Перейти к содержимому

Уважаемые участники Форума. Если Вы забыли пароль или логин, напишите на почту voroninee@yandex.ru Для гостей, кто регистрируется: в поле антиспама нужно вводить цифры, а не пытаться скопировать текст (на то он и антиспам); Ваша регистрация чуть позднее активируется админом, о чём Вы получите уведомление на почту.

20 апреля в 10:30 в библиотеке № 13 им. Ф. М. Достоевского состоится заседание Ярославского историко-родословного общества. Обсудить >>>

22.03.2022. Обновлён Фамильный навигатор: добавлено 15 новых позиций (с 26.02.2022). Всего в справочнике 7221 позиция >>>

*Почтовые станции Ярославской губернии

почта почтово-телеграфная служба Ярославской губернии

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 51

#1 Юлия Ульянова

Юлия Ульянова

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 321 сообщений

Отправлено 05 февраля 2016 - 21:50

ПОЧТОВЫЕ СТАНЦИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ

* * *
Петр I провел ряд мероприятий по улучшению почтовой связи – было открыто большое количество новых почтовых трактов. В 1714 году была создана специальная почта в целях ускорения пересылки важнейшей государственной корреспонденции. Для обслуживания армии и военнослужащих в 1716 году была организована военно-полевая почта. Для перевозки почты стали использовать водный транспорт.

К концу правления Петра I  к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений 458.

Прикрепленный файл  88895524-1.jpg   197,83К   8 Количество загрузок:

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, который стал тормозом для дальнейшего развития почтовой связи (он просуществовал более 200 лет), а в замен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1781 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20 000 руб.

Ярославский генерал-губернатор в 1783 году предложил Казенной палате построить почтовый дом в 2 года, в первый год заложить каменный фундамент и построить флигель, а на второй год достроить здание. Строительство почтового дома по смете обошлось в 16370 руб. Дом был каменным с нужными пределами и флигелем для почтальонов, 2 служебных корпуса в один этаж.

С 1781 по 1785 года в крупных уездах Ярославской губернии были образованы почтовые конторы: в Ярославле, Угличе, Петровске, Борисоглебске. По состоянию на 1799 год в Ярославской губернии было: почтовых станций - 21, лошадей -348, в том числе ямских 54, обывательских 294, ямщиков 571.
В 1809 году вышло «Положение об учреждении вольных почт», в котором, в частности, говорилось:

Прикрепленный файл  700px-Houttakin_postitalo-1.jpg   111,44К   7 Количество загрузок:

«Содержатели вольных почт должны иметь на каждой станции не менее положенного правительством числа лошадей, совершенно способных к почтовой гоньбе, при каждой паре оных возчика не малолетнего и не пристарелого, трезвого и способного к сей должности… Если, кто из приезжающих загонит лошадь или будет понуждать к неумеренной гоньбе или обидит возчика, виновным предъявляется штраф: за загнанную лошадь в таком размере, чтоб хозяин мог немедленно купить другую лошадь; за принуждение неумеренной гоньбе – штраф в 100 рублей, где половина идет в пользу обиженного, а другая половина – на содержание почтовой станции».

http://yarpost.ru/...

#2 Юлия Ульянова

Юлия Ульянова

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 321 сообщений

Отправлено 05 февраля 2016 - 22:01

Почтово-телеграфные конторы, конторы и почтовые отделения.

Прикрепленный файл  4.jpeg   100,32К   172 Количество загрузок:Прикрепленный файл  4-1.jpeg   107,79К   115 Количество загрузок:Прикрепленный файл  4-2.jpeg   98,23К   81 Количество загрузок:

Справочная книга Ярославской губернии на 1909 год. http://elib.shpl.ru/

#3 Юлия Ульянова

Юлия Ульянова

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 321 сообщений

Отправлено 05 февраля 2016 - 22:46

Чин коллежского регистратора был введен Генеральным регламентом от 28 февраля 1720 года. После введения Табели о рангах коллежский регистратор относился к XIV классу Табели и был самым низшим из классных чинов, располагаясь по рангу ниже провинциального секретаря, титуловался «ваше благородие». Регистраторы Военной, Адмиралтейц- и Иностранной коллегий числились в том же классе (в отличии от секретарей, протоколистов, переводчиков и пр., числившихся на один-три класса выше аналогичных канцелярских служителей прочих коллегий). После того как в результате реформы 1775 года был упразднён чин провинциального секретаря, следующим чином по старшинству стал губернский секретарь.
До 1845 года коллежскому регистратору давалось личное дворянство, а после только потомственное почётное гражданство. Указом от 6 февраля 1758 года дворянские права регистраторов были ограничены - всем протоколистам и регистраторам не из числа потомственных дворян было запрещено покупать деревни и владеть ими.
Название чина происходило от должности регистратора в канцеляриях петровских коллегий. В его обязанности входила регистрация входящих и исходящих бумаг, ведение учёта корреспонденции. Также по Генеральному регламенту регистратор был обязан исполнять обязанности актуариуса в его отсутствие.

Прикрепленный файл  305749-1.jpg   90,35К   1 Количество загрузок:

В целом обязанностям регистратора была посвящена XXXIII глава Генерального регламента О чине регистраторском:
Регистратора должность в том состоит, чтобы он письма собирал и по пакетам раскладывал, и потом велел набело переписывать сочинения всех указов (грамот) и писем помесячно и во весь год, которые из коллегии отпущены и в коллегии получены. Чего ради надлежит ему следующие книги держать, а именно:

1. Журнал (повседневная записка), которой имеет он сочинить из всех концептов всего года в коллегии отправленных дел, в котором ему по алфавиту, числу и месяцу вкратце выписать содержание каждого дела и имя, к тому принадлежащих особ, и место, к кому и куда дело послано, по которому журналу (записке) можно найти, что в регистратуре (в записных книгах) искать надобно.

