Размещаю все, что есть по Новоселке.
Село НОВОСЁЛКА-ЗЮЗИНО
На 1814 г. село Новосёлка-Зюзино являлась вотчиной княжны девицы Анны Петровны Шаховской. Ей же село принадлежало в 1823 г.
Село НОВОСЁЛКА - ЗЮЗИНО. Крестьяне бывшие В.П. Жихарева. Новосёлковское сельское общество, Новосёлковский приход. Есть церковно-приходская школа. В 30 верстах от Ростова, в 1 версте от Березников. Река Сотьма.
Список селений Ростовского уезда
(по данным статистического исследования 1909-1910 гг.)
Ярославское губернское земство, вып. 106. Яр., 1914.
Ростовский архив, Библиотечный фонд, Дело 11819.
Село расположено в живописном месте на вершине холма. В середине села, на самом высоком месте стоит церковь Анны Пророчицы и Симеона Богоприимца. По углам церкви – три пихты, а вокруг неё – старинные аллеи из вековых лип. Из-за высокого расположения село видно за 10-15 км. Издалека создаётся впечатление, что это райское место. Вокруг амфитеатром раскинулся смешанный лес. Неподалёку от села протекает речка Сотьма, берущая начало в Сарском болоте и впадающая в реку Устье.
Подземные воды залегают очень глубоко, поэтому когда-то единственный колодец в селе имел огромную глубину. Колодец давно запущен, а жители одно время брали воду на болоте, где в яму поместили бочку, а потом ходили на колодец в лес. Этот колодец располагался возле самой реки, и вода в нём была очень вкусная. Но колодец находился под горой, пользоваться им было неудобно, поэтому жители сейчас берут воду из скважины.
Немного повыше, в сторону от дороги на Щурово, расположен святой Николин родник. По рассказам старожилов, здесь раньше была часовенка и проводились богослужения и крестные ходы. Даже сохранилась дорожка по которой ходили к роднику. По преданию, в роднике лежит серебряный крест святого. Сейчас родник запущен и нуждается в обновлении.
Вокруг села много болотистых мест. От деревни Березники к селу идёт «красная дорожка», так её называли потому, что во время коллективизации по ней ехали обозы с хлебом и красными знамёнами сдавать хлеб государству.
Когда-то большое и богатое село имеет сейчас всего 16 домов. Из них 8 домов принадлежат дачникам, а в остальных живут престарелые люди, преимущественно женщины. Кругом видны следы запустения. Печально, что такое красивое, расположенное рядом с двумя шоссейными дорогами село быстро умирает.
Село Новосёлка-Зюзино имеет богатую историю, с частицей которой мы познакомились, проводя опросы местных жителей. Они рассказывали, что Новосёлка-Зюзино получила своё название от двух деревень: Ново, расположенной на месте современного села, только ближе к глиняному карьеру, и села Осёлки, расположенного в лесу, в 2-х км. Осёлки были перенесены помещиком Зюзиным, потому что там началось заболачивание местности. Болота подступили к самым домам, по преданию, там даже затонула церковь (недостоверно)
На месте Осёлок до сих пор сохранился пруд, который называется Галов, а рядом – болото , где местные жители собирают клюкву.
Таким образом, название образовалось от двух деревень Ново и Осёлки, а в честь барина присоединилось название Зюзино. Возможно, что позже к Новосёлке присоединилась ещё одна деревня Погибельцево, стоящая в полукилометре от села. Было это при помещике Щербатове, упоминаемом краеведом Титовым.
При Щербатове село задумывалось как торговое, и строится каменная церковь в 1780 году.
То, что село застраивалось не сразу, а в несколько приёмов, подтверждает разный стиль застройки. Та часть, что ниже церкви, имеет обычную планировку с двумя посадами домов и прудом. Пруд образовался на месте, где брали глину для кирпича, который использовался при строительстве церкви.
Верхняя часть села имеет вид прямоугольника, по краям которого и строились дома. В самом прямоугольнике, напротив церкви, располагалась торговая площадь. То, что село составлялось из нескольких деревень, говорит и тот факт, что дома стояли очень близко, так близко, что порой между ними оставался лишь узкий проход. По воспоминаниям жителей, соседки могли общаться друг с другом, разговаривая из окон. Во время пожаров можно было перепрыгивать с крыши на крышу и даже перешагивать.
