НЫНЕ СЕЛО ВОСКРЕСЕНСКОЕ ЛЮБИМСКОГО РАЙОНА
(Здесь – тема о духовенстве прихода.)
* * *
В теме "Мещане в деревнях" увидела...
Татьяна Миролюбова (03 февраля 2013 - 00:22) писал:
Чудесные исцеления
. . 1863 года, мая 15-го дня Ярославской Губернии, Углицкаго уезда сельца Федоркова Углицкая мещанка Парасковья Иванова Воробьева (34 лет) объявила, что она не доносивши - преждевременно родила пятерых детей, которые, хотя и крещены были, но умирали или во время крещения или тотчас после крещения. В Великий пост 1861 года привезли ее беременную в с.Воскресенское, где она пробыла сутки в усердной молитве перед гробом Угодника Божия о благополучном разрешении от бремени и возвратилась домой. В июле месяце она разрешилась от бремени в свое время сыном Стефаном, который доселе жив и здоров. Приписывая такую благотворную перемену в себе милости и помощи Угодника Божия Сильвестра, Иванова пришла сюда во второй раз, по обещанию, благодарить Его и объявить о сей Его милости.. . Достоверность сего события засвидетельствовали, кроме Ивановой, бывшие с нею на богомолье соседи Романово-Борисоглебского уезда деревни Никифорцева крестьянские девицы Евдокия Федорова и Харитина Михайлова, а за неумением их грамоте, по личной прозьбе, отставной рядовой Андрей Шаров росписался.
Речь идет о селе Воскресенском, что в Любимском районе, и о Сильвестре Обнорском - преподобном старце.
Любим - своеобразная центральная точка на реке Обноре, по берегам которой в 12 - 15 веках образовывались монастырские обители. Но вернее сказать - здесь, в дремучих лесах на берегах Обноры, уединялись иноки для своего безмолвного служения Господу. Впрочем, пустынное одиночество отшельников вскоре нарушалось визитами окрестных жителей (понятно, что местность не была безлюдна на 100%). Некоторые, впечатлившись аскетичностью существования, его "идейной подоплёкой", а также мудрыми речами того или иного старца, оставались жить при нем - так возникали обители, коих много было по Обноре и дальше на севере - в Вологодских лесах, вплоть до Белоозера.
Что касается Сильвестра, то, по официальной версии, он считается одним из учеников Сергия Радонежского, по образу которого и Сильвестр, и другие последователи вели свою "мессионерскую" деятельность на Русском Севере. Известна дата кончины Сильвестра - 1379 год. По версии, опубликованной А.А. Титовым, чудотворец жил еще раньше - в середине 12 века - и был современником преподобного Герасима Вологодского.
Вот и жития чудотворца не сохранилось (или еще не нашли). В любом случае, сквозь века до нас дошли косвенные свидетельства о почитании Сильвестра Обнорского не только местными, но и жившими далеко за ярославскими и костромскими пределами. К нему ездили за исцелением, есть записи о чудесах, произошедших уже после кончины преподобного - от его мощей. Есть интересные предания. Например, о священной роще, которую не велел рубить Сильвестр. Некий монах Иов, уже много позже смерти старца, в 1645 году, нарушил запрет - и ослеп... Конечно, он раскаялся. И, конечно, был прощен.
Вообще, в этих первых русских распространителях православной веры - больше негромкой духовности, языческого трепета перед природой, русской "чудесности" - такие "новые" православные волхвы. Конечно, к таким - и звери, и люди тянулись.
Воскресенский монастырь, устроенный Сильвестром, пережил века, набеги кочевников и разорения поляков, был упразднен Екатериной, как и многие другие, до приходской церкви. Отстояв в развалинах в советское время, сейчас он вновь возрождается - пока в качестве храма, не монастыря.
* * *
Вот ресурс Сильвестрова наследия: http://voskresenskoe.obnora.ru/