2. Регистратура (записка) состоит в следующих 4 книгах:
(А) В первой книге все от коллегии к его величеству во весь год посланные письма, реляции, доклады, следующим образом чрез копииста вписываются, а именно: перемечивает он в книге листы, и ставит на одной стороне число и месяц, на другой стороне год, и означивает потом кратко дело, к кому куда отправлено; после того вписывает он весь документ с числом и подписанием всех чинов, и потом из сей книги явно будет, какие отправления коллегиум во весь год имел; и ежели что во оном приискать и посмотреть нужно, то может оное чрез журнал (повседневные записки) легко учинить.
(В) В другой книге надлежит все отправленные дела, которые от коллегии до других коллегий, губерний, служителей и прочих посланы, такожде инструкции, дипломы, патенты и прочее вписать таким образом, как в первой регистраторной книге упомянуто.
(С)Третья книга содержит в себе все во весь год от царского величества или от сената указы, в коллегиум полученные рапорты и подлинные дела, которые по числам расположены, реэстр учинен, листы счислены и таким образом переплетены быть имеют.
(Д) В четвертой книге надлежат все прочие от других коллегий, губерний, от прочих служителей и подданных, також и прочие в коллегиум полученные оригинальные письма, ведомости, мамориалы, требования, известия, по провинциям и числам собраны, листы перемечены и реэстр учинен быть со означением коллегий и провинций, откуда какие дела присланы. Сие все исполнять ему под такими ж штрафами, как выше написано о секретаре и о прочих.
http://www.opoccuu.com/...

Прикрепленный файл  974083-1.jpg   78,46К   1 Количество загрузок:
Картины Игоря Панова. Станционный смотритель.

#4 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 05 февраля 2016 - 23:15

Просмотр сообщенияЮлия Ульянова (05 февраля 2016 - 21:50) писал:

Почтовые станции Ярославской губернии
Петр I провел ряд мероприятий по улучшению почтовой связи – было открыто большое количество новых почтовых трактов...

Первая внутренняя почта (Москва-Архангельск) была учреждена в 1693 году четырьмя указами за подписью Ивана V (старшего царя) и Петра I. Однако, в это время решения принимала мать Петра - царица Наталья Кирилловна Нарышкина. И создавалась почта на основе ямской гоньбы. (Подробно описано в книге  И. П. Козловский. Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве. - Варшава, 1913 . Том 1, – 558 с., Том 2 – 606 с.) Т.е. роль Петра была не столь значительна, как это можно услышать теперь.

Подробнее история почты в наших местах в работе автора - http://shopshinskoe.ru/...

#5 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 05 февраля 2016 - 23:29

Просмотр сообщенияЮлия Ульянова (05 февраля 2016 - 22:01) писал:

Почтово-телеграфные конторы, конторы и почтовые отделения.

Изображение Изображение Изображение

Справочная книга Ярославской губернии на 1909 год. http://elib.shpl.ru/

Почтовые станции и почтовые отделения - это разные учреждения. С открытием железной дороги почтовые станции в наших местах почти исчезли. (Была в 1887 году почтовая станция в Курбе.) Почтовые отделения существуют и поныне и занимаются примерно тем же, что и в 1909 году.

#6 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 11:10

Главные почтовые дороги Ярославской губернии (на 1835 год)

Прикрепленный файл  Указатель1836г.JPG   30,31К   8 Количество загрузок:

Прикрепленный файл  Указатель1836г01.JPG   50,76К   3 Количество загрузок:

Дорога №2 С.Петербург-Ярославль-Кострома-Нижний Новгород-Казань-Уфа
Прикрепленный файл  Указатель1836г02фрагмент.JPG   60,45К   38 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Указатель1836г02.JPG   53,37К   45 Количество загрузок:

Дорога №18  Москва-Ярославль-Вологда-Архангельск
Прикрепленный файл  Указатель1836г13фрагмент.JPG   54,93К   36 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Указатель1836г13.JPG   51,52К   28 Количество загрузок:
Переславль-Залесский относится к Владимирской губернии

Дорога № 30 Ярославль-Тверь-Смоленск
Прикрепленный файл  Указатель1836г19фрагмент.JPG   30,42К   9 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Указатель1836г19.JPG   48,78К   16 Количество загрузок:

Дорога № 50 Ярославль-Владимир
Прикрепленный файл  Указатель1836г25фрагмент.JPG   34,1К   12 Количество загрузок:Прикрепленный файл  Указатель1836г25.JPG   45,54К   6 Количество загрузок:

Уездные дороги, которые частично лежат на губернских
Прикрепленный файл  Указатель1836г29.JPG   29,94К   6 Количество загрузок:

Прикрепленный файл  Указатель1836г40фрагмент.JPG   43,5К   23 Количество загрузок:

#7 Юлия Ульянова

Юлия Ульянова

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 321 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 12:45

Генеральная карта Ярославской губернии с указанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояний между ними в верстах.

Данная карта Ярославской губернии, созданная в 1822 году, входит в "Географический атлас Российской империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского", включающий в себя 60 карт Российской империи. Атлас был составлен и выгравирован полковником В. П. Пядышевым и служит свидетельством того, насколько тщательно и подробно составлялись карты русскими военными картографами в первой четверти XIX века. На карте показаны населенные пункты (шесть типов в зависимости от размера), почтовые станции, монастыри, заводы, дороги (четыре типа), губернские и уездные границы. Расстояния указаны в верстах; верста была русской единицей измерения длины, равной 1,07 километра. https://www.wdl.org/...