Очень губительны для села были пожары. Только перед войной оно горело несколько раз. Выгорали целые посады, поэтому старых домов сохранилось немного. Это дома зажиточных людей. Например, дом Коробовых, трёх братьев, служивших в церкви. На их усадьбе – болото с бочкой, где брали воду. Оно и сейчас зовётся «Коробово болото». Сохранились дома Брюхова, Чернышёва, Осипова, Сухарева, Дубовой. Три дома у большого пруда: Н. И. Осипова, Сухарева (Манаева), З. И. Дубовой (сейчас он разрушен ) - принадлежали церковнослужителям и отделаны штукатуркой и лепниной. Рядом с домом Сухарева стоит дом благочинного. Этот дом отличается от других, т. к. имеет крылечко со столбиками и веранду. Дома украшены резьбой.
На площади у церкви были дома священника и дьякона. Рядом, под пихтой, стояла церковно-приходская школа, которая, по данным Ярославского областного архива, открыта в 1892 году. В ней работали два учителя, был 41 ученик, из них 11 девочек. Было построено здание, которое сохранилось и сейчас перенесено в д. Березники ( в нём долго была школьная мастерская).
Церковь в селе Новосёлка-Зюзино была закрыта, по воспоминаниям Норёнковой Марии Алексеевны и Воробьёвой Зинаиды Алексеевны в 1929-30 годах, когда началась коллективизация. В воспоминаниях дошли имена последних священников: это Дмитрий Сергеев, Иван Мансветов, Белоградский.
В 1936 году церковь была вскрыта и разграблена.
До коллективизации, в конце 20-х село насчитывало 120-130 домов, а в 1937 году – домов 80. В каждом доме жили по две семьи. В первые годы коллективизации в селе было три, а потом две бригады. Колхоз назывался «Им. Ленина», а после укрупнения – «Им. 21-го партсъезда». Хозяйство занималось льноводством и картофелеводством. Посевы льна были огромны. Работали с утра до вечера. К работе привлекали и детей с 12 лет. Первым трактористом был Александр Владимирович Манаев. Он работал на тракторе ХТЗ в Фатьяновской МТС и был послан в колхоз на сезонные работы. Очень хорош однажды был урожай кукурузы, выращенный трактористом, за что он награждён грамотой. В колхоз приезжали делегации из области, чтобы посмотреть и опыт перенять. Вместе с Манаевым трудился Николай Васильевич Дербышев, ветеран и инвалид войны. Из Новосёлки на фронт ушли 26 человек, 18 из них погибли, только 8 вернулись.
Славилось село своими мастерами и мастерицами. Здесь делали кирпич, дёготь, валяли валенки. Женщины пряли, вязали, плели кружева, шили лоскутные одеяла.
Ещё после войны в Новосёлке продолжали отмечать престольные праздники: Накрывали столы. Село славилось мочёными яблоками.
Сведения собраны Бородихиной И. А., учителем Березниковской школы и Колгашкиной Екатериной, ученицей Березниковской школы. Опубликованы в газете «Новое время» в июне 1998 года
.
По рассказам Уткиной Г. И. и Афанасьевой Н. А.: В Новосёлке престольными праздниками считались Александров день – 12 сентября и Симеонов день – 16 февраля. В эти дни проходили гуляния у церкви. Приезжал из Щурова батюшка отец Алексей, крестил тайно по домам детей, вместо купели использовали подойник. В Александров день освящал каждый дом.
Вечерами молодёжь ходила в ригу (сарай для сушки снопов) на «беседы». Плели маты ( половики в баню) и «постельники» (подстилка в сани) из камыша. Мяли лён. Рассказывали сказки и бывалые случаи («свят, свят, свят, с неба шишки летят», у трубы видится женщина в белом – к пожару и смерти).
После работы летом взрослые играли в городки, самодельные рюхи и биты прятали в кустах, чтобы дети не испортили. И взрослые, и дети играли на спички (вместо денег), в лото, в бабки (использовались кости из ног телят или ягнят), в лапту. Ребятня грабила огороды.
Зимой делали карусель на пруду: прорубали прорубь, вмораживали бревно, примерно
1 м высотой, прибивали поперёк слегу на костыль (железный стержень), чтобы слега вращалась, к её концам прикрепляли сани; кто-нибудь вращал, остальные катались. Делали лыжи из осины, красили их охрой (рыжий цвет). Из толстой проволоки мастерили самокаты и катались по льду.
На святки «чудили»: раскатывали поленицы, «драли щеколду» – привязывали к задвижке в двери толстую нитку и прятались, потом дёргали – щеколда стучит, люди выглядывают, а никого нет; на нитке подвешивали к окну щепку или перо в трубу.
На Пасху катали яйца.
В пожар все выходили из домов. В Новосёлке было пожарное депо. Запомнили пожар в « Таракановом доме».
На кухне забирались на «нары» – полати под потолком (они укладывались на «грядку» – широкую доску.
В Новосёлке ещё в 50-е годы 20 в. в бывшем доме Тимофеевых жила Александра Бубягина – портниха, шила женские вещи.
