Необходимо признать - поиск родовых корней - чрезвычайно увлекательное занятие!
Но, возможно, все обстоит несколько проще, и в различных регионах России просто действовали одинаковые подходы при фамилеобразовании...?
Приблизительно так, как это описано в статье "Происхождение фамилий от мирских имен" –
http://baza.vgdru.co...pn31octg1dr5co2.
С введением христианства на Руси люди попали в затруднительное положение. Детей после рождения необходимо было крестить в церкви и давать церковное, каноническое имя из святцев. К основному имени, официальному, полученному при крещении, добавлялось второе, называемое «мирским» или некалендарным. Многие из них были просто именами собственными, другие возникали как прозвища. Имя обычно давалось ребенку любящими родителями, домашними, ближайшим окружением при рождении или в детстве. Прозвище – как правило, давалось подростку или уже взрослому человеку по его внутренним или внешним отличительным особенностям, обстоятельствам жизни, по каким-то аналогиям, по происхождению и другим мотивам односельчанами, соседями, друзьями, сослуживцами. Прозвище могло быть принадлежностью только одного человека, а могло быть родовым, которое передавалось из поколения в поколение.
Определить в наше время, к чему отнести, к имени или прозвищу фамилеобразующее слово бывает порой очень сложно, а то и вовсе невозможно. Иногда эту грань можно провести только интуитивно.
Двуименность была своеобразная дань древней славянской традиции. В старину на Руси каждый человек имел два имени (могло быть и больше), одно – тайное, только для него самого и близких людей, другое – ложное, для всех остальных. Второе имя служило для сокрытия основного, главного имени с целью ввести «злые силы» в заблуждение, сбить с толку, обмануть. «Ненастоящее» имя употреблялось, чтобы уберечься от «чужих», которые не должны были узнать истинного имени человека. Не имея ключа к сущности человека, причинить ему зло гораздо сложнее.
Во времена двоеверия, так называемого «языческого христианства», вплоть до XVII-XVIII вв. у каждого русского человека мирно уживались два имени. Так и писали в документах: «Серпень, зовомый Никифор» (Серпень – месяц август, т.е. рожденный в августе), «Вторуша, крещеная Аксинья» (Вторуша, т.е. рожденная из детей второй), «Волк Иван», «Балда Кондрат», «Раскоряка Василий» и т. д. Как видно, первое имя чисто русского происхождения с определенным значением, простое, понятное и зачастую уникальное и неповторимое. Неудивительно, что впоследствии фамильное прозвание потомков записывалось чаще всего от этого привычного мирского имени родоначальника.
Много было имен по названиям конкретных предметов и явлений, которые считались или использовались в качестве оберегов. Славянин полагал, что знанием тайной силы вещей можно обеспечить себе и своей семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Вся жизнь и окружение наших предков были пронизаны магически – заклинательной символикой. Одно из таких магических средств – обереги. К оберегам относятся чудесные предметы, вещи, даты (числа), пища, цвета, растения, заклинания, животные – все, что способствует достижению поставленной цели. Смысл оберега состоит в том, чтобы создать преграду между охраняемым объектом и опасностью, магически «закрыть» охраняемый объект, сделать его невидимым, нейтрализовать носителя опасности, нанести ему вред, уничтожить его, отогнать опасность или же наделить сам охраняемый объект защитными свойствами и способностью сопротивляться злу.
Защитная функция имени - оберега определялась по названному предмету, свойствам, которыми этот предмет наделен. Выбранное имя связывалось с названным предметом некоей таинственной и магической связью, способной предупредить, оградить и защитить своего носителя. Такие имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем, от нежелательной опасности, от болезней, от сглаза и всякой нечисти. Надо сказать, что
многие неблагозвучные, сердитые, ругательные и обидные имена на самом деле были словесными талисманами.
Имена, данные по названиям малоценных предметов, которые имелись в каждом доме, были
непривлекательны и не вызывали ни у кого зависти. Ведерка, Ложка, Черпак, Горшок, Телега, Щеколда, Кочерга, Косяк, Капля, Кошель, Мешок, Мочало, Струна, Труба, Чашка, Шапка, Шуба, Всячина.
«Профилактические» имена, служили противоядием, заклятием против тех недостатков, на которые указывали эти имена: Негодяй, Нелюбим, Неудача, Некрас, Невежа, Нехороший, Небогатый, Несчастье, Несмеян, Неупокой, Безобраз, Безум, Безпута (
имена с отрицательными приставками не-, без-), Золотуха, Краснуха, Горе, Беда, Печаль, Плохой, Дурак, Вырод, Блуд, Жадный, Оболдуй, Розгильдей и множество других. Так Дурак (Дураков, Дураковский, Дураченко, Дуров, Дурень, Дурасов, Дурило, Дуринов, Дурляй, Дурнов, Дурняга, Дурышкин и др.), в представлениях родителей, должен вырасти умным, Некрас – красивым. Небогатым или Безденежным назвали ребенка, чтобы оградить его от бедности, Нелюбом, чтобы пользовался у окружающих любовью. Имена Нехороший и Плохой призваны были сделать человека хорошим во всех отношениях. Невежа и Оболдуй, очевидно, не должны были стать невежами, грубиянами и оболтусами. Одна забота была у любящих родителей, дающих эти и подобные имена, чтобы названная в имени напасть не коснулась в жизни их чада и обошла стороной.
«Обманные» имена призваны были убедить чужих духов, что это «не тот» ребенок: Неведом, Ненаш, Неждан, Немир, Несвой, Найден, Находка, Продан, Куплен и другие.
Имена демонов давали детям, чтобы уберечься от них самих, так как считалось, что упоминание имени лишает демона могущества: Анчутка, Банник, Бес, Водяной, Ворогуша, Злыдня, Игоша, Леший, Лошак, Мора, Полевик, Сатана, Страх, Смерть, Черт, Чур, Шиш, Шишига.
Многие из мирских имен существовали в отдельных семьях на протяжении нескольких поколений, подчеркивая тем самым принадлежность человека к данному роду. С началом процесса образования фамилий именно мирские имена в первую очередь стали выполнять функции фамильных прозвищ, а, передаваясь из поколения в поколение, превратились сначала в уличные фамилии, а потом и в официальные.