Дорога от Углича до Ярославля. Четыре промежуточные почтовые станции: Харитоново, Новое, Арефино, Никульское.

Прикрепленный файл  Screenshot_2016-02-07-12-58-50-1.jpg   222,04К   3 Количество загрузок:

#8 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 13:56

Почтовые дороги Ярославской губернии (данные на 1846 г.)
по изданию "Военно-Статистическое обозрение Российской империи." Том IV, Часть 2.
Ярославская губерния. - СПб., Департамент Генерального Штаба, 1851.-163 с.

Прикрепленный файл  33.JPG   134,5К   43 Количество загрузок:Прикрепленный файл  34.JPG   138,88К   34 Количество загрузок:Прикрепленный файл  35.JPG   140,31К   38 Количество загрузок:
Село Погост - Владимирской губернии - ныне Перелески Ярославской обл.
Прикрепленный файл  36.JPG   134,8К   20 Количество загрузок:Прикрепленный файл  37.JPG   131,34К   20 Количество загрузок:

#9 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 14:29

Открытие шоссе Москва - Ярославль
и связанные с этим изменения в расположении почтовых станций.

Шоссе Москва - Ярославль по одним данным было открыто 1 сентября 1845 г ("Военно-Статистическое обозрение Российской империи". Том IV, Часть 2.Ярославская губерния. - СПб., Департамент Генерального Штаба, 1851.-163 с.), по другим - в 1847 (ЯГВ 1850 № 39 30 сент). Очевидно, скорость движения повысилась и возникла необходимость в более частой смене лошадей.
26 августа 1847 года было опубликовано "распоряжение правительства за № 38,865 об учреждении на Московско-Ярославском шоссе в следующих местах: 1-й в 18 1/2 верстах от г. Ярославля, в д. Кормилицине на место бывшей в селе Шопше; 2-й в селе Макарове, Семибратове тоже в 19 1/2 верстах от д. Кормилицино и в 16 от г. Ростова; 3-й вместо Дертниковской в Заштатном г. Петровске в 21 верстах от Ростова, и 4 в д. Погост, Владимирской губернии в 18 1/2 верстах от Петровска, на которых открыта уже и почтовая гоньба" (ЯГВ №39 1847 Отдел первый)
Здесь с Погост - ныне Перелески (Ярославской обл)

PS: Теперь можно встретить утверждение, что  почтовая станция в Семибратове существовала со времен учреждения почты (даже в книге серии "Библиотека Ярославской семьи"). Однако это представляется неверным.

#10 Борис Лембик

Борис Лембик

    Угличское РКО

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 146 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 15:14

В Угличском родословно-краеведческом обществе темой почтовой связи, в том числе и почтовыми станциями, серьезно занимается Юрий Владимирович Курдюков.
По итогам многолетней работы в архивах им собран большой материал, в том числе картографический.
5 апреля 2015 года Юрий Владимирович выступал с докладом по этой теме на заседании общества.
Желающим получить его контакты напишу в личный ящик (после согласования с Ю.В.).

#11 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 17:02

В 1850 году (ЯГВ 1850 г. № 24 от 17 июня) вышло

"Распоряжение Губернского начальства.
1. Об учреждении почтовых экипажей между Москвою и Ярославлем

Ярославская Губернская Почтовая Контора объявляет, что с 15 числа сего июля месяца, по распоряжению Г. Главноначальствующего  над Почтовым департаментом, учереждены между Москвою и Ярославлем для возки почт и пассажиров почтовые экипажи. Цены на места установлены: за внутренние по 13 р., наружные 10 р. сер., за каждое место в один путь. За поклажу вещей сверх дозволенных каждому пассажиру бесплатно20 ф., взимается по 5 к. сер. за фунт.
Желающие записаться на места могут явиться для сего в Московское Отделение почтовых карет, находящееся в здании Московского Почтампта, а в Ярославле в Губернскую Почтовую Контору. Почты по прежним расписаниям будут отходить из Ярославля в Москву в Понедельник и Четверг по-полудни   в 10 часов, а из Москвы приходить в Среду и Субботу."



А.М. Достоевский (брат Ф.М. Достоевского, 1865-1890 губернский архитектор) пишет о переезде в Ярославль в 1865 году