На войну из села ушли 26 человек, вернулось 8, 18 человек убиты и пропали без вести.
ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ НОВОСЁЛКА-ЗЮЗИНО
Церковь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы , построенная в связи с колокольней, замечательной своим шпилем, сооружена в 1780 году князем Щербатовым. До того была деревянная церковь там, где сейчас находится кладбище (сведения Титова А.).
« Церковь каменная, одноглавая. Ограда каменная построена лишь в 1883 году на средства крестьянки д. Дорки Анны Петровны Козловой.
В холодном приделе церкви 4-х ярусный по кармину иконостас с иконами письма новогреческого, украшенными в нижнем ярусе ризами; живописи – три клейма, ещё евангелисты и два святителя на западной стене. Стены окрашены светло-голубым колером; алтарь малый, в нём над престолом живописью изображён Господь Саваоф; утварь небогатая, но приличная.
В тёплой трапезе 2 алтаря с иконостасами в два ряда икон. Живописи мало, потолок и стены окрашены жёлтой краской.
Церковь небольшая, но в ней всё прилично и благообразно».( « Епархиальные ведомости» № 50 за 1882 г. Борисогл. арх.)
В церкви ведётся летопись. В одной из записей говорится о необычно сильной грозе, которая случилась 10 июля 1851 года, во время этой грозы произошло 7 пожаров, виденных в окрестных сёлах.
Колокол на колокольне церкви установлен в 1878 году мужем и женой Козловыми из д. Дорки на их пожертвования. Он весил 205 пудов и отлит в Москве на заводе Финляндского, стоил до 4 тыс. рублей. Через 2 года он разбился и был перелит в Ярославле на заводе Оловянишникова, весом в 215 пудов.
Имеется церковный дом для 1 священника; членов причта 2; церковной землёй владеют сами священнослужители» («Епарх. Ведомости» №50 за 1882 г., Борисогл. арх.)
По углам церкви посажены 8 пихт, по 2 на каждом углу, теперь там остались только 3 и 1 у дома священника.
ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА В СЕЛЕ НОВОСЁЛКА-ЗЮЗИНО
Школа была открыта в 1892 году. Это было одноклассное смешанное училище с трёхлетним сроком обучения. По данным Справочника Народного образования за 1896\1897 г. в школе обучались 30 мальчиков и 11 девочек, было 2 учителя.
По данным на 1 января 1913 г. обучались 31 человек.
Урок продолжался 1 час, а перемена 5 мин большая перемена – 1 час. Храмовые праздники: Св. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы – 3 февраля (2 дня) и Св. Благословенного князя Александра Невского - 30 августа.
В школе был один учитель Пётр Оносовский. Заведовал школой священник Сергий Троицкий, он же и преподавал Закон Божий.
При школе имелась библиотека, 78 названий книг и ей пользовались все. Из наглядных пособий были счёты и арифметический ящик. При письме употреблялись грифельная доска и карандаш. Народных чтений в школе не проводилось.
Помещение школы принадлежало приходу, даровое, специально для этого выстроенное в 1 этаж, крыто железом. В школе была 1 классная комната 10 аршинов длиной, 9,5 аршинов шириной, 4 аршина высотой.
В 30-е годы в здании школы располагался клуб, а потом дом перевезли в Березники.
ПРИХОД ЦЕРКВИ СЕЛА НОВОСЁЛКА-ЗЮЗИНО.
Причт:
1. Священник Александр Яковлев, вдов и бездетен, 34 года.
Мать его попадья Наталья Яковлева, 65 лет.
2. Дьячок Фёдор Васильев, 16 лет.
Мать его вдова попадья Агафья Иванова, 40 лет.
Дети её Марфа, 19 лет, Анна,17 лет Хиония, 13 лет, Пётр 11 лет.
3. Пономарь Евграф Давыдов, 17 лет.
Мать его после поступившего в военную службу, дьячка Давыда Николаева жена Дарья Петрова, 40 лет.
Дети её: Феодора, 16 лет, Иван, 13 лет, Егор, 7 лет, Евгения, 1 год.
Благородные:
Владелец сельца Губина подпоручик Степан Иванов сын Греков, 58 лет, вдов и сын его Пётр, 8 лет.
Владелец сельца Исаева и вотчинник села Деляево капитан Иван Александров сын Исаков, 65 лет.
Вотчинник сельца Нового капитан Павел Яковлев сын Томановский.
Вотчинник деревни Иверцова прапорщик Никифор Иванов сын Озеров.
Вотчинник села Деляево коллежский ассесор Никита Петров сын Озеров.
Вотчинница села Новосёлки-Зюзиной и деревни Домнино Княжна Анна Петровна Шаховская.
