при каких-то конкретных условиях надо записать крестьянский сын Иван Иванов. :)

    #426 Елена Дмитриевна

    Елена Дмитриевна

      Ветеран

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 4 387 сообщений

    Отправлено 25 Декабрь 2019 - 21:15

    Логику Вы правильно сформулировали, но только строгости в ее соблюдении не было. В первом случае - именно так и писали, во втором - практически тоже так, а вот третий и четвертый случаи часто встречались в одних и тех же ситуациях - когда женился сын, живший при отце-крестьянине. Могли написать отца и тогда сына назвать только по имени, а могли просто написать про жениха крестьянский сын. И разделить эти ситуации практически невозможно, во всяком случае для нас, читающих эти метрические книги.

    #427 pelevinmm

    pelevinmm

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 14 сообщений

    Отправлено 25 Декабрь 2019 - 21:26

    Елена, ясно, спасибо.

    #428 Козерог

    Козерог

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 420 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2020 - 12:34

    При изучении родословной по материнской линии семьи Ивановых в метрических книгах за 1771 год (ГАЯО ф.230 оп.13 д.5573) нашла следующую информацию: 03.02.1771 года вотчины майора Д.П. Бестужева-Рюмина д.Паркова крестьянина Василия Яковлева отрок Михайло оной же вотчины д.Столыпино бывшего крестьянина Василия Федорова (мой 5-прадедушка) с женой вдовой Марфой Андреевой, которая была моложе моего 5-прадедушки на 17 лет. При этом в исповедной росписи за 1771 год (ГАЯО ф.230 оп.13 д.5233) мой Василий Федорович присутствует на исповеди, что, безусловно, исключено. Но самое невероятное - что в метрических книгах за 1769, 1770, 1771 годы не нашла запись о смерти Василия Федоровича. Может ли быть так, что священники забыли внести запись о смерти крестьянина?

    #429 Елена Дмитриевна

    Елена Дмитриевна

      Ветеран

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 4 387 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2020 - 13:53

    Просмотр сообщенияКозерог (06 Январь 2020 - 12:34) писал:

    ... Может ли быть так, что священники забыли внести запись о смерти крестьянина?
    Вопрос неудачен. Любой человек может что-то упустить в своем деле, даже важное. Прямой ответ: Да, может. И что дальше? Вы будете подобные случаи сразу маркировать как ошибку, упуская альтернативные варианты?

    Вопрос заключается в том, могут ли быть какие-то варианты объяснения ситуации, кроме признания ошибки церковно-священнослужителей? Вот один из вариантов, встречающийся в реальности..
    Василий Федорович мог умереть, находясь в отлучке, и быть погребенным не в своем приходе. В этом случае запись о смерти может встретиться в приходском экземпляре метрических книг на отдельно вшитых листах и быть случайно (или по задержке сообщения о смерти) подшитой не в нужный год. Если он умер, например, в конце 1770 г., то запись могла и не попасть в консисторский экземпляр метрических книг за 1771 г., который Вы, скорее всего, смотрите. Хорошо бы полистать приходской экземляр, если он доступен, и за большее число лет, обращая внимание на подшитые листочки.
    И мы уже обсуждали, что в консисторском экземпляре ИР бывают случайные ошибки такого рода, то же самое может быть и с МК..

    #430 Козерог

    Козерог

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 420 сообщений

    Отправлено 06 Январь 2020 - 18:22

    Спасибо большое, Елена Дмитриевна, за подсказку. Буду искать дальше, чтобы выяснить до конца, если это будет возможно.

    #431 Ольга Ф

    Ольга Ф

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 17 сообщений

    Отправлено 07 Январь 2020 - 18:27

    Просмотр сообщенияDarya V (18 Октябрь 2007 - 01:25) писал:

    Метрические книги церквей сёл Костромской губернии,
    имеющиеся в Гос. архиве Ивановской области

    Кинешемский уезд
    Сёла:
    ..., Батманы, ..., Берегово, ...

    Дарья, не подскажете, за какие годы в ГАИО есть метрические книги:
    села Берегово (Преображенская церковь),
    села Батманы (Рождественская церковь)?
    Спасибо

    #432 ВВладимир

    ВВладимир

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 480 сообщений

    Отправлено 07 Январь 2020 - 19:25

    Берегово 1840-1917гг
    Батманы 1805-1817гг

    #433 Ольга Ф

    Ольга Ф

      Участник

    • Пользователи
    • PipPip
    • 17 сообщений

    Отправлено 07 Январь 2020 - 19:46

    Спасибо большое, Владимир!

    #434 Alize

    Alize

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 215 сообщений

    Отправлено 18 Январь 2020 - 13:54

    Уважаемые форумчане, в метрической книге за 1836 год встретилась запись о смерти:

    ГАЯО, 230-1-13467, л. 1126об.

    "... правиянского штата служитель Семен Ефимов Корталин, 55, чахоткой".

    Что это за должность, отрасль службы, кто-то сталкивался с подобным? Предполагаю, что это какой-то провиантский штат в армии, так как искомый человек с аналогичным именем за 20 лет до этого был призван в рекруты, а дальше пропал из документов. Подскажите, пожалуйста, знающие.