"... А потому и сов?тывалъ лучше продолжить путь до Москвы и за т?мъ черезъ Троицкій Пасадъ, ?хать по шоссе, по которому ежедневно /въ Ярославль/ ходятъ почтовыя кареты...
...
Наконецъ 2[6]/5/ Августа посл? ранняго об?да, часу во 2м дня, мы на лошади тетушки и на добавочныхъ извощикахъ вы?хали на [станцію] Троицко?Сергіевскій вокзалъ, и тамъ сдавъ кладь, взяли 6 билетовъ (вс? д?ти пошли въ счетъ какъ взрослые) до Троицкой Лавры, куда и прибыли благополучно въ 4 часа дня. — Остановившись въ Гостинниц?, мы сами отправились на извощик? по Троицкимъ Святынямъ, были въ Собор? и другихъ церквахъ и поклонились мощамъ Преподобнаго Сергія. — Воротившись въ гостинницу начали подумывать о способахъ дальн?йшаго путешествія. Отъ Троицкой Лавры въ то время ежедневно въ 6ть часовъ вечера отходили дилижансы купца Ечкина, подъ названіемъ «Общая Польза». — Всякій день отходило по дв? кареты шестим?стныя за одинъ разъ. Въ день же нашего прі?зда были заняты м?ста только въ одной шестим?стной карет?, и бол?е ?хать желающихъ небыло. При заявленіи же моемъ, мн? предложили отправить четырехм?стную карету, отдавъ ее въ полное наше распоряженіе, конечно подъ надзоромъ и покровительствомъ кондуктора. И вотъ за 4 м?ста въ этой карет?, взятыхъ нами, намъ пришлось уплатить 24 рубля, съ т?мъ, что она будетъ ведома четверкою лошадей, и будетъ неотставая сл?довать за 6ти м?стною каретою, въ которой пом?щался кондукторъ. — Сверхъ того за пять пудовъ багажа (4 пуда спустили на четыре м?ста), я долженъ былъ уплатить еще 4 рубля. — Покончивъ съ этимъ, мы въ 7м часу вечера и вы?хали по направленію къ Ярославлю, по Ярославскому Шоссе, которое было устроено образцово. — Шоссейный трактъ тогда сл?довалъ по сл?дующимъ Станціямъ:
Сергіевскій Пасад.    верстъ
1) Дубно __________________________________________________________ 211/4
2) Новск __________________________________________________________ 20.
3) Переславль Зал?сскій. Гор.Влад. Губ. ___191/2
4) Погостъ _______________________________________________________ 201/2
5) Петровскъ. Зашт. Городъ Яр. Губ. _____________ 19.
6) Ростовъ У?здн. Гор. Яр. Губ. _________________________ 221/2
7) Макарово Семибратово тожь_____________________________ 153/4
8) Кормилицино  ________________ 19.
9) Ярославль ____________________________________________________ 191/4
______________________
Всего _________________ 1763/4 ВЕРСТЪ
Еще въ самомъ начал? пути кондукторъ взялъ у меня мою казенную подорожнюю, и кажется воспользовался ею, чтобы не платить шоссейнаго сбора за 6ть лошадей, такъ какъ таковаго съ ?дущихъ по казенной надобности не полагалось. — Онъ очень былъ доволенъ этою прибылью, и ухаживалъ за нами, заявляя всевозможныя услуги. — Первая большая остановка для чаю и ужина была въ 61 верст? отъ Пасада въ город? Переславль Зал?сскомъ /куда мы прибыли часу во 2м ночи/. — Тутъ пили чай, мы сошлись съ пассажирами ?хавшими въ Ярославль въ 1й шестим?стной карет?. — Двое изъ нихъ оказались постоянными жителями Ярославля, принадлежа къ интелигенціи Города; это были 1) Ольга Серг?евна Вейцлеръ жена бухгальтера Торговаго дома Пастуховыхъ, Юлія Егоровича Вейцлеръ. Съ этимъ супружествомъ мы вскор? познакомились, а въ посл?дствіи времени и близко сошлись, какъ [ска] изложено будетъ въ посл?дствіи и 2й) Профессоръ Димидовскаго Лицея Петръ Васильевичъ ?едоровъ...
...
...Часу въ 8м утра мы были уже въ Ростов? гд? пили утренній чай, и откуда до Ярославля оставалось только 54 версты. — Съ утра день 26го Августа былъ дождливый, и дождь былъ осенній мелкій, но дал?е, въ особенности къ полудню погода проясн?ла, и сд?лался день совершенно хорошій. Во 2м часу дня мы начали подъ?зжать къ Ярославлю. — За 10 верстъ онъ сд?лался для насъ видимымъ изъ дали, и видъ этотъ насъ очень восхитилъ! Наконецъ ровно въ 2 часа дня наши дилижансы въ?хали въ городъ, про?хали дамбу, и за т?мъ Американскій мостъ черезъ р. Которость, и тотчасъ же остановились у дома Пастуховыхъ, гд? была Гостинница лучшая въ город? (Кокуевской тогда еще не было) содержанная кажется т?мъ же Ечкинымъ, который содержалъ и дилижансы..."

Поездку от Ярославля до Москвы описывает В. Лествицин в книге  «От Ярославля до Москвы»
Ярославль 1869 г.

#12 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 07 февраля 2016 - 18:10

Екатерина II - остановка на почтовой станции

Просмотр сообщенияNikMur (28 ноября 2015 - 11:11) писал:

Село Шопша Ярославского уезда (ныне Гаврилов-Ямского района)
...
В 1763 году императрица Екатерина II посещала Ярославль и по пути из Ростова обедала в Шопше.
Цитата из Камер-фурьерских жузналов за 1763 год


Изображение

"... тогоже собора Протопопом Стефаном поднесена ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ икона и им же говорена речь; из собора шествовала из Ростова в путь.
   В станцию, в дом Протасова, которая расстоянием от Ростова в 33х верстах, прибыть соизволила пополудни во 2м часу, где встретил Ярославский Воевода Кочетов с дворянством и купечество, и изволила кушать.
  В Ярославль ЕЯ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО соизволила прибыть в 5м часу..."


#13 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 09 февраля 2016 - 22:08

К вопросу о почте в Гаврилов-Яме.

В 1865 году была издана книга "Ярославская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года".-СПб., Центральный статистический комитет министерства внутренних дел. 1865г.-381с.
Прикрепленный файл  СНМ_XIX.JPG   100,26К   9 Количество загрузок:

На стр XIX предисловия написано: "Самый главный тракт Московско-Архангельский, пролегающий, на протяжении 195 верст,  от ганицы Владимирской губернии, близ Дертников(№7073), до границы Вологодской губернии, за деревнею Холм (2257). Он идет через города Петровск, Ростов, Ярославль, Данилов...
... устроены на этом протяжении станции или ямы
< Почтовые станции и ямы - это совершенно разные заведения. Смешивали эти понятия иностранные путешественники, в наше время такая ошибка очень распространена. Подробно этот вопрос рассмотрен в классической работе - И.Я. Гурлянд. "Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века". – Ярославль. Тип. Губ. правл. 1900 -339с.>
(Гаврилов, Вокшерский, Старый, Телячий; №№ 1097, 5805, 2313, 2256)...  
Хотя известно, что Гавриловский Ям существовал еще во времена Ивана Грозного и располагался он на ямской дороге Москва-Кострома, - упоминается в жалованной грамоте 1580 года. После Смутного времени дорога на Кострому уже проходила через Ярославль и Гавриловский Ям не упоминаетс в ямских документах.
Устроенное в 1693 году почтовое сообщение, видимо, не могло проходить через Гаврилов-Ям и из-за отсутствия удовлетворительных дорог в этих местах. Даже путешествовавший в 1879 году (!) исследователь русской промышленности академик В.П. Безобразов писал: «Нельзя поверить, чтобы такие дороги могли существовать в чрезвычайно оживленном промышленном и торговом крае и чтобы беспрерывное движение по ним людей и товаров, - движение спешное и срочное, в котором несколько часов просрочки может быть сопряжено с огромными убытками, - не вызвало какого нибудь улучшения этих дорог. ...если дорога от Ярославля до села Великого, по которой провозится огромное количество товаров, была шоссирована, то перевозка 1 пуда<16 кг> обходилась бы 5 к., вместо нынешних 16 к.» - В. П. Безобразов."Народное хозяйство России". Часть II.- СПб., 1885, 853 с.
Да и в самом "Списке населенных мест..." на стр 45 село Гаврилов-Ям указывается по левую сторону от "торговой дороги в село Великое и к границе Ростовского уезда".
Однако допущенная неточность в предисловии послужило основой для утверждения, что Гаврилов-Ям был узлом почтовой связи. Эта информация содержится практически в каждой книге о городе и даже на гербе Гаврилов-Яма изображен почтовый колокольчик.
На самом деле, в городе никогда не было почтовой станции и почтовое отделение (вернее "Отделение связи") появилось после революции.

#14 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 10 февраля 2016 - 14:05

В книге Н.С. Борисова "Окрестности Ярославля" М. 1984г. на стр. 102 утверждается
Прикрепленный файл  102.JPG   73,67К   1 Количество загрузок:
"...Через село <Великое> не раз проезжал Петр I , шесть раз посещавший Ярославль. В Великом вам покажут дом, в котором, по преданию, останавливался Петр (ул. Ярославская, дом 18). Впрочем, великоселам есть за что упрекнуть царя: учрежденный им московско-архангельский тракт прошел через Шопшу, оставив Великое в стороне. Сам император, как свидетельствуют документы, возвращаясь из Вологды в Москву в 1723 году, уже предпочел ехать не чеез Великое, а через Шопшу..."

По обнаруженным документам, Петр I проезжал через Ярославль в 1693, 1694, 1702 и 1723 - т.е. четыре раза (если не считать туда и обратно за два раза).
Относительно его остановки в Великом и проезда через Шопшу автору этих строк не удалось найти никаких документов. Может, у кого есть свидетельств этих поездок?
Но главное, учреждение почтового тракта было чисто организационным мероприятием и не сопровождалось особыми дорожно-строительными работами. Почта строилась на основе уже существовавшей ямской гоньбы (очевидно, отсюда много путаницы с ямами, почтовыми станциями и пр.) и проходила по ямской дороге.

#15 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 10 февраля 2016 - 19:39

Прикрепленный файл  1844 обложка.JPG   18,37К   9 Количество загрузок:

Прикрепленный файл  1844 000_005.JPG   42,6К   12 Количество загрузок:

Прикрепленный файл  1844 Список.JPG   125,36К   57 Количество загрузок:



#16 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 10 февраля 2016 - 20:30

По "Почтовому дорожнику Российской Империи" 1908 года железная дорога в Ярославской губернии почти вытеснила почтовые станции

Прикрепленный файл  148.JPG   160,69К   46 Количество загрузок: Прикрепленный файл  149.JPG   94,15К   31 Количество загрузок:

однако они еще встречаются

Прикрепленный файл  036.JPG   181,28К   40 Количество загрузок:

#17 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 11 февраля 2016 - 13:37

Почтовые станции Ярославской губернии на 1800 год(по дороге от Москвы)
(Российский почт-календарь)

Дорога № 1 в Архангельск
Прикрепленный файл  000199_000009_004104845_005(1)Архангельск.jpg   84,35К   34 Количество загрузок:

Дорога №6 в Вологду
Прикрепленный файл  000199_000009_004104845_021(6)Вологда.jpg   82,72К   22 Количество загрузок:

Дорога б.н. в Кострому
Прикрепленный файл  000199_000009_004104845_056(бн)Кострома.jpg   78,13К   20 Количество загрузок:

Дорога № 41 в Ярославль
Прикрепленный файл  000199_000009_004104845_117(41)Ярославль.jpg   67,34К   28 Количество загрузок:

#18 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 11 февраля 2016 - 15:01

В 1886 году (по почтовому справочнику) еще значится Макаровская почтовая станция (участок Ростов - Ярославль), хотя железная дорога работает к этому времени более 15 лет
Прикрепленный файл  1886_00.jpg   234,81К   5 Количество загрузок: Прикрепленный файл  1886_Великое.jpg   283,42К   35 Количество загрузок:

#19 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 11 февраля 2016 - 18:38

Книга об истории почты и ее современном (1860 г. - почтовые станции в период расцвета) устройстве, с любопытным примечанием.