Дворовые люди капитана Ивана Исакова:
Никита Фёдоров, 56 лет, жена его Устинья Васильева, 49 лет. Дети их Иван, холост, 20 лет, Аристарх, 18 лет. Аристарха жена Феодора Иванова, 18 лет. Дочь их Устинья, полгода.
Максим Захаров, 46 лет, жена его Стефанида Иванова, 45 лет. Дети их Дмитрий, 6 лет, Алексей, 4 года, Андрей, 3 года, Феодосья, полгода.
Григорий Ефимов, 46 лет, жена его Матрона Ильина, 44 года. Дети их Абрам, 16 лет, Семён, 14 лет, Агриппина, 12 лет, Козма, 8 лет, Евдокия, 5 лет.
Исповедная роспись церкви
с. Новосёлка-Зюзино за 1814 г.
Ростовский архив, ф-196, оп.-1, дело 3432
Причт:
1.Священник Александр Яковлев, вдов и бездетен, 40 лет.
2. Пономарь Иван Давидов, 20 лет и жена его Анна Васильева, 20 лет.
Отец его бывший дьячок Давыд Николаев, вдов, 49 лет.
Мать его вдова пономарица Анна Васильева, 78 лет.
Давыдовы: дети Никита, 24 года, Феодора, 23 года, Егор, 14 лет, Евгений, 8 лет.
Никитина жена Ефросинья Степанова, 26 лет.
Сын их Григорий, 4 года.
3. Вдова попадья Агафья Ивановна, 47 лет.
Дети их Анна Васильева, 24 года, Хиония, 20 лет.
При Симеоновской церкви 69 дворов, 236 мужчин и 244 женщины.
Исповедная роспись церкви
с. Новосёлка-Зюзино за 1821 г.
Ростовский архив, ф-176, оп.-1, дело 5692
В 1823 г. в Симеоновской церкви служили священник Платон Аврамиев, дьячок Пётр Васильев и пономарь Иван Давидов.
Исповедная роспись церкви
с. Новосёлка-Зюзино за 1823 г
Ростовский архив, ф-176, оп.-1
В 1871 г. в Симеоновской церкви служили священник Фёдор Царевский и причётник Ал. Надеинский.
1872 г. - бракосочетание учителя Ярославского духовного уездного училища Константина Иванова Заболотского, 26 лет и дочери священника Фёдора Царевского Ольги, 16 лет. Поручители: инженер-технолог Василий Генрихов Манулевич и студент Юридического Демидовского лицея Никанор Глебов (?).
26 сентября 1882 г. - бракосочетание Учителя народного училища Ярославского уезда Александра Семёнова Вознесенского, 24 года и дочери священника Фёдора Царевского Александры, 20 лет.
Метрическая книга ц. с. Новосёлка-Зюзино
Березниковской волости Ростовского уезда, 1871-1884 гг.
Ростовский архив, ф-372, оп.-2, дело-219.
Май 1886 г. у священника Александра Немирова и жены его Марьи Ивановой родился сын Константин. Умер в возрасте 1 недели.
Метрическая книга ц. с. Новосёлка-Зюзино
Березниковской волости Ростовского уезда, 1885-1894 гг.
Ростовский архив, ф-372, оп.-2, дело-220.
В 1897-1898 гг. в Симеоновской церкви служили священник Александр Немиров, псаломщик Александр Надеинский. С 1899 г. - священник Пётр Крылов.
В 1895 г. учитель приходской школы в с. Новоселки-Зюзино Пётр Оносовский выступал поручителем на свадьбе.
Март 1899г. - в семье учителя церковно-приходской школы с. Новосёлка-Зюзино Петра Иванова Оносовского и жены его Дарьи Михеевой родился сын Леонид.
Март 1899 г. - у священника местной церкви Петра Васильева Крылова умер сын Георгий, 4 месяца.
1899 г. - у учителя Петра Иванова Оносовского умерла жена Дарья Михеева Оносовская, 32 лет, от чахотки.
Январь 1900 г. - у священника Петра Васильева Крылова и жены его Елены Витальевны родился сын Сергей. Восприемники: учитель Ростовского Духовного училища Иван Васильевич Крылов и дворянская дочь владелица сельца Губина Варвара Фёдоровна Грекова.
Метрическая книга ц. с. Новосёлка-Зюзино
Березниковской волости Ростовского уезда, 1895-1900 гг.
Ростовский архив, ф-372, оп.-2, дело-221.
Название села произносят по-разному; Новоселка, Новоселки. "Зюзина" никогда не прибавляют. в Списке населенных мест на 1859 год: Новоселка Княжая (Новоселка зюзина) с. вл. при пруде. Ростовский уезд, 2 стан.