    #435 Елена Дмитриевна

    Елена Дмитриевна

      Ветеран

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 4 387 сообщений

    Отправлено 18 Январь 2020 - 15:38

    Наверняка из провиантской службы. В эти годы (1836) рекрутская повинность еще была бессрочной, хотя в 1834 г. была введена система бессрочных отпусков для солдат: после 20 лет службы солдат мог быть уволен в бессрочный отпуск, но при необходимости мог быть взят в армию вновь. Поэтому писали род службы, а не как позже - отставной солдат. Только в 1851 г. был установлен срок обязательной службы в 15 лет. Скорее всего, Семен Ефимов был из уволенных в бессрочный отпуск.

    #436 Alize

    Alize

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 215 сообщений

    Отправлено 18 Январь 2020 - 21:35

    Елена Дмитриевна, спасибо, подтверждаете мои предположения, все разъяснили!

    Есть одна сложность в идентификации по этой записи нужного человека.
    Полностью совпадают имя и отчество (Семен Ефимов - все-таки не Иван Иванов), возраст, приход и род деятельности: военная служба. Но в записи не указана конкретная деревня прихода, вообще никакой приписки ни к помещику, ни к населенным пунктам. И фамилия Корталин - не знакома. Все потомки рода будут носить абсолютно другую, а на данный период времени официальных фамилий в приходе еще не указывается.

    Вижу два варианта:
    1) фамилия Корталин - более древняя родовая, которая со временем поменялась (Семен Ефимов как раз может быть родоначальником новой);
    2) фамилию Корталин могли дать на военной службе по определенным воинским основаниям.

    Семен Ефимов 1781 г.р. призван в рекруты в 1812 году, пропадает из всех документов на 20 лет. И в 1836 году в приходских метриках умирает служитель провиантского штата Семен Ефимов Корталин 1781 г.р. Дилемма, которую разрешить довольно трудно: один это человек или разные...

    #437 Елена Дмитриевна

    Елена Дмитриевна

      Ветеран

    • Администрация форума
    • PipPipPipPipPip
    • 4 387 сообщений

    Отправлено 18 Январь 2020 - 22:43

    Для того тобы уверенно ответить на Ваш вопрос, нужно бы глубже вникнуть во все обстоятельства и документы, но на основании того, что Вы здесь показали, я бы сделала вывод, что это один человек. Предполагаю также, что фамилия Корталин старинная, а у потомков - новобразованная или вторая уличная. Это по моему опыту. Попробую мой опыт изложить.

    У большинства крестьянских родов была старинная фамилия, но в малых владельческих деревнях, особенно если крестьяне были не на оброке, она была мало востребована, в документах ее не писали и она постепенно забывалась. Особенно часто это происходило в конце 18-го - на рубеже 19-го века, когда дворяне были освобождены от обязательной службы, поместья к этому времени все стали вотчинами, власть помещиков  укреплялась и крепостное право стало распространяться на личную зависимость крестьянина от владельца, а ведь первоначально служилые люди награждались именно землей с живущими на ней крестьянами и речь о личной зависимости не шла. Когда крестьянина стало можно продать, подарить, переводить с места на место, память о старинной фамилии, как и о личном достоинстве хозяина обрабываемой земли утрачивалась. Это я хорошо проследила на многих документах по моему отцовскому роду.

    Когда крестьян брали в рекруты или в солдаты, их обязательно записывали с фамилией. Если сохранялась старинная фамилия, то могли записать рекрута с ней. Если фамилия была утрачена, то им ее присваивали. Так, в моем отцовском роду одного из 5 братьев взяли в солдаты (тогда уже на срочную службу), к тому времени старинная фамилия была забыта и он был записан просто Смирновым. Установить, почему была выбрана эта фамилия, мне не удалось, но она достаточно типична и распространена. С этой фамилией он и вернулся со срочной службы как отставной солдат. Еще три брата со своими детьми получили отъименную фамилию - по отчеству. во время переписи 1897 г., что было обычной практикой для крестьян в это время. А еще один брат умер задолго до переписи, жена с сыном вернулась в семью родителей, и сын во время переписи получил фамилию рода своей матери. Так и появились три фамилии в одной семье.

    Взятый на воинскую службу солдат или рекрут освобождался от крепостной зависимости от владельца и выходил из крестьянского сословия, поэтому он уже не был приписан к определенному сельскому обществу.. В метрической записи деревня обязательно указывалась как элемент сословия "крестьянин такой-то деревни ..." , у солдата, хотя бы отставного, ее вполне могли не указывать - он не принадлежал к этому сословию и сельскому обществу. В деревне, где он жил, его можно увидеть только в исповедной росписи.

    #438 Alize

    Alize

      Ветеран

    • Пользователи
    • PipPipPipPipPip
    • 215 сообщений

    Отправлено 19 Январь 2020 - 17:19

    Елена Дмитриевна, спасибо, благодаря Вашим ценным пояснениям делаю вывод, что могут помочь разрешить вопрос документы о взятии Семена Ефимова на рекрутскую службу. В них он будет записан с фамилией. Попробую отыскать эти документы.




    Количество пользователей, читающих эту тему: 1

    0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

      Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
    Яндекс цитирования