Прикрепленный файл  1860обложка.jpg   79,45К   10 Количество загрузок: Прикрепленный файл  Примечание.JPG   59,57К   19 Количество загрузок:

#20 Борис Лембик

Борис Лембик

    Угличское РКО

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 146 сообщений

Отправлено 11 февраля 2016 - 20:04

17 февраля в 16 часов в читальном зале ЦБ им. И.З. Сурикова - Юбилейное историко-краеведческое заседание: посвященное «185-летию со дня открытия (1831) в Угличе городской почтовой конторы вместо почтовой экспедиции». Телефон для справок: 2-02-38.

#21 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 11 февраля 2016 - 20:55

Просмотр сообщенияNikMur (20 декабря 2015 - 15:01) писал:

Дорогой от Москвы в Ярославль пользовались многие известные россияне.
В 1848 году проезжал от Ростова через Шопшу знаменитый русский драматург, знаток
купеческой жизни А. Н. Островский. В своем дневнике он записал:

«26 апреля. Туношна. 9-й час

Из Ростова выехали в 4-мчасу и верст пять ехали по берегу озера. Вся станция
удивительно живописна: то горки, то низины, изобильные дичью. В Шопшу приехали в
8-м часу. На постоялом дворе какая девочка-то - удивление. Разговаривали мы с ней часа
2. Молоденькая, белокуренькая, черты тоненькие, а какой голосок. Да выговор-то наш -
так и поет. Разговор начался так: Николай говорит: "Какая ты миленькая, да какая же
ты хорошенькая!" Она: "Ну уж, батюшка, какая есть". Я: "Да нам лучше-то и не надобно".
На это она только улыбнулась, да так мило, что другой даме недели в 4 перед зеркалом
не выучиться так улыбаться. Уж пела, пела она и про дела, и про пустяки, и про полотна,
которые она мастерица ткать, и про любовь, и про бар, и про мужиков [?]. Она улеглась

в одном отделении с нами, только через перегородку, с двумя братишками. Тут только
вспомнил Николай, что мы с ней не христосовались. Она говорит, что точно - не
христосовались и что похристосоваться очень можно. Отложили до завтра оттого, что
она уже раздета, и к нам нейдет и к себе не пускает.


27 апреля. Овсянники. 10-й час.

Из Шопши выехали в 6-м часу. Дорога еще разнообразнее, еще лучше. Не доезжая до
Ярославля верст за 8, открывается такой восхитительный вид - верст на 30 или больше
во все стороны, что невольно расчувствуешься. Ярославль - город, каких очень не
много в России…»


А. Н. Островский. Дневники 1845 - 1885 гг. по http://az.lib.ru/...


#22 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 12 февраля 2016 - 09:48

Почтовая станция в с. Шопша, вероятно, содержалась по "торговой системе" (т.е. сдавалась на содержание на определенный срок частному лицу). В 1833 году штабс-капитан Н. Нефедьев опубликовал объявление о продаже села (ЯГВ 1833 № 16), где, в частности, сказано:
"...Сверх сего имеются в селе: постоялые дворы, почтовая гоньба, что все представляется в пользу покупщика..."

#23 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 13 февраля 2016 - 09:31

Просмотр сообщенияЮлия Ульянова (07 февраля 2016 - 12:45) писал:

Генеральная карта Ярославской губернии с указанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояний между ними в верстах.

Данная карта Ярославской губернии, созданная в 1822 году, входит в "Географический атлас Российской империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского", включающий в себя 60 карт Российской империи. Атлас был составлен и выгравирован полковником В. П. Пядышевым и служит свидетельством того, насколько тщательно и подробно составлялись карты русскими военными картографами в первой четверти XIX века. На карте показаны населенные пункты (шесть типов в зависимости от размера), почтовые станции, монастыри, заводы, дороги (четыре типа), губернские и уездные границы. Расстояния указаны в верстах; верста была русской единицей измерения длины, равной 1,07 километра. https://www.wdl.org/...

Дорога от Углича до Ярославля. Четыре промежуточные почтовые станции: Харитоново, Новое, Арефино, Никульское.
Изображение

Почтовая карта 1808 года
Прикрепленный файл  Почтовая Яросл губ 1808.jpg   182,56К   32 Количество загрузок:

#24 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 13 февраля 2016 - 09:36

Почтовая карта 1871 года

Прикрепленный файл  ПочтоваяКарта1871_обл.jpg   59,82К   5 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  ПочтоваяКарта1871_Яр.jpg   162,17К   39 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  Знаки1871.JPG   106,7К   17 Количество загрузок:

#25 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 07 марта 2016 - 13:02

Почтовый конверт 1848.
Прикрепленный файл  1849.jpg   135,34К   10 Количество загрузок:
Прошедший почту в Ярославль княгине Варваре Николаевне Урусовой штемпельный конверт
В это время письма шли через почтовые станции

Почтовый конверт 1872
Прикрепленный файл  кн. В.Н. Урусову в село Селище (1).jpg   120,15К   10 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  кн. В.Н. Урусову в село Селище (2).jpg   91,29К   2 Количество загрузок:
Этот конверт, скорее всего, шел по железной дороге.(Селищи - усадьба В.Н. Урусовой около Шопши)
Ссылка получена от М.Б. Чебаненко

#26 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 15 апреля 2016 - 18:51

Просмотр сообщенияNikMur (07 февраля 2016 - 14:29) писал:

Открытие шоссе Москва - Ярославль
и связанные с этим изменения в расположении почтовых станций.

Шоссе Москва - Ярославль по одним данным было открыто 1 сентября 1845 г ("Военно-Статистическое обозрение Российской империи". Том IV, Часть 2.Ярославская губерния. - СПб., Департамент Генерального Штаба, 1851.-163 с.), по другим - в 1847 (ЯГВ 1850 № 39 30 сент). Очевидно, скорость движения повысилась и возникла необходимость в более частой смене лошадей.
26 августа 1847 года было опубликовано "распоряжение правительства за № 38,865 об учреждении на Московско-Ярославском шоссе в следующих местах: 1-й в 18 1/2 верстах от г. Ярославля, в д. Кормилицине на место бывшей в селе Шопше; 2-й в селе Макарове, Семибратове тоже в 19 1/2 верстах от д. Кормилицино и в 16 от г. Ростова; 3-й вместо Дертниковской в Заштатном г. Петровске в 21 верстах от Ростова, и 4 в д. Погост, Владимирской губернии в 18 1/2 верстах от Петровска, на которых открыта уже и почтовая гоньба" (ЯГВ №39 1847 Отдел первый)
Здесь с Погост - ныне Перелески (Ярославской обл)

PS: Теперь можно встретить утверждение, что  почтовая станция в Семибратове существовала со времен учреждения почты (даже в книге серии "Библиотека Ярославской семьи"). Однако это представляется неверным.

ЯГВ 1842 n 51

Прикрепленный файл  Ягв1842n51.JPG   61,05К   5 Количество загрузок:

  ... В приложении к смете объяснено, что по представленному В Министерство Внутренних Дел, вследствие предписания оного проекта, о порядке размещения Станций на вновь устроенном в Ярославской губернии Шоссе, дирекциею заведывающею сим Шоссе предположность сократить расстояние некоторых Станций, заключающих более 25 верст, и по сему  в С. Макарове назначена новая Станция, учреждения которой признано нужным, и потому еще, что объездные дороги заменяющие не конченное Шоссе весьма затруднительны для проезда. Число лошадей полагается то самое, которое содержится на соседственных Станциях и по ценам, существующим на ближайшей Станции в С. Шопше (по 174 р. сер. за лошадь: ) когда же получится новое разрешение на открытие новой Станции, то содержание 22 лошадей будет определено с торгов...

#27 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 18 мая 2016 - 06:46

Кто придумал русскую тройку ?

Символами русской почты 18-19 веков были: почтовая станция, почтовая тройка и почтовый колокольчик. Почтовая тройка превратилась затем в русскую тройку и стала теперь символом России.
В 1989 в "Северном рабочем" (номер от 22 сентября) была опубликована небольшая статья В. Храпченкова "...Ярославский расторопный мужик":

Прикрепленный файл  ср1989сен22_00.JPG   101,63К   6 Количество загрузок:
Прикрепленный файл  ср1989сен22_01.JPG   144,44К   3 Количество загрузок:
(фрагмент статьи)
В официальных документах тройка первый раз упоминается  3 ноября 1770 года (стр 137 А.Н. Вигилев "История отечественной почты" ч.2 - М., 1979г.)  Было это на линии Петербург - Нарва.

Однако, когда и где была изобретена тройка, сведений нет (или автору этих строк не удалось их обнаружить). С большой долей вероятности - это "почтовое" изобретение. Там нужна была высокая скорость (тройка развивает до 40 км/час), там были относительно хорошие почтовые дороги.

Если следовать утверждению Николая Васильевича Гоголя (за более чем 150 лет его никто не оспаривал), то тройка была придумана на ярославском участке первой внутренней почтовой линии.

Станции в Ярославской губернии: Дертники, г. Ростов, Шопша (уезд сначала Ростовский, затем Ярославский), г. Ярославль, Вокшерский Ям, г. Данилов, Пречистое.

Сообщение отредактировал NikMur: 19 мая 2016 - 10:03


#28 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 18 мая 2016 - 07:36

Прикрепленный файл  тройка.JPG   389,83К   2 Количество загрузок:

Русская тройка. Из фондов Центрального музея связи им А.С. Попова.

Сообщение отредактировал NikMur: 19 мая 2016 - 10:04


#29 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 05 июня 2016 - 10:32

Просмотр сообщенияМарина Чебаненко (03 июня 2016 - 21:28) писал:

РНБ. ЯЕВ № 14 от 4 апреля 1895 г. Ч. неофиц.

Дневник Преосвященного Арсения Верещагина, архиепископа Ярославского и Ростовского.


Год 1791-й.
Стр. 223
- 10. Генварь. В 9 часу вечера выехали на почтовых в Ростов. Приехали в 1-м часу по полуночи в Семибраты. Переменили коней и приехали в Ростов в 5-м часу. Но митрополита Платона  в Ростове уже не застали. Был он 10-го числа поутру для моления Ростовским чудотворцам, а вечером в 6 часу уже выехал с тремя архимандритами.  Мы побыв в Ростове два часа паки отправились в Ярославль.
- 11. Обедали в Семибратах у Никиты Вас. Досугова. Со мною были секретарь Муратов, канцелярист Петр Розов и два подъячих. Возок был новый и в него было заложено 6 лошадей да под кибитку пара. За 8 лошадей на 58 верст с возвратом плачено по 3 деньги за лошадь, итого 13 руб. 72 к., да прибавлено 40 коп., всего 14 руб. 12 коп.

Просмотр сообщенияNikMur (04 июня 2016 - 14:16) писал:

Выходит, что дорога на почтовых лошадях от Ярославля до Семибрат (около 45 верст) заняла 4 часа. От Семибрат до Ростова (около 15 верст), с учетом смены лошадей - те же 4 часа. И на обратном пути, до Семибрат добирались с примерно 7 часов (в Ростове были два часа) до обеда - это около 5 часов.
Что-то здесь не так?
Хотя, годом ранее, на пути из Белогостиц в Ярославль, ночевали в Шопше (стр 220)

Просмотр сообщенияМарина Чебаненко (04 июня 2016 - 17:28) писал:

В 1797 году дорога из Ярославля в Ростов заняла у Преосвященного Арсения 8+ часов. "Кормили лошадей в Шопше", по времени - середина пути. (ЯЕВ № 18 от 2 мая 1895 г. Ч. неофиц. – Стр. 276 )
Николай Валерьевич, думаете, что в 1791 году "Семибраты" - ошибка, а речь о Шопше?

Сообщение отредактировал NikMur: 05 июня 2016 - 10:33


#30 Marina S

Marina S

    Ветеран

  • Пользователи_
  • PipPipPipPipPip
  • 19 329 сообщений

Отправлено 08 июня 2016 - 10:31

А.А. Титов. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание. 1885 г.

Л. 20. До 1845 года Московско-Ярославского шоссе не существовало, а здесь пролегалъ такъ называемый Московско-Архангельскій почтовый трактъ, начало которому было положено Петромъ 1-мъ. … Въ это-то самое время онъ и велелъ учредить почту изъ Москвы черезъ Переяславль-Залесскій, Петровскъ, Ростовъ, Яролавль и Вологду въ Архангельскъ. Такимъ-то образомъ и было положено начало Московско-Архангельскому почтовому тракту.

http://dlib.rsl.ru/...

#31 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 08 июня 2016 - 15:01

Просмотр сообщенияMarina S (08 июня 2016 - 10:31) писал:

А.А. Титов. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание. 1885 г.

Л. 20. До 1845 года Московско-Ярославского шоссе не существовало, а здесь пролегалъ такъ называемый Московско-Архангельскій почтовый трактъ, начало которому было положено Петромъ 1-мъ. … Въ это-то самое время онъ и велелъ учредить почту изъ Москвы черезъ Переяславль-Залесскій, Петровскъ, Ростовъ, Яролавль и Вологду въ Архангельскъ. Такимъ-то образомъ и было положено начало Московско-Архангельскому почтовому тракту.

http://dlib.rsl.ru/...

Утверждение несколько неточное.

Просмотр сообщенияNikMur (05 февраля 2016 - 23:15) писал:

Первая внутренняя почта (Москва-Архангельск) была учреждена в 1693 году четырьмя указами за подписью Ивана V (старшего царя) и Петра I. Однако, в это время решения принимала мать Петра - царица Наталья Кирилловна Нарышкина. И создавалась почта на основе ямской гоньбы. (Подробно описано в книге И. П. Козловский. Первые почты и первые почтмейстеры в Московском государстве. - Варшава, 1913. Том 1, – 558 с., Том 2 – 606 с.) Т.е. роль Петра была не столь значительна, как это можно услышать теперь.

Подробнее история почты в наших местах в работе автора - http://shopshinskoe.ru/...

Дополнительно отметим, что каких-то дорожных работ к 1693 году не проводилось - использовалась та же дорога, что и для ямской гоньбы. Действительно, позднее - 18 мая 1702 года, Петр I приказал устроить большую дорогу от Москвы до Вологды. Однако были проведены только обмеры (см. стр. 36 А.Н. Вигилев "История отечественной почты" часть 2, М. 1979

#32 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 19 июня 2016 - 09:59

Балов А. "Березы по большим трактам в Ярославской губернии" "Земледельческая газета" 1897 N 34
Прикрепленный файл  ЗемледельческаяГазета 1896 34.jpg   394,2К   35 Количество загрузок:

#33 NikMur

NikMur

    Ветеран

  • Пользователи
  • PipPipPipPipPip
  • 885 сообщений

Отправлено 23 августа 2016 - 14:42

Просмотр сообщенияNikMur (23 августа 2016 - 14:13) писал:

Императрица Екатерина I в Шопше

ИзображениеИзображениеИзображение

http://нэб.рф/...
24 марта 1724 года
"... В 24-й день, на подставе в селе Шепецком яму дано дворянской жене Алене Микитиной дочери Тихменевой денег пять рублев, где её величесто изволила ночевать. Тогоже числа дано церкви Николая Чудотворца священнику Миките Михайлову с причетники четыре рубли..."
-----
Подстава - сменные лошади, размещенные на маршруте следования конного экипажа


#34 Marina S

Marina S

    Ветеран

  • Пользователи_
  • PipPipPipPipPip
  • 19 329 сообщений

Отправлено 24 августа 2016 - 06:08

Ярославский Губернские Ведомости. 1831 г. № 1.

Об уничтожении Почтового тракта от Ярославля к Угличу.
Почтовый Департамент в предписании Ярославской Губернской Почтовой Конторы изъяснил, что Почтовый тракт от Ярославля к Угличу, как излишний, по сношению Г. Главнокомандующего над Почтовым департаментом с Г, Управляющим Министерством Внутренних Дел, уничтожен, и отправление корреспонденции назначается из Ярославля чрез Рыбинск и Мышкин. О времени, с которого восприимет начало ход почт из Ярославля чрез Рыбинск и Мышкин, будет объявлено.

#35 Марина Чебаненко

Марина Чебаненко

    Ветеран

  • Ветераны
  • PipPipPipPipPip
  • 19 821 сообщений

Отправлено 24 августа 2016 - 12:36

ЯГВ № 42 от 18 декабря 1831 г. С. 1142.
О вызове желающих.
В 1832 году  4 и 5 числ генваря месяца имеют быть произведены при Ярославской Дворянской Опеке  1 и 2 торги на содержание по Ярославскому уезду с 1833 года впредь на три года почтовой гоньбы на станциях в селах: Шопше, Тимохине, а во время разлития вод в селе Туношне, и на поставку 10 лошадей для разъездов земской полиции; к явке на каковые сроки и приглашаются желающие торговаться.




Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

  Кольцо генеалогических сайтов Всероссийское Генеалогическое Древо
Яндекс цитирования